RT

(перенаправлено с «Russia Today»)

RT (ранее Russia Today: с англ. — «Россия сегодня») — российский международный многоязычный информационный телеканал, финансируемый правительством России. Сотрудники канала позиционируют его как телеканал, где предлагают альтернативный взгляд на текущие события, освещая сюжеты, не попавшие на страницы и экраны мировых СМИ, а также знакомят свою аудиторию с российской точкой зрения на важнейшие международные события.

RT
Russia-today-logo.svg
Страна  Россия
Зона вещания весь мир
Время вещания круглосуточно
Язык вещания английский, арабский, испанский, французский
Штаб-квартира  Россия, Москва
Формат изображения 16:9 (SDTV)
1080i (HDTV)
Тематика телеканала новости
Дата начала вещания 10 декабря 2005 года
Аудитория 100 млн/нед. (данные Ipsos от 2018 года)[1]
Основатель АНО «ТВ-Новости»
Владелец ФГУП МИА «Россия сегодня»
Руководители Алексей Николов (генеральный директор), Маргарита Симоньян (главный редактор)
Прежние названия Russia Today
Родственные телеканалы
Голос телеканала Джордж Уоттс
Слоган «Question more» (англ. Больше сомневайтесь/Больше спрашивайте/Расследуйте)
Сайт rt.com
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Состоит из четырёх круглосуточных информационных телеканалов, вещающих из Москвы более чем в 100 странах мира на английском[2], арабском[3], испанском[4] и французском языках, телеканалов RT America[5] и RT UK[6], выходящих в эфир из собственных студий в Вашингтоне и Лондоне соответственно, документального канала RTD[7], а также глобального новостного видео-агентства Ruptly, предлагающего эксклюзивные материалы другим телеканалам. Основным является информационный телеканал RT International, ведущий круглосуточное вещание на английском языке.

Западные политики и СМИ регулярно обвиняют RT в необъективной подаче информации и предвзятости в освещении событий, связанных с политикой России и ЗападаПерейти к разделу «#Критика».

RT пять раз был номинирован на Emmy International в категории «Новости».

ИсторияПравить

Идея создания телеканала принадлежит медиаменеджеру Михаилу Лесину[8]. 6 июня 2005 года было объявлено о запуске осенью телеканала, призванного «отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики» и «информировать аудиторию о событиях и явлениях российской жизни»[9]. Телеканал был учреждён агентством «РИА Новости» через его дочернюю организацию «ТВ-Новости». Главным редактором была назначена журналистка Маргарита Симоньян.

«Это будет взгляд на мир из России. Мы не хотим менять профессиональный формат, отлаженный такими телеканалами, как BBC, CNN, Euronews. Мы хотим отразить мнение России о мире, и чтобы сама Россия была лучше видна», — заявила Симоньян, отметив, что зарубежные СМИ не всегда адекватно отражают происходящие в России события.

Были приглашены британские консультанты для формирования имиджа кабельного телеканала. За модель были взяты CNN и BBC[11]. 14 сентября началось тестовое вещание телеканала[12], а 10 декабря — полноценное[13]. 12 декабря в семь часов утра вещание было прервано, но его смогли восстановить на следующий день[14]. Как выяснилось позднее, причиной происшествия послужили неполадки в оборудовании[15]. Некоторыми журналистами это было воспринято как акция для продвижения канала[16].

1 марта 2006 года — компания IPD Group, которой принадлежал информационно-аналитический портал russiatoday.com, обратилась к генеральному директору АНО «ТВ-новости» Сергею Фролову с просьбой сменить название телеканала, аргументируя это тем, что торговая марка Russia Today была зарегистрирована ещё в 1996 году[17]. Руководство телеканала на просьбу не отреагировало, а позднее доменное имя russiatoday.com перешло к самой Russia Today.

16 мая 2007 года МЧС России потребовало от московского отделения союза журналистов России освободить занимаемое помещение на Зубовском бульваре[18], но уже 21 февраля 2008 года требование было отозвано. Данный инцидент связали с тем, что по неофициальной информации помещения СЖР могли отдать RT[19]. Представители телеканала заявили о непричастности к инциденту[20].

4 июля 2007 года — начало публикации сюжетов RT на YouTube[21]. 31 декабря 2007 года в Нью-Йорке на экранах NASDAQ и Рейтер были показаны прямые включения RT из Москвы и Санкт-Петербурга.

8 сентября 2008 года корреспондент Russia Today Николай Баранов обвинил CNN в подлоге: по его мнению, в одном из репортажей телеканал выдал съёмки Цхинвала и Кодорского ущелья за съёмки Гори, подвергнутого бомбардировке российской авиацией[22]. Однако позднее руководство российского канала опровергло информацию о том, что это является официальным заявлением СМИ[23].

25 декабря 2008 года автономная некоммерческая организация «ТВ-новости», управляющая телеканалом Russia Today, была включена в перечень системообразующих организаций России[24].

11 июня 2009 года телеканал начал сотрудничество с CNN в рамках проекта World Report[en][25]. 6 октября 2009 года заместитель главного редактора телеканала Алексей Николов сменил Сергея Фролова на посту генерального директора АНО «ТВ-новости»[26].

16 октября 2009 года газета «Коммерсантъ» сообщила, о том, что специальное подразделение RT будет производить выпуски новостей для РЕН ТВ и пятого канала[27]. Позднее пресс-секретарь РЕН ТВ Антон Назаров опроверг эту информацию и сообщил, что сотрудники RT будут оказывать телекомпаниям «исключительно техническую поддержку»[28].

15 января 2010 года началось вещание из студийного комплекса в Вашингтоне[29].

25 января 2012 года было объявлено о том, что с марта в эфире телеканала начнёт выходить проект основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа «Мир завтра» (The world tomorrow)[30].

10 октября 2014 года канал включён в государственную телесеть Аргентины. Владимир Путин и президент Аргентины Кристина Киршнер запустили вещание телеканала RT на испанском языке в прямом эфире при помощи телемоста[31].

30 октября 2014 года в Британии началось вещание нового телеканала RT UK[32].

18 декабря 2017 года запущен эфирный телеканал RT France[33].

В апреле 2018 года в RT учредили премию для военных корреспондентов The Khaled Alkhateb Memorial Awards в честь погибшего в Сирии стрингера Халеда аль-Хатыба, сотрудничавшего с RT Arabic. Заявки будут оценивать в трёх категориях: «Лучшая работа из зоны конфликта: „Длинное видео“», «Лучшая работа из зоны конфликта: „Короткое видео“», «Лучшая работа из зоны конфликта: „Текст“». Церемония вручения наград будет проходить 30 июля — в годовщину смерти аль-Хатыба[34].

Студийный комплексПравить

 
Студийный комплекс RT на Боровой улице в Москве

С 16 декабря 2012 года сотрудники канала RT стали вещать из нового студийного комплекса в Москве, построенного за 16 месяцев работниками компании «Окно-ТВ», выступившими генеральным подрядчиком проекта[35][36]. Субподрядчиком выступили руководители «АНТ-сеть». Канал работает на системе контроля сетевой инфраструктуры Nexans LANsense[37]. В здании 6 студий, аппаратное обеспечение осуществляют от компании Dalet[38]. На основном англоязычном канале RT используют роботизированную съёмку в студии с помощью роботизированных пьедесталов от компании Shotoku. Съёмку в арабской и испанской студиях ведут операторы традиционным способом. Новостные сюжеты монтируют на базе программного обеспечения Adobe Premiere Pro, программы и документальные фильмы — на базе Avid. В студиях используют видео-стены Vtron Video Wall и Christie MicroTiles. Сотрудники виртуальной студии работают на базе Vizrt[39]. Обслуживание данных с интернет-проектов осуществляют на оборудовании Telehouse Caravan. Защиту от DDoS-атак обеспечивают работники «Лаборатории Касперского»[40].

ФинансированиеПравить

RT финансируют из федерального бюджета РФ. В 2005—2006 годах руководство телеканала получало оттуда по $30 млн ежегодно, в 2007 году — 2,4 млрд рублей[41], в 2008 году — 3,6 млрд рублей (более $100 млн.), в 2009 году планировалось выделить такую же сумму. В 2011—2013 годах на поддержку телеканала было выделено 6,483 млрд рублей[42].

В проекте федерального бюджета РФ на 2013 год на финансирование RT отводили уже 11,2 млрд рублей, при этом президент Владимир Владимирович Путин распорядился не сокращать финансирование каналу[43]. На 2014 год в российском бюджете на функционирование RT было заложено 11,87 млрд рублей ($445 млн при курсе 30,5 рублей за доллар США[44]), а в 2015 году — 15,38 млрд рублей ($236 млн при курсе 65 рублей за доллар[45]), в 2016 году — 13,7 млрд рублей[46], в 2017 — 18,74 млрд рублей[47]. По данным «Би-би-си», в связи с падением курса рубля, госбюджетные расходы на канал в 2015 году были увеличены до 20,8 млрд рублей[48][a]. В 2020 году запланировали выделить 23 млрд рублей, в 2021 и 2022 годах — по 18,5 млрд рублей соответственно[49].

Траты телеканала засекречены. По заявлению главного редактора Маргариты Симоньян, половина бюджета RT уходит на распространение телевизионного сигнала[50]. По данным собственной отчётности в министерство юстиции РФ, сотрудники управляющей каналом АНО «ТВ-новости» в 2014 году потратили 11,7 млрд рублей бюджетных средств на вещание на английском, арабском и испанском языках; ещё 48,6 млн рублей израсходовали на создание канала на французском языке[51]. В СМИ обращали внимание, что отчёт о расходовании бюджетных средств занял всего три строчки, при этом с 2005 года это был единственный опубликованный отчёт, хотя руководители других НКО за подобные нарушения получили бы штраф[52].

В феврале 2016 года юристы и журналисты из объединения «Команда-29» обратились в минюст РФ с запросом о публикации отчёта руководства АНО «ТВ-новости» о расходовании бюджетных средств за 2009—2012 годы[53]. По их мнению, руководители организации, управляющие каналом, противозаконно не раскрывают эти данные. Ориентировочный бюджет компании на 2016 год составил 250 млн. долл. США[54].

Согласно переданным в ноябре 2017 года в минюст США документам для регистрации иностранным агентом годовой бюджет подчиняющегося АНО «ТВ-новости» подразделения RT в США — T&R Productions LLC — составлял $670 тыс. Вся сумма предназначалась в качестве заработной платы единственному сотруднику американского подразделения — Михаилу Солодовникову. За август и сентябрь 2017 года руководство компании отчиталось о расходах более $6,6 млн[55].

Согласно составленному в мае 2020 года отчёту минюста на телеканале RT с 2010 года не публикуют в сети отчёт о своей деятельности, нарушая тем самым требования ФЗ «О некоммерческих организациях». При этом руководство государственного органа отказывалось штрафовать Симоньян (наказанием по статье 19.7 КоАП РФ является предупреждение или административный штраф (для граждан от 100 до 300 рублей; для должностных лиц — от 300 до 500 рублей; для юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей).), ссылаясь на истечение срока давности[56].

АудиторияПравить

29 июня 2007 года представители исследовательской компании Magrarn Market Research сообщили, что доля ежемесячной аудитории RT среди абонентов «НТВ-плюс» в Москве превысила аналогичные показатели CNN и Bloomberg (16 %, 15 % и 14 % соответственно). При этом только 5 % респондентов заявили о том, что смотрят RT каждый или почти каждый день. 21 % респондентов смотрят телеканал один или два раза в неделю, а 14 % — реже, чем раз в неделю[57]. Впереди RT — BBC World News (18 %) и с большим отрывом — Euronews (53 %)[58].

Согласно пресс-релизу RT, в котором сослались на данные агентства Synovate[en], в октябре 2009 года европейская аудитория RT составила 7 миллионов человек, причём 12 % включают RT каждый день, 53 % отметили высокое качество программ, а 23 % вообще назвали RT любимым каналом новостей[59].

Согласно пресс-релизу RT, в котором сослались на данные Nielsen Media Research, в ноябре 2009 года в большом Вашингтоне RT занял первое место по аудитории в прайм-тайме среди иностранных информационных телеканалов[60]. По мнению сотрудника телеканала RTVi Владимира Кара-Мурзы, успеху телеканала способствовала мощная рекламная кампания сотрудников RT в американской столице. Комментируя эти заявления представителя RT, сотрудник самой компании Nielsen заявил, что данные исследования могут быть интерпретированы по-разному, поэтому «практически невозможно подтвердить или опровергнуть подобные заявления наших клиентов»[61].

По данным представителей исследовательской компании Ipsos, еженедельная аудитория RT в США по состоянию на 2016 год составляла более 8 млн человек, в Европе — более 36 млн чел., в Индии — 7 млн чел., на Ближнем Востоке и в Африке — 11 млн человек. Общая еженедельная аудитория по всему миру составляла около 70 млн человек, ежедневная — 35 млн человек. По этим показателям RT занимал в 2016 году 5 место в США среди неамериканских новостных телеканалов и 5 место в Европе среди всех новостных телеканалов[1]. В 2017 году согласно сведениям от сотрудников Ipsos аудитория канала в странах из выборки 2015 года выросла на 36 %, увеличившись до 95 млн зрителей в неделю. Согласно новой выборке сотрудников Ipsos от 2017 года общая аудитория всех каналов RT — 100 млн зрителей в неделю. В США еженедельная аудитория RT составила 11 млн зрителей, в Европе — 43 млн человек в 15 странах, в Латинской Америке — 18 млн человек, на Ближнем Востоке и в Северной Африке — 11 млн зрителей в 15 странах[62].

Согласно данным представителей SimilarWeb от апреля 2018 года сайт канала — RT.com — посетили 152 млн человек. Большинство посетителей заходили на сайт из России (38 %)[63].

По данным Alexa, сайт rt.com является 50-м по популярности сайтом в России и 371-м в мире.[64]

БританияПравить

По данным британского агентства Broadcasters' Audience Research Board[en] (BARB), недельный охват аудитории каналом RT на февраль 2017 составлял 614 тыс. чел. или 1,03 %[65].

На август 2015 года охват составлял 450 тыс. чел. или 0,8 %[48], что меньше примерно на 100 тыс. чел. по сравнению с июнем 2012 года, когда канал вошёл в рейтинг агентства. По этому показателю RT проигрывал своему основному конкуренту — англоязычному вещанию канала Al-Jazeera, Al-Jazeera English (AJE). Если в июне 2012 RT несколько превосходил AJE по охвату, то в 2015 доля охвата RT не превысила половины таковой для AJE[48]. К апрелю 2016 года доля RT от общего времени просмотра составляла 0,03 %[66].

СШАПравить

Телеканал Russia Today в 2011 году стал самым популярным международным информационным телеканалом в пяти крупнейших городах США (в Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Чикаго), что следовало из исследования, проведённого сотрудниками американской компании Nielsen. Так, по данным от руководства Nielsen, в Вашингтоне ежедневная аудитория Russia Today в 13 раз превысила аудиторию немецкого Deutsche Welle, почти в 8 раз — аудиторию китайского CCTV News и почти в 4 раза — аудиторию каналов Euronews и France 24, как записано в итогах исследования[67].

На первый квартал 2015 года, как отмечено сотрудниками газеты Daily Beast, RT практически отсутствовала в рейтингах новостных телевизионных каналов в США. Представители Daily Beast привели документы[68], согласно которым в Европе на RT приходилось менее 0,1 % телевизионной аудитории, кроме Британии, где телеканал смотрят 0,2 % аудитории (124 тыс. зрителей в день). В США российский телеканал фактически отсутствовал в рейтингах новостных телеканалов в США за первый квартал 2015 года[44].

YouTubeПравить

С 2007 года сотрудники RT первыми среди российских телеканалов стали выкладывать свои репортажи на YouTube[69]. 3 июня 2013 года RT стал первым в мире новостным телеканалом, который преодолел отметку в 1 миллиард просмотров на YouTube[69].

На апрель 2016 года имели более 1,78 млрд просмотров и 1,8 млн подписчиков[70]. Русская версия канала на апрель 2016 в YouTube набрала более 665 млн просмотров и 620 тыс. подписчиков[71].

К 13 октября 2016 года количество просмотров различных видеозаписей на англоязычной странице RT на YouTube превысило 1,8 миллиарда, а подписчиков — 1,9 млн.[70]; количество просмотров различных видеозаписей на русскоязычной странице RT на YouTube превысило 690 миллионов, а подписчиков — 630 тысяч[72]. Главный редактор канала RT Маргарита Симоньян назвала это мировым рекордом среди новостных каналов[73]. На деле на 27 мая 2012 года RT действительно обогнал CNN (5 млн зрителей)[74], Fox News Channel (23 млн зрителей)[75], Аль-Джазиру (и английскую (371 млн зрителей), арабскую (190 млн зрителей) версии, вместе взятые) и Deutsche Welleнемецкую (22 миллиона зрителей)[76], и английскую версии (13 млн зрителей))[77]. Но, например, количество просмотров у Би-би-си превысило 3,2 миллиарда (по данным на 12 мая 2016 г.)[78], не считая BBC Worldwide[en] (1 млрд зрителей)[79]. Тем не менее, 700 миллионов зрителей — это один из лучших результатов среди новостных каналов на YouTube. Все каналы RT в совокупности набрали более 5 млрд просмотров, оставаясь по этим показателям на первом месте среди новостных телеканалов.

В 2020 году все каналы RT на YouTube набрали более 10 млрд просмотров. RT стал первым среди телеканалов, преодолевшим эту отметку[80].

Социальные сетиПравить

В сети Twitter RT ведут более 20 аккаунтов, имеющих многомиллионную аудиторию[81][b]. В сети Facebook канал имеет 3,6 млн «лайков» (положительных отзывов), что превышает показатели таких изданий, как Reuters и Financial Times[81].

Анализ, проведённый сотрудниками британского журнала The Economist, показал, что присутствие RT в соц. сетях имеет определённые особенности. Так, около 75 % «лайков» в сети Facebook исходит от 20 % читателей (аналогичный показатель для New York Times и «Би-би-си» составил около 60 %). Из 50 аккаунтов, наиболее часто ретвитивших RT, 16, по данным представителей «The Economist», демонстрируют черты, характерные для специальных программ, т. н. ботов. Также около половины из этих 50 аккаунтов, которыми управляют люди, поддерживают президента США Дональда Трампа[81].

RT в миреПравить

  • 9 октября 2014 года посредством телемоста между Москвой и Буэнос-Айресом президент России Владимир Путин и президент Аргентины Кристина Киршнер сообщили, что RT внесён в список эфирных каналов Аргентины, став таким образом единственным иностранным каналом, удостоенным этого[82]. В июне 2016 года после смены президента Аргентины бесплатное вещание канала в эфирной сети было приостановлено[83]. В июле 2016 года вещание было восстановлено по взаимной договорённости между RT и властями Аргентины[84].

Новостные блоки RT Actualidad транслируют на:

  • государственном телеканале Венесуэлы VTV,
  • на телеканалах Эквадора Ciudadano TV, Telesucesos Canal 29 и других. 9 июня 2015 года RT был внесён в список эфирных каналов Эквадора[85].

Программу RT Deutsch «Der fehlende Part» транслируют на немецком телеканале Salve.TV.

15 сентября 2015 года сотрудники RT запустили вещание на государственной спутниковой платформе Боливии[86].

С 17 января 2017 года RT транслируют во внутренней информационной сети штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке[87].

КонцепцияПравить

Редакционная политикаПравить

В первые годы вещания сотрудники RT освещали культуру и быт в России для иностранной аудитории, что делало его редакционную политику похожей на политику государственных каналов иностранного вещания в других странах. В 2008 году после южно-осетинского конфликта, наняв консультантов из американской фирмы McCann[11], руководство канала сменило название Russia Today на сокращённое название RT и изменило политику подборки тем для новостей, переориентировавшись на тему внешней и внутренней политики США и других западных стран, а также редакционной политики представителей западных СМИ. Новости часто подают под критическим углом.

 
Корреспондент RT ведёт репортаж

По словам одного из журналистов RT, цель канала — «не восхваление России, а указание на проблемы, существующие в остальном мире». При освещении внутренней политики США на канале большое внимание уделяют таким темам как банковский коллапс, насилие и произвол полиции, проблемы фрекинга, расовые проблемы. Снимают много небольших документальных фильмов, в среднем по 20 минут в хронометраже, о политике западных стран и жизни в странах третьего мира. Работники редакции канала в подаче новостей исповедуют плюрализм мнений и альтернативную точку зрения вместо объективности, о приверженности к которой заявляют представители западных СМИ. Появилось выражение «Question more» (с англ.: «Задавайте больше вопросов»), призывающее телезрителей обращаться к альтернативным источникам информации. На разных языковых версиях своего канала сотрудники RT подают информацию по-разному, в зависимости от настроений аудитории определённого региона. При освещении конфликтов в странах, в которых присутствуют интересы России, сотрудники RT активно тиражируют официальную позицию государства[88].

Главный редактор RT Маргарита Симоньян:

«Важно, чтобы был канал, к которому бы люди привыкли, который бы им нравился, и вот когда надо, ты им показываешь то, что надо. В каком-то смысле не иметь своего иностранного вещания — это всё равно, что не иметь министерства обороны. Когда войны нет, оно вроде как и не нужно. Но когда война есть, это прямо критично»[89].

Сотрудники канала в редакционной политике придерживаются следующих позиций: 1) продвижение идеи многополярного мира и национального суверенитета, 2) критика евроатлантизма и претензий США на гегемонию, а также 3) изобличение русофобии[88].

По словам бывшего сотрудника RT Лиз Уол, размер зарплаты и карьерный рост журналиста на канале зависит от его позиции по отношению к политике США и других западных стран, и могут увеличиваться при негативных высказываниях о Западе и уменьшаться при позитивных, при этом от сотрудников прямо не требуют придерживаться антизападной линии, давая им возможность самим догадаться, какой линии необходимо придерживаться[90].

СтильПравить

В RT большое внимание уделяют интерактиву с аудиторией. В обязанности всех сотрудников канала входит ведение аккаунта в Twitter, в котором они публикуют материалы, не попавшие в эфир[91]. Сотрудники канала всячески демонстрируют открытость. Ведущие новостей часто показывают студию вне эфирного времени. Регулярно снимают иронические (по представлению авторов программы) сюжеты. В штате канала состоят иностранцы (в основном британцы и американцы) и россияне, владеющие английским языком на уровне носителя[92]. На канале много молодых ведущих и корреспондентов, рассказывающих о событиях в мире в экспрессивной манере[93].

ПроектыПравить

 
Старый логотип RT (2005—2009)

Эфирные телеканалыПравить

Телеканал Язык вещания Другие названия Расположение
RT английский Russia Today, RT International Москва
RT Arabic арабский روسيا اليوم, Rusiya Al-Yaum Москва
RT Spanish испанский RT en español, RT Actualidad Москва
RT France французский RT Français, RT en français Париж
RT America английский RT USA Вашингтон
RT UK английский Лондон
RTД английский, русский RTDoc, RT Documentary Москва

СайтыПравить

Телеканал Язык Другие названия Расположение Примечание
RT Deutsch немецкий Берлин Транслируют программы «Der fehlende Part» (ведущие: Ясмин Косубек, Мария Янссен, Али Озкёк, Александр Палуцкий), «451°» (ведущий: Реза Абади), «Einmal in Russland» (ведущий: Крис Хелбрехт), «Echokammer» (ведущие: Кани Туяла, Марина Блиничкина) и транслировали «CLASH» (ведущий: Клод-Оливье Рудольф) (2016—2017 гг.).
RT на русском русский Москва Транслировали программы «Дикий Запад» (ведущий: Тим Кёрби) и «Точка отсчёта» (ведущие: Александр Гурнов, Елена Ханга).

Другие проектыПравить

Телеканал Язык Другие названия Расположение Примечание
Ruptly английский RUPTLY Берлин Видео-агентство
ИноТВ русский InoTV Москва Перевод статей иностранных СМИ на русский язык (преимущественно статей о России)
RT Chinese китайский RT 中国 Москва Канал на YouTube, Youku и Tudou

Закрытые проектыПравить

Телеканал Язык Другие названия Расположение Примечание
Freevideo английский Москва Видео-портал с бесплатными видео-материалами

СпецпроектыПравить

9 апреля 2014 года на RT запустили первый в мире документальный сериал о работе корреспондентов и ведущих новостей «NewsTeam» (рус. «Ньюсрум», «Новости за кадром» (с 25-й серии)). В съёмках сериала принимали участие корреспонденты RT Егор Пискунов, Табанг Мотсей, Маргарет Хауэлл, Питер Оливер, Алексей Ярошевский, Мария Финошина, Пола Слиер, Гарри Фир, Роман Косарев, Ирина Галушко, Брисио Сеговия, Марина Косарева, Илья Петренко, Мурад Газдиев, Билл Дод.

1 апреля 2016 года на канале RT запустили панорамные видео в новостях при помощи собственного приложения RT360[94]. 19 ноября 2016 года сотрудники RT совместно с представителями «Роскосмоса» и РКК «Энергия» запустили проект «Космос 360» с панорамными видео из МКС[95]. 3 октября 2017 года к 60-летию запуска в космос первого искусственного спутника Земли в рамках проекта Spacewalk сотрудники RT опубликовали первые в истории панорамные видео из открытого космоса[96].

Летом 2016 года к столетию Октябрьской революции на RT запустили в Twitter проект #1917LIVE, в котором рассказывают от имени исторических личностей начала XX века о событиях 1917 года в России[97]. 

15 марта 2017 года на RT запустили проект Fakecheck для опровержения лживых новостей[98]. В проекте опровергали в основном новости западных СМИ[99].

С 8 апреля 2018 года сотрудники RT в сотрудничестве с государственным архивом России запустили фотопроект #Romanovs100, приуроченный к столетней годовщине расстрела царской семьи Романовых, в рамках которого были представлены редкие и уникальные фотографии Николая II и его семьи[100].

ПрограммыПравить

 
Лорен Листер ведёт программу «Capital Account»
  • News — главная информационная программа. Выпускают каждый час.
  • CrossTalk — дискуссия о главном событии дня. Ведущий — Питер Лавелль.
  • Going underground — истории из Британии, игнорируемые в других СМИ.
  • Keiser report — еженедельная программа об экономике. Ведущий — Макс Кайзер.
  • Larry King now — интервью с Ларри Кингом на злободневные темы.
  • Politicking — программа Ларри Кинга о политике и не только.
  • Redacted tonight — политическое комедийное шоу с известным комиком Ли Кэмпом, предлагающим острый сатирический взгляд на актуальные события недели.
  • SophieCo — эксклюзивные интервью. Ведущая — Софико Шеварднадзе.
  • The big picture — политические новости, дебаты, комментарии. Ведущий — Холланд Кук.
  • Watching the hawks — ежедневное политическое ток-шоу. Ведущие — Шон Стоун, Тайрел Вентура и Табета Уоллес.
  • Worlds apart — авторская программа Оксаны Бойко.

Архивные программыПравить

  • Boom bust — ежедневный анализ аспектов финансового сектора, не получающие должного освещения в других СМИ.
  • Breaking the set — другой взгляд на мировые события с Эбби Мартин.
  • In the now — ежедневная аналитическая программа Аниссы Науэй.
  • Moscow out (с англ. — «Прогулки по Москве») — программа, в которой рассказывают о необычных местах и явлениях Москвы.
  • On the money — программа о бизнесе, экономике и финансах в странах с развивающейся экономикой.
  • Prime time Russia — вечернее шоу о главных событиях в России.
  • Russia close-up (с англ. — «Россия крупным планом») — репортажи и прямые включения из различных городов и местностей России.
  • Spotlight (с англ. — «Прожектор») — программа, в которой ведущий Александр Гурнов вместе с гостем говорит о самом заметном событии или явлении последнего времени.
  • Technology update — ежемесячная программа о самых интересных открытиях и достижениях науки.
  • The Alyona show — ток-шоу о главных событиях в Америке с Алёной Миньковской.
  • The truthseeker — эксклюзивные интервью и расследования.
  • Venture capital — программа деловых новостей.
  • XL reports — программа журналистских расследований и репортажей.

СотрудникиПравить

#1917LIVEПравить

Летом 2016 года к столетию Октябрьской революции на RT запустили в Twitter проект #1917LIVE на английском языке, в котором рассказывают от имени исторических личностей начала XX века, для которых специально были созданы аккаунты, о событиях 1917 года в России. Всем аккаунтам, созданным в рамках #1917LIVE, руководство Twitter присвоило официальный статус. Записи всех аккаунтов представляли на специально созданном аккаунте вымышленного издания «Русский телеграф».

 
Логотип вымышленного издания Russian Telegraph, созданный специально для проекта #1917LIVE

В официальных аккаунтах проекта на сентябрь 2017 года насчитывали более 190 тысяч подписчиков. Среди них — писатель Пауло Коэльо, мэр Риги Нил Ушаков, бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт, члены британского и итальянского парламентов, посол Испании в России, послы Британии в Эстонии и на Украине, российская миссия в ООН, журналисты со всего мира: из Guardian, Bloomberg, Wall Street Journal, New York Times, Washington Post, Newsweek, France 24 и других СМИ, сотрудники и студенты университетов Окфсорда, Кардиффа, Джорджтауна, Загреба и других. 11 сентября 2017 года Пауло Коэльо назвал проект «одним из интереснейших экспериментов». В рамках проекта Коэльо, по предложению представителей RT, от имени Маты Хари рассказали в Twitter'е о последних днях её жизни[101].

Особенный интерес к проекту помимо англоязычных стран проявляли в странах Латинской Америки, Испании, Португалии, Греции, Италии, Скандинавии. По мнению академика РАН Александра Чубарьяна, интерес к проекту со стороны этих стран связан с ведущей ролью России в реализации идей социализма, который там особенно популярен:

«События 1917 года были составной частью глобального „левого поворота“ первой половины XX века, поэтому страны, где традиционно сильны левые убеждения, следят за историей русской революции особенно пристально».

2 сентября 2017 года руководство Twitter'а по жалобе МИД Великобритании временно заблокировало аккаунт @BritshEmb1917, где использовали в аватаре аккаунта герб министерства, который по законам Британии разрешено использовать только правительственным структурам[102].

11 апреля 2017 года руководство RT получило золотую награду за проект #1917LIVE в категории «Цифровой спец. проект»[103]. Проект 16 ноября 2017 года стал победителем премии Shorty Social Good Awards в номинации «Лучший образовательный проект» и финалистом в номинации «Лучшее присутствие в Twitter'е»[104]. 2 апреля 2018 года проект одержал победу на премии Shorty Awards в категориях «Лучший образовательный проект», «Лучшее использование хэштэга» и «Лучшее использование видео в Twitter'е», а также получил серебряную награду в номинации «Лучший повествовательный проект». Аккаунт Маты Хари, который вёл писатель Пауло Коэльо в рамках проекта, победил в категории «Партнёрство в Twitter'е: „Лучшая кампания влиятельного лица“». 16 января 2018 года проект победил на конкурсе Adweek ARC Awards в номинации «Лучшее использование медиа»[105]. 14 марта 2018 года проект получил золотую награду PromaxBDA Europe Awards в категории «Кампания телеканала в соц. медиа»[106]. 26 апреля 2018 года проект получил премию Webby Awards в зрительском голосовании People’s Voice Award в номинации «Реклама и СМИ. Лучшее использование социальных медиа»[107]. 10 мая 2018 года проект одержал победу в категории «Самое оригинальное использование Twitter'а» премии в области маркетинга Digiday Content Marketing Awards[108]. 21 августа 2018 года интерактивная книга проекта «#1917LIVE: „Русская революция в твитах“» получила золотую награду премии Project Isaac Awards журнала Adweek в категории «Медиа: инновации в печати»[109]. Также проект — финалист премии The Drum Social Buzz Awards в номинации «Инновационное использование соц. сетей», премии Clio Entertainment в номинации «Телевидение: „Лучший тизер“»[110], премии Epica Awards в номинациях «Медиа» и «Онлайн: „Социальные сети“»[111] и премии Webby Awards в номинации «Реклама, СМИ и PR: „Лучшее использование социальных медиа“»[112]. 8 декабря 2017 года проект получил «серебро» на фестивале рекламы Red Apple в номинации «Лучшая промокампания в области digital-маркетинга»[113].

ОценкиПравить

RT характеризуется как пропагандистский канал дезинформации[114][115] на службе интересам России, обвиняется в необъективной подаче информации[116] и предвзятости в освещении событий, связанных с политикой России и Запада[117][118][119]. Одностороннее и предвзятое содержимое говорит о том, что канал представляет не независимою точку зрения, но официальную позицию Москвы[120]. Российский исследователь соглашается с оценкой RT в Германии как "использующий тактики постправды и занимающийся намеренным искажением информации с целью оказания влияния на немецкое общественное мнение", с аудиторией из сторонников крайне правых взглядов и евроскептиков[121].

  • Дэнни Шехтеру, входившему в штат журналистов CNN на момент его создания, создание RT напомнило создание CNN: «Eщё один телеканал, создаваемый руками молодых людей — неопытных, но полных энтузиазма и энергии»[122]. В 2010 году одной из причин успеха канала он назвал «отсутствие разнообразия в традиционных американских СМИ»[123].
  • Немецкая газета Tagesspiegel приводит исследование[чьё?], показывающее RT как не новостной, но пропагандистский канал, полностью финансируемый российским государством[124].
  • По мнению немецкой газеты Tagesspiegel, канал RT является успешным воплощением намерения Москвы создать противовес CNN и Би-би-си, а также представляет собой на сегодняшний день наряду с экспортом энергоносителей и военной техники наиболее эффективный инструмент внешней политики России[125].
  • По утверждению некоторых американских журналистов[каких?] и главы европейского отдела «Репортёров без границ»[имя?], канал является рупором государственной пропаганды[126][127], однако, по словам сотрудников телеканала[каких?], на RT нет цензуры[128][129].
  • В 2009 году рядом политологов[каких?] высказывались мнения, что RT не удалось стать авторитетным источником информации среди экспертного сообщества[130][131] и что телеканал не справляется с поставленной ему задачей улучшения образа России в мире[132][133], однако в том числе и результатами его деятельности можно объяснить рост положительного отношения к России в 2007 году[134]. К тому же, по данным агентства Inter Press Service[en], к январю 2010 года канал Russia Today стал вторым по популярности иностранным каналом в США, следом за Би-би-си. Российский канал в 6,5 раза обогнал Аль-Джазиру, занявшую третье место[135].
  • В 2008 году в газете The Washington Post писали, что «на первый взгляд передачи [телеканала] очень напоминают CNN, но порой канал благоговейным тоном „болеет“ за Кремль»[136].
  • Осенью 2010 года глава совета управляющих по телерадиовещанию США Уолтер Айзексон на 60-летии радио Свободная Европа заявил, что RT является одним из врагов Америки[137]. Он заявил, что американское правительство должно выделять больше денег совету, годовой бюджет которого в настоящее время превышает 700 миллионов долларов, в связи с появлением мощных англоязычных круглосуточных телеканалов у вражеских стран. В числе этих каналов был назван и Russia Today.
  • 2 марта 2011 года государственный секретарь США Хиллари Клинтон сказала, что государственному департаменту нужны деньги на продвижение в мире американских ценностей и взглядов, так как Америка находится в состоянии информационной войны и, более того, проигрывает её ряду иностранных англоязычных телеканалов, включая RT[138].
  • В марте 2014 года в одном из интервью касательно крымских событий журналист Евгений Киселёв назвал канал Russia Today «в значительной степени современной версией „Völkischer Beobachter“»[139].
  • 25 апреля 2014 года в Вашингтоне на пресс-конференции по вопросам украинского кризиса госсекретарь США Джон Керри назвал канал RT «рупором пропаганды», добавив, что всё своё время канал занимается «пропагандой и искажением фактов о том, что происходит или не происходит на Украине». Главный редактор RT Маргарита Симоньян отреагировала в своём аккаунте в Twitter'е сообщением: «Удивительно, что гос. секретарю Керри в это тяжёлое и унизительное для его родины время больше не о чём переживать кроме нашего телеканала»[140], а также заявила: «Очень сожалеем, что глава госдепартамента отказывается признавать факты, которые ему не нравятся, и позволяет себе подобные голословные обвинения. Мы планируем написать официальный запрос в гос. департамент США с просьбой указать конкретные примеры, где сотрудники RT исказили факты, и потребуем принести извинения»[141].
    В ответ на обвинения Джона Керри в адрес RT бразильский журналист Пепе Эскобар, корреспондент Asia Times, заявил, что однобоким освещением событий страдают именно американские СМИ и их пугает альтернативная точка зрения, поэтому независимые взгляды, излагаемые в эфире , политики вроде Керри объявляют пропагандой[142].
  • В июне 2015 года во время ежегодной встречи с политическими инвесторами, участвующими в финансировании предвыборных кампаний республиканцев, Митт Ромни выступил с презентацией, посвящённой главным ошибкам президента США Барака Обамы на международной арене — в том числе в отношениях с Россией. Отвечая на вопрос, в чём заключается стратегия Владимира Путина, бывший кандидат в президенты США заявил: «Российское телевидение. В том смысле, что я включаю здесь [в США] телевизор, а там RT[143]
  • В британской газете Times в статье, озаглавленной «Мы должны обрушиться на машину лжи Путина», назвали канал «хитроумной штуковиной, состоящей из дыма, зеркал и беспощадного лицемерия» и призвали правительственный регулирующий орган Ofcom принять по отношению к RT самые строгие меры[144][145].
  • От Украины Порошенко в интервью CNN заявил, что в США RT смотрит «достаточно большое число людей», добавив, что канал и другие российские СМИ «своей задачей видят дестабилизацию, разрушение Европы»[146]. В другом своём выступлении он пожаловался на охват аудитории RT и его участие в «гибридной войне»[147].
  • Российский тележурналист Владимир Кара-Мурза-старший заявил, что RT — это «позорнейшее явление современного российского телевидения», добавив, что на канале «рассказывают ерунду на ломаном английском»[148], а в его штате трудоустроены дети и родственники крупных российских государственных функционеров[149].
  • В своём исследовании Мона Эльсва и Филипп Говард из Оксфордского университета рассматривают RT как канал дезинформации на службе Кремля, использующийся как инструмент государственной оборонной политики для вмешательства в политику других государств[150].

КритикаПравить

RT регулярно критикуют в западном сообществе и в СМИ. Западные политики (в первую очередь, официальные лица) обвиняют канал в «пророссийской и антизападной пропаганде» и выражают беспокойство ростом его популярности в своих странах. RT критиковали госсекретари США Хиллари Клинтон и Джон Керри, представитель государственного департамента США Джон Кёрби, бывший посол США в России Майкл Макфол, бывший директор ФБР Джеймс Коми, представитель США в ООН Саманта Пауэр, сенатор США Джон Маккейн, член демократической партии США Бен Кардин, премьер-министр Британии Тереза Мэй, президент Украины Пётр Порошенко, президент Франции Эмманюэль Макрон, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, министр иностранных дел Литвы Линас Антанас Линкявичюс, первый министр Шотландии Никола Стерджен, американский политический технолог Джон Подеста и другие.

В Западных СМИ (в основном американских, британских и немецких) регулярно публикуют обличительные материалы о канале. В критических материалах большинства СМИ постоянно подчёркивают, что RT является «кремлёвским каналом, финансируемым из государственного бюджета», используют доводы о том, что RT охват потенциальной аудитории постоянно выдаёт за долю своей фактической аудитории. Осуждают политиков и журналистов, работающих на RT, и экспертов, дающих комментарии в эфире канала. В США их называют «полезными идиотами Кремля» или «полезными идиотами Путина». Так, осуждению подверглись: журналист Ларри Кинг, член парламента Британии Джордж Галлоуэй, бывший первый министр Шотландии Алекс Салмонд[151]; эксперты: кандидат в президенты США Дональд Трамп[152], сенатор Джон Маккейн, бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, бывший советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн, бывший пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер, бывший лидер Партии независимости Соединённого Королевства Найджел Фараж, лидер лейбористов Джереми Корбин, глава МИД Британии Борис Джонсон, бывший мэр Лондона Кен Ливингстон[153], бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис, лидер французской политической партии национального фронта Марин Ле Пен, бывший премьер-министр Италии Романо Проди, бывший президент Сербии Томислав Николич и другие[154].

Критические статьи особенно часто выпускают в таких изданиях, как американские The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal, Time, Радио «Свобода», The Daily Beast, британские BBC, The Guardian, The Independent, The Daily Mail, The Times, The Economist, The Daily Telegraph, The Sunday Times, немецкие Deutsche Welle, Bild, Der Spiegel, Frankfurter Allgemeine Zeitung. На канале RT регулярно публикуют свои ответы на такие статьи и критикуют эти издания за предвзятость и тиражирование неверных данных о канале.

30 июня 2020 года Латвийский Национальный совет по электронным СМИ[155], затем 8 июля 2020 года Комиссия по радио и телевидению Литвы запретили вещание RT. Причиной запрета послужили связи телеканала с Дмитрием Киселёвым, находящимся под санкциями ЕС за поддержку присоединения Крыма к России и сепаратистов ДНР и ЛНР[156].

Критика в обществеПравить

Представитель Украинской народной партии Степан Хмара заявил, что трансляция в ноябре 2007 года в эфире RT фильма об истории украинского национализма являлась «спланированной широкомасштабной операцией по дискредитации Украины в России и в мире с одновременным запугиванием украинцев, что проживают в Российской Федерации», а в качестве причины назвал «приближение парламентских выборов в России»[157].

 
Владимир Путин в студии RT

Британский политический блогер Эдмунд Стэндинг заявил, что во время интервью лидера британской национальной партии Ника Гриффина на RT ни разу не упомянули ни о том, что БНП не представлена в парламенте, ни о том, что БНП является представителем крайне правого направления британской политики[158].

14 мая 2014 года от центра Симона Визенталя обвинили RT в антисемитизме, выразив недовольство трансляцией на канале сатирической программы «Juice Rap News[en]». В одном из выпусков программы ведущий читал рэп[159] о палестино-израильском конфликте, директор организации Шимон Самуэльс отправил Маргарите Симоньян письмо, в котором выразил возмущение тем, что в программе Израиль огульно обвинили в геноциде и этнических чистках. Самуэльс потребовал публичных извинений за подстрекательство и оскорбления еврейского народа, и увольнения тех, кто ответствен за трансляцию передачи. Он предупредил, что задействует официальные структуры, если не последует реакции от телеканала[160][161]. Симоньян сообщила для «Интерфакса»: «Никаких писем, звонков или запроса от центра мы не получали. Как только получим, будем разбираться»[162][163]. Позднее в СМИ сообщили, что руководство RT отвергает обвинения, так как канал не имеет отношения к производству программы, и что в программе, производимой в Австралии, высмеивают многие другие страны, в том числе США и Россию, а ведущий программы Норман Филькеншетейн по национальности еврей, родители которого прошли через концлагеря, а родственники были уничтожены фашистами. Всё это свидетельствует об отсутствии в программе антисемитизма. В руководстве отметили, что и на самом канале работают представители множеств национальностей, предки которых, в том числе и главного редактора, были подвергнуты репрессиям и геноциду, поэтому представитель телеканала RT назвал публичные обвинения в антисемитизме оскорбительными, абсолютно беспочвенными и порочащими репутацию телеканала, и, в свою очередь, потребовал извинений от центра Симона Визенталя[160][161].

В июне 2018 года по редакционному заданию для расследования обстоятельств Пензенского дела журналисты пытались общаться с находящимися под стражей его фигурантами. Адвокат Олег Зайцев сообщал о попытках сотрудников ФСИН склонить Пчелинцева и Шакурского дать интервью для данного СМИ. Ни до данного инцидента, ни после него, на сайте RT данный процесс не упоминали, в то же время его пресс-служба следующим образом отреагировала на обвинения в свой адрес: «Никакого принуждения к интервью со стороны телеканала RT не было. Также обращаем внимание „оппозиционных“ СМИ, что стоит уже определиться с позицией: вы возмущены тем, что RT ничего не делает по расследованиям возможных пыток в тюрьмах, или тем, что делает?»[164].

26 июля 2019 года британский на медиарегуляторе Ofcom сообщили, что российский государственный международный телеканал RT оштрафован на 200 тысяч фунтов за нарушения правил вещания в Британии[165].

Критика в СМИПравить

19 декабря 2009 года в эфире Fox News Channel ведущий Билл О’Рейли обвинил корреспондента RT Анастасию Чуркину в непрофессионализме и незнании английского языка[166].

Во время конфликта в Крыму старший редактор The New Republic Юлия Йоффе отметила, что на канале RT, активно освещавшем антивоенные демонстрации по всему миру, в частности, против вмешательства в гражданскую войну в Сирии, никак не упомянули об антивоенных демонстрациях 2 марта в Москве и Санкт-Петербурге, участники которого были разогнаны полицией и ОМОНом, а число задержанных достигло 350 человек. В то же время на телеканале не забыли упомянуть о тысячах, участвовавших в митинге в поддержу действий российских властей (цель которого журналисты охарактеризовали как «поддержку русскоязычных на Украине»). По мнению Йоффе, российский телеканал посвящён единственной цели — поддерживать своими силами советскую тактику[167].

После крушения Boeing 777 в Донецкой области (2014 г.) на телеканале первые заявили о возможной причастности украинских военных к катастрофе, ссылаясь на сообщение в Twitter'е испанского диспетчера Карлоса, который якобы работал в киевском аэропорту Борисполь. В гос. компании «Украэрорух» опровергли существование такого сотрудника, наём которого к тому же был бы запрещён законом (из-за отсутствия украинского гражданства). Позже твиттер-аккаунт «Карлоса» (@spainbuca) был заблокирован, и никому из журналистов не удалось с ним связаться (позже он был переименован в Людмилу Лопатышкину, занимавшуюся ретвитом российских провластных аккаунтов[168]), при этом впервые испанский диспетчер появился в информационном поле именно на сайте Russia Today 9 мая 2014 г., где на фоне фотографии с закрытым лицом рассказывали, как диспетчеру-иностранцу угрожают в Киеве за его антиукраинскую позицию[169][170]. В дальнейшем представители РФ официально требовали изучить заявления «испанского диспетчера» о самолётах, замеченных рядом с «Боингом». В 2015 году президент РФ Владимир Владимирович Путин в ходе беседы с режиссёром Оливером Стоуном для фильма «Интервью с Путиным» говорил, что «один из украинских авиадиспетчеров, по-моему, он специалист испанского происхождения, объявил, что видел в коридоре гражданского самолёта боевую машину. Никакой другой боевой машины, кроме украинской, там быть не могло»[171].

В марте 2018 года радио Свободная Европа совместно с румынской расследовательской группой RISE Project сообщили, что человек, выдававший себя за диспетчера Карлоса, на самом деле является ранее судимым в Испании и арестованным в Румынии по делу о мошенничестве Хосе Карлосом Барриосом Санчесом. В расследовании утверждали, что Хосе Карлос никогда не был на территории Украины и не работал авиадиспетчером. Якобы за свой твит о том, что рядом с Боингом перед крушением пролетели военные самолёты, он получил $48000 от RT[172][173]. В компании RT выплату денег отрицали.

В сентябре 2015 года на новостном сайте The Daily Beast опубликовали расследование, предоставленное бывшими сотрудниками РИА «Новости»[44], из которого следует, что единственным источником информации о популярности RT служит сама телевизионная компания. Корреспонденту[неавторитетный источник?] Daily Beast не удалось найти в свободном доступе отчёт Nielsen Media Research по рейтингам телеканала. Как отметили в газете, RT практически отсутствует в рейтингах новостных телевизионных каналов в США за первый квартал 2015 года. В Daily Beast привели документы[68], согласно которым в Европе на RT приходится менее 0,1 % телевизионной аудитории, кроме Британии, где телеканал смотрят 0,2 % аудитории (124 тыс. зрителей в день). В США российский телеканал фактически отсутствует в рейтингах новостных телеканалов в США за первый квартал 2015 года[44]. Комментируя приводимую на 2013 год цифру просмотра материалов телекомпании на канале RT в YouTube, более 1,7 миллиардов [2], а количество подписчиков достигло более 1,7 млн. В Daily Beast, со ссылкой на справку РИА «Новости» от 2013 года, отметили, что за предшествующие 5 лет 81 % контента представляло собой материалы о стихийных бедствиях, в то время как политические новости получили только 4 миллиона просмотров, то есть менее 1 %, а 87 из 100 самых популярных роликов на канале RT не представляли собой оригинальную продукцию телекомпании, а взяты у западных агентств или из социальных сетей[174][175]. В издании отметили, что подобные ролики не относят ко главной цели RT: «предоставлять альтернативный взгляд на главные мировые события» и озвучивать позицию России[44]. В ответ в RT заявили, что выводы в Daily Beast по статистике на YouTube основаны на статистике трёхлетней давности и привели список политических новостей, которые, по их подсчётам, в сумме дают более 12 миллионов просмотров, не считая количества просмотров передач Джулиана Ассанжа[176][177]. В интервью радио «Свобода» один из бывших руководителей «РИА „Новости“», Алексей Ковалёв, заявил, что данные о 700 миллионах телезрителей, озвученные Симоньян, это всего лишь потенциальное число людей, у которых RT — один из сотен каналов в телевизоре. По подсчётам работников радио «Свобода», на сентябрь 2015 года тройка самых популярных роликов на канале RT — это видео падения метеорита в Челябинске (40 миллионов просмотров), пение американского бездомного (36 млн зрителей) и любительская съёмка цунами в Японии (35 и 26 млн просмотров)[178][179].

В октябре 2015 года в программе американского подразделения RT «The Resident» выпустили сюжет, согласно которому в предвыборной кампании Хиллари Клинтон замешаны иллюминаты. В издании Tablet охарактеризовали весь сюжет как «причудливую антисемитскую теорию заговора». Через несколько часов после того, как на сюжет обратили внимание журналисты, он был удалён с официального канала RT America.[180]

7 октября 2017 года, в день рождения президента РФ Владимира Владимировича Путина, в агентстве Ruptly выпустили видео-ролик о включении в меню нью-йоркского ресторана бургера, весящего 1952 грамма (год его рождения), «Путинбургера», названного двумя сотрудницами заведения «выдающимся политиком и исторической личностью». Позже проект «Лапшеснималочная» связался с официальным представителем ресторана, который опроверг создание и продажу путинбургера, в дальнейшем одна из выше указанных сотрудниц ресторана была уволена. Вскоре на RT удалили видео-ролик, в то время как публикация на эту тему государственного информационного агентства ТАСС оставалась цела и невредима[181][182].

По итогам состоявшегося в Москве митинга за свободный интернет на русскоязычном сайте RT вышел материал под авторством Романа Тихонова, Ирины Таран и Анны Лушниковой, обвинявших организаторов в недопуске их на сам митинг. В реальности сотрудники RT и их коллеги из Life.ru и Первого канала не были допущены в пресс-зону для аккредитованных журналистов и на сцену из-за репутации их изданий. В выше указанном материале привлечённый руководством RT в качестве эксперта адвокат и преподаватель РАНХИГС Андрей Некрасов назвал произошедшее событие нарушением 144 статьи УК РФ — «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» (под действия которого поступок организаторов митинга никак не подпадал[183][184]).

В апреле 2020 года в Фонде борьбы с коррупцией обвинили RT в накрутке количества просмотров своих видео на YouTube. По мнению ФБК, у видео сотрудников RT с большим количеством просмотров сравнительно мало комментариев. Особенности комментариев привели ФБК к выводу, что они закуплены на интернет-биржах[185].

В мае 2020 года телеканал дважды за один день обвинил другие российские СМИ в публикации «фейковой» новости о выходе России на второе место по числу заболевших коронавирусом в мире, при этом опубликовав на собственном сайте аналогичную новость[186].

Жалобы и тяжбыПравить

В январе 2010 года американские аэропорты сочли неполиткорректными рекламные плакаты RT и отказали в их размещении[187].

В марте 2014 года в программе RT Truthseeker («Правдоискатель») обвинили сотрудников Би-би-си в инсценировке химической атаки в Сирии и монтаже интервью, следствием которого стало «масштабное общественное расследование, которое пришло к чрезвычайно тревожным выводам». Как установили в британском медиа-регуляторе Ofcom, им оказались три письма с жалобами в адрес Би-би-си от Роберта Стюарта, заявлявшего об использовании фальшивых кадров, которые были опровергнуты и отклонены с подробным объяснением причин до выхода программы RT. После разбирательства по жалобе Би-Би-Си в Ofcom'е пришли к выводу, что элементы программы RT Truthseeker «фактически вводили в заблуждение», и что Би-би-си стала «предметом несправедливого отношения со стороны программы RT Truthseeker», поскольку сотрудники Truthseeker'а не предоставили для Би-Би-Си возможности ответить на обвинения до выхода программы в эфир. В Ofcom'е также отметили, что принципы вещания были «серьёзно нарушены» и в других выпусках программы RT Truthseeker. В ответ на заключение представителя Ofcom'а главный редактор RT Маргарита Симоньян заявила, что «шокирована и разочарована» этим решением[188][189].

В апреле 2014 года стало известно, что власти США предъявили обвинения в налоговом мошенничестве владельцу телекомпании RTTV America Алексею Язловскому, который указывал ложные сведения в личных и корпоративных налоговых декларациях, попытавшись скрыть доходы на сумму в 2,6 млн долларов. В следствии посчитали, что российский предприниматель являелся фактическим владельцем американского подразделения российского телеканала RT, ибо в налоговых декларациях компаний указан один и тот же адрес, а отделения RTTV в Вашингтоне, Нью-Йорке, Майами и Лос-Анджелесе в качестве юридического адреса указывали офисы региональных бюро российского гос. канала. По словам Маргариты Симоньян, её телеканал разрывает контракт с RTTV America, поскольку канал несёт репутационные потери[190].

В конце июля 2014 года в британском медиа-регуляторе Ofcom начали расследование поступивших от зрителей жалоб по поводу предвзятого освещения крушения «Боинга» телеканалом Russia Today. В организации сообщили, что в отношении вещателя поступили четыре жалобы, связанные с репортажами о сбитом самолёте, три из которых были связаны с предвзятостью телеканала и одна с видеосъёмкой жертв катастрофы. Представители телеканала с обвинениями не согласны[191].

19 августа 2014 года канал RT наряду с другими российскими федеральными телеканалами был запрещён для трансляций на территории Украины по причине «распространения пропаганды войны»[192].

В сентябре 2015 года в британском медиа-регуляторе Ofcom сообщили, что телеканал нарушил правила вещания 14 раз за последние десять лет, а в трёх программах в марте и июле 2014 года были выявлены «значительные недостатки»: отсутствие второй точки зрения/её недостаточное использование, подача искажённого представления и отсутствие объективности. Материалы касались гражданской войны в Сирии и вооружённого конфликта на востоке Украины[188][193] (в последнем случае на телеканале рассказывали о распятых украинскими военными детях[168]).

В конце мая 2015 года на немецком телеканале Salve.TV было привлечено внимание земельного органа надзора за СМИ (TLM) в Германии в связи с показом информационного ток-шоу телеканала RT Deutsch «Недостающая часть» (Der Fehlende Part) в своём эфире. С инициативой проверить немецкий канал выступили местные парламентарии. В августе в TLM признали безосновательными претензии депутатов местного парламента[194].

17 октября 2016 года Маргарита Симоньян заявляла об уведомлении руководством банка National Westminster Bank о будущей блокировке счетов британского подразделения RT, позже заявив о решении коммерческого учреждения закрыть счета через два месяца (в тот же день её слова были опровергнуты в The Royal Bank of Scotland Group[195]). На сайте телеканала была вывешена копия уведомления банка, часть информации на ней скрыта, а адресат — закрашен. Как заявили позже представители банка, письмо было адресовано «одному из поставщиков» телеканала — Russia Today TV UK Ltd (обеспечивают работу всех служб RT, в том числе отвечают за выплату зарплат британским сотрудникам телеканала) — в связи с озабоченностью по поводу его соответствия правилу «знай своего клиента», а счетам RT ничего не угрожало. Действие банка вызвало критику со стороны Симоньян, российских парламентариев и МИДа, заявлявших о политическом характере решения[196][196][197].

27.03.2020 в высоком суде Лондона отвергли иск RT к регулятору Ofcom по поводу штрафа в 200 тыс. фунтов стерлингов. Штраф был наложен в июле 2019 года «за нарушение правил вещания»[c]. В RT заявили, что планируют подавать апелляцию[198].

В июне 2020 года от RT подали иск о защите деловой репутации к Алексею Навальному, Любови Соболь и изданию Znak.com. Основанием для иска стало расследование ФБК о накрутке просмотров роликов телеканала в YouTube, «оскорбившее тысячи сотрудников RT»[199][200]. RT потребовал от каждого из ответчиков по 500 тыс. рублей и публикации решения суда о признании информации недостоверной; телеканал также потребовал запретить распространение оспариваемой информации в России[201].

Доклад ЦРУПравить

7 января 2017 года в ЦРУ США опубликовали доклад, в котором утверждалось, что на выборы в США этого же года, в ходе которых Дональд Трамп одержал победу, оказали влияние «русские хакеры». В этом докладе были упомянуты телеканал RT и агентство Sputnik. В докладе они были названы «пропагандистской машиной».

 
Фотография, использованная в докладе ЦРУ для иллюстрации

Так, канал RT обвиняли в открытых симпатиях к Дональду Трампу и антипатии к Хиллари Клинтон во время президентской кампании. Канал обвинили в том, что в сотрудничестве с Джулианом Ассанжем его сотрудники пытались оказать влияние на исход выборов при помощи репортажей, в которых выражали предположение, что у WikiLeaks могли быть данные, очерняющие репутацию Хиллари Клинтон. Также канал был обвинён в использовании данных из электронной почты Хиллари Клинтон, взломанной хакерами WikiLeaks, в попытках подорвать доверие американцев к избирательной системе США во время президентских выборов 2012 года, в обвинениях Грузии во время юго-осетинского конфликта в 2008 году. Канал RT America был обвинён в активизации антиамериканских репортажей во время выборов 2012 года и в распространении призывов протестующих, звавших американский народ «вернуть себе правительство». Канал RT был раскритикован за поддержку движения «захвати Уолл-стрит», акцентирование на новостях о насилии со стороны полиции, об использовании беспилотников, об американской экономической системе, о фрекинге. Была раскритикована главный редактор RT Маргарита Симоньян за связи с заместителем главы администрации президента России Алексеем Громовым, за ряд высказываний в разных интервью и в Twitter'е, в которых она называла RT «альтернативным источником информации», а также прямо или косвенно признавала, что канал создан с целью «влияния на умы» иностранной аудитории. Каналу вменяли наличие бывших политиков и детей нынешних политиков в рядах сотрудников RT[202].

Главный редактор RT Маргарита Симоньян отреагировала следующим сообщением:

«Дорогое ЦРУ! То, что вы тут понаписали, полный незачёт. Тема не раскрыта, источники не названы, разведданные устаревшие и/или неверные, реферат оформлен ученически. У нас в разведшколе вас бы розгами высекли за такую халтуру. А это, между прочим, больно».

Далее Симоньян посоветовала сотрудникам ЦРУ аккуратнее подходить к оформлению доклада и тщательнее проверять факты, перечислив неточности и упущенные нюансы в докладе[203].

Доклад палаты общин ВеликобританииПравить

2 марта 2017 года в международном комитете палаты общин Великобритании опубликовали доклад о состоянии отношений Британии и России. Отдельная глава посвящена каналу RT и агентству Sputnik. В докладе призывали работников британского регулятора Ofcom «продолжать принимать меры против примеров вопиющей лжи» на канале RT и в других российских государственных СМИ, при этом в докладе подчёркивалась возможность для RT и других российских СМИ работать в Британии, которая верит в британские ценности, коими являются свобода слова и свобода прессы, в отличие от России, которая согласно докладу вводит «ограничения в отношении деятельности зарубежных и местных СМИ»[204].

Главный редактор RT Маргарита Симоньян отреагировала следующим сообщением:

«Даже после изучения RT и Sputnik под микроскопом и вызова к себе парламентарии так и не придумали, почему нас можно закрыть».

Комментируя призыв к британскому регулятору контролировать RT, Симоньян упрекнула авторов доклада в игнорировании лживых новостей со стороны представителей «мейнстримовских» СМИ[205].

Расследование конгресса СШАПравить

В июне 2017 года в конгрессе США начали расследование связей президента США Дональда Трампа с Российским фондом прямых инвестиций[206]. 8 сентября член палаты представителей конгресса США Дэвид Сисиллине на мероприятии в Атлантическом совете в Вашингтоне, приуроченном к публикации доклада Елены Постниковой «Агент влияния. Должен ли RT зарегистрироваться как иностранный агент?», предложил признать RT иностранным агентом[207]. 29 сентября представители Twitter 'а выступили на закрытых слушаниях в комитете по разведке сената США, в котором утверждали, что в 2016 году представители RT потратили на рекламу своих новостных сюжетов более 274 тысяч долларов через свои два англоязычные и один испаноязычный аккаунт[208]. 26 октября 2017 года в Twitter'е заблокировали рекламу аккаунтов RT и Sputnik на основании проводимых в конгрессе расследований[209]. 30 октября в Google в отчётном докладе сообщили о том, что в ходе проведённого в компании расследования не было найдено доказательств манипуляций платформой или нарушения политики сервиса со стороны RT[210].

28 сентября 2017 года руководство министерства юстиции США обязало компанию T&R Productions LLC, которая занимается обслуживанием телеканала RT America в США, зарегистрироваться в качестве иностранного агента в рамках закона «О регистрации иностранных агентов»[211], обязывающего предоставлять информацию об источниках финансирования, составе руководства, копии всех печатных, электронных и видео-материалов. Руководство телеканала посчитало требование ущемлением свободы слова. 9 октября от министерства юстиции России направили американским «Голосу Америки», «Радио Свобода» и его проектам в России письмо с предупреждением о возможном ограничении их деятельности, ссылаясь на федеральный закон «О средствах массовой информации», предусматривающий возможность ответных мер при ограничении деятельности российских СМИ за рубежом.

13 ноября 2017 года представители RT зарегистрировали канал в США в качестве иностранного агента[212]. 25 ноября 2017 года в России в качестве ответной меры была принята поправка к закону о некоммерческих организациях, расширяющая действие закона на СМИ[213]. 30 ноября 2017 года руководство исполнительного комитета галереи корреспондентов радио и телевидения конгресса США лишило RT аккредитации на Капитолийском холме на основании признания канала в США иностранным агентом[214]. 5 декабря в министерстве юстиции России признали иностранными агентами американские «Голос Америки», «Радио „Свобода“», совместный телеканал двух радио — «Настоящее время», и ещё шесть проектов, относящихся к «Радио „Свобода“»[215]. 12 декабря в министерстве юстиции США зарегистрировали в качестве иностранного агента компанию RTTV America, сотрудничавшую с RT America до 31 июля 2014 года и с АНО «ТВ-новости» до августа 2018 года[216]. Со 2 февраля 2018 года видео телеканалов с государственным финансированием помечались на YouTube специальным сообщением «профинансирован целиком или отчасти правительством» с указанием названия канала и государства. Одним из первых таким сообщением был помечен канал RT[217]. В феврале 2018 года руководство пентагона запретило трансляцию RT в тюрьме Гуантанамо[218]. 29 марта 2018 года американская компания-провайдер Commonwealth Public Broadcasting Corporation прекратила эфирное и кабельное вещание канала RT в Вашингтоне в числе других десяти зарубежных каналов в своей сетке[219][220]. 1 октября 2018 года руководители американских вещательных сетей Spectrum и Comcast Chicago исключили RT из сетки вещания: первая — в связи с «нецелесообразностью распространения телесигнала в эру интернета», вторая сослалась на поправку Джона Маккейна к закону о полномочиях в области национальной обороны США, которая позволяет дистрибьюторам в одностороннем порядке без объяснения причин отказаться транслировать контент, контролируемый или финансируемый российским правительством[221].

РеакцияПравить

В комитете защиты журналистов осудили признание RT America в США иностранным агентом, назвав требование к регистрации «плохой идеей»[222]. В международной федерации журналистов осудили решение исполнительного комитета галереи корреспондентов радио и телевидения конгресса США лишить RT аккредитации на Капитолийском холме, назвав его «скрытой цензурой»[223]. В ОБСЕ заявили, что «лишение RT аккредитации в конгрессе США показывает, что регистрация СМИ в качестве иностранных агентов имеет прямое влияние на свободу СМИ»[224]. В либертарианской партии США призвали прекратить преследование RT, а обвинение канала во вмешательстве в выборы назвали надуманным предлогом для того, чтобы редакционные точки зрения не были услышаны[225]. В ООН заявили, что использование закона об иностранных агентах в США против RT и Sputnik'а «подрывает доверие к иностранной прессе»[226].

Проверка Австралийской федеральной полицииПравить

В июле 2018 года Австралийская федеральная полиция начала проверку в отношении RT на предмет его деятельности в качестве иностранного агента[227].

Уход сотрудниковПравить

Имели место случаи протестного ухода сотрудников канала, не согласных с российским видением российско-грузинского конфликта (2008) и украинского кризиса, и обвиняющих канал в политической ангажированности. 9 августа 2008 года корреспондент Уильям Данбар ушёл с телеканала после того, как, по его словам, руководство запретило показывать репортаж об атаке российскими войсками города Гори[228]. Однако, по словам Маргариты Симоньян, когда появилась информация о бомбардировке Гори, руководство телеканала сразу же попросило его выйти в прямой эфир.

Но сначала наш продюсер хотел узнать у Данбара, что происходит. На что Уильям сказал: «Я у вас больше не работаю, до свидания», — и положил трубку. А на следующий день он объявил всем грузинским и иностранным СМИ, что демонстративно ушёл с канала Russia Today в знак протеста против действий России. Но ещё через день наш соб. корр. дал интервью, где сказал, что ушёл с канала Russia Today не потому, что он против России, а потому, что против Russia Today, обосновывая, будто мы его не выпускали в эфир. Но мы же ему позвонили как раз для того, чтобы выдать его в эфир![229]

 
Лиз Уол ведёт программу новостей на RT America

5 марта 2014 года ведущая телеканала Лиз Уол в прямом эфире объявила об увольнении, так как не может продолжать сотрудничество с каналом, который финансируется правительством России и «обеляет действия Путина». Ведущая напомнила, что происходит из семьи, которая во времена СССР бежала из Венгрии в США, также заявив[230]:

Я горжусь тем, что являюсь американкой, я верю в распространение правды, поэтому после этого эфира я ухожу в отставку.

Телеканал, в свою очередь, обвинил её в саморекламе[231], в официальном заявлении отметив: «Когда журналист не согласен с политикой редакции, обычно он или она обращаются с этим к редактору, и если противоречия невозможно разрешить, то увольняется с работы. Но когда кто-то устраивает целое представление из своего личного решения, это просто самореклама. Мы желаем Лиз удачи в дальнейших начинаниях»[232]. По версии американского издания TruthDig, за увольнением Лиз Уол стоит вашингтонский неоконсервативный аналитический центр Foreign Policy Initiative (FPI), один из основателей которого Роберт Каган — муж помощницы гос. секретаря Виктории Нуланд[233][234].

18 июля 2014 года корреспондент телеканала в Лондоне Сара Фёрт подала заявление об увольнении, протестуя против «ангажированного» освещения телеканалом катастрофы «Боинга-777» в Донецкой области. В комментарии изданию Buzzfeed Фёрт сказала, что редакция «пренебрегала фактами», возлагая вину за катастрофу на украинскую сторону[235]. По её мнению, стиль подачи материалов RT о вооружённом конфликте на востоке Украины — «обвинять Украину или кого-то другого, только не Россию»[236]. Представители RT в ответ заявили, что за две недели до указанного случая журналистка получила предложение о работе на другом канале и накануне сообщала о своём увольнении[237].

ПроисшествияПравить

  • 29 мая 2006 года, во время поездки всемирно известного португалоязычного писателя Пауло Коэльо по России, в Улан-Удэ сотрудники милиции потребовали от сопровождавшей писателя съёмочной группы RT прекратить съёмку. Милиционеры заламывали журналистам руки и угрожали открыть стрельбу на поражение в случае невыполнения их требований. Этот инцидент настолько впечатлил Коэльо, что тот принял решение не выходить из поезда до Владивостока[238].
  • 8 декабря 2006 после интервью с Андреем Луговым сотрудники МЧС России проверили студию телеканала на наличие заражения радиоактивными веществами. Таковых обнаружено не было[239].
 
Передвижная телестанция RT
  • 23 октября 2007 года съёмочной группе RT отказали во въезде в Эстонию. Журналисты должны были снимать репортаж о неонацизме в Прибалтике[240].
  • 7 ноября 2007 в Тбилиси во время разгона демонстрации оппозиции корреспондент RT Екатерина Азарова и оператор Евгений Литовко получили газовое отравление[241]. До того у журналистов дважды отбирали камеру и отснятые материалы[242].
  • 21 февраля 2008 года пострадала во время беспорядков в Белграде съёмочная группа RT: продюсер Андрей Федорцов получил удар по голове, а оператора Андрея Павлова избили во время попытки штурма посольства США[243].
  • 10 августа 2008 была предпринята DoS-атака на сайт телеканала. Как сообщили представители RT, атака велась с грузинского IP-адреса[244].
  • 17 октября 2010 года в Москве в «Прадо кафе» в результате ссоры редактору RT Наталье Архипцевой неизвестный выстрелил в ногу из травматического пистолета. Нападение вызвало громкий резонанс: общественный совет при ГУВД Москвы и комиссия общественной палаты взяли расследование на контроль, а телеканал добивался справедливого наказания виновного.
  • В ночь на 2 марта 2014 года во время крымских событий хакеры, получив доступ к административному паролю сайта, взломали его и добавили слово «Nazi» (нацист, нацистский) к заголовкам всех англоязычных материалов. В результате заголовки стали выглядеть так: «Российские сенаторы проголосовали за отправку стабилизационных нацистских войск на украинскую территорию» или «Путин: нацистские граждане и войска подвергаются угрозе на Украине и нуждаются в защите вооружённых сил». Нормальная работа сайта была восстановлена примерно через полчаса после взлома[245].
  • В апреле-мае 2014 года произошло несколько случаев, когда журналистов RT не допустили на территорию Украины под предлогом, что те не могли «обосновать цель визита» (несмотря на имевшуюся аккредитацию в центральной избирательной комиссии Украины) или «не имели достаточно средств». 9 мая в Мариуполе был тяжело ранен журналист видео-агентства RT Ruptly Фёдор Завалейков[246].
  • Между представителями госдепартамента США и журналисткой RT Гаяне Чичакян, регулярно присутствовавшей на брифингах департамента и задававшей вопросы спикеру, часто происходят словесные конфликты. 16 ноября 2016 года представитель государственного департамента Джон Кёрби резко высказался после просьбы Гаяне Чичакян уточнить, от кого именно США получили информацию о том, что ВКС РФ, как заявил Кёрби, нанесли удары по пяти больницам в сирийском городе Алеппо, а также попросила назвать точные названия больниц. Он переадресовал вопрос Чичакян в министерство обороны России и публично отказался ставить канал RT в один ряд с другими СМИ на том основании, что он государственный. За журналистку заступился корреспондент Associated Press Мэтью Ли, назвав её вопрос корректным и заявив о неприемлемости переадресации вопроса к иностранному ведомству со стороны представителя гос. департамента США. Гаяне Чичакян тот же час покинула зал. Один из представителей гос. департамента догнал журналистку и выразил сожаление[247]. Высказывания Джона Кёрби осудили в МИД России — его представитель Мария Захарова назвала случай вопиющим, а Сергей Лавров — неприемлемым и не отражающим провозглашённые американские ценности[248].

Признания и наградыПравить

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

Примечания
  1. Сумма эквивалентна примерно $300 млн долл США по обменному курсу Центробанка РФ.
  2. Здесь и далее в разделе данные на сентябрь 2016 г.
  3. В 2018 году Ofcom провел расследование в отношении RT и пришел к выводу, что семь передач канала, посвященных отравлению Сергея Скрипаля, не соответствовали правилам баланса и непредвзятости. Ofcom посчитал, что в RT не были представлены разные точки зрения на это событие[198].
Сноски
  1. 1 2 Около 100 млн зрителей: Еженедельная телеаудитория RT выросла более чем на треть
  2. RT.com.
  3. RT Arabic.
  4. Actualidad RT.
  5. RT America on-air.
  6. RT UK.
  7. RTД.
  8. Маршал Маргарита Симоньян
  9. Имидж России собираются улучшить при помощи нового телеканала. Lenta.ru (6 июня 2005). Дата обращения 25 января 2010.
  10. В России создан пропагандистский телеканал для иностранцев. Lenta.ru (7 июня 2005). Дата обращения 25 января 2010.
  11. 1 2 RT, Sputnik и новая российская теория войны.
  12. Телеканал «Russia Today» приступил к техническому вещанию. Lenta.ru (15 сентября 2005). Дата обращения 25 января 2010.
  13. Телеканал Russia Today вышел в эфир. Lenta.ru (10 декабря 2005). Дата обращения 25 января 2010.
  14. Телеканал Russia Today вернулся в эфир после «хакерской атаки». Lenta.ru (12 декабря 2005). Дата обращения 25 января 2010.
  15. Николай Ивашов. Имидж поправили. Телеканал Russia Today вернулся в эфир. Новые Известия (14 декабря 2005). Дата обращения 25 января 2010.
  16. Андрей Ломкин. Червевещание. Сбои в работе Russia Today пошли телеканалу только на пользу. Lenta.ru (13 декабря 2005). Дата обращения 25 января 2010.
  17. Международный скандал с прокремлёвским телеканалом Russia Today - от него требуют сменить название. NEWSru.com (1 марта 2006). Дата обращения 25 января 2010.
  18. Союз журналистов выселяют с Зубовского бульвара. Lenta.ru (16 мая 2007). Дата обращения 25 января 2010.
  19. МЧС отозвало требование закрыть Союз журналистов. Lenta.ru (21 февраля 2008). Дата обращения 25 января 2010.
  20. Russia Today заявил о непричастности к выселению Союза журналистов. Lenta.ru (16 мая 2007). Дата обращения 25 января 2010.
  21. Телеканал Russia Today через YouTube внедряется в интернет. NEWSru.com (4 июня 2007). Дата обращения 25 января 2010.
  22. Российские журналисты упрекнули CNN в фальсификации кадров из Южной Осетии. Lenta.ru (8 сентября 2008). Дата обращения 25 января 2010.
  23. Телеканал Russia Today заявил, что не обвинял CNN в фальсификации. РИА Новости (9 сентября 2008). Дата обращения 25 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  24. Правительство РФ приняло перечень системообразующих организаций (недоступная ссылка). РБК (медиахолдинг) (25 декабря 2009). Дата обращения 25 января 2010. Архивировано 20 декабря 2013 года.
  25. Телеканал Russia Today начал сотрудничать с CNN. Lenta.ru (11 июня 2009). Дата обращения 25 января 2010.
  26. Russia Today (6 октября 2009). Алексей Николов назначен генеральным директором АНО «ТВ-Новости». Пресс-релиз. Проверено 2010-01-25.
  27. Арина Бородина, Анна Пушкарская, Ольга Гончарова, Сергей Соболев. РЕН ТВ и «Пятый канал» получат другие новости. Коммерсантъ (16 октября 2009). Дата обращения 25 января 2010.
  28. Екатерина Ловкис. РЕН ТВ намерен и дальше транслировать новости собственного производства. Deutsche Welle (18 октября 2009). Дата обращения 25 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  29. Russia Today (2010-01-15). RT начал вещание из Вашингтона. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 18 января 2010. Проверено 2010-01-25.
  30. Телепроект Джулиана Ассанжа стартует на канале Russia Today в марте. РИА Новости (25 января 2012). Архивировано 31 мая 2012 года.
  31. Владимир Путин и Кристина Киршнер запустили вещание телеканала RT на испанском языке в Аргентине
  32. RT запустит новый канал RT UK в Великобритании, RT (29 октября 2014).
  33. Во Франции начал вещание телеканал RT France
  34. RT открыл прием заявок на премию имени погибшего в Сирии стрингера
  35. Путин посетит студийный комплекс телеканала Russia Today
  36. RT’s new HD studios (недоступная ссылка). Дата обращения 16 января 2017. Архивировано 18 января 2017 года.
  37. Новый суперсовременный вещательный комплекс телеканала Russia Today (RT) работает c системой контроля сетевой инфраструктуры Nexans LANsense
  38. Александр Озерский, RT: ИТ как новый источник дохода
  39. Как работает Russia Today: студии, видеостены и автоматизация
  40. Незаметная инфраструктура
  41. Иван Родин, Сергей Варшавчик. «Свобода слова» обходится все дороже. Независимая газета (5 сентября 2006). Дата обращения 26 января 2010.
  42. Россия потратит на поддержку СМИ 174 миллиарда рублей. Lenta.ru (6 августа 2010). Дата обращения 6 августа 2010.
  43. Путин спас ВГТРК и Russia Today от урезания бюджета // Lenta.ru 29.10.2012
  44. 1 2 3 4 5 Daily Beast: «Путинская пропаганда преувеличивает свою популярность» // Slon.ru, 17.09.2015
  45. Минкомсвязи: Финансирование RT и МИА «Россия сегодня» в валюте сократится более чем в два раза «Ведомости», 16.01.2015
  46. Бюджет телеканала RT сокращён на 10%.
  47. RT увеличат бюджет на 1,22 миллиарда рублей. Больше, чем всем каналам вместе взятым «Meduza», 08.12.2016
  48. 1 2 3 «Russia in 'information war' with West to win hearts and minds», BBC World Service, 16.09.2015
  49. Финансирование СМИ из бюджета предложено увеличить на треть Interfax.ru, 26 сентября 2019
  50. Ольга Павликова. Имидж России потребовал бюджетных жертв (недоступная ссылка). Газета (газета) (14 апреля 2009). Дата обращения 26 января 2010. Архивировано 15 апреля 2009 года.
  51. Телеканал RT отчитался о расходах тремя строчками — Meduza. Meduza. Дата обращения 11 января 2016.
  52. Илья Рождественский, Елизавета Сурганова. Минюст впервые раскрыл расходы управляющего телеканалом RT «РБК», 17.12.2015
  53. Минюст попросили рассекретить расходы на телеканал RT. РБК. Дата обращения 11 февраля 2016.
  54. Найдите 10 отличий: Турция сквозь призму российских и американских СМИ
  55. RT — американскому Минюсту: мы не знаем, кто дает нам деньги в России «Meduza», 13.11.2017
  56. RT нарушает положения закона об НКО. Но Минюст отказался выписывать штраф, Znak.com (15 мая 2020).
  57. Russia Today стал популярнее CNN. «Sostav.ru» (29 июня 2007). Дата обращения 25 января 2010.
  58. Иллюстрация к статье «Наша Russia» из выпуска журнала SmartMoney от 3 марта 2008 года (недоступная ссылка)
  59. RT (14 октября 2009). Более 7 миллионов телезрителей в 6 европейских странах смотрят телеканал RT. Пресс-релиз. Проверено 2010-01-25.
  60. Russia Today стал самым популярным иностранным каналом в Вашингтоне. Lenta.ru (17 ноября 2009). Дата обращения 25 января 2010.
  61. Американцы призывают к скромности телеканал Russia Today. MidEast.ru (20 ноября 2009). Дата обращения 25 января 2010.
  62. Еженедельная телеаудитория RT выросла до 100 миллионов человек
  63. Analytics Stats rt.com
  64. rt.com Competitive Analysis, Marketing Mix and Traffic - Alexa. alexa.com. Дата обращения 7 июля 2020.
  65. Weekly viewing summary | BARB (англ.). www.barb.co.uk. Дата обращения 1 марта 2017.
  66. Monthly viewing summary Архивная копия от 16 мая 2016 на Wayback Machine «BARB»
  67. RT стал самым популярным международным телеканалом в 5 городах США. Дата обращения 25 июня 2016.
  68. 1 2 Nielsen Npower и Broadcasters' Audience Research Board
  69. 1 2 RT первым из новостных телеканалов в истории YouTube набрал миллиард просмотров. ТАСС (3 июня 2013). Дата обращения 11 января 2020.
  70. 1 2 RT — YouTube
  71. RT на русском. YouTube. Дата обращения 10 сентября 2016.
  72. RT на русском — YouTube
  73. «Нет никакой объективности» // Ъ-Online
  74. CNNInternational — YouTube
  75. FoxNewsChannel — YouTube
  76. deutsche welle — YouTube
  77. deutschewelleenglish — YouTube
  78. BBC — YouTube
  79. BBCWorldwide — YouTube
  80. RT набрал 10 миллиардов просмотров на YouTube
  81. 1 2 3 «Propaganda and social media», The Economist, 8.09.2016
  82. RT теснит CNN и BBC в Латинской Америке // Известия
  83. В Аргентине приостановят вещание телеканала RT
  84. RT и Аргентина договорились о продолжении вещания канала
  85. RT на испанском языке начнет вещание в гостелесети Эквадора // РИА Новости
  86. RT запустил вещание на государственной спутниковой платформе Боливии. РИА Новости.
  87. RT войдет в официальную телесеть ООН
  88. 1 2 Le Monde Diplomatique: RT нарушил международное информационное равновесие
  89. El Confidencial: RT на испанском — путинская фабрика новостей, где культивируют ненависть к Западу
  90. Ложь на службе Кремля
  91. Алексей Николов, директор Russia Today, о СМИ, ТВ и Интернете
  92. Алексей Николов, генеральный директор канала RT: «Новости информационщик должен воспринимать, как любимого человека»
  93. Почему Russia Today «бьет» BBC и других в соревновании телевизионных новостей
  94. RT внедряет панорамное видео в новости
  95. Проект «Космос 360» расскажет о жизни на борту МКС в формате видеопанорам
  96. Первое в мире панорамное видео, снятое в открытом космосе, покажет RT
  97. Коэльо назвал блог RT о 1917 годе одним из интереснейших экспериментов
  98. Russia Today занялась разоблачением фейковых новостей
  99. Телеканал Russia Today запустил проект с опровержением фейковых новостей
  100. RT запускает мультимедийный фотопроект, посвященный семье Романовых
  101. Пауло Коэльо расскажет о последних днях жизни шпионки Маты Хари
  102. Блог RT в Twitter о революции 1917 года заблокирован по требованию Британии
  103. Фильм RT о Сирии и проект #1917LIVE получили золото New York Festivals
  104. RT Twitter Project Wins 'Best in Education' at Shorty Awards
  105. Телеканал RT получил престижную премию Adweek ARC Awards
  106. Телеканал RT завоевал три награды PromaxBDA Europe Awards 2018
  107. RT получил «интернет-Оскар» в зрительском голосовании за проекты в соцсетях
  108. Проект RT #1917LIVE завоевал премию Digiday Content Marketing Awards
  109. Проект RT #1917LIVE получил золото Project Isaac Awards от журнала Adweek
  110. Проект RT #1917LIVE стал финалистом премии Shorty Social Good Awards в двух категориях
  111. Проект RT о революции 1917 года стал финалистом премии Epica Awards
  112. Проект RT о революции 1917 года стал финалистом премии Webby Awards
  113. Проект RT о революции 1917 года взял серебро на фестивале рекламы Red Apple
  114. Prem Mahadevan - India and Global Discourse on State-sponsored Terrorism
  115. Anchor On Russian Propaganda Network Denounces Russian Actions In Ukraine During Her Show
  116. The Propaganda Machine
  117. “Anything that Causes Chaos”: The Organizational Behavior of Russia Today (RT) "RT (formerly, Russia Today) is one of the most important organizations in the global political economy of disinformation. ... Our data show that RT is an opportunist channel that is used as an instrument of state defense policy to meddle in the politics of other states."
  118. What We Know about RT (Russia Today) "This Report aims to resolve these conflicting realities, first, by identifying and describing the malignancies of RT’s editorial strategy, which unambiguously qualify the network as a Kremlin disinformation outfit..."
  119. Manufacturing dissent : assessing the methods and impact of RT (Russia Today) "I argue that RT strategically reconfigures traditional concepts of soft power, propaganda, and disinformation to spread disruption and doubt throughout the media landscape in a hybrid model that can be termed "Disinformation 2.0." ... "
  120. The Rise of Russian Soft Power - A media frame analysis of the Russia-based channel RT
  121. Проблема восприятия телеканала Russia Today в ФРГ и его перспективы на немецком медиарынке "... В целом крупнейшие немецкие СМИ оказались едины в оценке значения Russia Today для немецкого информационного поля. RT представляется ими как полностью зависимый от Москвы телеканал, обслуживающий внешнеполитические интересы правительства РФ, использующий тактики постправды и занимающийся намеренным искажением информации с целью оказания влияния на немецкое общественное мнение. ... телеканалу следует изменить инструменты и отказаться от некоторых приёмов постправды, существование которых выявлено и доказано немецкими исследователями. ...
  122. CounterPunch: почему я поддерживаю Russia Today — и вам советую
  123. Russia today, tomorrow the world
  124. Russia Today will nicht informieren, sondern verunsichern
  125. Internationale Medien: Der Krieg der Bilder
  126. Владимир Козловский. Американский взгляд на Russia Today. Русская служба Би-би-си (14 июня 2005). Дата обращения 26 января 2010.
  127. Никита Прокунин, Андрей Козенко. Телеканал Russia Today портит имидж России. Коммерсантъ (21 октября 2005).
  128. Александр Колесниченко. Телеведущий Александр Гурнов: «Каждый народ заслуживает своё телевидение». Новые Известия (20 марта 2008). Дата обращения 26 января 2010.
  129. Программа «Телехранитель». Отличается ли телевидение о России для Запада от телевидения для России?. Эхо Москвы (19 октября 2008). Дата обращения 26 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  130. Дмитрий Тренин. Россия — США: Почему мы нужны друг другу. Ведомости (2 апреля 2007). Дата обращения 26 января 2010.
  131. Светлана Казанцева, Анастасия Новикова, Александр Саргин. Положительный образ пьяного медведя (недоступная ссылка). GZT.ru (2 июля 2007). Дата обращения 26 января 2010. Архивировано 6 апреля 2010 года.
  132. Роуз Геттемюллер. Россия глазами американцев. Полит.ру (12 июня 2007). Дата обращения 26 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  133. Ирина Царегородцева. Россия научит США демократии и покритикует Запад изнутри. РБК daily (21 января 2008). Дата обращения 26 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  134. Антон Лысенков. You love me! You really love me!. Lenta.ru (2 апреля 2008). Дата обращения 26 января 2010.
  135. MEDIA: Foreign News Channels Drawing U.S. Viewers — IPS ipsnews.net Архивировано 1 февраля 2010 года.
  136. The Washington Post: журналисты «РИА Новости» работают на печатных машинках. Полит.ру (7 марта 2008). Дата обращения 21 июля 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  137. Телеканал RT удивлён, что в США его объявили одним из врагов Америки. РИА Новости (6 октября 2010). Архивировано 31 мая 2012 года.
  138. Hillary Clinton Says Al Jazeera Is Putting American Media To Shame — Business Insider
  139. Дмитрий Волчек. Бывший директор телекомпании НТВ Евгений Киселёв – о Майдане, выборах президента Украины и кремлёвской телепропаганде. www.svoboda.org (30 марта 2014).
  140. Керри назвал Russia Today рупором российской пропаганды. lenta.ru.
  141. Госсекретарь США Джон Керри назвал телеканал RT «рупором пропаганды». ТВ-Новости (25 апреля 2014). Дата обращения 25 апреля 2014.
  142. Эксперт: США напуганы, потому что сейчас события в мире освещает не только CNN. ТВ-Новости (25 апреля 2014). Дата обращения 26 апреля 2014.
  143. Экс-кандидат в президенты США: включаю телевизор, а там RT.
  144. «We must crack down on Putin’s lie machine»
  145. «Пресса Британии: как работает „машина лжи Путина“», Би-Би-Си, 01.08.2016
  146. Порошенко в интервью CNN пожаловался на телеканал RT и российские СМИ
  147. Порошенко пожаловался на широкий охват аудитории RT
  148. Владимир Кара-Мурза-ст.: "Правда" Гурнова и кривда Симоньян. Собеседник (2 декабря 2016).
  149. Владимир Кара-Мурза: Топорная ложь и фантастические гонорары. Собеседник (30 сентября 2014).
  150. «Anything that Causes Chaos»: The Organizational Behavior of Russia Today (RT)
  151. «Удар по репутации Шотландии»: как против Алекса Салмонда устроили травлю из-за его шоу на RT
  152. A Trump interview may be crowning glory for RT, a network funded by the Russian government
  153. Меня назвали «полезным идиотом»: эксперты RT комментируют доклад European Values
  154. Не очень «Европейские ценности». В Чехии составили донос на гостей RT
  155. В Латвии запрещено вещание RT. www.kommersant.ru (30 июня 2020). Дата обращения 12 июля 2020.
  156. В Литве запретили вещание RT. www.kommersant.ru (8 июля 2020). Дата обращения 8 июля 2020.
  157. Хмара не оценил фильм про украинских националистов и гитлеровцев. «Новый регион» (21 ноября 2007). Дата обращения 25 января 2010.
  158. Ян Ледер. Пускать ли британских националистов на Би-би-си?. Русская служба Би-би-си (21 октября 2009). Дата обращения 26 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  159. Juice News: Mid-East Peace malady (ft. Dr. Norman Finkelstein) // RT.
  160. 1 2 Обвинения в антисемитизме прозвучали в адрес RT // Эхо Москвы
  161. 1 2 От RT потребовали извинений // NEWSru.com
  162. Центр Симона Визенталя требует от RT извинений // Эхо Москвы
  163. Телеканал RT обвинили в антисемитизме Архивировано 16 мая 2014 года. // Jewish.ru
  164. RT объяснил свой интерес к «пензенскому делу» подготовкой репортажа о пытках, Медиазона (7 июня 2018).
  165. Телеканал RT оштрафовали в Великобритании. ЖурДом.ру. Дата обращения 29 июля 2019.
  166. Fox News набросился на Russia Today. Теленовости (30 декабря 2009). Дата обращения 26 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  167. Kremlin TV Loves Anti-War Protests—Unless Russia Is the One Waging War Studies in 'whataboutism'
  168. 1 2 Как врёт телеканал Russia Today. Ответ Маргарите Симоньян «The Insider», 31.05.2017
  169. Александр Ратников, Георгий Макаренко, Алёна Сухаревская. Годовщина падения «Боинга»: какие последствия имела трагедия на Украине // «РБК», 17.07.2015
  170. Артём Земцов. Откуда взялся «испанский диспетчер» «Новая газета» № 79 от 21 июля 2014
  171. Путин рассказал Оливеру Стоуну об украинском диспетчере «испанского происхождения», который следил за сбитым «Боингом» «Meduza», 31.08.2017
  172. Catch Carlos If You Can (англ.). Radio Free Europe / Radio Liberty. Дата обращения 8 ноября 2018.
  173. "Испанскому диспетчеру", твитнувшему про MH17, могли платить из РФ. Радио Свобода. Дата обращения 8 ноября 2018.
  174. Российская пропаганда преувеличивает свои успехи — Daily Beast // Биржевой лидер, 20 сентября 2015 г
  175. [1] // The Daily Beast, 09.17.15
  176. Русофобия в моде: The Daily Beast пытается повысить свой рейтинг за счёт RT // RT, 19.09.2015
  177. Урок математики для The Daily Beast: 10 самых популярных политических роликов RT на YouTube // RT, 18.09.2015
  178. Большое преувеличение // Радио «Свобода», 21 сентября 2015
  179. Самые популярные ролики RT на 12 мая 2016 года // Архивировано из YouTube
  180. Канал RT показал сюжет об иллюминатах-евреях в штабе Хиллари Клинтон «Meduza», 15.10.2015
  181. Сотрудницы нью-йоркского ресторана обманом сняли для RT сюжет про «Путинбургер». Их отстранили от работы «Meduza», 08.10.2017
  182. Фейки года: кто и как нас обманывал в 2017-м, Русская служба BBC (28 декабря 2017).
  183. Бершидский, Юрий. Фейк RT: журналистов Russia Today не пустили на митинг за свободный интернет, The Insider (11 марта 2019).
  184. Утренний разворот. Живой гвоздь - София Блейд., Эхо Москвы (13 марта 2019).
  185. RT назвал себя самым популярным новостным телеканалом на ютьюбе. ФБК обвинил его в накрутке просмотров и покупке комментариев. meduza.io. Дата обращения 7 июня 2020.
  186. RT дважды за день обвинил СМИ в распространении «фейка» о коронавирусе, хотя сам написал такую же новость, Медиазона (12 мая 2020).
  187. Аэропорты США сочли рекламу Russia Today неполиткорректной. Lenta.ru (12 января 2010). Дата обращения 25 января 2010.
  188. 1 2 «Би-би-си выиграла дело против российского канала RT»
  189. Ofcom вынес решения по всем расследованиям в отношении RT
  190. В США присматриваются к телеканалу RT. Коммерсант.
  191. Британские телезрители пожаловались на RT из-за «Боинга»
  192. Украина запретила вещание уже 14 российских каналов
  193. Британский регулятор признал трансляции RT предвзятыми // «РБК», 21.09.2015
  194. Причин для запрета трансляции RT Deutsch нет – орган надзора за СМИ в ФРГ.
  195. Претензии британского банка к Russia Today TV UK связаны с политикой «знай своего клиента» «NEWSru.com», 19.10.2016
  196. 1 2 Екатерина Гробман, Михаил Коростиков, Галина Дудина. С Russia Today не посчитались Газета «Коммерсантъ» № 193 от 18.10.2016, стр. 6
  197. Британский банк: письмо о закрытии счетов было адресовано не RT Русская служба, 19.10.2016
  198. 1 2 Иск RT к британскому регулятору Ofcom отклонен, BBC, 28.03.2020
  199. RT подал иск к Навальному и Соболь из-за видео о накрутке просмотров. Ведомости. Дата обращения 7 июня 2020.
  200. Суд принял иск RT к ФБК и Znak.com из‑за материала про накрутки роликов телеканала. Медиазона. Дата обращения 11 июня 2020.
  201. RT потребовал по 500 тысяч рублей от Навального, Соболь и Znak.com из-за публикаций о накрутках просмотров на YouTube. meduza.io. Дата обращения 3 июля 2020.
  202. Предпосылки «Оценки деятельности и намерений России на американских выборах»: аналитический процесс и установление авторов кибер-происшествия.
  203. «Дорогое ЦРУ! Тема не раскрыта»
  204. Британский парламент призвал правительство начать диалог с Россией
  205. Симоньян: британские парламентарии не придумали, как закрыть RT и Sputnik
  206. СМИ: Конгресс США ведет расследование связей Трампа с РФПИ
  207. Американский конгрессмен предложил зарегистрировать RT в качестве иноагента
  208. Twitter огорчил сенат США: данных об RT и «русских ботах» оказалось мало
  209. Twitter заблокировал рекламу аккаунтов RT и Sputnik
  210. Google не нашла доказательств манипуляций RT в преддверии выборов в США
  211. США пытаются объявить канал RT иностранным агентом
  212. Телеканал RT зарегистрировался иностранным агентом в США
  213. Путин подписал закон о статусе иноагента для СМИ «РИА Новости», 25.11.2017
  214. Конгресс лишил RT аккредитации на Капитолийском холме
  215. Минюст РФ признал девять СМИ иностранными агентами
  216. Минюст США зарегистрировал иноагентом компанию, сотрудничавшую с RT
  217. YouTube начал помечать видео СМИ, которые получают государственное финансирование
  218. Симоньян прокомментировала прекращение показа RT в Гуантанамо
  219. RT перестанет вещать в Вашингтоне
  220. MHz in DC — Channel Listings
  221. Телеканал RT исключили из двух сетей вещания в США
  222. Комитет по защите журналистов осудил регистрацию RT иностранным агентом
  223. Глава МФЖ признал «скрытой цензурой» отзыв аккредитации RT в конгрессе США
  224. В ОБСЕ отреагировали на лишение RT аккредитации
  225. Одна из партий в США призвала Минюст прекратить преследование RT
  226. В ООН раскритиковали ограничения против RT и Sputnik
  227. Маргарита Симоньян сообщила о проверке RT австралийской полицией
  228. Пётр Федынский. Первая жертва войны – это всегда правда. Русская служба «Голоса Америки» (12 августа 2008). Дата обращения 26 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  229. Александр Мельман. Маргарита Симоньян: «Я не пиар-менеджер страны». Московский комсомолец (25 сентября 2009). Дата обращения 26 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  230. Ведущая телеканала RT в прямом эфире объявила об увольнении. lenta.ru, 2014-03-06.
  231. Телеканал RT обвинил уволившуюся в прямом эфире ведущую в саморекламе. lenta.ru, 2014-03-06.
  232. Российский телеканал не против «инакомыслия» сотрудников. RT, 2014-03-06.
  233. Max Blumenthal and Rania Khalek. How Cold War-Hungry Neocons Stage Managed RT Anchor Liz Wahl’s Resignation // Truthdig. — Mar. 19, 2014. Архивировано 21 октября 2020 года.
  234. В увольнении с Russia Today нашли след Нуланд. Газета.Ру. Дата обращения 10 апреля 2014.
  235. Журналистка уволилась с Russia Today из-за политики. Би-би-си, 2014-07-18.
  236. Корреспондент Russia Today в Лондоне увольняется из-за сюжетов телеканала о крушении «Боинга-777».
  237. Портал Newsru исказил слова уволившейся с RT журналистки. RT
  238. Пауло Коэльо шокировали бурятские милиционеры: он больше не выходит на остановках. NEWSru.com (29 мая 2006). Дата обращения 25 января 2010.
  239. Начался допрос Андрея Лугового. Lenta.ru (8 декабря 2006). Дата обращения 25 января 2010.
  240. Съемочную группу Russia Today не пустили в Эстонию. РИА Новости (23 октября 2007). Дата обращения 25 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  241. Корреспонденты Russia Today пострадали от действий грузинской полиции. Российская газета (7 ноября 2007). Дата обращения 25 января 2010.
  242. Политическое противостояние в Тбилиси достигло пика (недоступная ссылка). Маяк (радиостанция) (7 ноября 2007). Дата обращения 25 января 2010. Архивировано 19 июня 2007 года.
  243. В Белграде избили журналистов Russia Today. Lenta.ru (21 февраля 2008). Дата обращения 25 января 2010.
  244. Сайт телеканала Russia Today подвергся атаке хакеров. РИА Новости (10 августа 2008). Дата обращения 25 января 2010. Архивировано 26 августа 2011 года.
  245. Хакеры добавили слово «nazi» к заголовкам сайта Russia Today // Лента.ру
  246. Украинские пограничники не пустили в страну съёмочную группу испанской редакции
  247. Экс-сотрудник Госдепа назвал «позором» выходку Кирби
  248. Представитель Госдепа вышел из себя из-за вопроса RT о Сирии

СтатьиПравить

СсылкиПравить