RT UK — бывшее подразделение телеканала RT в Великобритании. Штаб-квартира располагалась в Millbank Tower в Лондоне. Канал запустился 30 октября 2014 года[2] и был лишен лицензии на вещание после 29 расследований британского регулятора Ofcom 18 марта 2022 года[3][4]. Телеканал по прежнему доступен онлайн через веб-сервисы.

RT UK
Изображение логотипа
Страна  Великобритания
Зона вещания  Великобритания
Время вещания круглосуточно
Язык вещания английский
Штаб-квартира Лондон
Формат изображения 576i (16:9 SDTV)
1080i (HDTV)
Тематика телеканала новости
Дата начала вещания 30 октября 2014
Дата конца вещания 2 марта 2022 (кроме онлайн вещания)
Причина закрытия Лишение лицензии на вещание
Аудитория 0,03 % (октябрь 2017, BARB[1])
Основатель АНО «ТВ-Новости»
Владелец МИА «Россия сегодня»
Руководители Николай Богачихин
Родственные телеканалы RT
Сайт rt.com/uk

RT UK освещал события в Великобритании. Канал транслировал программы по четыре часа в день. С понедельника по пятницу в 19:00, 20:00, 21:00 и 10:00 в эфир выходили новости Великобритании. Ведущими новостей на RT UK были Билл Дод и Кейт Партридж.

Ofcom неоднократно сообщал, что RT UK нарушал правила беспристрастного освещения новостей и транслировал "существенно вводящий в заблуждение" контент[5][6][7].

ИсторияПравить

Запуск телеканалаПравить

Канал был запущен 30 октября 2014 года. Ведущий RT Афшин Раттанси заявил, позиция канала заключается в том, чтобы «бросить вызов доминирующим властным структурам в Великобритании, транслируя живые и оригинальные программы с прогрессивным взглядом на Великобританию»[8]. Раттанси отметил, что RT транслирует официальную позицию России, особенно по Украине, «но не в Лондоне»[9]. Ричард Самбрук, директор Центра журналистики в Кардиффском университете и бывший руководитель отдела глобальных новостей BBC, сказал: «Это неожиданный ход, сосредоточить ресурсы на Великобритании. Это не коммерческий проект, поэтому главная цель должна заключаться в усилении влияния. Речь идёт о мягкой силе Кремля»[10].

Угрозы закрытия банковских услугПравить

В октябре 2016 года RT опубликовал письмо от компании NatWest к Russia Today TV UK Ltd, в котором сообщается, что компания намерена прекратить оказание банковских услуг, предоставляемых Royal Bank of Scotland Group. Российское посольство в Лондоне назвало этот шаг «открыто политическим решением», однако британское правительство, которое после финансового кризиса 2008 года стало владельцем большинства акций Royal Bank of Scotland Group, отрицало ответственность за действия банка. В NatWest впоследствии заявили, что отправили письмо одному из поставщиков RT, а не самому каналу, и что компания ещё не приняла решение. В RT заявили, что компания предоставляет услуги именно каналу. Решение NatWest о прекращении банковских услуг было отменено в январе 2017 года[11].

События после вторжения России на Украину (2022)Править

В конце февраля 2022 года, после вторжения России на Украину, ряд британских журналистов RT работающих как в Москве, так и в Лондоне уволились в знак несогласия с освещением событий каналом[12][13]. 24 февраля Бывший премьер-министр Шотландии Алекс Салмонд приостановил выпуск собственного ток-шоу "The Alex Salmond Show" выходящего на RT, после вызванной критики[14].

2 марта 2022 года RT UK прекратил цифровое вещание на SD-канале 234, а RT HD прекратил вещание примерно час спустя. На каналах, единственный оператор цифрового телевидения "Freeview", разместил сообщения "услуга недоступна"[15]. Тем-же днем оператор Sky удалил канал 511, на котором вещал RT[16].

После начала вторжения, регулятор Ofcom проверил, не нарушил ли RT правила беспристрастного освещения конфликта. Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс выступила против предложения Европейского союза запретить вещание канала на территориях всех государств-членов ЕС, поскольку это могло привести к официальному запрету BBC и других британских новостных агентств в России[17].

18 марта 2022 года Ofcom отозвал у RT лицензию на вещание "с немедленным вступлением в силу", после того, как постановил что канал не был "ответственным вещателем"[3]. В частности, регулятор отметил, что из-за новых российских законов телеканал не мог беспристрастно освещать новости о вторжении[18]. На момент вынесения решения Ofcom, было открыто 29 расследований в связи освещением RT вторжения[19]. Постановление касалось только права вещать в Великобритании, способность онлайн-трансляции RT не была затронута[4]. Дмитрий Песков назвал отзыв лицензии у RT UK "продолжающимся антироссийским безумием, которое происходит в Америке и Европе".

Инциденты и критикаПравить

Отношения с британскими регуляторами (2014-2019)Править

В преддверии запуска программ в Великобритании в RT заявили, что рекламные объявления канала были отклонены рекламными агентствами страны, поскольку там посчитали их незаконными. Канал опубликовал версии рекламных объявлений на рекламных щитах и на своём сайте со словом «отредактировано», продемонстрировав тем самым протест. В Британском органе по стандартам рекламы заявили, что они не запрещали рекламу и даже не получали по поводу них никаких жалоб[20].

Британский регулятор вещания Ofcom неоднократно отчитывал RT за пристрастное освещение событий[21]. В июле 2014 года корреспондент RT Сара Фёрт уволилась после пяти лет работы, после освещения катастрофы Boeing 777 в Донецкой области, назвав это "соломинкой, которая сломала спину верблюду"[22]. Вскоре после запуска RT UK Ofcom пригрозил каналу санкциями при «дальнейших нарушениях кодекса телевидения»[23].

В сентябре 2015 года Ofcom уличил RT в нарушении правил беспристрастного освещения новостей, а также удовлетворил жалобу BBC к каналу. Утверждения, прозвучавшие в программе RT UK "The Truthseeker" о том, что якобы передача "Panorama" подделала части отчета об атаке с применением химического оружия в Сирии были признаны "существенно вводящими в заблуждение"[6][24].

В другом эпизоде "The Truthseeker", названном "Геноцид Восточной Украины" было заявлено, что украинское правительство намеренно бомбило мирных жителей, убивало и пытало журналистов, а также распинало младенцев. Украинская армия была обвинена в "этнических чистках" и сравнивалась с нацистами во время Второй мировой войны. Ofcom признал, что трансляция "мало или вообще не имела противовеса или объективности"[6][25].

В декабре 2018 года Ofcom постановил, что 7 программ транслировавшихся на RT в период с 17 марта по 26 апреля того-же года после отравления Сергея и Юлии Скрипаль в Солсбери нарушили правила беспристрастного освещения событий, канал был оштрафован на 200.000 фунтов, но смог сохранить лицензию на вещание[26][27].

Критика освещения событий (2016-2022)Править

Обозреватель газеты "Times" Оливер Камм в октябре 2016 года писал: "Для якобы экспертного анализа мировых событий RT обращается к расистам, неонацистам, любителям НЛО, сторонников теории заговора 11 сентября и малоизвестных фантазеров"[28].

Журналист "The Observer" Ник Коэн в ноябре 2014 года заявил, что канал "кормит огромную западную аудиторию, которая хочет верить, что права человека - это обман, а демократия - фикция. Поверьте в это, и вы спросите: какое право мы имеем критиковать Путина? По крайней мере, он честен по-своему"[29].

ПрограммыПравить

Программы, производившиеся в Лондоне:

  • Going Underground (2014-2022)[30].
  • Sputnik (2013-2022)[31].
  • Keiser Report (2009-2022)[32].
  • Sam Delaney’s News Thing (2015-2018)[33].
  • The Alex Salmond Show (2017-2022).

Также на RT UK транслировался ряд программ RT International.

ПримечанияПравить

  1. Monthly viewing summary. Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 25 января 2016 года.
  2. Новостной канал RT UK начал вещание в Великобритании. Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  3. 1 2 Russia Today has UK broadcast licence revoked by Ofcom - but Kremlin calls decision 'madness' (англ.). Sky News. Дата обращения: 16 августа 2022.
  4. 1 2 Russia threatens further crackdown on British media after Ofcom bans RT (англ.). the Guardian (18 марта 2022). Дата обращения: 16 августа 2022.
  5. William Turvill Twitter. Ofcom rules against Russia Today over Syria conflict report (англ.). Press Gazette (30 ноября 2001). Дата обращения: 31 августа 2022.
  6. 1 2 3 UK regulator Ofcom backs BBC in Russian TV case, BBC News (21 сентября 2015). Дата обращения: 31 августа 2022.
  7. Russia Today threatened with Ofcom sanctions due to bias (англ.). the Guardian (10 ноября 2014). Дата обращения: 31 августа 2022.
  8. «RT launches dedicated UK news channel — RT UK». Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 16 ноября 2017 года.
  9. Russia’s RT Network: Is It More BBC or K.G.B.? Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 26 ноября 2017 года.
  10. «Russia Today launches UK version in new soft power onslaught». Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  11. Банк Natwest не будет закрывать счета RT в Великобритании. Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  12. Russia Today hit by resignation of several UK-based journalists within hours of Putin’s invasion of Ukraine (англ.). MSN. Дата обращения: 31 августа 2022.
  13. Correspondent, Jake Kanter, Media. YouTube blocks RT channels in Britain and Europe. Дата обращения: 31 августа 2022.
  14. Alex Salmond suspends RT show over Ukraine invasion, BBC News (24 февраля 2022). Дата обращения: 31 августа 2022.
  15. RXTV News Desk. RT becomes "unavailable" on Freeview (англ.). RXTV info (2 марта 2022). Дата обращения: 31 августа 2022.
  16. Russian-backed RT channel to lose Sky TV slot in UK within 24 hours (англ.). the Guardian (1 марта 2022). Дата обращения: 31 августа 2022.
  17. Reuters. Britain says a ban on Russia's RT could lead to retaliation against BBC, Reuters (28 февраля 2022). Дата обращения: 31 августа 2022.
  18. Correspondent, Jake Kanter, Media. Russia Today stripped of UK broadcasting licence by Ofcom. Дата обращения: 31 августа 2022.
  19. Woods, Ben. RT stripped of UK licence by Ofcom, The Telegraph (18 марта 2022). Дата обращения: 31 августа 2022.
  20. «Everything You Need To Know About Russia Today UK». Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  21. Russia Today launches UK version in new soft power onslaught (англ.). the Guardian (2 ноября 2014). Дата обращения: 31 августа 2022.
  22. Russia Today reporter resigns in protest at MH17 coverage (англ.). the Guardian (18 июля 2014). Дата обращения: 31 августа 2022.
  23. Британский регулятор Ofcom вновь недоволен RT. Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 23 октября 2017 года.
  24. Broadcaster RT misled viewers and breached broadcasting rules, says Ofcom (англ.). The Independent (21 сентября 2015). Дата обращения: 31 августа 2022.
  25. RT sanctioned by Ofcom over series of misleading and biased articles (англ.). the Guardian (21 сентября 2015). Дата обращения: 31 августа 2022.
  26. Russian news channel RT broke TV impartiality rules, Ofcom says, BBC News (20 декабря 2018). Дата обращения: 31 августа 2022.
  27. RT fined £200,000 for breaching impartiality rules (англ.). the Guardian (26 июля 2019). Дата обращения: 31 августа 2022.
  28. Kamm, Oliver. It’s time we turned the heat up on Putin’s lie machine. Дата обращения: 31 августа 2022.
  29. Russia Today: why western cynics lap up Putin’s TV poison | Nick Cohen (англ.). the Guardian (8 ноября 2014). Дата обращения: 31 августа 2022.
  30. Going Underground (англ.). RT International. Дата обращения: 31 августа 2022.
  31. Sputnik Orbiting the World (англ.). RT International. Дата обращения: 31 августа 2022.
  32. Keiser Report (англ.). RT International. Дата обращения: 31 августа 2022.
  33. News Thing (англ.). RT International. Дата обращения: 31 августа 2022.