Беларусь 1

Беларусь 1 — основной государственный телеканал Белоруссии.

Беларусь 1
Изображение логотипа
Страна  Белорусская ССР (1956 — 1991)
 Республика Беларусь (с 1991)
Зона вещания  Республика Беларусь
Время вещания с 6:00—2:00
Язык вещания белорусский
русский
Штаб-квартира
Формат изображения 16:9 (SDTV)
1080i (HDTV)
Дата начала вещания 1 января 1956 года, 19:30
Аудитория 5 млн. чел
Основатель БТРК
Владелец БТРК
Руководители Глеб Михайлович Шульман
Прежние названия Белорусское телевидение (1 января 1956 — 27 декабря 1991)
ТБК (27 декабря 1991 — 31 мая 1996)
БТ (1 июня 1996 — 25 сентября 2006)
Первый национальный канал (26 сентября 2006 — 4 ноября 2011)
Родственные телеканалы Флаг Белоруссии Беларусь 2
Флаг Белоруссии Беларусь 3
Флаг Белоруссии Беларусь 4
Флаг Белоруссии Беларусь 5
Флаг Белоруссии Беларусь 24
Флаг Белоруссии НТВ-Беларусь
Голос телеканала Александр Тимошкин
Слоган Мир большой, Беларусь одна
Сайт tvr.by
Кабельное вещание
МТИС (аналог) 1 канал 
Гарант 1 канал 
Веста (Бобруйск) 1 канал 
А1 1 канал 
Онлайн
https://www.tvr.by/live-broadcast/ Онлайн-вещание 
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Телеканал входит в структуру Национальной государственной телерадиокомпании Беларуси. Вещание идёт на белорусском и русском языках. Начало вещания — 1 января 1956 года.

История

Телеканал начал вещание вечером 1 января 1956 года. Телезрителей встретила диктор канала Тамара Бастун[1]:

Добрый вечер! Поздравляем вас с Новым Годом! Начинаем наши пробные передачи.

Тогда канал вещал только по 2—3 часа в день и только в четверг, пятницу и в субботу.

В 1960-е годы телевещанием было обеспечено 70 % территории Белоруссии. Сформировано двухпрограммное телевидение (на базе передач 1-й программы ЦТ Москвы). Объём собственного вещания составлял 718 часов в год, 50 % которого занимали общественно-политические передачи. С середины 60-х началось собственное производство художественных и документальных телефильмов (на базе главной редакции «Телефильм»). В 1962 году с выходом на «Интервидение» начался обмен программами с другими республиками. В 1970—1980-е годы телевещанием было охвачено уже 95 % территории Белоруссии. С 1972 года передачи транслировались по 3 программам, в том числе цветные передачи собственного производства (с 1974 года)[2]. В 1978 году введён в строй аппаратно-студийный комплекс Белорусского радиотелецентра, позволивший увеличить объём и качество цветного изображения. В январе 1981 года на 6 ТВК вышла самостоятельная белорусская программа, которая не перекрывалась программами из Москвы. По объёму собственной продукции она занимала 6-е место в СССР, а её передачи смотрели 86 % жителей Белоруссии. Структура вещания национального телеканала состояла из 3 блоков: информационно-публицистического, научно-познавательного и художественного.

В 1992 году «Белорусская программа» была переименована в «Телевизионный Белорусский канал» («ТБК»). С 1993 года «ТБК» стало полноправным членом Европейского вещательного союза.

В 1995 году было создано Агентство Телевизионных Новостей, производящее для Белорусского телевидения информационно-аналитические программы («Новости», «Панорама», «Резонанс» (до начала 2000-х)), а также документальные фильмы.

В июне 1996 года название «ТБК» было изменено на «Белорусское телевидение» (БТ). С начала 2000-х годов БТ начинает упоминаться в эфире как «Первый национальный телеканал» (это название было присвоено каналу в 2006 году[3]). В ноябре 2011 года телеканал меняет название на «Беларусь 1», в эфире — новые проекты и графическое оформление. В октябре 2021 года происходят небольшие изменения в оформлении эфира телеканала.

С середины 1990-х годов количество белорусскоязычного контента на канале постепенно уменьшалось. В начале 2000-х годов в эфире БТ на белорусском языке выходили лишь новостные и некоторые другие немногочисленные программы (а также межпрограммное оформление). В феврале 2003 года по заказу Белтелерадиокомпании был проведён опрос, по результатам которого было решено оставить белорусскоязычными только культурологические программы[4]. До 2004 года сохранялось белорусскоязычное оформление канала и некоторых программ, в частности, новостных (заставки, плашки, титры).

30 марта 2018 года телеканал перешёл на вещание в стандарте высокой чёткости (HD)[5].

Хронология названий телеканала

Дата Название
1 января 1956 — 26 декабря 1991 Белорусское телевидение
27 декабря 1991 — 31 мая 1996 ТБК
1 июня 1996 — 25 сентября 2006 БТ
26 сентября 2006 — 4 ноября 2011 Первый национальный канал
5 ноября 2011 — настоящее время Беларусь-1

Аналоговое вещание (1956—2016)

Цифровое вещание

Телеканал «Беларусь 1» доступен в первом мультиплексе цифрового телевидения Белоруссии[6].

Критика

Необъективность и ложные сообщения

«Агентство телевизионных новостей», производящее информационные выпуски и спецпроекты для канала, часто обвиняют в предвзятой проправительственной точке зрения. По мнению критиков, «Беларусь-1» необоснованно тратит большую часть своего эфирного времени на новости правительства, в том числе Александра Лукашенко. Международные эксперты и белорусская оппозиция традиционно называют государственное телевидение одним из важнейших пропагандистских инструментов белорусских властей. Его обвиняют в дезинформации, пропаганде политических репрессий, манипуляциях на выборах и оскорблениях критиков режима Лукашенко[7][8].

В апреле 2020 года участники передачи «Клуб редакторов» (главные редакторы крупнейших провластных белорусских СМИ, как правило, осуждающие информационную повестку независимых изданий) возмутились тем, что негосударственные СМИ информируют своих читателей о текущих событиях, включая пандемию коронавируса, иначе, чем государственная пропаганда. Во время передачи зрителям были показаны три скриншота с заголовками новостей издания «Наша Ніва», причём один из них на сайте никогда не публиковался[9].

В ноябре 2020 года в качестве эксперта по борьбе с COVID-19 в Беларуси пригласила болгарского общественного деятеля, ветеринара по образованию Пламена Паскова[болг.] (1965 г.р.), обозначив его как вирусолога. Во второй половине 2020 года он также выступал на «Беларусь-1» как «известный болгарский политик и политолог».

Цензура

Уволившаяся в августе 2020 года на фоне протестов после президентских выборов 2020 года журналист Агентства теленовостей утверждает, что на месте работы существовала серьёзная цензура[10]. Например, существовал список людей, имена которых нельзя упоминать в новостях, включавший оппозиционных политиков, существовал чёрный список экономистов и политологов, у которых нельзя было брать комментарии, не допускалось употребление в сюжетах слов «сталинизм», «культ личности», «ГУЛАГ»[10]. Существование цензуры также подтвердил уволившийся тогда же журналист АТН Александр Лучонок[11].

12 июня 2020 года, во время предвыборной кампании, в новостном выпуске телеканала прозвучали утверждающие высказывания по поводу виновности претендента в кандидаты на пост президента Республики Беларусь Виктора Бабарико и задержанных по делу Белгазпромбанка: «удалось собрать убедительные доказательства того, что вышеуказанные лица причастны к масштабной противоправной деятельности». По словам руководительницы «Правовой инициативы» Виктории Фёдоровой, данные заявления недопустимы, грубо нарушают права человека, а также принцип презумпции невиновности, закреплённый в статье 26 Конституции и в статье 16 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь[12].

В дальнейшем в эфире телеканала продолжили выходить сюжеты, направленные на дискредитацию как Виктора Бабарико, так и остальных оппозиционных кандидатов в президенты, а также на создание положительного образа для Лукашенко. В эфир стали выходить всё более агрессивные сюжеты про участников оппозиционных акций протеста: так, в сюжете от 16 октября протестующие журналистом канала были названы «интеллектуально неразвитыми», «змагарьём», «опп-шизой», «белотряпочными», «пушечным мясом недомайдана»[13].

17 августа 2020 года прошли акции протеста и забастовки против итогов президентских выборов в Белоруссии 2020 года. Государственное телевидение также бастовало, «Беларусь 1» показывал сначала пустую студию, а потом повторы старых программ[14].

21 августа 2020 года в эфире программы «Панорама» было показано видео, на котором участники митинга в Жлобине якобы освистали прибывшую туда Марию Колесникову — протестующие якобы кричали ей «Уходи!». На самом деле на митинге звучала фраза «Лукашенко, уходи!»[15]. Министерство информации Республики Беларусь впоследствии прокомментировало ситуацию тем, что «любое СМИ имеет право высказывать свою точку зрения по конкретной ситуации, соблюдая при этом требования законодательства»[16].

Российские сотрудники «Russia Today» заменили белоруских коллег, которые уволились с канала «Беларусь 1» в знак протеста после президентских выборов[17].

В конце сентября 2020 года в эфире канала были показаны признательные показания от группы людей, которым якобы заплатили координаторы за участие в протестах[18]. По свидетельствам одного из пострадавших, 29 сентября 2020 года в РУВД Первомайского района Минска[тарашк.] Николай Карпенков снимал видеоролики, впоследствии и показанные по «Беларусь 1», лично и командовал группой силовиков, которая выбивала ложные показания от группы людей, схваченных ГУБОПиКом, которых побоями и угрозами заставляли сказать на камеру, что им заплатили координаторы[18].

В новостном выпуске от 2 октября информационный сюжет из Литвы сопровождался титром «бывшая советская республика Литва»[19]. Позже глава Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев объяснил «переименование» непризнанием президентами Литвы, Украины и Польши Александра Лукашенко как легитимного президента Белоруссии[20].

Санкции ЕС, других стран

Сотрудники и топ-менеджеры государственных телевизионных компаний, в том числе и Белтелерадиокомпании, которой принадлежит «Беларусь 1», неоднократно попадали в «Чёрный список ЕС[тарашк.]»[21][22][23][24], вносились в список специально обозначенных граждан и заблокированных лиц США[22], санкционные списки Великобритании[25], Швейцарии[26][27].

См. также

Примечания

  1. Большому телевидению — 60! Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 15 января 2016 года.
  2. Сяргей Шупа. Радыё Свабода год за годам: 1974 (белор.). Радыё «Свабода» (21 ліпеня 2009). Дата обращения: 18 сентября 2016. Архивировано 5 сентября 2017 года.
  3. Ребрендинг белорусских телеканалов. Не итоги. Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  4. «Пожалуйста, спросите у Рыбакова…» Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Каналы Белтелерадиокомпании перешли на вещание в HD-формате. Белтелерадиокомпания. Дата обращения: 4 апреля 2018. Архивировано 5 апреля 2018 года.
  6. "Зона покрытия цифрового телевидения DVB-T/T2 в Беларуси". Официальный дилер Триколор и НТВ+. 2015-07-14. Архивировано 5 декабря 2020. Дата обращения: 13 июля 2018.
  7. Лещенко, Сергій Посол Польщі Генрик Літвін: Втратити добрий час – це великий ризик для України (укр.). Українська правда (8 ноября 2011). — «Або подивіться на ситуацію в мас-медіа. У Білорусії існують тільки державні ЗМІ, крім інтернету. А так звані незалежні білоруські газети працюють в таких умовах, що можна сказати, що вони стали тільки орнаментом для системи. Телебачення в Білорусії є виключно державною пропагандою». Дата обращения: 5 мая 2021. Архивировано 23 октября 2017 года.
  8. Lucas, Edward Edward Lucas Podcast: Belarus propaganda (англ.) (20 января 2017). — «in Belarus the state television maintains Soviet levels of venom and mendacity». Дата обращения: 5 мая 2021. Архивировано 6 мая 2021 года.
  9. На «Беларусь 1» создали фейк о «Нашай Ніве». Naviny.by. Архивировано 15 октября 2020 года.
  10. 1 2 Татьяна Неведомская. Машина пропаганды в Беларуси: бывшие журналисты госСМИ о своей работе. Deutsche Welle (29 августа 2020). Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 7 сентября 2020 года.
  11. Ставская, Яна (2020-08-13). "В Беларуси журналист уволился с госТВ и объяснил, как работает пропаганда Лукашенко". УНИАН. Архивировано 27 августа 2020. Дата обращения: 12 октября 2020.
  12. Что не так в деле Бабарико: Имеют ли право президент и госканалы обвинять его до решения суда? Что не так с правами человека в деле Белгазпромбанка. The Village Беларусь (16 июня 2020). Дата обращения: 16 июня 2020. Архивировано 16 июня 2020 года.
  13. "«Змагары достали решительно всех». В эфире БТ вышел агрессивный сюжет про противников Лукашенко". Ex-press.by. 17 октября 2020. Архивировано 29 октября 2020. Дата обращения: 26 октября 2020.
  14. Staatsfernsehen in Belarus offenbar im Streik (нем.). Die Zeit (17 августа 2020). Дата обращения: 17 августа 2020. Архивировано 5 мая 2021 года.
  15. "Фейки в госСМИ. Посмотрите, как, по версии БТ, Марию Колесникову встретили в Жлобине. И сравните со стримом «Сильных Новостей»". Сильные новости. 22 августа 2020. Архивировано 22 сентября 2020. Дата обращения: 27 сентября 2020.
  16. "Мининформ не накажет БТ за фейк о митинге Колесниковой в Жлобине". Reformation. 23 сентября 2020. Архивировано 27 октября 2020. Дата обращения: 27 сентября 2020.
  17. Stöber, Silvia Proteste gegen Lukaschenko - Wie geht es weiter in Belarus? (нем.). tagesschau.de[нем.] (6 сентября 2020). Дата обращения: 25 марта 2021. Архивировано 21 января 2021 года.
  18. 1 2 Фигурант "дела 11-ти участников чата": Карпенков лично снимал "покаяльное видео" на камеру. Правозащитный центр «Весна» (29 июня 2021). Дата обращения: 30 июня 2021. Архивировано 30 июня 2021 года.
  19. "В эфире БТ Литву теперь подписывают «Бывшая советская республика Литва»". Наша Ніва. 3 октября 2020. Архивировано 29 октября 2020. Дата обращения: 26 октября 2020.
  20. "«Решили достучаться до наших коллег» — На БТ объяснили переименование Украины, Литвы и Польши в «бывшие»". Telegraf.by. 7 октября 2020. Архивировано 30 октября 2020. Дата обращения: 26 октября 2020.
  21. Поўны спіс 208 беларускіх чыноўнікаў, якім забаронены ўезд у ЕС (белор.). Наша Ніва (11 октября 2011). Дата обращения: 5 мая 2021. Архивировано 22 октября 2017 года.
  22. 1 2 Мария Садовская. Суровые и спорные. Белорусы и рынок[белор.]. Дата обращения: 28 июля 2009. Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года.
  23. МГ/АА Евросоюз утвердил новый пакет санкций против представителей Беларуси. Кто в списке? БелСат (21 июня 2021). Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 27 июня 2021 года.
  24. EUR-Lex - 02012D0642-20210621 - EN - EUR-Lex (англ.). EUR-Lex[пол.]. Дата обращения: 5 августа 2021. Архивировано 21 июля 2021 года.
  25. CONSOLIDATED LIST OF FINANCIAL SANCTIONS TARGETS IN THE UK (англ.). Office of Financial Sanctions Implementation HM Treasury (25 июня 2021). Дата обращения: 5 августа 2021. Архивировано 26 июня 2021 года.
  26. Shields, Michael; Liffey, Kevin.: Swiss widen sanctions list against Belarus (англ.). Reuters (7 июля 2021). Дата обращения: 10 июля 2021. Архивировано 7 июля 2021 года.
  27. Sanctions program: Belarus: Verordnung vom 11. Dezember 2020 über Massnahmen gegenüber Belarus (SR 946.231.116.9), Anhang 1 Origin: EU Sanctions: Art. 2 Abs. 1 (Finanzsanktionen) und Art. 3 Abs. 1 (Ein- und Durchreiseverbot) (англ.). Государственный секретариат по экономике[нем.] (7 июля 2021). Дата обращения: 10 июля 2021. Архивировано 7 июля 2021 года.

Ссылки