Русская планета

«Ру́сская плане́та» — сетевое издание, созданное в 2013 году. Первым редактором стал Павел Пряников, при котором газета освещала политическую и социальную тематики в либеральном свете. Но после идеологического конфликта инвесторов издания с редакцией в 2014—2015 годах СМИ переориентировали на православный и пророссийский уклон[1][2][3][4]. С февраля 2015 года должность главного редактора занимает Сергей Синченко[5].

«Русская планета»
Владелец ООО «Русская планета»
Главный редактор Сергей Синченко
Дата основания 2013 год
Свидетельство о регистрации СМИ СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65733[1]
Язык русский
Веб-сайт Официальный сайт «Русской Планеты»

ИсторияПравить

Издание «Русская планета» было запущено в 2013 году девелоперским холдингом «Мортон», который инвестировал в проект около пяти миллионов долларов[3]. Официально собственниками СМИ стала компания «Русская планета». Она принадлежала группе совладельцев, куда входил медиапредприниматель Александр Исаев. Главным редактором газеты стал Павел Пряников, занимавший до этого аналогичные должности в «Свободной прессе» и РИА Новости. Он провёл полный ребрендинг предыдущего пророссийского проекта инвесторов под названием «Платформа Русь»[6][7][8].

Появление «Русской планеты» косвенно связывали с событиями на Болотной площади, но новое издание не носило оппозиционного характера[4]. Журналисты освещали политические и социальные новости в леволиберальном ключе. По свидетельству редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова, изначально идеологических разногласий между инвесторами и журналистами не возникало, а единственной просьбой к репортёрам было «не трогать лично президента Путина и патриарха Кирилла». На сайте существовали исторический и литературный разделы, аналитика, обзоры прессы, рубрика «Факт» и лекторий. В течение года популярность СМИ росла, и показатель посещаемости достиг 200 тысяч уникальных посетителей в день. Одновременно было создано 75 региональных подразделений, хотя они не работали в полную силу. Успех газеты объясняли актуальной повесткой и профессионализмом работников, которые тем не менее неоднократно подвергались нападкам со стороны инвесторов, властей и противников их взглядов. Например, после выхода статьи о суде по «Болотному делу» Главное управление МВД России по Москве потребовало от редакции удалить упоминания о запахе перегара от потерпевших сотрудников ОМОН[9][10]. Журналисты сообщали о цензуре во время освещения конфликта Русской, Грузинской и Абхазской церквей в 2013 году, а также событий в Крыму и на авиационной базе «Бельбек» в 2014 году. По словам главного редактора, качество материалов не соответствовало требованиям, однако позднее их опубликовали другие СМИ. В результате конфликта в марте 2014 года газету покинули пять репортёров, часть из них перешла в проект «Медиазона»[4][11][12][13][14].

В дальнейшем разногласия между инвесторами и редакцией усиливались. Осенью 2014 года руководство пыталось ввести «наблюдательный совет», состоящий из представителей «Мортона», для контроля над журналистами[14]. В ноябре того же года инвесторы потребовали увольнения Павла Пряникова, не называя причин. Сам журналист не связывал решение с личными причинами или посещаемостью сайта, которая на тот момент достигла 8 миллионов читателей в месяц (редакция планировала выйти на полную окупаемость ко второй годовщине создания при сохранении тех же показателей). Работники «Русской планеты» сообщали, что поводом стал либеральный характер новостей при освещении конфликта на Украине и ряда других тем. Владельцы издания были недовольны «приверженностью европейским ценностям» и «недостатком космизма». Представители компании «Мортон», которая в разные годы сотрудничала с Министерством обороны и ФСБ, заявляли о непричастности к увольнению Пряникова. Они подчёркивали, что официально не являются владельцами газеты и не финансируют её с весны 2015 года, объяснив решение отсутствием интереса к медиабизнесу[3][15][7][4][6][16]. Тем не менее РБК сообщал, что инвестиции продолжали поступать через контролируемую девелоперской компанией структуру «Медиа-Шторм», также возглавляемую Александром Исаевым[7]. При этом сам предприниматель заявлял о самостоятельном финансировании газеты. Вскоре Исаев занял пост главного редактора «Русской планеты», проведя ребрендинг сайта и сделав акцент на то, что «Россия — суверенная, самодостаточная страна»[2][17]. В феврале 2015 года должность главного редактора занял Сергей Синченко, поддерживающий взгляды Исаева[5]. В марте 2016 года в бывшей редакции даже провели освящение, чтобы «очистить помещение» от «бесовского влияния» предыдущего коллектива. Заместитель Синченко Андрей Сердечнов сообщал, что инцидент был связан исключительно с патриотизмом работников газеты[18][19][20][21].

Изменение редакционной политики стало причиной увольнения бо́льшей части редакции и вызвало негативную реакцию в обществе. Журналисты называли проект Пряникова одним из наиболее самобытных российских СМИ[14]. Например, обозреватель «Эхо Москвы» Владимир Роменский признавал сайт газеты последним, кто «делал релевантные сообщения про нашу страну»[22][4]. После смены руководства «Русскую планету» стали представлять исключительно «патриотическим изданием, направленным на возрождение Русской цивилизации как единого государства»[23]. В 2017 году его журналисты сорвали минский брифинг представителя ОБСЕ в трёхсторонней контактной группе Мартина Сайдика, который должен был проинформировать об успехах урегулирования ситуации на Украине[24][25]. Покинувшие редакцию сотрудники запустили независимый проект Zima.media[26].

В 2020 году «Русская планета» совместно с кинокомпанией «Амальгама» запустила авторский проект журналиста Юрия Костина «Личные связи». Программа рассказывает о жизни видных общественных и политических деятелей[27][28].

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Русская Планета. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (2016). Дата обращения 21 апреля 2020.
  2. 1 2 СМИ: «Русская планета» приостановит свою работу. Новая газета (1 августа 2016). Дата обращения 21 апреля 2020.
  3. 1 2 3 СМИ сообщили о прекращении работы издания «Русская планета». Газета.Ру (1 августа 2016). Дата обращения 21 апреля 2020.
  4. 1 2 3 4 5 В. Роменский, Т. Олевский. Они. Интернет-издание «Русская планета». Эхо Москвы (29 ноября 2014). Дата обращения 21 апреля 2020.
  5. 1 2 А. Чесова. В «Русской планете» сменился главный редактор. The Village (25 февраля 2015). Дата обращения 21 апреля 2020.
  6. 1 2 Инвесторы «Русской планеты» уволили главного редактора издания. РБК (2 декабря 2014). Дата обращения 21 апреля 2020.
  7. 1 2 3 «Мортон» прекратил финансирование «Русской планеты». РБК (29 мая 2015). Дата обращения 21 апреля 2020.
  8. Н. Лихачёв. Бывший главный редактор «Русской планеты» стал заместителем главреда «Ленты.ру». TJournal (19 января 2015). Дата обращения 21 апреля 2020.
  9. «Русской планете» велели «избавить» омоновцев от перегара. Lenta.ru (1 июля 2013). Дата обращения 21 апреля 2020.
  10. Главный редактор интернет-издания «Русская планета» уволен по решению владельца СМИ. ТАСС (2 декабря 2014). Дата обращения 21 апреля 2020.
  11. На журналистов «Дождя» и «Русской планеты» напали на кладбище в Псковской области. Газета.Ру (26 августа 2014). Дата обращения 21 апреля 2020.
  12. Пять журналистов покинули «Русскую планету». Lenta.ru (13 марта 2014). Дата обращения 21 апреля 2020.
  13. Н. Лихачёв. Инвесторы «Русской планеты» потребовали увольнения Павла Пряникова с поста главного редактора. TJournal (28 ноября 2014). Дата обращения 21 апреля 2020.
  14. 1 2 3 Платформа Русь Журналист Сергей Смирнов — об истории «Русской планеты». Meduza (1 декабря 2014). Дата обращения 21 апреля 2020.
  15. «Русская планета» приостановила работу. Lenta.ru (2 августа 2016). Дата обращения 21 апреля 2020.
  16. «Космисты, ребята, вы слабые» Встреча журналистов «Русской планеты» с новым главным редактором. Расшифровка беседы. Meduza (2014-12-2). Дата обращения 21 апреля 2020.
  17. А. Андреева. «Русская планета» замораживает работу. The Village (1 августа 2016). Дата обращения 21 апреля 2020.
  18. Я. Рубина. «Русская планета»: Мы работаем в штатном режиме. Санкт-Петербург.ру (12 августа 2016). Дата обращения 21 апреля 2020.
  19. В редакции «Русской планеты» прошел обряд «изгнания бесов». Бумага (30 марта 2016). Дата обращения 21 апреля 2020.
  20. Источник: священник очистил «Русскую планету» от «бесовского влияния». Газета.Ру (30 марта 2016). Дата обращения 21 апреля 2020.
  21. Главред объяснил освящение «Русской планеты» патриотизмом. Газета.Ру (30 марта 2016). Дата обращения 21 апреля 2020.
  22. Инвесторы уволили главного редактора «Русской планеты» Павла Пряникова. Новая газета (2 декабря 2014). Дата обращения 21 апреля 2020.
  23. «Русская планета» — это всегда свежий взгляд на актуальные события в мире и России. Первый республиканский информационно-аналитический портал «SakhaNews» (11 ноября 2015). Дата обращения 21 апреля 2020.
  24. Сорвавшие брифинг Сайдика в Минске активисты оказались журналистами издания «Русская планета» – СМИ. Интернет-издание «ГОРДОН» (16 февраля 2017). Дата обращения 21 апреля 2020.
  25. Журналисты «Русской планеты» попытались сорвать пресс-конференцию ОБСЕ в Минске. Беларусь сегодня (16 февраля 2017). Дата обращения 21 апреля 2020.
  26. Уволен главный редактор «Русской планеты». Сноб (2 декабря 2014). Дата обращения 21 апреля 2020.
  27. О. Ломакина. «Русская планета» запустит проект о знаменитостях и первых лицах страны. 360TV (20 марта 2020). Дата обращения 21 апреля 2020.
  28. Мария Захарова в гостях у Юрия Костина в общественно-политическом проекте «Личные связи».. FMRADIO.RU (17 апреля 2020). Дата обращения 21 апреля 2020.

СсылкиПравить