Эйлольф (Эйлульф; иногда Эйлольф II[1]; лат. Eilolphus или Eylulphus; умер между 902 и 904) — епископ Асти[en] (между 899 и 901 — между 902 и 904).

Эйлольф
лат. Eilolphus
епископ Асти
между 899 и 901 — между 902 и 904
Предшественник Ставраций
Преемник Аудаций
Смерть между 902 и 904
Приола (около Мондови)
Похоронен Мондови

БиографияПравить

О происхождении Эйлольфа сведений не сохранилось. Возможно, до того как получить в управление Астийскую епархию, он был приближённым императора Людовика III Слепого. Благодаря протекции этого монарха, не позднее мая 901 года Эйлольф получил епископскую кафедру города Асти. Его предшественником здесь был Ставраций, в последний раз упоминающийся в январе 899 года. Первый документ, в котором Эйлольф назван епископом, датирован 18 июня 901 года. В нём Людовик III передал Астийской епархии земли между реками Танаро и Стура-ди-Демонте[en], ранее принадлежавшие лишившемуся владений графу Бредоло[it]. Следующий упоминавший Эйлольфа документ относится к 25 февраля 902 года. В марте 902 года епископ получил от жены виконта Асти Ротберта Эмельды дарственную для своей епархии[2][3][4][5][6][7].

Согласно документам IX—X веков, Астийская епархия была одной из крупнейших на территории Итальянского королевства. Она занимала обширные территории от реки По до Приморских Альп[8].

Эйлольф погиб в Приоле (около Мондови) во время одного из набега сарацинов. Тело епископа сначала было похоронено на берегу Эллеро[it], а затем перенесено в главную церковь Мондови. Впоследствии здесь он стал почитаться как святой. Эйлольфа отождествляют со святым Бернольфом[it], также убитым сарацинами около Мондови. Причинами разночтений в именах считаются ошибки средневековых переписчиков, неправильно понявших церковные документы о мученичестве епископа[9][10][11][12].

Преемником Эйлольфа на епископской кафедре Асти был Аудаций[it], первое упоминание о котором датируется 15 июля 904 года[2][3][4][5][13][14][15].

ПримечанияПравить

  1. Епископ Эйлольф I, деятельность которого датируется первой половиной IX века, никогда не существовал. Вероятно, его появление в некоторых списках глав Астийской епархии было следствием ошибок авторов Позднего Средневековья и Нового времени.
  2. 1 2 Pietro Giovanni Boateri. Serie cronologica-storica dei Vescovi della Chiesa di Asti. — Asti, 1807. — P. 22—23.
  3. 1 2 Cappelletti G. Le Chiese d'Italia dalla loro origine sino ai nostri giorni. — Venezia: Nello Stablimento Nazionale Dell' Editore Giuseppe Antonelli, 1858. — Vol. XIV. — P. 92.
  4. 1 2 Gams P. B. Series episcoporum ecclesiæ catholicæ. — Ratisbonæ: Typis et sumtibus Georgii Josephi Manz, 1873. — P. 812.
  5. 1 2 Savio, 1898, p. 128—129.
  6. Gabotto F. Le più antiche carte dell’archivio capitolare di Asti. — Pinerolo: Chiantore-Mascarelli, 1904. — P. 50—56.
  7. Hlawitschka E. Franken, Alemannen, Bayern und Burgunder in Oberitalien (774—962). — Freiburg im Breisgau: E. Albert, 1960. — S. 255—256. — ISBN 9780404185695.
  8. Diocesi di Asti. Storia (итал.). Diocesi di Asti. Дата обращения: 29 февраля 2020.
  9. Savio, 1898, p. 124—125.
  10. Patrucco G. I Saraceni nelle Alpi Occidentali. — Bollettino Storico Bibliografico Subalpino, 1908.
  11. Sattia A. I Saraceni nelle Alpi. — Studi Storici, 1987.
  12. Pomi D. San Bernolfo (итал.). Santi, beati e testimoni. Дата обращения: 29 февраля 2020.
  13. Cipolla C. Audace Vescovo di Asti e di due documenti inediti che lo riguardano. — Torino: Stamperia reale della ditta G.B. Paravia e comp., 1887.
  14. I Diplomi di Berengario I / Schiaparelli L. — Rome: Forzani, 1903. — P. 146—149.
  15. Lanzoni F. Le diocesi d’Italia dalle origini al principio del secolo VII (an. 604). — Faenza: Stabilimento Grafico F. Lega, 1927. — Vol. 1. — P. 830—831.

ЛитератураПравить