Открыть главное меню

Проект:Водные объекты/Коллекция ошибок/ГВР

↱
  • ПРО:ВОГВР

На данной странице собираются ошибки Государственного водного реестра с двумя целями:

  1. показать недопустимость аргументирования тезисами, подкреплёнными лишь ГВР;
  2. избежать возврата уже исправленных ошибок в статьи.

ОсобенностиПравить

  • Мнение участника Advisor, по опыту эксплуатации базы —
  1. ГВР создавался наспех путём оцифровки бумажных изданий ГИ (из-за этого встречаются ошибки распознавания, водные объекты других стран и наоборот, отсутствие сотен крупных рек РФ);
  2. Цифровка производилась с изданий до 60-х годов (из-за этого весь Приморский край, топонимия и гидрографическая сеть которого была пересмотрена в 70-х, не соответствует базе; множество водных объектов, имеющих ныне собственные гидронимы, числятся безымянными);
  3. есть проблема отсутствия ряда объектов, когда за одним кодом нет последовательно идущего (возможно проблема возникла в результате пересмотров гидрографических сетей, второй вариант — удаление малозначимых объектов уже после нумерации);
  4. в разных регионах последовательность присвоения кода различна (надо уточнить);
  5. для трансграничных рек ГВР указывает длину только российской части (утверждение не справедливо к странам бывшего СССР); площадь бассейна для таких случаев пока не скомпрометирована;
  6. длины и площади часто не соответствуют БСЭ, которая в теории должна была пользоваться теми же данными, что и ГВР (из этого можно предположить, что оцифрованы были не самые свежие издания ГИ, либо наоборот, не свежими изданиями пользовались в БСЭ);
  7. предыдущее утверждение справедливо и для БРЭ, в основу статей которой легли данные из БСЭ;
  8. в программе выгрузки из получившейся БД произошёл серьёзный сбой, в результате чего большое количество топонимов перемешалось (отличить их можно по прописным буквам).
  • Из вышесказанного следует:
  1. ГВР следует применять как исторический АИ по вопросу топонимии и гидрографической сети;
  2. каждое утверждение ГВР должно быть подвергнуто конструктивной критике, однако в случае отсутствия другой информации либо её малоавторитетности, ГВР должна выступать решающим АИ как специализированное и безусловно авторитетное издание для своих лет;
  3. каждое утверждение любого источника должно быть подвергнуто конструктивной критике. Advisor, 21:32, 27 ноября 2016 (UTC)

Отсутствующие рекиПравить

Несуществующие объектыПравить

Скорее всего, эта река является Дубяной в верхнем течении
О чём я и писал: Википедия:К_удалению/31_марта_2013#Мухачиха. Advisor, 20:16, 7 января 2014 (UTC)
  • ВП:К удалению/2 июля 2013#Морница — вероятно затоплена Рыбинским водохранилищем (1941 год). На современных картах обнаружить не удалось. Подробных исторических на это место не нашлось.
  • Туполес — судя по карте ГГЦ там три сливающиеся речки с указанными названиями.
  • Ильчик
  • Вязовик — соответствие реальному современному объекту установить не удалось. Копать исторические карты.
  • Неляко-Яха — объект в данной зоне. Там имеется три реки: Яратотаннё, Харвутаяха, Юмбъяха, но в ГВР лишь один код есть, а второй удалён. Ассоциировать не удалось.
  • Воуватус-ярви — 1) единственный подземный водный объект; 2) название и местоположение совпадают с озером Воуватус-ярви, но относится к бассейну Немана, а не Патсо-Йоки; 3) указан несуществующий 9 выпуск 9 тома ГИ (Закавказье и Дагестан); 4) странный код водного объекта 01010000116009901234563.

Устаревшие данныеПравить

  • Бабашка (река) нынче является притоком не Нозьмы, а Красной.
  • Дубовка (приток Мсты) в том виде, как описано в реестре река не существует по меньшей мере 150 лет (уже на картах 1850—1860 другое русло)

Игнорирование Чебоксарского водохранилищаПравить

Чебоксарское водохранилище заполнено 1980—1982 годах. 3 реки помечены впадающими в Куйбышевское водохранилище, хотя в этом месте уже Чебоксарское

Игнорирование Верхнетуломского водохранилищаПравить

Верхнетуломское водохранилище заполнено в 1964—1965 годах

Устаревшие названияПравить

В XX веке на территории СССР неоднократно на уровне регионов и централизовано происходил пересмотр географических названий. Существенная часть названий, которые мы встречаем в ГВР, устарели уже к 1970-м годам. По этой причине, доработав статью, необходимо проверять название реки по современным источникам. Причём устаревшие названия могут встречаться в любых регионах, но плотность устаревших названий имеет серьёзную зависимость от региона и исходного языка названия реки — в заимствованных названиях таких ошибок будет больше.

Расхождения в гидрографической сетиПравить

Типичная проблема реестра. Если на карте река A впадает в B, а B в C, то в реестре записано, что B впадает в A, а A в С. В этом случае площадь бассейна A из реестра является площадью бассейна B, длина A должна быть уменьшена на расстояние от устья B до устья A, а длина на столько же увеличена. Данная проблема возникла по причине пересмотра гидрографической сети за прошедшие годы от составления ГВР (до 70-х). Примеры:

Расхождения с прочими АИ по истоку, устью и длинеПравить

Очень вероятно, что указанная в ГВР Ока на самом деле и есть Ик. А впадающая в него действительная Ока — вот.--Отползай 20:27, 7 января 2013 (UTC)
Вы правы, так и получается. --Рөстәм Нурыев 07:13, 8 января 2013 (UTC)
Таких типов ошибок хватает, например второй «Инструч» — Южинка--Generous 17:27, 10 января 2013 (UTC)
  • Подмосковная Саморядовка в ГВР впадает не в клязьминскую Учу, а в Угу, катапультируясь из Окского бассейнового округа сразу в Двинско-Печорский. Отползай 11:43, 10 февраля 2015 (UTC)

Ошибки в названияхПравить

ОпечаткиПравить

ГИ (перекочевало в ГВР)Править

ГВР (не перекочевало из ГИ)Править

РазобратьПравить

  • Топоним в устаревшей орфографической норме: оз. Чортово
  • Хамсара — у этой достаточно крупной реки встречается два варианта названия: оригинальное тувинское Хам-Сыра и слегка «русифицированное» Хамсара. На всех виденных мной картах ГШ различных масштабов и годов издания используется Хамсара, на картах ГосГИСЦентра — Хам-Сыра. В атласах и на крупномасштабных картах — и так, и так. Однако в ГВР изобрели свой вариант — Хамсыра
  • Собачье (Ыт-Кюёль)[4] — в ГВР числится как «Собачье (Ыг-Кюёль)».
  • Шиес, он же Шиэс — третье название реки (Шнег), указанное в ГВР, явно является результатом ошибки распознавания. «Безымянная река» по ГВР — правый приток Шиеса на 19 км — на картах указана как Мадмас. Приток Шиеса, по ГВР «Кузвель», на самом деле Кузъёль — это согласуется и с коми топонимикой («длинный ручей»), и с топокартами. То же относится к притокам Кузъёля — Большая Кузъёль (в ГВР Большая Кузвель) и Малая Кузъёль (в ГВР не указана)[5].

Названия прописнымиПравить

Содержат высокую концентрацию ложных названий, всего в ГВР 2046 штук

Ошибочная сторона впаденияПравить

Безымянные дыры в гидрографических сетяхПравить

Прочие ошибкиПравить

  • Аксумлинка длина 21 километр, водосборная площадь — 101 км², перепутаны названиями с соседней рекой Аксумла длина 13 километров. Прежние название Малая Аксумла длиной в 13 км, а река Большая Аксумла длина 21 км (Н. И. Ашмарин. Словарь чувашского языка. — Чебоксары: Руссика, 1928—1958. — Т. III. — С. 200.) Местные жители так же всегда обозначали реки как М.Аксумла что протекает в с.Егоркино [3] и река Б.Аксумла что протекает в с.Аксумла.
  • Боровка, впадающая в Самару (длина — 167 км), значится как «ВДХР Р.БОРАСОВКА», а часть её верхних притоков — Кондузла, Усакла и Талла — отнесены к 34-километровой Боровке, впадающей в Малый Уран.
  • Реки Ветлуга (889 км) нет в реестре, вместо неё имеется объект под названием ЮНГА. По характеристикам (место впадения, площадь и длина) эта «ЮНГА» совпадает в параметрами Ветлуги. Малая Юнга и Юнга (река), которые впадают в Волгу напротив Ветлуги учтены в реестре отдельно [4][5].
  • ВП:К удалению/11 января 2013#Шинаиха.
  • Ильсема в реестре является одной из двух: эта с неправильным устьем или эта с неправильным названием.
  • Грубе-Ю на всех картах верхний участок реки Хулга[8]. При этом даже будь он самостоятельным объектом, то впадал бы слева, а не справа.
  • Притоки рек Бузулук (приток Хопра) и Бузулук (приток Самары) свалены в одну статью Бузулук
  • Поташиха — в ГВР дана длина в 62 км, на самом деле около 10-ти. На предмет путаницы с соседними реками проверялась (Generous, Advisor, kosun), соответствия нет.
  • Булумбаевка и Коршуновка — по ГВР обе впадают в Тару на 12-м км по правому берегу. Между устьями обеих рек по Таре около 10 км.
  • Хомолхо — в ГВР дана длина в 86 км, при этом притоки подписаны до 162 км, а реальная длина около 186 км, вероятно, забыли единицу перед 86.
  • Макарьевка (приток Увельки) — в ГВР ошибочно устье «18 км по лв. берегу р. Парбиг»; код по ГИ «115205335» не согласуется с соседними реками.
  • Участок реки после слияния рек Изиг-Суг и Чойган-Хем на всех виденных мной картах ГШ и картах ГосГИСЦентра называется Изиг-Суг. Однако, по данным ГВР, водотоком реки Хамсара является Чойган-Хем. Длины Чойган-Хема и Изиг-Суга до слияния приблизительно равны, но площадь водосбора у Чойган-Хема больше. Также в месте слияния сложно определить, какая из рек больше, поскольку Чойган-Хем шире, но мельче. У местных жителей также нет единого мнения на этот счёт. Наконец, вопрос с водотоком Хамсары также неясен, поскольку в систему озёр, из которой она вытекает, помимо Изиг-Суга-Чойган-Хема впадает также река Додот, водосбор которой примерно равен их водосбору, а длина больше (замечу, что на крупномасштабных картах истоком Хамсары зачастую рисуют именно Додот)
  • Река Ачху (Ачхой) указана как правый приток Ассы, однако является правым притоком Фортанги. На 17-м км в Ассу ничего не впадает.
  • Река Локчим (Лончима, Лочким, Локшма) — указана длина 263 км, при этом есть три притока на 272 километре.
  • Еманжелинка — Код водного объекта 01401050101211120001355 — похоже, в крайнем заполнении пропущен порядок, то есть верный код 14010501012111200001355.
  • Нгэтыпнейвеем — минимум на 15 км короче, видимых причин нет.
  • Малые реки (Волгоградская область) — не ошибка, но странный слитый объект.
  • Сакпосл — протока с неправильным направлением течения и кодом реки (не протоки).
  • Моготоево — в ГВР площадь 20,4 км², а водосборная 39,2 км², однако по факту и в БСЭ площадь 323 км², водосборная также в теории больше.
  • Нюмлэд — в ГВР записан как Сопь-Ю. На самом деле, это река, в которую впадает Нюмлэд.
  • Харучейяха — в ГВР значится как Ручьи ХАРУЧЕЙ-ЯХА, а на самом деле река длиной 94 км.
  • Келяй — в ГВР указано, что устье реки Келяй находится в 8 км по правому берегу ручья Киндос (Кодо-ручей), но, согласно картам, в этом месте в Киндос не впадает никаких притоков, а устье реки Келяй находится на 8 км по правому берегу реки Шапша (в которую впадает Киндос).
  • Реки Талатши и Шедра по ГВР обе впадают в Сакмару на 742-м километре от устья. На самом деле: Шедра впадает в Талатши незадолго до впадения той в Семикчу. Кроме того, ШеДРа записана в ГВР как ШеРДа.
  • Колодливая — в ГВР правая составляющая Ворон записана впадающей в 51 км от устья, хотя длина Колодливой всего 33 км.
  • Пурзинв ГВР: «Впадает в: река Визинга (Визеньга) в 830 км от устья», видимо опечатка, так как Визинга длиной 28 км и согласно картам и ГКГН в нее никаких Пурзинов не впадает, следовательно это может быть только Мезень, что подтверждается ГКГН и картами.

Иностранные объектыПравить

Неполный список рек и озёр полностью протекающих за пределами России, но включённых в ГВР.

Азербайджан

Генерчай, Таирджал

Грузия

Андаки, Гуро-Цкали, Дидихеви, Кистинка, Кхонис-Цкали, Ларованисцкали, Орицкали, Пирикительская Алазани, Тушетская Алазани, Хисос-Алазани, Чанчахис-Цкали, Шатилисцкали

Казахстан

Абзал, Айдарлысай, Актюба (приток Шошки), Бело-Колдаксай, Жусасай, Караадыр (река), Карагачка 1-я, Карагачка 2-я, Караунгир, Колымбай, Кызылсай (приток Караунгира), Перемётная (река), Ремовка (река), Сарак-Салды, Солдатка (приток Таловой), Сынтас (река), Тарангул (приток Киялы-Бурти), Терекла (приток Урала), Толкуша (приток Тополевки), Тополевка (приток Тихой), Эбита, Большое Клюшино

Латвия

Истра (приток Синей), Иснауда, Кивдолица, Пазлаука (река), Плисунка, Рика (приток Кухвы), Страуя (река), Супенка (приток Кухвы), Лиелайс-Лудзас.

Литва

Битежерис.

Обращения в ГВРПравить

Запрос формируется на сайте Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), далее для получения сведений в электронном виде требуется авторизация на Госуслугах или осуществляется отправка заявления установленной формы по почте.

Прошедшие обращения:

  • Вихра — основные гидрологические характеристики реки, средние и характерные расходы воды в реестре отсутствуют.
  • Коольгытгын — по состоянию на 14.01.2019 данные о водном объекте в ГВР отсутствуют.

Разные обсужденияПравить

ПримечанияПравить

  1. http://textual.ru/gvr/index.php?card=297059
  2. Лист карты P-42-VII,VIII избы Тарлина. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  3. Государственный водный реестр. Вэрг-Корыль-Кы. textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  4. Лист карты R-46-XXV,XXVI оз. Кета. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  5. Лист карты P-39-63,64. Масштаб: 1 : 100 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  6. Лист карты M-44-9 Николаевка. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1983 год. Издание 1988 г.
  7. Лист карты M-44-10 Березовка. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1983 год. Издание 1988 г.
  8. Лист карты Q-41-89,90 оз Танюраты. Масштаб: 1 : 100 000. Издание 1980 г.