1-й канал Останкино

1-й канал Останкино — бывший общероссийский информационно-развлекательный телеканал РГТРК «Останкино», осуществлявший своё вещание на 1 ТВК в Москве с 27 декабря 1991 по 1 апреля 1995 года.

1-й канал Останкино
Изображение логотипа
Страна Флаг России (1991—1993)/ Россия
Зона вещания Флаг России (1991—1993)/ Россия
 СНГ
Время вещания с 6:30 до 1:00 (пн—пт)
с 7:00 до 1:00 (сб—вс)
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, телецентр «Останкино»[1]
Формат изображения 576i (SDTV)
Тематика телеканала общая
Дата начала вещания 27 декабря 1991 года (создание РГТРК «Останкино»)
Дата конца вещания 1 апреля 1995 года, 0:57
Причина закрытия отказ РГТРК «Останкино» от частот в пользу АОЗТ «Общественное российское телевидение»
Заменил Флаг СССР 1-я программа Центрального телевидения
Заменён Флаг России ОРТ
Флаг Литвы (1989—2004) LitPoliinterTV
Основатель РГТРК «Останкино»
Владелец РГТРК «Останкино»
Руководители Валентин Лазуткин (заместитель председателя РГТРК «Останкино»)
Григорий Шевелёв (заместитель председателя РГТРК «Останкино»)
Борис Хессин (директор творческого объединения «Экран»)
Борис Непомнящий (директор Информационного телевизионного агентства)
Виктор Осколков (директор Дирекции программ телевидения РГТРК «Останкино»)
Родственные телеканалы Флаг России (1991—1993)/Флаг России 4-й канал Останкино
Голос телеканала Александр Воеводин
Герман Коваленко

ИсторияПравить

1991—1992. Основание и начало вещанияПравить

27 декабря 1991 года в связи с образованием СНГ, прекращением деятельности государственных органов СССР, а также в целях обеспечения функционирования межгосударственного вещания в рамках СНГ была ликвидирована Всесоюзная ГТРК, а на её базе образована РГТРК «Останкино»[2][3], к которой перешли все телевизионные и радиовещательные частоты, на которых вещала телерадиокомпания[4], а также производство всех телевизионных и радиовещательных программ бывшей Всесоюзной ГТРК. ЦТ стало телевидением «Останкино», а Первая программа ЦТ стал называться 1-м каналом Останкино. На РГТРК «Останкино» была возложена функция освещения политической, культурной и экономической жизни в государствах-членах СНГ. Председателем РГТРК стал Егор Яковлев[5].

Сетка вещания в 1991—1992 годах

На первоначальном этапе изменений по сравнению с последними годами существования ЦТ СССР было немного. Информационной программой 1-го канала Останкино стали «Новости»[6], а информационно-аналитической — «Итоги» с Евгением Киселёвым[7][8]. Логотипом 1-го канала Останкино являлось стилизованное изображение единицы, заключённой в квадрат[9]. С 1992 года на 1-м канале Останкино стали выходить общественно-политическое ток-шоу «Тема» с Владиславом Листьевым[10][11][12], аналитическое ток-шоу «Красный квадрат» с Александром Любимовым[13][14] и программа «Политбюро», ведущим которой стал Александр Политковский[15][16]. Производителем этих программ являлась телекомпания «ВИD».

1992—1994. Разногласия в руководстве и финансовые проблемыПравить

Основной проблемой деятельности РГТРК «Останкино» было начавшееся ещё в период существования Гостелерадио СССР «расползание» рекламы по тематическим студиям[17][18][19][20]. В 1990—1991 годах статус юридических лиц получили три тематические студии, среди которых была студия «Эксперимент», выступавшая основным заказчиком производства телепрограмм у АО «Телекомпания „ВИD“»[21]. В начале 1992 года вместо практически всех остальных тематических главных редакций ЦТ были созданы тематические студии РГТРК «Останкино»[22]; например, у ИТА существовал собственный рекламный отдел[23]. Часть студий за произведённые по их заказу программы расплачивались с частными телеорганизациями своим рекламным временем[24][25]. Непосредственно Главная рекламно-коммерческая дирекция была создана только в мае 1993 года[26]; действовавшее до этого Рекламное агентство «Останкино» осуществляло размещение рекламы только между программами.

Летом 1992 года Эдуард Сагалаев создал МНВК, к которой перешёл вечер 6 ТВК в Москве[27] (с 1993 по 1994 год утром и днём на шестом канале шли экономико-просветительские передачи телекомпании «Северная корона»)[28][29][30]. Вместо Эдуарда Сагалаева генеральным директором РГТРК «Останкино» стал Игорь Малашенко, ранее являвшийся её политическим директором[31].

Осенью 1992 года в Израиле российскими бизнесменами была основана компания «OITV», которая с осени 1993 года ретранслировала сигнал одной из поясных версий 1-го канала Останкино за рубеж. В частности, такая версия 1-го канала Останкино транслировалась в самом Израиле, в начале февраля 1994 года в Приднестровье, некоторое время на Украине, а с начала 1994 года и в некоторых городах в европейской части России. На OITV шла израильская русско- и англоязычная реклама, иногда перекрывавшая передачи. Точная судьба международной версии 1-го канала Останкино неизвестна: OITV, предположительно, прекратило вещание уже после запуска ОРТ, в апреле-мае 1995 года.

4 октября 1992 года[32] с эфира 1-го канала Останкино была снята трансляция фильма Джорджа Лукаса «Звёздные войны» с формулировкой «пиратский, купленный для показа без кино- и видеоправ фильм»[33]. Это было первое в отечественном телеэфире снятие с эфира. Космическая сага была показана уже на «Первом канале» только спустя 13 лет со стереозвуком в 2005 году[34][35].

24 ноября 1992 года Егор Яковлев из-за показа на 1-м канале Останкино фильма о войне между Ингушетией и Северной Осетией был отправлен в отставку[36]. 11 января 1993 года Председателем РГТРК «Останкино» был назначен Вячеслав Брагин[37]. Из-за разногласий по вопросам методов руководства телерадиокомпании Игорь Малашенко покинул пост генерального директора РГТРК «Останкино»[38], а его место занял Олег Слабынько.

Под руководством Брагина и Слабынко 1-й канал стал чаще работать в интересах Бориса Ельцина, при этом стала усиливаться государственная цензура[39][40][41][42]. Главный редактор ИТА Олег Добродеев и ведущий программы «Итоги» Евгений Киселёв посчитали невозможным работать в сложившихся условиях и вместе с Игорем Малашенко и бизнесменом Владимиром Гусинским выступили основателями телекомпании НТВ, которой и перешло производство программы «Итоги»[43][44][45][46][47]. С осени 1993 по весну 1994 года «Останкино» пережило большой кадровый отток журналистов ИТА и сотрудников некоторых других подразделений[48], переходивших в штат ТОО «Телекомпания НТВ»[39]. Вместе с Добродеевым и Киселёвым на НТВ перешли ведущие новостей 1-го канала Останкино Татьяна Миткова[49] и Михаил Осокин, которые стали ведущими информационной программы «Сегодня»[50][51][52][53], журналисты ИТА Владимир Лусканов, Ирина Зайцева, Владимир Ленский, Александр Хабаров, Александр Герасимов, Владимир Кара-Мурза, Марианна Максимовская, Борис Кольцов, Михаил Светличный, Андрей Черкасов и Александр Зараелян[54][55], некоторые спортивные комментаторы, как Евгений Майоров[56][57][58], и часть сотрудников студии кинопрограмм[59][60].

3 октября 1993 года[61] во время завершения футбольного матча «Ротор» — «Спартак»[62][63][64] в 19:26 по Москве из-за вооружённой осады РГТРК «Останкино» приказом Вячеслава Брагина[65] эфир 1-го и 4-го каналов[66], OITV, ТВ-6 и МТК был прерван[67][68], против чего был Евгений Киселёв. После этого в эфире остались только «Петербург — Пятый канал» и РТР[69][70], по которому каждые полчаса выходили «Вести», а также велась ретрансляция картинки прямого эфира CNN[71]. 4 октября в 6:30 эфир был возобновлён, и в эфире «Телеутра» демонстрировались кадры вооружённой осады РГТРК «Останкино», а также прямая трансляция штурма Белого дома. После этих событий Вячеслав Брагин потребовал усилить охрану зданий редакций и студий телерадиокомпании.

16 декабря 1993 года Вячеслав Брагин ушёл в отставку с поста председателя РГТРК «Останкино». Эта должность была сначала предложена Владимиру Мукусеву, но из-за его конфликта с коллективом телекомпании эта кандидатура была снята. Также эта должность была предложена Евгению Киселёву, но он отказался. Председателем РГТРК «Останкино» был назначен Александр Яковлев, а главным редактором Информационного телевизионного агентства — Олег Точилин.

К февралю 1994 года у РГТРК «Останкино» и ВГТРК[72][73] образуется задолженность перед государственными предприятиями связи[74]: на 1 января 1996 года они составляли 412 млрд рублей. При этом, по словам заместителя Председателя РГТРК «Останкино», существовало распоряжение правительства от 22 ноября 1993 года, по которому Министерству финансов поручалось ликвидировать задолженность (в конечном итоге оно так и не было выполнено[75]), что вызывает 10 февраля 1994 года забастовку связистов с угрозой прекращения трансляции передач (кроме информационных) обеих вещательных организаций в 45 субъектах РФ. Выход сотрудниками РГТРК «Останкино» виделся в создании контролируемых телерадиокомпанией торговых домов[76]. Так, Ирена Лесневская утверждала:

…Если поставить всё на нормальные экономические рельсы, телевидение обязано стать прибыльным. Есть музыкальные архивы, есть старые передачи, фильмы. Из этого можно делать деньги. Во всём мире растёт интерес к ретро. Каким успехом пользуется показ старых программ на НТВ! Этим надо заниматься. Поставить на коммерческую основу выпуск избранных передач и продавать кабельным сетям. Договориться с ближним зарубежьем о покупке ими программ на русском языке для миллионов русскоязычных. А двум владельцам компаний легче договориться, чем, скажем, Ельцину с Кравчуком[77].

Летом 1994 года, из-за отказа оплачивать РГТРК «Останкино» своё вещание в Литве, местные власти отдали частоту 1-го канала Останкино частному каналу «LitPollinter TV». По заключённому договору 1-й канал Останкино мог вещать в эфире «LitPoliinter TV» только несколько часов[78]. Однако 6 февраля 1995 года телеканал «LitPollinter TV» в связи с финансовыми проблемами прекратил вещание, и 1-й канал Останкино в Литве снова начал вещать в чистом виде (впоследствии, в мае 1995 года, он был заменён на местный телеканал LNK).

6 января 1995 года собственные Студия кинопрограмм и Студия литературно-драматических программ, сохранившиеся ещё со времён ЦТ СССР, объединились в одну студию «Искусство». К ней перешло производство всех передач и циклов на тему искусства, культуры и кино. Её руководителем стал Мидхат Шилов, который ранее отвечал за литературно-драматическую редакцию РГТРК «Останкино»[79][80][81].

Сетка вещания в 1992—1995 годах

Первоначально 1-й канал Останкино носил информационно-художественный характер. Будничная программа состояла из новостей, научно-популярных, культурно-просветительских, документальных программ, показа односерийных телефильмов и мини-сериалов, распределённых по рубрикам «Домосед», «Третий возраст» и «Детский час». Однако, вследствие сокращения расходов на государственное телевидение, произошедшего в более ранний период[82], на 1-м канале Останкино произошло сокращение количества подготавливаемых передач и производимых телефильмов. Со временем они были заменены на развлекательные передачи, которые производились преимущественно частными телеорганизациями.

С 26 мая 1992 года по вторникам, средам и четвергам перед вечерним выпуском новостей в 21:00 началась регулярная трансляция латиноамериканских теленовелл[83], вытеснившая из этого временного отрезка показ отечественных телефильмов, переместившийся на некоторое время на таймслот после выпуска новостей в 21:00, а с 15 сентября[84][85] практически во все дни, кроме понедельника, в который шёл показ многосерийного телефильма самой РГТРК «Останкино» «Мелочи жизни»[86][87]. Некоторое эфирное время было отдано под показ отечественных и зарубежных кинофильмов, объединённых в несколько рубрик (например, «В клубе детективов» по пятницам с 4 сентября 1992 года[88]). В результате всего этого объём производства отечественных телефильмов резко упал, производственные мощности Творческого объединения «Экран» и Телевизионного технического центра стали простаивать. Освободившееся время заняли передачи производства частных телекомпаний, а также латиноамериканские теленовеллы (их закупкой занимались главный редактор Студии кинопрограмм Владилен Арсеньев[89][90] и затем Владимир Шмаков)[91][92], телевикторины, ток-шоу и показ отечественных кинофильмов, вскоре завоевавшие наибольшую зрительскую популярность[93], тогда как популярность фильмов самой РГТРК «Останкино» была значительно скромнее[94][95].

1 сентября 1992 года в рамках рубрики «Детский час» вместо повторов отечественных детских художественных и мультипликационных телефильмов начали транслироваться иностранные мультсериалы, повторный показ телефильма рубрики «Третий возраст» был перенесён на время перед выпуском новостей в 15:00[96]. В сетке вещания 1-го канала Останкино тех лет сохранялся достаточно большой объём спортивных передач и телетрансляций, примерно сопоставимый с тем, что был во времена Гостелерадио СССР и ОРТ 1990-х и ранних 2000-х годов (показывались Олимпийские игры[97][98], Кубок России по футболу[99], Чемпионаты мира и Европы по футболу[100][101], Лига Чемпионов УЕФА[102][103][104][105], Чемпионаты России[106] и мира по хоккею, игры национальной сборной России по футболу[107][108], теннисные турниры[109][110][111], меньше — остальные виды спорта и околоспортивные передачи)[112].

В конце 1992 — начале 1993 годов появились также телеигра для подростков «Звёздный час» и детская телеигра «Зов джунглей», а также программа «Пока все дома»[113].

19 сентября 1993 года программа «Итоги» в последний раз вышла в эфир на 1-м канале Останкино. Далее, с 10 октября 1993 года, она стала выходить на Пятом канале[45], а с 23 января 1994 года — по четвёртому каналу, часть эфирного времени которого заняла телекомпания НТВ[114]. Вместо программы «Итоги» стали выходить информационно-аналитические программы «Воскресенье» с Сергеем Алексеевым[115][116] и «Новости плюс» с Сергеем Медведевым[117][118].

В 1994 году происходит новая волна расширения количества передач производства частных телеорганизаций в эфире. С мая 1994 года на 1-м канале Останкино по будням стало выходить актуальное интервью «Час пик»[119], ведущим которого стал Владислав Листьев[120], производителем этой программы стала телекомпания «ВИD»[121] при этом программа выходила ежедневно в прайм-тайм, в 19:10. Ведущей программы «Тема» стала Лидия Иванова[122][123]. Также возобновила свой выход программа «Красный квадрат» под старым названием «Взгляд», ведущим которой остался Александр Любимов, а за полгода до этого возобновила выход программа «Политбюро». В прайм-тайм стали выходить культурно-просветительские программы — «Чтобы помнили» и «Серебряный шар»[124][125]. Ещё с конца 1993 года по понедельникам стали выходить ток-шоу, производившиеся телекомпанией «АТВ» — «Мы» и «Если», ведущим которых стал Владимир Познер[126], и «Мужчина и женщина» с Кирой Прошутинской. Детские программы и программы для подростков («Спокойной ночи, малыши!», «С утра пораньше», «Марафон-15», «До 16 и старше», «Зов джунглей»), программа для школьников «Как-то раз» и программа «Пока все дома» стали производиться ещё одной негосударственной телекомпанией — «Класс!», которая была образована на базе собственной Студии детских и юношеских программ «Останкино»[127][128]. В отдельные периоды частные телеорганизации осуществляли подготовку до 70 % телепередач за вычетом новостей, фильмов и архивных записей[79].

В возникшем с 4 июля 1994 года в будничной программе 1-го канала Останкино техническом перерыве с 11:20 до 16:00 и в будничной ночной программе с 1:00 (с 1 августа 1994 года[129][130]) РГТРК «Останкино» и АО «Система глобальных средств массовой информации» стали предлагать эфирное время для негосударственных вещательных телекомпаний[131]. GMS брала на себя составление дайджеста программ, на основании которого фирма Игоря Крутого АРС по заказу телекомпании производила телепередачу «Компас GMS». Размещение рекламы находилось в подчинении у собственного рекламного агентства GMS. Программа GMS по будням, как правило, состояла из 8-минутных выпусков новостей каждый час, двух повторных показов художественных телефильмов (с октября 1994 года — одного фильма) и какой-либо культурно-просветительской или развлекательной программы. К началу сентября она стала доступна ещё в двенадцати городах России, в остальных же городах в дневное время проводился перерыв в вещании.

В то же время в некоторых странах ближнего зарубежья вещание 1-го канала Останкино не осуществлялось вовсе из-за особенностей часовых поясов.

С 3 октября 1994 года была принята новая сетка вещания: отныне выпуски новостей выходили на 52-й минуте каждого часа, перекрывая передачи, выходившие в это время, хронометраж каждого информационного выпуска составлял 8 минут (такая сетка вещания изначально существовала на GMS). Программы «Время» (так снова стали называться информационные выпуски в 21:00 с декабря 1994 года)[132][133][134] эти изменения не коснулись.

1994—1995. Акционирование ОРТ и ликвидация РГТРК «Останкино»Править

В конце 1994 года РГТРК «Останкино» потребовала, чтобы негосударственные телекомпании «поделились» частью времени в прайм-тайме[135][136], что означало закрытие части программ негосударственных телекомпаний. Тогда телекомпании «ВИD», «АТВ», «REN-TV» и «Класс!» создали Ассоциацию независимых телепроизводителей, которая выступила с инициативой создания Общественного российского телевидения (ОРТ), большинство акций которого принадлежали бы разным представителям бизнеса. К нему и должно было перейти вещание на 1-м канале Останкино. Ещё в апреле 1994 года было создано АО «Реклама-Холдинг» с долей РГТРК «Останкино» в уставном капитале в 30 %, прочими акционерами стали другие рекламные агентства-посредники телерадиокомпании при продаже рекламного времени: «Video International», «Premier SV», «Максима», «ИнтерВИД», «Логоваз-пресс» и студия «Остер»[137]. Данному акционерному обществу было передано право на размещение рекламы на 1-м канале Останкино. В начале 1995 года доля РГТРК «Останкино» была выкуплена «Независимым рекламно-информационным альянсом», объединявшим рекламные агентства «Аврора», «ИнтерВИД», «VideoArt», «Контакт» и «Стронг», который стал переманивать клиентов за счёт скидок на размещение рекламы, доходивших до 80 %, вскоре после чего последовал обвал рекламного рынка. Дивидендов за 1994 год РГТРК «Останкино» от холдинга не получила, а задолженность его перед телерадиокомпанией на 1 июля 1995 года составила 19,0 млрд рублей.

По указу Президента РФ от 29 ноября 1994 года предусматривалась передача эфирного времени на первой федеральной программе акционерному обществу «Общественное российское телевидение»[138] (ОРТ), 51 % акций которого принадлежал государству с возможностью для РГТРК «Останкино» войти в число её учредителей[139]. По изначальному предложению по 15 % было у частных телеорганизаций «Телекомпания ВИD», «АТВ», «Телекомпания REN-TV» и «РТВ-Пресс», 20 % — у банкиров, 20 % — у государства[140]. Данное акционерное общество было основано на его общероссийском учредительном собрании акционеров 24 января 1995 года[141]. Генеральным директором ОРТ был назначен Владислав Листьев, его первыми заместителями были назначены Аркадий (Бадри) Патаркацишвили и Кирилл Игнатьев, а председателем совета директоров ОРТ — председатель РГТРК «Останкино» Александр Яковлев. Вещание ОРТ изначально планировалось начать с 1 февраля 1995 года[79]. Также было принято решение о введении моратория на рекламу с 1 марта. Но вечером того самого дня Листьев был убит в подъезде собственного дома, спустя 3 часа после программы «Час пик». На следующий день по всем центральным каналам России (1-й канал Останкино, РТР, НТВ, ТВ-6, 2x2 и МТК, кроме Пятого канала) шли только информационные программы, а в остальное время транслировалась статичная заставка «Владислав Листьев убит»[142][143][144][145]. С 19:00 до 21:00 мск одновременно по всем центральным каналам шёл прямой эфир специального выпуска ток-шоу «Час пик», посвящённого Листьеву, а затем — вечер памяти телеведущего в концертной студии «Останкино»[146], на котором выступали друзья и коллеги покойного[147]. 20 марта Генеральным директором ОРТ стал Сергей Благоволин[148].

Сетка вещания на момент закрытия

На момент закрытия 1-го канала Останкино популярность его информационных программ стала резко падать. Новостные выпуски «ИТА Новости» и «ИТА Время» стали уступать по рейтингам другим информационным программам, особенно передачам «Вести» и «Сегодня» на РТР и НТВ[149]. Информации с передовой первой российско-чеченской войны, подаваемой на 1-м канале Останкино, зрители не доверяли: в информационных выпусках телеканала ход военных действий оценивался одобрительно, в то время как журналисты на НТВ и РТР придерживались оппозиционных, прочеченских или антивоенных взглядов[150][151][152]. По степени доверия программа «Время» в те годы была самой невостребованной среди зрителей[153][154][155] (подача новостей на «первой кнопке» изменилась только после замены «Останкино» на ОРТ)[156][157]. Новогодняя программа первой телевизионной кнопки собрала аудиторию вдвое меньшую, чем караоке-шоу на НТВ. Аудитория новостей 1-го канала Останкино становилась всё более возрастной: её зрительское ядро составляли в основном, пожилые люди с невысоким уровнем образования и консервативными политическими взглядами[158][159]. Другие программы 1-го канала Останкино[79], в частности, «Человек и закон» с Юрием Краузе или «Гол» с Владимиром Перетуриным (бывшее «Футбольное обозрение»), также воспринимались молодыми и активными зрителями как устаревшие[145][160][161][162][163] (особенно на фоне похожих передач на новых российских каналах вроде РТР, НТВ и ТВ-6)[164][165][166], а их качество нередко оставляло желать лучшего[79][167][145].

Отдельной критике подвергалось то обстоятельство, что 1-й канал Останкино тех лет не удерживал свою зрительскую аудиторию в таймслотах после 21:40. В то время, когда на остальных каналах показывались фильмы или развлекательные шоу, на «Останкино» выходили преимущественно политические передачи, доносившие до зрителей провластную точку зрения на актуальные события[168][169] («За кремлёвской стеной», «Nota bene», «Из первых рук», которые делали Алексей Пиманов и Марина Некрасова, более известная как Юденич), и значительная часть аудитории постоянно терялась[79][170].

ЗакрытиеПравить

1 апреля 1995 года частоты 1-го канала Останкино перешли к ОРТ[171]. Новостные выпуски, как и до 1994 года, стали выходить в привычном графике, в 9:00, 12:00, 15:00, 18:00 и после полуночи с хронометражем 20 минут. Была упразднена дикторская служба (теперь дикторы не работали в кадре)[172][173][174]. Дневные перерывы также были исключены из сетки вещания (сохраняясь в некоторых субъектах РФ), при этом АО «GMS» из эфира не исчезло — оно продолжило вещать под логотипом ОРТ. На недолгое время РГТРК «Останкино» стала производителем ряда программ, сериалов и циклов[175][176][177][178]. Среди них были: очередной сезон телесериала «Мелочи жизни», встречи с Александром Солженицыным[179], «Играй, гармонь любимая!»[180] и др. Помимо этого, в зону её ответственности входили организация спортивных трансляций и предоставление для повторного показа советских художественных и мультипликационных фильмов; кроме того, ОРТ работало в редакционных помещениях РГТРК «Останкино» и на принадлежащей ей же технике, а на входе в 1-й подъезд телецентра в Останкино некоторое время рядом находились две таблички: РГТРК «Останкино» и «Общественное российское телевидение» (с государственным гербом)[1]. Информационное телевизионное агентство продолжало производить для ОРТ новости, программу «Время»[181][182], утренний канал «Телеутро»[183] и итоговый аналитический тележурнал «Воскресенье». Основным общественно-политическим ток-шоу ОРТ стала программа «Один на один», ведущим которой стал Александр Любимов, а ведущими программы «Час пик» стали Сергей Шатунов и Дмитрий Киселёв[184]. Многие передачи, сохранившиеся со времён или РГТРК «Останкино», или же ЦТ СССР, были закрыты уже во времена активной работы ОРТ[185][186][187][188].

С апреля по декабрь 1995 года в части печатных телепрограмм вместо ОРТ продолжали указывать название «1-й канал Останкино»[189][190], которое затем заменили на «1-й канал ОРТ» (такое неофициальное название многие печатные издания и сотрудники эфира канала использовали вплоть до осени 2002 года)[191][192][193] или же просто «ОРТ».

6 октября 1995 года указ Президента РФ РГТРК «Останкино» ликвидирована[194], 12 октября 1995 года она была ликвидирована окончательно постановлением правительства РФ[195]. Производство программ «Время» и «Воскресенье» перешло к ОРТ, программ «Человек и закон» и «Футбольное обозрение» — к телекомпании «САН-ТВ»[196], которая позднее станет телекомпанией «Регион» (в 1997 году трансформировалась в «РТС»), а программа «Версии» была закрыта и перешла на НТВ. В марте 1996 года было ликвидировано «ИТА», после чего Олег Точилин и Юлия Ракчеева перешли в телекомпанию НТВ[197][198].

Время вещанияПравить

  • Декабрь 1991—июнь 1993: по будням начинал вещание в 6:00, по субботам — в 7:30, по воскресеньям — в 8:00, эфир заканчивался в 1-4 часа ночи. По будням проводился перерыв в вещании с 12-14 до 14-15 часов[199]. С 24 февраля по 23 марта 1992 года по будням проводились перерывы и поздним вечером с полуночи до 1 часа ночи[200].
  • 1993—1994: перерыв в будничном вещании стал проводиться только по понедельникам[201] (не всегда, иногда и в другие дни недели)[202]. К тому времени вечернее вещание завершалось к 1-2 часам ночи. В июне 1994 года дневные перерывы не проводились.
  • Июнь—июль 1994: перерыв в вещании снова стал проводиться по всем будним дням с 12:20 (± 10 минут) до 16:00[203].
  • Август—октябрь 1994: перерыв стал начинаться часом раньше в 11:20[204]. В Москве и Санкт-Петербурге (а к началу сентября ещё в двенадцати городах России) в этом промежутке времени начинает работу «GMS». Днём 31 августа 1994 года «GMS» вещало только с 12 до 14 и с 15 до 16 часов в связи с прямыми трансляциями «Останкино» о выводе российских войск из Германии[205]. Вечернее вещание «Останкино» завершалось в 1-2 часа ночи. С 29 августа «GMS» вещало и в ночном эфире (с 1:00—1:15 до 4:00—4:30), вследствие чего вечернее вещание «Останкино» стало завершаться строго в 1:00.
  • Октябрь 1994—март 1995: перерыв стал начинаться в 11:00[206] (иногда чуть раньше[207]), а заканчиваться в 15:00 в связи с восстановлением на «Останкино» рубрики «Предприниматель».

РуководителиПравить

«1-й канал Останкино», входя вместе с «4-м каналом Останкино» в РГТРК «Останкино», имел общего генерального директора, а также общие производящие отделы («студии»), такие, как «Информационное телевизионное агентство» (до осени 1991 года — «Студия информационных программ»), «Студия музыкальных и развлекательных программ», «Студия кинопрограмм» и так далее.

Генеральные директораПравить

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Русский дом 26 октября 1995 года (12:24-12:30). YouTube (3 апреля 2019).
  2. Л. Зелькова. Эдуард Сагалаев. Союза нет, распался "центр", но так и не решëн вопрос: кому достанется телевидение?. — Московская правда, 11 января 1992. — «Кто сейчас управляет и владеет бывшим Центральным телевидением? Чье оно теперь?
    —В соответствии с указом Б.Ельцина — это Российская государственная телерадиокомпания "Останкино". Она должна осуществлять информационные, культурные интересы стран-членов СНГ и России... <...> Из старых сотрудников останутся те, кто может что-то предложить».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 331 «О телерадиокомпании „Останкино“». Администрация Президента Российской Федерации (27 декабря 1991). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  4. ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ. Российская газета (2 декабря 1994).
  5. Егор Яковлев — во главе «Останкино», Лен Карпинский — в «МН». Расцвет российских СМИ.
  6. У "Времени" в плену. Российская газета (22 июля 1995).
  7. Евгений Киселёв: «Бросить „Итоги“? Ни за что!». ТВ ПАРК (11 января 2002).
  8. Евгений Киселёв: «Гусинский сказал: „Ребята, это мелко. Мы должны создать независимый телеканал“». Открытая Россия (14 июня 2017).
  9. 25 лет НТВ. 1 апреля. ОРТ. 1995 год. НТВ (1 апреля 2019). — «Сегодня зрители первого канала не нашли на экранах своих телевизоров привычного эфирного знака телевидения "Останкино". Единица в квадрате сменилась единицей в круге, ознаменовав тем самым начало Общественного российского телевидения. Несмотря на все пессимистические прогнозы, ОРТ начало, как и обещало, своё вещание 1 апреля».
  10. Телепрограмма на 24 января 1992 года. 7 дней.
  11. Телепрограмма на 31 января 1992 года. 7 дней. — «1-й канал Останкино 22.30 Тема».
  12. Выходит ток-шоу «Тема». 31 января 1992 года. Расцвет российских СМИ.
  13. Александр Любимов: "Нового «Взгляда» не будет никогда". Вечерняя Москва.
  14. Александр ЛЮБИМОВ: ДУМАЮЩАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА БУДЕТ И ДАЛЬШЕ ВСЕ МЕНЬШЕ СМОТРЕТЬ ТВ. Новая газета (27 октября 2005). — «У него был свой «Взгляд». Потом был «Красный квадрат», «Один на один», «Здесь и сейчас», «Взгляд с Александром Любимовым»…».
  15. Александр Политковский. Интервью одного из ведущих программы «Взгляд». Meduza (25 ноября 2015).
  16. ПОЛИТКОВСКИЙ. “ПОЛИТБЮРО”. Новый Взгляд (14 марта 1992).
  17. "Свобода" 20 лет назад. Финансовая история Первого канала. Радио Свобода (12 ноября 2017).
  18. Самошин, Сергей. Боровой стал советником Яковлева (рус.), Газета «Коммерсантъ», № 49 (23 декабря 1991). Дата обращения 4 декабря 2013.
  19. Реклама как двигатель регресса спортивного ТВ. Радио Свобода (10 апреля 2006). — «Помню, как в 1993 году спортивную редакцию Гостелерадио СССР сурово наказали за... появление во время игры "бегущей строки", рекомендовавшей лучшие мастерские, где можно отремонтировать то ли "Жигули", то ли "Москвичи"».
  20. КАК ЦСКА "ЖЕНИЛИ" НА ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ. Спорт-Экспресс (14 сентября 2016). — «Тогда в "Останкино" даже не было коммерческого отдела. Каждая редакция старалась заработать самостоятельно у всех только и болела голова как бы заработать. В результате не обходилось без самодеятельности. Помнится за неимоверные по тем временам деньги пустили бегущей строкой рекламу: желающие отремонтировать автомобиль, приезжайте в наш техцентр. Получили страшный нагоняй от Team Marketing, потому что речь шла об автомобильной компании-конкуренте спонсора Лиги чемпионов. Хотели обложить нас штрафом, да, видимо, пожалели».
  21. Дело АО ОРТ. Коммерсантъ (29 апреля 1995).
  22. «Влад Листьев убит»… К обстоятельствам одного из самых громких преступлений 90-х годов. Советская Россия (28 февраля 2015). — «В государственной телерадиокомпании "Останкино" выполнение планов вещания возлагалось на творческие объединения или студии, непосредственно входящие в состав ТРК. Таковыми к примеру, являлись студия "Эксперимент", Студия народного творчества, Детская студия, объединение "Экран". В них были заняты на постоянной основе, т.е. состояли в штате, журналисты, режиссеры и другие творческие работники, вспомогательный персонал. Подобные структурные подразделения по своему статусу были близки к прежним главным редакциям Центрального телевидения. Но имелось и важное отличие. В новых рыночных условиях творческие объединения (студии) "Останкино" наделялись относительной самостоятельностью в расходовании бюджетных средств. В итоге свои студии практически бездействовали, а сторонние купались в заказах».
  23. Централизация может помочь в борьбе с коррупцией
  24. Вот компания какая
  25. Бородина, Арина. Первые кнопки России, Коммерсантъ-Власть, № 13 (616) (4 апреля 2005), С. 32. Дата обращения 17 августа 2017.
  26. О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании «Останкино», проведённой Счетной палатой Российской Федерации
  27. Turner Plans a TV Station in Moscow: Broadcasting: CNN’s parent seeks Russian approval of a joint venture with a local company. Los Angeles Times (23 июля 1992). — «Eduard Sagalaev, president of MIBC and former director of the state-owned Ostankino Television Co».
  28. Воистину плюрализм. Российская газета (29 апреля 1994).
  29. Заставь ТВ богу молиться.... Российская газета (6 мая 1994).
  30. Эдуард Сагалаев: «Всегда был тот, кто за телевидением присматривал, а иногда — достаточно жестко». Расцвет российских СМИ.
  31. ТВ без правительства лучше, чем правительство без ТВ. Игорь Малашенко о месте НТВ в истории государства Российского. Новая газета (28 сентября 1998).
  32. Телепрограмма на 4 октября 1992 года. ТВ Ревю. — «1-й канал Останкино 19.55 Звёздные войны».
  33. Видеопираты оставили «Останкино» без «Звёздных войн» // Газета Коммерсантъ. — 06.10.1992
  34. Президент не втиснулся. Независимая газета (26 апреля 2005).
  35. Президент обращался не к народу. Независимая газета (29 апреля 2005).
  36. Воробьёв, Александр, Самошин, Сергей. Егор Яковлев: я ухожу с тяжёлым сердцем, Коммерсантъ, № 44 (25 ноября 1992). Дата обращения 27 декабря 2014.
  37. Бородина, Арина, Куцылло, Вероника. Человек неотсюда, Коммерсантъ-Власть, № 3 (27 января 2003), С. 11. Дата обращения 27 декабря 2014.
  38. Воробьёв, Александр. Председатель «Останкино»: политической суеты не замечаю, Коммерсантъ, № 38 (3 марта 1993). Дата обращения 27 декабря 2014.
  39. 1 2 Ирина Петровская. Песня года. "Над землёй летели лебеди". Исполняет сводный телевизионный ансамбль. Солист - НТВ // Известия. — 1996. — 19 октября. — «То, что творилось на телеэкранах две последние недели, живо напоминало "Останкино" периода борьбы Горбачёва с Ельциным и Ельцина с хасбулатовским Верховным советом. По приёмам, безусловно, похоже: те же горы компромата, ежедневно вываливаемые на головы бедных зрителей, та же откровенная ангажированность, тот же агрессивный глумливый тон в сообщениях о противнике... <...> Тогда многие журналисты не скрывали отвращения к тому, чем им приходится заниматься, некоторые даже отказывались участвовать в этом, покидая стены независимого госТВ. В сентябре 1993 года большая группа сотрудников службы информации "Останкино" во главе с Олегом Добродеевым и Евгением Киселёвым распрощались с родной компанией и создала независимую, свою...»
  40. ТВ-неделя. Соловьёвская песнь. Культура (17 февраля 2005). — «"Ушли" "Итоги" с НТВ в 2001 году, и доживали они свой век на злосчастном канале ТВС».
  41. Евгений Киселев назначен генеральным директором НТВ. Лента.ру (3 февраля 2000). — «Жесткая цензура и постоянное давление привели к тому, что в 1993 году Киселев покинул «Останкино», взяв с собой свою программу на вновь созданный канал НТВ».
  42. Анатомия пропаганды. Open Democracy (5 сентября 2015). — «Для российского зрителя, прежде всего, НТВ был символом „нового и прогрессивного телевидения“, которое первым смогло перенять лучшие телевизионные форматы и с 1993 года делало профессиональное телевидение. <...> Канал был создан профессиональными журналистами: Олегом Добродеевым и Евгением Киселёвым. В 1993 году они решили, что не могут работать в „советском формате“, обслуживая интересы президента России Бориса Ельцина».
  43. «На государственном ТВ сегодня работать неприлично!», — утверждает, покидая «Останкино», Олег Добродеев. Независимая газета (14 августа 1993). — «Ориентировочно НТВ начнёт вещание в октябре. По словам Малашенко, к нему в ближайшее время перейдёт около 150 сотрудников ИТА».
  44. МУЖ & ЖЕНА. Московский комсомолец (25 ноября 1999).
  45. 1 2 Телепрограмма на 10 октября 1993 года. 7 дней. — «НТВ 21.00 Итоги».
  46. Евгений Киселёв назначен генеральным директором НТВ. Лента.ру (3 февраля 2000).
  47. Новости — наша профессия. 20 лет НТВ. Сноб (15 июля 2013).
  48. Праздник со слезами на глазах. Известия (11 октября 2003). — «И мы еще споем. И они действительно споют, звезды канала, специально написанную к юбилею песенку, по строчке на брата (сестру), как в начале 90-х спели звезды Гостелерадио песню про улыбку, которая, без сомнения, вдруг коснется наших глаз. Спели и вскоре разбрелись по разным каналам, возникшим на обломках советского телевизионного самовластья».
  49. Моё НТВ. Откровения Татьяны Митковой. НТВ (10 октября 2013).
  50. Телепрограмма на 11 октября 1993 года. 7 дней. — «НТВ 21.00 Сегодня».
  51. Телепрограмма на 16 октября 1993 года. 7 дней. — «НТВ 21.00 Намедни».
  52. Глава первого канала Вячеслав Брагин отправлен в отставку. Расцвет российских СМИ.
  53. Приёмные дети Беллы Курковой. К вопросу о приватизации электронных средств массовой информации. Советская Россия (28 сентября 1993).
  54. Смотрим телевизор. Десятилетие "НТВ". Радио Свобода (6 октября 2003). — «Такое телевидение надо было журналистам, которые, как вы знаете, в массовом порядке уходили с "Останкино", чтобы присоединиться к малопонятной компании - это теперь может казаться, что ну, конечно, "НТВ" дело бы верное и так далее. Ничего подобного в 1993-м году в помине не было. Это была чистая авантюра. И люди, которые уходили из "Останкино" к нам, безусловно, многим рисковали».
  55. На четвёртом канале выходит НТВ. Расцвет российских СМИ (17 января 1994).
  56. Ни "Колобка" вам, ни Сукачёва.... Российская газета (15 апреля 1994). — «Мощную атаку на главных конкурентов — "Останкино" и РТ — предпринимает НТВ в лице своей студии спортивных передач. Количество и качество подготовленных на студии программ весьма впечатляет. <...> Передачи, которые будет вести Евгений Майоров, продлятся до начала мирового первенства в Америке».
  57. Евгений Майоров всё выиграл в хоккее и стал большим комментатором. Он нашёл и воспитал Розанова. Sports.ru (16 апреля 2019).
  58. Начало. Sports.ru (1 ноября 2011).
  59. Что я думаю о современном TV. Записки телережиссёра. Официальный сайт телевизионного режиссёра Петра Соседова.
  60. Плохие новости на НТВ раньше читали только некрасивые люди. Экспресс-газета (2 декабря 2018). — «А Малашенко пригласил меня [Владилена Арсеньева], я тогда работал в "Останкино" главным редактором кинопрограмм. Ведь кроме новостей у новой команды ничего не было! Пришлось "рисовать" НТВ с нуля, придумывать все подряд...».
  61. День за днём. 5 октября 1993 года. Известия (5 октября 1993).
  62. Завершение трансляции — 3 октября 1993.
  63. Каналы, выходящие из «Останкино», прекращают вещание. Расцвет российских СМИ (3 октября 1993).
  64. Телепрограмма на 3 октября 1993 года. 7 дней. — «1-й канал Останкино 19.00 Футбол. Чемпионат России. „Ротор“ (Волгоград) — „Спартак“ (Москва). 2-й тайм. Трансляция из Волгограда».
  65. Владимир КАРА-МУРЗА: ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЦЕНЗУРЫ ПОБУДИЛИ ОСНОВАТЬ НТВ. Новая газета (24 февраля 2005).
  66. Война у Белого дома. Коммерсантъ (3 октября 2018).
  67. Ъ-Газета — Хроника событий
  68. Октябрь уж отступил. В. Куцылло. Журнал «Власть», № 38 (541) от 29.09.2003.  (Проверено 23 августа 2009)
  69. Клариса Пульсон. Теле-шок недели. Трагедия информации. Культура (9 октября 1993). — «Шок, самый настоящий шок, иначе и не назовёшь то состояние, когда один за другим вырубались каналы. Первый, четвёртый, шестой, Москва... Захлебнулся на полуслове радиоприёмник. „В живых” остались только две кнопки: вторая и пятая, „Россия” и „Санкт-Петербург”, которые невозмутимо следовали заявленной программе».
  70. Сергей Фомин. Апология кнопки. Записки у телевизора. ЛитРес (19 января 2021). — «В восемь вечера первый канал прекратил работать, прервав трансляцию футбольного матча "Спартак" — "Ротор". РТР показывает американский фильм "Смертельный полëт", в который врезаются выпуски "Вестей". Московский и четвëртый каналы тоже не работают. <...> Питерцы читают то, что рассказывают им по телефону дозвонившиеся из Москвы добровольцы».
  71. CNN вещает на шестом и втором каналах. Рождение российских СМИ.
  72. В системе гостелевещания наступил кризис неплатежей. Коммерсантъ (11 февраля 1994).
  73. Проблемы долгов связистам. Коммерсантъ (20 февраля 1996).
  74. Прописаны в "Городке". Российская газета (9 февраля 1996).
  75. Забастовка российских связистов
  76. Поздразделение "Останкино" готовится к акционированию. Коммерсантъ (26 марта 1994).
  77. Акционирование первого канала: Как эта идея обсуждалась в СМИ?
  78. Human Rights and Minorities in the New European Democracies- Educational and … — Cezar Bîrzea — Google knygos
  79. 1 2 3 4 5 6 Реорганизация на 1 канале "Останкино". Коммерсантъ (24 февраля 1995). — «Невозможно было терпеть далее качество программ "Останкино". <...> После 21.40 зрительскую аудиторию 1-й канал не удерживает. Вечерний эфир "Останкино" вместо фильмов транслирует программы, растолковывающие правительственную точку зрения, — "Из первых рук", "За кремлевской стеной", "Nota Bene"».
  80. “МИСС ПРЕССА-94″: БЫЛОЕ И ДУМЫ. Новый взгляд (21 мая 1994). — «Мидхат ШИЛОВ, директор студии литературно-художественных программ РГТРК “Останкино”».
  81. День за днём. 30 декабря 1993 года. Российская газета, Ельцин Центр (30 декабря 1993). — «О планах студии литературно-художественных программ РГТРК "Останкино" рассказывает ее директор Мидхат Шилов».
  82. РОССИЙСКОЕ ТВ ВЫХОДИТ В ЭФИР. А КРАВЧЕНКО БОЛЬШЕ НЕ ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ. Коммерсантъ-Власть (8 апреля 1991).
  83. Телепрограмма с 11 по 15 мая 1992 года. 7 дней.
  84. Телепрограмма с 7 по 9 сентября 1992 года. 7 дней.
  85. Телепрограмма с 14 по 15 сентября 1992 года. 7 дней.
  86. МЫЛЬНАЯ ОПЕРА ПО-РУССКИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. "МЕЛОЧИ ЖИЗНИ" СНОВА ВЫХОДЯТ НА ТЕЛЕЭКРАН. Российская газета (9 сентября 1994).
  87. Телепрограмма с 28 по 29 сентября 1992 года. 7 дней. — «1-й канал Останкино 21.45 Мелочи жизни».
  88. Телепрограмма на 4 сентября 1992 года. — «1-й канал Останкино 21.40 В клубе детективов».
  89. ПРОДЮСЕРА НИКТО НЕ ЗНАЕТ. Владилен Арсеньев: от "Бригады" я отказался. Вечерняя Москва.
  90. Бразильское «мыло» уже не мило?. Собеседник (21 февраля 2006).
  91. «ТАЙНА БИЛЛА КОСБИ» И ДРУГИЕ СЕРИАЛЫ «КОЛАМБИИ ПИКЧЕРС». Российская газета (19 августа 1994). — «"Коламбия пикчерс" — американская кинокомпания, входящая в пятерку крупнейших, за последние без малого два года стала вполне привычным гостем нашего домашнего экрана. В будущем году многие телезрители, похоже, будут субботние и воскресные вечера коротать в обществе "Коламбии". Рассказывает директор Студии кинопрограмм Российской государственной телекомпании "Останкино" Владимир ШМАКОВ».
  92. Владимир Шмаков. Международная академия телевидения и радио (IATR) (2 марта 2009). — «Именно в эти годы зрители 1 канала познакомились с первыми "мыльными операми" "Богатые тоже плачут", "Просто Мария", "Дикая роза". Более взыскательный зритель увидел в те годы на 1 канале лучшие фильмы производства "Коламбии Пикчерз", знаменитые телесериалы "Твин Пикс", "Возвращение в Эдем" и многие другие».
  93. «ТВ-Ревю» Рубрика «На вкус зрителя» 14 сентября 1992 года
  94. ЕСТЬ ЧТО ВСПОМНИТЬ и ПОСМОТРЕТЬ. Российская газета (26 августа 1994). — «Иностранные сериалы слегка приелись нашему зрителю, хотя продолжают "держать" самый высокий рейтинг у критиков и любителей кино».
  95. Энциклопедия кино, ст. «Телевизионное кино»
  96. Телепрограмма с 31 августа по 1 сентября 1992 года. 7 дней.
  97. Было дело. Как показывали Альбервилль-92. Sports.ru (12 августа 2013).
  98. Было дело. Как показывали Лиллехаммер-94. Sports.ru (20 августа 2013).
  99. Последний бой. Как показывали финалы кубка России. Sports.ru (22 мая 2019).
  100. Было дело. Как показывали Евро-92. Sports.ru (13 августа 2013).
  101. Было дело. Как показывали ЧМ-94. Sports.ru (21 августа 2013).
  102. ТВ не покажет Лигу чемпионов. Мяч больше не попадает в телевизионную сетку. Коммерсантъ (5 марта 1997).
  103. Лигу чемпионов увидят немногие, но Виталию Мутко нет до этого дела. Радио Свобода (28 августа 2006). — «Клубы к правам на трансляции игр Лиги чемпионов никакого отношения не имеют. Их покупают телекомпании, причем делают это заблаговременно. Так всегда было с 1992 года, когда их сначала купило „Останкино“, затем ОРТ, затем НТВ, и вот теперь НТВ-ПЛЮС».
  104. Когда-то Первый канал показывал ЛЧ. Sports.ru (29 декабря 2017).
  105. Андрей Голованов: «Считаю, что практика парных репортажей вообще порочна». Sports.ru (7 июля 2015).
  106. Как в 90-х показывали хоккей на ТВ: финал Кубка Стэнли с Буре шел на РТР, а у Первого не было денег на матчи сборной. Sports.ru (3 июля 2020).
  107. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 1. Sports.ru (20 марта 2019).
  108. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 2. Sports.ru (20 марта 2019).
  109. НОВОЕ? НЕЗАВИСИМОЕ? НЕТ – НОРМАЛЬНОЕ!. Актуальные проблемы телевизионного творчества (1994).
  110. «Уимблдон» купили за 10к долларов, а «Ролан Гаррос» показывали после речей Собчака. Так теннис появился на ТВ. Sports.ru (24 апреля 2019).
  111. Победа, которую мы не увидели. Главные российские телеканалы плюнули в душу российским болельщикам, не показав финал Кубка Дэвиса. Комсомольская правда (6 декабря 2002).
  112. РЕЙТИНГ ТЕЛЕНЕДЕЛИ. При наличии отсутствия событий. Аргументы и факты (21 декабря 1993).
  113. Пока у вас все дома. Исполнилось пять лет телепередаче "Пока все дома". Новая газета (16 марта 1998).
  114. Телепрограмма на 23 января 1994 года. 7 дней. — «НТВ 21.00 Итоги».
  115. Имамова, Е. И. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (конец 80-х – 90-е годы).. Московский государственный университет (2000).
  116. Анри Вартанов. С ПЯТОЙ ПОПЫТКИ. Актуальные проблемы телевизионного творчества (1997).
  117. Прощай, простушка Мария!. Российская газета (8 апреля 1994).
  118. Медведев Сергей Константинович. ИИЦ «Панорама».
  119. Будни с Листьевым. Российская газета (3 июня 1994).
  120. У Политковского пьют не только чай. Российская газета (27 мая 1994).
  121. В эфир выходит «Час пик» Владислава Листьева. Расцвет российских СМИ.
  122. Ведущий прощается с «Темой». Российская газета (25 марта 1994).
  123. Пятым будешь?. Комсомольская правда (9 апреля 1999).
  124. Виталий ВУЛЬФ // Счастливых людей не бывает. Дело (23 октября 2006).
  125. Океан по имени Вульф. Аргументы и факты (15 марта 2000).
  126. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА, если хотите научиться ими пользоваться, смотрите новую программу "Если...". Российская газета (12 августа 1994).
  127. Фокус перед камерой. Российская газета (4 июля 1997). — «Дело в том, что "Класс" вполне обеспечивает детское вещание на канале ОРТ. На всех остальных телеканалах, исключая РТР, детского вещания нет вовсе. <...> Исторически сложилось так: была детская редакция телевидения "Останкино", и почти автоматически она перебралась на ОРТ. Но у всякой телекомпании есть предел, дальше которого она не может развиваться».
  128. И наконец, кто это "мы"?. Класс! (1 сентября 2001).
  129. Телепрограмма на 25 июля 1994 года. 7 дней.
  130. Телепрограмма на 1 августа 1994 года. 7 дней.
  131. ПРЕСС-СЛУЖБА "ОСТАНКИНО" СООБЩАЕТ: МЕСТО В ЭФИРЕ ПУСТО НЕ БЫВАЕТ. Российская газета (29 июля 1994).
  132. 50 лет в эфире. Программе «Время» исполнилось полвека. Вечерняя Москва (21 декабря 2017). — «Был период в начале 90-х, когда у нас имя отняли. То есть выходила не программа "Время", обычные банальные новости на ее месте. Тоже с ведущими, но это назывались "Новости". А потом нам имя вернули».
  133. Broadcasting in Russia / Gangsters Capitalize as State Central Wanes. The Perils of NTV and Other ‘Glasnost’ Offshoots. The New York Times (5 марта 1995). — «NTV’s courage emboldened Ostankino and the other state-owned station, Russian Television (RTR, or Channel 2), to deliver more balanced news. Early in the Chechnya campaign. Ostankino reverted to calling its news program “Vremya”, or time, the old Soviet title, and even read some official communiques».
  134. "Время" собирает камни. Российская газета (16 января 1998). — «В 1991 году исторические перемены, обрушившиеся на страну, распад СССР, коснулись “государственного телерупора” . Программа “Время" перестала выходить в эфир под своим именем. <...> Свое законное имя программа первого телеканала восстановила в ноябре 1994 года. К тому времени ее питомцы стали создателями новых информационных структур в других телекомпаниях. Но первая программа по-прежнему держит рейтинг, несмотря на трудности, конкуренцию и политические бури».
  135. На чужой каравай ОРТ не разевай!. Российская газета (17 марта 1995).
  136. Взгляд 1995 (24.03.1995)
  137. О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании «Останкино», проведенной Счетной палатой Российской Федерации
  138. Телевидение: годы 1990 - 2000. Среdа (1 июня 2000).
  139. Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1994 г. № 2133 «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения». Официальный интернет-портал правовой информации (29 ноября 1994). Дата обращения: 1 января 2015.
  140. ВАРИАНТ ЭФИРНОЙ СЕТКИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ВЛАДОМ ЛИСТЬЕВЫМ ХРАНИЛСЯ В ТАЙНЕ
  141. Отчет о результатах проверки АО «Общественное российское телевидение» в части деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации по управлению государственным пакетом акций АО «Общественное российское телевидение» (с. 1)
  142. Белоусов В. Кто убил Влада Листьева?. — М.: Современная литература, 1995. — 416 с. — ISBN 985-6202-67-1.
  143. Годовщина смерти Владислава Листьева. Убийство Листьева окутано тайной. Вести недели (28 февраля 2010).
  144. Убит Влад Листьев. Расцвет российских СМИ.
  145. 1 2 3 Ирина Петровская. Какая разница, за что его убили?. — Известия, 2 марта 1996. — «Год назад убили Владислава Листьева. Не забыть его портрет в чёрной немой рамке экрана — на всех каналах. Не забыть лаконичный, леденящий душу титр: "Владислав Листьев убит". <...> Столь же жестоко и походя о том, что осталось после него: неталантливый первый канал, почти весь сдутый с западных трафаретов, надоевшие программы, которые запускал Листьев... Тем удивительнее, что нынешним "вожатым" ОРТ во главе с Константином Эрнстом удалось-таки превратить архаичный, терявший аудиторию, деградировавший канал в современное динамичное телевидение со всë более ощутимым "человеческим" выражением лица. <...> По-прежнему пропаганду идей правительства... здесь организуют в виде набивших оскомину отчëтов с расширенных заседаний, ломая программу и отпугивая зрителей. Много на канале случайного, ненужного, устаревшего».
  146. 1 марта 1995 года. Владислав Листьев. Убит. Коммерсантъ-Деньги (8 марта 1995).
  147. И это всё о нём.... Культура (11 марта 1995).
  148. Генеральным директором ОРТ назначен Сергей Благоволин
  149. «Полю чудес» нет равных. Российская газета (1 апреля 1994). — «Особенно впечатляет стремительный рост популярности программ новостей "Сегодня". Дебютные передачи собирали не более 5 процентов зрителей. А сегодня их рейтинг поднялся на двенадцать пунктов».
  150. Вторая чеченская. Среdа (1 ноября 1999).
  151. ГОРЬКОЕ ПОХМЕЛЬЕ. Завтра (25 ноября 1997).
  152. Самоцензура. Российское общество больше не хочет быть объективным по отношению к Чечне и чеченцам. Итоги (19 октября 1999). — «Зато НТВ с яркими репортажами Елены Масюк, Сергея Гапонова и других, показывавших ужасы и бессмысленность той войны, именно тогда завоевал себе славу самого профессионального и по-настоящему независимого телеканала. Да и государственное РТР в целом занимало антивоенную позицию».
  153. Первая телевизионная война. Расцвет российских СМИ. — «В результате "Известия", "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", а также российское государственное телевидение РТР и НТВ сменили лояльное отношение к президенту на резко оппозиционное. Лояльность сохранили только первый канал "Останкино" и "Российская газета"».
  154. Война в Чечне глазами журналистов: 25 лет спустя. Павел Лобков, Вячеслав Измайлов. Открытая библиотека (25 ноября 2019). — «В это время на "Первом канале" идёт такое, что в Грозном восстановлен конституционный порядок, повесили светофор на улице. Вопрос — а кто же его разрушил, этот светофор? Вот такие шли материалы на "Первом канале", мы ржали просто».
  155. Павел Лобков: «Человек, который признал базовые ценности, открыл архивы, обеспечил свободу слова, пускай и ценой коррумпированной олигархической системы, всё равно лучше, чем герметичный ЦК». Расцвет российских СМИ.
  156. Владимир Кара-Мурза: На ТВ есть только потоки лжи и информационные войны. Собеседник (11 июня 2014). — «Есть отличный пример: когда в 90-е, следом за приходом к власти Ельцина и сменой теленачальства, программа „Время“ из самой лживой превратилась в самую правдивую – показывали, что на самом деле в стране происходит».
  157. Russian public flexes its opinion Media changes: Television journalism and advertising are experimenting with their new freedom in Russia, and the populace is startled. The Baltimore Sun (13 декабря 1995). — «His network astonished the Russian nation a year ago with hard-hitting reporting of the war in Chechnya; NTV's cameras showed the carnage so honestly and relentlessly that the two state-supported channels were forced to give their reporters more leeway. <...> Mr. Kiselyov, who spoke here at a program sponsored by the Carnegie Endowment for International Peace, says ORT - his competitor - has been improving its dull news coverage and programming». (недоступная ссылка)
  158. ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СТРОГОГО РЕЖИМА. Российская газета (24 февраля 1995).
  159. Всеволод Вильчек: "Я покидаю "Останкино" с тяжёлым сердцем". Известия (6 января 1995).
  160. Алексей Пиманов: внутренняя цензура жестче внешней. Собеседник (11 октября 2001).
  161. Старые названия новых передач. Красная звезда (13 февраля 1998).
  162. Безценный опыт. Новая газета (3 апреля 2000).
  163. История «Футбольного клуба». Sports.ru (11 января 2017).
  164. Как показывали российский футбол в 1990-е. Много смешных и грустных историй. Чемпионат.com (3 марта 2020).
  165. Не забудьте выключить звук. Российская газета (23 февраля 1996).
  166. Чтобы не попасть в ловушку. Российская газета (26 августа 1995). — «На канале ТВ-6 появилась передача "Дорожный патруль", название которой говорит само за себя. Есть передачи, которые когда-то представляли собой рубрики тележурнала "Человек и закон". Сюжеты "По сводкам МВД” мы готовили совместно со структурой, которая существовала в Министерстве внутренних дел».
  167. Что на канале: революция или переворот?. Российская газета (3 ноября 1995). — «В ОРТ не перестают удивляться упрёкам тех, кто испытывает ностальгию по ушедшей эре на 1-м канале. Мол, ругали, ругали "Останкино" за скучный кинопоказ, вялую информацию, тусклые художественные программы, а теперь утверждают, что всё это было хорошим, нужным для телезрителей».
  168. Ведомости. Мост-банк помирился с телевизионщиками. Коммерсантъ (23 мая 1995).
  169. Владимир Гусинский судится с mass media. "Мост" ищет правды в Москве и Лондоне. Коммерсантъ (14 марта 1995).
  170. Погиб ни за что. 10 мая Владу Листьеву могло бы исполниться 50 лет. Lenta.ru (11 мая 2006).
  171. Нажми на кнопку — получишь результат. Профиль (6 марта 2000).
  172. ОРТ начинает вещание. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Коммерсантъ (1 апреля 1995).
  173. ТЕЛЕДИАЛОГ. Несколько вопросов о жизни телевидения. Комсомольская правда (28 февраля 2000).
  174. Телепрограмма с 27 марта по 2 апреля 1995 года. Известия.
  175. ОРТ и «Останкино» борются за звание банкрота
  176. Наталья Осипова. Новая программная политика ОРТ. Октябрьская революция на первом канале. «Коммерсантъ» (23 сентября 1995). Дата обращения: 7 июля 2016.
  177. Покупатель и продавец, будьте взаимно вежливы!
  178. ОРТ создаёт производящую компанию. Коммерсантъ (6 октября 1995).
  179. Встреча с А.И.Солженицыным (1995)
  180. Играй, гармонь! | Два дня в Приволжье | ©1995
  181. СКАНДАЛ. 1 апреля: верить ли "Новостям"?. Аргументы и факты (29 марта 1995).
  182. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Программа "Время" - время перемен. Аргументы и факты (23 мая 1995).
  183. "Останкино": попечители и потребители. Российская газета (1 апреля 1995).
  184. Дмитрий Киселёв: «Влад Листьев одевался в светлые тона, подкручивал усы и носил очки в элегантной оправе». Факты и комментарии (11 мая 2001).
  185. Константин Эрнст. Случайный Первый. Vatnikstan (11 июня 2020). — «В июне 1995 года Эрнст начал продюсирование программ ОРТ. По сути, взяв в руки канал, он решительно реформировал его: создал концепцию кинопоказа, переменив тем самым аудиторию у других каналов (НТВ в первую очередь); утвердил концепцию рекламы на канале, которая стоила жизни Листьеву; убрал из эфира советские программы, перешедшие с РГТРК „Останкино“ и заменил их современным контентом».
  186. ГДЕ ВЫ ТЕПЕРЬ? А. Политковский: мне есть что здесь делать. Аргументы и факты (5 июля 1995).
  187. Владимир Гречанинов. И мои встречи с Березовским. LiveJournal (24 марта 2013). — «...Первый канал "Останкино", как он тогда назывался, на котором я делал "Загадку СБ" и другие научно-популярные и музыкальные программы, которых на канале выходило множество. Сейчас в это поверить трудно, но в начале 90-х Первый был очень приличным каналом, второй тогда уже захватили ельцинские лакеи, а Первый по старой памяти держался довольно долго».
  188. Кто заказывает музыку?. Российская газета (8 декабря 1995).
  189. Телепрограмма на неделю с 10 по 16 апреля 1995 года. Российская газета (8 апреля 1995).
  190. Телепрограмма на неделю с 8 по 14 мая 1995 года. Правда (6 мая 1995).
  191. Телепрограмма на неделю с 12 по 18 мая 1997 года. Российская газета (8 мая 1997). — «ОРТ (1-й канал) 6:00 Телеканал „Доброе утро”».
  192. Телепрограмма с 9 по 11 мая 1997 года. Московский комсомолец. — «1 КАНАЛ ОРТ 8:00 — Худ.фильм „ДЕРЗОСТЬ”».
  193. Поле чудес (2002) 08.03.2002. YouTube (12 ноября 2019). — «12:03 — Лариса Кривцова, Дана Борисова, Елена Малышева — Первый канал Общественного российского телевидения...».
  194. Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. № 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации (6 октября 1995). Дата обращения: 1 января 2015.
  195. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 г. № 1405-р. Официальный интернет-портал правовой информации (12 октября 1995). Дата обращения: 1 января 2015.
  196. Владимир Гречанинов. Загадка СБ. Спрут. YouTube (19 мая 2016). — «6:48 — САН-ТВ совместно с АСС-ТВ и Департаментом налоговой полиции РФ © 1995 по заказу ОРТ».
  197. Евгений Киселёв. Сейчас, увы, о грустном. Facebook (28 февраля 2020).
  198. Ракчеева Юлия Анатольевна. Вести.ру (16 июля 2002). Архивировано 16 июля 2002 года.
  199. Пример программы передач на 22 июня 1992 года. «12.20 — Перерыв. 14.05 — Программа передач».
  200. Пример программы передач от 24 февраля 1992 года. «00.10 — Технический перерыв. 01.10 — «Новая студия представляет»: «Ситуация».
  201. Пример программы передач от 28 июня 1993 года. «12.00 — Новости. *** 14.00 — Теннис».
  202. Пример программы передач от 20 июля 1993 года (вторник). «12.00 — Новости. *** 15.00 — Новости (с сурдопереводом)..
  203. Пример программы передач от 17 июля 1994 года. «12.10 — Перерыв. 16.00 — Новости»..
  204. Пример программы передач от 2 августа 1994 года. «11.00 — Новости. *** 16.00 — Новости»..
  205. Пример программы передач от 31 августа 1994 года. — «11.00 — Прямой репортаж о выводе российских войск из Германии. *** 14.00 — Прямой репортаж о выводе российских войск из Германии. *** 16.00 — Новости. Звёздочками указаны перерывы в вещании».
  206. Пример программы передач от 3 октября 1994 года. «10.52 — Новости. *** 15.52 — Новости»..
  207. Пример программы передач от 21 ноября 1994 года. «10.45 — Перерыв. 15.50 — Новости»..

Дополнительная литератураПравить

СсылкиПравить