«Коммерса́нтъ-Daily» (до 1992 года просто «Коммерсантъ»; сокр. «Ъ») — советская и российская ежедневная общественно-политическая газета с усиленным деловым блоком[4]. Выпускается издательским домом «Коммерсантъ»[4]. Периодичность — шесть раз в неделю (с понедельника по субботу). Объём — 12 страниц. В субботнем номере публикуются объявления о банкротстве, в связи с чем он может достигать 200 и более страниц.

«Коммерсантъ»
Изображение логотипа
Оригинальное
название
Коммерсантъ
Тип ежедневная газета
Формат A2
Владелец Алишер Усманов
Издатель ИД Коммерсантъ
Страна
Главный редактор Владимир Желонкин[1]
Основана декабрь 1989 (редакция считает началом издания 1909 год)
Язык русский
Периодичность 1 сут[3]
Главный офис  Россия: Москва
Тираж 63 000, субботний — 9000 (2022)
ISSN 1563-6380 и 1561-347X
Веб-сайт kommersant.ru
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

В 19091917 годах в Москве выходила одноимённая газета, преемником которой позиционирует себя «Коммерсантъ».

История править

Пилотный номер новой газеты вышел в свет 9 декабря 1989 года. С 8 января 1990 года до сентября 1992 года газета издавалась в еженедельном режиме[4].

Была возобновлена[когда?] журналистом Владимиром Яковлевым и принадлежала ему до 1999 года. Он создал новый формат газеты, в которую приглашал специалистов в различных отраслях, которых учил писать статьи. Валерий Дранников назвал это направление «журналистикой факта»[5].

В 1996 году на должность генерального директора пришёл Леонид Милославский. Он создал отдел спецкоров, в который пригласил наиболее профессиональных специалистов своего времени. В отделе работали Наталья Геворкян, Александр Кабаков, Игорь Свинаренко, Глеб Пьяных, Валерий Панюшкин, Андрей Колесников.

Для руководства подразделением был приглашён Валерий Дранников, который прервал карьеру журналиста за 19 лет до этого. Дранников говорил про своих подчинённых: «Свинаренко пишет, что видит. Колесников пишет то, что хочет увидеть. А Панюшкин — то, чего не видел».

После экономического кризиса 1998 года эта команда распалась. В газете остался единственный спецкор Андрей Колесников. Позже, в 2009 году, Дранников высоко оценил качество его работы в газете:

Нету тех, кто пишет, как это делали мы! Там один Колесо. Всё. Колесников — это 20 % капитализации «Коммерсанта». Вот завтра уйдёт Андрюша из «Коммерсанта», и на 20 процентов «Коммерсантъ» подешевеет. А то и на тридцать.

С 1999 по февраль 2006 года находилась в собственности Бориса Березовского. Из книги Петра Авена «Время Березовского»[6]:

…в 1999-м хозяева «Коммерсанта» во главе с Владимиром Яковлевым решили газету продать. Березовский собрался купить. «Коммерсантъ» был в это время, без сомнения, самой влиятельной газетой страны, и мы в «Альфе» считали, что её контроль со стороны одного крупного бизнесмена, тем более Березовского, вряд ли улучшит бизнес-атмосферу. Скорее появится ещё одна дубинка, которая будет использоваться в узких политических и экономических интересах одного человека… Мы сделали свое предложение… мы предполагали, что в случае успеха разобьем контрольный пакет газеты между пятью-семью бизнес-группами, что, по замыслу, должно было обеспечить действительную независимость «Коммерсанта». Борис позвонил Фридману и попросил в это дело не лезть.. начал ему угрожать. Помешать мы ему не смогли, газета досталась Борису.

В 2006 году была продана партнёру Березовского Бадри Патаркацишвили, который скоропостижно скончался в 2008 году, и в том же году — Алишеру Усманову (владеющему ею через компанию «Медиахолдинг»[7]).

В 2007 году «Коммерсантъ» выиграл право публиковать объявления о несостоятельности (чем ранее занималась «Российская газета»). 29 января 2008 года «Российская газета» подала иск в арбитражный суд Москвы, потребовав признать конкурс недействительным[8]. 23 июля это право было закреплено за «Коммерсантом» решением правительства[9].

По состоянию на 2023 год заместитель главного редактора ИД Дмитрий Бутрин позиционировал издание как нейтральное, вынужденное в условиях войны отказаться от работы по журналистским стандартам из-за угрозы закрытия и лишения поддержки в любой части общества. По его версии нашим читателям в настоящий момент не нужна никакая объективная информация о том, что происходит.[10]

Критика править

26 августа 2020 года на сайте холдинга вышел материал без указания авторства под названием «Никто не хотел поспешать. Восстановлена хроника транспортировки Алексея Навального из России в Германию», в котором со ссылкой лишь на анонимные источники в медицинских кругах ответственность за долгую транспортировку отравленного политика Алексея Навального возлагалась на немецких врачей. Материал подвергся критике со стороны участников события из числа соратников политика, а также другими СМИ как несоответствующий действительности[11][12]. 27 августа 2020 года «Коммерсантъ» написал новую заметку под названием «Кто не хотел поспешать. Сторонники Алексея Навального напомнили свою хронологию его транспортировки в Германию», в которой привел опровержение первого материала[13].

Как отмечало издание «Проект» в июле 2022 года, с 2020 года газета «Коммерсант» вместе с «Ведомостями», «РБК» и «Газетой.ру» без каких-либо причин перестали освещать деятельность «Левады-центра» и проводимые ими опросы населения. Издание связывало это с подконтрольностью этих СМИ российским властям, не желающим портить картину на фоне данных ВЦИОМ и ФОМа[14]. В августе издание «Проект» отказалось от премии «Редколлегия», в жюри которой работал руководитель газеты Дмитрий Бутрин, с обоснованием: «Мы считаем, что присутствие в нынешнем <…> жюри одного из менеджеров газеты „Коммерсантъ“, де-факто органа цензуры и пропаганды, бросает тень на работу „Редколлегии“».[10]

Как и большинство российских печатных СМИ, издание проигнорировало смерть Алексея Навального: событие было упомянуто в одном абзаце в статье специального корреспондента Елены Черненко о Мюнхенской конференции по безопасности, вышедшей на обложке субботнего выпуска от 17 февраля и в конце репортажа главного летописца президента — Андрея Колесникова — о визите Владимира Путина на завод в Челябинске.[15].[16][17]

Цензура и независимость редакционной политики править

В феврале 2024 года Европейский суд по правам человека отклонил апелляции на введённые против Алишера Усманова санкции ЕС. В соответствующем решении говорилось, что миллиардер имеет «особо тесные связи» с президентом России Владимиром Путиным и «активно поддерживал политику российского правительства по дестабилизации Украины». Отдельным примером суд привёл положение газеты «Коммерсант», согласно его мнению с приходом Усманова редакционная свобода была ограничена, и газета заняла явно прокремлевскую позицию, а сам предприниматель имеет возможность оказывать давление на редакцию и влиять на её редакционную линию[18]: В комментариях к своему решению суд перечислил аргументы"[19]

  • увольнение Ивана Сафронова в 2019 году и уход 13 журналистов отдела «Политика»,
  • статья Financial Times от 3 января 2020 года, в которой бывший журналист газеты обвиняет Усманова в вызове к себе и угрозах призвать к порядку из-за одной из его статей.
  • опубликованная в октябре 2021 года статья Дмитрия Медведева Почему бессмысленны контакты с нынешним украинским руководством с редакционной припиской Пять коротких полемических тезисов. Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев обратился в «Ъ» со своей новой статьей. «Коммерсантъ» публикует её в авторской редакции, в которой бывший президент РФ и заместитель главы Совета безопасности заявляет о бесполезности вести вести переговоры с нынешней украинской властью, которая, по его словам, находится под прямым иностранным контролем. Как отмечает ЕСПЧ, публикация подобной статьи без какого-либо обсуждения или оговорок следует интерпретировать как поддержку действий и политики российского правительства, ставящих под угрозу или угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины или стабильности или безопасность.

В то же время адвокаты Усманова настаивали, что «Коммерсант» является независимым СМИ на следующих основаниях[19]:

  • участие в пресс-конференции Зеленского с российскими журналистами весной 2022 года представителя издания Владимира Соловьёва (само интервью издание Усманова проигнорировало на фоне заявления Роскомнадзора о проведении проверки в отношении опубликовавших и взявших интервью СМИ. О результатах проверки не было объявлено[20])
  • наличие неких «антикоррупционных» публикаций?
  • недатированное письмо прекратившего работать около 2012 года бывшего генерального директора издательского дома «Коммерсантъ», согласно которому влияние Усманова на редакционные решения было минимальным и ограничивалось принятием корпоративных решений на уровне совета директоров (суд посчитал, что эти показания относятся к периоду задолго до рассматриваемых событий).
  • письмо от 15 марта 2022 года от 14 журналистов редакции «Коммерсанта» (по которому газета несколько раз меняла владельцев, но редакционная политика определяется исключительно редакцией) и и несколько опубликованных статей,

Исчезновение статей и правка интервью править

28 ноября 2013 года издание Lenta.ru сообщила о том, что с сайтов газет «Коммерсантъ» и «Московский комсомолец» исчезли заметки про расследование Алексея Навального, посвященное дачам высокопоставленных чиновников: Вячеслава Володина, секретаря генсовета «ЕР» Сергея Неверова, депутата-единороса Игоря Руденского, главы аппарата правительства Сергея Приходько и куратора подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке Николая Аншапова. При этом копии статей «Дворцовая ревизия» («Ъ») и «Навальный обнаружил младшего брата кооператива „Озеро“» («МК») можно найти в кэше Google[21].

Ссылку на эту публикацию разместили у себя заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ» Глеб Черкасов и твиттер издания. В удаленной заметке также были комментарий Руденского и пресс-секретаря председателя правительства Натальи Тимаковой, а заканчивался материал комментарием главы российского отделения «Transparency International» Елены Панфиловой[21].

В сентябре 2015 года с сайта «Коммерсанта» удалили несколько фраз оппозиционера Алексея Навального, которые он произнес интервью радиостанции «Коммерсант FM». В частности, исчезло высказывание политика: Когда я говорю «жулики и воры», я имею в виду и Путина, и Медведева, и Ротенбергов, и всех на свете. Мне никакого приговора суда не нужно, несмотря на то, что я юрист, они по сути своей являются жуликами и ворами. Кроме того, из текста пропало высказывание Алексея Навального о том, что у власти в России находится человек, который «войну развязал в Европе» и «который самолет сбил». Позднее «Коммерсант» объяснил, что удалил слова по рекомендации правового департамента издательского дома, поскольку заявление «может быть истолковано» как нарушение закона «О СМИ[22]». 28 сентября с сайта газеты была удалена написанная по публикации Bloomberg новость о рекордном росте военных расходов России в 2024 году

Одним из самых громких случаев снятия материала с сайта «Коммерсанта» было удаление в 2019 году статьи «Су-35 укрепят египетскую силу» журналистов Ивана Сафронова и Александры Джорджевич, посвящённого соглашению между Каиром и Москвой на поставку двух десятков истребителей и средств авиационного поражения на 2 млрд долларов. В июне 2019 года ТАСС со ссылкой на анонимный источник сообщил, что издательский дом «Коммерсант» могут привлечь к административной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Конкретной причины ТАСС тогда не называл, но издание Forbes обратило внимание, что статья о контракте с Египтом была удалена с сайта «Коммерсанта» (она доступна в архиве), и связало информацию ТАСС именно с этим текстом. По данным картотеки мировых судей, на тот момент в системе был зарегистрирован один административный иск к «Коммерсанту», поданный 24 мая. 5 июня, после удаления статьи, протокол был возвращен, сказано в картотеке. По данным «Русской службы BBC», этот текст стал причиной возбуждения уголовное дела о госизмене в отношении Сафронова, по итогам расследования которого журналист получил 22 года колонии[23].

Также в 2019 году с сайта издания была удалена статья с мнением российского дипломата Виталия Чуркина по войне в Югославии; в статье приводилась цитата из ранних выступлений Чуркина, в которых он резко осуждал действия боснийских сербов. Статья была удалена с сайта издания после того, как на неё обратил внимание оппозиционный политик Владимир Милов; в редакции Коммерсанта причиной пропажи статьи назвали техническую ошибку[24].

28 сентября 2023 года стало известно об удалении с сайта «Коммерсанта» написанной 22 сентября по публикации Bloomberg новости о рекордном росте военных расходов России в 2024 году. Главный редактор «Коммерсанта» Владимиром Желонкиным подтвердил удаление новости, не став уточнять подробности. После удаления новости по URL-адресу материала осталась только надпись Материал удален по решению редакции.[25]

В декабре 2023 года с сайта и из фотобазы газеты «Коммерсантъ» исчезла фотография вице-президента МТС Игоря Мишина на almost naked вечеринке блогера Анастасии Ивлеевой.[26]

Обвинения в публикации заказных статей править

4 сентября 2013 года на сайте «Коммерсанта» была опубликована статья «Студентка обвиняет штаб Алексея Навального в невыплате зарплаты». В ней говорится о студентке Анне Акиняевой, обратившейся в редакцию с жалобой на штаб кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. По её словам, поработать в штабе ей предложили в знакомом рекламном агентстве, пообещав заплатить за раздачу газет. Однако, как заявила студентка, обещанных денег в агентстве ей так и не заплатили, обвинив её в том, что она выбросила газеты[27]. Публикация в «Коммерсанте» вызвала негативную реакцию в блогосфере и обвинения в публикации заказной статьи, так как её заголовок не соответствовал содержимому, подписавший статью Михаил Петров больше ничего для издательского дома не писал, а материал вышел без какого-либо комментария штаба Навального[27]. В тот же день глава предвыборного штаба Леонид Волков в интервью радиостанции «Коммерсантъ FM» сообщил о том, что они поставили эксперимент, попробовав привлечь к раздаче рекламных материалов платных промоутеров. Однако он был признан неудачным, а со всеми его участниками был проведён расчёт. Оплату не получила лишь Анна Акиняева и её молодой человек Артем Паляничк, так как им не удалось раздать все газеты, поэтому оставшиеся экземпляры они отдали «случайно встреченным активистам»[28].

Закрытие «Коммерсантъ-Украина» (2014 год) править

13 марта 2014 года гендиректор издательского дома Павел Филенков объявил о решении приостановить издание газеты «Коммерсантъ Украина.» до того момента, пока ситуация не стабилизируется, хотя не исключил невозобновления издания. Он отметил, что в последнее время газета стала терять рекламодателей, а денег оставалось лишь на выплаты зарплат сотрудникам. По мнению бывшего генерального редактора Коммерсантъ ФМ Дмитрия Солопова помимо экономических причин закрытия газеты были и политические[29].. Издание «Телекритика» со ссылкой на источники в украинском издании сообщило, что причиной закрытия газеты конфликт с российскими издателями относительно центрального материала первой полосы. Украинская редакция подготовила материал об угрозе вторжения вооружённых сил РФ на Украину, в котором собрала заявления Андрея Парубия, адмирала Игоря Тенюха, российского Минобороны, вице-адмирала Игоря Кабаненко и независимых экспертов. Россияне же приказали вместо этого поставить текст о вице-премьере Крыма Рустеме Темиргалиеве и формате перехода собственности Украины и украинцев к РФ, вышедший в российском номере на первой полосе. Украинская редакция сначала поставила русский текст, а потом решила этого не делать и не выпускать номер вообще, после чего на следующее утро было объявлено о прекращении издания газеты[30] . Спустя год эту версию подтвердил бывший редактор отдела экономики и финансов Вячеслав Садовничий, а бывший главред Валерий Калныш опубликовал весь последний выпуск вместе с так и не вышедшим первополосным материалом[31].

Освещение событий на Украине править

Согласно мониторингам журналистки украинского интернет-издания «Детектор медиа» Елены Шереметы, освещение событий в стране со стороны изданий холдинга часто совпадало с официальной позицией РФ и не было сбалансированным (отсутствие точки зрения второй стороны, активное использование анонимных источников)[32]. Ряд журналистов холдинга (вроде Янины Соколовской и Максима Юсина) на постоянной основе участвовали в ток-шоу на российских федеральных телеканалах («Время покажет» и «60 минут»), а их тезисы, по мнению Шереметы и Рыковцевой, нередко совпадали с точкой зрения российской власти[33][34]

После начала российского вооружённого вторжения на Украину в газете «Коммерсант» почти перестали выходить интервью с украинскими или международными чиновниками, о самой войне издания холдинга писать почти перестали[35]. Газета «Коммерсант» как и весь медиахолдинг фактически проигнорировала ракетные удары по Виннице, вкратце упомянув событие в текстовом онлайне про войну, приведя данные о погибших со ссылкой на украинскую сторону и заявления Маргариты Симоньян о Доме офицеров, где, по её словам, «был временный пункт размещения нациков»[36]. Также издание в заметке о ракетном обстреле жилого многоквартирного дома в Днепре сообщило о некоем взрыве с приписками, что это был «якобы ракетный удар со слов украинских властей»[37].

Увольнение журналистов править

В марте 2019 года по соглашению сторон из газеты «Коммерсант» ушла петербургский корреспондент Мария Карпенко. Руководитель издательского дома Владимир Желонкин назвал причину увольнения «работу в двух медиа»: помимо издания она участвовала в работе телеграм-канала «Ротонда», созданного в 2016 году ею вместе с двумя петербургскими журналистами и посвящённого местной политике. При этом издательский дом никак не регламентировал высказывания и поведение журналистов за пределами его изданий. Сама Карпенко утверждала, что её уволили из-за недовольства администрации президента и петербургских властей заметками об избирательной кампании врио губернатора Александра Беглова. Увольнение Карпенко произошло за четыре дня до вручения премии «Золотое перо», где она дважды вошла в число номинантов, в том числе в категории «Новые медиа» — за телеграм-канал «Ротонда». Журналисты «Коммерсанта» никак не высказывались на эту ситуацию публично. Впоследствии бывший зам. главреда газеты Глеб Кузнецов утверждал об отвергнутом Карпенко его предложении работать в федеральном издании газеты, где бы она уже не писала о петербургских событиях. Также по его словам, после её ухода три сотрудника газеты подавали заявления об уходе[38][39][40][41].

17 апреля 2019 года в газете и на сайте «КоммерсантЪ» появилась публикация о возможном переходе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в Пенсионный фонд России. Статья вызвала серьёзные претензии со стороны главного акционера издания Алишера Усманова: были уволены её авторы, а 20 мая об увольнении в знак солидарности заявили все журналисты отдела политики и заместитель шеф-редактора Глеб Черкасов[42]. После этого в отделе «Политика» не было ни одного автора, кроме экземплификанта Ивана Синергиева; но материалы по этой специализации продолжали создаваться сотрудниками отдела «Общество», специальными корреспондентами и новыми нанятыми журналистами. В 2020 году в отделе появились новые сотрудники, среди которых были представители отдела «Общество» и новые журналисты вроде бывшего сотрудника Дмитрия Камышева и сотрудницы русскоязычного сайта RT Марии Макутиной.

Лекция Дмитрия Пескова править

30 сентября 2013 года на сайте «Коммерсанта» была опубликована заметка под заголовком «Дмитрий Песков рассказал, почему Владимир Путин не произносит имени Алексея Навального», где были приведены следующие слова чиновника: «Путин в этой стране в политическом плане находится вне конкуренции, если он произнесёт имя Навального, он отдаст ему часть своей популярности»[43].

Дмитрий Песков в этот день читал лекцию студентам академии на тему «Новостная журналистика в России», при этом присутствующим объяснили, что встреча проходит в формате «off the record» («не под запись»). По словам Президента Академии журналистики «Коммерсант» Андрея Колесникова, две сотрудницы сайта «Коммерсантъ» этого не поняли и опубликовали по итогам встречи три новости[43].

Андрей Колесников добавил, что новости были удалены с сайта, поскольку цитаты в них были неверными, а, кроме того, «сообщения грубо нарушали договоренности по этому поводу». Новость была перепечатана информационными агентствами, а через три часа «Интерфакс» разослал оповещение об отмене: "Сообщение, вышедшее 30 сентября в 21:50 под заголовком «Песков объяснил, почему Путин не произносит имени Навального», аннулируется по просьбе ИД «Коммерсант»[43].

Коммерсантъ за рубежом править

Коммерсантъ Украина править

Газета выпускалась издательским домом «Коммерсантъ-Украина» с 2005 по 2014 год, выходила пять раз в неделю тиражом 12-15 тыс. экземпляров. Главный офис располагался в Киеве (Украина)[44]. Согласно данным TNS Ukraine в 2010 году газета «Коммерсантъ-Украина» лидировала в рейтинге деловых изданий Украины как по объёму выручки от рекламы, так и читательской аудитории[45][46]. Издательский дом «Коммерсантъ-Украина» и права на издание газеты принадлежали украинской UMH Group предпринимателя Сергея Курченко[47].

В марте 2014 года на фоне украинского политического кризиса, генеральный директор издательского дома «Коммерсант-Украина» Павел Филенков объявил о закрытии издания по экономическим причинам[44][48], в то же время бывший гендиректор Коммерсантъ ФМ Дмитрий Солопов высказал мнение о том, что на закрытие издания повлияли и политические причины[49].

Коммерсантъ United Kingdom править

Издаётся в Лондоне с 2009 года, с 2010 года выходит в электронном и печатном виде. Издателем газеты в Великобритании в 2009 году стала компания Kommersant ltd, основанная предпринимателем Артуром Саркисяном. Офис редакции располагается в Лондоне (Великобритания), газета печатается тиражом 6-10 тыс. экземпляров, в 2021 году сайт издания ежемесячно посещали более 100 тыс. человек. Издание является лидером среди русскоязычных СМИ Великобритании[50][неавторитетный источник].

С 2021 года права на издание и развитие франшизы «Коммерсантъ» перешли компания Smart Media System ltd, а редакцию возглавила выпускница Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Ксения Дьякова-Тиноку, сменившая на должности главного редактора Павла Борисова, в прошлом редактора BBC в Лондоне[50]

Главные редакторы газеты править

Известные журналисты разных лет править

Мнения о газете править

По мнению журналиста и протоиерея Владимира Вигилянского «Когда появилась газета „Коммерсантъ“ — это было чудо. Эта газета постаралась говорить на другом языке. <…> Материалы „Коммерсанта“ были направленными, интересными людям корпорации: людям дела, бизнеса, людям с определённым менталитетом, вкусами, модой. Это самое интересное. За связью между тем, кто сообщает, и тем, кто получает эту информацию, очень интересно следить»[63].

Согласно опросу, проведённому в 2003 году среди 50 крупнейших компаний России и деловых ассоциаций, газета «Коммерсантъ» вошла в число лидеров по взвешенности и объективности освещения экономических конфликтов[64].

В 2008 году BBC News назвала «Коммерсантъ» одной из ведущих либеральных деловых газет России[65].

В мае 2009 года «TNS Media Intelligence[en]» (ведущая компания в сфере мониторинга СМИ[66]) составила отчёт по цитируемости российских изданий в эфире центрального телевидения и радио. Согласно исследованию, «Коммерсантъ» наряду с «Российской газетой» и «Известиями» «являются ключевыми источниками деловых и политических новостей в российском информационном пространстве»[67].

30 ноября 2009 года президент России Дмитрий Медведев отправил в редакцию газеты поздравительную телеграмму в честь её двадцатилетнего юбилея. В телеграмме, в частности говорится[68]:

Опираясь на уже вековую традицию достоверного освещения важнейших событий и повседневной жизни, вы создали свой яркий, узнаваемый стиль. И фактически сформировали деловую журналистику современной России. В течение 20 лет «Коммерсантъ» находится в числе лидеров отечественных СМИ. И сегодня успешно выдерживает конкуренцию на медиарынке. В основе успеха Издательского дома — оперативность, взвешенная аналитика и профессиональное использование современных технологий. А ваша готовность меняться, постоянно увеличивать число информационных продуктов — залог расширения читательской аудитории.

Иски к газете править

В 2004 году Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «Альфа-банка» к издательскому дому «Коммерсантъ» и решил взыскать в пользу истца 320,5 млн руб. в качестве компенсации за не соответствующую действительности и порочащую репутацию банка статью, опубликованную в «Коммерсанте» от 7 июля 2004 года. Впоследствии сумма уменьшилась в 10 раз[69].

В мае 2009 года депутат Госдумы РФ Олег Михеев подал в Центральный районный суд Волгограда рекордный в истории российских СМИ иск к газете «Коммерсантъ» с требованием о возмещении убытков в размере 6,761 млрд руб[70]. Он обвинил газету в развязывании «информационной войны» в интересах «Промсвязьбанка» — речь шла о серии публикаций осенью 2007 года о проблемах в компаниях Олега Михеева, после которых «Промсвязьбанк» со значительным дисконтом выкупил ряд активов Михеева. Автор статьи, ставшей поводом для иска, замредактора газеты «Коммерсантъ» в регионах Нижней Волги Александр Поляничко утверждал, что публикации издания о проблемах в компаниях Олега Михеева объективны и основаны на официальных данных милиции. Однако в 2008 году МВД отказалось подтверждать какие-либо данные в судах, ссылаясь на отсутствие материалов дела[71]. Иск был оставлен судом без удовлетворения, даже несмотря на попытки Михеева привлечь журналистов «Коммерсанта» к уголовной ответственности[72].

В ноябре 2009 года Замоскворецкий суд Москвы решил взыскать 1 млн руб. с издательского дома «Коммерсантъ», а также политика Бориса Немцова, удовлетворив таким образом иск мэра Москвы Юрия Лужкова о защите достоинства и деловой репутации. Суд также обязал соответчиков опровергнуть недостоверную информацию, опубликованную в сентябрьском интервью политика газете «Коммерсантъ» и в брошюре «Лужков. Итоги», написанной и изданной Немцовым[73][74].

Признание править

Примечания править

  1. Главный редактор "Коммерсанта" Сергей Яковлев покидает свой пост. BBC Русская служба. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 20 июля 2018 года.
  2. The ISSN portal (англ.) — Paris: ISSN International Centre, 2005. — ISSN 1561-347X
  3. Muck Rack — 2009.
  4. 1 2 3 Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — Т. Кн. 9. Кл — Ку. — С. 73. — ISBN 5-85270-201-3 (Кн.9). — ISBN 5-85270-218-8.
  5. Андрей Яблоков. «Старкоры»: храм Дракона // OpenSpace.ru : Электронное СМИ. — М., 2009. — 15 декабря. Архивировано 20 июня 2013 года.
  6. Петр Авен. Время Березовского. — Litres, 2017-11-27. — 1153 с. — ISBN 978-5-04-091458-6. Архивировано 3 июля 2023 года.
  7. ""Коммерсантъ" обошёлся Усманову в $200 млн". ИА REGNUM. 2006-08-31. Архивировано из оригинала 20 июня 2018. Дата обращения: 20 июня 2018.
  8. Ольга Плешанова. «Российская газета» подала на банкротства. Коммерсантъ (25 марта 2008). Дата обращения: 29 августа 2011. Архивировано 12 сентября 2011 года.
  9. «Коммерсантъ» получил право официально публиковать сведения о банкротствах. Коммерсантъ (30 июля 2008). Дата обращения: 20 июня 2018. Архивировано 20 июня 2018 года.
  10. 1 2 "Дмитрий Бутрин: «Читатель сейчас хочет неправду»". Colta. 2023-09-04.
  11. "Фейк «Коммерсанта»: задержать вылет Навального в Германию решили немецкие врачи". The Insider. 2020-08-27. Архивировано из оригинала 5 сентября 2020. Дата обращения: 27 августа 2020.
  12. ""Коммерсантъ" опубликовал хронологию лечения Навального в Омске". Радио Свобода. 2020-08-27. Архивировано из оригинала 27 августа 2020. Дата обращения: 27 августа 2020.
  13. Кира Дюрягина, Мария Литвинова (2020-08-27). "Кто не хотел поспешать. Сторонники Алексея Навального напомнили свою хронологию его транспортировки в Германию". Коммерсантъ. Архивировано из оригинала 31 августа 2020. Дата обращения: 7 сентября 2020.
  14. "Ненатуральные числа. Часть вторая". Проект. 2022-07-06. Архивировано из оригинала 14 июля 2022. Дата обращения: 14 июля 2022.
  15. Наталия Зотова. Что о смерти Навального пишет пресса в России и за рубежом. Русская служба BBC News (17 февраля 2024).
  16. "Газета «Коммерсантъ» №30 от 17.02.2024".
  17. "Газета «Коммерсантъ» №30 от 19.02.2024".
  18. "Суд ЕС отказал Усманову и Шувалову в снятии санкций". Forbes. 2024-02-07.
  19. 1 2 ARRÊT DU TRIBUNAL (première chambre) 7 février 2024 (*).
  20. "Роскомнадзор потребовал от российских СМИ не публиковать интервью с Зеленским". Forbes. 2022-03-27.
  21. 1 2 С сайтов «Коммерсанта» и «МК» исчезли статьи про расследование Навального Lenta.ru 28.11.2013. Дата обращения: 7 сентября 2020. Архивировано 22 августа 2020 года.
  22. С сайта „Коммерсанта“ пропали слова Навального про жуликов и воров Архивная копия от 15 сентября 2015 на Wayback MachineMeduza“, 07.09.2015
  23. Максим Солопов, Кристина Сафонова, Анастасия Якорева, Андрей Перцев, Фарида Рустамова. Ваня, держись. Как прошел день ареста Ивана Сафронова и акций протеста в его защиту. Подробный репортаж «Медузы». Meduza (8 июля 2020). Дата обращения: 25 декабря 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
  24. С сайта «Коммерсанта» исчезла статья 1995 года со словами Виталия Чуркина о том, что боснийские сербы «поражены военным безумием». Медиазона. Дата обращения: 29 октября 2023.
  25. "Главный редактор «Коммерсанта» подтвердил удаление новости о рекордном росте военных расходов России". Агентство. 2023-09-28.
  26. "С сайта и из фотобазы «Коммерсантъ» исчезла фотография вице-президента МТС на almost naked вечеринке Ивлеевой". The Insider. 2023-12-28.
  27. 1 2 «Коммерсантъ» обвинили в публикации заказного материала против Навального Архивная копия от 22 августа 2020 на Wayback Machine // Lenta.ru, 04.09.2013
  28. Глава штаба Навального прокомментировал невыплату денег студентке Архивная копия от 22 августа 2020 на Wayback Machine // Lenta.ru, 04.09.2013
  29. Дмитрий Солопов о закрытии «Коммерсанта-Украина»: сошлись политические и экономические мотивы — из Москвы давно пытались влиять на редакционную политику. Дата обращения: 13 марта 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
  30. «Коммерсантъ-Україна» закрили через спроби цензури з боку російських видавців Архивная копия от 13 марта 2014 на Wayback Machine «Телекритика», 13.03.2014
  31. Опубликована статья, из-за которой закрыли «Коммерсант-Украина» Архивная копия от 1 октября 2015 на Wayback Machine «Дуся», 13.03.2015
  32. Елена Шеремета Не совсем режиссёр не совсем голодает. Как российские СМИ освещают голодовку Сенцова Архивная копия от 5 октября 2018 на Wayback Machine // Детектор медиа, 03.08.2018
  33. * Елена Шеремета. Российские СМИ о годовщине Майдана: главный итог — потеря Украиной суверенитета и территорий Архивная копия от 3 ноября 2018 на Wayback Machine // Детектор медиа, 26.11.2016
  34. * Елена Рыковцева. «Концерт людоедов надо разгребать» Архивная копия от 3 ноября 2018 на Wayback Machine // Радио Свобода, 06.10.2015
  35. "Путеводитель по российским медиа времен тотальной цензуры". Проект. Медиа. 2022-08-15.
  36. "ОнлайнОнлайнВойна в Украине: российские войска нанесли ракетный удар по Виннице - среди погибших трое детей; Зеленский назвал Россию страной-террористом". Русская служба Би-би-си. 2022-07-14.
  37. "Российские государственные СМИ не опубликовали ни одной новости о ракетном ударе по жилому дому в Днепре". The Insider. 2023-01-14. Архивировано из оригинала 15 января 2023. Дата обращения: 15 января 2023.
  38. Галкина, Юля (2019-03-28). "«Ротонда»: Как устроен самый известный телеграм-канал Петербурга". The Village. Архивировано из оригинала 1 июня 2019. Дата обращения: 1 июня 2019.
  39. "Петербургская журналистка «Коммерсанта» рассказала, что ее уволили из-за недовольства освещением избирательной кампании Беглова". Медиазона. 2019-03-19. Архивировано из оригинала 1 июня 2019. Дата обращения: 1 июня 2019.
  40. Чижова, Любовь (2019-03-19). ""Это давление власти". За что уволили журналистку Марию Карпенко". Радио Свобода. Архивировано из оригинала 22 июля 2019. Дата обращения: 1 июня 2019.
  41. Азар, Илья. "«Редакционная политика иногда до боли напоминает цензуру»". Новая газета. No. № 58 от 31 мая 2019. Архивировано из оригинала 1 июня 2019. Дата обращения: 1 июня 2019.
  42. «Зам главного редактора и весь отдел политики „Коммерсанта“ заявили об уходе после увольнения двух коллег из-за статьи о Матвиенко», Newsru.com, 20.05.2019. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 20 мая 2019 года.
  43. 1 2 3 Сотрудниц «Коммерсанта» уволили за публикацию высказываний Пескова о Путине и Навальном Lenta.ru 1.10.2013. Дата обращения: 7 сентября 2020. Архивировано 6 июня 2021 года.
  44. 1 2 Выпуск газеты "Коммерсантъ-Украина" приостановлен. Интерфакс. Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  45. Результаты 2-й волны исследования аудитории деловой прессы 2010. sostav.ua. Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  46. Деловая пресса увеличила рекламные сборы, - kommersant.ua - МедиаБизнес - отраслевое издание украинского медиа-рынка, ежедневная онлайн-газета, пишущая о СМИ как о бизнесе. web.archive.org (10 апреля 2011). Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 10 апреля 2011 года.
  47. ИД "Коммерсантъ" закрыл газету на Украине. ТАСС. Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  48. Выпуск газеты "Коммерсантъ-Украина" приостановлен. Интерфакс (13 марта 2014). Дата обращения: 30 декабря 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  49. TV Rain Inc. Дмитрий Солопов о закрытии «Коммерсанта-Украина»: сошлись политические и экономические мотивы — из Москвы давно пытались влиять на редакционную политику. tvrain.ru (13 марта 2014). Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 6 марта 2022 года.
  50. 1 2 Жизнь в Европе возвращается в доковидное русло. МАМУЛ.ам. Дата обращения: 26 сентября 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  51. Главные редакторы газеты "КоммерсантЪ-Daily". 25 июня стало известно, что главный редактор сетевой "Газеты.ру" Михаил Михайлин назначен на должность главного редактора газеты "Коммерсант". РИА Новости (25 июня 2010). Дата обращения: 22 августа 2021. Архивировано 22 августа 2021 года.
  52. АКТ ЭКСПЕРТИЗЫ НУМЕРАЦИИ ГАЗЕТЫ "КОММЕРСАНТъ". Panorama.ru N1(35) (июль 1993). Дата обращения: 25 февраля 2022. Архивировано 25 февраля 2022 года.
  53. "МК" - 95: "самая странная редакция на свете". РИА "Новости" (10 декабря 2014). Дата обращения: 25 февраля 2022. Архивировано 25 февраля 2022 года.
  54. Андрей Васильев. Новая песня о главном. О смене главного редактора газеты "Коммерсантъ". Коммерсантъ (26 мая 2004). Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 20 февраля 2022 года.
  55. 1 2 Главным редактором «Коммерсанта» стал Азер Мурсалиев. Газета.Ru (13 января 2009). Дата обращения: 22 августа 2021. Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года.
  56. Владимир Тодоров. «Коммерсантъ» снова без Михайлина : Главный редактор газеты «Коммерсантъ» Михаил Михайлин покидает свой пост // «Газета.ru». — 2014. — 10 ноября. — Дата обращения: 22.08.2021.
  57. Сергей Яковлев стал главным редактором газеты «Коммерсантъ». Коммерсантъ. Дата обращения: 10 июля 2016. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  58. 1 2 Главный редактор "Коммерсанта" Сергей Яковлев покидает свой пост. BBC Русская служба. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 20 июля 2018 года.
  59. Что известно про нового главного редактора ИД «Коммерсантъ» (рус.). Открытые Медиа (13 июля 2018). Дата обращения: 13 июля 2021. Архивировано 13 июля 2021 года.
  60. Закрываю лицо руками и кричу ему: "Не бейте, я журналист!"». Белорусский партизан. Дата обращения: 20 июня 2018. Архивировано 20 июня 2018 года.
  61. БОРОДИНА АРИНА. Специальный обозреватель РИА Новости. РИА Новости (18 ноября 2013). Дата обращения: 2 августа 2017. Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года.
  62. Авторы. Коммерсантъ. Дата обращения: 20 июня 2018. Архивировано 6 июня 2011 года.
  63. Анна Данилова (2010-09-07). "Без визы Вигилянского материалы о Церкви не публиковать!". Православие.Ru. Архивировано из оригинала 20 июня 2018. Дата обращения: 20 июня 2018.
  64. Ловушка для предпринимателей и журналистов. Гильдия издателей периодической печати (27 мая 2003). Дата обращения: 9 сентября 2009. Архивировано из оригинала 25 сентября 2011 года.
  65. "The press in Russia". BBC News. 16 May 2008. Архивировано из оригинала 22 октября 2019. Дата обращения: 29 ноября 2014. {{cite news}}: Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= (справка)
  66. «Коммерсантъ», «Российская Газета», «Известия» сохраняют лидерские позиции. Гильдия издателей периодической печати (17 июля 2009). Дата обращения: 25 июля 2010. Архивировано из оригинала 25 сентября 2011 года.
  67. Деловые издания - лидеры по длительности цитирования. Данные исследования за май 2009. TNS (9 июня 2009). Дата обращения: 20 июня 2018. Архивировано из оригинала 9 июня 2009 года.
  68. Дмитрий Медведев поздравил коллектив редакции «Коммерсанта» с 20-летием. Президент России. Kremlin.ru (30 ноября 2009). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  69. ""Коммерсантъ" заплатит за всё". Дни.ру. 2004-10-21. Архивировано из оригинала 20 июня 2018. Дата обращения: 20 июня 2018.
  70. Иск к газете "Коммерсантъ" почти на семь млрд рублей подал депутат Госдумы Олег Михеев. Эхо Москвы (27 мая 2009). Дата обращения: 12 декабря 2014. Архивировано 13 марта 2016 года.
  71. Мониторинг ФЗГ - Май 2009. Фонд защиты гласности. Дата обращения: 20 июня 2018. Архивировано 20 июня 2018 года.
  72. В "Коммерсантъ-Волга" пришли за документами // Коммерсантъ. — 2010. — 19 ноября. — С. 4. Архивировано 3 ноября 2013 года.
  73. Оксана Шевелькова (2009-11-30). ""Коммерсант" и Немцов должны будут заплатить Лужкову 1 млн руб". Ведомости. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014. Дата обращения: 20 июня 2018.
  74. "Суд признал законным решение по иску Лужкова к Немцову и "Коммерсанту"". РИА Новости. 2010-02-09. Архивировано из оригинала 20 июня 2018. Дата обращения: 20 июня 2018.
  75. Лауреаты за 2017. Дата обращения: 2 июня 2022. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  76. Лауреаты за 2018. Дата обращения: 2 июня 2022. Архивировано 2 июня 2022 года.
  77. Лауреаты за 2019. Дата обращения: 2 июня 2022. Архивировано 2 июня 2022 года.
  78. Лауреаты Премии Рунета. Дата обращения: 2 июня 2022. Архивировано 29 апреля 2022 года.