EurAsia Daily

(перенаправлено с «EADaily»)

EurAsia Daily, или «EADaily», — российское новостное интернет-издание, основанное в 2015 году и характеризующееся в иностранных (в том числе украинских[3][4], прибалтийских[5], скандинавских[6], белорусских[7][8] и грузинских[9]) СМИ, институтах и госорганах как прокремлёвское[5][10], а также как публикующее подложную и недостоверную информациюПерейти к разделу «Критика».

EurAsia Daily
Страна
Владелец Яковлев Алексей Борисович
Главный редактор Демин Алексей Леонидович
Дата основания 2015 год
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77−63 062 от 10 сентября 2015 года
Язык русский
Главный офис Орликов пер., 5, стр. 1, Москва[1]
Веб-сайт eadaily.com
Посещаемость сайта 13 млн. посетителей/мес. (2022) - Similarweb[2]

История править

Основано и зарегистрировано в 2015 году,

В декабре 2016 года в Республике Беларусь были арестованы по обвинению в разжигании национальной розни трое местных публицистов, писавших под псевдонимами статьи в российские издания «Регнум», а также «Лента.ру» и EADaily[11], — Юрий Павловец, Дмитрий Алимкин и Сергей Шиптенко[12][13]. В текстах задержанных по так называемому «делу публицистов», или «делу Регнума», много говорилось о притеснении русских в Белоруссии, об «искусственности белорусской идентичности», подвергалось критике сотрудничество белорусских властей с «украинской хунтой»[12]. Насколько можно понять, в материалах, которые легли в основу обвинения, говорилось о «бесперспективности» белорусского языка и высказывались предположения о том, что в Белоруссии может готовиться националистическое восстание и что она может последовать примеру Украины, где публичный протест 2013—2014 годов сместил правительство[14]. В 2017 году журналистам предъявили обвинения по статье белорусского Уголовного кодекса «разжигание розни, совершенное группой лиц»[15][16][17], назначив 5 лет лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора[18]. Материалы авторов выходили под псевдонимами Николай Радов, Павел Юринцев, Алла Бронь и Артур Григорьев[18]. Все трое авторов провели 14 месяцев в СИЗО[14].

В 2021 году репортёры EADaily совместно с репортёрами агентств «Спутник» и «РусДнепр» освещали малочисленный митинг в поддержку обвиненённого в шпионаже в пользу России политика Альгирдаса Палецкиса[19].

В марте 2022 EADaily брали интервью у сербского снайпера, участвовавшего в российско-украинской войне в 2014 году на стороне сепаратистов[20].

Деятельность править

Издание ведёт сайт, на котором размещены статьи[21], интервью[22] и репортажи[19].

Критика править

В 2016 году возник конфликт с академиком РАН Алексеем Арбатовым вокруг вопросов внешней политики и безопасности России[23].

Уже в 2017 году на Радио «Свобода» издание EurAsia Daily характеризовалось как «давно известное своей воинственной прокремлевской ориентацией», при этом было низко оценено как качество публикации про политику Азербайджана, так и её однобокость[24].

В 2018 году Радио «Свобода» заявляло о проведении изданием EADaily ложного факт-чекинга заявлений издания Russia Today о химических атаках в Сирии[10].

Также по результатам проведённого в 2018 году белорусской Республиканской экспертной комиссией расследования, в обнародованных на сайтах «Регнум», «Лента.ру» и EADaily материалах их авторы ставили под сомнение суверенитет Белоруссии, в текстах содержались оскорбительные высказывания в адрес белорусского народа, его истории, языка, культуры[18].

С 2019 года издание совместно с агентством «Спутник» активно продвигало конспирологические теории вокруг эпидемии COVID-2019[25][26][27]; также широкое медийное освещение получила опубликованная непроверенная история про мужчину, якобы прожившего месяц в медвежьей берлоге[28][29][30].

В том же году эксперт Jamestown Foundation Армен Григорян упомянул EADaily среди изданий, раскручивавших конспирологические теории об интересах бизнесмена Джорджа Сороса в смене власти в Армении[31].

В 2020 году Госкомвоенпром Белоруссии обвинил издание в подлоге и попытке раздуть скандал на тему поставок оружия Белоруссией в США[32][33]: по их заявлению, «Информационный вброс Eurasia Daily напоминает попытку „найти чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, когда её там нет“»[33].

Также в 2020 году заявлялось о причастности издания к поддержке прокремлёвской оппозиции на выборах в Грузии[3][34][35][36] и к продвижению конспирологических теорий о тестировании в Грузии биологического оружия[37]. В 2020—2021 годах сообщалось о причастности издания EADaily к разжиганию армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе[38][39].

В 2021 году издание EADaily продвигало нарратив о якобы активной поддержке румынского политика Майи Санду со стороны ультраправых профсоюзов, и пытались связать её деятельность с фашизмом и поддержкой военного преступника маршала Йона Антонеску, базируясь на единичном неосторожном высказывании[40].

В 2022 году издание «Дельфи» охарактеризовало EADaily как прокремлёвское издание[5]; ими же отмечалось, что издание на тот момент не было заблокировано в Евросоюзе, несмотря на похожую с изданием «Спутник» пропагандистскую редакционную политику[41].

Также в 2022 году EurAsia Daily перепечатали ложное сообщение издания «Readovka» о поджоге дома приютившей украинских беженцев немецкой девушки[42] и распространили слух об убийстве гражданина Польши украинскими мигрантами[43]. Тогда же изданием продвигались ложные заявления об якобы проведённой УПЦ канонизации Степана Бандеры[44], позже издание всерьёз осудило шуточные заявления об аннексии Калининградской области Чехией (возникшие на фоне подлогов результатов непризнанного международным сообществом «референдума», проведённого в целях оправдания аннексии Россией оккупированных территорий Украины[45][46]) и поддержало нарратив о причастности властей США и Украины к протестам в Дагестане[47].

Примечания править

  1. EADaily - Яндекс.Карты. Яндекс.Карты. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  2. Аналитика трафика и доля рынка eadaily.com. Similarweb. Дата обращения: 9 сентября 2022.
  3. 1 2 Пропагандисты Кремля раскручивают пророссийский «Альянс патриотов Грузии» в преддверии выборов в стране. Информационное сопротивление (24 августа 2020). Дата обращения: 6 октября 2022. Архивировано 6 октября 2022 года.
  4. Оксана Шелест. Fake: Ukrainian cities Kharkiv, Mykolayiv and Odesa Want to “Return to Russia” (англ.). StopFake (31 июля 2020). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  5. 1 2 3 Манипуляция: сказочная жизнь украинских беженцев в Европе обернулась борьбой за выживание. DELFI. Дата обращения: 9 сентября 2022.
  6. Tuesday's papers: EU election race, bump in govt talks, pink house hassle (англ.). Yle (21 мая 2019). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 29 мая 2019 года.
  7. В Минске задержали еще одного автора российского издания Regnum (news.tut.by). Архивировано 15 февраля 2017 года.
  8. «Бессмертный полк» в Беларуси терпит поражение (англ.). Belarusian Institute for Strategic Studies. Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  9. Kremlin interference in Georgia’s elections (груз.). Accent News. Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  10. 1 2 Сеанс с разоблачением. Как в России готовят фейки о Сирии. Радио Свобода. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  11. "В Минске судят "разжигателей национальной вражды"". BBC News Русская служба. Архивировано из оригинала 9 сентября 2022. Дата обращения: 9 сентября 2022.
  12. 1 2 30 сребреников от Кремля. Эхо Кавказа. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  13. "За что в Белоруссии арестовали пророссийских блогеров?". BBC News Русская служба. Архивировано из оригинала 9 сентября 2022. Дата обращения: 9 сентября 2022.
  14. 1 2 Беларусь: Наступление на СМИ в преддверии Европейских игр. Human Rights Watch (24 мая 2019). Дата обращения: 6 октября 2022. Архивировано 6 октября 2022 года.
  15. В Белоруссии предъявили обвинения журналистам информагентства Regnum. Эхо Кавказа. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  16. "В Минске осудили журналистов, писавших для российских изданий". BBC News Русская служба. Архивировано из оригинала 9 сентября 2022. Дата обращения: 9 сентября 2022.
  17. Суд над авторами Regnum в Беларуси: факты без политики – DW – 18.12.2017. dw.com. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 14 августа 2022 года.
  18. 1 2 3 Авторам Regnum дали 5 лет за разжигание национальной розни – DW. dw.com (2 февраля 2018). Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  19. 1 2 How Clare Daly and Mick Wallace became stars of authoritarian state media (англ.). The Irish Times. Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  20. "Всидіти на двох стільцях. Чому в Сербії така політика щодо Росії та України". BBC News Україна. Архивировано из оригинала 9 сентября 2022. Дата обращения: 9 сентября 2022.
  21. OCCRP and Kloop. Вице-премьер Узбекистана связан с крупным бизнесом через тайные счета и офшоры жены. OCCRP. Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  22. Введение латиницы и «половинчатые реформы». Радио Азаттык. Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  23. Алексей Арбатов. Хочу внести ясность. www.kommersant.ru (5 сентября 2016). Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 19 июня 2022 года.
  24. Мнимые связи. RFE/RL. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  25. Bill Gates: The Georgian version of conspiracy – EAP Fakes (англ.). CRPE. Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  26. Žiniasklaidos stebėsena Seimo rinkimų metu I (EN) (англ.). Vilniaus politikos analizės institutas (9 октября 2020). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  27. Kevin Green. Russia spreading propaganda during COVID-19 pandemic: Canadian study (англ.). Calgary (1 апреля 2020). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 6 октября 2022 года.
  28. Mauled by a bear? Viral story in Russia is fake (англ.). The Observers - France 24 (2 июля 2019). Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  29. The truth behind the story of a man left 'looking like a mummy' after surviving a month as a bear's captive (англ.). The Independent (27 июня 2019). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  30. Vor einem Monat verschleppt: Jäger retten Mumien-Mann aus Bärenhöhle - lebend! (нем.) (29 июня 2019). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  31. Armen Grigoryan. Standoff Between Armenian Government and Former Regime Continues; Eurasia Daily Monitor Volume: 16 Issue: 128 (англ.). Jamestown Foundation (19 сентября 2019). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  32. Госкомвоенпром: Eurasia Daily выстрелило вхолостую. Госкомвоенпром Беларуси (30 июля 2020). Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  33. 1 2 Госкомвоенпром опроверг фейк о поставках Беларусью боеприпасов в США. www.belta.by (30 июля 2020). Дата обращения: 6 октября 2022. Архивировано 6 октября 2022 года.
  34. Центр "Досье": "Альянсу патриотов Грузии" помогут политтехнологи Кремля. Радио Свобода. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  35. Civil Georgia | Российская НПО: Кремль вмешивается в выборы в Грузии и помогает Альянсу патриотов. Civil Georgia (26 августа 2020). Дата обращения: 14 января 2024. Архивировано 14 января 2024 года.
  36. Georgia’s Reforms Associates (GRASS) при поддержке Open Information Partnership (OIP). DisinfoMeter 2020 - Annual Report on Pro-Russian and Anti-Western Disinformation (2020). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  37. Kevin Green. Russia spreading propaganda during COVID-19 pandemic: Canadian study (англ.). Calgary (1 апреля 2020). Дата обращения: 6 октября 2022. Архивировано 6 октября 2022 года.
  38. Georgia Today. The Second Karabakh War & the Info Warfare in Georgian-Armenian Relations (англ.). Georgia Today (13 января 2021). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  39. Arshaluys Barseghyan. False And Manipulative News About Armenia: July (англ.). Media.am (31 июля 2020). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  40. DEZINFORMARE: Maia Sandu e neofascistă și e sprijinită de unioniști (рум.). www.veridica.ro. Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  41. Манипуляция: предложение не выдавать россиянам туристические визы в ЕС – это расизм и русофобия. DELFI. Дата обращения: 9 сентября 2022.
  42. Фейк кремлевских СМИ: в Германии украинские беженцы сожгли дом, пытаясь сжечь российский флаг. The Insider. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
  43. ebaker. Russian War Report: Russian forces use incendiary munitions in Mariupol (амер. англ.). Atlantic Council (20 мая 2022). Дата обращения: 17 февраля 2023. Архивировано 17 февраля 2023 года.
  44. Vika Romanyuk. Fake: Ukrainian Orthodox Church Canonizes Assassinated Nationalist Leder Stepan Bandera (англ.). StopFake (21 июня 2022). Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.
  45. Олекса Лівінський. Чехи: "Калінінград - наш!" або від курорту Краловець до авіаносця "Карел Ґотт" (укр.). ProUkrainu (5 октября 2022). Дата обращения: 6 октября 2022. Архивировано 6 октября 2022 года.
  46. В Чехии в шутку решили присоединить Калининград. СМИ России возмущены. Север.Реалии. Дата обращения: 6 октября 2022. Архивировано 6 октября 2022 года.
  47. 'Inevitable' Conflict: In Daghestan, Kremlin's Mobilization Inflames Ethnic Tensions (англ.). RadioFreeEurope/RadioLiberty. Дата обращения: 7 октября 2022. Архивировано 7 октября 2022 года.

Литература править