Взятие на проходе: различия между версиями

→‎В шахматных композициях: Два раздела дублировали друг друга ("В шахматной композиции" и "В шахматных композициях"). С сохранением смысла разделы объединены в один.
(лишние уточнения)
(→‎В шахматных композициях: Два раздела дублировали друг друга ("В шахматной композиции" и "В шахматных композициях"). С сохранением смысла разделы объединены в один.)
== История ==
Правило '''взятия на проходе''' было введено в шахматы в [[XV век]]е практически одновременно с другим правилом, которое разрешало делать первый ход пешкой сразу на два поля вперёд. Обосновывается это правило просто: пешка не может перемещаться без риска быть взятой, когда поле прохода находится под боем противника.
 
== В шахматных композициях ==
В [[Шахматная композиция|шахматной композиции]] (в [[Задача (шахматы)|задачах]] и [[Этюд (шахматы)|этюдах]]) решение может начинаться взятием на проходе в том и только в том случае, когда с помощью [[ретроанализ]]а можно совершенно точно установить, что именно та пешка, которая предполагается быть взятой на проходе, только что двигалась на два поля со своей начальной позиции. То есть, не должно существовать ни одной легальной партии, которая бы заканчивалась каким-либо другим ходом.
 
== Применение в дебюте ==
| | | | | | | |
| Мат в 2 хода}}
В [[Шахматная композиция|шахматной композиции]] (в [[Задача (шахматы)|задачах]] и [[Этюд (шахматы)|этюдах]]) решение может начинаться взятием на проходе в том и только в том случае, когда с помощью [[ретроанализ]]а можно совершенно точно установить, что именно та пешка, которая предполагается быть взятой на проходе, только что двигалась на два поля со своей начальной позиции. То есть, не должно существовать ни одной легальной партии, которая бы заканчивалась каким-либо другим ходом.
В шахматной композиции считается, что взятие на проходе невозможно — кроме тех случаев, когда [[ретроградный анализ|ретроградным анализом]] можно показать, что ход вражеской пешки — единственный возможный.
 
Последним ходом чёрных мог быть только 0…g7-g5, поскольку 0…g6-g5 невозможно из-за положения белого короля. Также невозможны предыдущие ходы 0…Kpg7-h6 и 0…Kpg6-h6<ref>{{книга | автор= Harley B. | заглавие= Mate in Two Moves : The Two-Move Chess Problem Made Easy |ответственный= |ссылка= https://books.google.ru/books?id=EuJ8CgAAQBAJ&pg=PP12#v=onepage&q&f=false |место= |издательство= |год= 1931 |том= |страниц= |страницы= |isbn= |ref= }}</ref>.
Анонимный участник