Открыть главное меню

Са (также Хор Са или Гор Са) — предположительный фараон Раннего царства, вероятно, правивший в период II или III династии. Его существование, а также значение артефактов, истолкованных как подтверждение его существования, оспариваются.

Са
Са
фараон Древний Египет
Предшественник Нубнефер
Преемник Венег
Рождение XXVII век до н. э.
Смерть XXVII век до н. э.
Вероисповедание Древнеегипетская религия

СвидетельстваПравить

Са известен по фрагментам сосудов с чёрными чернильными надписями с его именем. Они найдены в восточных галереях под пирамидой Джосера в Саккаре. Во всех случаях имя «Хор Са» не встречается внутри сереха, и его идентификация как Хорого имени оспаривается[1][2].

Имя «Хор Са» всегда сопровождается надписью Ḥwt-k3 Ḥrw-z3 («Дом Ка Хор Са»), регулярно встречается вместе с именами двух высокопоставленных чиновников Инихнум и Маа-апер-Мин, служивших в доме-Ка. Во время Раннего царства дом-Ка являлся предшественником храма умершего, места, где совершался культ для Ка умершего правителя. Ещё одна надпись Ḥwt-k3 Ḥrw-z3 найдена в 1980-х годах в Саккаре, в районе гробницы Майа (англ.) и близко к Мерира-Меринейту (англ.)[3]. Майа и Мерира-Меринейт служили при дворе чиновниками в конце XVIII династии, кто повторно использовал гробницы II династии для себя, приблизительно через 1500 лет после смерти их первоначальных владельцев[3][4][5].

ЛичностьПравить

Юрген фон Бекерат (нем.), Дитрих Вильдунг и Петер Каплони (англ.) предположили, что «Са» является краткой формой хорова имени Санахта[6]. Вольфганг Хельк отверг этот аргумент на том основании, что чернильные надписи из восточных галерей пирамидального комплекса Джосера датируются правлением Нинечера или чуть позже, в то время как Санахт правил в середине III династии. Кроме того, надписи, в которых упоминается «дом-Ка Хотепсехемуи», стилистически похожи на дом Хора Са, что относит его ко II династии, так как Хотепсехемуи был первым правителем этой династии. Таким образом, Хельк предположил, что Хор Са — это хорово имя другого правителя II династии Венега, чьё хорово имя неизвестно[7]. Египтолог Йохем Каль (нем.) оспорил эту гипотезу, соотнеся Венега с Ранебом[8]. Каплони реконструировал хорово имя Венега из Каирского фрагмента Палермского камня как Венегсехемуи[9]. В обоих случаях Хор Са не может быть хоровым именем Венега и не обозначает одного и того же фараона. Потому Каплони приравнял Хора Са к njswt-bity Wr-Za-Khnwm, «фараону Верхнего и Нижнего Египта, Версахнуму» и определил его царствование в 2 месяца и 23 дня в период междуцарствия Хасехемуи и Джосера[10]. Гипотезу Каплони разрушило обнаружение глиняных печатей Джосера в гробнице Хасехемуи, указавших на преемственность первого власти второго[11]. Хор Са тогда может быть хоровым именем Сенеда или другого фараона II династии, правившего в Мемфисе в неспокойное время после правления Нинечера[12]. Однако египтологи (Жан-Филипп Люэр (англ.), Пьер Лаку (англ.) и Илона Регульски) призывают к осторожности при чтении надписей. Знак птицы сверху дома-Ка также может изображать ласточку и читаться в таком случае как Wer-sa-hut-Ka («великая защита дома-Ка»). Илона Регульски предпочитает чтение как птицу Гора, хотя не видит в этом хорового имени фараона, и датирует надписи концом правления Хасехемуи.[1].

ГробницаПравить

Место захоронения Хора Са неизвестно. Набиль Свелим считает, что его гробница расположена в Гиср эль-Мудир на западе Саккары[13]. Эта гипотеза не получила широкого признания, и Гиср эль-Мудир приписывался различным правителям II династии, включая Хасехемуи[14]. Египтолог Йорис ван Ветеринг предположил, что гробница, использованная первосвященником Атона Мерирой-Меринейтом в северной Саккаре, изначально принадлежала Хору Са, поскольку в непосредственной близости от неё обнаружена надпись Ḥwt-k3 Ḥrw-z3[3][4][5].

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Ilona Regulski. Second dynasty ink inscriptions from Saqqara paralleled in the Abydos material from the Royal Museums of Art and History in Brussels. — С. 953—959.
  2. Wolfgang Helck. Die Datierung der Gefäßaufschriften aus der Djoserpyramide (нем.) // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. — 1979. — Bd. 106, H. 1. — S. 120–132. — ISSN 0044-216X 2196-713X, 0044-216X. — DOI:10.1524/zaes.1979.106.1.120.
  3. 1 2 3 Joris van Wetering. The Royal Cemetery of the Early Dynastic Period at Saqqara and the Second Dynasty Royal Tombs // Proceedings of the Krakow Conference. — 2002.
  4. 1 2 René van Walsem. Sporen van een revolutie in Saqqara. Het nieuw ontdekte graf van Meryneith alias Meryre en zijn plaats in de Amarnaperiode // Phoenix: bulletin uitgegeven door het Vooraziatisch-Egyptisch Genootschap Ex Oriente Lux. — № 47 (1-2). — С. 69—89.
  5. 1 2 M. J. Raven and R. Walsem. Preliminary report on the Leiden Excavations at Saqqara, 2001, 2003, 2004, 2007.
  6. Thomas Schneider. Lexikon der Pharaonen. — Düsseldorf: Albatros, 2002. — С. 243. — ISBN 3-491-96053-3.
  7. Wolfgang Helck. Untersuchungen zur Thinitenzeit. — Wiesbaden: Harrassowitz, 1987. — С. 103, 108. — ISBN 3-447-02677-4.
  8. Jochem Kahl. Ra is my Lord - Searching for the rise of the Sun God at the dawn of Egyptian history. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2007. — С. 12–14, 74. — ISBN 3-447-05540-5.
  9. Peter Kaplony. Steingefässe mit Inschriften der Frühzeit und das Alten Reiches // Monographies Reine Elisabeth. — Bruxelles, 1968.
  10. Peter Kaplony. Die Inschriften der Ägyptischen Frühzeit. — Wiesbaden: Harrassowitz, 1963. — С. 380, 468, 611.
  11. Toby Wilkinson. Early Dynastic Egypt. — London: Routledge, 1999. — С. 83, 95.
  12. Thomas Von der Way. Zur Datierung des "Labyrinth-Gebäudes" auf dem Tell el-Fara'in (Buto) // Göttinger Miszellen. — 1997. — № 157. — С. 107—111.
  13. Nabil Swelim. Some Problems on the History of the Third Dynasty // Archaeology Society. — Alexandria, 1983. — № 33. — С. 181−182.
  14. Ian Mathieson, Elizabeth Bettles, Joanne Clarke, Corinne Duhig, Salima Ikram, Louise Maguire, Sarah Quie, Ana Tavares. The National Museums of Scotland Saqqara Survey Project 1993–1995 // Journal of Egyptian Archaeology. — 1997. — № 83. — С. 17–53.