Коммерсантъ (издательский дом)

«Коммерса́нтъ» — российский издательский дом[1]. Полное наименование — Акционерное общество «Коммерсантъ». Штаб-квартира — в Москве.

АО «Коммерсантъ»
Изображение логотипа
Entrance to Kommersant.jpg
Тип Акционерное общество
Основание 1990
Основатели Владимир Яковлев
Расположение  Россия: Москва
Ключевые фигуры Владимир Желонкин (генеральный директор и главный редактор)
Отрасль Издательский бизнес
Оборот $129 млн (2008 год)
Чистая прибыль Св. $13 млн (2005 год)
Материнская компания ООО «Коммерсантъ-Холдинг»
Сайт kommersant.ru

Издательский дом «Коммерсантъ» основан в 1990 Владимиром Яковлевым[2].

ИсторияПравить

Издательский дом «Коммерсантъ» был создан на базе частного еженедельника «Коммерсантъ». 15 июня 1988 года корреспондент журнала «Огонёк» Владимир Егорович Яковлев совместно[3][4] с Глебом Олеговичем Павловским создал информационный кооператив «Факт», который в сотрудничестве с Союзом кооператоров начал выпускать первое частное деловое издание в Советском Союзе — газету «Коммерсантъ». Нулевой номер газеты «Коммерсант» вышел в августе 1989 г. он назывался «Еженедельное издание информационного агентства Postfactum» Одновременно он помечен номером 2276 как издание, выходящее с 1908 года[5].

С 8 января 1990 года газета стала выходить в регулярном режиме[6].

В 1993 году создан филиал в Санкт-Петербурге; Антон Антонов-Овсеенко в рецензии на книгу «Битлы перестройки» отмечал[7]:

Владимир Яковлев направил меня директором филиала газеты «КоммерстантЪ-daily» в Санкт-Петербург. Я тогда на всякий случай запасся рекомендательным письмом тогдашнего помощника президента России Сергея Станкевича, друга всех журналистов страны.

В 1999 100 % акций ИД «Коммерсантъ» было выкуплено российским предпринимателем Борисом Березовским вместе с грузинским предпринимателем Бадри Патаркацишвили.

В начале 2006 год после ряда резких политических заявлений Березовский продал свою долю в «Коммерсанте» Патаркацишвили. В сентябре 2006 год издательский дом был продан близкому к «Газпрому» предпринимателю Алишеру Усманову[8].

В начале августа 2007 года 100 % акций ЗАО «Издательский дом „Коммерсантъ“» были переведены на баланс российской компании ООО «Коммерсантъ Холдинг». Среди основных причин создания холдинга в пресс-службе «Коммерсанта» называют необходимость перевести активы ИД под юрисдикцию РФ. Ранее акции ИД были распределены между несколькими зарубежными компаниями[9].

12 декабря 2011 года Генеральный директор издательского дома, член Общественного совета Российского еврейского конгресса, Демьян Кудрявцев подал в отставку вслед за увольнением Алишером Усмановым редактора журнала «Коммерсантъ Власть» Максима Ковальского и генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-холдинг» Андрея Галиева[10]. Причиной этого стало то, что после выборов в Государственную думу в фотогалерее к публикации, в которой говорится о выборах, была помещена фотография испорченного бюллетеня с оскорбительным обращением к Владимиру Путину, при этом в подписи к снимку было указано, что это «правильно заполненный бюллетень»[11].

В июне 2012 года произошла смена руководства ИД «Коммерсантъ». Демьян Кудрявцев окончательно покинул «Коммерсантъ» в связи с увольнением. Генеральным директором ИД был назначен Павел Филенков, генеральным директором ЗАО «Коммерсантъ-холдинг» — Дмитрий Сергеев.

В июле 2022 года произошла реорганизация с целью оптимизации расходов, в ходе которой было ликвидирована и присоединена с сокращением персонала петербургская редакция, которая прежде действовала автономно[12].

Собственники и руководствоПравить

Владельцем 100 % акций издательского дома является медиахолдинг ЗАО «Коммерсантъ-холдинг», в свою очередь контролируемое российским предпринимателем Алишером Усмановым.

В октябре 2013 года новым президентом издательского дома «КоммерсантЪ» был назначен Владимир Борисович Желонкин (в 2010—2011 годах занимал пост гендиректора медиагруппы «Звезда», позднее он стал заместителем полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе[13][14]), сменивший на этом посту Дмитрия Сергеева. Сообщается, что владелец ИД Алишер Усманов утверждает, что уход с этой должности Дмитрия Сергеева связан с личными обстоятельствами последнего[15]. «Как только он решит свои вопросы, я очень надеюсь, он вернется в наш коллектив. Он остается в моей команде», — говорит Алишер Усманов. Генеральным директором с декабря 2014 года по май 2016 года была Мария Комарова[13]. Её сменил Желонкин.

Генеральный директор АО «Коммерсантъ», главный редактор газеты «Коммерсантъ» и сетевого издания «Коммерсантъ» — Владимир Желонкин.

Заместитель шеф-редактора АО «Коммерсантъ», директор по информационно-цифровым платформам АО «Коммерсантъ» — Кирилл Урбан.

Главный редактор еженедельника «Коммерсантъ WEEKEND» — Елена Нусинова.

Заместители шеф-редактора АО «Коммерсантъ» — Дмитрий Бутрин, Александр Стукалин, Иван Сухов, Рената Ямбаева.

Руководитель информационного центра — Евгений Козичев.

Ответственный секретарь — Татьяна Крючкова.

ДеятельностьПравить

Издательский дом издаёт газеты «Коммерсантъ» и её тематические приложения, «Коммерсантъ-Украина» (Киев) (закрыт в 2014 году), журналы «Деньги» (1992—2017)[1][2][16], «Власть» (с 1997 года, с 2017 года — только электронная версия)[1][2], «Огонёк», «Автопилот»[1][2], «Weekend», а также региональные приложения. В холдинг также входят информационная FM-радиостанция «Коммерсантъ FM», веб-портал «Коммерсантъ Картотека» (с 2011 года), сайт kommersant.ru (является как отдельным новостным порталом, так и электронной версией печатных изданий ИД «Ъ»).

Ранее в составе издательского дома были издания «Наука» (закрыта в конце 2011 года) «Молоток» (с 1 ноября 2008 года прекратил свою деятельность, руководство ИД «КоммерсантЪ» объясняет закрытие журнала его неактуальностью)[17], «Секрет фирмы» (продан Рамблеру), «Каталог» (с 2016 года без новых выпусков), интернет-СМИ «Газета. Ru» (продана российско-американской интернет-компании СУП), телеканал «Коммерсантъ ТВ» (закрыт 1 июля 2012 года, объясняется убыточностью), издание «Citizen K» (закрыта в июне 2012 года, руководство объясняет закрытие экономическими причинами).

Владельцем всех активов ИД «КоммерсантЪ» является ООО «Коммерсантъ Холдинг», который в 2007 году консолидировал на балансе 100 % акций издательского дома.

Оборот издательского дома в 2005 году, по собственным данным, составил около $61 млн, чистая прибыль — чуть больше $13 млн. В 2008 году выручка достигла $129 млн[18].

13 марта 2014 года гендиректор издательского дома Павел Филенков объявил о решении приостановить издание газеты «Коммерсантъ Украина» до того момента, пока ситуация не стабилизируется, хотя не исключил невозобновления издания. Он отметил, что в последнее время газета стала терять рекламодателей, а денег оставалось лишь на выплаты зарплат сотрудникам. По мнению Дмитрия Солопова, в прошлом бывшего генеральным редактором Коммерсантъ ФМ, помимо экономических причин закрытия газеты были и политические[19].

9 января 2017 года было объявлено о прекращении выпуска журналов «Власть» и «Деньги» в бумажном формате, сохранив их в электронном виде[20][21]. В феврале 2017 года стало известно о закрытии проекта «Lifestyle», созданного в декабре 2015 года. Этот раздел сайта издательского дома позиционировался как "умеренно глянцевый и в меру аналитический ", посвященный как «вещам и стилю жизни в целом», так и «моде как серьёзной индустрии»[22]. В мае стало известно о закрытии электронной версии журнала «Деньги»[23].

В сентябре 2021 года «Коммерсантъ» полностью обновил свой сайт[24].

Критика и скандалыПравить

26 августа 2020 года на сайте холдинга вышел материал без указания авторства под названием «Никто не хотел поспешать. Восстановлена хроника транспортировки Алексея Навального из России в Германию», в котором со ссылкой лишь на анонимные источники в медицинских кругах ответственность за долгую транспортировку отравленного политика Алексея Навального возлагалась на немецких врачей. Материал подвергся критике со стороны участников события из числа соратников политика, а также другими СМИ как несоответствующий действительности[25][26]. 27 августа 2020 года «Коммерсантъ» написал новую заметку под названием «Кто не хотел поспешать. Сторонники Алексея Навального напомнили свою хронологию его транспортировки в Германию», в которой привел опровержение первого материала[27].

ЦензураПравить

Как отмечало издание «Проект» в июле 2022 года, с 2020 года газета «Коммерсант» вместе с «Ведомостями», «РБК» и «Газетой.ру» без каких-либо причин перестали освещать деятельность «Левады-центра» и проводимые ими опросы населения. Издание связывало это с подконтрольностью этих СМИ российским властям, не желающим портить картину на фоне данных ВЦИОМ и ФОМа[28].

Лекция Дмитрия ПесковаПравить

30 сентября 2013 года на сайте «Коммерсанта» была опубликована заметка под заголовком «Дмитрий Песков рассказал, почему Владимир Путин не произносит имени Алексея Навального», где были приведены следующие слова чиновника: «Путин в этой стране в политическом плане находится вне конкуренции, если он произнесёт имя Навального, он отдаст ему часть своей популярности»[29].

Дмитрий Песков в этот день читал лекцию студентам академии на тему «Новостная журналистика в России», при этом присутствующим объяснили, что встреча проходит в формате «off the record» («не под запись»). По словам Президента Академии журналистики «Коммерсант» Андрея Колесникова, две сотрудницы сайта «Коммерсантъ» этого не поняли и опубликовали по итогам встречи три новости[29].

Андрей Колесников добавил, что новости были удалены с сайта, поскольку цитаты в них были неверными, а, кроме того, «сообщения грубо нарушали договоренности по этому поводу». Новость была перепечатана информационными агентствами, а через три часа «Интерфакс» разослал оповещение об отмене: "Сообщение, вышедшее 30 сентября в 21:50 под заголовком «Песков объяснил, почему Путин не произносит имени Навального», аннулируется по просьбе ИД «Коммерсант»[29].

Исчезновение статей и правка интервьюПравить

28 ноября 2013 года издание Lenta.ru сообщила о том, что с сайтов газет «Коммерсантъ» и «Московский комсомолец» исчезли заметки про расследование Алексея Навального, посвященное дачам высокопоставленных чиновников: Вячеслава Володина, секретаря генсовета «ЕР» Сергея Неверова, депутата-единороса Игоря Руденского, главы аппарата правительства Сергея Приходько и куратора подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке Николая Аншапова. При этом копии статей «Дворцовая ревизия» («Ъ») и «Навальный обнаружил младшего брата кооператива „Озеро“» («МК») можно найти в кэше Google[30].

Ссылку на эту публикацию разместили у себя заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ» Глеб Черкасов и твиттер издания. В удаленной заметке также были комментарий Руденского и пресс-секретаря председателя правительства Натальи Тимаковой, а заканчивался материал комментарием главы российского отделения «Transparency International» Елены Панфиловой[30].

В сентябре 2015 года с сайта «Коммерсанта» удалили несколько фраз оппозиционера Алексея Навального, которые он произнес интервью радиостанции «Коммерсант FM». В частности, исчезло высказывание политика: Когда я говорю «жулики и воры», я имею в виду и Путина, и Медведева, и Ротенбергов, и всех на свете. Мне никакого приговора суда не нужно, несмотря на то, что я юрист, они по сути своей являются жуликами и ворами. Кроме того, из текста пропало высказывание Алексея Навального о том, что у власти в России находится человек, который «войну развязал в Европе» и «который самолет сбил». Позднее «Коммерсант» объяснил, что удалил слова по рекомендации правового департамента издательского дома, поскольку заявление «может быть истолковано» как нарушение закона «О СМИ[31]».

Обвинения в публикации заказных статейПравить

4 сентября 2013 года на сайте «Коммерсанта» была опубликована статья «Студентка обвиняет штаб Алексея Навального в невыплате зарплаты». В ней говорится о студентке Анне Акиняевой, обратившейся в редакцию с жалобой на штаб кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. По её словам, поработать в штабе ей предложили в знакомом рекламном агентстве, пообещав заплатить за раздачу газет. Однако, как заявила студентка, обещанных денег в агентстве ей так и не заплатили, обвинив её в том, что она выбросила газеты[32]. Публикация в «Коммерсанте» вызвала негативную реакцию в блогосфере и обвинения в публикации заказной статьи, так как её заголовок не соответствовал содержимому, подписавший статью Михаил Петров больше ничего для издательского дома не писал, а материал вышел без какого-либо комментария штаба Навального[32]. В тот же день глава предвыборного штаба Леонид Волков в интервью радиостанции «Коммерсантъ FM» сообщил о том, что они поставили эксперимент, попробовав привлечь к раздаче рекламных материалов платных промоутеров. Однако он был признан неудачным, а со всеми его участниками был проведён расчёт. Оплату не получила лишь Анна Акиняева и её молодой человек Артем Паляничк, так как им не удалось раздать все газеты, поэтому оставшиеся экземпляры они отдали «случайно встреченным активистам»[33].

Закрытие «Коммерсантъ-Украина» (2014 год)Править

13 марта 2014 года гендиректор издательского дома Павел Филенков объявил о решении приостановить издание газеты «Коммерсантъ Украина.» до того момента, пока ситуация не стабилизируется, хотя не исключил невозобновления издания. Он отметил, что в последнее время газета стала терять рекламодателей, а денег оставалось лишь на выплаты зарплат сотрудникам. По мнению бывшего генерального редактора Коммерсантъ ФМ Дмитрия Солопова помимо экономических причин закрытия газеты были и политические[19]. Издание «Телекритика» со ссылкой на источники в украинском издании сообщило, что причиной закрытия газеты конфликт с российскими издателями относительно центрального материала первой полосы. Украинская редакция подготовила материал об угрозе вторжения вооружённых сил РФ на Украину, в котором собрала заявления Андрея Парубия, адмирала Игоря Тенюха, российского Минобороны, вице-адмирала Игоря Кабаненко и независимых экспертов. Россияне же приказали вместо этого поставить текст о вице-премьере Крыма Рустеме Темиргалиеве и формате перехода собственности Украины и украинцев к РФ, вышедший в российском номере на первой полосе. Украинская редакция сначала поставила русский текст, а потом решила этого не делать и не выпускать номер вообще, после чего на следующее утро было объявлено о прекращении издания газеты[34] . Спустя год эту версию подтвердил бывший редактор отдела экономики и финансов Вячеслав Садовничий, а бывший главред Валерий Калныш опубликовал весь последний выпуск вместе с так и не вышедшим первополосным материалом[35].

Освещение событий на УкраинеПравить

Согласно мониторингам журналистки украинского интернет-издания «Детектор медиа» Елены Шереметы, освещение событий в стране со стороны изданий холдинга часто совпадало с официальной позицией РФ и не было сбалансированным (отсутствие точки зрения второй стороны, активное использование анонимных источников)[36]. Ряд журналистов холдинга (вроде Янины Соколовской и Максима Юсина) на постоянной основе участвовали в ток-шоу на российских федеральных телеканалах («Время покажет» и «60 минут»), а их тезисы, по мнению Шереметы и Рыковцевой, нередко совпадали с точкой зрения российской власти[37][38]

В ходе вооружённого вторжения на Украину газета «Коммерсант» как и весь медиахолдинг фактически проигнорировала ракетные удары по Виннице, вкратце упомянув событие в текстовом онлайне про войну, приведя данные о погибших со ссылкой на украинскую сторону и заявления Маргариты Симоньян о Доме офицеров, где, по её словам, «был временный пункт размещения нациков»[39].

Увольнение журналистовПравить

В марте 2019 года по соглашению сторон из газеты «Коммерсант» ушла петербургский корреспондент Мария Карпенко. Руководитель издательского дома Владимир Желонкин назвал причину увольнения «работу в двух медиа»: помимо издания она участвовала в работе телеграм-канала «Ротонда», созданного в 2016 году ею вместе с двумя петербургскими журналистами и посвящённого местной политике. При этом издательский дом никак не регламентировал высказывания и поведение журналистов за пределами его изданий. Сама Карпенко утверждала, что её уволили из-за недовольства администрации президента и петербургских властей заметками об избирательной кампании врио губернатора Александра Беглова. Увольнение Карпенко произошло за четыре дня до вручения премии «Золотое перо», где она дважды вошла в число номинантов, в том числе в категории «Новые медиа» — за телеграм-канал «Ротонда». Журналисты «Коммерсанта» никак не высказывались на эту ситуацию публично. Впоследствии бывший зам. главреда газеты Глеб Кузнецов утверждал об отвергнутом Карпенко его предложении работать в федеральном издании газеты, где бы она уже не писала о петербургских событиях. Также по его словам, после её ухода три сотрудника газеты подавали заявления об уходе[40][41][42][43].

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 4 Гуревич, 2006, Одним из первых в России был основан столичный издательский дом «Коммерсантъ». Сначала в газетных киосках появился деловой еженедельник «Коммерсантъ-weekly». Несмотря на его дороговизну, он быстро приобрел популярность и авторитет. Через некоторое время его сменила ежедневная газета «Коммерсантъ-daily», значительно расширившая свою целевую аудиторию. Этот издательский дом с успехом работает и в наше время. Кроме ежедневной газеты в него входят несколько журналов: политический «Коммерсантъ-Власть», деловой «Коммерсантъ-Деньги», специализированный «Коммерсантъ-Автопилот» и др..
  2. 1 2 3 4 Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл — Ку. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — С.73. ISBN 5-85270-201-3 (Кн.9), ISBN 5-85270-218-8
  3. Павел Власов-Мрдуляш. Не прорвались. — Руский журнал, 09.06.2006. Дата обращения: 20 февраля 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
  4. История ИГПИ. — Международный Институт гуманитарно-политических исследований
  5. Фото нулевого номера "Коммерсанта". Facebook. Дата обращения: 23 ноября 2021.
  6. Новости гуманитарных технологий, Издательский дом «Коммерсантъ» — информация. Дата обращения: 27 августа 2009. Архивировано 14 декабря 2011 года.
  7. «The Взгляд. Битлы перестройки» :: Частный Корреспондент. Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 11 мая 2013 года.
  8. Вот теперь «Коммерсантъ» продан Архивная копия от 20 января 2008 на Wayback Machine // Газета. Ru, 30 августа 2006
  9. Газета. Ru, «Коммерсантъ» стал холдингом", 1 августа 2007. Дата обращения: 2 августа 2007. Архивировано 20 января 2008 года.
  10. РБК daily: Усманов уволил гендиректора «Коммерсанта» и главреда журнала «Власть». Дата обращения: 13 декабря 2011. Архивировано 7 января 2012 года.
  11. Н.Райбман. Усманов ответил на «хулиганские» публикации в «Коммерсантъ-власти» отставками. Дата обращения: 13 декабря 2011. Архивировано 13 декабря 2011 года.
  12. «Коммерсантъ» ликвидировал петербургский филиал, Ведомости (13 июля 2022).
  13. 1 2 В ИД «Коммерсант» сменился генеральный директор Архивная копия от 3 июня 2016 на Wayback Machine «Meduza», 05.05.2016
  14. Владимир Желонкин назначен президентом ИД «Коммерсантъ» — Известия. Дата обращения: 10 октября 2013. Архивировано 12 октября 2013 года.
  15. ИД «Коммерсантъ» возглавит экс-глава «Звезды» Желонкин — Газета Труд. Дата обращения: 10 октября 2013. Архивировано 13 октября 2013 года.
  16. Уважаемые читатели! Архивная копия от 17 июня 2017 на Wayback Machine «Деньги», № 18 от 13.05.2017
  17. Lenta.ru: Масс-медиа: Журнал «Молоток» закрывается. Дата обращения: 7 сентября 2020. Архивировано 11 марта 2016 года.
  18. ВЕДОМОСТИ — Минус 40 % (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 октября 2018. Архивировано 9 февраля 2009 года.
  19. 1 2 Дмитрий Солопов о закрытии «Коммерсанта-Украина»: сошлись политические и экономические мотивы — из Москвы давно пытались влиять на редакционную политику. Дата обращения: 13 марта 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
  20. Илья Жегулев, Евгений Берг. «Это прямо олдскул» Максим Ковальский, Демьян Кудрявцев и другие — о закрытии журнала «Коммерсант-Власть» Архивная копия от 29 марта 2019 на Wayback Machine «Meduza», 10.01.2017
  21. Мария Лацинская, Маргарита ГерасюковаБез «Власти» и «Денег», но с «Огоньком» Архивная копия от 11 сентября 2017 на Wayback Machine // Газета.ру, 09.01.2017
  22. ИД «Коммерсант» закрыл проект Lifestyle. Редакция уволена Архивная копия от 15 февраля 2017 на Wayback Machine «Meduza», 09.02.2017
  23. Закрытие издания в целях оптимизации Архивная копия от 17 июня 2017 на Wayback Machine // Журнал «Коммерсантъ Деньги» № 18 от 13.05.2017
  24. «Коммерсантъ». Экскурсия по новому Kommersant.ru, «Коммерсантъ» (29 сентября 2021). Архивировано 15 апреля 2022 года. Дата обращения 15 апреля 2022.
  25. Фейк «Коммерсанта»: задержать вылет Навального в Германию решили немецкие врачи, The Insider (27 августа 2020). Архивировано 5 сентября 2020 года. Дата обращения 27 августа 2020.
  26. "Коммерсантъ" опубликовал хронологию лечения Навального в Омске, Радио Свобода (27 августа 2020). Архивировано 27 августа 2020 года. Дата обращения 27 августа 2020.
  27. Кира Дюрягина, Мария Литвинова. Кто не хотел поспешать. Сторонники Алексея Навального напомнили свою хронологию его транспортировки в Германию, Коммерсантъ (27 августа 2020). Архивировано 31 августа 2020 года. Дата обращения 7 сентября 2020.
  28. Ненатуральные числа. Часть вторая, Проект (6 июля 2022).
  29. 1 2 3 Сотрудниц «Коммерсанта» уволили за публикацию высказываний Пескова о Путине и Навальном Lenta.ru 1.10.2013. Дата обращения: 7 сентября 2020. Архивировано 6 июня 2021 года.
  30. 1 2 С сайтов «Коммерсанта» и «МК» исчезли статьи про расследование Навального Lenta.ru 28.11.2013. Дата обращения: 7 сентября 2020. Архивировано 22 августа 2020 года.
  31. С сайта „Коммерсанта“ пропали слова Навального про жуликов и воров Архивная копия от 15 сентября 2015 на Wayback MachineMeduza“, 07.09.2015
  32. 1 2 «Коммерсантъ» обвинили в публикации заказного материала против Навального Архивная копия от 22 августа 2020 на Wayback Machine // Lenta.ru, 04.09.2013
  33. Глава штаба Навального прокомментировал невыплату денег студентке Архивная копия от 22 августа 2020 на Wayback Machine // Lenta.ru, 04.09.2013
  34. «Коммерсантъ-Україна» закрили через спроби цензури з боку російських видавців Архивная копия от 13 марта 2014 на Wayback Machine «Телекритика», 13.03.2014
  35. Опубликована статья, из-за которой закрыли «Коммерсант-Украина» Архивная копия от 1 октября 2015 на Wayback Machine «Дуся», 13.03.2015
  36. Елена ШереметаНе совсем режиссёр не совсем голодает. Как российские СМИ освещают голодовку Сенцова Архивная копия от 5 октября 2018 на Wayback Machine // Детектор медиа, 03.08.2018
  37. * Елена Шеремета. Российские СМИ о годовщине Майдана: главный итог — потеря Украиной суверенитета и территорий Архивная копия от 3 ноября 2018 на Wayback Machine // Детектор медиа, 26.11.2016
  38. * Елена Рыковцева. «Концерт людоедов надо разгребать» Архивная копия от 3 ноября 2018 на Wayback Machine // Радио Свобода, 06.10.2015
  39. ОнлайнОнлайнВойна в Украине: российские войска нанесли ракетный удар по Виннице - среди погибших трое детей; Зеленский назвал Россию страной-террористом, Русская служба Би-би-си (14 июля 2022).
  40. Галкина, Юля. «Ротонда»: Как устроен самый известный телеграм-канал Петербурга, The Village (28 марта 2019). Архивировано 1 июня 2019 года. Дата обращения 1 июня 2019.
  41. Петербургская журналистка «Коммерсанта» рассказала, что ее уволили из-за недовольства освещением избирательной кампании Беглова, Медиазона (19 марта 2019). Архивировано 1 июня 2019 года. Дата обращения 1 июня 2019.
  42. Чижова, Любовь. "Это давление власти". За что уволили журналистку Марию Карпенко, Радио Свобода (19 марта 2019). Архивировано 22 июля 2019 года. Дата обращения 1 июня 2019.
  43. Азар, Илья. «Редакционная политика иногда до боли напоминает цензуру», Новая газета. Архивировано 1 июня 2019 года. Дата обращения 1 июня 2019.

ЛитератураПравить

СсылкиПравить