Открыть главное меню

Средства массовой информации Германии

Средства массовой информации Германии — совокупность средств массовой информации (СМИ), представленных в Германии.

Содержание

ПрессаПравить

Немецкий газетный рынок характеризуется небольшим количеством общенациональных газет и хорошо развитой местной прессой. Причиной такого развития рынка прессы стало то, что современный немецкий медиаландшафт уходит корнями в послевоенные годы, когда западные союзники, закрыв все существовавшие в нацистской Германии медиа, стали создавать свою систему СМИ, естественным образом сделав упор на развитии медий внутри своих собственных оккупационных зон. Именно поэтому общенациональных газет в Германии сравнительно мало, и большинство из них появилось уже после 1949 года, то есть после прекращения формального оккупационного статуса Западной Германии и создания ФРГ. Условно прессу Германии можно разделить на три категории:

  • общенациональные газеты (распространяющиеся по всей территории страны);
  • надрегиональные газеты (überregionale Zeitungen) — распространяющиеся более чем в одном регионе, но не по всей территории страны;
  • местная печать — газеты одного региона, одного района, города и так далее.

Отдельно необходимо подчеркнуть, что многие небольшие местные газеты входят в «издательские цепочки»: поскольку небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров, конечно, не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским концерном. Этот концерн предоставляет десяткам местных газет унифицированный контент — статьи о внутренней и внешней политике, спортивные обозрения и т. д., оставляя на усмотрение редакции лишь местные новости. Таким образом, местная газета выживает экономически, и читатели могут продолжать покупать газету, к которой они привыкли. Между тем, в данном случае, разумеется, речь не может идти о независимом издании, и немецкие исследователи СМИ предпочитают говорить о «редакционных изданиях» (нем. redaktionelle Ausgabe) и «публицистических единицах» (нем. publizistische Einheit)[1].

Общенациональные ежедневные газеты:

  • «Frankfurter Allgemeine Zeitung», FAZ (Франкфуртская всеобщая газета) — либерально-консервативная и самая читаемая газета ФРГ, левее, чем 'Welt', но правее, чем 'taz'. Издаётся во Франкфурте-на-Майне. Тираж: 387 064 экземпляров.
  • «Süddeutsche Zeitung», SZ (Южнонемецкая газета) — серьёзная газета, ближе к 'FAZ', леволиберального направления, издаваемая в Мюнхене./концерн Süddeutscher Verlag/. Несмотря на своё название, является общенациональной газетой. Тираж: 444 000 экземпляров.
  • «Frankfurter Rundschau» (Франкфуртское обозрение) — газета близка к социал-демократам. Тираж: 150 000 экземпляров.
  • «Die Welt» (Мир) — правая, наиболее консервативная газета, принадлежащая крупнейшему немецкому издательскому концерну Springer-Verlag, специализирующемуся на выпуске массовой периодики. Тираж: 264 273 экземпляров.
  • «Bild» (Картинка) — бульварная газета, самая популярная «желтая» газета, флагман издательства Springer-Verlag, самая тиражная газета Германии. В отличие от всех остальных общенациональных газет, подавляющее большинство тиража Bild распространяется в розницу, а не по подписке. Тираж: 3 445 000 экземпляров.
  • «Handelsblatt» (Торговая газета) — ведущая финансовая газета Германии. Издаётся с 1946 г. Тираж: 148 000 экземпляров.
  • «Financial Times Deutschland» (Financial Times Германия) — финансовая и политическая газета, которая издаётся с 2000 г. Тираж: 100 000 экземпляров.
  • «Die Tageszeitung», taz (Ежедневная газета) — крайне левая, независимая от концернов и политических сил, основана в 1978 г. как рупор леворадикального и зелёного движения. Сегодня имеет скорее леволиберальную направленность. Является кооперативом и принадлежит самим сотрудникам издания. Кроме берлинского издания, есть несколько региональных изданий. Известна своими провокативными, антивоенными и антинационалистическими статьями. Тираж: 60 000 экземпляров. Издаётся в Берлине.
  • «Junge Welt» (Молодой мир) — малотиражная леворадикальная газета. Создавалась как рупор молодёжной организации ГДР Союз свободной немецкой молодёжи. Тираж: ниже 20 000 экземпляров.
  • «Express (газета)» — бульварная газета: Кёльн-Бонн /M. DuMont & Schauberg Verlag/.

Надрегиональные ежедневные газеты:

  • «Westdeutsche Allgemeine Zeitung», WAZ (Западногерманская общая газета) — консервативное издание, распространяющееся в землях Северный Рейн — Вестфалия и Рейнланд-Пфальц, головная газета издательской группы WAZ-Gruppe.
  • «Neues Deutschland» (Новая Германия) — бывший рупор СЕПГ, правящей партии ГДР. Сегодня близка к её наследнице, Левой партии. Популярна преимущественно в восточных землях. Тираж: 45 000 экземпляров.

Прочие ежедневные газеты ФРГ:

  • «Sächsische Zeitung» (Саксонская газета) — крупнейшая газета Восточной Германии, с редакцией в Дрездене, головное издание газетной группы Sächsische Zeitung
  • «Berliner Zeitung» (Берлинская газета)
  • «Tagesspiegel» (Зеркало дня)
  • «Stuttgarter Zeitung» (Штутгартская газета)

и т. д.

Еженедельные общественно-политические журналы:

  • «Der Spiegel» (Зеркало) — левый еженедельник c тиражом более 1 млн экземпляров, критика, аналитика; Гамбург /концерн Bertelsmann AG/
  • «Focus» (Фокус) — либерально-консервативный еженедельник; Мюнхен /концерн Hubert Burda Media
  • «Stern» (Звезда)

Еженедельные газеты:

  • «Die Zeit» (Время) — влиятельнейшая еженедельная газета либеральной направленности. Тираж: 480 000 экземпляров
  • «Freitag» (Пятница) — малотиражная газета, находит своих читателей среди левых интеллектуалов. Тираж: 13 000 экземпляров.
  • «Junge Freiheit» (Молодая свобода) — малотиражная газета национал-консервативной направленности. Тираж: 16 000 экземпляров (по собственным указаниям).

Ежемесячные: Бурда Моден

Иноязычные

Русскоязычные газеты и журналы:

Также, в Германии издаются местные версии таких международных журналов, как «Cosmopolitan», «Glamour», «Maxim», «Newsweek», «Businessweek» и т. д.

ИсторияПравить

Пресса ГДР

ТелерадиовещаниеПравить

В настоящий момент телерадиовещание в Германии делится на общественное и коммерческое. Деятельность общественных вещателей регулируется либо законами об этих вещателях, либо межземельными договорами о вещателях, деятельность коммерческих - земельными законами о медиа (landesmediengesetz) (в ряде земель - радиовещательными законами (rundfunkgesetz)). В 1984 году монополия общественных вещателей на радио и телевидение была отменена, были запущены первые коммерческие телеканалы — RTL plus и Sat 1.

Общественное телерадиовещание представлено вещателями ARD (1-й телеканал), ZDF (2-й телеканал), общественные вещатели-члены ARD (3-й телеканал, 4 радиостанции), включая DW (спутниковый телеканал и сеть иноязычных интернет-радиостанций), DRadio (общенациональная радиостанция) и Arte (спутниковый канал и интернет-радиостанция).

Коммерческое телерадиовещание представлено общенациональными телеканалами RTL, RTL II, VOX, Sat1, ProSieben, kabel eins, в крупных городах Баварии - Tele 5 и Sport 1, в Берлине n-tv, региональными телеканалами B.TV (в Штутгарте, Карлсруе, Баден-Бадене), tv.münchen (в Мюнхене), Franken Fernsehen (в Нюрнберге), Fernsehen aus Berlin, TV.Berlin (в Берлине), Hamburg 1 (в Гамбурге), rok-tv (в Ростоке), Rhein-Neckar Fernsehen (в Людвигсхафене), Dresden Fernsehen (в Дрездене), MDF.1 (в Магдебурге), Saar TV (в Саарбрюккене).

С 2013 года вступило в силу новое положение об обязательной плате не в зависимости от наличия принимающих устройств, а с каждой квартиры. Количество живущих в квартире не влияет на сумму (ежемесячно 17,98 евро) платежа, для жителей и семей. При этом количество используемых устройств не играет какой либо роли. Если ранее можно было не платить взносы, оперируя отсутствием будь то телевизора, радио, компьютера, то с веденным новым законом - наличие какой-либо техники в квартире не играет роли[источник не указан 1098 дней].

РадиоПравить

Первая в Германии радиокомпания — Deutsche Stunde in Bayern была создана 18 сентября 1922 года, первая радиостанция — Südwestdeutsche Rundfunk (вещание охватывало оба Гессена) была запущена 1 апреля 1923 года. В течение 1924 года было создано ещё несколько региональных частных радиокомпаний, в 1925 году — государственно-коммерческая радиокомпания RRG (ReichsrundfunkgesselschaftИмперская вещательная корпорация), контрольный пакет акций которой принадлежал государственному оператору почтовых услуг Reichspost, остальные акции были в руках частных региональных вещателей.

В 1926 году на длинных волнах была запущена первая общенациональная радиостанция DLS (Deutschlandsender — букв. «Радио Германии»), радиокомпанией принадлежавшая другой радиокомпании — Deutsche Welle GmbH — (ООО «Немецкая волна»), 70 % которой в свою очередь принадлежали RRG, 30 % — Пруссии. 29 августа 1929 году DLS на коротких волнах запустил свою иновещательную службу Weltrundfunksender. 27 ноября 1931 года был введён, собираемый для финансирования RRG, налог на радиоприёмники. В 1933 году все региональные вещатели были национализированы и присоединены к RRG. 21 апреля 1945 года в следствии разрушения радиопередатчика Deutschlandsender прекратил вещание, однако ещё 1 апреля на длинных волнах НСДАП запустила радиостанцию Radio Werwolf (Радио Вервольфа)[2], прекративша вещание в том же году.

После войны, в 1945 году RRG была переименована в BERU (Berliner Rundfunk — Берлинское радио), одновременно в северо-западных землях была создана NWDR, в юго-западных — SWR, в южных — SDR, BR, hr и RB, все эти радиокомпании являлись «общественными предприятиями» (то есть не имели акций и акционеров, а их советы директоров назначались общенациональными и региональными советами по телерадиовещанию), в 1950 года NWDR, SWR, SDR, BR, HR и RB для координации они образуют ARD (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland — Рабочее содружество общественно-правовых вещательных станций Федеративной Республики Германия). В 1947 году BERU возобновил вещание DLS, 1952 году BERU возобновляет телевещание, на этот раз под логотипом DFF (Deutscher Fernsehfunk — «Немецкое телевещание»), в 1959 году возобновляет работу международной службы под логотипом RBI (Radio Berlin International). В 1952 году свой телеканал запустила NWDR — NWDR FS, 8 января 1953 года ARD на длинных волнах запустила свою общенациональную радиостанцию Deutscher Langwellensender, переименованную 1 ноября 1962 года в DLF (DeutschlandfunkГерманское вещание), 3 мая 1953 года в рамках ARD была международная радиослужба создана DW (Deutsche WelleНемецкая волна).

1 января 1991 года BERU была приватизирована (RBI была закрыта 3 октября 1990 года), DFF была ликвидирована, а на её частотах стали вещать Das Erste и ZDF, 1 января 1994 года DLS и DLF объединились в DRadio (DeutschlandradioРадио Германии).

ТелевидениеПравить

В 1934 году RRG запустило телеканал DFR (Deutscher Fernseh-Rundfunk — Немецкое телевизионное радиовещание). В 1944 году вследствие разрушения берлинского телецентра DFR прекратил вещание.

1 ноября 1954 года ARD запустила свой телеканал — Deutsches Fernsehen (Немецкое телевидение).

1 мая 1961 года ARD запустила свой второй телеканал ARD 2, 1 апреля 1963 году заменённый одноимённым телеканалом созданной в том же году общественной телекомпании ZDF.

3 октября 1969 года своим вторым телеканалом (DFF 2) обзавелась и DFF.

В 1984 году монополия общественных вещателей на радио и телевидение была отменена, были запущены первые коммерческие телеканалы — RTL plus и Sat 1.

ИновещаниеПравить

см. Иновещание

DW — Deutsche Welle («Немецкая волна»)

Сетевые СМИПравить

ОрганыПравить

Контроль за соблюдением законов о СМИ осуществляют:

  • земельные вещательные советы (rundfunkrat) (общенациональный вещательный совет у DW, телевизионный совет (fernsehrat) у ZDF;
  • радиовещательный совет (hoerfunkrat, у Deutschlandradio) у общественных вещателей, избираются руководящими органами партий и общественных организаций
  • земельные медиаучреждения (medienanstalten) (Landesanstalt für KommunikationЗемельное учреждение коммуникаций) в Баден-Вюртемберге, Земельный централ новых медиа (Landeszentrale für neue Medien) в Баварии) у коммерческих вещателей, избираются ландтагами.

ЦензураПравить

ПримечанияПравить

  1. Публицистическая единица (часто этот термин ошибочно переводится в русскоязычных работах как «публицистическое единство» или даже «единство публицистики») — это независимая головная редакция, именно она может считаться в медиастатистике, занимающейся подсчётом количества газет в стране. Редакционное издание же — это некогда независимая газета, которая теперь, однако, просто перепечатывает присылаемые ей статьи под своим старым названием.
  2. Радио «Вервольф»