РЕН ТВ

(перенаправлено с «Рен-ТВ»)

«РЕН ТВ» — общероссийский федеральный телеканал[9]. Был основан осенью 1991 года как телекомпания, которая производила передачи для ОРТ (с 27 декабря 1991 года по 31 марта 1995 года — «1-й канал Останкино»), РТР и НТВ[10]. 1 января 1997 года был запущен телеканал под брендом «REN-TV» (поначалу вещал с логотипом «REN-TV НВС»)[11]. Основной акционер «РЕН ТВ» — «Национальная Медиа Группа» (82 %). Программы и сотрудники телеканала неоднократно становились лауреатами национальной телевизионной премии «ТЭФИ» и других профессиональных наград.

РЕН ТВ
ООО «Акцепт» (Телевизионный канал «РЕН ТВ»)[1]
REN TV logo 2017.svg
Страна  СССР (1991)
Флаг России (1991—1993)/ Россия (с 1991)
Зона вещания  СНГ
Время вещания круглосуточно
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, Зубовский бульвар, д. 17 (1991—2016)
Москва, Партийный переулок, д. 1, к. 57, стр. 3 (с 2016 года)
Формат изображения 576i (SDTV)
1080i (HDTV)
Тематика телеканала Общая
Дата начала вещания 19 августа 1991 года (зарегистрирован)
1 января 1997 года, 17:00 (начало вещания)
Заменил Флаг СНГ НВС[2][3][4]
Flag of Moscow, Russia.svg Москва-49 (в Москве)[5]
Flag of Yekaterinburg (Sverdlovsk oblast).svg АСВЕкатеринбурге)
Flag of Nizhny Novgorod.svg РЕН ТВ — СЕТИ НННижнем Новгороде)
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 66270 от 1 июля 2016 года[6]
Аудитория 98 000 000 человек
Доля аудитории 5,3% (2018 год, Топ-7 телеканалов России)
Основатель Ирена Лесневская
Дмитрий Лесневский
Владелец Национальная Медиа Группа — 82%
СОГАЗ Тауэр — 18%
Генеральный директор Владимир Тюлин
Прежние названия REN TV НВС (1997)
REN TV (1997 — 3 сентября 2006)
РЕН (8 февраля — 31 октября 2010)
Родственные телеканалы Flag of Saint Petersburg.svg 78
Флаг России Первый канал
Flag of Saint Petersburg.svg Пятый канал
Флаг России IZ.RU
Флаг Белоруссии СТВ
Флаг Латвии REN TV Baltic
Флаг Эстонии REN TV Estonia
Флаг Литвы REN TV Lietuva
Флаг Молдавии REN TV Moldova
Флаг Киргизии REN TV Kyrgyzstan
Флаг России REN TV International[7]
Голос телеканала Владимир Герасимов (1997—2001)
Елена Соловьёва (1997—2005)
Александр Малов (2001)
Юрий Брежнев (2001—2007)
Василий Стрельников (2004[8]—2013)
Павел Хрулёв (2007)
Руслан Игнатов (2007—2013)
Владимир Набоков (2010)
Артём Кретов (с 2011 года)
Слоган «Смотри то, что действительно интересно», «Новости — наше призвание!» (с 2016 года)
Сайт ren.tv
Онлайн
РЕН ТВ Online 
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

До смены руководства в 2011 году телеканал проводил чётко выраженную оппозиционную информационную политику[12][13]. В настоящее время контент телеканала составляется из программ на тему альтернативной истории, теорий заговора и уфологии[14][15]. В 2015 году телеканал получил «Антипремию за самый вредный лженаучный проект» Министерства образования и науки РФ за распространение лженаучной информации в течение 2014 года (отмечены документальные проекты)[16][17]. Мотивировочная часть награждения гласит: «телеканал активно пропагандирует конспирологические теории и недоверие к науке. Безосновательные и выдуманные истории подаются под видом документалистики и популяризации науки, чем вводят в заблуждение зрителей».

ИсторияПравить

Эпоха ЛесневскихПравить

Рождение REN-TV следует связывать со временами путча[18][19][20], когда бывшая сотрудница Главной редакции кинопрограмм ЦТ СССР Ирена Лесневская и её сын Дмитрий приняли решение создать независимую производящую компанию. Регистрация компании под условным названием «ЛИС и С» («Лесневская Ирена Стефановна и сын») была назначена на 19 августа 1991 года, но из-за политических волнений в стране, а также существования фирмы с аналогичным названием («ЛИС’С» Сергея Лисовского), регистрация была отложена. Спустя две недели после путча были подготовлены новые документы с названием «REN», регистрация состоялась 1 октября[21][22].

Первыми программами REN-TV были «Астрологический прогноз» (13 ноября 1991 года, РТР)[20] и праздничный проект «Ирония судьбы, или с Рождеством Христовым» (24 декабря 1991 года[23], Первый канал ЦТ). Эта же телекомпания в дальнейшем производила для отечественных телеканалов такие телепередачи, как «Чтобы помнили», «Конюшня Роста», «Мужской разговор Эльдара Рязанова с Борисом Ельциным»[24][25][26], «Дог-шоу. Я и моя собака» и «Клуб „Белый попугай“»[27][28]. На момент основания телекомпании в её штате было всего 9 человек, через 10 лет число штатных сотрудников REN-TV достигло цифры в 500 человек[29].

Весной 1996 года REN-TV стал основным акционером АОЗТ «Акцепт» — компании, которой принадлежала вещание на 49 ТВК в Москве (тогда на этой частоте вещал местный московский телеканал «М-49», запущенный 1 января 1994 года[30][31]). В мае того же года производящая компания «REN-TV» начала работу над созданием собственного телеканала с тем же названием. Предполагалось, что эфир будет состоять из оригинальных программ собственного производства[32]. О получении в собственное распоряжение 49-го канала Ирена и Дмитрий Лесневские рассказывали следующее:

Мы с Володей Молчановым были в Израиле. <…> И там меня разыскал человек, который сказал, что где-то читал в интервью, что я мечтаю о своем канале. Тут один человек, говорит, который сбежал из России, а когда-то работал в министерстве связи, прихватил с собой лицензию на себя, у него есть канал в Москве, но его мало кто видит — 49-й канал. <…> Мне устроили встречу с этим человеком, который сказал: «Вас-то я и ждал! Ко мне люди с мешками приезжают денег. Но я хотел бы отдать её не людям, которые бабки будут делать на этом, а производящей компании, чтобы был контент, чтобы было телевидение». Я говорю: «Так вы ещё и идейный!» Он: «Ну, я мечтаю всё-таки когда-нибудь вернуться в Россию». <…> Короче говоря, мы сошлись на какой-то сумме, на два-три года растянув оплату. Потом он каждый раз требовал все больше и больше, пока мы не послали его. Но заплатили ему всё, а он ещё претензии предъявлял, когда мы продали, — понял, что сделали из этого ноля конфету. Когда её захотел не только Кремль отобрать, но ещё и немцы зашли с деньгами. Он решил, что мы с ним не расплатились, что мы должны ему дать процент какой-то. Но это вообще было смешно. Он вообще ничего не вкладывал в это, кроме лицензии[33].

Ирена Лесневская

Есть четыре дециметровых канала, которые можно развивать: 31-й, 49-й, 51-й и 27-й. Любой может стать в Москве доступным для самой широкой аудитории, бесплатно, по той же схеме, по которой вводилось ТВ-6. Мы провели переговоры с 49-м. И в феврале нам удалось его купить. <…> Купили передатчик, маленький штат в десять человек и долги, которые тут же начали проплачивать. С этого момента началась для нас новая эпоха, переход от состояния амбициозной продюсерской компании к не менее амбициозной вещательной[33].

Дмитрий Лесневский

Сетка вещания телеканала «М-49» с этого же времени стала фактически представлять собой тестовое вещание будущего телеканала REN-TV и наполняться программами, ставшими его основой в первые три-четыре года существования[34]. По замыслу создателей, REN-TV должен был стать интеллектуальным каналом[12], пространством для талантливых людей, которые не могут себя реализовать на существующих телеканалах[35]. В данном «интеллектуальном» формате телеканал и осуществлял своё вещание в течение первых нескольких лет работы[12][36][37][38]. Под началом Ирены Лесневской собрался весь цвет российской журналистики и культуры тех лет — Эльдар Рязанов[39], Юрий Рост[40], Григорий Горин, Булат Окуджава[41], Александр Ширвиндт[20], Юрий Никулин, Владимир Молчанов[42], Аркадий Арканов[43], Леонид Филатов[44].

Осенью 1996 года мэр Москвы Юрий Лужков поддержал создание Иреной Лесневской её нового телеканала и стал главой его попечительского совета[45], в который также вошли Егор Яковлев, Алексей Симонов, Александр Кабаков и Николай Петров[33]. По мнению экспертов, участие мэра в создании телеканала, который на тот момент активно предоставлял слово московской администрации, могло свидетельствовать о том, что Лужков уже начал подготовку к следующим президентским выборам и имел президентские амбиции[46]. Одновременно Банк Москвы, контролируемый столичными властями, предоставил для REN-TV первоначальный кредит, который был погашен через год[47]. Тизерные ролики телеканала стали появляться на «НВС» в середине декабря 1996 года.

С 1 января 1997 года вместо «НВС» начал вещание телеканал REN-TV, но при этом ненадолго оставил название своего предшественника на своём логотипе[48][49]. Вещание телеканала открылось новогодней программой «Здравствуйте!» с Эльдаром Рязановым[50]. Первоначально телеканал начинал своё вещание в промежутке от 13:15 до 17:00 мск[51][52][53] и заканчивал его в районе 1:00[54], а объём вещания составлял от 9 до 12 часов в сутки[55], позже вещание стало начинаться в 14:00. Вещание телеканала в регионы велось через местные телеканалы-партнёры («Рег-ТВ» в Санкт-Петербурге, «Сети НН» в Нижнем Новгороде, «Четвёртый канал» в Екатеринбурге, «ТВ2» в Томске, «СКАТ» в Самаре, «ЭкспоВИМ» в Ростове-на-Дону, «Истоки» в Орле и другие), которые брали сигнал со спутника ещё со времён «НВС»[56]. До 1999 года REN-TV транслировал свои программы без поправок на часовые пояса[57][58], а в ночное и утреннее время для региональных партнёров телеканала, расположенных за пределами Европейской части России, осуществлял полный или же частичный перегон программы передач предстоящего дня с целью их ретрансляции партнёрами в более удобное для них время[59]. К концу 1990-х годов вещание телеканала было распространено на бо́льшую часть страны[36], при этом до 2003 года оно осуществлялось исключительно по сетевому принципу — с ретрансляцией во всех регионах, кроме Москвы, через частоты региональных телеканалов — партнёров REN-TV[60].

Изначально на REN-TV не было ежедневных новостных выпусков, а вместо них на телеканале выходили авторские аналитические программы: «Что случилось?» с пишущим журналистом Андреем Иллешем[61][62], а также «Реноме» с Петром Фёдоровым (взгляд на Россию с позиции иностранных корреспондентов, работающих в Москве)[63][64]. 2 февраля 1998 года в 19:00 вышел первый выпуск «Новостей», который провёл Алексей Громов (в прошлом — ведущий новостей на канале «Российские университеты»)[65]. Первоначально выпуски новостей на телеканале выходили три раза в день по будням, с 1 сентября 1998 года новости на REN-TV стали выходить в прямом эфире[66] семь раз в день ежедневно по будням, а также в выходные и праздничные дни[67]. С 6 сентября на REN-TV стала выходить авторская программа Игоря Прокопенко «Военная тайна», в те годы рассказывавшая о новостях российских и зарубежных спецслужб[68][69].

Чтобы конкурировать с более крупными российскими телевещателями[39], телеканал под руководством Ирены Лесневской и её сына Дмитрия стал активно развивать самые разные телевизионные направления[70]. Позиционируя себя как универсальный телеканал, REN-TV включал в свою сетку информационные, информационно-аналитические программы, развлекательные и музыкальные передачи, авторские программы, спортивные программы и трансляции[71], телесериалы[60][72][73], мультсериалы и фильмы крупнейших кинопроизводителей мира[74]. REN-TV первым в России показал такие известные телесериалы, как «Воздушный цирк Монти Пайтона», «Чёртова служба в госпитале МЭШ» и «Секретные материалы»[75][76], а также ряд артхаусных художественных фильмов[61][77]. До 2009 года дубляж и озвучивание иностранной продукции по заказу телеканала выполнялись на студии «Кипарис»[78], реже закупались переводы других телеканалов или официальные дубляжи, в зависимости от производителя (в первый год существования телеканала и затем изредка — до начала 2010-х годов также брались зарубежные фильмы с одноголосым закадровым переводом, выполненным для релиза на полулегальных или же пиратских видеокассетах).

В 1990-е и 2000-е годы в кинопоказ на REN-TV, затем на «РЕН ТВ» также в больших количествах включались художественные фильмы категорий B и C (в том числе и малоизвестные, по аналогии с ТВ-6 и СТС)[79][80][81]. По факту показа большого числа боевиков и других кинолент похожего содержания телеканал нередко обвинялся группой патриотически настроенных активистов в чрезмерной трансляции в своём эфире сцен жестокости и насилия в «детское» время[82][83][84].

Долгое время телеканал REN-TV был известен по трансляциям популярных американских сатирических мультсериалов («Симпсоны»[85], «Гриффины», «Футурама», «Южный парк») и показу матчей Английской футбольной премьер-лиги[75][86] и российского футбольного первенства с комментатором Александром Елагиным[87][88]. Телеканал также отличало от других качество информационных, аналитических и публицистических передач собственного производства (наиболее известными из них являются «Новости 24», «Неделя с Марианной Максимовской»[89][90], «Военная тайна» и «Отражение»)[91][92][93]. При участии Игоря Прокопенко и Оксаны Барковской на REN-TV с нуля было отлажено собственное производство авторской документалистики[94][95][96]. Праздничные спецпроекты телеканала («Вот и всё-3000»[97], «Обозрение-3000»[98], «Бред сивой кобылы») впервые на российском телевидении опробовали технический приём вживления виртуальных лиц известных политиков в придуманные сценаристами сюжетные зарисовки[61][99]. Новаторство более поздних новогодних шоу REN-TV («Неголубой огонёк») заключалось в нетипичном для российского телевидения синтезе рока и популярной музыки[100][101].

С 1997 по 2016 год информационные, авторские, музыкальные, общественно-политические и спортивные программы телеканала производились ЗАО «Телекомпания REN-TV», позже ЗАО (АО) «Телекомпания РЕН ТВ». В развлекательных программах собственного и стороннего производства с 2003 года чаще всего указывалось юридическое лицо ООО «Акцепт» (Телевизионный канал «РЕН ТВ»). 70 % программ, выходивших на телеканале REN-TV, принадлежало одноимённой телекомпании[18].

С 1997 по 2000 год 70 % акций телеканала принадлежали нефтяной компании «Лукойл»[102][103]. В октябре 2000 (по другим данным — в мае 2001 года)[102] этот пакет акций выкупила дочерняя компания РАО ЕЭС «Центр оптимизации расчетов»[102]. К тому времени доля телеканала составляла уже 3,5—3,7 % зрителей по стране[104][105]. Причина продажи акций телеканала заключалась в том, что руководство REN-TV и лично Ирену Лесневскую не устраивало качество информации, подаваемой в выпусках новостей производства новостного агентства Александра Гурнова «Телевизионная служба новостей»[106][10] (оно также принадлежало этой нефтяной компании), которые транслировались на канале с 17 января по 12 июня 2000 года. В определении информационной политики телеканала дочерняя организация РАО ЕЭС участие не принимала, эфир REN-TV в те годы контролировали только его руководители[107]. Политическая позиция тогдашнего REN-TV была во многом схожа с НТВ[108].

С 1998 года REN-TV начинал вещание в 8:30 или 9:00 МСК с выпусков «Новостей». 27 августа 1999 года телеканал зарегистрировал доменное имя для своего официального сайта — ren-tv.com[109], сайт был запущен весной 2000 года. С 6 сентября того же года телеканал начинал своё вещание с 7:00 и завершал его после часа ночи[110]. В том же году с канала «ТВ Центр» на REN-TV переходит журналистка Ольга Романова, которая начинает вести свою программу «Пятая колонка»[111][112]. Информационную службу канала возглавила Елена Фёдорова[113]. В 1999 году телекомпания начала партнёрство с анимационной студией «CG-Alliance», оказав ей на этапе создания финансовую поддержку[114]. Студия, работавшая в тот период времени как «Студия анимации REN-TV» и имевшая представительство в Интернете по адресу animaton.ren-tv.com, разработала и подготовила всё межпрограммное оформление телеканала образца 2000—2002 годов и заставки его некоторых программ[115]. Главными героями заставок, делавшихся в стилистике компьютерных мультфильмов, стали антропоморфные телевизоры, показывавшие программы и сериалы канала тех лет вещания[116][117]. Позже от студии отпочковалось подразделение Ren FX, которое и взяло на себя спецэффекты для всех сериалов на канале[114].

Весной 2000 года телекомпания претендовала на выход в эфир на 3 ТВК (ТВЦ)[118], но впоследствии, ещё до проведения конкурса на частоту, она отозвала свою заявку[119].

С середины 2000 года REN-TV активно развивал и сериальное направление (под маркой созданной студии «REN-film»)[120]. Первый собственный опыт REN-TV — проект короткометражных фильмов «Чёрная комната», который одновременно транслировали на REN-TV и ОРТ[74]. При непосредственном участии Дмитрия Лесневского[121] были созданы такие рейтинговые телесериалы, как «Солдаты», «NEXT», «Боец», «Нина. Расплата за любовь» и другие. В 2003 году в эфир вышел первый мультсериал собственного производства — «Дятлоws»[23][122], а в 2005 году — скетч-шоу «Дорогая передача». При непосредственном участии REN-TV и лично Дмитрия Лесневского началась карьера известного кинорежиссёра Андрея Звягинцева: Лесневский был продюсером его первого фильма «Возвращение»[75][123][124].

В период с 2001 по 2005 год на REN-TV переходят такие известные журналисты и телеведущие, как Александр Герасимов (бывший сотрудник «старого» НТВ)[125], Анна Павлова[126], Татьяна Лиманова, Елена Турубара[127], Иван Усачёв[128][129] (все — бывшие ведущие ТВ-6), Егор Пирогов (бывший ведущий ТВС), Геннадий Клебанов (ранее работал на НТВ и «НТВ-Плюс»), Александр Бовин[130], Урмас Отт[131], Василий Стрельников (бывший ви-джей и диктор «MTV Россия»)[132][133], Дмитрий Ясминов, Александр Жестков[134] и Илья Доронов. В то же время канал принимал в свою сетку вещания телепередачи, ранее выходившие на других российских телеканалах, такие, как программа смешных и шокирующих зрительских видеороликов «Очевидец»[135], «Большие деньги», «Пресс-клуб» (последний выпуск) и телеигра «Народ против»[136].

С 2002 по 2004 год телеканал являлся официальным спонсором футбольного клуба «Сатурн», носившего тогда имя «Сатурн-REN-TV»[137][138].

В начале 2003 года[139] рамки эфира телеканала были существенно расширены: руководство решило усилить развлекательный блок и добавить к уже имевшимся информационно-политическим программам и передачам, посвящённым острым социальным проблемам, передачи сугубо развлекательного характера, как собственного, так и стороннего производства[12]. Первоначальный слоган телеканала «ИскRENнее телевидение» был заменён на «REN с нами»[122], чуть позже — «Время REN-TV». В 2003—2005 годах творческий коллектив телеканала пополнился журналистами, ранее работавшими с Евгением Киселёвым на НТВ, ТВ-6 и ТВС[140] — в их числе были Марианна Максимовская[141][142][143], Юлия Латынина[144][145], Евгений Матонин, Александр Надсадный, Сергей Митрофанов, Вадим Кондаков, Андрей Картавцев, Артур Валеев[146], Дмитрий Штоколов, Вячеслав Гузь, Георгий Андроников, Тамара Карташова[147], Сергей Наумов. Одновременно с последним выпуски новостей спорта на REN-TV начинает готовить ряд сотрудников спортивной редакции спутникового оператора «НТВ-Плюс»[148], поскольку после прекращения сотрудничества с ФК «Сатурн» старый спортивный отдел на канале был фактически расформирован[149][150], а его бывшие помещения — переданы сотрудникам «НТВ-Плюс»[151]. Ещё раньше на REN-TV перешёл Виталий Бузуев, также работавший с Киселёвым[152].

В 2003 году REN-TV обзавёлся первыми региональными собственными частотами — в Челябинске, где выиграл конкурс на частоту 41 ТВК[153], и в Екатеринбурге, где приобрёл местный телеканал «АСВ», который в то время являлся сетевым партнёром REN-TV[154]. Во Владимире канал примерно тогда же (с 21 июля 2003 года) начал транслироваться местным сетевым партнёром — телеканалом «ТВ-6 Владимир», сохранившимся ещё со времён существования в телеэфире канала ТВ-6[155]. Большая часть сделок по приобретению региональных партнёров относится к периоду после 2005 года. В мае 2006 года нижегородские «Сети НН» стали собственностью REN-TV[156]. Такие вещатели, как «РЕГ-ТВ» в Санкт-Петербурге, сбрасывали с себя старые бренды и вливались в сеть федерального вещателя окончательно по принципу кобрендинга, получая названия вроде «РЕН ТВ Петербург»[157] и единое, унифицированное с федеральным каналом оформление заставок, телестудий и передач[158].

В начале 2005 года у телеканала возникли проблемы с Росохранкультурой относительно пропаганды наркотических средств[159] и трансляции эротических фильмов[160][161]. Суть претензий сводилась к содержанию одного из выпусков уже не выходившей в 2005 году авторской программы Артемия Троицкого «Признаки жизни» с участием Децла и Ивана Охлобыстина, обсуждавших тему вреда алкоголя и наркотиков[162], а также к показу эротических кинофильмов итальянского режиссёра Тинто Брасса[163] (незадолго до вынесения предупреждения REN-TV показал в своём эфире его откровенный фильм «О, женщины!»[164], вызвавший резонанс среди зрителей[165], а депутаты Госдумы обвинили телеканал в демонстрации порнографических материалов)[166]. Показ его лент на некоторое время был приостановлен[167] и возобновлён уже при новом руководстве в сильно усечённом варианте[168]. В это же время получило новое развитие начатое тремя годами ранее дело «Симпсонов»[⇨], относительно законности показа американских сатирических мультсериалов в «детское» время[36]. В середине 2005 года с REN-TV на СТС ушёл продюсер развлекательных программ и креативный продюсер Вячеслав Муругов[169].

1 июля 2005 года[170] 30 % акционерного капитала телеканала, принадлежавший его основателям Ирене и Дмитрию Лесневским, перешли к немецкой компании RTL Group[171], а пакет РАО ЕЭС отошёл поровну (по 35 %) российским компаниям «Северсталь-Групп» и «Сургутнефтегаз»[172][173][174][175]. Лесневские после продажи принадлежавших им акций покинули телеканал[176].

С 14 октября 2005 года[177] новым генеральным директором телекомпании и медиахолдинга стал Александр Орджоникидзе, бывший гендиректор «НТВ-Плюс»[178], а телеканала — представитель RTL Group Ральф Зибеналер[179][180]. Почти сразу же после смены менеджмента и владельцев на телеканале начались реорганизация всей сетки вещания и массовый кадровый отток[181]: с телеканала уволилось несколько сотрудников информационной службы во главе с её руководителем Еленой Фёдоровой[182] и шеф-редактором телепрограммы «24» Ольгой Шориной[183], также от эфира была отстранена Ольга Романова[184][185]. Одновременно на должность главного редактора был назначен Илья Кузьменков[186], а заместителем генерального директора и генеральным продюсером телеканала стал Станислав Прибылов. Стали появляться и получать публичную огласку случаи цензурирования новостных материалов на REN-TV: в частности, из программы «Неделя» был изъят сюжет об отношениях России и Казахстана, а также о возможных поворотах в карьере президента Путина[187], в тех же новостях не вышли интервью с Зурабом Церетели[188] (в сюжете с ним речь шла о строительстве хрустальной часовни за 15 миллионов долларов на Манежной площади в Москве) и видеосюжет о закрытии дела против сына тогдашнего министра обороны Сергея Иванова, на своей машине задавившего женщину[189][190].

В начальный период деятельности нового состава менеджеров в сетке вещания REN-TV появились преимущественно новые развлекательные программы («Мозголомы: насилие над наукой»[191], «Суперняня»[192], телеигра «Сделка?!») и новые сериалы («Студенты»[193][194], «Туристы»[195][196], «Фирменная история»[197], «Мальчишник, или большой секс в маленьком городе»[198] и др.). Было расширено время для спортивных трансляций, убранных с канала тремя годами ранее: появились прямые трансляции гонок Формулы-1[199] с Алексеем Поповым[200][201] (в 2007 году в связи с возвращением Попова на ВГТРК его заменили на Александра Кабановского и Александра Каминского[202][203], а в начале 2009 года, из-за низких рейтингов, несмотря на закупленные права до 2010 года, трансляции перешли обратно к ВГТРК)[204][205], боёв по профессиональному боксу[206] и избранных футбольных матчей[207][208][209]. Помимо прочего, в сетке вещания REN-TV также появились прямая трансляция ежегодного праздничного мероприятия «День домино»[210] и такие известные зарубежные передачи и сериалы, как «Альпийский патруль»[211], «Мятежный дух», «Друзья», «Жить вкусно с Джейми Оливером»[212] и «Голый повар»[213]. По словам программного директора канала Сергея Спиридонова, расширение развлекательного вещания на REN-TV было объяснено потребностями его целевой аудитории[214]: в частности, он считал, что «люди нуждаются в том, чтобы их развлекали»[215]. Немецкая же сторона при запуске данных телепередач в эфир во многом ссылалась на опыт работы телеканала RTL Television, чей эфир был составлен преимущественно из развлекательных программ[216][217][218].

2006—2015Править

4 сентября 2006 года телеканал начал вещание под обновлённым русифицированным брендом «РЕН ТВ»[219][215]. Одновременно была запущена обновлённая концепция «Самый сок телеэфира»[220]. Переход к ней руководители и владельцы «РЕН ТВ» объясняли прежде всего тем, что при старом руководстве телеканал отличали «невнятная программная политика и невнятное впечатление от канала»[139][221]. Идея ребрендинга принадлежала новым владельцам в лице RTL Group, также одной из целей ребрендинга стало увеличение развлекательного вещания на телеканале[23][222]. Все эти перемены были негативно восприняты со стороны основательницы REN-TV Ирены Лесневской: «Зачем-то сменили логотип — элегантный значок, хорошо узнаваемый. Залили всё каким-то диким соком. И стали называться „РЕН ТВ“. REN-TV было мягче, интеллигентнее. Нет, иногда, бывает, включишь и… видишь то, что видишь… Мне только больно было за людей, с которыми работала, а не за то, что я продала игрушку любимую»[223].

Новые руководители продолжили проводить ту же программную политику, что и в конце прошлого телесезона, запустив ряд развлекательных программ[224][225] и телесериалов, среди них «Улица Гоголя»[226], «Ради смеха»[227][228], «Zадов in Rеалити»[229], «Схема смеха»[224], «Трое сверху»[230] и «Братья по-разному»[231]. Не оставили в стороне и производство документально-публицистических и информационных проектов — в рамках документальных линеек на телеканале вышли ленты об убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской[232], о деле рядового Сычёва и других случаях дедовщины в российской армии, шахтёрах[233], а также о событиях в Чечне и годовщине бесланской трагедии[234]. Но вместе с этим в документальном вещании на «РЕН ТВ» стали всё чаще появляться фильмы и передачи на светскую и «жёлтую» тематики, связанные со скандалами, повседневной жизнью персоналий из мира шоу-бизнеса[235][236][218] или же с биографиями ушедших из жизни известных людей[237][238].

По состоянию на конец 2006 года почти ни один новый развлекательный проект телеканала не представил высокого зрительского интереса[239], телекритики в своих публикациях стали указывать на то, что некогда обладавший индивидуальными лицом и стилем «РЕН ТВ» с середины 2000-х годов стал постепенно превращаться в аналог сугубо развлекательных телеканалов вроде «ТНТ» или «СТС»[61][240]. После чего с января 2007 года «РЕН ТВ» начал постепенно возвращаться к более серьёзному программному наполнению[241][238]. Появилась вечерняя линейка документальных и публицистических фильмов в 22:00: «Частные истории», «Чрезвычайные истории», «Секретные истории», «Детективные истории», «Громкое дело» (ранее выходила в эфир отдельно)[242] и «Фантастические истории»[217]. В 20:00 с понедельника по четверг выходил российский телесериал, в пятницу и субботу — фильм, а в воскресенье — зарубежный телесериал («4400», «Сверхъестественное» и «Побег»). В 21:00 с понедельника по четверг неизменно выходил телесериал «Солдаты», на протяжении нескольких лет являвшийся лидером по рейтингу и доле[243][244][245] как среди российских, так и среди зарубежных телесериалов, транслируемых телеканалом в то время. Вечер пятницы и выходные были почти полностью отданы развлекательным и юмористическим проектам[241], а также спортивным передачам и трансляциям. Среди них: «Бла-бла-шоу»[246], «Очевидец» (позднее была разделена на две части — «Очевидец: самое шокирующее» и «Очевидец: самое смешное»[247]), «Звёзды спорта»[248], «Рекламный облом», концерты Михаила Задорнова[249][250], скетч-шоу «Дальние родственники», «Ретромания» и пользовавшийся большой популярностью «Сеанс для взрослых»[251][252] (показ эротических фильмов[253], в том числе и малоизвестных софткор-лент[254], некоторое время сопровождавшийся тематическими вставками с Андреем Бильжо[255][256]). Другими самыми популярными проектами телеканала по итогам сезона стали «Званый ужин», «Вечер с Тиграном Кеосаяном», «Час суда» с Павлом Астаховым и ток-шоу Михаила Грушевского «Бабий бунт»[23][257].

Весной 2007 года телеканал покинули программный директор Сергей Спиридонов[258] и заместитель генерального директора медиахолдинга по региональному развитию Сергей Исаков (оба заняли аналогичные должности на телеканале «ТВ-3» и в холдинге «Проф-Медиа» соответственно). С их уходом в менеджменте телеканала не осталось почти никого из первоначального руководящего состава[183]. Вскоре генеральный директор Ральф Зибеналер, чьё реальное участие в руководстве телеканалом было нулевым[259], также покидает «РЕН ТВ», и этот пост занял Александр Орджоникидзе, совместивший обязанности руководителя как телекомпании, так и телеканала. С этого момента влияние RTL Group на «РЕН ТВ» было минимальным: несмотря на сохранявшийся пакет акций, медиагруппа уже не участвовала в оперативном управлении телеканалом[260]. После этого на «РЕН ТВ» происходят и другие кадровые перемены: в частности, главным редактором канала и службы информации стал бывший директор «Радио России» Алексей Абакумов[261], а пресс-службу возглавил Антон Назаров.

2 апреля 2007 года «РЕН ТВ» перешёл на круглосуточное вещание (ранее телеканал практиковал небольшие технические перерывы в вещании с 4:55 до 6:00 МСК)[262][263][264]. Несмотря на это, до ноября 2010 года в Москве «РЕН ТВ» уходил на официальный еженедельный технический перерыв в ночь с понедельника на вторник с 1:45 до 6:00[265][266][267][268].

6 августа 2007 года, телеканал в очередной раз изменил концепцию, логотип, имиджевые заставки[269][270] и слоган, стал ориентироваться преимущественно на мужчин от 25 до 54 лет[231]. На это, в первую очередь, повлиял факт, что после ухода с «РЕН ТВ» Дмитрия Лесневского рейтинги телеканала заметно уменьшились[271][272][273]. С этого момента «РЕН ТВ» отказался от показа американских сатирических мультсериалов[274][275] (передав их права на показ недавно возникшему каналу 2х2)[276][277], за исключением восемнадцатого сезона «Симпсонов», показанного в начале 2009 года[278] (права на его показ были получены ещё прежним составом менеджеров «РЕН ТВ»), их место в прайм-тайм будних дней заняли телесериалы отечественного производства. Одновременно наметилась тенденция к увеличению в эфире общественно-политических и авторских программ, к таким проектам относятся «Актуальное чтиво»[279], «В час пик»[280], «Репортёрские истории»[281][282], «Три угла с Павлом Астаховым»[283] и другие. В период с 2007 по 2009 год к команде телеканала присоединяются другие журналисты, ранее работавшие на «старом» НТВ, в частности, Иван Волонихин, Ксения Туркова[284][285], Михаил Осокин[286], Николай Николаев[287]. Тогда же на «РЕН ТВ» переходит украинский журналист и телеведущий Александр Ткаченко, где недолго (март—май 2008 года) занимал должность заместителя генерального директора[288].

В феврале 2008 года телеканал «РЕН ТВ» вместе с «Пятым каналом» и газетой «Известия» вошёл в новый холдинг «Национальная Медиа Группа» (НМГ)[23][289][290]. Спустя несколько месяцев после этого в эфире телеканала недолго выходила авторская программа гимнастки Алины Кабаевой «Шаги к успеху»[291][292][293], позже перешедшая на «Пятый канал». Тележурналист Владимир Кара-Мурза-старший заявлял, что присутствие подобных ведущих с прогосударственными взглядами со своими передачами в эфире тогдашнего «РЕН ТВ» вызывало у него сомнения в оппозиционной направленности данного телеканала[294]. Помимо этого, на «РЕН ТВ» недолго просуществовала передача «Top Gear. Русская версия» (адаптация популярной британской программы «Top Gear») с Николаем Фоменко[295], Оскаром Кучерой и Михаилом Петровским.

В октябре 2009 года появилась информация о том, что со следующего года «РЕН ТВ» и «Пятый канал» откажутся от производства выпусков новостей собственного производства, а производством новостей для телеканала займётся государственная телекомпания «Russia Today». В дальнейшем информация была опровергнута, и телеканалы продолжили выпускать в эфир выпуски новостей собственного производства[296][297].

В начале 2010 года при непосредственном участии Александра Роднянского (основателя канала «1+1» и бывшего генерального директора «СТС») был проведён очередной перезапуск канала[298][299]. В период с 8 февраля по 31 октября 2010 года телеканал носил название «РЕН»[300] (одновременно с изменением названия произошли изменение логотипа и графического оформления заставок[301]). В то же время телеканалом была определена концепция со слоганом «Жизнь азартна!»[302]. Появились новые программы («Давай попробуем?», «Не ври мне!»), в том числе перешедший с «Пятого канала» «Экстренный вызов 112»[303]. Основной упор в программной политике в этом сезоне делался на серьёзные дискуссионные и публицистические форматы[303] («Честно!», «Справедливость»[304], «Несправедливость», «Жадность»[305], «Приговор»[306] и др.). В рамках этой концепции также выходили телесериалы «Меч», «Последний секрет Мастера», «Черкизона. Одноразовые люди» и скетчком «Солдаты. И офицеры»[307]. В октябре 2010 года Роднянский был освобождён от оперативной работы в холдинге НМГ[308][309], после чего на «РЕН ТВ» вернулся генеральный директор Александр Орджоникидзе, который в период с 2009 по 2010 год занимал аналогичную должность в «НМГ» (до его возвращения канал возглавлял сотрудник «НМГ» Михаил Концерев), а на руководящие посты в компании стали постепенно переходить люди с опытом работы на НТВ[310].

С 1 апреля 2011 года вещание «РЕН ТВ» в «Триколор ТВ» было приостановлено из-за недостатка средств. На бывшей позиции «РЕН ТВ» началось вещание телеканала «TV Sale». С 6 июля 2011 года вещание телеканала «РЕН ТВ» в пакете спутникового оператора «Триколор ТВ» в составе платного пакета «Оптимум» было восстановлено в полном объёме.

15 августа 2011 года «РЕН ТВ» вновь сменил логотип и концепцию, представив новый стиль и слоган «Ты с друзьями»[311]. По словам генерального продюсера «РЕН ТВ» Дмитрия Великанова, предыдущая концепция со слоганом «Жизнь азартна!» и жёлто-чёрной цветовой гаммой исчерпала себя и не содержала достаточного положительного эмоционального заряда[312]. С февраля 2012 года «РЕН ТВ» отказывается от показа российских телесериалов в прайм-тайм будних дней по неизвестным причинам, их место в программе передач заняли псевдодокументальные, лженаучные и сильно ангажированные фильмы, посвящённые различным версиям и гипотезам современного мира[313][314], со временем занявшие большую часть всей ежедневной сетки вещания[315]. Программа передач телеканала в воскресенье и в праздничные дни стала представлять собой многочасовые марафоны телесериалов, фильмов (в том числе и из пакета Сергея Сельянова — «Брат», «Брат-2», «Сёстры», «Жмурки», мультфильмы студии «Мельница» и др.)[316][317][318] и документальных проектов практически на весь день[319][320]. Наметилась тенденция к увеличению программ чисто развлекательного характера — «Зелёный огурец», «Чистая работа», «Адская кухня» и др[321]. Одна из немногих премьер общественно-политического характера — ток-шоу «Хватит молчать!» с Тиграном Кеосаяном[322] — была быстро закрыта после двух месяцев вещания и не имела высоких рейтингов[323]. Недолго просуществовало возобновлённое после закрытия на четырёх телеканалах «Независимое расследование» с Николаем Николаевым в жанре журналистского расследования[324]. На телеканале вплоть до конца 2013 года периодически ретранслировалось украинское комедийное шоу «Вечерний квартал», выходившее на каналах «Интер» и «1+1»[325][326]; при этом возникали случаи, когда некоторые высказывания участников команды касаемо Виктора Януковича и его окружения были вырезаны на украинских телеканалах, но были показаны в России[327].

Также с середины 2011 года «РЕН ТВ» стал постепенно отступать от чётко выраженной оппозиционной политики, характерной для прошлых лет вещания, запустив в своём эфире телепередачи «Тайны мира» с Анной Чапман[328], «Что происходит?» с главным редактором государственного телеканала «RT» Маргаритой Симоньян[329][330] и «Русские сказки» Сергея Доренко[331]. В поздневечернем выпуске «Новостей 24» появился известный прогосударственными взглядами ведущий Андрей Добров[332], а в ноябре 2011 года в связи с демонстрацией жеста «Средний палец» по ходу чтения текста новости о тогдашних президентах России и США Медведеве и Обаме была уволена телеведущая Татьяна Лиманова[333]. В эфире её сменил бывший ведущий «НТВ» и «Пятого канала» Алексей Суханов[334]. В 2012 году выходила новая программа Алины Кабаевой «Путь к Олимпу»[335]. В том же году была расформирована спортивная редакция телеканала[336], все спортивные трансляции были выведены из сетки вещания «РЕН ТВ» до 2019 года[337], а выпуски новостей спорта («Новости 24. Спорт») были закрыты. В начале 2013 года телеканал также прекратил показ эротических кинофильмов в «Сеансе для взрослых», в результате чего картины данного жанра полностью и окончательно исчезли из репертуара «РЕН ТВ»[338][339].

В 2012 году, по итогам телесезона 2010/2011 годов, телеканал «РЕН ТВ» получил семь статуэток премии ТЭФИ, пять из которых за достижения в информации и аналитике[340].

14 декабря 2012 года телеканал вошёл во второй мультиплекс цифрового телевидения России[341][342].

27 сентября 2013 года Александр Орджоникидзе покинул пост генерального директора, а эту должность заняла Ирина Варламова[343].

20 января 2014 года телеканал в очередной раз сменил логотип и графическое оформление. В эфире «РЕН ТВ» появились новые программы преимущественно развлекательного характера, рассчитанные на женскую аудиторию: «Мои прекрасные», «На 10 лет моложе», «Четыре свадьбы» и другие[344][345]. Была запущена информационная программа «Свободное время», которую вели Алексей Егоров и бывшая ведущая новостей «НТВ» и «Первого канала» Юлия Панкратова[346].

В телесезоне 2013/2014 годов окончательно изменилась и политическая позиция телеканала[347]: программа «Неделя» с Марианной Максимовской стала радикально отличаться от выпусков «Новостей 24» по подаче информации, в том числе и в вопросах освещения Евромайдана[348][349], присоединения Крыма и вооружённого конфликта на востоке Украины[350]. Это сопровождалось уходом журналистов оппозиционных взглядов с телеканала: летом 2013 года его покинул Михаил Осокин, а через год, 1 августа 2014 года, была закрыта «Неделя» с Марианной Максимовской[351] (последний выпуск вышел 28 июня 2014 года)[352]. Большая часть журналистов, работавших в «Неделе», покинули «РЕН ТВ» в конце лета — начале осени того же года[353], в одно время с ними телеканал покинул (из-за несогласия с его позицией) ведущий новостей Алексей Суханов[354][355], а в конце 2014 года то же самое сделает и Марианна Максимовская[356].

Суханов впоследствии вспоминал, что в последние годы его работы на «РЕН ТВ» на канале начался активный период ужесточения цензуры, особенно в том, что касалось освещения в эфире украинских новостей: «Царствовала одна точка зрения, и никаких других быть не могло. И только какими-то невероятно хитрыми способами и долгими переговорами с руководством я старался что-то выторговать. Но чем дальше, тем меньше у меня это получалось»[357].

Факт изменения политической позиции телеканала с оппозиционной на прогосударственную отмечался телекритиками и в дальнейшем, в частности, при рецензировании новостных выпусков «РЕН ТВ», освещавших обострение в российско-турецких отношениях[358], при анализе других его передач[359]. Высказывалось мнение, что журналисты телеканала стали чаще сотрудничать со специальными службами, периодически публикуя видеофрагменты оперативных съёмок[360][361]. Вместо «Недели с Марианной Максимовской» по воскресеньям вечером стала выходить другая информационно-аналитическая программа «Добров в эфире»[362]. Эфирная сетка и заставки телеканала в дни государственных праздников стали чаще носить патриотический характер[363][364], хотя раньше, в прошлые годы, для многих из них на «РЕН ТВ» вообще не делались специальные межпрограммное оформление и сетка вещания[365][366][367].

1 сентября 2014 года был запущен обновлённый сайт телеканала с доменным именем ren.tv. Имя было зарегистрировано в декабре 2010 года другой компанией и было приобретено «РЕН ТВ» в августе 2014 года у американского селлера за $10 000[368].

15 октября 2014 года во время очередной профилактики до 10:00 (МСК) телеканал перешёл на вещание в формате 16:9[369].

В ноябре 2014 года телеканал объявил о планах по созданию телеканалов «REN-TV International» и «Военная тайна». REN-TV International — это лицензионно очищенная международная версия «РЕН ТВ», приближённая к оригинальной (российской) версии телеканала. Она будет включать в себя актуальные информационные, авторские и развлекательные программы, а также российские телесериалы и документальные проекты. Сетка телеканала «Военная тайна» должна состоять из документальных проектов «РЕН ТВ», среди них — «Территория заблуждений», «Военная тайна», «Битва цивилизаций». Точная дата начала вещания обоих телеканалов не объявлена[370], основной прицел будет делаться на спутниковые платформы, кабельные и цифровые сети[371]. В 2016 году был запущен только «REN TV International».

С 2015 годаПравить

16 февраля 2015 года (около 5:00) телеканал «РЕН ТВ» провёл полномасштабный ребрендинг: изменились логотип и оформление, появился обновлённый слоган — «Новое измерение!»[370]. Новая концепция вещания нацелена на расширение и омолаживание аудитории[372]. Несмотря на это, одними из ключевых проектов канала стали считаться программы «Военная тайна», «Территория заблуждений», «Тайны Чапман», «Самые шокирующие гипотезы» — на тему альтернативной истории, теорий заговора, конспирологии и др[373][374].

В марте 2015 года на «РЕН ТВ» вернулся его бывший главный редактор Владимир Тюлин, занявший пост генерального директора. После этого в эфире телеканала стало появляться большое число документальных лент разоблачительного или пропагандистского характера, направленных против лиц, негативно воспринимающихся современными российскими властями, по типу «Анатомии протеста»[375][108]. Их появление связывалось с тем, что в это же время на «РЕН ТВ» начали приходить люди из Дирекции общественно-правового вещания НТВ (её бывший руководитель Юрий Шалимов в 2015—2016 годах являлся заместителем генерального директора «РЕН ТВ»), работавшие там над схожими передачами[375]. На смену ушедшим ведущим программы «Новости 24», тогда же переименованной в «Новости РЕН ТВ», пришли Пётр Марченко и Денис Солдатиков (телеведущие, не поддержавшие команду Евгения Киселёва во время событий апреля 2001 года и оставшиеся работать на обновлённом НТВ)[376]. В дальнейшем, в 2017 году с НТВ на «РЕН ТВ» на должность руководителя общественно-публицистических программ также перешёл Алексей Малков, выступавший автором всех обличительных фильмов рубрики «ЧП. Расследование» на прежнем месте работы — от «Теракта с предоплатой» в 2004-м до «Касьянова дня» в 2016-м[377][378].

В июне 2015 года «РЕН ТВ» отказался от показа реалити-сериалов (в основе серий лежат истории, основанные на реальных событиях, а их участников играют актёры), выходивших в дневном эфире телеканала в течение нескольких лет (к ним относились проекты «Не ври мне», «Семейные драмы», «Верное средство», «Засуди меня» и другие; некоторые из перечисленных перешли на ТВ-3). Резко сократился объём неполитических проектов от независимых производителей. Через несколько месяцев после этого телеканал прекратил сотрудничество со студиями озвучивания, тем самым, новые для канала иностранные фильмы и телесериалы стали транслироваться в официальных или сторонних озвучках. Увеличилось число передач, представляющих собой дайджесты любительских видеороликов из интернета с закадровым комментарием: к появившейся в 2011 году передаче «Смотреть всем!» добавились проекты «Водить по-русски» и «С бодрым утром!» (также в разное время выходили аналогичные дайджесты «Знай наших!», «М и Ж», «В последний момент» и «Всем по котику»)[379].

С 1 января 2016 года, по решению акционеров «РЕН ТВ», было прекращено местное вещание в городах, где располагались собственные станции телеканала. В настоящее время там ведётся вещание только федерального «РЕН ТВ», а региональные вставки ограничиваются вставками региональной рекламы[380], продаваемой АО «Регион Медиа» (ранее ЗАО «Видео Интернешнл Трэнд»). 1 мая «РЕН ТВ» завершил переезд из офиса на Зубовском бульваре в лофт «Завода имени Владимира Ильича» в Партийном переулке, дом 1, корпус 57, строение 3[381]. С 4 октября доступна версия телеканала в стандарте высокой чёткости (HD)[382]. В декабре 2016 года АО «Телекомпания РЕН ТВ» (телекомпания-производитель программ информационного и общественно-политического характера для канала) было ликвидировано посредством его присоединения к ООО «Акцепт».

Cо 2 июня 2017 года, в рамках слияния информационных служб двух телекомпаний из «Национальной Медиа Группы» («РЕН ТВ» и «Пятого канала»), поставщиком и производителем новостей для них стал являться мультимедийный информационный центр «Известия»[383][384]. 18 августа вновь изменились логотип телеканала и его межпрограммное оформление. Телеканал расширил линейку документальных проектов («Загадки человечества», «Засекреченные списки»), а их марафоны стали транслироваться не только в праздничные дни. Кроме того, в сентябре 2017 года было закрыто кулинарное шоу «Званый ужин»[385] (сменив название на «Идеальный ужин», перешло на телеканал «Че»)[386]. В конце 2019 года на телеканал вернулись спортивные трансляции, но только контактных видов спорта (профессиональный бокс[387][388] и MMA)[389][390][391][392][393][394], а в выпусках в 23:00 снова стали выходить выпуски спортивных новостей, их ведущим стал Александр Кузмак[395].

Хронология слоганов телеканалаПравить

  • «ИскRENнее телевидение» (с 29 ноября 1999 по 6 апреля 2003 года)[91]
  • «REN с нами» (с 7 апреля по 31 августа 2003 года)[122]
  • «Время REN-TV» (с 1 сентября 2003 по 8 февраля 2004 года)[396]
  • «Самый сок телеэфира» (с 4 сентября 2006 по 5 августа 2007 года)[397]
  • «Это надо видеть» (с 6 августа 2007 по 7 февраля 2010 года)[398]
  • «Жизнь азартна» (с 8 февраля 2010 по 14 августа 2011 года)[399]
  • «Ты с друзьями!» (с 15 августа 2011 по 13 декабря 2013 года)[400]
  • «Новое измерение!» (с 16 февраля по 30 августа 2015 года)[401]
  • «Смотри то, что действительно интересно», «Новости — наше призвание!» (с 2016 года)[402]

ВещаниеПравить

Телеканал РЕН ТВ входит во второй мультиплекс цифрового телевидения России. Программы РЕН ТВ принимают в 725 населённых пунктах России, в том числе во всех крупных городах с населением более миллиона жителей. Потенциальная аудитория телеканала — 113,5 млн зрителей. Согласно официальной информации телеканала, потенциальная аудитория РЕН ТВ составляет 130 миллионов человек.

За пределами РоссииПравить

УкраинаПравить

На Украине осуществлялась полная ретрансляция телеканала (в том числе и реклама) до 2014 года, за исключением спортивных соревнований и передач эротического содержания[403] (в это время трансляция телеканала прекращалась). Дистрибьютором телеканала в стране была компания «СонаР» из Днепропетровска. В 2008 году телеканал был отключён вместе с телеканалом «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ Мир» и «TVCi», после решения проблем РЕН ТВ вернулся в эфир[404]. Ретрансляцию программ «РЕН ТВ» или их показ в записи осуществляли в 2000-е и 2010-е годы следующие украинские региональные телеканалы:

24 июля 2014 года Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания (укр.) объявил, что содержание программ практически всех российских телеканалов, содержащих в своей сетке информационные программы, в том числе и РЕН ТВ, не соответствует требованиям Европейской конвенции о транснациональном телевидении и ч. 1 ст. 42 закона Украины «О телевидении и радиовещании», тем самым запретив их трансляцию на территории Украины[417][418].

БелоруссияПравить

В Белоруссии программы «РЕН ТВ» с 1 января 2001 года и по настоящее время транслируются белорусским телеканалом «СТВ». Сам телеканал вещал в кабельных сетях страны до 1 апреля 2009 года, после чего был отключён от кабельных сетей вместе с другими российскими телеканалами по неизвестным причинам. В начале 2000-х годов «РЕН ТВ» ретранслировался региональными телеканалами, как «Нирэя» (Гомель)[419], «2 канал» (Могилёв), Скиф (Витебск) и другие.

КазахстанПравить

В Казахстане распространялся в кабельных сетях операторов «Алма-ТВ», «Digital TV», ICON. Спутниковое вещание осуществлял оператор OTAU TV. В сети IPTV — iDTV. Ретрансляция шла по дублю +4 с казахстанской рекламой. В 2018 году был заменён телеканалом «REN TV International». В ранних 2000-х годах некоторые программы, телесериалы и мультсериалы «РЕН ТВ» транслировал казахстанский «31 канал», который входит в состав российского крупнейшего медиахолдинга «СТС Медиа».

ПрибалтикаПравить

Основная статья: REN TV Baltic

В балтийских странах «РЕН ТВ» вещал до 2005 года. После чего кабельные сети этих стран заменили его новым телеканалом «REN TV Baltic» с британской лицензией. Просмотр «РЕН ТВ» и «REN TV International» в этих странах возможен лишь через спутник.

МолдавияПравить

В Молдавии «РЕН ТВ» ретранслировался до 6 января 2009 года[420], а после прекратил вещание в стране по причине показа в эфире запрещённых для трансляции за пределами России программ «Очевидец», «Час суда», «Очевидец: самое смешное», «Очевидец: страшное», «Вечер с Тиграном Кеосаяном», «Рекламный облом» и «Сеанс для взрослых»[421]. В декабре 2012 года компания «Teleproiect» SRL получила лицензию на вещание и в 2013 году запустила телеканал «REN Moldova»[422].

УзбекистанПравить

В Узбекистане телеканал был отключён в 2004 году[423] из-за нелицеприятного освещения ситуации в стране[424].

КиргизияПравить

В 2000-х годах трансляция программ осуществлялась телеканалом «Пирамида». С середины 2010-х годов программы ретранслирует телеканал «РЕН ТВ Кыргызстан». Во время российских рекламных блоков, телеканал размещает местную рекламу и объявления[425][426][427][428].

АрменияПравить

В 2000-х годах программы «РЕН ТВ» шли на армянском телеканале «Шант»[429].

СШАПравить

В Соединённых Штатах популярные программы телеканала «РЕН ТВ» транслировались американским русскоязычным телеканалом «Русский мир».

ВладельцыПравить

 
Зубовский бульвар, 17 — здание телекомпании в 19912016 годах
Август 2006 года
Акционер Процент акций
RTL Group 30 %
«Северсталь-групп» 35 %
«Сургутнефтегаз» 35 %
Апрель 2007 года (по оценкам газеты «РБК daily»)
Акционер Процент акций
ИК Аброс 56 %
RTL Group 30 %
«Северсталь-групп» 7 %
«Сургутнефтегаз» 7 %

Аналитики видят три возможные основные причины изменений в составе акционеров. Первое заключается в том, что крупные компании предпочитают держаться подальше от информационной сферы во избежание проблем, особенно в преддверии выборов. Вторую же в том, что конкуренция на рынке телевидения обостряется. И в этих условиях тем, кто не является стратегическим инвестором, лучше покинуть бизнес компании[430]. Третья причина заключается в том, что РЕН ТВ долгое время был неподконтрольным Кремлю каналом. После же изменений в составе акционеров контрольным пакетом акций владеет ИК Аброс, которым, в свою очередь, владеет Виктор Мячин. В итоге, перед выборами в Госдуму подконтрольные Кремлю компании начали «подчищать» медийные активы[431].

В июне 2011 года холдинг Национальная Медиа Группа, подконтрольный акционерам банка «Россия» во главе с бизнесменом Юрием Ковальчуком, стал единственным владельцем телеканала РЕН ТВ, увеличив свою долю в компании почти до 100 %. Холдинг подписал соглашение с европейским медиаконцерном RTL Group об обмене принадлежащими европейскому концерну 30 % акций РЕН ТВ на 7,5 % акций в Национальной Медиа Группе[432].

19 сентября 2013 года RTL Group продал свою долю в НМГ (7,5 %) и таким образом ушёл из России[433].

ПерсоналииПравить

Президенты

Генеральные директора

  • Дмитрий Лесневский (1997—2005)
  • Ральф Зибеналер (2005—2007)[178]
  • Александр Орджоникидзе (2007—2009, 2010[435]—2013)
  • Михаил Концерев (2009—2010)[436]
  • Ирина Варламова (2013—2015)[343]
  • Владимир Тюлин (с марта 2015 года)[437]

Главные редакторы

  • Лидия Польская (1997—2001)[438]
  • Виктор Крюков (2001—2005)[439]
  • Илья Кузьменков (2005—2007)[191]
  • Алексей Абакумов (2007—2011)[440]
  • Владимир Тюлин (2011—2012)[441]
  • Михаил Фролов (с 2012 года)[442]

Руководители пресс-службы

  • Юлия Ярмаркович (1997—2004)[443][444]
  • Мария Ольшанская (2004—2005)[445][446][447]
  • Антон Фетисов (2005—2007)[448]
  • Антон Назаров (2007—2010)[449]
  • Оксана Разумова (2010—2012)[450]
  • Стася Шульга (2012—2015)[451]
  • Николай Марченко (2015)[452]
  • Екатерина Чиченина (с августа 2015 года)[453]

Генеральные продюсеры

Продюсеры спортивного вещания

  • Евгений Любимов (1997—2004)[75][463]
  • Мария Румянцева (2004—2012)[464]

Продюсеры службы кинопоказа

Программные директора

  • Сергей Спиридонов (1997—2007)[22][468]
  • Сергей Бурыгин (2008—2013)[469]

Главные редакторы службы информации (позже — директора информационного вещания)

Директор общественно-публицистических программ

  • Алексей Малков (с 2017 года)[377][478]

Музыкальные оформители

Известные журналисты

КритикаПравить

Дело «Симпсонов»Править

13 июня 2002 года адвокат Игорь Смыков подал в суд иск к каналу REN-TV с требованием прекращения трансляции мультсериалов «Симпсоны» и «Гриффины» (или, по крайней мере, переноса их показа на вечернее время) как пропагандирующих гомосексуализм, насилие и жестокость[481][482]. Также он требовал компенсацию в размере 50 000 рублей (в конечном итоге сумма была увеличена до 300 тысяч). Спустя почти три года, в апреле 2005 года, Хамовнический районный суд Москвы отклонил иск Игоря Смыкова[483]. На слушании, на которое истец не явился, суд смотрел эпизод «If I’m Dyin’, I’m Lyin’». Некоторые участники судебного процесса смеялись во время просмотра[484].

Дело имело значительный общественный резонанс как в России, так и за рубежом (в интернете имеется несколько тысяч ссылок об этом деле в российских и зарубежных СМИ)[483][485].

В марте 2005 года Госдума РФ на своём пленарном заседании приняла протокольное поручение к контролирующему в то время СМИ Минсвязи РФ о проверке законности трансляции вышеназванных мультсериалов[486]. Мультсериалы «Симпсоны» и «Гриффины» будут выведены из сетки вещания «РЕН ТВ» в конце 2000-х годов в связи с изменением руководящего состава и всей программной политики телеканала[487].

ЦензураПравить

24 ноября 2005 года от эфира REN-TV была отстранена ведущая итогового вечернего выпуска новостей Ольга Романова. Телеведущей программы «24» не позволили выйти в эфир передачи, которая должна была транслироваться на регионы в 21:30. По словам ведущей, её не пустили в студию программы трое охранников из частного охранного предприятия, которые не являлись сотрудниками телеканала. Позже Ольге Романовой не удалось попасть в эфир и в рамках московского выпуска, который должен был выйти в 23:30. Вместо неё выпуск новостей вышел в эфир с другим ведущим — Виталием Бузуевым[488]. Впоследствии Романова оценила решение отстранить её от эфира как «человеческую глупость и дурацкое решение менеджмента»[489].

В сентябре 2010 года канал отменил показ двух выпусков ток-шоу «Справедливость», где обсуждался закон «О полиции»[490]. Ведущий программы, заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Андрей Макаров, опроверг слухи о том, что отмена показа произошла по требованию МВД[491], заявив, что выпуски были сняты с эфира из-за опасений руководства канала[492].

18 апреля 2011 года главным редактором телеканала «РЕН ТВ» (вместо Алексея Абакумова) был избран бывший корреспондент НТВ и руководитель информационно-политических программ «Пятого канала» Владимир Тюлин[493]. Это повлекло за собой опасения, что на канале усилится цензура[494]: якобы были составлены «чёрные списки» политиков, которых отныне было бы запрещено показывать в «Новостях 24». Среди них такие известные деятели оппозиции, как Борис Немцов и Гарри Каспаров[495].

1 августа 2014 года стало известно, что на «РЕН ТВ» закрывается программа «Неделя с Марианной Максимовской», несмотря на то, что она имела самые высокие рейтинги на канале[321]. Официальная версия — решение М. Максимовской сосредоточиться на должности заместителя главного редактора телеканала. Однако истинная причина закрытия может заключаться в том, что по многим вопросам позиция «Недели» отличалась от позиции аналитических программ на других каналах и от официальной позиции власти[321]. В программе практически отсутствовала цензура, и единственным ограничением было «упоминание напрямую лидера нашей страны в негативном контексте»[321].

Необъективность и ложные сообщения в информационных программахПравить

В сентябре 2015 года телеканал на своём сайте опубликовал новость о присутствии на митинге оппозиции «За сменяемость власти» в Марьино посла США в Москве Джона Теффта, снабдив её смонтированной фотографией из Twitter. На исходной фотографии Теффт общается с прессой около Большого Москворецкого моста на месте убийства Бориса Немцова. После разоблачения представители телеканала поменяли текст новости, указав, что им неизвестно, реальные ли это снимки[496].

В апреле 2018 года критике подвергся сюжет новостной программы телеканала, посвящённый отравлению Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Корреспондент Виталий Ханин попал в распоряжение больницы, где находился Скрипаль, после чего указал на табличку с текстом «Danger. Slippery floor surface»[497]. По мнению автора, на этой табличке было написано «Не входить. Держитесь подальше!», и «судя по всему, это единственная защита от того смертельно опасного вещества, которое в Англии называют „Новичок“». На самом деле, в переводе на русский текст с таблички означает «Осторожно, скользкий пол!». Позднее «РЕН ТВ» перемонтировал репортаж, убрав из него упоминание таблички на двери[498].

Документальные фильмы лженаучного характераПравить

Начиная с 2011 года, РЕН ТВ почти каждый день показывает документальные фильмы маргинального характера, в том числе на тему теорий заговора, уфологии и альтернативной истории, городских легенд и т. д. Многие фильмы (все собственного производства РЕН ТВ) этой тематики критикуются учёными. Представителями научного сообщества данные фильмы оцениваются как «сборная солянка научных сведений, намёков мистического свойства и „предсказаний Нострадамуса и Ванги“»[499]. В 2011 году Учёный совет Государственного астрономического института (ГАИШ) опубликовал заявление, в котором призвал российских учёных не давать интервью телеканалам ТВ-3 и РЕН ТВ, в связи с изобилием на указанных каналах телепередач лженаучного характера, часто формирующихся «путём бессовестной компиляции различных частей научных передач с участием учёных-профессионалов с нанизыванием на эти научные части бредовых измышлений продюсеров и журналистов». В заявлении, в частности, отмечалось:

Мы, учёные ГАИШ, профессора и преподаватели Астрономического отделения физического факультета МГУ, выражаем своё возмущение и протест против грязных и бесстыдных методов работы некоторых СМИ, особенно телеканалов ТВ-3 и РЕН-ТВ. Программы этих каналов изобилуют телепередачами лженаучного содержания, которые одурачивают население страны.

Академик РАН А. М. Черепащук утверждает, что формирование передач таким образом является нарушением законодательства об авторском праве и наносит моральный ущерб учёным, предоставившим интервью[500]. Доктор физико-математических наук Вячеслав Пилипенко, у которого сотрудники РЕН ТВ брали интервью, отметил, что в эфир телеканала попали вырванные из контекста фразы, полностью искажающие смысл сказанного им[501]:

По-видимому, по мнению авторов фильма, «пиплу» гораздо интереснее надёрганные отовсюду «страшилки», чем серьёзный разговор о настоящих проблемах науки и общества. Таким образом, получается, что попытки информирования общества усилиями телевизионщиков сводятся лишь к дальнейшему погружению нашей страны в мракобесие.

В сентябре 2013 года на канале РЕН ТВ вышел фильм «Диагностика РАН», жанр которого скорее походил на пасквиль, чем на критику. После выхода фильма ряд учёных, принимающих участие в нём, выступили с открытыми заявлениями о том, что путём монтажа искусственно вырванных отдельных фраз авторами фильма был достигнут совершенно иной смысл[502]. По итогам этого фильма Учёный совет Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ им. М. В. Ломоносова выпустил заявление «по поводу грязных методов работы некоторых средств массовой информации и, прежде всего, телеканалов ТВ-3 и РЕН-ТВ» с целью предупреждения других учёных[503].

В статье религиоведа А. А. Бескова подробно разбираются примеры подтасовок исторических фактов в целом ряде телевизионных передач, выходивших на «РЕН ТВ» и посвящённых теме славянского язычества. Так, например, журналисты грубо искажают при пересказе тексты византийских текстов «Стратегикон» Маврикия и «История» Льва Диакона, а также Лаврентьевской летописи, а также используют другие приёмы, вводящие зрителя в заблуждение (например, пересказывая текст Лаврентьевской летописи, демонстрируют кадры, где показаны страницы «Боянова гимна», фальсифицированного источника, написанного руноподобными символами)[504]. Вообще же тема мифических «славянских рун» (якобы древней славянской письменности, существовавшей на Руси до её христианизации) отражена во многих передачах, выходивших на канале в 2013—2018 годах[505].

В феврале 2015 года телеканал получил Антипремию в рамках премии Министерства образования и науки РФ «За верность науке». Согласно положению об Антипремии, на неё номинируются «СМИ и другие организации, особенно активно распространявшие на широкую аудиторию лженаучную и антинаучную информацию в течение 2014 года»[17][506]. Комментируя итоги награждения в статье, опубликованной в бюллетене «В защиту науки», журналист Александр Костинский заявил[507]:

Очень важно, что впервые от имени государства вручается Антипремия. Её совершенно заслуженно получил РЕН ТВ, <…>. Эту победу канал получил за то, что откровенную лженауку сотрудники выдают за документалистику, получается такое гибридное документальное ТВ.

28 января 2017 года на форуме «Учёные против мифов — 3» был показан документальный фильм «Анатомия Рен-ТВ. Территория мракобесия?», в котором критиковался подход телеканала к съёмкам фильмов, называемых «документальными». В материалах фигурировало интервью главного редактора портала «Антропогенез.ру» Александра Соколова, записанное для псевдодокументального фильма «Эволюция» из цикла «Территория заблуждений»: как оказалось, он получил перед съёмками список вопросов, состоявших из откровенно лженаучных заявлений. Беседовавшая с ним Евгения Саргина после съёмок объяснила подход канала тем, что он намерен не нести свет науки, а интриговать[508]. В том же году очередные обвинения предъявил главный редактор научно-популярного портала «Футурист» Никита Сафонов: во время съёмок документального фильма «Цена цивилизации» записанное с ним интервью об искусственном интеллекте перемонтировали так, что в фильме были вставлены фразы, полностью противоречащие исходному смыслу[509].

В 2018 году в отношении ведущего Игоря Прокопенко был подан иск со стороны петербургского историка космонавтики Антона Первушина по обвинению в нарушении авторских прав и включению его цитат в неправильный контекст: по словам истца, в 2010 году Прокопенко вставлял его цитаты в псевдодокументальные фильмы, направленные в поддержку лунного заговора. Прокопенко иск не признал, заявив, что канал имеет право излагать в документальных фильмах все теории и гипотезы «от классических до самых смешных и фантастических»[510].

Обвинение в пропаганде, нарушающей этику и нормы праваПравить

В апреле 2017 года Общественная коллегия по жалобам на прессу признала репортажи «РЕН ТВ» об Ильдаре Дадине пропагандой, нарушающей этику и нормы права[511]. Согласно решению коллегии СПЧ материалы телеканала «РЕН ТВ» представляют собой попытку оказать давление на общественное мнение, представить в негативном свете человека, лишённого свободы и не имеющего возможности ответить, защитить своё имя и свою репутацию[511].

ПримечанияПравить

  1. РЕН ТВ выиграл суд против пиратов. МедиаАтлас (13 июня 2007).
  2. Gorizont 31 at 40,5°E. SATCO DX (14 ноября 1996). Дата обращения 4 апреля 2019. Архивировано 14 ноября 1996 года.
  3. Gorizont 31 at 40,5°E. SATCO DX (6 июня 1997). Дата обращения 4 апреля 2019. Архивировано 6 июня 1997 года.
  4. Gorizont 31 at 40,5°E. SATCO DX (15 октября 1997). Дата обращения 4 апреля 2019. Архивировано 15 октября 1997 года.
  5. Телепрограмма на неделю с 30 декабря 1996 по 5 января 1997 года (Москва). Архив расписаний передач телеканалов и радио (11 апреля 2019).
  6. Телеканал REN-TV. Официальный сайт Роскомнадзора (1 июля 2016). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ.
  7. REN TV INTERNATIONAL. Официальный сайт Роскомнадзора (1 июля 2016). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ.
  8. Василий Стрельников: «Все мы наемные проститутки» | OnAir.ru
  9. ТНТ и РЕН ТВ придали федеральный статус
  10. 1 2 Кузин, Евгений. Ирена Лесневская: «Я не могу быть слугой трёх господ». Известия (13 октября 2005). — Общество. Дата обращения 28 февраля 2015.
  11. РЕН ТВ — Компания. Дата обращения 5 мая 2013. Архивировано 13 мая 2013 года.
  12. 1 2 3 4 Прощайте, новости. Телеканал РЕН ТВ обвинили в цензуре. Lenta.ru (5 мая 2011).
  13. Голубой экран в путинской России. The Boston Globe (23 октября 2007).
  14. Яковенко И. А. МЕДИАФРЕНИЯ. ДАДЗЫБАО РУССКОГО МИРА И ЕГО ХУНВЕЙБИНЫ. Ежедневный журнал (26 августа 2014).
  15. Самые шокирующие гипотезы, РЕН ТВ (8 февраля 2016). Дата обращения 6 апреля 2017.
  16. Объявлены лауреаты премии «За верность науке» (недоступная ссылка). Официальный сайт премии «За верность науке». — Новости. Дата обращения 4 марта 2017. Архивировано 4 марта 2017 года.
  17. 1 2 Телеканал РЕН-ТВ стал обладателем антипремии за лженауку // Газета.ру.— 10.02.2015
  18. 1 2 Телекомпания REN TV. REN-TV (26 апреля 2001).
  19. В ряде источников ошибочно указана дата 1 января 1991 года
  20. 1 2 3 Ирена Лесневская, основатель и глава телекомпании «REN TV» (1991-2005): «Мне было настолько отвратительно все, что происходит, – эти партия, комсомол, партсобрания. Я настолько все это не любила и настолько ничего не ждала. А потом пришел Горбачев». Рождение российских СМИ (2014).
  21. Рена с нами — и хрен с ними — Общество — Новая Газета. Дата обращения 3 мая 2013.
  22. 1 2 Последний диссидент. Основательница REN TV покидает канал. Индустрия рекламы (9 ноября 2005).
  23. 1 2 3 4 5 О канале. Телеканал «РЕН ТВ». Дата обращения 7 апреля 2015.
  24. Картина дня в газетных выдержках и цитатах. Этот день 20 ноября — суббота. По материалам «Независимой газеты», «Российской газеты» и «Известий». Известия (20 ноября 1993).
  25. THE NEW TIMES ВПЕРВЫЕ ПУБЛИКУЕТ ОТКРОВЕННЫЕ ИНТЕРВЬЮ БОРИСА НИКОЛАЕВИЧА ЕЛЬЦИНА. The New Times (30 апреля 2007).
  26. Бывшие депутаты судятся с Ельциным. От президента потребовали публично извинится. Коммерсантъ (14 декабря 1993).
  27. ИРЕН-ТВ — Общество — Новая Газета. Дата обращения 4 мая 2013.
  28. 10 ЛЕТ ИЗ ЖИЗНИ ИРЕНЫ ЛЕСНЕВСКОЙ. Огонёк (2 сентября 2001).
  29. Ирена Лесневская. РИА Новости (25 февраля 2013).
  30. Гуляев, Василий. Российское ТВ: Эпоха становления. Портал Mediasat (26 мая 2015). — Статьи. Дата обращения 23 октября 2017.
  31. РЕЙТИНГ ТВ. Голубая муть экрана — году голубой Собаки. Аргументы и факты (5 января 1994). — «Появление нового телеканала М-49, хотя и в рамках Москвы.».
  32. Новый проект Ren-TV. Коммерсантъ (29 мая 1996).
  33. 1 2 3 В эфир выходит канал Ren-TV. Расцвет российских СМИ.
  34. Телепрограмма на неделю с 3 по 9 июня 1996 года. 7 дней.
  35. Пресс-конференция Ren-TV. Коммерсантъ (4 сентября 1996). Дата обращения 13 марта 2019. Архивировано 10 марта 2014 года.
  36. 1 2 3 Ирена Лесневская о борьбе власти с независимым телевидением, движении в Советский союз и превращении журналистов в идеологов. Дождь (5 февраля 2014).
  37. ОСОБОЕ МНЕНИЕ. Все выпуски. Персонально Ваша…. Эхо Москвы (30 июня 2003).
  38. РУССКОЕ ЧУДО ЛЕСНЕВСКОЙ. "МН" продолжают рассказывать о лидерах нашего рейтинга "100 деловых женщин России", первые итоги которого подводились весной. Наша новая собеседница - Ирена Лесневская, президент телекомпании REN TV. Вместе с сыном Дмитрием Лесневским, ныне гендиректором телеканала REN TV, она практически с нуля создала свое дело. Но будущее внуков Лесневская связывать с телевидением не хочет. Московские новости (2002).
  39. 1 2 ВСЕ КАК У БОЛЬШИХ, НО ТОЛЬКО МАЛЕНЬКОЕ. Труд (24 февраля 2000).
  40. 1 2 Имя REN. The New Times (26 декабря 2011).
  41. Окуджава как фактор национального примирения. Культура (14 мая 1994).
  42. НА REN ПРИШЛА ПЛЕЯДА БЛЕСТЯЩИХ ЛЮДЕЙ. The New Times (30 мая 2012).
  43. АРКАДИЙ АРКАНОВ: "ЮМОР У НАС ВСЕ ЧАЩЕ БЬЕТ НИЖЕ ПОЯСА". Труд (14 июня 2002).
  44. Между Сциллой и Харибдой. Журналист (30 апреля 2014).
  45. Лесневская и Лужков открывают телеканал. Известия (10 сентября 1996).
  46. Лужков, Юрий // Лентапедия
  47. Российские информационные империи II. Правительство Москвы. Радио «Свобода» (20 марта 1998). — «РЕН ТВ Банк Москвы, контролируемый городскими властями, предоставил первоначальный кредит этой частной телекомпании в 96-м году. Кредит был возвращен через год.».
  48.   Анонсы. REN-TV, январь 1997
  49.   "Ren TV НВС" рекламная заставка
  50. Телепрограмма на неделю с 30 декабря 1996 по 5 января 1997 года. 7 дней. — «REN TV С 1 января 1997 года телеканал REN-TV заменяет вещание дециметрового канала М49, По России сигнал телеканала будет передаваться через спутник на каналы местного вещания. 17:00, 18:30, 19:25, 20:30, 22:20, 23:25 Канал REN-TV: „Здравствуйте!“ Новогодняя программа. Ведущий — Эльдар Рязанов».
  51. Телепрограмма на неделю с 10 по 16 февраля 1997 года. 7 дней.
  52. Телепрограмма на неделю с 21 по 27 июля 1997 года. 7 дней.
  53. Телепрограмма на неделю с 22 по 28 сентября 1997 года. 7 дней.
  54. Почему ругался бизнесмен. Музыкальная правда (1 августа 1997).
  55. Ведомости. Канал с интеллигентным лицом. Коммерсантъ (25 декабря 1996). Дата обращения 13 марта 2019. Архивировано 10 марта 2014 года.
  56.   Story of REN Network
  57. Gorizont 31 at 40,0°E. LyngSat (24 апреля 1999). Дата обращения 19 сентября 2019. Архивировано 28 апреля 1999 года.
  58. Gorizont 31 at 40,0°E. LyngSat (8 октября 1999). Дата обращения 19 сентября 2019. Архивировано 13 октября 1999 года.
  59. Краткая информация про сеть REN TV. Интерньюс (8 мая 1999).
  60. 1 2 НЕФТЬ, ГАЗ, СТАЛЬ И… НЕМНОГО ТВ. Ежедневный журнал (6 сентября 2005).
  61. 1 2 3 4 Свет и сумерки REN TV. Литературная газета (13 сентября 2006).
  62. Заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС ушел в отставку. NEWSru.com (19 ноября 2001).
  63. ОСОБОЕ МНЕНИЕ. Все выпуски. Петр Федоров. Эхо Москвы (25 сентября 2003).
  64. "Вавилонская башня", или информационный конвейер. Broadcasting (1 января 2004).
  65. Евгения Имамова-Стефанчук. Эволюция отечественного информационного и информационно-аналитического телевидения (конец 80-х – 90-е годы), страница 222-223. Московский государственный университет (2000).
  66. Ирена ЛЕСНЕВСКАЯ: "Мой идеализм порядком пошатнулся". Новая газета (14 сентября 1998).
  67. Телепрограмма на неделю с 31 августа по 6 сентября 1998 года. 7 дней.
  68. ВОЕННАЯ ТАЙНА ИГОРЯ И ОКСАНЫ. Огонёк (22 сентября 2002).
  69. В СОСТОЯНИИ НОВОЙ ВОЙНЫ. REN TV напророчил террористов. Московские новости (2002).
  70. «Телевидение — это бизнес, новейшие технологии и, разумеется, творчество...». Теле-Спутник (1 марта 1997).
  71. Лига суровых мужчин. Россия 90-х влюбилась в английский футбол. Теперь страна увидит его на новом уровне. Lenta.ru (11 апреля 2019).
  72. ТВ-РЕЙТИНГ. А мы, сердешные, терпим.... Культура (1 февраля 2001). — «Нынче на REN TV всё "как у людей": те же пять-шесть сериалов в день».
  73. ТЕЛЕВИЗОР БЕЗ АНТЕННЫ — ПРОСТО ЯЩИК. Труд (23 апреля 2001).
  74. 1 2 Телевизионный канал REN TV. REN-TV (26 апреля 2001).
  75. 1 2 3 4 АПЛ на «Рен ТВ» — это наше детство. 90-е, молодые Елагин, Бекхэм и Сульшер. Sports.ru (16 января 2019).
  76. У НТВ отняли «Никиту». Комсомольская правда (18 августа 2000).
  77. ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ. Тихоокеанская звезда (9 августа 2002).
  78. Клиенты. Студия «Кипарис».
  79. "Клюква" за небольшие деньги. Независимая газета (8 декабря 2001).
  80. Наталия Мышкина: «Чтобы фильм вышел на телевидении в момент проката – это абсурд». Бюллетень кинопрокатчика (11 августа 2014). — «Даже сугубо мужской РЕН ТВ, где в своё время были одни С-муви, трэш, ужастики и экшн, стал меняться и покупать женский продукт».
  81. Фиговый листок, или Про это.... Литературная газета (16 марта 2005).
  82. Натовские провокаторы на "RENTV". Советская Россия (13 мая 1999).
  83. Насилие и нравственность на российском телевидении. moral.ru (26 октября 2001). — «Сцен насилия больше всего на телеканалах Ren-TV и ТВ-6. На Ren-TV за два часа вещания зрителю показывают насилие каждые две минуты (43 сцены в час). На ТВ-6 насилие показывают каждые четыре минуты (18 сцен в час)».
  84. Что смотрели хабаровские зрители. Российская газета (20 декабря 2002).
  85. Гомер. Бессонница. Тугие паруса. Известия (10 августа 2007).
  86. Русский мужик выбрал футбол. Московская правда (27 апреля 1999).
  87. ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ. Новая газета. Дата обращения 3 мая 2013.
  88. REN-TV: “СПАРТАКА” НЕ БУДЕТ. Московский комсомолец. Дата обращения 5 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  89. Перемены. REN TV без Ирэны. Родная газета (21 октября 2005).
  90. Индустриальные итоги и содержательные тенденции. Радио Свобода (5 июля 2004).
  91. 1 2 НОВОСТИ REN TV — ЭТО НЕ РУПОР ВЛАСТИ, А ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ. Новая газета (18 марта 2002). Архивировано 14 января 2018 года.
  92. REN TV: РАБОТАЕМ ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЦЕНЗУРА НЕ НУЖНА. Новая газета. Дата обращения 3 мая 2013.
  93. Огонек: ИНСТИНКТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Дата обращения 4 мая 2013.
  94. Не стреляйте в документалиста. Ren TV объявляет сезон документального кино. Время новостей (28 февраля 2001).
  95. Интервью. Оксана Барковская. 10 лет назад она пришла на РЕН ТВ, нашла мужа и сняла около 30 фильмов. TimeOut (15 сентября 2008).
  96. ГОСПОЖА СЛЕДОВАТЕЛЬ. Оксана Барковская: "Сотрудники спецслужб – напуганные люди". Вечерняя Москва.
  97. В XXI ВЕКЕ REN-TV СДЕЛАЛО ВСЕХ. Московский комсомолец (4 января 2001).
  98. ЖИВЫЕ КУКЛЫ. Литературная газета (5 июня 2001).
  99. ЭХ РАЗ, ЕЩЕ РАЗ. Труд (4 января 2002).
  100. Слава Тарощина. Ужас на крыльях ночи. profile.ru (12 января 2004). Дата обращения 22 июля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
  101. Зрители найдут замену «Иронии судьбы». Почему «Первый канал» меняет новогодние традиции. Коммерсантъ (20 декабря 2017).
  102. 1 2 3 Кнопочный разбор. Газета.ру (14 января 2005).
  103. Собственники бегут от собственности. Новая тенденция на рынке СМИ. Общая газета (6 июля 2000).
  104. РАО ЕЭС купило RenTV на кредитные деньги. NEWSru (2 октября 2000). Дата обращения 6 мая 2013.
  105. У Чубайса будет своё телевидение. NEWSru (29 сентября 2000). Дата обращения 6 мая 2013.
  106. ТЕЛЕНОВОСТЬ. Скоро трупы будут и на "М 1". Комсомольская правда (7 августа 2000).
  107. Рука на пульте. Русский Newsweek (17 января 2005).
  108. 1 2 Владимир Кара-Мурза-ст.: И Эрнст переродился, и даже Земля стала плоской. Собеседник (3 октября 2017).
  109. Телеканал РЕН ТВ запускает новый официальный сайт. Sostav.ru (24 декабря 2008).
  110. К нам возвращается "ИскРЕНнее телевидение". Goths.ru (6 сентября 1999).
  111. ОЛЬГА РОМАНОВА: ОН ГОВОРИТ, ЧТО СО МНОЙ СМЕШНО ЖИТЬ. Труд (13 января 2000).
  112. ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА. Dizaster.
  113. Федорова Елена Михайловна — главный редактор службы информации REN TV. REN-TV (6 марта 2003).
  114. 1 2 Руководитель CG Alliance Studio о «Дятлоws» и не только. Render.ru (29 сентября 2006).
  115. А зделано вот чё.... Студия анимации REN-TV.
  116. Галерея. Студия анимации REN-TV.
  117. Ren TV: межпрограммное кино. Московский комсомолец (3 апреля 2003).
  118. Плотникова, Татьяна. Лесинизация идёт полным ходом (недоступная ссылка). Деловой еженедельник «Компания», выпуск № 19 (115) (23 мая 2000). — Архив. Дата обращения 30 мая 2017. Архивировано 7 апреля 2013 года.
  119. ПЕРВАЯ ЛЕДИ РОССИЙСКОГО ТВ. Независимая газета (27 января 2001).
  120. Тайны «Чёрной комнаты». Аргументы и факты (16 августа 2000).
  121. «Управлять чужим бизнесом мы с Иреной Лесневской не будем». Известия (10 августа 2005).
  122. 1 2 3 «REN С НАМИ» — Общество — Новая Газета. Дата обращения 4 мая 2013.
  123. Евгений Киселёв: О Новом годе без оливье, «ядовитых» законопроектах и «Чёрном зеркале». Телекритика (7 февраля 2015).
  124. Миллионы — за кадром. Повторит ли на Каннском фестивале «Изгнание» успех «Возвращения»?. Российская газета (16 мая 2007).
  125. Александр Герасимов пришел на НТВ с костылем. Комсомольская правда (17 февраля 2003).
  126. Анна Павлова — новая ведущая информационной программы «24» канала REN TV. Dotsmedia (20 мая 2003). Дата обращения 20 октября 2018. Архивировано 7 ноября 2004 года.
  127. НА REN-TV ПАРАД ПРЕМЬЕР. Собеседник (8 сентября 2005).
  128. На REN TV возвращается телеведущий Иван Усачев. Премьера программы Очевидец 9 марта. Ovideo.Ru.
  129. «Очевидец» Иван Усачёв покинул команду Киселёва. Комсомольская правда (14 февраля 2002).
  130. 10 МИНУТ С БОВИНЫМ. Труд (1 февраля 2002).
  131. Урмас Отт возвращается в Москву. Горячий эстонский журналист станет ведущим программы на Ren TV. Комсомольская правда (19 июня 2003).
  132. ТВ ФАКТ. Дмитрий Нагиев окучил румынский рэп. Вечерняя Москва (2004).
  133. В 18 ЛЕТ ОН ОТДАЛ СВОЙ ГОЛОС…. Новая газета (6 октября 2005).
  134. Корреспонденты REN-TV. REN-TV (19 февраля 2003). Архивировано 19 февраля 2003 года.
  135. Мила Кузина. Переключая каналы. Известия (7 июля 2003). Дата обращения 13 июня 2017.
  136. «Народ против». REN-TV (5 апреля 2003).
  137. Футбол не стоит денег//Совершенно секретно
  138. Ren TV – это не только «Сатурн» №110 (15791). «Советский спорт» (27 июня 2002). — Газета. Дата обращения 15 сентября 2013.
  139. 1 2 Ъ-Секрет фирмы - Последний сок «Рен-ТВ». Дата обращения 1 апреля 2013.
  140. Die Presse: в России осталось место только для карликовой журналистики. NEWSru (26 апреля 2005). Дата обращения 15 февраля 2013.
  141. Марианна Максимовская нашла прибежище на Ren TV. Комсомольская правда (12 сентября 2003).
  142. ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ. Марианна Максимовская: «Зритель не фраер, за пёстрый фантик новости не купит». Вечерняя Москва.
  143. Марианна Максимовская: "Забег на длинную дистанцию". Культура (12 февраля 2004).
  144. ВЕРА, СВОБОДА, TV (недоступная ссылка). Огонёк (13 октября 2003). Дата обращения 25 июня 2017. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  145. Максимовская и Латынина возвращаются на экран. Аргументы и факты (30 июля 2003).
  146. ВАЛЕЕВ Артур Уралович. Академия российского телевидения.
  147. Тамара Карташова
  148. Телекомпания ВарианТ.
  149. 7ТВ покажет матч "Спартак" - "Мальорка". Телеспорт (26 февраля 2004).
  150. Честь страны. Как показывали матчи наших команд в еврокубках сезона 2007/08. Sports.ru (13 мая 2020).
  151. Василий Уткин. Алексей Бурков, первый директор спортивных каналов НТВ-Плюс, основоположник настоящего спортивного телевидения в нашей стране, ушёл из жизни 14 лет назад. Instagram (21 ноября 2018). — «mariarumyantseva Помню, как Ирена Стефановна заключила контакт с НТВ+ на производство Новостей спорта, и Буркову отдали один из кабинетов на пятом этаже здания на Зубовском бульваре. Появлялся он там редко, но метко))) ждали всегда с нетерпением!!!».
  152. Виталий Бузуев, телеведущий. РЕН ТВ (14 октября 2007).
  153. Телевизионный канал РЕН-ТВ продолжит свое вещание в Челябинске. Уралпресс (2 сентября 2003).
  154. АСВ сыграла в ящик РЕН-ТВ. Деловой квартал (24 ноября 2003).
  155. ТВ-6 Владимир. Ваше городское телевидение!. ТВ-6 Владимир (9 октября 2004). — «С 21.07.2003 г. у „ТВ-6 Владимир“ новый сетевой партнёр - телеканал REN-TV».
  156. Дистанционное приобретение. Ren TV покупает телестанцию «Сети НН». Коммерсантъ (16 мая 2006).
  157. Петербургское "Рег-ТВ" превратилось в РЕН ТВ Петербург. Regnum (23 сентября 2008).
  158. Владимирское ТВ-6 перешло на «цифру». Телекомпания переезжает и меняет стиль. Комсомольская правда (3 сентября 2008).
  159. Предупреждение о пропаганде наркотиков на Ren-TV признали обоснованным. Lenta.ru (10 февраля 2005).
  160. НТВ получил предупреждение за показ фильма Тинто Брасса. Lenta.ru (12 июля 2005).
  161. А ЗА БРАССА ОТВЕТИТЕ!. Труд (13 июля 2005).
  162. В КАРМАН REN TV ПОДБРОСИЛИ НАРКОТИКИ. Одному из последних смелых телеканалов вынесли предупреждение — чтобы снизить его стоимость перед продажей?. Новая газета (14 февраля 2005).
  163. Не нарушая запреты. Даже откровенная эротика не может закрыть телеканал. Новые известия (15 июля 2005).
  164. Телепрограмма с 8 по 9 ноября 2004 года. 7 дней. — «REN TV 23:30 ФИЛЬМ "ЖЕНЩИНЫ!"».
  165. Как победить Тинто Брасса. Tverlife (1 июня 2010).
  166. Депутаты не сошлись во мнениях о порнографии. Независимая газета (28 мая 2004).
  167. Борис Боярсков: "Нас не устраивает нечеткость критериев". Независимая газета (25 ноября 2005).
  168. Теленеделя с Александром Мельманом. Московский комсомолец (10 декабря 2009).
  169. Вячеслав Муругов назначен исполнительным продюсером СТС. Лениздат.ру (24 апреля 2007).
  170. Нет-ТВ. Газета.ру (25 ноября 2005).
  171. Охота к переменам. Новые Известия (10 октября 2005).
  172. Общество. «Северсталь-групп» + RTL = REN TV. Cherinfo.ru (1 июля 2005).
  173. Александр ОРДЖОНИКИДЗЕ: «КАК РАЗВИВАТЬ КАНАЛ, МЫ ЕЩЕ ПОСМОТРИМ». Новая газета. Дата обращения 3 мая 2013.
  174. Канал REN TV достался металлургам — Известия. Дата обращения 3 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  175. REN TV СТАНОВИТСЯ СТАЛЬНЫМ № 47. Новая газета (4 июля 2005). Дата обращения 4 июля 2005.
  176. Ъ-Газета — Ren TV остается без семьи. Дата обращения 3 мая 2013.
  177. Здесь было Рен-ТВ. Агентство политических новостей (20 декабря 2005).
  178. 1 2 Ъ-Газета - Назначены новые руководители Ren TV. Дата обращения 1 апреля 2013.
  179. Акционеры телекомпании РЕН-ТВ приняли отставку Лесневских. РИА Новости (7 октября 2005).
  180. На REN TV сменилось руководство. Vesti.ru (7 октября 2005).
  181. ТВ факт. Татьяна Михалкова раскроет тайны мужа. Вечерняя Москва (13 октября 2005).
  182. ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ. Как и почему REN TV покидают журналисты. Новая газета (8 декабря 2005).
  183. 1 2 Из рук — в ноги. Четвертая власть. Новая газета (16 апреля 2007).
  184. Ъ-Газета - "Вашими действиями создана атмосфера страха и всеобщего недоверия". Дата обращения 1 апреля 2013.
  185. ПРЕДКОНКУРСНАЯ ПОДГОТОВКА. ЕСТЬ ЛИ ПОДВОДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ НА REN TV?. Ежедневный журнал (2 декабря 2005).
  186. Интернат для сирот. Независимая газета (30 ноября 2005).
  187. Суду все ясно // TV от Глеба Павловского до Сергея Есенина. Дело (21 ноября 2005).
  188. Ольга Романова: власть ведет себя как избалованный подросток. Немецкая волна (2 декабря 2005).
  189. За снятие с эфира Романова будет мстить охранникам «Рен-ТВ». Сам канал хочет переформатировать её передачу. GlobalRus (28 ноября 2005).
  190. Российская пресса в ельцинские и в путинские времена. Голос Америки (3 июня 2020).
  191. 1 2 РЕН ТВ меняет главного редактора. Русская служба Би-би-си (10 апреля 2007).
  192. Тутта Ларсен: "Няню для сына мне послал сам Господь". Для тех, кому не так повезло, ведущая сегодня на Ren ТV открывает шоу «Суперняня». Комсомольская правда (13 апреля 2006).
  193. ГРИГОРЯН И ТЫ НА РЕН-ТВ. Крематорий (11 сентября 2005).
  194. Вы что, сбрэндили?. Новые Известия (8 сентября 2006).
  195. Звездная смена. Профиль (19 сентября 2005).
  196. TNS Gallup Media. ТВ программы-лидеры на каналах среди россиян (29.08.2005-04.09.2005). Advertology (14 сентября 2005).
  197. Турки потеряли дар речи от русских поцелуев. Создатели сериала «Солдаты» отправились в Кемер снимать «Фирменную историю». Комсомольская правда (17 ноября 2005).
  198. ИЗ ЖИЗНИ СЕРИАЛОВ: “Мальчишник”, или Большой секс в маленьком городе. Призыв (27 июля 2006).
  199. Формула-1 на REN TV. Следующим европейским этапом чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» станет Гран-при Европы. Советский спорт (5 мая 2006).
  200. «Формулы-1» много не бывает. «Российский голос «Ф-1» Алексей Попов – «Вечерке». Вечерняя Москва (9 марта 2006).
  201. «Гран-при США» на REN TV. Два первых июльских дня в американском Индианаполисе обещают выдаться неспокойными: в США перебралась «Формула-1». Советский спорт (30 июня 2006).
  202. Объявлены новые российские комментаторы «Формулы-1» (недоступная ссылка). Советский спорт (21 февраля 2007). Дата обращения 27 октября 2018. Архивировано 11 декабря 2014 года.
  203. «Формула-1» стартует на РЕН ТВ. С 17 марта телеканал «РЕН ТВ» начинает эксклюзивный показ самых знаменитых гоночных состязаний в мире. Взгляд (16 марта 2007).
  204. Шумахер нам не нужен? На этой неделе стартуют Королевские гонки. Комсомольская правда (25 марта 2009).
  205. «Формула-1» в телевизоре. Sports.ru (26 декабря 2010).
  206. Поветкин сразится с мастером нокаутов Эдом Махоуном. Друг для друга (17 сентября 2006).
  207. РЕН ТВ покажет матч-реванш: Франция-Италия. Век (6 сентября 2006).
  208. Мария Румянцева: Все четыре колеса. SportWeek (1 июля 2008).
  209. ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА. Эхо Москвы (9 сентября 2006).
  210. Телекино про эффект домино. Собеседник (29 ноября 2005).
  211. С наступающим телевидением!. Огонёк (15 января 2006).
  212. В Россию прибыл «Голый повар». С понедельника на Ren TV стартует программа самого популярного кулинара в мире. Комсомольская правда (8 апреля 2006).
  213. ЗАПАХЛО ЧЕМ-ТО ЖАРЕНЫМ! ВКУСНАЯ ЕДА ТОННАМИ ВЫВАЛИВАЕТСЯ ИЗ ЭКРАНА. Литературная газета (13 декабря 2006).
  214. 1 2 REN TV пакует чемоданы. Руководство телеканала не намерено ограничиваться только «зачисткой» службы информации. Lenta.ru (6 декабря 2005).
  215. 1 2 Сергей Варшавчик. РЕН-ТВ поменял цветовую ориентацию. Независимая газета (30 августа 2006). Дата обращения 10 января 2013.
  216. Как сложится судьба РЕН ТВ?. Радио «Свобода» (12 декабря 2005).
  217. 1 2 О документалистике и о мечте. Независимая газета (13 апреля 2007).
  218. 1 2 ОКСАНА БАРКОВСКАЯ: «ГЕРОИ МОЕЙ ПРОГРАММЫ ДОВЕРЯЮТ МНЕ ОЧЕНЬ ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ». МК-Бульвар (5 сентября 2007).
  219. Ren-TV начинает ребрендинг: канал станет оранжевым и «русским». NEWSru.com (29 августа 2006).
  220. Новинки «Рен ТВ» и «ТВ Центра» в новом телесезоне. Коммерсантъ (30 августа 2006).
  221. Ъ-Газета - Телеканалы нацелились на молодежь. Дата обращения 1 апреля 2013.
  222. Ребрендинг REN TV: надкусанный апельсин | Центр гуманитарных технологий (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  223. Новое время Ирены Лесневской. Президент компании Ren Media Group: "Я не хочу возвращаться на телевидение". Российская газета (29 июня 2007).
  224. 1 2 РЕН ТВ вдохновит своего зрителя. Насколько это удастся команде из 800 человек, располагающихся по всей России, телезрители узнают со следующего понедельника. Взгляд (29 августа 2006).
  225. Ящик гармонии. В новом телесезоне российские каналы уделят особое внимание развлекательным программам. Lenta.ru (1 сентября 2006).
  226. Урок телевизионного творчества: аккуратно снимите копию. Канал RenTV «адаптировал» очередной западный формат. О том, зачем это нужно, — программный директор канала. «Новая газета» (31 августа 2006).
  227. «Мертвого сезона не существует». Какие премьеры готовят телеканалы в июле и августе?. Вечерняя Москва (22 июня 2006).
  228. Звезды и премьеры. Родная газета (23 июня 2006).
  229. «РЕН ТВ» покажет оранжевого Задова. Газета.Ru (29 августа 2006).
  230. Трое сверху: новый сезон. Новые Известия (2 апреля 2007).
  231. 1 2 "РЕН ТВ" вспомнил прежних владельцев. Канал "РЕН ТВ" решил вновь завоевать мужчин. rb.ru (7 августа 2007).
  232. Время считать доли. Время новостей (2 ноября 2006).
  233. ГУРЕЕВ Владимир Владимирович. Новости Марксовского района Саратовской области (14 июня 2010).
  234. "Это были не метания, это был поиск". Генеральный директор РЕН ТВ Александр Орджоникидзе о бизнесе и политической жизни телекомпании. Коммерсантъ (20 сентября 2007).
  235. Телеведущая Оксана Барковская: "Я не хочу заниматься журналистикой, за которую стреляют в подъездах". Известия (20 октября 2006).
  236. ТЕЛЕХРАНИТЕЛЬ. Все выпуски. Как меняется документальное кино на РЕН-ТВ. Эхо Москвы (11 марта 2007).
  237. О Янке Дягилевой сняли фильм. После публикации в "Новосибирской комсомолке" о культовой рок-певице 90-х сняли документальную ленту. Комсомольская правда (4 января 2008).
  238. 1 2 Документальные окна. Канал «Рен-ТВ» уходит от пошлого кино. MKSet (22 мая 2007).
  239. Реалити-шоу оторвались от реальности. Газета.ру (13 ноября 2006).
  240. Сезон отвлекательного телевидения. Время новостей (3 октября 2006).
  241. 1 2 "Революций не будет": РЕН ТВ ориентируется на проверенные телепроекты. Broadcasting (22 августа 2007).
  242. ЦИКЛ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ «ГРОМКОЕ ДЕЛО». РЕН ТВ (27 октября 2007).
  243. "Диверсанты" и "Штрафбат" захватили телеканалы. Известия (22 октября 2004).
  244. "Национальный телевизионный канал". Радио Свобода (21 февраля 2005).
  245. Проект закрытия проекта. Полит.ру (13 октября 2009). — «Конечно, РЕН-ТВ по охвату аудитории – это не «Первый», но сериал «Солдаты», который там показывают из года в год, собирает у экрана массовую аудиторию».
  246. "РЕН ТВ" переориентируется на мужскую аудиторию. Sostav.ru (22 февраля 2007).
  247. На Рен ТВ новые очевидцы — Аргументы Недели
  248. СПОРТ НА РЕН ТВ. РЕН ТВ (13 марта 2007).
  249. «Желтое» воскресенье. Зрители предпочитают смотреть не дорогостоящие программы, а кинофильмы. Газета.ру (7 апреля 2007).
  250. "Вы слыхали, как поет Дмитрий Певцов?!". Он не девочка, в этом все дело. Московский комсомолец (2 августа 2018).
  251. Функции и возможности Россвязьохранкультуры. Радио Свобода (16 июля 2007).
  252. Член академии Российского телевидения, президент холдинга РЕН-МЕДИА-ГРУПП Ирена Лесневская. Радио Свобода (22 июля 2007).
  253. Дневник-блог ранних июньских рассветов. Что зрителю делать ночью? Спать! ТВ-пролёт. Литературная газета (4 июля 2007).
  254. После полуночи: Семь лучших софткор-фильмов с «Рен-ТВ». Когда секс не совсем секс. ВОС (22 сентября 2015).
  255. Воспитание чувств. Независимая газета (6 июня 2008).
  256. Художник Сергей Цигаль. Радио Свобода (14 июля 2008).
  257. С телеаналитиками – о былом. «Независимая газета» (27 июля 2007).
  258. Сергей Спиридонов: «Генеральный продюсер телекомпании – это дирижер, который управляет оркестром». MediaJobs.
  259. Отличные связи. Новые собственники российского телеканала Рен-ТВ должны контролировать канал надежно, в духе Кремля. Агентство политических новостей (18 апреля 2007).
  260. РЕН ТВ один и дома. Коммерсантъ (26 августа 2010).
  261. Службу новостей телеканала «Рен-ТВ» возглавил гендиректор государственного «Радио России». Информационное агентство NEWSru.com (11 апреля 2007). Дата обращения 15 февраля 2014.
  262. Телепрограмма на 1 апреля 2007 года. Архив расписаний передач телевидения и радио. — «РЕН ТВ 05:00 С 05:00 до 06:00 — перерыв».
  263. Телепрограмма на 1 апреля 2007 года. 7 дней.
  264. Телепрограмма со 2 по 3 апреля 2007 года. 7 дней.
  265. Телепрограмма с 7 по 10 апреля 2008 года. 7 дней.
  266. Телепрограмма на 12 мая 2008 года (Москва). Архив расписаний передач телеканалов и радио. — «РЕН ТВ 01:45 Перерыв в вещании».
  267. Телепрограмма на 22 сентября 2008 года. 7 дней. — «РЕН ТВ Внимание! Для Москвы вещание до 01:45.».
  268. Телепрограмма на 25 января 2010 года (Москва). Архив расписаний передач телеканалов и радио. — «РЕН ТВ 01:45 Перерыв в вещании».
  269. Анатолий Лысенко. Вечный двигатель – это Лолита. Собеседник (20 августа 2007).
  270. Предвыборный сериал. Главным приемом привлечения зрительского внимания станут сериалы. Газета.ру (3 сентября 2007).
  271. Ъ-Газета - "Рен ТВ" переключился с женщин на мужчин. Дата обращения 29 марта 2013.
  272. Опознать по особым приметам. Известия (20 июня 2007).
  273. Деньги вместо зрителей. Рейтинги эфирных каналов падают, а зрители уходят на кабельное телевидение. Газета.Ru (13 июня 2007).
  274. Телепрограмма с 31 августа по 1 сентября 2007 года. 7 дней. — «РЕН ТВ 07:10, 17:30 „СИМПСОНЫ“ (США)».
  275. Телепрограмма с 3 по 4 сентября 2007 года. 7 дней.
  276. Недетский антигламур. Как кидалты «сделают» Европу?. Индустрия рекламы (2 августа 2007).
  277. Сколько будет «2x2»? Шумиха вокруг скандального телеканала не стихает. Литературная газета (24 сентября 2008).
  278. Умные дети и глупые взрослые. Литературная газета (25 февраля 2009).
  279. Телепрограмма-максимум. Огонёк (9 сентября 2007).
  280. Программа «В час пик»: инструкция по выживанию. Woman's Day (24 марта 2008).
  281. Телеведущая Марианна Максимовская: "Минимум раз в месяц я ходила в суд". Известия (4 июля 2007).
  282. На РЕН ТВ расскажут «Репортерские истории». Новые известия (14 марта 2008).
  283. Кое-что о ценности выключателя. Известия (14 марта 2008).
  284. Реальные новости. Аргументы недели (19 июня 2008).
  285. Алексей Венедиктов положительно оценивает работу Ксении Турковой на РЕН-ТВ
  286. Новости Михаил Осокин возвращается на федеральный канал: его можно будет видеть по ночам на РЕН ТВ NEWSru.com
  287. Ксения Туркова. К нам приходит. LiveJournal (20 ноября 2009).
  288. Александр Ткаченко назначен заместителем генерального директора РЕН ТВ «Медиабизнес», 25.03.2008
  289. Ъ-Газета — РЕН ТВ и «Пятый канал» покажут вместе. Дата обращения 3 мая 2013.
  290. ТРК «Петербург» и РЕH ТВ объединены в новом медиа-холдинге «Национальная медиа группа». NEWSru.com (15 февраля 2008). Дата обращения 6 мая 2013.
  291. РЕН ТВ хочет стать мужчиной. Газета.ру (1 сентября 2008).
  292. Кабаева не готова. Независимая газета (3 октября 2008).
  293. Шагнула к успеху. У бывшей спортсменки — своя программа на РЕН-ТВ. Независимая газета (17 октября 2008).
  294. Телевидение при Путине: от недоверия к любви. Русская служба Би-би-си (26 февраля 2008).
  295. На верхней передаче. Николай Фоменко - ведущий "Тop Gear. Русская версия". Российская газета (20 февраля 2009).
  296. Российские телезрители останутся без независимых теленовостей. NEWSru (16 октября 2009). Дата обращения 6 мая 2013.
  297. Рен ТВ опровергло информацию о прекращении производства собственных новостей. «NEWSru» (19 октября 2009). Дата обращения 6 мая 2013.
  298. Роднянский возглавит экспертный совет НМГ на три года. Forbes (4 марта 2010).
  299. "Пятый" - для умных, РЕН - для социально активных: Александр Роднянский в программе Анны Качкаевой - о том, как меняются каналы Национальной медиа-группы. Радио Свобода (31 мая 2010).
  300. Телеканал РЕН представляет акцию "Жизнь азартна!". Deita (2 марта 2010).
  301. Рен-ТВ освежит фирменный стиль. PrimMarketing (8 февраля 2010).
  302. РЕН ТВ меняет формат. Broadcasting.Ru. Дата обращения 30 ноября 2017.
  303. 1 2 Канал РЕН ставит на «Справедливость». Популярный канал серьёзно меняет сетку вещания. Комсомольская правда (29 марта 2010).
  304. ВРАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. The New Times (4 июня 2010).
  305. Анатолий Лысенко. Правильная «Жадность», сверхточный Жванецкий. Собеседник (11 мая 2011).
  306. После «Приговора». О премьере новой программы на РЕН ТВ в передаче Анны Качкаевой говорит продюсер проекта Марианна Максимовская и ведущий программы Павел Шеремет. Радио Свобода (21 февраля 2011).
  307. Убойная сила. Российская газета (2 июля 2010).
  308. Александр Роднянский отойдет от оперативного управления телеканалами РЕН ТВ и «Пятый канал» – и будет заниматься стратегией. Эхо Москвы (20 октября 2010).
  309. Роднянский отстранен от работы в «Рен-ТВ» и «Пятый канал». Интерновости (20 октября 2010).
  310. «Участники сбрасывали неочищенные продукты в тазик и говорили, что это “жрачка для моей челяди”». Hi-Tech Mail.ru (14 мая 2020).
  311. Что на новенького. Независимая газета (2 сентября 2011).
  312. Телеканал РЕН ТВ в очередной раз меняет концепцию. РБК daily (25 июля 2011).
  313. Псевдонаука и реформа РАН. «Росбалт» (18 сентября 2013).
  314. «У меня нет задачи образовывать зрителя». Создатель «Военной тайны» — о жизни на Марсе и миссии документального вещания РЕН ТВ. Lenta.ru (27 февраля 2014).
  315. Змеелюди среди нас. Вот вы сидите и не знаете, что призраки, духи и привидения — это субстанции, чьё существование давно не вызывает сомнений. Комсомольская правда (21 августа 2013).
  316. Долгий путь к счастливой жизни. Участники клуба телевизионных критиков обсуждают итоги прошедшего месяца. Московские новости (20 апреля 2012).
  317. Что российские дети чаще всего смотрели по телевизору в 2016 году. Мел (25 декабря 2016).
  318. "Они так и не поняли Балабанова, показали желтушный фильм". Либералы, патриоты растащили на цитаты. Московский комсомолец (24 мая 2018).
  319. Политические программы не так смешны, как хотелось бы телезрителям. РИА Новости (29 ноября 2011).
  320. Майские праздники на ТВ: концерт Киркорова, сериалы и шоу экстрасенсов. РИА Новости (26 апреля 2012).
  321. 1 2 3 4 Ростова, Наталия. «Вместе с самолетом разбилась последняя программа, которая могла себе позволить сеять какие-то сомнения». Slon.ru (4 августа 2014). — Государство и СМИ. Дата обращения 9 августа 2014.
  322. Закрытие "Нереальной политики" - большая потеря телевидения. Собеседник (20 ноября 2011).
  323. Политики телезрителям не интересны. РИА Новости (15 ноября 2011).
  324. "Независимое расследование с Николаем Николаевым" возродят на РЕН ТВ. Лениздат (21 сентября 2011).
  325. На РЕН ТВ стартует новое юмористическое шоу "Вечерний квартал-95". ВсёТВ (21 ноября 2011).
  326. Идем на север! 11 украинских шоу, которые позаимствовали россияне. Медианяня (21 января 2013).
  327. "Кварталівці" не вважають цензурою невихід номерів про Януковичів у "Вечірньому кварталі" (укр.). Телепростір (12 апреля 2012).
  328. Владимир Кара-Мурза: Символы прогнившей системы и издевательство Алины Кабаевой. Собеседник (25 сентября 2014).
  329. Верните Невзорова с Доренко!
  330. Арина Бородина. На что насмотрелась страна. Как проходил телевизионный сезон 2010/11 года. Газета «Коммерсантъ» (1 июля 2011).
  331. Телеверсия "Русских сказок" Доренко будет выходить на РЕН ТВ. Lenta.ru (14 июня 2011).
  332. Андрей Добров: "Я не подсиживаю Осокина!". Собеседник (16 сентября 2011).
  333. Зачем ведущая Рен-ТВ Татьяна Лиманова сделала это?. Дождь (24 ноября 2011).
  334. ...Клоуны остались. Что не пропустить на неделе с 12 по 18 декабря. Российская газета (12 декабря 2011).
  335. Анри Вартанов. Путь к Олимпу – и с него. Журналист (20 сентября 2012).
  336. Мария Румянцева. Текст от 14 июля 2012 года. Twitter (14 июля 2012).
  337. РЕН ТВ организует и покажет бой Емельяненко и Кокляева. Триколор ТВ Magazine (1 ноября 2019). — «Телеканал РЕН ТВ вернет в эфир спортивные события и станет эксклюзивным ТВ-транслятором самой обсуждаемой битвы года. Также РЕН ТВ покажет зрелищные поединки турнира UFC. РЕН ТВ покажет самый обсуждаемый поединок года между бойцом смешанных единоборств Александром Емельяненко и представителем силовых видов спорта Михаилом Кокляевым. Тем самым телеканал возвращает спортивные трансляции...».
  338. ГЕНРИХ ЮШКЯВИЧЮС: "ВАЖНО, ЧТОБЫ ЧЕРНИЛА ЖУРНАЛИСТОВ НЕ ПРЕВРАЩАЛИСЬ В КРОВЬ ЛЮДЕЙ". Армяне мира (1 января 2018). — «Раньше канал РЕН ТВ по ночам под маркой «эротики» демонстрировал откровенно порнографические фильмы».
  339. По заветам Брэдбери. Литературная газета (31 июля 2019).
  340. РЕН ТВ стало рекордсменом ТЭФИ-2011 — Известия. Дата обращения 5 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  341. Результаты конкурса
  342. Роскомнадзор сформировал второй мультиплекс — Татьяна Шадрина — Российская газета.
  343. 1 2 На РЕН-ТВ сменился гендиректор. Lenta.ru (27 сентября 2013). — ТВ и радио. Дата обращения 20 октября 2014.
  344. Укротитель женских душ. Новое шоу РЕН ТВ научит быть счастливой. Наша Версия (16 апреля 2014).
  345. Новый сезон стартовал на РЕН ТВ. Set TV (17 апреля 2014).
  346. А тигренка все-таки жаль... Телепузик недели – Алексей Егоров. Независимая газета (4 апреля 2014).
  347. Константа правды. Литературная газета (9 июля 2014).
  348. Как делают ТВ-пропаганду: четыре свидетельства. РАССКАЗЫВАЮТ ТРИ БЫВШИХ СОТРУДНИКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАНАЛОВ И ОДИН ДЕЙСТВУЮЩИЙ АЛЕКСАНДРУ ОРЛОВУ И ДМИТРИЮ СИДОРОВУ. Colta.ru (6 августа 2015).
  349. Почему убрали Максимовскую и что стало с её коллегами. Собеседник (20 августа 2015).
  350. Телевизор Олимпиады и Украины: эфир без политики. Forbes (3 июля 2014).
  351. Марианна Максимовская усилит новостное вещание РЕН ТВ.
  352. КАРТ-БЛАНШ. Вперед – к единомыслию. Марианна Максимовская, прощаясь с "Неделей", всех благодарит. Независимая газета (4 августа 2014).
  353. Что стало с Марианной Максимовской и Михаилом Осокиным после закрытия их передач. Собеседник (16 сентября 2014).
  354. "К ТВ в России я больше не имею отношения" – Алексей Суханов. Сегодня (19 августа 2014).
  355. Алексей Суханов: "Я ушел с канала "Рен ТВ", не в силах продолжать рассказывать ложь о событиях в Украине". Факты и комментарии (14 апреля 2017).
  356. Максимовская уйдет с телеканала РЕН ТВ. Lenta.ru (22 декабря 2014).
  357. Российское и украинское телевидение – «две большие разницы». Голос Америки (2 мая 2016).
  358. Как Обама кивал головой Путину. Об истории одной провокации. Новая газета (30 ноября 2015).
  359. Когда даже правда звучит как ложь. Новая газета (24 июня 2015).
  360. РЕН ТВ публикует видео с камеры наблюдения, запечатлевшей предполагаемого виновника взрыва в метро Петербурга, РЕН ТВ (3 апреля 2017). Дата обращения 11 мая 2017.
  361. Конец операции "Перисхилтон": Ургант и Светлаков сдулись. "Стали сладенькими, тихими и мирными". Московский комсомолец (5 мая 2017).
  362. Новости "без бантиков". РЕН-ТВ запускает новую аналитическую программу "Добров в эфире". Российская газета (4 сентября 2014).
  363. Бронетанковые васильки. 8 Марта пахнет «Черемухой 12М». Новая газета (9 марта 2016).
  364. Сажать «моральных уродов» за оскорбление «народных чувств»! К чему призывали участники российских ток-шоу 9 мая. Телекритика Ирины Петровской. Новая газета (12 мая 2017).
  365. Немолодая женская рука тянулась к президенту. Независимая газета (13 мая 2005).
  366. Телелидеры 18 — 25 февраля. Малопатриотичные телезрители. Коммерсантъ (28 февраля 2008).
  367. «Телебобрам» плевать на Победу. Телеведение. Литературная газета (7 мая 2008).
  368. Телеканал «Рен ТВ» приобрел домен Ren.tv за $10,000. Домены (21 августа 2014).
  369. ЯТС :: Телеканал РЕН ТВ переходит на вещание с пропорцией кадра 16:9 (недоступная ссылка). yartv.xiata.ru. Дата обращения 31 марта 2018. Архивировано 1 апреля 2018 года.
  370. 1 2 «Есть место для инопланетян». Как РЕН ТВ превратят в канал для молодых женщин. Lenta.ru (16 февраля 2015).
  371. Телекомпания РЕН ТВ планирует в 2015 году запустить два новых телеканала. ТАСС (27 ноября 2014).
  372. Афанасьева, Анна, Макарова, Елизавета. РЕН ТВ настраивается на женскую долю, Газета «Коммерсантъ», № 15 (30 января 2015), С. 1. Дата обращения 30 января 2015.
  373. Гендиректор РЕН ТВ: “Мы не рвемся в тусовку”. Владимир Тюлин рассказал о том, что такое РЕН ТВ сегодня. Sostav.ru (25 июля 2016).
  374. «Дурак — тот, кто садится к телевизору учить биологию!». Почему Игорь Прокопенко занялся шокирующими гипотезами и не отвечал критикам. Известия (17 июля 2018).
  375. 1 2 Темники, стоп-листы и кремлевские задания для журналистов «Первого». Дождь (17 июня 2017).
  376. Кара-Мурза: Вдохновенно врут лишь знавшие, как нести правду. Собеседник (22 мая 2015).
  377. 1 2 Враг номер один. Рассказ о том, как власть борется с Алексеем Навальным. Проект (24 августа 2020).
  378. "Спорам там нет места". Как ФСБ помогает телеканалам делать пропаганду. Радио Свобода (31 августа 2020).
  379. 1 2 Новое и старое на канале РЕН ТВ. Эхо Москвы (29 ноября 2015).
  380. Магомедова М. Телеканал «РЕН ТВ-Саратов» прекратит вещание // Комсомольская правда. — 5 ноября 2015
  381. РЕН ТВ переезжает из офиса на Зубовском бульваре. Рамблер (30 марта 2016).
  382. Запуск HD версии российского федерального канала РЕН ТВ в Интерактивном ТВ. ПАО «Ростелеком» (4 октября 2016). — Новости. Дата обращения 5 октября 2016.
  383. НМГ запускает круглосуточный новостной интернет-телеканал. Rambler News Service (12 мая 2017).
  384. НМГ запустила новый информационный ресурс на базе сайта «Известий». Лениздат.ру (2 июня 2017).
  385. На РЕН ТВ закрыли программу «Званый ужин». Экспресс-газета (8 сентября 2017).
  386. Смотрите — не подавитесь. Росбалт (26 января 2019).
  387. РЕН ТВ покажет бой Фьюри и Уайлдера в прямом эфире 23 февраля. Известия (3 февраля 2020).
  388. Майк Тайсон представил промо боя Уайлдер — Фьюри. РЕН ТВ (16 февраля 2020).
  389. РЕН ТВ 9 ноября покажет главные бои турнира UFC Fight Night. РЕН ТВ (8 ноября 2019).
  390. РЕН ТВ покажет бой Волков – Блэйдс. Sports.ru (16 июня 2020).
  391. С нового сезона НБА уйдет на MEGOGO. Напоминаем, где легально смотреть спорт в России: лиги, каналы и сервисы. Sports.ru (2 июня 2020).
  392. «РЕН ТВ» покажет UFC 251, включая бой Петра Яна и Жозе Альдо. Sports.ru (9 июля 2020).
  393. Бой Емельяненко и Кокляева запомнится несколькими рекордами. Известия (2 декабря 2019).
  394. Дзукаев победил Тершукова во втором раунде. Спорт-Экспресс (11 сентября 2020).
  395. Кто пострадал от переноса Олимпиады из-за коронавируса. РЕН ТВ (24 марта 2020).
  396. СЛОГАН СЕЗОНА: «ВРЕМЯ REN TV». DOTSmedia (13 августа 2003).
  397. 1 сентября начнется рекламная кампания в поддержку обновленного "Рен-ТВ". Sostav.ru (30 августа 2006).
  398. Новая рекламная кампания РЕН ТВ покажет главные лица канала. Sostav.ru (3 сентября 2007).
  399. АЛИНА КАБАЕВА: «ДО ВСТРЕЧИ НА «ПЯТОМ КАНАЛЕ». PolitRus (18 марта 2010).
  400. РЕН ТВ полностью изменил оформление эфира. Телеканал получил новое оформление эфира и слоган «РЕН ТВ. Ты с друзьями!». Sostav.ru (12 августа 2011).
  401. РЕН ТВ перешел в "новое измерение". Телеканал полностью сменил имидж с 16 февраля. РЕН ТВ (13 февраля 2015).
  402. РЕН ТВ в Омске взлетел в рейтинге телеканалов. По данным TNS Россия телеканал РЕН ТВ в Омске занял третью строчку среди всех телеканалов по итогам апреля 2016. Комсомольская правда (17 июня 2016).
  403. Нацсовет Украины выгоняет «российскую» эротику из эфира — Росбалт.ру
  404. РЕН ТВ разрешили вернуться на Украину (рус.)
  405.   Освобождение Лимонова ("24", RenTV, 1/VII-2003)
  406.   Рекламные блоки (Ren TV/Седьмой канал (Харьков), 2003)
  407.   Дед Мороз, Новый год, Харьковское региональное ТВ, примерно 2003-й год
  408.   Дискуссия Лимонов-Гальченко ("Неделя", RenTV, 2/VII-2005)
  409.   7 Канал 31 01 2011
  410. Телевидение в Украине — Днепропетровск. Дата обращения 4 апреля 2019. Архивировано 15 августа 2003 года.
  411. 1 2 ОДЕССА. tv.net.ua. Дата обращения 4 апреля 2019. Архивировано 13 октября 2004 года.
  412. Телепрограмма на неделю с 16 по 22 мая 2005 года (Бровары, Киевская область). Архив расписаний передач телеканалов и радио (7 августа 2018).
  413. Телепрограмма на неделю с 21 по 26 декабря 2004 года (Бровары, Киевская область). Архив расписаний передач телеканалов и радио (7 августа 2018).
  414. Телепрограмма на 1 января 2002 года (Одесса). Архив расписаний передач телеканалов и радио (26 октября 2017).
  415. Телепрограмма ТРК "Рудана" на 13-19 декабря 2004. Дата обращения 4 апреля 2019. Архивировано 22 декабря 2004 года.
  416.   ТВ-7 Мариуполь
  417. МВД Украины решило контролировать запрет вещания российских каналов. Взгляд. Дата обращения 28 декабря 2014.
  418. Зміст програм «РТР-Планета», «НТВ-Мир», «Россия 24» і «ТВ Центр-Іnternational» («ТVСІ») не відповідає українському та європейському законодавствам (архив, текст решения)
  419.   Переключение каналов (Гомель, 2004) ОНТ, БТ, ЛАД, Россия, НТВ, Нирэя
  420. Гриб, Вадим. Спутниковое вещание молдавских телеканалов. История и перспективы.. Портал Frocusat (14 марта 2010). — Статьи. Дата обращения 17 октября 2017.
  421. В Молдавии запрещают ретрансляцию канала REN TV. Интерфакс (1 октября 2008). — В России. Дата обращения 17 октября 2017.
  422. О компании. REN Moldova. — О нас. Дата обращения 17 октября 2017.
  423. Фергана. Ру — В Узбекистане «за аморалку» запрещают ещё два российских телеканала — ТНТ и ДТВ
  424. Фергана. Ру — «Сексуальные соседки» вместо «Момента истины»
  425.   Эфир телеканала Рен ТВ, Кыргызстан
  426.   Фрагмент эфира (Рен ТВ Кыргызстан, 11.03.2019)
  427.   Фрагмент эфира (РЕН ТВ Кыргызстан, 14.03.2019)
  428.   Окончание "Экстренного вызова" и начало новостей (РЕН ТВ Кыргызстан, 14.03.2019)
  429.   Интро и реклама (Шант, 200х)
  430. Газета «РБК daily», «Сургутнефтегаз» выходит из РЕН ТВ", 13 апреля 2007
  431. «Аброс» оброс РЕН ТВ. Ещё один телеканал встроен в госвертикаль
  432. Ъ-Газета — Голос Люксембурга
  433. Терентьев, Игорь; Соболев, Сергей. Volga Group впадает в медиабизнес. Газета «РБК», № 205 (1980) (0511) // 3162 (5 ноября 2014). — Телеком / Медиа. Дата обращения 27 августа 2016.
  434. ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ И МЕДИА-ХОЛДИНГИ. politika.su. — Рен ТВ (49 канал).
  435. В активе. «Национальная Медиа Группа» объявила о кадровых перестановках. Российская газета (21 октября 2010).
  436. Подвели под «другое» телевидение. Радио «Свобода» (17 октября 2009).
  437. На телеканале РЕН ТВ назначен новый генеральный директор. РЕН ТВ (26 марта 2015).
  438. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ЛИДА БЫЛА ОСОБЕННОЙ. Московские новости (10 сентября 2001).
  439. Виктор Иванович Крюков. REN TV (26 апреля 2003).
  440. РЕН-ТВ стал моложе. На крупном российском телеканале сменилось руководство. Российская газета (19 апреля 2011).
  441. На РЕН ТВ пришли люди с «криминальным» прошлым. Газета.Ru (18 апреля 2011).
  442. Главред РЕН ТВ Владимир Тюлин ушел с телеканала. Российская газета (31 октября 2012).
  443. Вагит Алекперов борется за третье место. lek.ru (24 апреля 2000).
  444. Представители телекомпании REN-TV выехали на место трагедии коллег. РИА Новости (30 октября 2003).
  445. Мордашов-ТВ. Независимая газета (4 июля 2005).
  446. Власти Катара аккредитовали команду REN TV. РБК (13 апреля 2004).
  447. НЕЛЬЗЯ ПРИКАЗАТЬ ПЛАКАТЬ. В эти траурные дни корреспонденты «ВМ» проехали по городу. Вечерняя Москва.
  448. «Неделя» на REN TV станет на 30 минут длиннее. Фонтанка.ру (10 августа 2006).
  449. Антон Назаров покидает пост руководителя пресс-службы телеканала РЕН. Телевести (15 марта 2010).
  450. Разумова Оксана Владимировна. МедиаАтлас.
  451. На телеканале РЕН ТВ новый руководитель пресс-службы. MediaGuide (27 февраля 2012).
  452. Николай Марченко – новый руководитель пресс-службы РЕН ТВ. MediaGuide (2 марта 2015).
  453. РЕН ТВ заменит саундтрек «Игры престолов» песней группы «Мельница». Сноб (7 октября 2015).
  454. Режиссер-документалист Виталий Манский. Радио Свобода (7 августа 2005).
  455. «Чёрные лошадки» Венеции. Сегодня на старейшем кинофестивале смотрят русское кино. Российская газета (3 сентября 2003).
  456. Дмитрий ЛЕСНЕВСКИЙ: «ПУТИН ЗАБОТИЛСЯ О ЖЕНЕ ШТИРЛИЦА». Новая газета (17 декабря 2001).
  457. «Воскресение» даст концерт на РЕН-ТВ. InterMedia (16 мая 2007).
  458. Основные российские каналы отказались от нового сезона. Медиабизнес (16 июля 2008).
  459. В сентябре грядет другое телевидение. Труд (9 августа 2011).
  460. РЕН ТВ поменял «Братанов» на «Военную тайну». Агентство федеральных расследований (7 октября 2010).
  461. РЕН ТВ повысил в должности Андрея Праслова. mediajobs.ru (13 октября 2011).
  462. Генеральным продюсером канала РЕН ТВ стал Владимир Утин. РБК (5 ноября 2014).
  463. Евгений ЛЮБИМОВ: "Российский футбол можно показывать не хуже, чем мировой". Известия (15 февраля 2002).
  464. Мария Румянцева — десять лет в эфире РЕН ТВ. F1News (27 августа 2008).
  465. Культурная революция на RENTV! Популярная телекомпания меняет концепцию кинопоказа. Прессинг (26 июля 2001).
  466. СОАВТОРЫ ТАРАНТИНО. Новая газета (7 июля 2005).
  467. Где кино?. Искусство кино (ноябрь 2010).
  468. C песней по жизни. Как телеканалы будут развлекать зрителя в новом сезоне. Индустрия рекламы (28 октября 2006).
  469. Сергей Бурыгин назначен заместителем Генерального директора РЕН ТВ. Advertology (3 октября 2013).
  470. ФЁДОРОВ Петр Рафаэлович. Лабиринт (20 декабря 2009).
  471. Сергей Корзун покидает радиостанцию «Новости online». Lenta.ru (4 марта 2003).
  472. Андрей Иллеш. Биографическая справка. РИА Новости (19 ноября 2011).
  473. НОВОСТИ О НАРОДЕ, А НЕ ЕГО СЛУГАХ. Ren TV старается быть правозащитным. Московские новости (2002).
  474. «Я не хочу отвечать за такой продукт»: главный редактор информационных программ REN-TV Елена Фёдорова покидает канал. Радио Свобода (5 декабря 2005).
  475. Информационным вещанием «Рен-ТВ» займётся бывший директор «Радио России». Lenta.ru (24 апреля 2007).
  476. Главный редактор Рен-ТВ уволился. Lenta.ru (31 октября 2012).
  477. Нескучные новости для свободных людей. Программе «Новости 24» на РЕН ТВ исполняется 15 лет. Комсомольская правда (27 августа 2013).
  478. Новости как призвание: РЕН ТВ получил четыре премии ТЭФИ. Известия (3 октября 2018).
  479. "Все свободны" - разговор на свободные темы. В студии Ольга Романова. Радио Свобода (24 июля 2005).
  480. Закрывают «Частные истории» на РЕН ТВ. LifeNews (18 декабря 2009).
  481. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о возмещении ребёнку морального вреда (в порядке ст.23 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ).
  482. Иск к REN-TV. Родители против «Симпсонов» и «Гриффинов» — Судебные споры — НП Родительский Комитет
  483. 1 2 Суд отказался запретить или перенести показ мультсериала «Симпсоны». Newsru.com (1 апреля 2005). — Культура. Дата обращения 7 апреля 2015.
  484. Court Rules for Simpsons Cartoon (англ.). The St. Petersburg Times (5 April 2005). Дата обращения 20 июля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
  485. Банду Симпсона под суд — Журнал — Афиша
  486. Госдума хочет запретить «Симпсонов» — госдума мультики — Росбалт
  487. 2х2 согласился не убивать зверушек. Телеканал 2х2 снял с показа мультсериалы «Маленькие лесные друзья» и «Приключения Большого Джеффа» после требования Россвязьохранкультуры. Газета.ру (5 марта 2008).
  488. ОЛЬГУ РОМАНОВУ НА ПУСТИЛИ В ЭФИР СТАРЫМИ МЕТОДАМИ – СИЛОВЫМИ. Ежедневный журнал (25 ноября 2005).
  489. Новости NEWSru.com: В годовщину свободы печати Ren-TV закрыло свободу эфира
  490. Андрей Макаров рассказал, как сняли из эфира программу «Справедливость». Лениздат.ру (27 сентября 2010).
  491. МВД закрыло телепередачу, в которой обсуждали «презумпцию правоты мента». Неделя (24 сентября 2010).
  492. Свобода и справедливость Андрея Макарова. Эхо Москвы (29 января 2012).
  493. Главным редактором РЕН ТВ назначен Владимир Тюлин. Lenta.ru (18 апреля 2011).
  494. Сотрудники РЕН отрицают сообщения об изменении информационной политики телеканала. NEWSru.com (3 мая 2011).
  495. Политика канала РЕН ТВ все-таки поменялась: подсчет показал, что оппозиции там стало меньше. NEWSru.com (5 мая 2011).
  496. Григорий Перемитин. РЕН ТВ опубликовал смонтированное фото посла США на митинге в Марьино «РБК», 21.09.2015
  497. Интервью со Скрипалем сорвалось из-за скользкого пола. Lenta.ru (11 апреля 2018).
  498. Репортер РЕН пробрался в больницу, в которой находится Сергей Скрипаль. Его остановила дверь с табличкой «Осторожно, скользкий пол». Meduza (11 апреля 2018).
  499. Ольга Закутняя. Лженаука на ТВ: новый виток эволюции?. trv-science.ru (26 февраля 2013). Дата обращения 1 ноября 2013.
  500. А. М. Черепащук «Бесстыдство некоторых российских СМИ поражает воображение» // Бюллетень «В защиту науки», № 9, 2011 год, стр.17-18, копия
  501. Вячеслав Пилипенко. Как делается российское телевидение. trv-science.ru (26 февраля 2013). Дата обращения 1 ноября 2013.
  502. prokhozhyj: Опровержение от А. М. Городницкого
  503. Борис Штерн. Грязевая артиллерия. trv-science.ru (10 сентября 2013). Дата обращения 1 ноября 2013.
  504. Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья третья) // Colloquium heptaplomeres : научный альманах. — 2017. — № 4. — С. 7—19. — ISSN 2312-1696.
  505. Бесков А. А. «Славянские руны» на российских экранах: репрезентация неоязыческого мифа // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики : журнал. — 2019. — Октябрь (№ 3). — С. 240—246. — ISSN 2408-9176.
  506. Номинанты и лауреаты 2015 Архивная копия от 18 октября 2016 на Wayback Machine // Официальный сайт премии «За верность науке»
  507. Костинский, Александр. Неожиданные победы здравого смысла // В защиту науки / отв. ред. Е. Б. Александров. — Бюллетень № 15. — М.: Наука, 2015. — С. 90. — 96 с. — ISBN 978-5-02-039148-2.
  508. «На РЕН-ТВ не несут свет науки»: научный журналист рассказал о съёмках фильма «Эволюция» (рус.)
  509. «Искусственный интеллект скоро заменит разум»: как снимаются документальные фильмы РЕН-ТВ (рус.)
  510. Конец рептилоидов (рус.)
  511. 1 2 Коллегия по жалобам на прессу признала репортажи РЕН ТВ об Ильдаре Дадине пропагандой, нарушающей этику и нормы права. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (6 апреля 2017). — Новости Совета. Дата обращения 6 апреля 2017.

ЛитератураПравить

СсылкиПравить