Открыть главное меню

Новая Польша — русскоязычное издание, издающееся в Польше и освещающее вопросы политики, общества, истории, культуры, литературы. С сентября 1999 года выходило как ежемесячный журнал, в 2019 году бумажное издание закрыто, остался только интернет-портал.

Новая Польша
польск. Nowaja Polsza
Специализация политика, общество, история, культура, литература
Язык русский
Главный редактор Эрнест Выцишкевич
Страна  Польша
Издатель Центр польско-российского диалога и согласия
История издания С 1999
Дата основания 1999
ISSN печатной версии 1508-5589
Веб-сайт novayapolsha.pl

ИсторияПравить

У истоков журнала стоял известный польский журналист Ежи Гедройц, главный редактор журнала «Kultura», издававшегося польской эмиграцией в Париже. В своём обращении к авторам и читателям журнала, открывавшем первый номер, Гедройц отмечал:

…Как среди поляков, так и россиян бытуют деформированные представления друг о друге. Высокой целью Вашего журнала будет привлечение людей доброй воли с обеих сторон, для того, чтобы изменить такое положение вещей. Ближе узнать друг друга и вместе искать пути не только нормализации, но и сотрудничества…[1]

«Новая Польша» возникла как до некоторой степени полемический жест по отношению к журналу «Польша», который издавался в Польской Народной Республике государственным агентством «Interpress» с 1954 года и до конца 1970-х гг. на девяти языках, в том числе на русском, и достигал тиража 350 тысяч экземпляров. Новый журнал не только не является органом государственной пропаганды, но и рассчитан, в отличие от своего предшественника, на менее многочисленного интеллигентного читателя: по словам многолетнего главного редактора «Новой Польши» Ежи Помяновского, журнал

…рассчитывает также на заинтересованность со стороны молодежи; ей нет дела до былых обид и каких-то не сведенных счетов; до старых ран и трагедий. С этой молодежью поляки хотят сесть за чистый стол. Но чтобы сесть за него вместе, надо хоть что-то знать друг о друге. А знаем мы слишком мало. Хуже того: наши знания — порой плод уродливых стереотипов и дезинформации. Но одно мы знаем точно: нас разделяет только дурное прошлое. И дело в том, чтобы оно уж никогда не повторилось.[2]

До конца марта 2010 года журнал издавала Национальная библиотека Польши, с 1 апреля 2010 года — Институт книги. В редакционный совет журнала входили Стефан Братковский, Наталья Горбаневская, Ежи Клочовский, Кароль Модзелевский, Януш Тазбир, Станислав Чосек и другие.

С 2019 г. работа над сетевой «Новой Польшей» передана Центру польско-российского диалога и согласия[pl], главным редактором стал Эрнест Выцишкевич, сменивший последнего главу печатного журнала Петра Мицнера. Деятели русской и польской культуры выразили озабоченность и протест по этому поводу, квалифицировав это как разгром проекта[3].

Специфика журналаПравить

«Новая Польша» издается польским Институтом книги и субсидируется Министерством Культуры Польши.

Около одной трети объёма каждого номера занимают тексты, перепечатанные из польской прессы. Значительное место уделено поэзии: в переводах Натальи Горбаневской, Асара Эппеля и других известных переводчиков журнал публиковал сочинения Станислава Баранчака, Кшиштофа Камиля Бачинского, Виктора Ворошильского, Эвы Липской, Чеслава Милоша, Яна Твардовского и других крупнейших польских поэтов XX века. На страницах журнала обозревается польская литературная и культурная периодика. Существенное место в журнале занимает публицистика. Среди авторов есть группа русских профессоров и писателей, а также польские публицисты самых различных направлений.

Только небольшая часть тиража журнала поступает в торговую сеть. Бóльшая его часть рассылается в публичные и университетские библиотеки России, а также на отделения русистики и славистики в университетах Западной Европы и США. Небольшое количество распространяется в сети книжных магазинов «EMPIK» в Польше.

«Новая Польша» совместно с московским издательством «МИК» опубликовала несколько книг в серии «Библиотека журнала „Новая Польша“».

Инцидент 2010 годаПравить

В марте 2010 года по инициативе Станислава Куняева прокуратура Москвы начала расследование обвинений журнала в экстремизме[4]. По мнению главного редактора журнала Ежи Помяновского, это была «попытка торпедировать встречу премьер-министров Дональда Туска и Владимира Путина в Катыни», которую предпринимает «наиболее крайняя группа шовинистов, расистов и последователей русского сталинизма»[5].

ИсточникиПравить

СсылкиПравить