Ассирийский царский список

Ассирийский царский список (АЦС) перечисляет имена ассирийских царей с начала до 722 года до н. э. Между 911 и 722 годами до н. э. АЦС можно сравнить со списком эпонимов[de], который относится к периоду с 911 по 649 год до н. э. и полностью в наличии. Во времена правления Салманасара IV, Ашшур-дана III, Ашшур-нирари V и Салманасара V список царей является в основном единственным источником; это также имеет решающее значение для правления Адад-нирари III. Вероятно, впервые он был составлен во время правления Шамши-Адада I, чтобы узаконить его восхождение на престол, а затем продолжился при более поздних правителях.

ТрадицияПравить

Есть два ассирийских царских списка. Один существует в пяти экземплярах, но все они имеют пробелы, три из которых очень плохо сохранились:

  • Хорсабадский царский список 1 (ХЦС 1)
  • Хорсабадский царский список 2 (ХЦС 2)
  • Список САСД (царский список Семинарии Адвентистов Седьмого Дня), заканчивается во время правления Салманасара V (726-722).
  • KAV 21+22, идёт от Тукульти-Нинуртв I до Тиглатпаласара II
  • KAV 23+24

Второй список известен только по единственному экземпляру (VAT 9812, Nasouhi 1927 или NaKL). В нём не указывается царствование и другой порядок правителей в период между Ишме-Даганом I и Кидин-Нинуа.

Списки основаны, по крайней мере частично, на старых оригиналах, которые уже были повреждены. Иногда писатели пытались восполнить пробелы, но не всегда с успехом. Иногда также отмечают хепи (ḫepi — сломанный).

Структура и содержаниеПравить

Первые 17 царей, «жившие в шатрах», появляются в двух параллельных столбцах без каких-либо подробностей. За ними следуют 10 царей, «которые были предками». Об этих правителях тоже ничего не известно, кроме их имён. Следующие 6 царей известны по кирпичным надписям, поэтому составители списка определили их с помощью квазиархеологических методов. Предположительно, их порядок более или менее случаен, тем более, что даты правления этих первых 33 царей до Илушумы неизвестны. О преемнике Илушумы Эришуме I сказано, что он правил туппишу (предположительно: менее года)[1].

Для более позднего периода царский список состоит из трёх столбцов, первый из которых в основном уничтожен. Он содержит имя одноимённого чиновника, которое часто можно добавить из списка эпонимов. Их офис указан во втором столбце. Со времён Шамши-Адада I также известны времена царствования правителей.

Абсолютные датировки и синхронизмыПравить

Абсолютная датировка основана на солнечном затмении в эпонимате[2] Бур-саггиле во время правления Ассур-дана III. По астрономическим подсчётам это произошло 15 июня 763 года. Также известно, что Шамши-Адад I умер на 17-м году правления Хаммурапи Вавилонского, но данные его правления не достоверны.

НадёжностьПравить

Список определённо ненадёжен для времени до Шу-нинуа и тем более до Шамши-Адада I. Два других царя, Пузур-Син и Ушпия, отсутствуют. Порядок не всегда правильный, а иногда неверно указывается отцовство. Порядок царей 18-25 мог быть обратным. Имена отцов были переданы от этих правителей. В списке VAT 9812 приведены другие имена царей между Ишме-Даганом I и Шу-нинуа. Рид предполагает, что эта часть списка была составлена ​​относительно без разбора из нескольких генеалогических списков, которые могут принадлежать конкурирующим династиям Ассура и Экаллатума намного позже, в центрально-ассирийский период, возможно, при Ашшур-убаллите I. Правители 1–26 царского списка, вероятно, представляют генеалогию Шамши-Адада I, правители 26–38 являются конкурирующей аккадской династией из Ашшура[3].

Иногда возникает подозрение, что переписчики неправильно добавили частично уничтоженные имена, как в случае с IB.TAR-Sin, что, возможно, соответствует отсутствующему Пузур-Сину.

ЛитератураПравить

  • Надав На'аман: Заявления о временах вавилонских и ассирийских царей и месопотамская хронология. В: Ирак 46,2, 1984, ISSN 0021-0889, стр. 115-123.
  • Пол Острём (ред.): Высокий, средний или низкий. Часть 3: Акты международного коллоквиума по абсолютной хронологии, проведённого в Гётеборгском университете 20–22 августа 1987 года (=Исследования по средиземноморской археологии и литературе. Карманный справочник, 80). Острём, Гётеборг 1989, ISBN 91-86098-94-2.
  • Дж. А. Бринкман: ​​Месопотамская хронология исторического периода. В: А. Лео Оппенгейм и др.: Месопотамия. Портрет мёртвой цивилизации. Исправленное издание, завершённое Эрикой Райнер. Издательство Чикагского университета, Чикаго и др. 1977, ISBN 0-226-63186-9, стр. 335-348.
  • Фридрих Делич: Ассирийские сочинения для чтения. 2, 928.
  • Х. Гаше и др.: Датировка падения Вавилона. Переоценка хронологии второго тысячелетия. Совместный проект Гент-Чикаго-Гарвард (История и окружающая среда Месопотамии, Серия 2: Мемуары 4). Гентский университет и Восточный институт Чикагского университета, Чикаго, штат Иллинойс, 1998 год, ISBN 1-88592-310-4.
  • Альберт Кирк Грейсон: Ассирийские царские надписи. Том 1: От начала до Ашур-реша-иши I. (Летописи древнего Ближнего Востока 1). Харрасовиц, Висбаден 1972 год, ISBN 3-447-01382-6.
  • Альберт Кирк Грейсон: Соперничество за власть в Ашуре. Надпись Пузур-Сина. В: Ежегодном обзоре проекта надписей Месопотамии 3, 1985 год, ISSN 0822-2525, стр. 9-14.
  • Питер Ян Кунихольм и др.: Анатолийские древовидные кольца и абсолютная хронология Восточного Средиземноморья, 2220–718 годы до н. э. В: Nature 381, 1996, ISSN 0028-0836, стр. 780-783.
  • У. Дж. Ламберт: Тукульти-Нинурта I и ассирийский царский список.. В: Ирак 38, 1976, стр. 85-94.
  • Альберт Тен Эйк Олмстед: Ассирийские хроники. В: Журнал Американского восточного общества 34, 1915, ISSN 0003-0279, стр. 344-368.
  • Джулиан Рид: Ассирийские царские списки, царские гробницы Ура и происхождение Инда. В: Журнал ближневосточных исследований 60,1, 2001, стр. 1-29.

Веб-ссылкиПравить

ПримечанияПравить

  1. Сравните подробное обсуждение в Роутоне 1959 года.
  2. Эпонимат — система эпонимного летоисчисления, применявшаяся на территории некоторых государств древней Южной Аравии.
  3. Альберт Кирк Грейсон: Ассирийские царские надписи. Том 1: От начала до Ашур-реша-иши I. (Летописи древнего Ближнего Востока 1). Харрасовиц, Висбаден 1972 год, ISBN 3-447-01382-6, S. 1.