Открыть главное меню

Джинсá — журналистский термин, подразумевающий умышленное размещение скрытой рекламы или антирекламы под видом авторского материала.

ЗначениеПравить

Существует несколько видов классификации джинсы.

Так журналист украинского интернет-издания «Телекритика (укр.)» и ведущий ток-шоу «Громадська хвиля» на радиостанции «Громадське радіо» Андрей Сайчук в рамках политической джинсы выделяет следующие материалы[1]:

  • Статьи или сюжеты, созданные при участии пресс-служб политических партий и политиков. В материале расставлены нужные заказчику акценты;
  • Обнародование социологических исследований, отличающиеся от других соцопросов в пользу конкретной политической силы (сознательное завышение или занижение рейтингов, фальсификация данных);
  • Публикация малоизвестных авторов под видом аналитиков;
  • Публикация обращений населения, работников;
  • Размещение платных комментариев в интернете.

Коммерческая джинса[1]:

  • Рекламный текст;
  • Имитация новостей или телевизионных репортажей;
  • Визуальная скрытая реклама на телевидении.

В свою очередь журналист «Openspace» Полина Быховская по степени законности выделяет следующие[2]:

  • Белая (легальная) — функционирует на основе спонсорских договоров и информационного сотрудничества.
  • Чёрная — подкуп редакции и сотрудников. В свою очередь подразделяется на:
    • Корпоративную — размещение материалов через рекламный отдел.
    • Пассивную (блокинг) — специальные люди в редакции следят за отсутствием публикаций на нежелательные темы.
    • Персонифицированную — публикации идут через конкретного журналиста.

В РоссииПравить

В 2001 году PR-агентство Promaco PR/CMA заявило, что с целью «заставить издания изменить свою корпоративную политику», потратило $15 700 на размещение джинсы в виде поддельного пресс-релиза о предстоящем открытии большого магазина дорогостоящей электроники «Светофор», в 13 изданиях — газетах АИФ-Москва (приложение к газете «Аргументы и факты»), «Вечерняя Москва», «Время МН», «Время новостей», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Новые известия», «Независимая газета», «Общая газета», «Российская газета», «Трибуна», «Экономика и жизнь», и журнале «Профиль». По утверждению Promaco PR/CMA самыми низкие оказались расценки в «Трибуне» (3859 руб. 65 коп.) и «Вечерней Москве» (6000 руб.), в то время как самыми высокими "Российской газете" (57 320 руб., или почти $2000) и в «Профиле» ($1732). Остальным изданиям, как заявляет PR-агентство, оно заплатило по $500 — 800. Отдельно Promaco было отмечено, что другим восьми изданиям, в их числе газете «Ведомости», также были отправлены поддельные пресс-релизы, но ничего опубликовано не было, а также что единственным изданием, которое опубликовало материал бесплатно стала газета «Клиент», входящая в ИД «Коммерсантъ». В свою очередь журналист «Ведомостей» Елена Евстигнеева и Сергей Рыбак отметили, что сложно судить насколько «справедливы обвинения в продажности, выдвигаемые Promaco в адрес СМИ», поскольку «в "Новых известиях" и "Времени новостей", например, утверждают, что платные тексты о магазине "Светофор" были оформлены иначе, чем оформляются в этих газетах редакционные статьи», а «споры между Promaco и газетами будут разрешаться в рамках разбирательств, которые агентство надеется инициировать в МАПе».[3].

Согласно расследованию журналистов интернет-издания Meduza Евгения Берга и Дениса Дмитриева, в период выборов 2011 и 2012 года работавшая в центральном исполнительном комитете Единой России группа авторов смогла разместить 250 статей в полутора десятках интернет и печатных. Творчество было посвящено позитивной оценке деятельности ЕР и президента Дмитрия Медведева с критикой политической оппозиции[4]

В 2012 году вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов в интервью интернет-изданию Openspace оценивал рынок джинсы в федеральных изданиях в 130 млн долл. (10 % от рекламного рынка). При этом он указывал, что политическая «джинса» оплачивается легальным способом в качестве «договоров об информационном сотрудничестве». По его мнению ведущими СМИ на рынке «джинсы» являются «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты»[5]

Журналист «Openspace» Полина Быховская в том же году опубликовала прейскурант на коммерческие услуги журналистов, согласно которому в «Аргументах недели» 1/2 полосы формата А3 стоят $8 тыс., «Независимой газете» 1/4 полосы формата D2 — $7,5 тыс. (позитив) до $11,25 тыс. (негатив), в «Московском комсомольце» 1/8 полосы формата А2 стоит $13 тыс., в «Новой газете» 1/2 полосы формата А3 — $10,5 тыс., а в «РБК daily» — 1/2 полосы — $12,5 тыс. При этом она отметила, что газеты «Коммерсантъ» и «Ведомости» «принципиально не публикуют „джинсу“, заботясь о своей репутации», хотя и указывает, что «это не значит, что нельзя попытаться купить самих журналистов» приводя утверждение одного из бывших сотрудников «Коммерсанта» по словам которого размещение заказного материала на первой полосе стоит от $30 тыс., в то время как на тематической полосе — от $5 тыс.[5]

Согласно публикациям хакерской группы Анонимный интернационал, размещение заказных статей в 2010-х годах активно применяли чиновники[6][7]:

  • Сотрудник администрации президента Тимур Прокопенко занимался размещением заказных материалов негативного характера об Алексее Навальном и его соратниках. В переписке с ним бывшая активиста движения Наши Кристина Потупчик докладывала о выходе конкретных материалов в СМИ и «отработке» новостных сюжетов.
  • В переписке помощницы главы Департамента строительства Министерства обороны России Ксении Большаковой обсуждались расценки на публикацию заказных материалов и информационная компания против Спецстроя через газету «Коммерсант».
  • Материалы московской мэрии под видом редакционных на коммерческой основе публиковали ряд городских и федеральных газет.

На УкраинеПравить

Осенью 2018 года, на фоне грядущих выборов президента и парламента исполнительный директор Института массовой информации (ИМИ) Оксана Романюк общественная организация «Институт массовой информации (укр.)» (ИММ) при поддержке программы «У-Медиа» (проект Internews (англ.) осуществляемый при поддержке Агентства США по международному развитию) во время заседания круглого стола в информационном агентстве «Укринформ» сообщила, что мониторинг ИММ зафиксировал рекордный за пять лет изучения уровень джинсовых публикаций. Так, к началу третьего квартала этого года в среднем в исследуемых 10 СМИ (УНИАН, «Обозреватель (укр.)», «Цензор.нет», 112.ua, Страна.ua, ТСН.ua, Корреспондент.net, «Украинская правда», Ліга.net (укр.), «Укринформ») фиксировалось 69 подобных материалов, в то время как в третьем квартале их было 159. Чаще всего материалы с признаками джинсы размещали УНИАН и «Обозреватель», в то время как её не удалось выявить в лентах новостей изданий «Ліга.net», «Украинская правда» и «Укринформ», хотя и было отмечено, что на «Укринформ» и «Ліга.net» встречались материалы содержащие ненадлежащую маркировку. По мнению Романюк это связано с тем на медиа-рынке сложная экономическая ситуация, возрастает давление владельцев на медиа, что в свою очередь влияет на качество[8].

См. такжеПравить

ПримечанияПравить