Открыть главное меню

Berliner Tageblatt («Берлинер тагеблатт», «Берлинский ежедневник») — ежедневная газета, выходившая в Берлине в 1872—1939 годах. Одна из двух наиболее важных немецких либеральных газет этого времени. Berliner Tageblatt отражала настроения либеральной торговой буржуазии и являлась полуофициальным печатным органом Немецкой демократической партии. В 1906—1933 годах должность редактора занимал влиятельный публицист Теодор Вольф, сменивший ушедшего по болезни Артура Левисона.

Berliner Tageblatt
Plakat 1899.jpg
Рекламный плакат газеты, 1899
Оригинальное
название
нем. Berliner Tageblatt
Тип периодическое издание и газета
Основана 1 января 1872
Прекращение публикаций 1939
Язык немецкий
Тираж 300 000 (1917)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

В связи с заинтересованностью германского торгового капитала в торговле с Советской Россией, отношение газеты к СССР было с точки зрения СССР довольно объективным. Имела своего постоянного корреспондента в Москве (Пауль Шеффер), которому было отказано в повторном посещении СССР.

ИсторияПравить

1 января 1872 года Рудольф Моссе начал выпуск рекламного листка под названием Berliner Tageblatt, развившегося в дальнейшем во влиятельную газету. В ходе Ноябрьской революции 5 января 1919 редакцию газеты на короткое время заняли солдаты добровольческого корпуса. К 1920 году ежедневный тираж газеты приблизился к 245 тыс. экземпляров.

До прихода к власти нацистов 30 января 1933 года газета была особенно враждебна к их программам. 3 марта 1933 года, после пожара в Рейхстаге, издатель Ханс Лахман-Мосс уволил главного редактора газеты Теодора Вольфа как еврея за критику нацистского режима. Вольф был вынужден бежать из страны, сначала в австрийский Тироль на самолёте, а затем в Швейцарию. После поражения Франции в июне 1940 года Теодор Вольф безуспешно пытался выбраться из оккупированной страны в Америку. Итальянские оккупационные власти арестовали его в мае 1943 года и передали его гестапо. Он был отправлен в марсельскую тюрьму, а затем в концлагерь Заксенхаузен. С диагнозом «воспаление легких» его поместили в берлинскую больницу для евреев, где он умер через три дня. Теодор Вольф похоронен на еврейском кладбище в Вайсензее.

В 1927—1933 в газете также работал Генрих Якоб (Heinrich Eduard Jacob). Ему, как и Вольфу, пришлось бежать в Вену от преследований нацистской партии. В Вене он подвергся преследованиям австрийских нацистов, в результате чего Якоб был заключен в Дахау (1938). После освобождения получил американское гражданство, но долгое время жил и работал в Европе. Якоб умер в 1967 году. Похоронен вместе со своей женой на еврейском кладбище в Берлине.

После 1933 года нацистское правительство взяло газету под свой контроль (Gleichschaltung). Однако в сентябре 1933 года специальным разрешением министра пропаганды Геббельса газета была освобождена от обязанности перепечатывать нацистскую пропаганду, чтобы таким образом создать видимость свободы прессы в Германии. Для того, чтобы обеспечить уважение и доверие к газете со стороны иностранной прессы, на должность редактора с апреля 1934 года был назначен Пауль Шеффер. Он был первым иностранным журналистом, которому было отказано в повторном въезде в Советский Союз, так как в 1929 году он опубликовал отрицательные отчеты о пятилетке и предсказал наступление голода.

В течение двух лет Шеффер окружил себя независимо мыслящими выпускниками высших учебных заведений, такими как Маргарет Бовери. Она написала в 1960 году, что Шеффера «с самого начала ненавидели в министерстве пропаганды, и только благодаря его хорошим международным связям его не уволили в первые годы существования режима». В конце концов Шефферу пришлось уйти в отставку (31 декабря 1936).

Газета была окончательно закрыта нацистами 31 января 1939 года.

Имя газеты возродилось в качестве подзаголовка интернет-газеты «BERLINER TAGESZEITUNG» немецкого медиамагната Райко Опитца в 2007 году, одного из ведущих немецких СМИ[1].

Главные редакторыПравить

Тираж газетыПравить

Год Тираж Тираж (воскресный выпуск)
1917 245,000 245,000
03.1919 160,000-170,000 300,000
1920 245,000 300,000
1923 ~250,000
04.1928 150,000 150,000
1929 137,000 (Берлин: 83,000) 250,000
1930-1931 121,000 (Берлин: 77,000) 208,000 (Берлин: 113,000)
04.1931 140,000 140,000
1933 130,000-240,000 130,000-240,000

Известные сотрудникиПравить

ПримечанияПравить

  1. register.dpma.de. Дата обращения 8 августа 2010. Архивировано 8 августа 2012 года.