Открыть главное меню

Периодические издания на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны

Оккупационная немецкая газета «Правда» на деле была пародией на своего советского конкурента.

Периодические издания на оккупированной Третьим рейхом территории СССР в период Великой Отечественной войны представлены в относительно равной степени, как издававшимися оккупационными немецкими, финскими и румынскими властями газетами и журналами, так и выпускавшейся подпольно, в том числе партизанами, советской печатной продукцией.

Всего, в разное время, на захваченной Третьим рейхом и его союзниками территории печаталось около трёхсот коллаборационистских газет и журналов[1], примерно столько же наименований советских газет издавалось подпольщиками в немецком тылу[2], центральные советские газеты разбрасывались с самолётов, распространялись партизанами.

История периодики на оккупированной территории СССР началась вскоре после начала войны и продолжалась до последних её дней (последний номер оккупационной газеты «За родину» вышел в Курляндском котле 7 мая 1945 г.)

Содержание

Немецкие изданияПравить

 
Орловская газета «Речь».

Немецкие оккупационные газеты выпускались на русском, украинском, белорусском, молдавском, литовском, латышском, эстонском и других языках народов СССР, среди них особую роль играли газеты на русском языке[3]. В связи с разными условиями пропагандистской работы и соревновательностью, коллаборационные периодические издания имели строгую привязку к регионам[4], были и специализированные издания, ориентированные на конкретные группы читателей — крестьян, рабочих, военных, женщин и т. д. Антисемитская тема присутствовала во всех оккупационных периодических изданиях[5], большое значение имела религиозная риторика, но и она имела пропагандистскую окраску, большую роль в этом играл журнал «Православный христианин»[6]. Большинство немецких оккупационных газет придерживались тезиса о превентивности войны Германии против СССР, обвиняя в развязывании войны СССР[7].

 
Смоленская газета «Новый путь». Всё время существования газеты её бессменным редактором оставался бывший редактор газеты «Рабочий путь» коллаборационист Долгоненков.

Изначально, газеты представляли собой скромные информационные листки, но, в связи с тем, что с немецкими властями начинали сотрудничать советские коллаборационисты, некоторые из которых имели издательский опыт, а порой и специально приглашённые немцами бывшие эмигранты с соответствующим опытом работы, газеты разрастались до серьёзных изданий. Например, рижскую газету «Русский вестник» редактировал известный в эмиграции писатель и журналист Владимир Клопотовский (Лери), ответственными редакторами русскоязычной киевской газеты «Последние новости» являлись первоначально доцент Л. В. Дудин, а затем профессор Константин Штепа. Однако, в целом, по признанию оккупационной газеты «Голос Крыма» и в 1943 году «журналистов по существу до бедности мало… Положение прессы при отсутствии журналистов крайне затруднительно». В основном газеты печатали немецкую информацию, в частности, из-за того, что сбор местной был сопряжён с опасностью для журналистов-коллаборационистов, для таких журналистов были разработаны инструкции, так имена и фамилии карателей и перебежчиков могли быть опубликованы в газете только с их согласия.

В целом, немецкие газеты давали однообразный, в основном пропагандистский, материал и сообщения о боевых успехах Вермахта, позже сообщения о РОА[8]. В 2009 году «Известия СмолГУ»[9] опубликовали работу И. Б. Красильникова, в которой он отметил следующее:

Все оккупационные газеты составлялись по одинаковому образцу. Лицевые полосы были посвящены официальным сообщениям германских властей и положению на фронте. Далее, как правило, шли рассказы о «новой жизни», статьи и очерки, критикующие советский строй. Последние страницы отводились под размещение рекламы, сообщения о культурной жизни. При этом можно отметить, что в различных газетах печатались одни и те же статьи и сообщения. Материал для большинства газет поставляло созданное в Берлине специальное пресс-бюро.

«Состояние образовательных и культурно-просветительских учреждений Смоленской области в период немецкой оккупации»

Историк Олег Романько, ссылаясь на известного коллаборациониста Александра Казанцева, указывал на то, что, несмотря на однообразие немецких газет, и тут был наложен запрет на их распространение, нельзя было распространять газеты предназначенные для одного региона в другом, такое распространение каралось наравне с распространением советских газет[10], делалось это, в том числе, и из страха перед возможной консолидацией русских сил, например, боязни немцев незапланированного влияния РОА на массы через газеты[11]. Один из редакторов коллаборационисткой газеты утверждал по этому поводу следующее:

Так, например, газета «За родину», где работал я, была подведомственна ОКВ (Верховному Командованию Вермахта) и пропагандировала Власова и его «движение», когда никто о нём ничего ещё и не слышал (потом сверху запретили), а «Новое Слово» контролировалось геббельсовской конторой и о Власове полслова написать запрещалось.

Стенрос-Макриди, газета «Наша страна» от 01.012.14, № 2981

РСФСРПравить

 
Псковско-рижская газета «За родину». В годы ВОВ в неё перешла вся редакция «Псковского колхозника».

Немецкие издания на территории России в годы Великой Отечественной войны были представлены, в основном, русскоязычными газетами и журналами, разовые тиражи которых доходили до 100 тыс. экземпляров. Известными оккупационными многотиражками были псковская газета «За родину»[12], орловская «Речь» и смоленская «Новый путь»[13], кстати, редактором оккупационной немецкой газеты «Новый путь» стал бывший редактор газеты «Рабочий путь»[14], что является примером распространённого[15] сотрудничества работников советской прессы с немцами в годы Великой Отечественной войны, аналогичный случай произошёл с редактором газеты «Псковский Колхозник», он стал редактором оккупационной немецкой газеты «За родину», причём вместе с ним к немцам перешла вся редакция[16], исследователи определяли подобное чистейшим коллаборационизмом[17].В г. Курске до января 1943 года издавалась газета «Kursker Nachrichten».

В Крыму, в Симферополе, с декабря 1941 издавалась газета «Голос Крыма» — коллаборационистская газета на русском языке. Там же, частично на базе типографии и персонала советской газеты “Къзыл Кърым”, с января 1942 в качестве печатного органа Симферопольского мусульманского комитета издавалась коллаборационистская газета «Азат Кърым» («Свободный Крым»)[18][19].

С 22 марта 1942 года в Смоленском районе в количестве 150 тысяч экземпляров выходила специальная газета для крестьян «Колокол»[20]. На Северном Кавказе выходила коллаборационистская газета «Газават», специализирующаяся на военной пропаганде среди мусульман[21], её лозунгом был «Аллах над нами — Гитлер с нами»[22]. Даже в небольших городках, порой, выходили собственные газеты, например, в станице Лабинской, причём редактором оккупационного СМИ был местный школьный учитель русского языка и литературы[23], впоследствии осуждённый на десять лет[24].

УССРПравить

Активное участие в создании периодических изданий приняли походные группы ОУН, выпускавщие многочисленные издания на украинском языке. Одним из первых их изданий стало «Украинское слово», редакция которого перемещалась из города в город вплоть до занятия немцами Киева. В декабре редакция газеты была арестована и вскоре казнена, а новый редактор К. Ф. Штеппа переименовал газету в «Новое украинское слово», которое стало выходить на русском языке. Параллельно в Киеве Л. Дудин издавал газету «Последние новости».

В Харькове активную роль в издании местной прессы играли А. Любченко и В. Петров (оказавшийся советским разведчиком).

На западе Украины заметную роль в журналистике и издательстве оккупационной прессы играл Улас Самчук. В ноябре 1941 г. он совершил поездку по центральным и восточным районам Украины, где брал интервью у деятелей местной оккупационной администрации.

На Донбассе, по сообщению берлинской газеты на русском языке «Новое слово» за 8 июля 1942 года, выходило более 10 газет. С октября-ноября 1941 года начали выходить: «Мариупольская газета» (на украинском языке), «Донецкий вестник», «Донецкая газета» (на украинском языке, Славянск), позже «Бахмутский вестник», «Новая жизнь» (Чистяково), «Снежнянский вестник», «Дебальцевский вестник» и «Харцызский вестник», а в начале 1942 года начали издаваться: «Украинский Донбасс» (Горловка), «Константиновские вести» и «Хлебороб» (Волноваха).

На территории Транснистрии (включая Одессу) русскоязычные издания имели прорумынскую направленность.

ПрибалтикаПравить

Одним из заметных немецких оккупационных изданий Латвии была газета «Двинский вестник».

Финляндские изданияПравить

На территории оккупированной Карело-Финской ССР финляндскими властями издавалось несколько газет — финноязычные «Vapaa Karjala» («Свободная Карелия») и «Paatane enviesti» («Паданские вести»), а также русскоязычная «Северное слово».[25]

Советские изданияПравить

К началу 1942 года, на оккупированной немцами советской территории, типографским способом издавалось немногим более 20 просоветских газет, но в 1943—1944 гг. число изданий подпольной и партизанской печатной продукции возросло до 270[26]. Порой, ситуация с бумагой была настолько плачевной, что газеты печатали на бересте[27] и на обоях.

Следует отметить, что некоторые советские газеты, в особенности газеты фронтовых издательств, являлись пропагандистскими и по этой причине далеко не всегда могут являться достоверными источниками о жертвах нацистской истребительной политики[28].

РСФСРПравить

В 1941 году на занятом немцами Северо-Западе России в Полновском районе была создана первая и единственная, на тот период времени, партизанская типография небольшой производительности[29], газеты же отпечатанные в СССР почти не доходили до населения оккупированных территорий из-за того, что советская печатная продукция разбрасывалась самолётами в прифронтовой зоне, откуда местные жители выселялись немцами[30]. Однако, с развитием партизанского движения, в 1942—1943 гг. издательская деятельность расширилась настолько, что политотделы партизанских бригад и отрядов стали отправлять в Ленинград по пять обязательных экземпляров всех своих газет и листовок[31].

Множество газет для партизан издавалось в Ленинградской, Смоленской, Новогородской, Орловской и в других областях. В Ленинградской области, например, выпускались «Партизанская месть», «Патриот Родины» «Красный партизан», "Псковский колхозник, «Партизанская правда». Любовью среди партизан пользовалась газета «За Ленинград». Журналисты-партизаны трудились в тяжёлых условиях. Тогда никто не знал их имён. В те суровые годы поэт Б. Лихарев посвятил им строки: «Как зовут их? Не скажу, не знаю, Партизан сокрыты имена. Тем они славнее засияют в день победы для тебя, страна». К сожалению, мы и сейчас мало знаем о мужестве партизан журналистов. Трудно найти сколько-нибудь значительное исследование о газетах, издававшихся в партизанских частях и соединениях.

Журналист Горевалов С.И. (Киевский международный университет) «Советская печать в годы Великой Отечественной войны».

Многие партизанские газеты печатались на оборудовании советских газет, например, газета «Новороссийский партизан» издавалась на печатной машине газеты «Новороссийский рабочий».

БелоруссияПравить

На оккупированной территории Белоруссии подпольно издавалось 162 газеты, в том числе республиканских — 3, областных — 14, межрайонных и районных — 145[32], распространялись центральные советские газеты[33]. В Минске оккупанты готовы были выплатить 75 тысяч марок тому, кто укажет, где подпольно печаталась газета «Звязда»[34].

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

  1. «Русские газеты на оккупированной советской территории (1941—1944 гг.)» «Новый исторический вестник», журнал РГГУ.
  2. Книга «История отечественной журналистики (1917—2000)», Иван Кузнецов: «Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. В 1943—1944 гг. число республиканских, областных, городских, межрайонных газет и газет отдельных партизанских отрядов достигало трёхсот названий».
  3. «Русские профашистские газеты, издававшиеся на оккупированной территории СССР (1941—1944), Л. А. Молчанов (РГГУ)»."
  4. «Русская печать под нацистами». Радио «Свобода» от 04.07.2010
  5. «Не так», историческая программа, проводимая совместно с журналом «Знание-сила». «Не так: Идейный коллаборационизм в годы Великой Отечественной Войны — продолжение», радиостанция «Эхо Москвы» от 11.06.2011, историк Олег Будницкий: «И практически все эти люди (журналист Владимир Соколов (Владимир Самарин), Олимпиада Полякова (Лидия Осипова) и Константин Штеппа), о которых я говорил и буду говорить сегодня, они сотрудничали в различных нацистских газетах оккупационных, и там обязательно проходила антисемитская тема в самом её гнусном нацистском варианте».
  6. Книга: «Неизвестная блокада», историк Ломагин Никита Андреевич: «Немецкая пропаганда активно велась и через издаваемые на русском языке газеты и журналы, большую роль в этом играл журнал „Православный христианин“, начавший выходить в июне 1942 г».
  7. Книга «История отечественной журналистики (1917—2000)», Иван Кузнецов: «На временно оккупированной территории фашисты издавали десятки газет, со страниц которых утверждалось, что в развязывании небывалой в истории человечества войны повинна не гитлеровская Германия, а Советское государство. Эта ложь распространялась и в газетах, и в радиопередачах гитлеровцев».
  8. «Особый фронт. Немецкая пропаганда на Восточном фронте в годы Второй мировой войны», историк Александр Васильевич Окороков: «Передовицы газет, издававшихся на оккупированных территориях, не отличались особым разнообразием. Их основу составляли, как правило, победные реляции со всех театров военных действий вермахта, а также репортажи с мест боёв — в основном глазами немецких журналистов».
  9. «Известия Смоленского государственного университета», ежеквартальный журнал № 1(5), Смоленск, 2009 год.
  10. Олег Валентинович Романько, «Крым под пятой Гитлера. Немецкая оккупационная политика в Крыму», А. Казанцев: «Так, газета, выходящая в Крыму, была запрещена в Смоленске, журнал, печатаемый в Пскове… в Харькове преследовался наравне с советскими листовками».
  11. Олег Валентинович Романько, «Крым под пятой Гитлера. Немецкая оккупационная политика в Крыму», А. Казанцев: «Точкой консолидации русских сил могла бы быть общая идея, чьё-то имя или просто даже какой-то факт, событие общегосударственного значения. На это, несмотря на относительное однообразие помещаемых в прессе материалов, и был наложен… немецкий запрет…».
  12. Книга «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации», историк Борис Ковалёв.
  13. «Материалы международной научной конференции (Псков, 10 — 11 декабря 2009 года)», историк Борис Ковалёв: «В центральной России широко распространялась смоленская газета „Новый путь“ и орловская „Речь“, имевшая наибольший тираж».
  14. «Интеллигенция, часть 1» Радио «Свобода» от 11.10.2011, Владимир Абаринов: Отрывок из рассказа профессора Кончаловского (Париж, май 1951): "Редактор газеты «Новый путь» прежде был редактором газеты «Рабочий путь».
  15. Правда истории и «историческая правда» Радио «Свобода» от 27.06.2013, историк Олег Будницкий: «Или вот в Смоленске был такой поэт Долгоненков — конкурент Твардовского. Член Союза писателей СССР с момента его основания. И вот этот Долгоненков был редактором коллаборационистской газеты „Новый путь“ в Смоленске, одной из самых известных. И таких случаев великое множество».
  16. «Цена Победы: Нацистская оккупация: предатели и коллаборационисты» Радиостанция «Эхо Москвы», передача Виталия Дымарского «Цена Победы» от 07.04.2008, историк Борис Ковалёв: «Например, газета „Псковский колхозник“ вместе со своим главным редактором Петровым в полном составе перешла на сторону немцев».
  17. «Цена Победы: История войны: латвийский вариант» «Эхо Москвы» от 17.03.2012, журналист Виталий Дымарский историку Каспарсу Зеллису: «Была газета городская, коммунистическая, советская. Потом пришли немцы и тот же коллектив стал выпускать газету для оккупационной власти. Это чистый коллаборационизм, конечно, безусловно, не говоря о более явных примерах».
  18. С. Б. Филимонов. Запретно-забытые страницы истории Крыма. Поиски и находки историка-источниковеда.
  19. Гуркович В. Н. Образ врага (профашистские газеты «Голос Крыма» и «Азат Кърым» о союзниках СССР в годы Второй мировой войны) // Историческое наследие Крыма, 2004, № 8.
  20. Окороков А. В. Особый фронт. Немецкая пропаганда на Восточном фронте в годы Второй мировой войны. — 2007. — ISBN 978-5-85887-237-5.
  21. «Антисоветский газават» «Независимая газета» от 15.06.2001: «На Северный Кавказ направлялась газета „Газават“, основное внимание в которой уделялось формированию мусульманских батальонов-легионов».
  22. Статья «Депортация закончена, забудьте…», историк Борис Соколов: «Издававшаяся в Берлине газета северокавказских коллаборационистов „Газават“ выходила под лозунгом „Аллах над нами — Hitler с нами“.
  23. „Записки секретаря военного трибунала“, Яков Исаакович Айзенштат: „В оккупированном Лабинске начала тоже выходить газета на русском языке. Её главным редактором стал бывший преподаватель русского языка и литературы лабинской школы Жарков. Он не ушёл с немцами при их отступлении и предстал перед Военным трибуналом Армавирского гарнизона“.
  24. „Записки секретаря военного трибунала“, Яков Исаакович Айзенштат: „Военный трибунал учёл преклонный возраст обвиняемого, наличие у него сына в Красной армии, применил статью 51 Уголовного кодекса, позволяющую перейти к другой, менее тяжкой мере наказания, и осудил Жаркова не к расстрелу, а к десяти годам лишения свободы. Издававшаяся им газета, как и многие сотни других газет, выходивших на оккупированной территории, останутся интереснейшими историческими документами того времени и заслуживают пристального изучения историков“.
  25. Печать в годы Великой Отечественной войны на территории Карелии (недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2014. Архивировано 11 февраля 2006 года.
  26. «История новейшей отечественной журналистики», Рафаил Погосович Овсепян: «Так, если зимой 1941—1942 гг. типографским способом издавалось немногим более 20 газет, то в 1943—1944 гг. число их возросло до 270».
  27. «От выставки журналистики — к музею прессы» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3314: «Например, представлены партизанские листовки времён Великой Отечественной войны. Или „выпущенная“ на бересте партизанская газета».
  28. «Нацистская война на уничтожение на северо-западе СССР: региональный аспект Материалы международной научной конференции (Псков, 10 — 11 декабря 2009 года)», историк М. Алексеева: «Являясь одним из средств пропаганды, советская газета „За Родину“ (ежедневная газета Северо-Западного фронта) далеко не всегда может являться достоверным источником о жертвах нацистской истребительной политики».
  29. «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации», историк Борис Ковалёв: «Так, на Северо-Западе России в 1941 году партизаны смогли подготовить лишь одну подпольную типографию».
  30. «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации», историк Борис Ковалёв: «Народные мстители обнаружили, что советской литературы — газет, листовок — поступает явно недостаточно. Жители некоторых деревень не видели её с начала оккупации. Население высказывало жалобы, что ограниченное количество советской прессы разбрасывалось самолётами в прифронтовой зоне, откуда местные жители обычно выселялись».
  31. «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации», историк Борис Ковалёв: «Устная агитация и пропаганда, исходившая от представителей партизанских отрядов, стала важнейшей формой работы сил сопротивления среди населения оккупированной территории Северо-Запада РСФСР. Политотделы бригад и отрядов отправляли в Ленинград по пять экземпляров всех своих газет, листовок, плакатов».
  32. Книга «История отечественной журналистики (1917—2000)», Иван Кузнецов (см. Кузнецов И., Попов Н. Советская печать в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1975. № 2. С. 4.): «Только на оккупированной территории Белоруссии, справедливо считавшейся в годы войны Партизанской республикой, издавалось 162 газеты, в том числе республиканских — 3, областных — 14, межрайонных и районных — 145».
  33. Книга: «Вермахт и оккупация», Мюллер Норберт: «В начале 1943 г. почти все партийные комитеты на оккупированной территории выпускали систематически газеты, листовки и воззвания. О размахе этой деятельности свидетельствуют следующие данные: только в период с мая по август 1943 г. под руководством ЦК КП Белоруссии среди населения было распространено около 930 тыс. экземпляров центральных советских газет и других печатных изданий, 2,3 млн листовок и более 664 тыс. книг, брошюр и журналов. Политический отдел Центрального штаба партизанского движения переправил в оккупированные районы с декабря 1942 г. до середины марта 1943 г. более 6 млн листовок и брошюр различных наименований. Кроме того, в этот же период времени партизаны получили более 80 портативных типографий».
  34. «Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом»: «Оккупационные власти объявили награду 75 тысяч марок тому, кто укажет, где печаталась подпольная газета („Звязда“)».