«Немецкая волна» (Deutsche Welle, сокр. DW) — федеральное государственное учреждение[3][4] Германии с полными правами юридического лица[5], осуществляющее радиовещание на заграницу с 1962 года и телевещание на заграницу с 1 апреля 1992 года.

«Немецкая волна»
«Дойче Велле»
Изображение логотипа
Аппаратно-студийный комплекс радиодома DW в Бонне
Аппаратно-студийный комплекс радиодома DW в Бонне
Членство отсутствует
Административный центр  Германия: Бонн, улица Курт-Шумахер-Штрассе, 3
Тип организации Государственное учреждение[1]
Руководители
директор Лимбург, Петер
председатель правления Петер Клевер
председатель совета Карл Йюстен
Основание
Основание 16 декабря 1960 года
Начало вещания 1962[2]
Отрасль телевидение и радиовещание
Продукция телевещание, телепередачи, радиовещание
Материнская организация ФРГ
Дочерние организации общество с ограниченной ответственностью «ДВ Медиа Сервис»
Сайт dw.com
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

ИсторияПравить

Учреждение было основано 29 ноября 1960 года[6], ведёт радиовещание на заграницу с 1962 (до 2011 года — вещание на 30 языках) и телевещание на заграницу с 1 апреля 1992 года (первоначально на немецком и английском языках), с 1994 года ведёт сайт в сети «Интернет». До 2003 года радиодом учреждения располагался в Кёльне, с 2003 — в Бонне, программный телецентр — в Берлине. На 2010 год общий штат DW составлял 1,5 тысячи человек[7].

Телеканалы и радиостанцииПравить

Международные специализированные телеканалыПравить

  • «ДВ ТВ» («DW TV») — всемирная круглосуточная англоязычная (с 1 апреля 1992 года до 22 июня 2015 года состояла из англоязычных и германоязычных передач) информационная телепрограмма, передаётся по спутниковым каналам по системе «ДВБ-С2» (ранее по системам «ДВБ-С» и «ПАЛ»), ретранслируется во многих странах по кабельным сетям и через их спутники;
  • «ДВ (Дойч)» («DW (Deutsch)») — всемирная круглосуточная информационная германоязычная телепрограмма, передаётся через спутник по системе «ДВБ-С2» (ранее по системам «ДВБ-С» и «ПАЛ»), ретранслируется во многих странах[8] по кабельным сетям и через их спутники, до 3 февраля 2022 года ретранслировалась по кабельному и спутниковому телевидению в России[9] (ретрансляция на территории России запрещена в ответ на запрет ретрансляции телепрограммы «РТ Дойч» на территории Германии из-за отсутствия лицензии со стороны немецких земель[10]);
    • «ДВ Америка» («DW Amerika») — круглосуточная информационная германо-язычная телепрограмма, включает в себя также англоязычные телепередачи объёмом 4 часа;
  • «ДВ Арабия» («DW Arabia») — круглосуточная информационная арабоязычная телепрограмма, передачи по ней ведутся с 2002 года, передаётся по спутниковым каналам на Ближнем Востоке по системам «ДВБ-С2», «ДВБ-С» и «ПАЛ», в отдельных странах ретранслируется по кабельным сетям и через их спутники;
  • «ДВ Латиноамерика» (DW Latinoamérica) — круглосуточная испаноязычная информационная телепрограмме, передачи по ней ведутся с 2012 года, передаётся по спутниковым каналам в Латинской Америке по системам «ДВБ-С2», «ДВБ-С» и «ПАЛ», в отдельных странах ретранслируется по кабельным сетям и через их спутники.

Международные радиостанцииПравить

Ведёт радиопередачи на коротких волнах, по спутниковым каналам и через Интернет[11]:

Ведёт радиопередачи по спутниковым каналам и через Интернет, ранее вело радиопередачи на коротких волнах:

Ранее учреждение вело радиовещание на следующих языках:

  • С момента начала учреждением радиовещания и до 2011 года — на английском, немецком (ежедневная четырёхчасовая программа), испанском, арабском, фарси, турецком, русском
  • С 1963 до 2011 года — на индонезийском и болгарском языках
  • С 1964[12] до 2011 года — на греческом, хинди, бенгальском и урду
  • С 1965[13] до 2011 года — на китайском языке;
  • С 1966 до 1988 года — на санскрите;
  • С 1969 до 2000 года — на японском языке;
  • С 1969 до 2011[14][15] года — на македонском языке;
  • С 1992 до 2011[14][15] года — на албанском языке;
  • С 1 июля 1993[16] до 1998 года — на датском, шведском, норвежском, итальянском и нидерландском языках;
  • С 1 июля 1993 до 2000 года — на польском, чешском, словацком, венгерском, словенском языках
  • С 1 июля 1993 до 2011[14][15] года — на польском, румынском, сербском и хорватском языке;
  • С 1997 до 2011 года — на боснийском языке;
  • C 2000 до 2011 года — на украинском языке;
  • С 2005 до 2011 года — на белорусском языке;

ТелетекстПравить

Учреждение передаёт

  • Телетекст телепрограмм «ДВ Дойч» и «ДВ ТВ» - «ДВ Текст» (DW Text).

Деятельность учреждения в ИнтернетеПравить

Учреждение ведёт в Интернете:

  • Сайт «дв.ком» («dw.com») зарегистрирован учреждением в 1994 году, в 2001 году появилась страница на русском языке[17], на территории Белоруссии заблокирован с 28 октября 2021 года[18], на территории России с 4 марта 2022 года заблокирован Роскомнадзором [19] (на основании систематической публикацией материалов, не соответствующих официальной позиции России в вопросе освещения военных действий на Украине[20].
  • Страницы на сайте на сайте «youtube.com»
    • (Всемирный уровень)
      • «DW News» — зарегистрирована 4 сентября 2007 года, на странице учреждение выкладывает записи телепередач программы «ДВ ТВ»
    • (Западная Европа)
      • «DW (Deutsch)» — зарегистрирована 30 сентября 2006 года, на странице учреждение выкладывает записи телепередач программы «ДВ (Дойч)»
    • (Восточная Европа)
      • «DW (Russian)» — зарегистрирован 16 марта 2010 года[21], на странице регулярно выкладываются записи видеогазеты «DW Новости» (выкладываются с 2011 года, до 2015 года называлась «Геофактор», до августа 2012 года обзор прессы «de.фактор», с 2014 года включала в себя рубрику «Новостной обзор»), до июля 2016 года также выкладывались записи выпусков видеоновостей «DW Новости за 100 секунд» (до 2015 года - «Геофактор коротко»), записи видеоинтервью «Немцова. Интервью» (с 2016 года), ток-шоу «Квадрига» (с мая 2016 года), «Европа в фокусе» (с ноября 2016 года), до 2011 года выкладывались только дикторские видеообзоры
      • «DW Репортажи» - на странице выкладываются репортажи на русском языке, зарегистрирована 11 марта 2019 года;
      • «Заповедник» - на странице выкладываются видеоролики сатирического характера на русском языке, зарегистрирована 20 сентября 2017 года;
      • «DW (Ukrainian)», зарегистрирован 18 декабря 2012 года, с 2015 года учреждение выкладывает записи информационных программ «DW Новини» и «DW Новини за 100 секунд», с 2017 года - записи программы «Візерунок дня» («Картина дня») без дикторов и ведущих, состоящей из корреспондентских репортажей;
      • «DW (Polski)»
      • «DW (Hrvatski)»
      • «DW (Bosna i Hercegovina)»
      • «DW (Српски/Srpski)»
    • (Юго-западная Азия)
      • «DW (عربية)» (на арабском) - зарегистрирована 20 августа 2011 года на странице учреждение выкладывает записи телепередач программы «ДВ Арабия»
    • (Южная Азия)
      • «DW (हिन्दी)» (на хинди)
    • (Юго-восточная Азия)
      • «DW (বাংলা)»
      • «DW (Bahasa Indonesia)»
    • (Африка)
      • «DW — Hausa»
      • «DW (Kiswahili)»
    • (Латинская Америка)
      • «DW (Español)» - зарегистрирована 11 января 2012 года на странице учреждение выкладывает записи телепередач программы «ДВ Латиноамерика»
    • ««Дойч лернен мит дер ДВ»» (DW lernen mit der DW) - страница для изучения немецкого языка
    • «ДВ - Кик офф!» («DW — Kick off!») - спортивная страница
  • страницы на сайте «facebook.com»;
  • страницы на сайте «twitter.com».

Управление и финансированиеПравить

Управление и структура

Деятельность учреждения регулируется законом о Немецкой волне (Deutsche-Welle-Gesetz), принимаемым, изменяемым и отменяемым Бундестагом и его уточнён в 2005 году. Согласно закону, задача организации — «представлять Германию как нацию, принадлежащую к европейской культуре, и как свободное демократическое правовое государство», освещать ключевые вопросы политики, экономики и культуры, содействовать развитию взаимопонимания между народами и культурному обмену, популяризировать немецкий язык. Закон определяет НВ «как одного из проводников внешней культурной политики Федеративной Республики Германия»[7].

Руководящий орган учреждения — совет (Rundfunk­rat), включающий 17 человек — по 2 представителя от Бундестага и Бундесрата, 3 от федерального правительства, по одному от евангелической и католической церквей Германии, Центрального совета Евреев Германии, Федерального сою­за пред­при­ни­ма­те­лей, проф­сою­зов, Германского спор­тив­но­го сою­за, Германского со­ве­та по куль­ту­ре, Германской ака­де­мии язы­ка и литературы, Кон­фе­рен­ции рек­то­ров ву­зов и общества InWЕnt[7].

Совет Немецкой волны назначает правление (Verwaltungsrat) и директора (Intendent). Директору подчинены:

  • Административная дирекция (Verwaltungsdirektion) (административно-управленческий персонал)
  • Юридический отдел (Justitiariat)
  • Программная дирекция (Programmdirektion) (Programmdirektion)
    • Отдел планирования
    • Отдел России и Восточной Европы
    • Отдел Турции
    • Отдел Европы
    • Отдел Ближнего и Среднего Востока
    • Отдел Африки
    • Отдел новостей
    • Отдел политики и общества
    • Отдел культуры
    • Отдел спорта
    • Отдел экономики, науки и образования
    • Главная редакция
      • Студия в Вашингтоне
      • Студия в Брюсселе
      • Студия в Москве, в 2015 году начало работать в обновлённом помещании[22], закрыта 3 февраля 2022 года, а аккредитация её сотрудников была аннулирована
  • Дирекция дистрибуции и техники (Direktion Distribution und Technik)[23]

Планирование задач Немецкой волны на трёхлетний период проходит процесс одобрения Бундестагом[24].

«Немецкая волна» является единственным участником общества с ограниченной ответственностью «ДВ Медиа Сервисес» (DW Media Services GmbH)[25]

Финансирование

Финансируется из государственного бюджета Германии[26], допускается привлечение спонсорских средств и пожертвований[7].

Профсоюзы

Работники Немецкой волны образуют Вещательный союз ДВ (Senderverbandes DW). Также существует производственная группа Немецкого союза журналистов на немецкой волне (DJV-Betriebsgruppe in der DW), а также общий совет трудового коллектива Немецкой волны (Gesamtpersonalrats der DW), местный совет трудового коллектива Немецкой волны в Бонне (Örtliche Personalrat der DW in Bonn) и местный совет трудового коллектива Немецкой волны в Берлине[27].

Членство

Учреждение является членом Европейского союза радиовещания. Директор Немецкой волны имеет право принимать участвовать в общем собрании Рабочего сообщества государственных учреждений радиовещания ФРГ с правом решающего голоса, при это он ни разу не был председателем сообщества.

Радиотелестанции

Радиовещание ведётся из радиодома в Бонне, из него же ведутся стримы на сайте «youtube.com», телевизионное вещание из телецентра Немецкой волны в Берлине, распространение радиопередач посредством радиоволн до 2010 года осуществлял радиоцентр в Юлихе (Kurzwellenzentrum Jülich), принадлежащий Бундеспочте

ПрограммыПравить

  • DW Nachrichten (до 2015 года — Journal Nachrichten) — короткие новости DW (Deutsch)
  • DW Nachrichten (до 2015 года — Journal Nachrichten) — 15-минутная информационная программа DW (Deutsch) в 20.00, ведётся дикторами
  • Der Tag — часовая информационная программа DW (Deutsch) в 22.00, ведётся дикторами и журналистами[28]
  • DW News (до 2015 года — Journal News) — короткие новости DW TV
  • DW News (до 2015 года — Journal News) — 15-минутная информационная программа DW TV в 20.00, ведётся дикторами
  • The Day — получасовая информационная программа DW TV в 23.30, ведётся дикторами и журналистами
  • DW الأخبار («DW Новости») — короткие новости DW Arabia
  • DW الأخبار («DW Новости») — информационная программа DW Arabia в 20.00, ведётся дикторами
  • DW مسائية («DW Вечер») — информационная программа DW Arabia в 22.00, ведётся дикторами и журналистами
  • DW Noticias (до 2015 года Journal Noticias) — информационная программа DW Latinoamérica, ведётся журналистами
  • DW Новости — информационная программа видеоканала DW (Russian), ведётся журналистами

Цифровое вещание DWПравить

Цифровое спутниковое вещание
  • Транспондер 11627 (спутник Astra 1M) — DW TV[29]
  • Транспондер 12380 (спутник Astra 4A) — DW (Deutsch)[30]
  • Транспондер 11977 (спутник Nilesat 201) — DW Arabia[30]

Работа в РоссииПравить

С момента прекращения «глушения» передач учреждения в СССР в 1988 году, у советских и российских властей не было к нему претензий. Ситуация изменилась в конце 2010-х[31][17].

В июне 2018 года МИД России потребовал от учреждения разъяснений в связи с публикацией в твиттере анонса интервью двоюродной сестры Олега Сенцова Жанне Немцовой, в котором та рассказала о возможной причине неприязни Владимира Путина к Сенцову: тот характеризовал президента России как «кровавого карлика»[32][33][34]. Представитель МИД Мария Захарова охарактеризовала это как платное продвижение оскорбительных материалов о России в социальных сетях и пропаганду со стороны финансируемой властями ФРГ организации[35][33]. Вскоре Захарова обратилась к членам Совета Федерации, депутатам Госдумы и Роскомнадзора с просьбой дать оценку «пропагандистской деятельности» DW[35][36].

В 2019—2021 годах деятельность учреждения неоднократно получал «негативную оценку» со стороны Комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела России. Так, комиссия усмотрела «признаки оправдания экстремизма» и призывы к участию в несогласованном мероприятии в его твите, сделанном в ходе освещения митинга за честные выборы 27 июля 2019 года, в котором журналисты цитировали слова «Москва, выходи»[37][38]. Комиссия рекомендовала присвоить ему статус иностранного агента, но МИД предложение не поддержал[31].

Ситуация обострилась после блокировки страницы АНО «ТВ Новости» на сайте «youtube.com» в сентябре 2021 года, после чего главный редактор организации Маргарита Симоньян начала настойчиво требовать жёстких мер в отношении «Немецкой волны»[31]. 3 февраля 2022 года МИД России заявил о прекращении ретрансляции телеканала «ДВ (Дойч)» на территории России и о прекращении работы корпункта Deutsche Welle в Москве[39]. 8 марта Deutsche Welle сообщил, что его корреспондентский пункт переезжает из Москвы в Ригу, Латвия[40]. 28 марта 2022 года Минюст РФ включил Deutsche Welle в реестр «иностранных агентов»[41].

ПримечанияПравить

  1. Немецко-русский экономический словарь - anstalt des öffentlichen rechts. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 14 января 2020 года.
  2. Вачнадзе Г. Н. Идеологические диверсии империализма. — М., Педагогика, 1981.
  3. В праве Германии для обозначения государственных учреждений и муниципальных учреждений употребляется общий термин «Anstalt des öffentlichen Rechts», так «Anstalt des öffentlichen Rechts» являются муниципальные школы
  4. Закон о «Немецкой волне». Дата обращения: 8 сентября 2021. Архивировано 21 января 2022 года.
  5. В Германии государственные учреждения могут либо обладать полными правами юридического лица (напр. вещательные организации), либо обладать только частью из них (напр. Немецкая метеорологическая служба), либо не являться юридическим лицом а действовать в качестве подразделения государства, земли, общины или корпорации публичного права (напр. муниципальные школы являющиеся подразделениями общин)
  6. Закон ФРГ об основании федеральных учреждений радиовещания. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 10 июня 2016 года.
  7. 1 2 3 4 Немецкая волна // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  8. Schedule and Reception. Дата обращения: 15 января 2018. Архивировано 15 января 2018 года.
  9. Deutsche Welle запретят вещание в России. ТАСС (3 февраля 2022). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
  10. Россия запретила Deutsche Welle. Как это отразится на отношениях Берлина и Москвы? Вот три сценария: от тихого примирения до настоящей ссоры. Meduza (4 февраля 2022). Дата обращения: 7 марта 2022. Архивировано 7 марта 2022 года.
  11. Программа передач на хауса Архивировано 21 августа 2016 года.
  12. Организация 1960—1964. Дата обращения: 19 апреля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  13. Организация 1965—1969. Дата обращения: 19 апреля 2016. Архивировано 27 сентября 2015 года.
  14. 1 2 3 Deutsche Welle в России: ставка на интернет и телевидение. Дата обращения: 2 апреля 2012. Архивировано 1 мая 2012 года.
  15. 1 2 3 Deutsche Welle на inosmi.ru. Дата обращения: 15 августа 2021. Архивировано 27 июня 2021 года.
  16. Радиовещание на русском языке. Дата обращения: 7 декабря 2021. Архивировано 7 декабря 2021 года.
  17. 1 2 История русской редакции Deutsche Welle. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 22 января 2022 года.
  18. АГ/ИР Перестали открываться сайты газеты «Новы час» и ресурсов «Настоящее время» и «Deutsche Welle». Белсат (28 октября 2021). Дата обращения: 28 октября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
  19. Российские власти за несколько дней разгромили весь медиа-рынок. Вот как это выглядит Печальный список (к сожалению, обновляется). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  20. Сайты «Голоса Америки», BBC, DW, Meduza и «Радио Свободы» заблокировали. РИА Новости (4 марта 2022). Дата обращения: 4 марта 2022. Архивировано 4 марта 2022 года.
  21. Видеосюжеты Deutsche Welle. Дата обращения: 11 августа 2017. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  22. Deutsche Welle открыла новую телестудию в Москве. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 15 марта 2022 года.
  23. struktur der DW. Дата обращения: 5 января 2019. Архивировано 5 января 2019 года.
  24. Bundes­tag billigt Aufgaben­planung der Deutschen Welle Архивная копия от 7 февраля 2022 на Wayback Machine, Bundestag.de, проверено 07.02.2022
  25. DW Media Services: Guido Schmitz und Patrick H. Leusch neue Geschäftsführer. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 23 июля 2021 года.
  26. Who finances DW?. Deutsche Welle (26 февраля 2019). Дата обращения: 17 января 2021. Архивировано 23 января 2021 года.
  27. ORGANIGRAMM. Дата обращения: 27 мая 2020. Архивировано 31 августа 2021 года.
  28. «Дойче Велле». Дата обращения: 15 января 2018. Архивировано 2 декабря 2020 года.
  29. Astra 1M. Дата обращения: 15 января 2018. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  30. 1 2 Germany TV Channels. Дата обращения: 15 января 2018. Архивировано 16 января 2018 года.
  31. 1 2 3 Roman Goncharenko. DW ban in Russia: How it happened. DW (4 февраля 2022). Дата обращения: 7 марта 2022. Архивировано 7 марта 2022 года.
  32. Немцова. Интервью — Наталья Каплан о том, есть ли у Путина личная неприязнь к Олегу Сенцову | Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире | DW | 06.06.2018. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 24 мая 2021 года.
  33. 1 2 Twitter
  34. Twitter
  35. 1 2 Захарова призвала Совфед и Госдуму дать оценку пропагандистской деятельности Deutsche Welle — Политика — ТАСС. Дата обращения: 30 июня 2018. Архивировано 1 июля 2018 года.
  36. В Совфеде призвали проверить деятельность Deutsche Welle — Газета.Ru. Дата обращения: 30 июня 2018. Архивировано 30 июня 2018 года.
  37. Госдума призвала МИД лишить Deutsche Welle аккредитации в России из-за твита «Москва, выходи!». Новая газета (27 сентября 2019). Дата обращения: 7 марта 2022. Архивировано 7 марта 2022 года.
  38. Екатерина Митрохина. В Госдуме напомнили о претензиях к Deutsche Welle после удаления каналов RT. Газета.ru (29 сентября 2021). Дата обращения: 7 марта 2022. Архивировано 7 марта 2022 года.
  39. В России запретят вещание медиакомпании DW. Deutsche Welle. Дата обращения: 3 апреля 2022. Архивировано 3 апреля 2022 года.
  40. Корпункт Deutsche Welle в Москве переезжает в Ригу. Deutsche Welle. Дата обращения: 3 апреля 2022. Архивировано 3 апреля 2022 года.
  41. Дополнен реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

СсылкиПравить