Русский репортёр

«Ру́сский репортёр» (пишется «Русский репортёр») — общественно-политический журнал медиахолдинга «Эксперт». Главным редактором с основания до закрытия был Виталий Лейбин. Выходил с 2007 года по 2020 год (с перерывом с июля 2016 г. по февраль 2017 г.), после чего был закрыт[3].

Русский репортёр
Обложка первого номера журнала «Русский репортёр»
Обложка первого номера журнала «Русский репортёр»
Специализация Общественно-политическое издание
Периодичность еженедельный (до февраля 2015 года[1])
раз в две недели (с февраля 2017 года[1])
Язык русский
Адрес редакции 127137 Москва, Бумажный проезд, д. 14, стр. 1
Главный редактор Виталий Лейбин
Страна  Россия
Издатель ЗАО «Группа Эксперт»
История издания 2007-2016, 2017-2020 годы
Дата основания 2007
Объём 96—120 страниц
Тираж 168 100 (2020 год)[2]
Веб-сайт http://www.rusrep.ru (недоступная ссылка)

ИсторияПравить

Первый номер «Русского репортёра» выпустили 17 мая 2007 года, проект возник после инвестирования в 2006 году в холдинг «Эксперт» 50 млн долл. предпринимателем Олегом Дерипаской[4]. В издании избрали уникальную стратегию развития: сначала журнал появился в четырёх нестоличных мегаполисах: Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Самаре, — и только через несколько месяцев — в Москве[5]. Главным редактором «Русского репортера» стал журналист Виталий Лейбин, до этого возглавлявший интернет-издание «Полит.ру». Дизайн журнала выполнил известный художник Михаил Аникст.

С первых номеров редакция «Русского репортёра» позиционировала себя как «журнал для людей, которые не боятся перемен, не избегают ответственности, предпочитают сами определять стиль своей жизни», видя своей аудиторией представителей среднего класса[6]. Основным форматом были заявлены репортажи и фоторепортажи[4]. На обложке первого номера помещён снимок известного военного фотографа Юрия Козырева.

В первых номерах журнала также присутствовала телепрограмма на неделю (в формате «с субботы по пятницу») на 20 телеканалов (среди которых все эфирные телеканалы и три кабельных — «РБК», «Ретро ТВ» и «TV1000 Русское кино») с анонсами фильмов и телепередач.[7]

В 2010 году от журнала выступили соучредителем ежегодного всероссийского конкурса им. В. Г. Мезенцева «Юные журналисты России». С декабря 2010 года по соглашению с WikiLeaks в журнале анализировали и публиковали документы в России[8].

В 2012 году у журнала начались финансовые проблемы, вызванные убыточностью «Эксперта-ТВ». В 2013 году в внешэкономбанке выдаля для медиахолдинга кредит на 100 миллионов рублей[9][10]. Перед большинством сотрудников «Русского репортера» руководство холдинга имело задолженность и в 2019 году[4].

С 2013 года по 2015 год на Украине медиахолдингом мультимедиа-инвест групп по лицензии выходил журнал «Вести. Репортёр».

С февраля 2015 года журнал стал выходить раз в две недели (до этого являлся еженедельным[1]).

С июля 2016 по февраль 2017 года выпуск журнала был приостановлен: в июле 2016 года выпуск журнала был приостановлен до ноября, представители холдинга обещали возобновить его выпуск со второй половины ноября (позже ситуацию с выпуском журнала должны были разрешить к концу года). Предполагалось изменить концепцию издания, стиль и схему работы редакции, периодичность выхода с одного раза в две недели на один раз в месяц, то есть сделать журнал ежемесячным. С октября перестал обновляться сайт журнала, к декабрю большая часть журналистов перестала работать в проекте, остальные были в отпусках. Причиной прекращения выхода издания назывались финансовые проблемы и отсутствие инвесторов[1].

14 февраля 2017 года было объявлено о возобновлении выхода журнала, новый номер вышел 27 февраля. Это произошло, благодаря нахождению холдингов разовых источников для финансирования проекта несколько месяцев, в дальнейшем он функционировал на целевых грантах. В штате «Русского репортёра» остались только редакторы и специальные корреспонденты Марина Ахмедова и Ольга Тимофеева, был обещан поиск собственной рекламной модели. Журнал стал выходить раз в 2 недели[11], его главной темой стало волонтёрство[4].

В ноябре 2019 года стало известно о запуске в Екатеринбурге нового СМИ, созданного рядом бывших сотрудников журнала во главе с Дмитрием Соколовым-Митричем при консультационной помощи В. Лейбина. Новое СМИ будет иметь общественно-политический формат с упором на глубокую проработку новостей, спец. репортажи и журналистские исследования, а также «формирование культуры оптимизма». В идеологическом плане издание ориентировалось на людей, которым «многое не нравится в стране», но они не верят в «магию революций и делают ставку на мягкую социальную силу». Проект финансировался неназванной группой крупных и средних предпринимателей из «реального сектора»[12].

В апреле 2020 года редакция объявила, что журнал прекратил работу по экономическим причинам, а со всеми сотрудниками расторгнуты договоры[3]. Часть сотрудников продолжила работу над родственными «РР» проектами, в частности les.media.

Награды, премии, выставкиПравить

  • Совместно с фондом «Объективная реальность» впервые после многих лет привёз в Москву и Санкт-Петербург выставку World Press Photo 2007, а также участвовал в её организации в 2008 году.
  • «Русский репортёр» участвовал в проекте Stanley Greene / NOOR for Russian Reporter Magazine: The Road to Ruin: Drugs and Disease — выставка на Visa pour l’Image в г. Перпиньяне (Франция) в 2008 году.
  • В «Русском репортёре» первым был опубликован репортаж молодого итальянского фотографа Массимо Беррути «Пакистан. Факт или вымысел?»[13]. За эту историю Массимо Беррути был удостоен премии City of Perpignan Young Reporter Award в 2009 году.
  • «Русский репортёр» принимал участие в фотографическом проекте Consequences by NOOR / Climate Change, представленном на саммите ООН по климату, состоявшемся в Копенгагене в декабре 2009 года. В настоящее время выставка «Consequences by NOOR» путешествует по всему миру.
  • Многие фотографии и истории, впервые опубликованные в журнале «Русский репортёр» или сделанные по его заказу, стали лауреатами различных международных и национальных конкурсов в области фотожурналистики: World Press Photo 2008, Picture of the Year International 2009.
  • Фотослужба журнала в 2012 году получила шесть наград за фоторедактуру в международном конкурсе The Best of Photojournalism, что было рекордом для российского издания[4].

Критика и скандалыПравить

6 ноября 2014 года арбитражный суд Москвы взыскал с главного редактора «Русского репортера» и руководителя медиахолдинга «Эксперт» 44,4 млн рублей возмещения вреда деловой репутации института стволовых клеток человека (ИСКЧ). Речь шла о статье «Деньги на крови младенцев», в которой утверждалось, что «Гембанк», принадлежащий ИСКЧ, якобы «осуществляет агрессивное, навязчивое продвижение своих услуг в род. домах» и «предоставляет недостоверные, ложные сведения»[14]. В итоге стороны заключили мировое соглашение[15].

10 ноября 2014 года Роскомнадзор вынес предупреждение главному редактору журнала за использование в материале «Не трожь мою тачку, чувак!» в номере 41 (369) в разделе «Блоги» слова, «однозначно позволяющего отнести его к нецензурной брани». Данный материал был посвящён Константину Алтухову, который почти сутки просидел в своём автомобиле, не позволяя его эвакуировать. Редакционная заметка состояла из высказываний блогеров, а получившее предупреждение слово более чем наполовину состоит из звёздочек — фактически читателю предоставлена возможность догадываться о том, что имел в виду автор, по приставке и окончанию[14].

Журналист Олег Кашин называл журнал созданной Владиславом Сурковым имитацией европейского еженедельника, который как бы изображает нашу жизнь нормальной, отмечая его идеологизированность с момента запуска (которая окончательно раскрылась после присоединения Крыма и начала войны на востоке Украины в 2014 году)[16].

Издание «Meduza» пишет, что «Русский репортёр» был запущен Кремлём на деньги Олега Дерипаски и что источник, "близкий к тогдашнему составу администрации президента, уверен, что Дерипаску [Валерию] Фадееву «подогнал Кремль»… [] Небольшая часть инвестиций ушла на запуск общественно-политического журнала «Русский репортёр», но основную часть Фадеев вложил в запуск телеканала «Эксперт-ТВ», пишет издание[17].

Материалы журнала о войне на востоке Украины обвинялись в ангажированности в пользу ДНР и ЛНР[18]Так, в журнале писали об антивоенных настроениях на Украине, бомбёжках Донецка и полевых командирах непризнанных республик[4].

Известные журналистыПравить

НаградыПравить

В июне 2017 года журналист «Русского репортёра» Шура Буртин получил ежемесячную журналистскую премию «Редколлегия» за статью «Дело Хоттабыча»[22].

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 4 Елизавета Макарова. "Русский репортер" не вышел из отпуска Газета "Коммерсантъ" №228 от 08.12.2016, стр. 10
  2. Тираж номера 1 (489) за 27 января - 10 февраля 2020 года. См.: Русский репортер. - 2020. - № 1 (489). - С. 1.
  3. 1 2 Журнал «Русский репортер» прекратил работу — Meduza
  4. 1 2 3 4 5 6 Лицо, которым открывают двери, Meduza (29 октября 2019).
  5. В. Лейбин. От редактора. Колонка в первом номере журнала «Русский репортёр»
  6. Дмитрий Колезев. В Екатеринбурге презентуют новое федеральное СМИ. Москва увидит его только через 4 месяца
  7. http://tvp.netcollect.ru/tvps/utgvyxdwfpnh.pdf
  8. И. Шамир, В. Лейбин. Как именно WikiLeaks взорвёт мир
  9. ВЭБ.РФ просит суд признать медиахолдинг «Эксперт» банкротом — Adindex.ru.html
  10. ВЭБ подал иск к председателю Совета по правам человека Валерию Фадееву
  11. Журнал «Русский репортер» возобновит выпуск 27 февраля «Adindex», 14.02.2017
  12. Бывшая команда «Русского репортера» откроет СМИ на Урале, Коммерсант-Урал (1 ноября 2019).
  13. Massimo Berruti / Agence VU / Grazia Neri (Italy): Pakistan — Fact or Fiction?
  14. 1 2 У «Русского репортёра», проигравшего суд по делу о «крови младенцев», новые неприятности, теперь — из-за мата // NEWSru.com, 10.11.2014
  15. ОАО «ИСКЧ» v. журнал «Русский репортёр».
  16. «Что такое в наше время карьера журналиста?» Colta.ru, 21.07.2015
  17. Лицо, которым открывают двери (рус.). Meduza (29 октября 2019).
  18. Сергей Лефтер. Игорь Бурдыга: «Я никогда не был на позициях „Правого сектора“» (недоступная ссылка) «Телекритика», 22.06.2015
  19. Статьи Дмитрия Соколова-Митрича в журнале «Русский репортёр». Русский репортёр. Дата обращения: 1 декабря 2011. Архивировано 24 февраля 2012 года.
  20. Статьи Михаила Рогожникова в журнале «Русский репортёр». Русский репортёр. Дата обращения: 1 декабря 2011. Архивировано 24 февраля 2012 года.
  21. Статьи Анны Старобинец в журнале «Русский репортёр». Русский репортёр. Дата обращения: 1 декабря 2011. Архивировано 24 февраля 2012 года.
  22. Дело Хоттабыча // Редколлегия

СсылкиПравить