Открыть главное меню

До и после полуночи

До и по́сле полу́ночи — советская телепрограмма Центрального телевидения (ЦТ), выходила в эфир с марта 1987 по 1991 год.

До и после полуночи
До и после полуночи.jpg
Жанр информационно-развлекательная программа
Автор(ы) Владимир Молчанов
Режиссёр(ы) Игорь Соловьёв, Андрей Плахов[1]
Производство Главная редакция информационных программ ЦТ (1987-1991)
Ведущий(е) Владимир Молчанов, Майя Сидорова
Композитор Владимир Давыденко
Страна производства  СССР (1987—1991)
Язык Русский
Производство
Место съёмок  Москва
Продолжительность 90 минут
Вещание
Телеканал(ы) Центральное Телевидение СССР — 1-й канал Останкино
Формат изображения 4:3 — SECAM
Формат звука Моно
Период трансляции 7 марта 1987 — 27 мая 1991
Премьерные показы

1987-1991

Флаг СССР,
Повторные показы

2006-настоящее время

Флаг России, Ностальгия
Хронология
Похожие передачи "Тюрьма и воля"
Ссылки
web.archive.org/web/2010…

Автор и ведущий — Владимир Молчанов. Производитель — Главная редакция информационных программ ЦТ Гостелерадио СССР.

ИсторияПравить

Идея принадлежит Владимиру Молчанову: программа задумывалась в формате телевизионного журнала. По замыслу автора, зритель не получал сухую информацию, а как будто «листал» журнал, «где есть музыка, где есть милый, интересный человек». При этом темы и приглашённые гости относились к негласно запрещённым в СССР (например, сюжеты о жизни людей на Западе)[2].

Передача выходила раз в месяц в ночь с субботы на воскресенье. В связи с разницей часовых поясов в СССР, она шла в течение дня в разных регионах в разных версиях: сначала был эфир на Дальний Восток (в 11:30 по московскому времени). В это время руководство телевидения смотрело выпуск в телецентре «Останкино». Поэтому редакция ставила в выпуск песни народов мира и интервью на мирные темы. В 23:30 по московскому времени в эфир шла уже принципиально другая передача, где авторы говорили и показывали всё, что хотели[2].

Первым гостем стал артист Андрей Миронов[3]. Это было его последнее интервью на телевидении. Когда Миронова не стало, Молчанову не позволили об этом сообщить в программе «Время», так как Миронов был народным артистом РСФСР, в то время как программа «Время» давала некрологи на народных артистов СССР, маршалов и высших государственных деятелей. 22 августа 1987 года Молчанов сообщил об уходе артиста из жизни в эфире программы «До и после полуночи»[4].

Одной из составляющей передачи была музыка. В первой программе в конце впервые в СССР был показан клип «We Are the World». Среди музыкальных гостей программы: Status Quo, Удо Линденберг и Альфред Шнитке, а также — Ив Монтан. Некоторые композиции было запрещено пускать в эфир, в частности, в течение нескольких месяцев[5] была запрещена «Метель» Георгия Свиридова, поскольку тогда же Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим под эту музыку возлагал цветы к памятнику погибшим во время войны в Афганистане[5]. Также были запрещены две песни Аллы Пугачёвой — «Паромщик» и «Крысолов». По мнению редакторов, в первой содержался намёк на Солженицына, а под крысоловом подразумевался генсек Горбачёв[5].

Именно в программе «До и после полуночи» впервые прозвучала песня «Россия» Игоря Талькова, запрещённая везде[5], а также впервые показаны клипы «Мадонна» Александра Серова[6] и «Сиреневый туман» Владимира Маркина[7].

В январе 1991 года в программе обсуждались вильнюсские события, несмотря на запрет темы в информационном эфире и даже отказ Молчанова в связи с этим вести программу «Время». В студию «До и после полуночи» были приглашены Егор Яковлев, Ион Друцэ, Элем Климов. После этого выпуска редакция потеряла былую свободу действий. Молчанов вспоминал: «К нам стали приходить на монтажи — смотреть, что мы монтируем, чего раньше не было»[2].

Первая версия передачи была закрыта по инициативе самого Молчанова в июне 1991 года, но, несмотря на это, через несколько месяцев программа вернулась в эфир. С 1992 года[8] Молчанов стал сотрудничать с Ren TV[9], где работал следующие 8 лет[9]. «До и после полуночи» выходило 3 года в эфир не чаще раза в месяц.

В 1994-м году программа возродилась под названием «До и после» и выходила по субботам на 1-м канале Останкино, начиная с 23 апреля[10], сорок недель[11] (позже на ОРТ). Основу составляли репортажи сотрудников агентства «Рейтер»[10], студия программы располагалась в здании гостиницы «Славянская»[10].

С образованием ОРТ «До и после» стало выходить в эфир раз в месяц. Широкую известность получил выпуск о причинах убийства Соломона Михоэлса[9] и последовавшие за ним 16 заседаний суда[9]. В результате Молчанов зачитал в эфире утверждённый Останкинским судом текст опровержения[12]. Передача выходила на Первом канале до 1996 года, после чего перешло на только что образованный в 1997-м году канал компании-производителя. «До и после» выходило на Ren TV до мая 1998-го.

В еженедельном режиме вещание возобновлено в 2006 году на канале «Ностальгия», где выходят в эфир как передачи советского периода (повтор), так и новые выпуски, подготовленные тем же ведущим в схожем формате (под названием «До и после…» с Владимиром Молчановым).

Записи передач — раритет. Хотя премьерный выпуск сохранился в архиве автора. Сам Молчанов признаётся[13]:

  Они были либо размагничены, либо их просто разворовали. Эта запись уцелела чудом: я её нашел у себя дома. Сел с женой, посмотрел, а потом долго смеялся. До чего же наивно смотрится сейчас. 

В декабре 2010 года стало известно, что архив телепередачи не уничтожен. 60 выпусков программы, созданных в 1987—1991 годах, находятся в Гостелерадиофонде[14].

ЗначениеПравить

Программа стала одним из знаковых журналистских прорывов Перестройки[15], перевернув представление советских зрителей о современном телевидении.

Её выпуски широко обсуждались общественностью[16][17].

Ведущий вспоминал в одном из своих интервью[18]:

  Когда мы вышли в эфир первый раз в ночь с 7 на 8 марта 1987 года, мы вообще были единственными. На советском телевидении больше не было ни одной программы, кроме программы «Время», которая выходила в прямой эфир. И не было ни одной программы, которая говорила бы о том, о чем говорили мы. В принципе нам было просто. Поскольку зрителю больше ничего не предлагалось, то нас смотрела вся страна. Потом мы поняли, что раз мы единственные — у нас есть шанс сказать то, что хочется сказать, то, о чём на советском телевидении никогда не говорилось. Но тогда сенсациями становились в основном исторические разоблачения. Не было грязи с банями и прочим.  

Передачу сравнивали с легендарной программой «Взгляд». Её ведущий Сергей Ломакин вспоминал:

Свобода слова просто обрушилась на нас в период «гласности», и какой-то там совсем свирепой цензуры не было. К тому же уже эфирились «Прожектор перестройки» и молчановская «До и после полуночи».

Интервью газете «Музыкальная правда» (28 мая 2010)

Даже один из ведущих «Взгляда» признавал[19]:

  В тот же период шла передача Владимира Молчанова «До и после полуночи» — на порядок выше по качеству контента и по ведению. Она выходила раз в месяц, время показа было не самое лучшее… Но у «Взгляда» была фора один к четырем! Вот передача и стала, как теперь говорят, культовой 

В 1987 году первыми в стране показали в эфире Рождественскую церковную службу (как получасовое приложение к программе). В числе первых стали говорить в эфире о репрессиях, эмиграции, диссидентах[2].

КритикаПравить

В понедельник, 9 марта 1987 года, после первого выпуска, на общей телевизионной летучке программу назвали проамериканской, а также антисоветской[2].

Из воспоминаний Молчанова[2]:

 Одни были в восхищении от программы, а другие просто её ненавидели, и тут возникло: «А кто разрешил?» Но время такое было, уже 1987 год, руководство телевидения должно было показывать власти, что они что-то меняют. Телевидение обретало человеческое лицо. Вот тут я со своей программой и своей бригадой оказался очень кстати. 

По слухам, программу поддерживали и защищали Александр Яковлев (секретарь ЦК КПСС) и Эдуард Шеварнадзе, а, наоборот, требовали закрытия — Владимир Крючков (председатель КГБ СССР) и Егор Лигачёв (член Политбюро ЦК КПСС). Программа держалась в эфире на балансе между сторонниками и противниками[2].

Самый большой поток критики со стороны зрителей обрушился на редакцию, когда в одной из первых программ обсуждалась проблема СПИДа с гостем студии Вадимом Покровским. То, что ведущий произнёс слово «презерватив», вызвало шквал негодования по поводу развращения молодого поколения. Как отметил сам Молчанов после, письма прислали в основном школьные учителя[2].

Творческий коллективПравить

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

  1. Кто есть кто на российском телевидении — 2001. Плахов Андрей Владимирович Архивная копия от 14 февраля 2015 на Wayback Machine
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Эфир Отечества. Создатели и звезды отечественного телевидения о себе и своей работе. Сборник интервью. Книга первая / Составитель В. Т. Третьяков. — М.: Алгоритм, 2010. — С. 199—211. — ISBN 978-5-9265-0741-3.
  3. Повестка дня на 7 марта
  4. До и после полуночи. Эфир 29.10.1989 г. — фрагмент с 1:50.00
  5. 1 2 3 4 Владимир Давыденко // Радио «Орфей», 7 марта 2015
  6. Игорь Крутой: «Наш первый с Сашей Серовым хит „Мадонна“ Владимир Молчанов согласился поставить в эфир за… две бутылки водки»
  7. История песни: «Сиреневый туман». Официальный сайт радио «Шансон»
  8. Сегодня, 7 октября, исполняется 54 года телеведущему Владимиру Молчанову Коммерсантъ, 7 октября 1999
  9. 1 2 3 4 Владимир Молчанов: «Мы хотели сохранить страну, но поменять в ней всю начинку»
  10. 1 2 3 Анонс теленедели Коммерсантъ, 16 апреля 1994
  11. Владимир Молчанов: «В журналистику меня за руку привела сестра — знаменитый спортивный комментатор Анна Дмитриева»
  12. Сотрудник КГБ отстоял свою честь Коммерсантъ, 15 ноября 1995.
  13. ВЛАДИМИР МОЛЧАНОВ: «НАСТАЛА ПОРА ОТКРОВЕННО НАГЛЫХ ЛЮДЕЙ»
  14. Архив программы Владимира Молчанова «До и после полуночи» не уничтожен — 14 Декабря 2010 — «Теленовости» (недоступная ссылка). Дата обращения 12 апреля 2011. Архивировано 27 декабря 2010 года.
  15. Известия. Ру: Смотрите телевизор
  16. Закат волшебной династии Кио Архивная копия от 22 марта 2012 на Wayback Machine
  17. Передачи, которые изменили Россию // Обсуждение // KP.RU (недоступная ссылка)
  18. Новая Газета | № 17 от 06 Марта 2000 г. | Владимир МОЛЧАНОВ: ДИКТАТУРА В РОССИИ ВОЗМОЖНА ВСЕГДА Архивная копия от 29 августа 2008 на Wayback Machine
  19. «Взгляд» был детищем КГБ СССР // Свободная пресса
  20. Огонек: СОЗДАТЕЛЬ «ВРЕМЕНИ»