Лобанчик: различия между версиями

81 байт добавлено ,  1 год назад
Спасено источников — 0, отмечено мёртвыми — 1. Сообщить об ошибке. См. FAQ. #IABot (v2.0beta14)
(Спасено источников — 0, отмечено мёртвыми — 1. Сообщить об ошибке. См. FAQ. #IABot (v2.0beta14))
Сотрудник Отдела нумизматики [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] С. А. Розанов, делая предположение, что в какой-то момент лобанчиками в России могли называть любые золотые монеты иностранной чеканки, отмечает: «разъяснение, что лобанчик соответствует двадцатифранковой французской монете, имеется в деле Особой Канцелярии по секр. части Мин. Фин. от 1838 г.»{{sfn|Розанов|1945|с=145—146}}. Двадцатифранковая французская монета 1838 года — это разновидность наполеондора.
 
Луидорами считали лобанчики [[Даль, Владимир Иванович|Даль]] и [[Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович|Салтыков-Щедрин]]{{sfn|Розанов|1945|с=145—146}}. У Даля это «французский золотой, на котором изображена голова». Аналогичное определение приведено в [[Словарь Ушакова|Толковом словаре русского языка (Ушакова)]]: «золотая монета, первонач. французский золотой, на к-ром было изображение головы»<ref>[http://ushakov-online.ru/slovar-ushakova/lobanchik/26278/ Словарь Ушакова, Лобанчик]{{Недоступная ссылка|date=Май 2019 |bot=InternetArchiveBot }}</ref>. То же толкование в словаре [[Ефремова, Татьяна Фёдоровна|Ефремовой]]: «золотая монета с изображением головы»{{sfn|Ефремова|2000|loc=[http://www.efremova.info/search/?cx=partner-pub-9930840937960329%3A6051420664&cof=FORID%3A10&ie=UTF-8&q=%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BA Лобанчик]}}. Салтыков-Щедрин дал развернутую характеристику монеты в [[Дневник провинциала в Петербурге|Дневнике провинциала в Петербурге]] (1872){{sfn|Салтыков-Щедрин|1872|loc=[https://books.google.ru/books?id=rcH2CAAAQBAJ&lpg=PT398&ots=OjCzoxZp9c&dq=%C2%AB%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%C2%BB%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C%20%D0%B2%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%20%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D1%81%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%2C%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%BC%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%BB%D0%B1%D0%B0%D0%BC%D0%B8.%20%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D1%8D%D1%82%D0%B0%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%B5%2C%20%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&hl=ru&pg=PT398#v=onepage&q&f=false Примечание 95]}}:
{{цитата|„Лобанчиком“ в сороковых годах называлась в русской торговле французская монета с изображением одного из Бурбонов, как известно, обладавших большими открытыми лбами. Монета эта была почти всегда стертая и ходила несколько ниже, нежели двадцатифранковики позднейших чеканов.}}