Белорусская деловая газета

«Белорусская деловая газета» (белор. «Беларуская дзелавая газета»; «рус. БДГ. Деловая газета») — белорусская общественно-политическая газета, основанная в 1992 году. Неизменным главным редактором был Пётр Марцев. Учредителем и издателем «БДГ» являлась издательское частное унитарное предприятие «Марат», газета позиционировала себя как «ежедневное независимое издание деловых и политических кругов Белоруссии»; объективно была одним из наиболее авторитетных независимых СМИ страны. За время деятельности «БДГ» неоднократно предпринимались попытки приостановить её выпуск по разным причинам, однако каждый раз выпуск издания восстанавливался.

«Белорусская деловая газета»
Оригинальное
название
«белор. Беларуская дзелавая газета»
Тип ежедневник
Формат газета
Главный редактор Пётр Марцев
Основана 1992
Прекращение публикаций 2006
Политическая принадлежность оппозиционна к Александру Лукашенко
Язык русский
Главный офис Минск, ул. Чкалова, 12, к. 403
Тираж ~70000
Веб-сайт bdg.by

Редакторство Светланы КалинкинойПравить

В 2003 году на пост редактора заступила Светлана Калинкина[1]. В газете стали публиковаться репортажи и статьи, критикующие правительство Лукашенко, в том числе серия материалов о суде над экс-директором концерна «Белгоспищепром» Виктором Казеко, коррупционном процессе над бывшим директором Минского тракторного завода Михаилом Леоновым и читательский опрос, должен ли народ разрешить Лукашенко использовать свой президентский самолёт для личного пользования[2]. Статьи репортёра Ирины Халип о коррупции в среде официальных властей привели к кратковременному приостановлению печати газеты за «оскорбление чести и достоинства президента»[3].

3 июня 2003 года вышел совместный номер «Белорусской деловой газеты» и «Салідарнасці  (белор.)»: таким образом редакция «Салідарнасці  (белор.)» поддержала «БДГ», которую запрещали власти[4].

Вскоре газета была подвергнута и официальной кампании преследования: «политически мотивированные налоговые проверки, угрозы убийства и задержания»[5]. Министерство информации Республики Беларусь начало запугивать типографии, которые бы согласилась печатать газету, что вынудило «БДГ» переехать печататься в российском Смоленске[1].

В 2004 году Комитет защиты журналистов наградил Калинкину Международной премией за свободу прессы, совершив «признание мужественной журналистики»[6] за её работу с «БДГ»[1]. Комитет высоко оценил её «критическое освещение различных злоупотреблений со стороны правительства» под угрозой «юридических и бюрократических преследований со стороны белорусских властей на протяжении ряда лет»[7].

Наши дниПравить

Газета прекратила выход в связи с запретом печататься в белорусских типографиях и распространения через РУП «Белпочта» и РУП «Белсоюзпечать  (белор.)» в 2006 году; в то время еженедельный тираж составлял 65–70 тысяч экземпляров[8].

Сегодня существует интернет-версия издания «БДГ Деловая газета».

НаградыПравить

В 2001 году издание получило премию имени Герда Буцериуса «Свободная пресса Восточной Европы»[9].

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 2004 IPFA Svetlana Kalinkina. Комитет защиты журналистов (2004). Дата обращения: 1 февраля 2012.
  2. CPJ calls on government to allow newspaper to resume publication. Международная ассоциация по защите свободы слова (2 июня 2003). Дата обращения: 1 февраля 2012.
  3. Iryna Khalip, Belarus (недоступная ссылка). International Women's Media Foundation (2010). Дата обращения: 1 февраля 2012. Архивировано 10 марта 2012 года.
  4. Сьвірко, Юры "БЕЛОРУССКАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА” БУДЗЕ ВЫХОДЗІЦЬ ПАД РОЗНЫМІ ШАПКАМІ (белор.). Радио «Свобода» (3 июня 2003). Дата обращения: 6 марта 2021. Архивировано 6 марта 2021 года.
  5. Heroes of Press Freedom, The Washington Post (23 ноября 2004). Архивировано 18 сентября 2012 года. Дата обращения 1 февраля 2012.
  6. CPJ International Press Freedom Awards 2011. Комитет защиты журналистов (2011). Дата обращения: 17 января 2012.
  7. CPJ to Present Annual Press Freedom Awards. Комитет защиты журналистов (2004). Дата обращения: 1 февраля 2012.
  8. With election nearing, Belarussians crack down (англ.), The New York Times (13 March 2006). Дата обращения 1 февраля 2012.
  9. Preisträger 2001. ZEIT-Stiftung.

Полезные ссылкиПравить