16-я пехотная дивизия (Российская империя)

(перенаправлено с «16-я пехотная дивизия (Россия)»)

16-я пехотная дивизия — пехотное соединение в составе Русской императорской армии. Штаб дивизии: Белосток. Входила в 6-й армейский корпус.

16-я пехотная дивизия
Russian coa 1825.png
Годы существования 1806—1918
Страна Россия
Входит в 6-й армейский корпус
Тип Пехота
Дислокация Белосток

История дивизииПравить

ФормированиеПравить

  • 05.02.1806-20.05.1820 — 8-я пехотная дивизия
  • 20.05.1820-21.04.1833 — 13-я пехотная дивизия
  • 21.04.1833-26.04.1835 — 10-я пехотная дивизия
  • 26.04.1835-1918 — 16-я пехотная дивизия

Боевые действияПравить

Состав дивизииПравить

Командование дивизииПравить

«Командующий» в дореволюционной терминологии означал временно исполняющего обязанности начальника или командира.

Начальники дивизииПравить

Начальники штаба дивизииПравить

Должность начальника штаба дивизии введена 1 января 1857 года

Командиры 1-й бригадыПравить

В период с 28 марта 1857 по 30 августа 1873 должности бригадных командиров были упразднены

После начала Первой мировой войны в дивизии была оставлена должность только одного бригадного командира, именовавшегося командиром бригады 16-й пехотной дивизии

Командиры 2-й бригадыПравить

Помощники начальника дивизииПравить

В период с 28 марта 1857 года по 30 августа 1873 года помощники начальника дивизии фактически являлись бригадными командирами.

Командиры 16-й артиллерийской бригадыПравить

ПримечанияПравить

  1. Высочайшие приказ о чинах военных от 10 февраля 1845 года.
  2. Первоначально назначен временным командующим дивизией, официально числясь по Генеральному штабу без должности (Список генералам по старшинству, составлен на 1 ноября 1877 года, с. 505); утверждён в должности начальника дивизии Высочайшим приказом от 16.11.1877.
  3. Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 марта 1914. СПб, 1914, с. 640. Высочайшим приказом о чинах военных не назначался.
  4. Умер от ран в ходе боевых действий в Крымской войне. Высочайшим приказом от 14.12.1854 исключён из списков умершим.
  5. По другим данным — до 1856 года.
  6. До апреля 1856 г. находился в отпуску.
  7. Умер в должности. Высочайшим приказом от 02.01.1857 исключён из списков умершим.
  8. Убит в ходе осады Плевны. Исключён из списков убитым Высочайшим приказом от 10.09.1877.
  9. В «Сборнике материалов по русско-турецкой войне 1877—78 гг. на Балканском полуострове. Выпуск 87. Ежемесячные сведения о численном состоянии войсковых частей армии со списками начальствующих лиц» (СПб., 1911. — С. 318) его фамилия ошибочно указана как Шобякин.
  10. В издании: «Список генералам по старшинству». Составлен по 1 мая 1894 года. — СПб., 1894. — С. 197 (и аналогичных за другие годы) ошибочно указано, что в должности до 18.10.1880. В «Списках генералам по старшинству», составленным на 1 января 1879 года (с. 815) и 1 апреля 1880 года (с. 824) Дохтуров числится по Генеральному штабу без должности, а командиром бригады указан Венцель.
  11. См. «Список генералам по старшинству». Исправлено по 1 января. — СПб., 1879. — С. 972
  12. Высочайшие приказы о чинах военных, 1 июля - декабрь 1884. — СПб: Военное министерство, 1884. — С. 220.
  13. С 13.08.1914 являлся командующим 16-й пехотной дивизией.
  14. Умер в должности. Высочайшим приказом от 17.05.1854 исключён из списков умершим.
  15. В некоторых источниках указано, что в период 1855—1857 годов этой бригадой командовал генерал-майор Пащенко, Степан Данилович. На самом деле Пащенко командовал 16-й гарнизонной артиллерийской бригадой. См. например «Список генералам по старшинству» на 7 января 1856 года (с. 615 и 661).
  16. Умер в должности. Высочайшим приказом от 22.06.1875 исключён из списков умершим.
  17. Высочайший приказ 2.01.1893 — «Разведчик», 1893, № 118, с. 43. В «Списке генералам по старшинству» на 1 мая 1893 года, с. 881 (и в последующих списках) ошибочно указывается 3.01.1893
  18. Высочайший приказ от 9.02.1905 — «Разведчик», 1905, № 748, стр. 168. В «Списке генералам по старшинству» составленном по 1 января 1905 года (с. 1338), и в последующих списках, ошибочно указано, что Булатов был назначен на эту должность 9 марта 1905 года.

СсылкиПравить