РТР-Планета

«РТР-Планета» (Российское телевидение и радио — Планета[1]; «Россия РТР» для стран СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона, «Planeta RTR» для остальных стран, в эфире упоминается как «РТР») — общероссийский государственный международный телеканал. Вещает круглосуточно из Москвы. Входит в состав ВГТРК. Начал вещание 1 июля 2002 года.

РТР-Планета
Общероссийский государственный международный телеканал «РТР-Планета»[1]
Страна  Россия
Зона вещания  СНГ
(Кроме Белоруссии, Молдавии и Украины)
 Монголия
 Ирак
 Ватикан
 Лихтенштейн
 Сан-Марино
 Андорра
 Монако
Время вещания круглосуточно
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, 5-я улица Ямского Поля, 19/21
Формат изображения 576i (SDTV)
Тематика телеканала общая
Дата начала вещания 1 июля 2002 года
Заменил Флаг России РТР
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 48136 от 30 декабря 2011 года[1]
Лицензия на вещание ТВ № 22065 от 17 октября 2012 года[2]
Аудитория русское зарубежье
Основатель ВГТРК
Владелец ВГТРК
Родственные телеканалы Флаг России РТР/Россия/Россия-1
Флаг Белоруссии РТР-Беларусь
Флаг Молдавии RTR Moldova
Голос телеканала Александр Клюквин
Андрей Баршев (2002—2006)
Борис Репетур (2002—2008)
Павел Ширшов (2008—2009)
Анастасия Чернобровина (2009—2011)
Андрей Иванов (с 2010 года)
Юрий Брежнев (2012—2013)
Владислав Копп (2012—2013)
Евгений Стрельцов (с 2014 года)
Слоган Всё лучшее из России[3]
Сайт rtr-planeta.com
Онлайн
live.russia.ru  
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Лицензионные дубли телеканала РТР-ПланетаПравить

  • «РТР-Планета — Европа» (запущена 1 июля 2002 года) с логотипом и межпрограммным оформлением «Planeta RTR» (МСК +0), транслируется реклама для Германии. Вещает в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.
  • «РТР-Планета — Азия» (запущена 23 января 2006 года) с логотипом и межпрограммным оформлением «Россия РТР» (МSК +3), без рекламы. Вещает в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • «РТР-Планета — СНГ» (запущена 7 сентября 2007 года) с логотипом и межпрограммным оформлением «Россия РТР» (МSК +0), без рекламы. Вещает в СНГ. Для Украины вещала адаптированная версия телеканала с украинской рекламой.
  • «РТР-Планета — США» (запущена 29 августа 2011 года) с логотипом и межпрограммным оформлением «Planeta RTR» (МSК −7), без рекламы. Вещает в Северной и Южной Америке.

Телеканалы, которые являются партнёром канала «РТР-Планета»Править

ПрибалтикаПравить

В странах Балтии с 2 февраля 2009 по 2018 год вещала балтийская версия телеканала «РТР-Планета» с логотипом и межпрограммным оформлением «Россия РТР». Телеканал шведской компании NCP RUSSMEDIACOM создан на базе «РТР-Планета СНГ», вещал из Швеции[4].

В Литве вещание телеканала «РТР-Планета» в 2015 году был запрещено Литовской комиссии по радио и телевидению на три месяца на том основании, что этот канал в своих программах подстрекал к войне и розни, а также повторно нарушил закон об информировании общества[5]. В этой связи Европейская комиссия постановила, что Литва привела достаточно доказательств, что серьёзные и опасные нарушения запрета на подстрекательство к ненависти имели место дважды в течение 12 месяцев до уведомления от 24 февраля 2015 года и что нарушения продолжаются. В частности, она рассмотрела аргументы литовских властей, что содержание программ вещателя провоцировало рознь и воинственную обстановку, ссылаясь при этом на демонизацию и поиск «козлов отпущения» при освещении ситуации в Украине. Как сообщается, программы были направлены на порождение напряженности и насилия среди русских, русскоязычных украинцев и широкого населения Украины. Некоторые сообщения также можно было рассматривать как провоцирующие напряженность и насилие между русскими и украинцами, а также как направленные против государств ЕС и НАТО[6].

С 2018 года в странах Балтии ретранслировалась версия телеканала для СНГ с местной рекламой. В 2021 году телеканал прекратил вещание в Латвии, а в 2022 году и в Эстонии[источник не указан 131 день]. С 3 июня 2022 года телеканал отключён от вещания на всей территории Европейского Союза[7].

БелоруссияПравить

МолдавияПравить

История телеканалаПравить

  • 30 июня 2002 года на пресс-конференции генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев сообщил о начале вещания с 1 июля нового канала «РТР-Планета»[8].
  • 1 июля 2002 года началось вещание со спутника «Экспресс-3А»[9]. До этого момента транслировался телеканал РТР с зарубежной рекламой.
  • В октябре 2003 года «РТР-Планета» началось вещание на Украине[10].
  • 1 июня 2004 года компания «TeleDixi» начала вещание телеканала «РТР-Планета» в Молдавии вместо «России»[11].
  • 3 июня 2005 года молдавская версия телеканала «РТР-Планета» была заменена на «СТС TV Dixi»[12].
  • 29 декабря 2005 года стало известно о том, что с 1 января 2006 года в кабельных сетях Таллина будет прекращено вещание российских каналов, включая «РТР-Планета»[13]. 2-4 января 2006 года телеканал не вещал[14][15].
  • 6 марта 2006 года началось вещание телеканала «РТР-Планета» в Бангкоке Таиланда.
  • 11 марта 2006 года — с эфира телеканала «Россия» снят выпуск программы «Формула власти» с участием президента Украины Виктора Ющенко, вместо него было показано интервью с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. Интервью с Ющенко, тем не менее, было показано на «РТР-Планете»[16].
  • 15 апреля 2006 года прекращено вещание телеканала в социальном пакете киевской кабельной сети «Воля»[17].
  • 26 декабря 2006 года — власти Азербайджана пригрозили отключить вещание телеканала с 1 января 2007 года[18].
  • 10 июля 2007 года — вещание телеканала в Азербайджане продлено на один месяц[19].
  • 20 августа 2007 года — вещание телеканала в Азербайджане продлено до начала сентября[20].
  • 1 января 2008 года — вещание телеканала в Азербайджане прекращено[21].
  • 22 января 2008 года — председатель Национального совета Азербайджана по телевидению и радио Нушираван Магеррамов заявил, что вещание телеканала будет восстановлено, если Россия в обмен будет транслировать один из азербайджанских каналов на территории, равной по площади Азербайджану[22].
  • 29 мая 2008 года — Национальная телекомпания Украины выразила намерение добиваться лишения лицензии «РТР-Планеты» из-за трансляции конкурса «Евровидение» параллельно с Первым национальным каналом, владеющим эксклюзивными правами на его трансляцию на территории страны[23].
  • 1 июля 2008 года на основе версии «РТР-Планета» для СНГ, минская телекомпания «Столичное телевидение» запустила в Белоруссии телеканал «РТР-Беларусь»[24]. До этого в стране вещал телеканал «Россия» с местной рекламой и некоторым собственным контентом[25].
  • 22 июля 2008 года — Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания предупредил несколько российских каналов, в том числе и «РТР-Планету», о намерении оценить правомерность их нахождения в кабельных сетях Украины[26].
  • 8 августа 2008 года прекращено вещание телеканала в Тбилиси, а 9 августа — во всей Грузии[27].
  • В сентябре 2008 года «РТР-Планета» началось вещание в Белоруссии в пакете «Премьера» IPTV-телевидения оператора «Белтелеком»[28].
  • 1 ноября 2008 года — согласно решению НСТР Украины, прекращено вещание «РТР-Планета» и ещё нескольких российских каналов[29], однако власти Запорожья[30] и Севастополя[31] отказались выполнять это распоряжение.
  • 21 января 2009 года — власти Таджикистана пригрозили отключить вещание телеканала[32].
  • 2 февраля 2009 года в Прибалтике «РТР-Планета» был заменен балтийской версией[33].
  • 2 марта 2009 года вещание телеканала в Таджикистане было прекращено[34] и возобновлено через несколько дней[35].
  • 2 апреля 2009 года вещание телеканала в Таджикистане вновь прекращено[36].
  • 1 апреля 2009 года «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ Мир», «РЕН ТВ» и «TVCi», прекратили вещание телеканала в кабельных сетях Белоруссии[37].
  • 12 октября 2009 года — НСТР Украины сообщил о поступившем к ним письме ВГТРК, в котором компания заявила о создании адаптированной к украинскому законодательству версии телеканала и выразила желание восстановить вещание «РТР-Планеты»[38].
  • 24 ноября 2009 года — «РТР-Планета Украина» вместе с молдавскими «СТС TV Dixi» и «ТНТ Bravo» начал спутниковое вещание со спутника «Thor 3» (0.8° з. д.)[39].
  • 21 апреля 2010 года — НСТР Украины разрешил вещание телеканала[40].
  • 1 июля 2010 года прекращено вещание телеканала в пакете спутникового оператора Viasat на территории Прибалтики[41].
  • 21 августа 2010 года — вещание телеканала в Таджикистане возобновлено[42].
  • 29 августа 2011 года началось вещание отдельной версии телеканала «РТР-Планета» для США и Канады (MSK −8 часов). Первые выпуски Вестей в 12:00 EDT провели Татьяна Ремезова и Андрей Кондрашов, а два вечерних выпуска в 20:00 и 23:00 EDT Анастасия Белая. Ранее в США транслировалась европейская версия телеканала, но с немного изменённой сеткой.
  • 1 января 2013 года на основе версии телеканала для СНГ, компания «TV-Comunicaţii Grup» запустила в Молдавии телеканал «RTR Moldova»[43][44]. До этого в Молдавии ретранслировалась обычная версия телеканала с молдавской рекламой и слегка изменённой сеткой.
  • 1 июня 2013 года началось вещание «РТР-Планеты» в Синдзюку Токио[45].
  • 24 июля 2014 года — Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания объявил, что содержание программ всех российских каналов «Первый канал» («Первый канал. Всемирная сеть»), «Россия-1» («РТР-Планета»), «НТВ» («НТВ Мир»), «ТНТ», «Пятый канал», «ТВ Центр» («TVCi»), «РЕН ТВ», «Россия-24», «Звезда», «LifeNews», «RT», «РБК» и других российских каналов не соответствует требованиям Европейской конвенции о транснациональном телевидении и ч. 1 ст. 42 закона Украины «О телевидении и радиовещании», тем самым запретив их трансляцию на всей территории Украины.
  • В сентябре 2015 года телеканал включён в санкционный список Украины. Санкции предусматривали блокировку активов и приостановление выполнения экономических и финансовых обязательств со стороны Украины[46][47].
  • С сентября 2015 года в Киргизии на «РТР-Планета» вместо российских региональных окон транслируется местная информационная программа «Вести-Бишкек»[48]
  • 16 января 2017 года «РТР-Планета» перешёл на широкоформатное вещание (16:9).
  • 25 февраля 2022 года телеканал «РТР-Планета» был запрёщен к трансляции в Эстонии решением Департамента защиты прав потребителей и технического надзора (TTJA)[49][50][51].

Программы и трансляцииПравить

Собственных программ у канала нет, ретранслируются программы, фильмы и сериалы каналов ВГТРК:

Архивные программыПравить

  • «Россия-1»:
  • «Россия-2»:
    • «Вести.ru» — главная информационная программа телеканала. (заменена на программу «Большой спорт») (2010—2013)
    • «Вести-спорт» — новости спорта. (заменена на программу «Большой спорт») (2002—2013)
    • «Сборная России» (2003—2008)
    • «В мире животных» — программа о животных. (2010—2015)
    • «Большой спорт» — главная информационная программа телеканала. (2013—2015)
  • «Россия-К»:
  • «Карусель» (ранее Бибигон):
    • «В гостях у Деда-Краеведа» — познавательный сериал о регионах России. (2010—2011)
    • «Говорим без ошибок» — программа о распространённых трудностях в русском языке. (2010—2011)

КритикаПравить

Обозреватель «Газеты.ru» Наталия Геворкян утверждает, что в начале сентября 2004 года, когда начался захват школы в Беслане, телеканалы CNN и BBC World в прямом эфире передавали «картинку» с места событий, а «РТР-Планета» показывал телепередачу на тему «Продажная любовь»[52], тем самым дискредитируя себя как «канал, представляющий Россию за рубежом»[53].

В августе 2017 года телеканал «РТР-Планета», наряду с федеральной «Россией-1», подверглись критике со стороны Литовской комиссии по радио и телевидению за разжигание войны и ненависти посредством ряда передач, выходящих на этих каналах. Литовские власти возмутились содержанием выпуска программы «Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 31 мая 2017 года, в ходе которого лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил «выдвинуть ультиматум прибалтийским государствам, чтобы те отвели все войска НАТО на 300 километров от границ России», а если они этого не сделают, то — «принять определённые меры». В ответ на обвинения глава Дирекции международных отношений ВГТРК Пётр Фёдоров заявил, что все упрёки в адрес содержания таких программ являются несправедливыми, а мнения экспертов — свободное выражение людьми своей точки зрения[54].

Распространение сигналаПравить

Через спутникПравить

Спутник (позиция) Частота Поляризация Скорость FEC Зона приёма Кодировка
AsiaSat 5 (100.5°E) 3840 горизонтальная 29720 5/6 Азия FTA
Hot Bird 13C (13.0°E) 11034 вертикальная 27500 3/4 Европа, Ближний Восток FTA

Через кабельные сетиПравить

Телеканал доступен в кабельных сетях в Австралии, Азербайджане, Аргентине, Армении, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Израиле, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Северной Македонии, Сербии, США, Таджикистане, Узбекистане, Франции, Чехии, Эстонии и ЮАР.

Через интернетПравить

Вещание канала ведется также на сайте «РТР-Планеты» и посредством IPTV у некоторых провайдеров. На сайте канала ведётся трансляция азиатской версии канала (со смещением в 3 часа, от версии для СНГ, логотип «Россия-РТР»).[источник не указан 2025 дней]

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 Российское телевидение и радио - Планета (РТР - Планета). Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (30 декабря 2011). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 14 июля 2019 года.
  2. Российское телевидение и радио - Планета (РТР - Планета). Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (17 октября 2012). — Реестр лицензий на деятельность по телерадиовещанию. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
  3. Презентационный ролик телеканала. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 2 апреля 2019 года.
  4. Латвия пригрозила отключением телеканалу "Россия РТР" (рус.), DELFI (24 сентября 2015). Архивировано 11 августа 2017 года. Дата обращения 11 августа 2017.
  5. Запрет на вещание в Литве телеканала «РТР-Планета» вступил в силу. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  6. ПРОПАГАНДА И СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  7. Совет Евросоюза официально утвердил шестой пакет санкций в отношении России. Дата обращения: 3 июня 2022. Архивировано 3 июня 2022 года.
  8. РТР покажет Западной Европе наши «Вести» «Городок» и сериалы, но без рекламы. Lenta.ru (30 июня 2002). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 3 августа 2020 года.
  9. Начинается вещание «РТР-Планета». Коммерсантъ (1 июля 2002). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 8 марта 2016 года.
  10. Эта мова неопасна и проста, Известия (14 октября 2003). Архивировано 19 августа 2017 года. Дата обращения 19 августа 2017.
  11. "РТР-Планета" вместо телеканала "Россия" | ЛОГОС-ПРЕСС (недоступная ссылка). logos.press.md. Дата обращения: 9 июля 2017. Архивировано 20 августа 2017 года.
  12. Спутниковое вещание молдавских телеканалов. История и перспективы.. FrocuSat. Дата обращения: 4 сентября 2017. Архивировано 4 сентября 2017 года.
  13. Эстония прекращает трансляцию российских телеканалов. Lenta.ru (29 декабря 2005). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 28 марта 2013 года.
  14. Жителей Эстонии лишили российских телеканалов. Regnum (2 января 2006). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 31 декабря 2008 года.
  15. Эстония вернула в эфир большинство российских телеканалов. Lenta.ru (5 января 2006). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 4 января 2014 года.
  16. Российский канал не показал свое интервью с Ющенко. Украинская правда (13 марта 2006). Дата обращения: 8 июня 2021. Архивировано 8 июня 2021 года.
  17. В Киеве прекратил вещание телеканал «РТР-Планета». Финмаркет (16 апреля 2006). Дата обращения: 17 августа 2010.
  18. Рафаэль Мустафаев. На выход с вещанием. С 1 января в стране отключат российские телеканалы. Коммерсантъ (27 декабря 2006). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 19 июня 2015 года.
  19. Телеканал РТР-Планета получила месяц отсрочки в Азербайджане (недоступная ссылка). APA (10 июля 2007). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 5 октября 2015 года.
  20. Вещание телеканала «РТР-Планета» в Азербайджане продлено. РИА Новости (20 августа 2007). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 7 марта 2012 года.
  21. Из азербайджанского телеэфира исчез последний российский канал. Lenta.ru (1 января 2008). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 22 июня 2008 года.
  22. Азербайджан требует транслировать его ТВ в России. Lenta.ru (22 января 2008). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 14 мая 2008 года.
  23. ВГТРК отвергла претензии украинских каналов к трансляции "Евровидения". РИА Новости (30 мая 2008). Дата обращения: 8 июня 2021. Архивировано 8 июня 2021 года.
  24. Вместо «России» будет вещать «РТР-Беларусь». — DELFI
  25. Вместо заявленного в белорусской телепрограмме показа двух частей фильма "Властелин колец" на телеканале "Россия" в течение семи часов шло юмористическое шоу (рус.), TUT.BY. Архивировано 5 августа 2017 года. Дата обращения 10 июля 2017.
  26. Российским телеканалам грозят исключением из кабельных сетей Украины. Lenta.ru (22 июля 2008). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 27 декабря 2008 года.
  27. Грузия прекращает вещание российских каналов с 9 августа. Газета.ru (8 августа 2008). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 7 марта 2012 года.
  28. В пакете IPTV Белтелеком появились новые телеканалы, Белтелеком. Архивировано 7 ноября 2017 года. Дата обращения 9 июля 2017.
  29. Крупнейший оператор украинского ТВ отключил российские телеканалы. РИА Новости (1 ноября 2008). Дата обращения: 8 июня 2021. Архивировано 8 июня 2021 года.
  30. Запорожские депутаты обязали кабельных операторов возобновить показ российских каналов. Lenta.ru (9 октября 2008). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 27 декабря 2008 года.
  31. В Севастополе трансляция российских каналов продолжится. Lenta.ru (31 октября 2008). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 27 декабря 2008 года.
  32. Таджикистан пригрозил отключить единственный в стране российский телеканал. Lenta.ru (21 января 2009). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 5 марта 2016 года.
  33. Вместо РТР-Планета теперь РТР-Планета Балтийская версия. Delfi. Дата обращения: 7 августа 2017. Архивировано 7 августа 2017 года.
  34. Таджикистан прекратил трансляцию канала «РТР-Планета» за долги. ИТАР-ТАСС (2 марта 2009). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 7 марта 2012 года.
  35. «РТР-Планета» возобновит вещание в Таджикистане. ИТАР-ТАСС (4 марта 2009). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 7 марта 2012 года.
  36. Таджикистан разорвал контракт на вещание последнего российского телеканала. Lenta.ru (2 апреля 2009). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 26 августа 2010 года.
  37. В Белоруссии прекращено вещание ряда российских каналов. ИТАР-ТАСС (1 апреля 2009). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 7 марта 2012 года.
  38. Канал «РТР-Планета» адаптировали для вещания на Украине. Lenta.ru (12 октября 2009). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 28 апреля 2010 года.
  39. Thor 3: СТС-Молдова и РТР Планета-Украина открыто, Все о ТВ и телекоммуникациях | Интернет Агентство Новостей "TV.NET.UA". Архивировано 29 августа 2017 года. Дата обращения 29 августа 2017.
  40. На Украине разрешили трансляцию телеканала «РТР-Планета». Интерфакс (21 апреля 2010). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 7 марта 2012 года.
  41. В Латвии, Литве и Эстонии прекращено вещание популярных российских телеканалов. ИТАР-ТАСС (1 июля 2010). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 7 марта 2012 года.
  42. В Таджикистане возобновляется вещание российского канала «РТР Планета» (недоступная ссылка — история ). ИТАР-ТАСС (21 августа 2010). Дата обращения: 21 августа 2010.
  43. Выпуск программы "Вести", посвященный открытию РТР Молдова. 15.01.12. ВГТРК (21 августа 2010). Дата обращения: 1 января 2013. Архивировано 28 марта 2013 года.
  44. Вести. Сюжет про РТР Молдова на YouTube
  45. Каникулы в Мексике (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 13 августа 2018 года.
  46. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ №549/2015 — Офіційне інтернет-представництво Президента України (англ.), Офіційне інтернет-представництво Президента України. Архивировано 23 сентября 2015 года. Дата обращения 24 января 2017.
  47. Под украинские санкции попали российские министры и крупнейшие авиакомпании. Lenta.ru (16 сентября 2015). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 9 сентября 2021 года.
  48. Особенности местного телеперехвата (недоступная ссылка). Вечерний Бишкек (16 сентября 2015). Дата обращения: 3 февраля 2018. Архивировано 21 января 2018 года.
  49. Марина Мароховская. В Эстонии прекратится трансляция нескольких российских и белорусских каналов. Известия (25 февраля 2022). Дата обращения: 26 февраля 2022. Архивировано 26 февраля 2022 года.
  50. Эстония прекращает трансляцию ряда российских и белорусских каналов - Газета.Ru | Новости. Газета.Ru. Дата обращения: 26 февраля 2022. Архивировано 26 февраля 2022 года.
  51. Р. И. А. Новости. В Эстонии запретили трансляцию нескольких российских каналов. РИА Новости (20220225T1022). Дата обращения: 26 февраля 2022. Архивировано 26 февраля 2022 года.
  52. Смотрим телевизор. Чего ждали от телевизора в дни трагедии: информации, разоблачения или утешения?. Радио Свобода (9 сентября 2004). Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 6 февраля 2022 года.
  53. Наталия Геворкян. Другое телевидение. Коммерсантъ (17 августа 2006). Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 14 июля 2014 года.
  54. Владимир Кара-Мурза-ст.: "Культура" и Литва против пропаганды. Собеседник (1 сентября 2017). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 3 сентября 2017 года.

СсылкиПравить