Российские университеты

«Российские университеты» — общероссийский государственный телеканал, осуществлявший своё вещание с 13 апреля 1992 по 10 ноября 1996 года. Редакции и студии телеканала располагались в Шаболовском телецентре (АСК-2).

Российские университеты
Общероссийский государственный телеканал «Российские университеты»
Изображение логотипа
Страна Флаг России (1991—1993)/ Россия
Зона вещания Флаг России (1991—1993)/ Россия
Время вещания с 8:00 до 18:00 (пн—вс)[1][2][3]
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, Шаболовский телецентр
Тематика телеканала культурно-просветительская[4][5][6][7]
Дата начала вещания 13 апреля 1992 года, 9:00
Дата конца вещания 10 ноября 1996 года, 18:00
Причина закрытия Указ Президента РФ от 20 октября 1996 года № 1386
Финансовые проблемы
Передача эфирного времени канала телекомпании НТВ[8]
Заменил Флаг России (1991—1993)/Флаг России 4-й канал Останкино
Заменён Флаг России НТВ[9]
Основатель ВГТРК
Владелец ВГТРК[10]
Прежние названия Образовательный канал (13 апреля — 31 мая 1992)
Родственные телеканалы Россия/Флаг России РТР[1]

ИсторияПравить

Начал вещание под названием «Образовательный канал» 13 апреля 1992 года, 1 июня 1992 года за ним закрепилось название «Российские университеты»[11]. Изначально и до 17 января 1994 года[12] вещал совместно с 4-м каналом Останкино, с 17 января 1994 года по 10 ноября 1996 года — совместно с телекомпанией НТВ[13][6]. 9 января 1993 года выпуск телепередач по образовательной программе был передан ВГТРК[14][15], но 2 апреля 1993 года был возвращён РГТРК «Останкино»[16]. Было принято решение о создании телекомпании «Российские университеты», учредителями которой было предложено стать обеим телеогранизациям, однако данная организация так и не была создана, а 22 ноября 1993 года выпуск передач по утренне-дневной программе образовательного канала закрепили за ВГТРК[17]. В ряде печатных телепрограмм (журналы «7 дней» и «ТВ ПАРК», а также газеты «Антенна-Телесемь», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и «Сегодня») телеканал проходил под логотипом «РТР — Российские университеты»; в некоторых печатных телепрограммах его сетка вещания могла и вовсе не публиковаться[5].

На образовательном канале демонстрировались научные и образовательные передачи[18], лекции[19][5], а также документальные фильмы[20][21] собственного производства, которые затем записывались и показывались в школах[22]. В эфир также часто попадали такие авторские программы, как беседы академиков Дмитрия Лихачёва, Александра Панченко, Юрия Лотмана, историка театра Александра Аникста и других[23]. В 1995—1996 годах на телеканале показывали «Формулу-1»[24][25], в 1995 — квалификации, в 1996 — квалификации и гонки, как в рамках тележурнала «Хроно» целиком, так и частично — в равных долях с РТР[26][27]. Также в 1996 году показывался один матч из тура чемпионата России по футболу (ещё один показывал РТР)[28]. За производство программ отвечали собственные творческо-производственные объединения (ТПО) ВГТРК: «Открытый мир», «Лад», «Арена», «Рост», «Артель».

В последние дни вещания на образовательном канале шли передачи спутникового канала «РТР-Телесеть» и «Метеор-Кино».

ЗакрытиеПравить

20 сентября 1996 года[29] был обнародован указ Президента РФ № 1386 «О стабилизации деятельности и улучшении качества вещания ВГТРК и телекомпании „НТВ“», согласно которому образовательный канал по инициативе ВГТРК и телекомпании НТВ был закреплён за последней в объёме 24 часа в сутки. 11 ноября 1996 года весь образовательный канал был передан телекомпании НТВ[30][31][32]. Указом отмечалось, что «телекомпаниями было согласовано решение о сохранении в сетке вещания телекомпании НТВ блока образовательных и культурно-просветительных передач, создаваемых творческими коллективами ВГТРК (с 13:00 до 14:00)»[29][33]. Изначально блок назывался «Российские университеты», но затем сменил название на «Открытый мир»[34]. Однако летом 1997 года этот блок был исключён из сетки вещания телекомпании НТВ из-за низких рейтингов[35][36][37].

Основная часть бывших сотрудников телеканала в 2000 году была привлечена Борисом Вишняком (бывшим генеральным директором ТВЦ и президентом фонда «Образование в третьем тысячелетии») к работе над новым образовательным каналом «Телешкола», осуществлявшим своё вещание на спутниковой платформе «НТВ-Плюс» в начале 2000-х годов[38].

Города вещанияПравить

2 декабря 1994 года ВГТРК была выдана первая лицензия Госсвязьнадзора № 500 на вещание телеканала в следующих субъектах РФ: Карачаево-Черкесская республика; Республика Карелия; Алтайский край; Краснодарский край; Ставропольский край; области: Владимирская; Липецкая; Нижегородская; Новгородская; Ростовская; Рязанская; Саратовская; Смоленская; Тамбовская; Тульская. В некоторых регионах ретрансляция шла еще со времён Образовательной программы, а где-то вещание появилось позже. В части регионов вещание канала и вовсе отсутствовало[13].

Регионы вещания по Лицензии № 500[39]
Город вещания Частота Дата начала вещания
Москва 8 МВ 4 ноября 1967 г. (Образовательная программа)
Санкт-Петербург 33 ДМВ 25 января 1971 г. (Образовательная программа)
Черкесск 6 МВ 1994/1995
Горно-Алтайск 8 МВ 1994/1995
Петрозаводск 10 МВ 1994/1995
Краснодар 38 ДМВ июнь 1995 г.
Ставрополь 33 ДМВ 1994/1995
Владимир 7 МВ 1988 г. (Образовательная программа)
Липецк 32 ДМВ ноябрь 1993 г.
Нижний Новгород 4 МВ

12 МВ

4 МВ

1 июня 1988 г. — 6 октября 1991 г. (Образовательная программа)

7 октября 1991 г. — 13 марта 1993 г.

14 марта 1993 г.

Новгород 9 МВ 1994/1995
Ростов-на-Дону 9 МВ 1988 г. (Образовательная программа)
Рязань 28 ДМВ 1968 г. (Образовательная программа)
Саратов 30 ДМВ июнь 1995 г.
Смоленск 1 МВ март 1992 г. (Образовательная программа)
Тамбов 22 МВ октябрь 1993 г.
Тула 30 ДМВ ноябрь 1976 г. (Образовательная программа)

ПрограммыПравить

РуководителиПравить

Генеральные директораПравить

  • Владимир Трусов (1992—1996)[64]
  • Станислав Архипов (1996)[65][66]
  • Кирилл Легат (1996)[67]

Шеф-редакторыПравить

  • Владимир Никитин (1993—1996)

ПримечанияПравить

  1. 1 2 RTR to Cut Staff After Giving Up Channel 4. The Moscow Times (17 августа 1996). Дата обращения: 21 февраля 2021. Архивировано 4 августа 2020 года.
  2. Телепрограмма на 30 августа 1996 года. 7 дней. Дата обращения: 21 февраля 2021. Архивировано 27 апреля 2021 года.
  3. Телепрограмма на 31 августа 1996 года. 7 дней. Дата обращения: 21 февраля 2021. Архивировано 27 апреля 2021 года.
  4. Ирина Петровская. А чой-то вы во фраке? // Известия. — 1997. — 11 января.
  5. 1 2 3 4 5 Юрий Поляков. Отстрел белых ворон начался. "Российские университеты" пытаются вытеснить с экрана. Литературная газета (22 ноября 1995). — «С клетки начинаются болезни организма, с неё же начинается и выздоровление. Именно поэтому полтора года назад я с энтузиазмом согласился стать одним из ведущих "Семейного канала". <...> И я считаю, чтобы вернуть интерес к стихам, не грех воспользоваться теми телеформами, которые нравятся молодёжи — конкурс, шоу, состязание. Именно так и родилась наша новая передача "Поэтический турнир". Впервые она выйдет 25 ноября, состязаться будут прекрасные поэтессы — Л. Григорьева[прояснить], Т. Бек, Т. Смертина, а победительницу выберет, естественно, телезритель... <...> Дело в том, что НТВ, к которому я в целом отношусь с полным зрительским уважением и которое вещает с нами на одном канале, собирается сделать то, что в своё время лисичка сделала с приютившим её зайцем. <...> Некоторые рекламные издания, вроде "Экстра-М", не считают даже нужным печатать нашу программу на неделю, полагая, наверное, что чем невежественнее, необразованнее будет потребитель, тем проще ему впарить лежалый товар!». Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано 14 ноября 2021 года.
  6. 1 2 Пугачев отказался от «Московии». Независимая газета (29 июля 2005). — «Если помните, похожая ситуация была, когда на четвертой телевизионной кнопке вечером вещал телеканал НТВ, а утром – „Российские университеты“. Впрочем, это было хоть как-то оправданно – утром вещает учебный канал, а вечером новостной».
  7. Алексей Бурыкин. За дверью теле-"Культуры". — Литературная газета, 29 октября 1997. — «Общеобразовательный канал "Российские университеты" (с Ломоносовым-символом) испарился в культурных недрах послевыборных (1996 г.) интриг, и вот уже на смену спешит новое начинание: телеканал "Культура", понимаешь...».
  8. Доживём до «Просвещения». Телеведение. Литературная газета (28 мая 2008). Дата обращения: 13 июля 2020. Архивировано 13 июля 2020 года.
  9. Голубая мечта. Литературная газета (29 августа 2012). Дата обращения: 13 июля 2020. Архивировано 15 июля 2020 года.
  10. Ирина Петровская. Телевизионного передела пока не будет. Известия (26 декабря 1995). Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 15 января 2022 года.
  11. Телепрограмма с 1 по 5 июня 1992 года. 7 дней. Дата обращения: 30 ноября 2019. Архивировано 30 января 2022 года.
  12. Телевидение на свободе. — Аргументы и факты, 26 января 1994. — «С 17 января начала вещание на 4-м канале негосударственная телекомпания НТВ. Тем самым поставлена точка в затянувшемся конфликте НТВ и "Останкино"... Теперь о работе новой телекомпании судить зрителю: уже не по одной программе в день, а по 60 часам в неделю... Ещё до указа президента о передаче вам канала по "Останкино" бродили слухи, что НТВ вот-вот оттяпает кусок эфира. Теперь подобные разговоры ведутся и на Российском канале в отношении "Российских университетов"...».
  13. 1 2 Знает ли король Бельгии, что от него Россию трясет?. Российская газета (24 июня 1994). — «Уважаемая редакция. Хочу сразу сказать: не нужна нам ни IV, ни Московская программа в центральной прессе. Не нужна программа телевидения НТВ. До нас эти программы не доходят. Я выписываю вашу газету и "Аргументы и факты", субботнюю "Комсомолку" и "Труд", и везде та же макулатура — программы передач, которые никому здесь не нужны...». Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
  14. О ПРИДАНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ СТАТУСА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ. Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  15. Указ Ельцина о РосТВ &. Коммерсантъ (22 января 1993). Дата обращения: 11 марта 2020. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  16. О гарантиях информационной стабилизации в деятельности Российской государственной телерадиокомпании «Останкино». Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 4 июля 2012 года.
  17. Указ Президента РФ от 22.11.1993 N 1975 «Об эксплуатации восьмого частотного канала телевидения (г. Москва)». Дата обращения: 25 декабря 2019. Архивировано 18 декабря 2019 года.
  18. Эксклюзивы с душком. Российская газета (20 мая 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  19. Я — агент Запада, и тем горжусь. Росбалт (7 января 2018). Дата обращения: 20 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  20. Монитор. До "Дикой розы" мне любезным быть народу. Красная звезда (4 июня 1994). Дата обращения: 30 июля 2019. Архивировано 30 июля 2019 года.
  21. Монитор. Потерянный праздник. Красная звезда (18 мая 1996). Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 16 августа 2019 года.
  22. По следам «Российских университетов» и НТВ: федеральное ТВ в каждую школу!. REGNUM (7 июля 2018). Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  23. Социологические исследования в помощь образовательным каналам. Broadcasting. Телевидение и радиовещание (май 2006). Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  24. Программа ТВ. Культура (24 июня 1995). Дата обращения: 9 июня 2020. Архивировано 10 мая 2021 года.
  25. Телепрограмма с 26 июня по 2 июля 1995 года. Известия (23 июня 1995). — «Российские университеты 15.00 Чемпионат мира по мотогонкам в классе „Формула-1“. Гран-при Франции. Квалификация.». Дата обращения: 22 сентября 2020. Архивировано 2 октября 2020 года.
  26. „Формула-1“ возвращается на телевидение. Музыкальная правда (7 июня 1996). Дата обращения: 8 февраля 2019. Архивировано 9 февраля 2019 года.
  27. «Формула-1» в телевизоре. Sports.ru (26 декабря 2010). Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  28. Спорт. Больше всего футбола показывает ОРТ. НТВ не сможет обогнать ОРТ. Коммерсантъ (9 июля 1997). Дата обращения: 20 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  29. 1 2 Указ Президента Российской Федерации от 20 сентября 1996 г. № 1386 «„О стабилизации деятельности и улучшении качества вещания Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании и телекомпании НТВ“». Официальный интернет-портал правовой информации (20 сентября 1996). Дата обращения: 2 января 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  30. Телепрограмма на 11 ноября 1996 года. ТВ ПАРК. — «НТВ 6.00 Сегодня утром». Дата обращения: 29 ноября 2020. Архивировано 31 августа 2019 года.
  31. Новый канал начинает вещание. Коммерсантъ (11 ноября 1996). Дата обращения: 23 апреля 2013. Архивировано 29 октября 2013 года.
  32. Новости проекта НТВ-Плюс. Журнал Теле-Спутник, № 11 (13) (ноябрь 1996). Дата обращения: 8 декабря 2018. Архивировано 18 мая 2015 года.
  33. Телевизионное пространство России. Отечественные записки (апрель 2003). — «Только одна из негосударственных телевизионных структур, компания НТВ, смогла получить частоту вещания государственного канала — бывшей четвертой программы..., когда соответствующий указ был подписан Президентом РФ Б.Ельциным до этого НТВ с сентября 1996 года получила право вещания на четвертом канале с условием сохранения принадлежавшей ВГТРК программы „Российские университеты“.». Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  34. Телепрограмма со 2 по 8 июня 1997 года. Российская газета (30 мая 1997).
  35. НТВ утром и днём. Фонд «Общественное мнение» (28 ноября 1996). — «На прошедшей неделе телезрители столицы присоединились ко всем остальным россиянам, которые уже несколько месяцев утром и днем принимают программы НТВ вместо передач телеканала „Российские университеты“.». Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 13 ноября 2018 года.
  36. НТВ: искусство раздражать. Русская планета (13 июля 2018). Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  37. Мария Полянка. Культура Second hand. — Аргументы и факты, 19 ноября 1997. — «Вопреки ожиданиям канал ["Культура"] собирает ожидаемые 5%. Если вспомнить, что у "Российских университетов" рейтинг держался почти на нуле, а у "Петербурга" чуть превышал уровень социологической ошибки (3%), то это можно счесть успехом провозглашённого Михаилом Швыдким просветительского направления... Телевидением в строгом смысле слова "Культуру" считать нельзя. Она с первых же дней стала видеотекой... Пока средства каналу отрывает от груди ВГТРК. Государство же молчит».
  38. Смотри и учи. Итоги (19 декабря 2000).
  39. Лицензии | 500 - Victor City. vcfm.ru. Дата обращения: 28 октября 2020.
  40. Кино живо, у него есть «Новости». Российская газета (13 мая 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  41. Евгения Имамова-Стефанчук. Эволюция информационного и информационно-аналитического телевидения (конец 80-х – 90-е годы), страница 222-223. Московский государственный университет (2000). Дата обращения: 24 августа 2020. Архивировано 10 ноября 2020 года.
  42. Сергей Зоненлихт: «Это счастье, когда работа доставляет удовольствие!». Теле-Спутник (август 2013). Дата обращения: 24 августа 2020. Архивировано 27 ноября 2021 года.
  43. ЕЛЕНА СЛАТИНА. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 9 ноября 2018 года.
  44. Чередниченко Татьяна Васильевна (недоступная ссылка). Журнальный зал. Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 4 февраля 2019 года.
  45. «Российское телевидение меняется вместе со страной». Рабкор (21 февраля 2015). Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  46. МОЖЕТЕ НЕ СОМНЕВАТЬСЯ - ОНИ ПЛОХОГО НЕ ПОСОВЕТУЮТ. Российская газета (1 июля 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  47. Четвертый верен себе. Российская газета (29 апреля 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  48. Телепрограмма на 8 июля 1996 года. Дата обращения: 29 ноября 2020. Архивировано 9 декабря 2020 года.
  49. С книгами на ТВ. Памяти поэта, издателя, телеведущего, журналиста Александра Шаталова. Независимая газета (31 мая 2018). Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  50. Александр Шаталов: "В некотором смысле я уникален". Независимая газета (3 февраля 2000). Дата обращения: 7 мая 2017. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  51. Куда зовёт телепастырь. Культура (11 января 1997). — «Единственная программа, имеющая отчётливую миссионерскую направленность — искренние и задушевные беседы отца Марка по образовательному каналу "Мир вашему дому". Приходится лишь сожалеть, что эта почти ежедневная десятиминутка заменена теперь новостями НТВ». Дата обращения: 21 декабря 2020. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  52. Искусство быть женщиной. Российская газета (13 мая 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  53. Из подземелья. Литературная газета (22 февраля 2012). Дата обращения: 24 апреля 2022. Архивировано 24 сентября 2020 года.
  54. Заметки несогласного. Зачем вы, мастера культуры?. Литературная газета (13 июля 2005).
  55. Испанский язык (ТВ-передача).mp4 — YouTube. Дата обращения: 12 октября 2014. Архивировано 1 мая 2014 года.
  56. Ситуация вокруг 4-го канала. ВГТРК и НТВ: мои университеты. Коммерсантъ (16 декабря 1995). Дата обращения: 13 января 2017. Архивировано 19 апреля 2017 года.
  57. Слава Тарощина. Пипифаксовый смех. — Литературная газета, 29 января 1997. — «Не так давно к Игорю Малашенко обратились прогрессивные деятели искусств, встревоженные исчезновением с экрана программы Ольги Кучкиной "Время Ч". (В скобках замечу, что уничтожение целого просветительского канала "Российские университеты", откуда родом Кучкина, вызвало куда меньший резонанс)... Так что нельзя не обрадоваться тому, что Малашенко внял гласу уважаемых людей, а заодно и не присмотреться к программе, реанимированной на четвёртом канале... Хорошо, что программа Кучкиной вновь выходит на телеэкраны. У автора безошибочный нюх на собеседников...».
  58. АНОНС БЛИЖАЙШЕГО ВЫХОДНОГО: «СЕМЕЙНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ» С УТРА ДО НТВ. Российская газета (19 августа 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  59. Телепрограмма на 9 мая 1996 года. 7 дней. — «РТР. Российские университеты Семейный канал. Ведущий: поэт Андрей Дементьев».
  60. Телепрограмма с 27 февраля по 5 марта 1995 года. Известия. Дата обращения: 22 сентября 2020. Архивировано 22 июня 2020 года.
  61. ГЛУБИНКА НАС ПИТАЕТ ДУШЕВНОЙ КРАСОТОЙ. Российская газета (28 октября 1994). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  62. Как в 90-х показывали хоккей на ТВ: финал Кубка Стэнли с Буре шел на РТР, а у Первого не было денег на матчи сборной. Sports.ru (3 июля 2020). Дата обращения: 13 июля 2020. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  63. Модель в натуре. Культура (6 февраля 1993). Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано 14 ноября 2021 года.
  64. Вступительное слово к встрече с руководителями радио и телевидения России
  65. Станислав Архипов. Заместитель генерального директора, генеральный продюсер автономной некоммерческой организации «Общественное телевидение России». Общественное телевидение России.
  66. Александр Слабкий. "Репетитор" приходит на дом. Литературная газета (22 ноября 2000).
  67. Новости ВГТРК. Новый взгляд (29 мая 1996). Дата обращения: 26 июня 2017. Архивировано 14 июля 2019 года.

ЛитератураПравить

  • Фёдор Раззаков. Гибель советского ТВ. Книга 1. Тайны телевидения. От Сталина до Горбачёва, 1930—1991. — М.: Эксмо, 2009. — 528 с. — ISBN 978-5-699-33296-0.
  • Фёдор Раззаков. Блеск и нищета российского ТВ. Книга 2. Тайны телевидения. От Ельцина до Медведева. 1992-2008. — М.: Эксмо, 2009. — 592 с. — ISBN 978-5-699-33297-7.