Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека

Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека[1] (Сирийский наблюдательный пункт за правами человека, англ. Syrian Observatory for Human Rights, SOHR, СЦМПЧ) — информационный проект, который инициировал и ведёт Осама Али Сулейман (псевдоним Рами Абдул-Рахман), гражданин Сирии, с 2000 года проживающий в Ковентри (Великобритания).

Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека
Административный центр
Тип организации правозащитная организация[d] и crisis documentation[d]
Официальные языки арабский и английский
Основание
Дата основания 2006
Сайт syriahr.com

У центра есть лишь один постоянный работник — сам Осама Али Сулейман[2]. Он, однако, утверждает о наличии сети из более чем 200 активистов на территории Сирии. Материалы SOHR, особенно учёт количества жертв среди гражданского населения Сирии в ходе начавшегося в 2011 противостояния, активно используются в западных СМИ.

История проектаПравить

Про организатора «Сирийского наблюдательного пункта за правами человека» известно немногое и в основном с его собственных слов. Осама Сулейман родился в 1970 или 1971 году[3] в Сирии. Детство прошло в прибрежном городе Банияс. Ещё с юности присоединился к тайной оппозиции режиму Асада, возмущённый преференциями для алавитов. Тогда же выбрал себе псевдоним Рами Абдул-Рахман, который использовал и позднее. Так как какие-либо детали жизни в Сирии им не раскрываются из-за опасений за жизнь оставшихся там родственников, достоверно неизвестно, является ли Осама Сулейман его настоящими именем и фамилией или ещё одним псевдонимом. В Сирии владел небольшим магазином одежды. В 2000 году несколько активистов были арестованы, Осама Сулейман смог бежать из Сирии и получить политическое убежище в Великобритании. Проживает в Ковентри с женой Этаб Рекамеа и дочерью Амани (в 2013 году ей было 6 лет). Владеет двумя магазинами одежды, также получает помощь за политическую деятельность от некоторых стран и организаций: размер и детали им не раскрываются[4].

Проект «Сирийский наблюдательный пункт за правами человека» начат им в мае 2006 года[5] с опорой на знакомых активистов, оставшихся в Сирии. Изначально был средством отслеживать и доносить до сведения западных читателей нарушения прав человека властями Сирии. С началом гражданской войны в 2011 стал одним из основных ресурсов западных СМИ и политических кругов о цифрах жертв среди гражданского населения. Как говорит о самом себе: «Я простой гражданин из простой семьи, которому удалось сделать нечто огромное простыми средствами»[4].

Данные «Центра» используются для составления докладов ООН и различными правозащитными организациями, такими как Amnesty International[4]. Государственный департамент США также использует подсчёты «Сирийского центра мониторинга» в своих докладах[6].

Точность данныхПравить

Нил Саммондс, британский исследователь из лондонской Amnesty International, сказал: «В целом информация об убийствах мирных жителей очень хорошая, определенно одна из лучших, включая подробности об условиях, в которых люди предположительно были убиты.[7]

КритикаПравить

При высокой цитируемости проекта в СМИ и использовании его подсчётов жертв для обосновании политических решений, телеканал Russia Today высказывал сомнение в надёжности и непредвзятости такого источника, который представлен одним человеком без специального образования и опыта, ссылающегося на не раскрываемую им сеть активистов в Сирии[8][9]. Представители МИДа России также заявляли, что не доверяют информации, поступающей от «Центра»[10] и требовали критически относится к данным «Центра», поскольку «предоставленные этой организацией сведения регулярно находят опровержение»[11].

Автор немецкого издания Süddeutsche Zeitung Йонас Шайбле полагает, что достоверность поступающей от «Центра» информации сомнительна[12].

Ливанская газета «Аль-Акбар[en]» («Новости») в 2012 году писала о конфликте Осамы Сулеймана с Мусабом Аззави, его бывшим помощником, также проживающим в Великобритании. Некоторое время обе стороны обвиняли друг друга в узурпации права на имя проекта и утверждали, что именно на их домене находится настоящий сайт SOHR[13].

ПримечанияПравить

  1. Совбез ООН не пришел к согласию по Сирии (рус.), BBC Русская служба (8 апреля 2017). Дата обращения 9 апреля 2017.
  2. Jonas Schaible. Menschenrechte in Syrien: Ominöse Protokollanten des Todes (нем.). sueddeutsche.de (26 октября 2012). Дата обращения: 10 апреля 2017.
  3. в публикации NYT за апрель 2013 сказано, что ему 42 года
  4. 1 2 3 MacFarquhar N. A Very busy man behind the Syrian civil war’s casualty count. The New York Times (9 апреля 2013).
  5. SOHR: About us.
  6. John Hudson. The Activists Assad Hates Most Are Now Obama’s Problem. Foreign Policy (10.10.2014). Архивировано 13 декабря 2014 года.
  7. A Very Busy Man Behind the Syrian Civil War’s Casualty Count (англ.). nytimes.com. New York Times (9 апреля 2013).
  8. Западные СМИ используют сомнительные источники при освещении операции РФ в Сирии // RT, 06.10.2015
  9.   Syrian Observatory for Human Rights run by immigrant from his UK home RT
  10. За год в беспорядках в Сирии погибли 9 тысяч человек «Комсомольская правда», 15.03.12
  11. МККК не подтвердил сообщения о якобы ударах ВКС РФ по госпиталям в САР (29 октября 2015). Дата обращения 27 августа 2019.
  12. Йонас Шайбле, Süddeutsche Zeitung, «Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека: сомнительные хроникеры смерти»
  13. Winstanley A. The Syrian Observatory: The Inside Story (англ.) (недоступная ссылка). Al-Akhbar (26 января 2012). Дата обращения: 18 октября 2015. Архивировано 30 сентября 2014 года.

СсылкиПравить

  Внешние изображения
  Рами Абдул-Рахман (Осама Сулейман) в домашнем офисе, 2013 год © NYT