Открыть главное меню

Проект:Словники/Ошибки и противоречия в Большой советской энциклопедии

Замеченные ошибки в третьем издании БСЭПравить

  1. В БСЭ как действительное историческое событие упоминается фигурирующая в поддельной Краледворской рукописи вымышленная битва при Оломоуце[1].
  2. В БСЭ указано, что «настоящая» фамилия Адольфа Гитлера — Шикльгрубер[2], хотя эту фамилию в молодости носил только отец Гитлера Алоиз, а сам Адольф всю жизнь носил только фамилию «Гитлер»[3].
  3. В статье Боняк[4] явно смешаны два одноимённых князя, живших в разное время.
  4. В статье Герострат[5] указано, что он сжёг храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света, однако список 7 чудес, несмотря на распространённую легенду, был составлен позже и относился к храму, построенному на месте сгоревшего.
  5. В статье «Хазарский каганат»[6] указан неверный год решающего арабского похода на Хазарию — 735 вместо 737.
  6. В статье Жюсьё, Бернар опечатка в дате рождения (должно быть 1699)[7].
  7. Статья «Пасквиль»[8]: «Название „П.“ происходит от имени римского башмачника Пасквино (Pasquino, 15 в.) — автора едких эпиграмм на высокопоставленных лиц». На самом деле[9] название происходит от имени римской статуи Пасквино, к которой приклеивали бумажные сатиры. А по поводу того, откуда взялось название статуи, существует множество различных версий. Одна из них действительно предполагает, что некий башмачник Пасквино имел лавку рядом.
  8. В статье о Хамдаллахе Мостоуфи Казвини[10] утверждается, что он был чиновником при хане Хулагу, хотя в действительности Хамдаллах родился через 16 лет после смерти ильхана и служил его потомкам.
  9. На карте Тихого океана в 25 томе (стр. 320-321) посреди глубоководной Южной котловины обозначены два несуществующих рифа — Мария-Тереза и Эрнест-Легуве.
  10. В статье «Днепр» указано, что Ингулец впадает в Каховское водохранилище. В действительности Ингулец впадает в Днепр в районе Херсона, на несколько десятков километров ниже Каховского водохранилища.
  11. Указано, что Колымская низменность[11] находится на северо-западе Якутии (в оригинале: «на С.-З. Якутии»), хотя в действительности это северо-восток республики.
  12. На чёрно-белой вклейке с иллюстрациями к статье «Замок» (т. 9, стр. 416—417, табл. XXXIX) под номером 6 показана фотография замка Фюрстенбург, находящегося рядом с городом Малес в Южном Тироле (Италия). В краткой подписи к фотографии допущены сразу три ошибки: «Замок в Фюрстенберге (ФРГ). 1280»[12]. Вероятно, фотография была перепечатана из 17-го издания немецкой энциклопедии Брокгауз 1966—1974 годов из третьего тома[13], где в статье «Burg» помещена эта же фотография более крупного формата и подпись с правильным указанием места нахождения, но с аналогичной ошибкой в названии: «Fürstenberg[14] bei Mals, Südtirol, über dem Tal der Etsch; erbaut um 1280». При перепечатке фотографии в обрезанном, осветлённом и отретушированном виде в БСЭ не только воспроизвели немецкую ошибку, но и приписали итальянский замок Федеративной Республике Германии и одной из местностей Фюрстенберг, попутно лишив его собственного имени. Примечательно, что в Германии на земле Рейнланд-Пфальц действительно есть совсем другой нагорный замок-руина под названием «Fürstenberg», похожий на итальянский Fürstenburg.
  13. Курьёзный случай: на чёрно-белой вклейке с иллюстрациями к статье «Париж» (т. 19, стр. 208—209, табл. XI) под номером 5 фотография Эйфелевой башни почему-то на шести опорах[15], тогда как это сооружение всегда имело только четыре опоры. На контурах нижней части башни заметны признаки как будто нарочито грубой подрисовки. На дальнем плане на горизонте видны горы, но никаких заметных гор в предместьях Парижа нет.
  14. В энциклопедии содержится две разные статьи об одном и том же человеке — английском адмирале XVII века Роберте Блейке — «Блэк, Блейк (Blake) Роберт» (т. 3, стлб. 1281—1282) и «Блейк (Blake) Роберт» (т. 3, стлб. 1236)[16] В частности, в этих статьях указаны различные даты смерти Блейка (07.08.1657 и 17.08.1657, соответственно); дата в статье о Блэке приведена по юлианскому календарю, использовавшемуся в то время в Англии и отстававшему в XVII веке от григорианского на 10 дней).
  15. В статье «Сюрреализм» указано, что Сальвадор Дали представляет Латинскую Америку.[17]
  16. В статье «Ташкент» утверждается, что город вошёл в состав Кокандского ханства в 1809 году.[18] В действительности первичное взятие Ташкента Кокандским ханством и установление вассальной зависимости ташкентского правителя произошло в 1807 году, а вторичное взятие Ташкента и его включение непосредственно в состав Кокандского государства — в 1808 году[19][20].

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

  1. Том «СССР», раздел «Феодальный строй» — «В 1241 монголо-татары потерпели поражение от чешских, немецких и польских войск под Оломоуцем».
  2. Адольф Гитлер / Кульбакин В. Д. // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).
  3. Hitler Never Really Was Schicklgruber
  4. Боняк // Бари — Браслет. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 3).
  5. Герострат // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).
  6. Хазарский каганат // Франкфурт — Чага. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 28).
  7. Жюсьё Бернар // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  8. Пасквиль / Гришунин А. Л. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  9. Заславский Д. И. Пасквиль // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. — Т. 8. — Стб. 463—464
  10. Казвини Хамдаллах Мостоуфи / Петрушевский И. П. // Италия — Кваркуш. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 11).
  11. Колымская низменность // Кварнер — Конгур. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 12).
  12. Статья «Замок (укреплённое жилище феодала)» в третьем издании БСЭ
  13. Brockhaus Enzyklopädie, 1967, B.3 — C. 485.
  14. Вместо „Fürstenburg“.
  15. Париж / Слука А. Е. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  16. Успенский В. А. Невто́н — Ньюто́н — Нью́тон, или Сколько сторон имеет языковой знак // Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сборник к 60-летию Андрея Анатольевича Зализняка. — М.: Индрик, 1996. — С. 598—659.
  17. Сюрреализм / Галин Э., Марков В. А. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  18. Ташкент / Асанов Г. Р. // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
  19. История Ташкента (с древнейших времён до победы Февральской буржуазно-демократической революции) / Зияев Х. З., Буряков Ю. В. — Ташкент: «Фан» УзССР, 1988. — С. 88. — 296 с. — ISBN 5-648-00434-6.
  20. Соколов Ю. А. Ташкент, ташкентцы и Россия. — Ташкент: Узбекистан, 1965. — С. 97—98. — 187 с. — 10 000 экз.