Открыть главное меню

«Népszabadság» (венг. [ˈneːpsɒbɒtʃaːɡ], Непсабадшаг «Народная свобода») — основная газета «левого» толка в Венгрии, просуществовавшая до 2016 года. Выходила в Будапеште на венгерском языке.

Népszabadság
Nepszabadsag logo.svg
Оригинальное
название
венг. Népszabadság
Тип газета и ежедневная газета[d]
Формат широкоформатный

Владелец Mediaworks Hungary[d]
Основана 2 ноября 1956
Прекращение публикаций 8 октября 2016
Политическая принадлежность Левая: Венгерская социалистическая рабочая партия, Венгерская социалистическая партия
Язык венгерский
Главный офис
ISSN 0133-1752
Веб-сайт nol.hu
Первый номер «Népszabadság» от 2 ноября 1956 года объявлял о нейтралитете ВНР и приводил обращение Имре Надя.

Содержание

ИсторияПравить

Главная партийная газета ВНРПравить

Népszabadság была основана под названием «Szabad Nép» («Сабад неп», «Свободный народ») как орган Коммунистической партии Венгрии 1 февраля 1942 года. В 1948—1956 годах — центральный орган правящей Венгерской партии трудящихся.

Своё новое название получила 2 ноября 1956 года во время Венгерской революции[1], став ежедневным органом образованной вместо ВПТ её реформ-коммунистическим крылом Венгерской социалистической рабочей партии[2]. Первым главным редактором этой газеты стал соратник Имре Надя Шандор Харасти, бежавший с ним в югославское посольство после советской интервенции; его в 1957 году сменил Дежё Немеш. Хотя после событий 1956 года тираж главной коммунистической газеты страны сократился на 110 тысяч экземпляров, при благополучном кадаризме 1960-х он опять активно начал расти.

После смены режимаПравить

После падения коммунистического режима газета была приватизирована; собственниками стали немецкий концерн Bertelsmann AG (50 %), Фонд свободной прессы (Szabad Sajtó Alapítvány) при Венгерской социалистической партии (ВСП) (26 %), Первый венгерский инвестиционный фонд (16.8 %) и редакционная коллегия (6 %)[1][3]. В 2005 году газета была приобретена компанией Ringier. В 2014 году, после того, как венгерское антимонопольное ведомство предотвратило поглощение Ringier концерном Акселя Шпрингера, она была продана Vienna Capital Partners. ВСП продала свои акции в Mediaworks, созданном VCP компании-посреднике, в 2015 году[4].

Газета была близка к коалиции ВСП и Альянса свободных демократов, хотя подчас критиковала её правительства. В международных вопросах, как правило, поддерживала политику ЕС и США, однако время от времени выступали с критикой инициатив президента США Джорджа Буша-младшего о «демократии на экспорт».

Конец изданияПравить

В июле 2014 года главным редактором был назначен Марсель Мураньи[5]. Когда в мае 2015 года он ушел в отставку после предъявления обвинения в смертельном наезде на пешехода, его сменил его брат Андраш Мураньи[6].

Газета была внезапно закрыта её владельцем Mediaworks 8 октября 2016 года. Журналисты готовились к переезду в новый офис; однако, когда они покинули свои старые кабинеты, их не впустили на новое место работы, сообщив о приостановке выпуска издания и остановке сайта. Mediaworks объявила о том, что закрытие было бизнес-решением из-за финансовых убытков газеты.

Реальной причиной закрытия СМИ рассматривают давление со стороны правящей партии «Фидес»[7]. О предполагаемых встречах между премьер-министром Виктором Орбаном и главной Mediaworks Генрихом Печиной и обсуждении передачи Népszabadság сообщалось ещё в июне[8]. Вопреки утверждениям владельцев о нерентабельности, как раз за последний год газета вышла из убытков и принесла прибыль в размере 130 млн форинтов (480 000 долларов США)[9]

25 октября 2016 года стало известно, что газету приобрёл (и закрыл) близкий к Виктору Орбану венгерский олигарх Лоренц Месарош, член партии «Фидес» и один из богатейших людей страны. На протест против закрытия газеты собрались тысячи человек[10].

ТиражПравить

У Népszabadság был самый большой тираж из венгерских изданий до 2002 года, когда её обошёл бульварный таблоид Blikk и бесплатная газета Metropol. Так, еще во времена ВНР её ежедневный тираж составлял 800 тысяч экземпляров (1973), на 1989 год — 460 тысяч, но затем постепенно снижался[11], особенно резко упав в период между 2005 и 2010 годами.[11] Несмотря на это, её тираж оставался выше, чем у всех остальных венгерских политических изданий. Таким образом, во время режима премьер-министра Виктора Орбана и его правоконсервативной партии «Фидес» она была крупнейшей оппозиционной газетой.

  • 1989: 460 тыс.
  • 1991: 327 тыс.
  • 1993: 305 тыс.
  • 1994: 300 тыс.[1]
  • 1995: 285 тыс.
  • 1998: 225 тыс.[12]
  • 2000: 203 тыс.
  • 2002: 195 тыс.
  • 2003: 172 тыс.[13]
  • 2009: 99,446[14]
  • 2010: 70 тыс.
  • 2011: 63 тыс.
  • 2013: 46 тыс.
  • 2016: 37 тыс.

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 “Campaign Effects in the 1994 and 1998 Parliamentary Elections in Hungary” (PDF). ECPR. April 2000. Дата обращения 26 November 2014.
  2. Carter R. Bryan (December 1962). “Communist Advertising: Its Status and Functions”. Journalism and Mass Communication Quarterly. Дата обращения 7 April 2015.
  3. (Hungarian)The history and ownership of Népszabadság
  4. Népszabadság sold to Mediaworks Hungary Zrt.. The Budapest Beacon (24 June 2015). Дата обращения 10 октября 2016.
  5. Csaba Toth. Blikk’s Marcell Muranyi named Nepszabadsag editor-in-chief, The Budapest Beacon (1 July 2014). Проверено 19 января 2015.
  6. Murányi András kerül a Népszabadság élére | 24.hu (венг.) (3 августа 2015). Проверено 15 октября 2016.
  7. Bienvenu, Helene. Newspaper Closes in Hungary, and Hungarians See Government’s Hand (11 октября 2016). Проверено 15 октября 2016.
  8. A Népszabadságról tárgyalhat Orbán Viktor | 24.hu (венг.) (15 июня 2016). Проверено 15 октября 2016.
  9. Mediaworks Hungary suspends publication of Népszabadság and nol.hu - The Budapest Beacon (англ.) (8 октября 2016). Проверено 15 октября 2016.
  10. В Будапеште на митинг против закрытия газеты "Непсабадшаг" вышли тысячи человек
  11. 1 2 Borbála Tóth. Mapping digital media. Hungary. Open Society Foundation (5 January 2012). Дата обращения 27 ноября 2014.
  12. “Ownership and control of the Hungarian press”. The Public. 6 (2). 1999. Дата обращения 12 November 2014.
  13. World Press Trends. World Association of Newspapers (2004). Дата обращения 15 февраля 2015.
  14. Communicating Europe: Hungary Manual. European Stability Initiative (December 2010). Дата обращения 26 ноября 2014.

СсылкиПравить