Открыть главное меню

Платный троллинг — действия организованных групп интернет-пользователей, за денежное вознаграждение занимающихся формированием общественного мнения в определённом направлении[1] и манипуляциями общественным мнением в Интернете. Используются обычно в политических целях, зачастую правительствами, и имеют разные названия в зависимости от страны или организации, которую представляют (и которая оплачивает их услуги): в России — «кремлеботы», «веб-бригады», «бригадники»[2], «ольгинские тролли», «фабрики троллей», в Китае — «умаодан», в Израиле — «хасбара»[3].

В задачи групп могут входить создание тем и сообщений на интернет-форумах, постов и комментариев в блогах и социальных сетях, оставление комментариев на страницах интернет-СМИ, зачастую в форме агрессивного троллинга оппонентов.

РоссияПравить

История созданияПравить

Как полагает российский политический технолог С. А. Белковский, специально обученная «бригада» была создана в 2000—2001 годах и не являлась тогда ещё многочисленной[4]. По мнению Белковского, функции этой бригады состояли в том, чтобы «путём комментариев в блогах и в форумах под статьями дискредитировать неудобную для власти позицию или тексты»[4].

Согласно опубликованной в 2003 году в журнале «Вестник Онлайн» статье «Виртуальное око старшего брата» журналистов А. Полянской[прим. 1] и А. Кривова[прим. 2] и программиста-аналитика И. Ломко[прим. 3], «веб-бригадам» («бригадникам») уже в то время были «характерны особенности и общие черты, не свойственные никаким другим участникам дискуссий»[2]:

  • «круглосуточное присутствие на форумах»
  • «пластичность идеологии, всегда совпадающей с государственной»
  • «безграничная преданность Путину и его окружению»
  • «почтение и преклонение перед ВЧК-КГБ-ФСБ-РПЦ»

По утверждению президента исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаила Тульского, в 2005 году заместитель руководителя администрации президента России Владислав Сурков разработал план противодействия «цветной угрозе», частью которого стало создание групп блогеров, «каждая из которых была прикреплена к какому-то ЖЖ-сообществу или оппозиционному сайту»[4].

В январе 2006 года обозреватель «Новой газеты» и редактор сайта о специальных органах Agentura.ru А. А. Солдатов в эфире передачи «Полный Альбац» (ведущая — Евгения Альбац) на «Эхо Москвы» заявил: «Я не думаю, что это придумка. <…> Я думаю, что сложно чётко сказать, при каких управлениях точно эти люди существуют — там разные структуры называют, называют Центр информационной безопасности… у нас были две структуры, которые занимаются Интернетом — ФАПСИ и ФСБ. Потом, когда ФАПСИ не стало, то главная такая структура, о которой все забыли, это так называемый „Третий главк“, назывался он Главное управление радиоэлектронной разведки на средствах связи…»[5].

В августе 2008 года Солдатов в программе «Точка» радио «Эхо Москвы» заявил, что мнение о «косности спецслужб, не рассматривающих Интернет как сферу влияния» является ошибочным. Согласно проведённому в эфире опросу, 93 % слушателей программы верят в агентов влияния на сайтах, форумах и блогах[6].

В ноябре 2008 года автор статьи в журнале «Компьютерра» Киви Бёрд предположил, что российские специальные службы в русском сегменте Википедии «наверняка занимаются» редактированием статей в своих интересах по примеру англо-американских спецслужб[7].

В феврале 2009 года Татьяна Корчневая сделала в своём блоге в Живом Журнале заявление[8], что являлась членом группы, действующей методами, приписываемыми веб-бригадам, однако с абсолютно другими целями: вместо того чтобы поддерживать Путина, члены группы вступали в дискуссии с противниками оппозиции, используя множество ников[9].

В сентябре 2009 года информационное агентство «Новый регион» писало[4]:

С начала нулевых годов, когда замглавой администрации Кремля Владиславом Сурковым была объявлена всеобщая мобилизация на борьбу с «оранжизмом», в Рунете одномоментно появились люди, которые стали гневно «комментить» статьи оппозиционных авторов и выражать восторг в адрес властей предержащих. Владельцы популярных сетевых дневников и оппозиционных сайтов, на которых существует «обратная связь», столкнулись с тем, что после каждого «критического поста» к ним стали набегать «орды» неизвестных «блогеров» и «гадить в комментах». «Россия встает с колен! А тот, кто этого не видит, тот пиндос, какол, или грызун!», — самая распространённая запись с форумов РИА «Новый Регион». «При Путине бардак закончился и только такие враги России как ВЫ не замечают этого», — пишут посетители «либеральных сайтов», таких, например, как «Радио Свобода».

При этом в 2015 году Антон Носик заявил о неэффективности платного проправительственного троллинга.[10]

Техническое и программное обеспечениеПравить

Одним из основных признаков веб-бригад является использование бригадниками для своей «работы» в интернете специального программного обеспечения, создающего одновременно в наиболее популярных соцсетях миллионы ложных «сообщений» одновременно от тысяч и более ложных «виртуальных людей»[11]. Именно эта лживая «массовость» и является главным, что отличает бригадника от обычного пользователя интернета, имеющего право высказывать своё личное мнение в интернете. Используя специальное программное обеспечение, бригадники целенаправленно вытесняют из соцсетей реальных людей[12], заменяя их ложными «массами» и по сути навязывают обществу гигантскую ложь о якобы «существовании» несуществующего на самом деле «подавляющего общественного мнения» по тому или иному вопросу общественной жизни[11].

Объекты атакПравить

Онлайн СМИПравить

Директор сайта Грани.ру Юлия Березовская выразила убеждённость в том, что форум сайта подвергается воздействию «веб-бригад»[6]. Как считает Михаил Тульский, объектами атаки становились сайт Grani.ru, сайт «Радио Свободы» и все форумы оппозиционных ресурсов.

В мае 2014 года журналист британской газеты «Гардиан» Крис Эллиот сообщила о том, что модераторы её веб-сайта убеждены в наличии организованной группы про-кремлёвских активистов, оставляющих провокационные комментарии к материалам сайта[13]. В том же месяце журналист Илья Клишин в своей колонке в газете «Ведомости» сообщил со ссылкой на источники, близкие к администрации Президента РФ о начале работы «гнезда троллей», ориентированного на «внешнее направление» — онлайн-СМИ и социальные сети, популярные у американской и европейской аудитории[14].

Внештатный корреспондент «Радио Свобода» в Латвии и Эстонии Мария Кугель отметила, что в августе 2014 года по заказу центра стратегических коммуникаций НАТО Stratcom Латвийским институтом внешней политики было проведено исследование сайтов ряда латвийских СМИ. За две недели 6 тыс. из 200 тыс. комментариев (3 %) были оставлены троллями с одного IP-адреса; ряд комментариев на латышском языке были составлены с помощью Google translate[15].

Facebok и TwitterПравить

В ноябре 2016 года начались президентские выборы в США. 8 ноября 2016 года Дональд Трамп одержал победу, заполучив 304 голоса выборщиков. В следствие этого, в стране начались массовые протесты и митинги. Министерство внутренней безопасности США провело расследование и объявило о предполагаемом влиянии «фабрики троллей» на предвыборную гонку. По данным отчётов Facebook и Twitter, связанным с покупкой рекламы и прочей активностью в данный период, наибольшая активность проявлялась бот-аккаунтами с российским IP. По данным Министерства внутренней безопасности США, «фабрика троллей» скупила более 2000 аккаунтов в социальных сетях и потратила около $2 млн, которые были замечены в публикации рекламы и постов политического характера, направленной в пользу Трампа.[16]

Рускоязычная википедияПравить

В феврале 2019 года Михаил Грузнов, сооснователь цифрового издательства «Викифай» заметил подозрительный аккаунт, делающий правки с положительной характеристикой для губернаторов регионов РФ и некоторых чиновников и негативные критические правки для независимых политиков, общественных деятелей, журналистов и организаций, спустя время таких аккаунтов становилось все больше. Начиная с февраля эти учетные записи начали подавать заявки на статус автопатрулируемых и патрулирующих (то есть тех, которые могут вносить автоматически одобряемые правки, и тех, кто в дополнение к этому может одобрять правки других участников). Несколько — в том числе Oldfishkeeper — вскоре получили статус автопатрулируемых и подали заявки на получение следующего статуса — патрулирующих. До получения этих статусов с одобрением правок им помогали учетные записи, созданные достаточно давно: с 2007 по 2013 год. [17]

Грузнов предположил, что эти записи могут действовать в связке: старые учетные записи помогают новым одобрять правки, в том числе нейтральные, сделанные, чтобы «размыть» ангажированные политические дополнения к статьям — негативные про оппозицию и позитивные про чиновников и важные государственные проекты. По мнению Грузнова, они могут координировать свои действия в приватных беседах, что не поощряется вики-сообществом: считается, что обсуждение статей и правок должно проходить публично на площадке самой «Википедии», на виду и с участием всех редакторов «Википедии».[18]

2 июля Михаил Грузнов подал заявку на проверку 12 учетных записей, которые он подозревает в координированной деятельности по дискредитации оппозиции и восхвалению властей. Грузнов обратился к чекюзерам «Википедии» с просьбой проверить, не связаны ли между собой 12 подозрительных учетных записей.[19][20]

Вечером 4 июля в заявке появился вердикт[21] чекюзеров. Они в целом подтвердили догадки Грузнова: восемь из 12 названных им учетных записей, со слов чекюзеров, разные люди, но «офф-вики координирующие свои действия и как минимум в одном случае, похоже, имеющие доступ к паролям друг друга» При подведении итогов семь из 12 записей из заявки Грузнова оказались забанены по итогам проверки. [22][23].

ЦелиПравить

Полянская, Кривов и Ломоко утверждали в статье «Виртуальное око старшего брата» (2003)[2], что члены «веб-бригад» распространяют следующие идейные ценности:

Также, по мнению авторов статьи, главными врагами «веб-бригады» являются сторонники оппозиционных взглядов, чеченцы, европейцы, американцы, евреи. А особый предмет ненависти — российская либеральная интеллигенция[прим. 4], бывшие диссиденты, независимые журналисты и правозащитное движение, а также отдельные особо ненавистные личности, такие, как С. Ковалев, Е. Боннэр, А. Бабицкий, А. Политковская, Г. Пасько, В. Шендерович, В. Новодворская и другие люди, известные своим критическим отношением к путинизму[2].

ООО «Агентство интернет-исследований»Править

Примером веб-бригады является ООО «Агентство интернет-исследований», также известное как «ольгинские тролли» и «фабрика троллей»[24][25]. Корреспондент «Радио Свобода» в Санкт-Петербурге Виктор Резунков[26] и журналист газеты «Коммерсантъ» Григорий Туманов[27] выяснили, что согласно ЕГРЮЛ генеральным директором фирмы является отставной полковник милиции Михаил Быстров, но при этом у неё нет действующих контактов в открытом доступе, а указанный в ЕГРЮЛ мобильный телефон принадлежит бывшему сотруднику.

СМИ связывали работу фабрики троллей с петербургским миллиардером Евгением Пригожиным и его компанией «Главсеть» (с июля 2015 года туда с ул. Савушкина, 55 переехали «Интернет-исследования»[28]. По этому адресу располагался целый ряд интернет-изданий («Невские новости», «Федеральное агентство новостей», «Экономика сегодня», «Народные новости»), которые журнал РБК назвал "фабрикой медиа"[29][26]). В сентябре «Интернет-исследования» присоединились к ООО «Тека»[30][31]..

В Петербурге и Москве в специально оборудованных офисах орудуют интернет-тролли, которые хвалят Сергея Собянина и Владимира Путина, ругают Алексея Навального, Америку и защищают Сирию.

В обязанности сотрудника входит написание не менее пяти «провластных» комментариев в день на политические темы в соответствии с выдаваемым начальством техзаданием (по данным Туманова подробно разъясняющее содержание поста[30]), а также, по данным журналиста «Коммерсантъ» Анны Пушкарской, ведение собственного блога на заданные темы[24].

В организации, по данным полученным главным редактором сайта «Радио Свобода» Дмитрием Волчеком в беседе с блогером Маратом Буркхардом, проводятся уроки «политинформации» и экзамены по идеологии. В организации есть отделы «Живого Журнала», Facebook, новостей, отделы создания видеороликов и демотиваторов. Также есть отделы на английском и украинском языках, занятые комментирование на сайтах иностранных СМИ. В ходе своей работы комментаторы работали на российских провинциальных форумах, устраивая заранее срежиссированные дискуссии. В написанных ими комментариях должны были быть указаны ключевые слова (теги), которые нельзя спрягать и склонять. Иногда исходный текст публикуется в ЖЖ, после чего начинается размещаться на форумах, в случае необходимости — с подтверждающими ссылками на СМИ[32].

Среди комментируемых тем согласно словам бывших сотрудников (Ольга Мальцева, Людмила Савчук, Марат Буркхард, Татьяна Н., Антон Н., Лена Н.) и техзаданиям были деятельность президента РФ Владимира Путина, вооружённый конфликт на востоке Украины, убийство Бориса Немцова, гражданская война в Сирии[26][30][32].

Согласно свидетельствам бывших сотрудников, с IP-адреса «Интернет-исследований» (был сфотографирован Ольгой Мальцевой для судебных заседаний) управляли и другими проектами[33].

По данным сайта Meduza в ноябре 2015 года был создан ныне не действующий сайт whoiswhos.me, скопировавший функционал и содержание у сайта Wikiblogger («классифицировал» блогеров и собирал информацию о них, обещая выплачивать 500 рублей за информацию о пишущих «пессимистичные» или «злобные» посты. Сайт был заблокирован Роскомнадзором в ноябре 2015 года за «многочисленные нарушения закона о персональных данных»). На нём публиковались имена и адреса петербургских оппозиционеров и комментаторов, критически отзывавшихся о властях в соцсетях. Некоторые из них впоследствии подвергались физическим нападениям[31][34]. Деятельность сайта привлекала внимание петербургских и российских депутатов. По данным издания «Фонтанка.ру», «фабрика троллей» также администрировала сайт whoiswho.com.ua, где размещалась аналогичная информация об украинских политиках, а украинский сайт в итоге переехал на домен .org, созданный в конце 2015 года[30].

ЗарплатаПравить

Бывшая сотрудница Людмила Савчук озвучивала заработную плату в ООО «Интернет-исследования» по состоянию на 2015 год: 30 тыс. рублей — для копирайтера, 40—50 тыс. рублей в месяц для простого комментатора[24], 60 тыс. рублей — для знающего иностранные языки, 70-80 для руководства. По данным Волчека заработную плату комментаторам выплачивали при выполнении нормы — оставлении 135 комментариев (не менее 200 знаков) за 12 часовую смену[32].

Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков в связи с выходом на сайте газеты New York Times статьи журналиста издания Адриана Чена (англ.) о существовании в Санкт-Петербурге «фабрики интернет-троллей», заявлял, что Кремль не сотрудничает с Агентством интернет-исследований, о существовании которого им неизвестно[35].

Политический технолог Станислав Белковский и президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский оценивали заработную плату участника бригады от одной до пяти тысяч долларов США в месяц[4].

Судебные искиПравить

Самый знаменитый участник «фабрики троллей» — Людмила Савчук, требовавшая через суд выплаты заработной платы и возмещения морального вреда от своего бывшего работодателя ООО «Интернет-исследования».[36] Она устроилась на работу по объявлению в интернете, предлагавшем заниматься написанием комментариев и постов в интернете на заданную тему. Трудовая деятельность шла посменно, по 12 часов[24]. Единственным подписанным документом при устройстве стала подписка о неразглашении в СМИ информации о деятельности компании. В обязанности сотрудницы входило написание не менее пяти «провластных» комментариев в день на политические темы в соответствии с выдаваемым начальством техзаданием, а также ведение собственного блога на заданные темы[24] 17 августа суд удовлетворил иск Савчук, «Интернет исследования» официально оформила контракт и выплатила ей долги по зарплате, а также выплатила 1 руб. моральной компенсации. Сама Савчук и её юристы из «Команды 29» главным успехом посчитали публичное предание огласке деятельности «фабрики троллей[24]».

В июне 2016 года в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга начался процесс по искам петербургского миллиардера Евгения Пригожина к «Яндексу»[37]. Заявитель требовал удалить из поисковика ссылки на публикации ФБК (писавшего о проблемах с выигранными фирмами Пригожина подрядах у Минобороны РФ) и Фонтанки (писавшей о финансировании предпринимателем деятельности фабрики троллей). Освещение в СМИ привело к эффекту Стрейзанд[38][39]. В дальнейшем он отказался от иска[40].

В августе 2016 года бывшая сотрудница «Интернет-исследований» и «Теки» Ольга Мальцева подала иск к компаниям в Невский районный суд Санкт-Петербурга, представляемая юристами «Команды 29». Она потребовала выплатить ей 300 тысяч рублей как задолженность по пособию по уходу за ребёнком и 50 тысяч в качестве компенсации морального вреда. В суд были переданы ряд техзаданий и скриншоты внутренней переписки сотрудников в Telegram[30]. Представители «фабрики троллей» на судебные заседания не приходили[41]. 22 февраля 2017 год суд отклонил поданный иск[42].

В октябре 2016 года по итогам проверки деятельности компании ООО «Интернет-исследования» правоохранительные органы нашли признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество)[43].

В сентябре 2017 года представители социальной сети Facebook сообщили, что фабрика троллей с июня 2015 по май 2017 года через 500 управляемых акаунтов потратила 100 000 долл. на распространение политической рекламы (по вопросам расовых тем, прав сексуальных меньшинств, права на ношение оружия и других). Связанные с ней учётные записи были уничтожены, так как противоречили внутренним правилам соцсети.[44]

КитайПравить

Основная статья: Умаодан

ИзраильПравить

Основная статья: Хасбара
  Внешние изображения
Израильские студенты работают над темой Israel under fire
  http://www.jns.org/latest-articles/2014/7/15/israeli-college-students-wage-a-social-media-battle-over-jewish-states-image

Организации по коллективной работе в соцсетях появились во многих израильских университетах с 2012 года. Оформленные под ситуационные центры пиар-комнаты заполнены студентами, которые круглосуточно сменяются за компьютерами и распространяют информацию по указаниям израильской армии[3].

СШАПравить

В США проект, получивший название «Честный голос» (англ. Operation Earnest Voice), управляется непосредственно Центральным командованием вооружённых сил[45].

Издание РБК со ссылкой на британскую The Guardian пишет, что армия США в скором будущем будет оснащена специальным программным обеспечением, ориентированным на проведение проамериканской пропаганды через социальные сети и различные блоги. Данная технология сделает возможным вести секретную блогерскую деятельность на зарубежных сайтах. Например, такое ПО будет противодействовать распространению пропаганды за пределами США, поможет кампаниям по дезинформации или хакерским атакам. В рамках этой программы будут создаваться вымышленные виртуальные личности в Twitter, Facebook и других соцсетях, которые по всем внешним признакам будут казаться обычными пользователями из разных стран и иметь убедительную легенду. Под контролем одного военного будет до десяти онлайн-персонажей[46].

Согласно заявлению генерального директора агентства Associated Press Тома Керли изданию «The Huffington Post», администрация Буша превратила американские войска в глобальную пропагандистскую машину, вводя жёсткие ограничения для журналистов, стремящихся дать общественности правдивую информацию о войнах в Ираке и Афганистане. Согласно расследованиям АП на службе у Пентагона находятся до 27000 преданных сотрудников, которые отвечают исключительно за связь с общественностью. На их содержание Пентагон тратит как минимум 4,7 миллиарда долларов в год[47].

ВеликобританияПравить

Основная статья: Cambridge Analytica

«Cambridge Analytica» — британская компания, оказавшаяся в центре скандала о крупной утечке личных данных из сети Facebook и вмешательстве в выборы по всему миру[48].

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

  1. Петербургский журналист, участник демократического и правозащитного движения. В 1993—1998 годах — помощник депутата Государственной думы Г. В. Старовойтовой. Была ведущей публицистической программы «Альтернатива» на телевидение Санкт-Петербурга, корреспондентом радио Русской службы Би-би-си, а также печаталась в различных российских и западных изданиях. С 1998 года проживает в Париже.
  2. Бывший советский диссидент, сотрудник с первого дня основания диссидентского журнала «Гласность» С. И. Григорьянца. Имеет образование историк. Являлся одним из руководителей независимой московской группы «Доверие». С 1988 года живёт во Франции.
  3. Окончил физический факультет МГПИ. Был учителем в школе, научным сотрудником. Переквалифицировался в программиста. В 1991 с вместе с семьёй эмигрировал в США и в настоящее время проживает в Нью-Йорке, где работает в финансовой компании в качестве программиста-аналитика
  4. На жаргоне веб-бригад — «либерасты» (образовано путём словослияния слов «либерал» и «педераст»).
  1. Александр Винниченко - Профессия - тролль. Сколько платят за подрыв чужой репутации
  2. 1 2 3 4 Полянская А., Кривов А., Ломко И. Виртуальное око старшего брата // Вестник online, № 9 (320), 30 апреля 2003
  3. 1 2 Dmitriy Shapiro. Israel Making Positive Strides in Uphill Battle on the Information Front. // The Algemeiner, 1 августа 2014. (англ.)
  4. 1 2 3 4 5 Кто постит ночью в чужом ЖЖ: «Пиндосы сосут! Россия встает с колен»? ОПРОС «НР» // Новый регион, 11 сентября 2009
  5. Контроль за Интернетом: как это происходит? Программа «Полный Альбац» // Эхо Москвы, 22 января 2006
  6. 1 2 Агенты влияния на интернет-форумах. Программа «Точка» // Эхо Москвы, 3 августа 2008
  7. Правда всегда одна? // Компьютерра, 26 ноября 2008
  8. Заявление Татьяны Корчневой, Живой Журнал, Февраль 24, 2009.
  9. Елена КалашниковаКак клонировали «дочку» Каспарова // Дни.ру, 29.02.2009
  10. Андрей Сошников - толица политического троллинга
  11. 1 2 Алимов М. Пятая колонна Интернета, или что такое Астротурфинг? // Делоовая неделя, 29.09.2008
  12. Джордж Монбио Необходимость защитить интернет от «астротурфинга» приобретает все большую актуальность // The Guardian, 18.03.2011
  13. Клишин И. С. Лайки на Запад // Ведомости, 21.05.2014
  14. Мария Кугель. «Он не живой, просто его много» «Радио Свобода», 31.08.2015
  15. Расследование РБК: как «фабрика троллей» поработала на выборах в США, Журнал РБК. Дата обращения 24 ноября 2017.
  16. Русская 'Википедия' заблокировала 12 редакторов за деятельность по дискредитации оппозиции и восхвалению властей. Эхо Москвы. Дата обращения 7 июля 2019.
  17. 12 злобных редакторов. Русская «Википедия» заблокировала сообщество авторов, которые хвалили губернаторов и критиковали оппозицию. meduza.io (5 июля 2019). Дата обращения 21 июля 2019.
  18. «Википедия» заблокировала группу провластных авторов. Ведомости (5 июля 2019). Дата обращения 7 июля 2019.
  19. Статистика в заявке на проверку 12 учёток. Google Docs. Дата обращения 7 июля 2019.
  20. Википедия:Проверка участников/12 редакторов (рус.) // Википедия. — 2019-07-06.
  21. «Фабрика троллей» добралась и до русскоязычной «Википедии» | Новые Известия. newizv.ru. Дата обращения 7 июля 2019.
  22. «Википедия» заблокировала группу учетных записей, хваливших губернаторов и критиковавших оппозицию. Новая газета - Novayagazeta.ru. Дата обращения 7 июля 2019.
  23. 1 2 3 4 5 6 Анна Пушкарская. Комментариям начислили зарплату Газета «Коммерсантъ» № 148 от 18.08.2015, стр. 5
  24. 1 2 3 Виктор Резунков. Они любят Путина 12 часов подряд «Радио Свобода», 14.03.2015
  25. Григорий Туманов. Троллевые игры «Коммерсантъ», 28.05.2015
  26. Светлана Гаврилина Игры «ольгинских троллей» // «Независимая газета», 9 июля 2015
  27. Андрей Захаров, Полина Русяева. [Расследование РБК: как из "фабрики троллей" выросла "фабрика медиа"] "РБК", № 4, 2017
  28. 1 2 3 4 5 Григорий Туманов. Бывшие тролли судятся с действующими «Коммерсантъ», 17.08.2016
  29. 1 2 Павел Мерзликин. «Мы ничего не связываем, мы обладаем точными данными» Главред «Фонтанки» Александр Горшков — об избиении активистов и слежке за журналистами // «Meduza», 21.06.2016
  30. 1 2 3 Дмитрий Волчек. Безумие кремлевских троллей «Радио Свобода», 21.03.2015
  31. Виктор Резунков. Побег с «фабрики троллей» «Радио Свобода», 06.09.2016
  32. Павел Мерзликин. Нападения на оппозиционеров в Петербурге «Медуза» разыскала активистов, которых неизвестные избили за публикации в соцсетях «Meduza», 08.06.2016
  33. «Ольгинские тролли» не явились в суд со своей бывшей сотрудницей // Фонтанка.ру, 01.06.2015
  34. Нелюбимые темы Евгения Пригожина. Фонтанка.ру. Дата обращения 10 июня 2016.
  35. Право на забвение Евгения Пригожина Что хочет скрыть о себе ресторатор, обслуживавший президентов России «Meduza», 09.06.2016
  36. Евгений Пригожин встречает Барбру Стрейзанд. Ведомости (5 июня 2016). Дата обращения 10 июня 2016.
  37. Миллиардер Пригожин отказался от исков к «Яндексу» «Meduza», 17.08.2016
  38. «Тролли» из Ольгино ушли в тень, Росбалт. Дата обращения 3 февраля 2017.
  39. Владимир Изотов. Петербургская «фабрика троллей» пока берет реванш «DW», 22.02.2017
  40. Анастасия Берсенева. «Фабрику троллей» троллят за мошенничество Газета «Коммерсантъ» № 192 от 15.10.2016, стр. 3
  41. Михаил Бушуев. Зачем русским ботам реклама в Facebook и при чём тут выборы в США «Deutsche Welle», 07.09.2017
  42. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated1 не указан текст
  43. США готовят операцию по манипулированию социальными сетями:: Статьи:: РБК daily
  44. JOHN HANNA. AP CEO: Bush Turned Military Into Propaganda Machine (англ.). The Huffington Post (03/09/2009). Дата обращения 21 мая 2015. Архивировано 10 марта 2016 года.

ЛитератураПравить

СсылкиПравить