Проект:Водные объекты/Коллекция ошибок/БСЭ

↱
  • ПРО:ВОБСЭ

На данной странице собираются ошибки БСЭ (справедливо и для БРЭ) с двумя целями:

а) показать недопустимость упора только на БСЭ в случае расхождений с прочими АИ;
б) избежать возврата уже исправленных ошибок в статьи.
  1. Муонио-Эльв: «Вытекает из озера Кильписъярви» — на самом деле берёт начало от слияния рек Чёнкемеэльв и реки Лятясено[1].
  2. Лабаз: «Из Л. берёт начало р. Боганида» — на самом деле из озера вытекает Кегерди[2][3].
  3. Кончедарья: «Вытекает из оз. Баграшкёль» — по карте Генштаба из озера вытекает Корла, образующая Кончедарью[4]. С картой Роскартографии[5] от 2008 года БСЭ совпадает, однако, масштаб слишком мелкий, чтобы утверждать наверняка.
  4. Преголя: «Длина 187 км. Образуется слиянием рр. Анграпа и Писса» — неверная информация. Истоком считается слияние Анграпы и Инструча при длине 123 км[6].
    В БРЭ ситуация стала незначительно лучше — исправили исток, но сохранили ошибку по км.
  5. Кашгар (река в Китае): «река на З. Китая и в СССР (верховья в Таджикской и Киргизской ССР)» — неточность, в Таджикистане расположены лишь верховья одного из притоков Кашгара, Маркансу[7].
  6. Воротан: «левый приток Аракса» — на самом деле Воротан правый приток Акеры[8][9].
  7. «Керхе, река в Иране, нижнее течение в Ираке.» — на самом деле целиком в Иране[10].
  8. «Шари (Chari, Shari), река в Центральной Африке (ЦАИ, Республика Чад и по границе последней с Камеруном). Образуется слиянием рр. Уам и Грибинги» — если считать началом устье Уама, то по ЦАИ не протекает. Вероятно, имелась ввиду река Васако, тогда описание притоков совпадает, однако, если брать за исток устье Васако, то описание БСЭ не совпадает ни с т.з ГУГК на исток[11] ни с т.з. Генштаба на исток[12].
  9. Буэнос-Айрес <…> Сток <…> в Атлантический океан — по Рио-Десеадо — сток в Атлантику прекратился эдак 12 тысяч лет тому[13].
  10. Амур: «Амур (река в Азии) <…> впадает через Амурский лиман и Сахалинский залив в Охотское море.» — согласно документу «Limits of Oceans and Seas, 3rd edition» (1953 год) от Международной гидрографической организации Сахалинский залив входит в Японское море[14][15].
  11. Пижма (приток Печоры): «Пижма (река в Коми АССР)» — «Пижма, река в Коми АССР <…> Длина 389 км <…> Вытекает из Ямозера <…> до впадения <…> притока ‒ р. Светлая называется Печорской П.» — по ГВР исток находится значительно ниже (у впадения Светлой), при этом если учесть Печорскую Пижму как продолжение Пижмы, получим 283+78=361[16] км. Помимо этого, участок Печорской Пижмы протекает по Архангельской области[17].
  12. Илья Муромец (водопад): БРЭ говорит о вулкане Ивана Грозного, однако на картах такого нет, лишь гора Демон, с которой и стекает ручей.
  13. Туостах: «Образуется при слиянии рр. Хара-Салаа и Бодымба» — опечатка, гидроним имеет вид «Болдымба»[18][19]
  14. Шекснинское водохранилище: «ЧЕРЕПОВЕЦКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ <…> На берегу Ч. в. - гг. Белозёрск и Кириллов». Современная граница города Кириллов более чем в 2-х км от вдхр.
  15. Жамантуз: по БСЭ третьего издания «самосадочное озеро в Кокчетавской области Казахской ССР» - нет конкретного расположения (другое озеро Жамантуз близко по размеру и располагалось в той же области). В БСЭ второго издания ошибка в координатах («под 35° с. ш. и 73° в. д.» вместо 53° с. ш. и 73° в. д.).

Расхождения по длине и площади бассейнаПравить

  1. Баксан (река): «БАКСАН (РЕКА НА СЕВ. КАВКАЗЕ) <…> Длина 173 км» — по ГВР 169[20] км.
  2. Большая Кокшага: «БОЛЬШАЯ КОКШАГА <…> Длина 297 км» — по ГВР 294[21] км.
  3. Большая Лиахви: «… Длина 115 км» — по данным РПВ СССР том 9 — 98[22] км.
  4. Большой Цивиль: «Длина 170 км. Образуется при слиянии рр. Большая Ц. и Малая Ц.» — на самом деле, если считать от слияния Б. и М. Цивили, длина реки всего 55 км[23].
  5. Демьянка (река): «Длина 1160 км» — по ГВР 1159 км[24].
  6. Деркул (приток Северского Донца): «ДЕРКУЛ (РЕКА В ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛ.) <…> Длина 165 км» — по ГВР 163[25] км².
  7. Евфрат и Мурат (река): «Длина (от истока р. Мурат) 3065 км, от слияния рек Мурат и Карасу — 2700 км»; «основная составляющая р. Евфрат. Длина свыше 600 км» — из первого утверждения получаем, что длина реки Мурат равна 365 км (3065-2700).
  8. Миссисипи: «Длина 3950 км» — на самом деле 3770[26] км по данным Геологической службы США.
  9. Малый Енисей: «Длина 563 км <…> Берёт начало в Дархатской котловине» — на самом деле, если отсчитывать длину от истока Шишгид-Гола (берёт начало в Дархадской котловине Монголии), длина реки составит 615[27] км. Длина в 563 км это от истока Балыктыг-Хема[28], берущего начало в России.
  10. Чуя (приток Катуни): «Чуя (река на Алтае) — Длина 320 км» — на самом деле река гораздо короче[29]. Описание истоков соответственно неправильное.
  11. Намана: «Намана <…> Длина 444 км» — по ГВР 422[30] км.
  12. Оленёк (река): «ОЛЕНЁК <…> Длина 2292 км» — по ГВР 2270[31] км.
  13. Погынден: «ПОГЫНДЕН <…> Длина 297 км» — по ГВР 281[32] км.
  14. Пола (река): «Пола <…> Длина 267 км» — по ГВР 268[33] км.
  15. Полометь: «Полометь <…> площадь бассейна 2770 км²» — по ГВР 2767[34] км².
  16. Рейн: «Длина 1320 км (от истоков Переднего Рейна)» — на самом деле длина 1233[35] км. Ошибка (опечатка) перекочевала из немецких источников.
  17. Цна (река, впадает в Мстино): «ЦНА (РЕКА В КАЛИНИНСКОЙ ОБЛ.) <…> площадь бассейна 4420 км²» — по ГВР 4140[36] км².
  18. Уй (приток Иртыша): «Уй (река в Новосибирской и Омской обл.) <…> площадь бассейна 26 700 км²» — на самом деле, площадь в несколько раз меньше, а именно — 6920 км² по Государственный водный реестр. Река Уй. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года. и другим источникам[37][38][39].
  19. Ус (приток Енисея): «УС (РЕКА) <…> площадь бассейна 6880 км²» — по ГВР 6680[40] км².
  20. «Сулак, река в Дагестанской АССР. Длина 144 км» — по ГВР длина 196[41] км. При этом Андийское Койсу (составляющая Сулака) длиной именно 144 км. Желательно померить по снимкам.
  21. Сок (река): «СОК <…> Длина 364 км» — по ГВР 363[42] км.
  22. Сал (река): «САЛ <…> Длина 798 км» — по ГВР 776[43] км.
  23. Снов: «Снов <…> Длина 253 км» — по данным OSM 301[44] км.
  24. Юла (приток Пинеги): «Юла (река) <…> Длина 314 км» — на самом деле 250[45] км, вероятно ошибка по невнимательности, в ГВР есть «314 км по лв. берегу р. Пинега».
  25. Юрумкувеем: «ЮРУМКУВЕЕМ (в низовье — Белая) <…> Длина 487 км» — по ГВР 396[46] км. Надо перепроверить.

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

  1. Карта Финляндии, масштаб 1:2 000 000, Роскартография, 1988/1994 гг
  2. Государственный водный реестр. Река Кегерди. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  3. Лист карты S-47-XXXIII,XXXIV оз. Лабаз. Масштаб: 1 : 200 000. Издание 1986 г.
  4. Лист карты K-45-В.
  5. Карта Китая, масштаб 1:6 000 000, Роскартография, 2008 год
  6. Обсуждение:Преголя#Ошибки и слепое копирование в АИ
  7. Лист карты J-43.
  8. Армения. Общегеографическая карта (масштаб 1:500 000). Роскартография, 2005 год.
  9. Лист карты J-38-XI.
  10. Лист карты H-38-VI. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  11. Карта Чада, ГУГК, 1982 год.
  12. Лист карты C-34-В.
  13. См. Обсуждение:Буэнос-Айрес (озеро)
  14. Limits of Oceans and Seas, 3rd edition. International Hydrographic Organization (1953). Дата обращения 11 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  15. Охотское море. Энциклопедия. М. Международные отношения. 2009 ISBN 978-5-7133-1354-8
  16. Государственный водный реестр. Река Пижма. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  17. Лист карты Q-39-XXVII,XXVIII Замежная. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  18. Государственный водный реестр. Водный объект. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  19. Лист карты Q-54-XIII,XIV. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  20. Государственный водный реестр. Река Баксан (Азау). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  21. Государственный водный реестр. Водный объект. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  22. Ресурсы поверхностных вод СССР. Т. 9. Закавказье и Дагестан. Вып. 1. Западное Закавказье/ Под ред. В. Ш. Цомая. — Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — С. 353—355. — 578 с.
  23. Государственный водный реестр. Река БОЛЬШОЙ ЦИВИЛЬ. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  24. Государственный водный реестр. Водный объект. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  25. Государственный водный реестр. Река Деркул (Деркуль). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  26. Lengths of the major rivers. United States Geological Survey. Дата обращения 14 марта 2009.
  27. 238 км Малого Енисея плюс Шишхид-Гол: Государственный водный реестр. Река Кызыл-хем (Шишхид-гол). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  28. Государственный водный реестр. Река МАЛЫЙ ЕНИСЕЙ. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  29. ВП:Форум/Географический/Архивы/2012/09#Чуя и Юстыт
  30. Государственный водный реестр. Река Намана. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  31. Государственный водный реестр. Река Оленёк. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  32. Государственный водный реестр. Река Погынден. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  33. Государственный водный реестр. Река Пола (Верготь, Баклань). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  34. Государственный водный реестр. Река Полометь. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  35. «Рейн стал короче на 90 километров» — Lenta.ru
  36. Государственный водный реестр. Река Цна. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  37. Ресурсы поверхностных вод СССР. Т. 15. Алтай и Западная Сибирь. Вып. 3. Нижний Иртыш и Нижняя Обь/ Под ред. В. Е. Водогрецкого. — Л.: Гидрометеоиздат, 1973. — С. 34. — 424 с.)
  38. Река Уй. http://sur-base.ru. Дата обращения 9 июля 2013.
  39. Uy At Bazhenovo (англ.). R-Arcticnet V4.0. Дата обращения 9 июля 2013.
  40. Государственный водный реестр. Река Ус (Уса). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  41. «Река Сулак»
  42. Государственный водный реестр. Река СОК. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  43. Государственный водный реестр. Река Сал (Джурак-Сал, Джурюк-Сал, Джуру). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  44. http://www.openstreetmap.org/relation/7415038
  45. Государственный водный реестр. Река Юла. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  46. Государственный водный реестр. Река Белая (в верховье Юрумкувеем). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.