Центральное телевидение СССР

(перенаправлено с «Центральное телевидение Гостелерадио СССР»)

Центральное телевидение СССР — одна из основных составных частей (наряду со Всесоюзным радио) Гостелерадио СССР.

Центральное телевидение СССР
Изображение логотипа
Останкинская башня вечером.jpg
Членство отсутствует
Административный центр Москва, Шаболовский телецентр (1938—1967)
Москва, телецентр «Останкино» (1967—1991)
Адрес Москва, Шаболовский телецентр (1938—1967)
Москва, телецентр «Останкино» (1967—1991)
Тип организации составная часть Гостелерадио СССР
Руководители
заместитель Председателя Гостелерадио СССР, курировавший телевидение Георгий Иванов (1965-1970)
Энвер Мамедов (1970-1985)
Леонид Кравченко (1985-1988)
Григорий Шевелев (1988-1991)
Основание
учреждение Московского телецентра 10 марта 1939 года
учреждение Центральной студии телевидения 22 марта 1951 года
замена должности директор Центральной студии телевидения, должностью заместителя Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению 1960-е гг.
Ликвидация
ликвидация Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании и учреждение Российской государственной телерадиокомпании «Останкино» 27 декабря 1991 года
Отрасль телевещание
радиовещание
Продукция телевещание
радиовещание
Материнская организация Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию
Дочерние организации подведомственные организации Гостелерадио СССР без статуса юридического лица, руководившиеся заместителем его председателя курироравшим телевидение - Главная дирекция программ и тематические главные редакции Центрального телевидения
подведомственные организации Гостелерадио СССР являющиеся юридическими лицами, курировавшиеся заместителем его председателем курировавшим телевидение - «Творческое объединение «Экран» (1967-1989), «ТПО «Союзтелефильм» (1989-1991), «Студия «Эксперимент» (1990-1991), «Новая студия» (1990-1991), «Студия информационных программ» (1991), «Информационное телевизионное агентство» (1991)

ИсторияПравить

Предыстория (1931—1938)Править

1 мая 1931 года состоялась первая в СССР экспериментальная телепередача механического телевидения без звука, 1 октября 1931 года Радиокомитет СССР на средних волнах запустил Телевидение имени Горького, вещавшее ежедневно со звуком по 30 минут в день, позднее — передачи 12 раз в месяц по 60 минут. В декабре 1933 года телевещание в Москве прекратилось, в связи с тем, что было признано более перспективным создание электронного телевидения. Однако так как промышленность ещё не освоила новую телевизионную аппаратуру, 11 февраля 1934 года передачи на средних волнах возобновились, 11 февраля 1934 года был создан Московский отдел телевидения Радиокомитета СССР.

Московский телецентр (1938—1949)Править

В 1938 году проходят экспериментальные телепередачи электронного телевидения, 10 марта 1939 года в рамках Всесоюзного радио был создан МТЦ, запустивший одноимённый канал на ультракоротких волнах, на котором присутствовали передачи и ленинградского телецентра, 1 апреля 1941 года МТЦ прекратило вещание на средних волнах[1]. После начала Великой Отечественной войны вещание было прекращено, возобновлено 7 мая и 15 декабря 1945 года вещание началось на регулярной основе. В декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции.

Московский отдел телевещания (1949—1951)Править

В 1949 году МТЦ был выведен из Радиокомитета СССР и перешёл в подчинение Министерству связи, однако за ним остались только технические функции, а производство передач перешло к Московскому отделу телевещания оставшемуся в составе Радиокомитета СССР, 16 июня 1949 года вещание было переведено в стандарт 625 строк.

Центральная студия телевидения (1951—1957)Править

22 марта 1951 года в составе Радиокомитета СССР была создана ЦСТ, которая начала вещать на частоте Телевидения имени Горького, 1 января 1955 года ЦСТ вещает ежедневно, 14 февраля 1956 года Радиоуправление СССР запустило Вторую (московскую) программу ЦСТ, трансляции её передач велись только в вечернее время и предназначались в основном для жителей Москвы и Московской области.

Центральное телевидение (1957—1991)Править

16 мая 1957 года ЦСТ была преобразована в ЦТ[2][3] на базе тематических редакций ЦСТ, в непосредственном подчинении Гостелерадио СССР были созданы тематические главные редакции ЦТ, 12 августа 1960 года МТЦ был передан Гостелерадио СССР, а Радиопередающая часть была преобразована в Московскую радиопередающую станцию телевидения (МРПСТ) Министерства связи СССР. Во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х годов Первая программа ЦТ стала вещать на всей европейской части территории СССР, а 2 ноября 1967 года — на всей территории СССР, 29 марта 1965 года Гостелерадио СССР запустил Третью (учебную) программу ЦТ, а 4 ноября 1967 года — Четвёртую программу ЦТ, первоначально являвшуюся культурно-просветительной программой, 1 октября 1967 года вещание Первой программы ЦТ, а 1 января 1968 года вещание остальных программ было переведено в стандарт цветного телевидения SECAM.

25 января 1971 года Гостелерадио СССР запустило дубль Первой программы ЦТ по системе «Орбита» для Урала, Средней Азии и части Казахстана, учитывающая разницу часовых поясов (+2 часа от московского времени), а 1 января 1976 года ЦТ запустило ещё три дубля Первой программы ЦТ специально для восточных территорий СССР с временным сдвигом +8, +6 и +4 часа, 1 января 1978 года все программы и передачи ЦТ СССР перешли на цветное вещание[4].

19 июля 1980 года в Москве начала вещание Шестая программа ЦТ, которая использовалась как технический канал во время Олимпиады-1980 в Москве (в это же время в столице транслировались ещё один технический канал и CNN.) Затем там транслировались Открытые чемпионаты Англии и Франции по теннису (уже в перестройку, без комментаторов и в полном объёме)[5]. После распада СССР на её месте возникнет частный канал «ТВ-6», учредителем и вещателем которого было ЗАО «МНВК»[6][7][8].

1 января 1982 года Четвёртая программа ЦТ получила статус второй общесоюзной, была переведена на второй канал и стала называться Второй программой ЦТ; бывшая Вторая программа ЦТ была переименована согласно тематике в Московскую и переведена на третий канал, её вещание осталось в Москве, Московской, Рязанской и Калининской областях; Третья (учебная) программа ЦТ была переведена с третьего на четвёртый канал и стала называться Четвёртой (учебной) программой ЦТ. Также Гостелерадио СССР с 1982 года запустило четыре дубля Второй программы ЦТ для восточных территорий («Дубль-1,-2,-3,-4»).

Телевидение «Останкино» (1991—1996)Править

27 декабря 1991 года ЦТ прекратило вещание в связи с реорганизацией Всесоюзной ГТРК, в телерадиокомпанию «Останкино»[9], «Первая программа ЦТ» стала называться «1-й канал Останкино», «Московская программа ЦТ» стала называться «МТК» (часть её эфира ещё в 1989 году была передана коммерческому каналу 2х2), «Образовательная программа ЦТ» стала называться «4-й канал Останкино». Эфир на втором канале полностью перешёл к «РТР» — телеканалу, принадлежавшему Всероссийской ГТРК.

В период с 1991 по 1996 год ЦТ СССР, а затем и телевидение «Останкино» переживали большой отток как творческих, так и технических сотрудников, которые переходили на работу в штат недавно появившихся российских каналов[10] — РТР[11][12], НТВ[13][14], ТВ-6[15][16], 2х2[17][18][19] и МТК[20][21][22][23][24], в частные производящие телекомпании (ВИD, АТВ, REN-TV)[25][26][27], при этом значительная часть сотрудников бывшего Гостелерадио СССР всё же продолжила работать на 1-м канале Останкино и затем на сменившем его новом канале ОРТ[9][28][29][30][31] или же вообще ушла с телевидения, сменив профессию[32].

В начале 1992 года Студия московских программ была выделена из структуры РГТРК «Останкино» в Российскую московскую телевизионную и радиовещательную компанию «Москва» (РМТРК «Москва»), в состав которой вошли «МТК» и «региональные окна» на «Радио России» в Москве и Московской области. 13 апреля 1992 года утренний, дневной и большая часть вечернего эфира по будням на 4-м канале Останкино были переданы созданному каналу «Российские университеты» (принадлежал ВГТРК), специализировавшемуся преимущественно на образовательных[33] и культурно-просветительских передачах[34][35]. «4-й канал Останкино» стал выходить в эфир только с 22:00 по будням и с 9:00 по выходным дням, продолжая показывать преимущественно повторы программ «1-го канала Останкино» и развлекательные программы, кроме того, «4-й канал Останкино» получил весь эфир на четвёртом канале в выходные.

С 17 января 1994 года в утреннем и дневном эфире «4-го канала Останкино» продолжал вещать телеканал «Российские университеты»[36], а вечерний эфир был передан НТВ[35][37][38]. 1 апреля 1995 года «1-й канал Останкино» был передан ОРТ[39], 12 октября 1995 года сама РГТРК «Останкино» была расформирована[40][41], телевизионный персонал попал под сокращение и впоследствии был уволен[42][43][44] или же интегрирован в «ОРТ»[45][16], а Дирекция программ телевидения «Останкино» была упразднена в течение 1996 года. Вместо неё на «ОРТ» было принято решение передать всё производство сторонним телекомпаниям и организовать несколько творческо-производственных подразделений в своей структуре, именовавшихся дирекциями[46] — «Дирекция информационных программ», «Дирекция кинопоказа», «Дирекция общественно-политических программ», «Дирекция спортивного вещания» (до 2002 года также упоминалась как «ОРТ-Спорт»)[47] и др.

ПрограммыПравить

Центральное телевидение вело передачи по 12 программам, 8 из которых предназначались для отдалённых регионов страны с учётом поясного времени.

  • 1-я программа Центрального телевидения — основная, общесоюзная, информационная, общественно-политическая и художественная, включала в себя премьерные показы большинства основных передач и фильмов телеорганизации. Существует с 1 октября 1931 года. До 1967 года ретранслировалась только в Европейской части страны. Имелись 4 дубля с учётом поясного времени:
    • Телепрограмма «Орбита-1» для Дальнего Востока;
    • Телепрограмма «Орбита-2» для Восточной Сибири;
    • Телепрограмма «Орбита-3» для Средней Азии и Западной Сибири;
    • Телепрограмма «Орбита-4» для Урала, Средней Азии и европейской части Казахстана;
  • 2-я программа Центрального телевидения — основная, общесоюзная, художественная, включала в себя повторы многих передач 1-й программы Центрального телевидения. Существует с 4 ноября 1967 года. До 1982 года ретранслировалась только в Европейской части и считалась 4-й программой Центрального телевидения. Имелись 4 дубля с учётом поясного времени:
    • Телепрограмма «Дубль-1» для Дальнего Востока;
    • Телепрограмма «Дубль-2» для Восточной Сибири;
    • Телепрограмма «Дубль-3» для Средней Азии и Западной Сибири;
    • Телепрограмма «Дубль-4» для Урала, Средней Азии и европейской части Казахстана;
  • Московская программа — художественно-публицистическая, включала в себя московские новости, информационную программу «Москва», информационную программу «Подмосковье», публицистические и художественно-публицистические передачи о жизни Москвы и Московской области, принималась в Москве и Московской области, а также в некоторых других областях (Рязанской и Калининской) РСФСР. Существует с 14 февраля 1956 года.
  • Образовательная программа — учебная, принималась в ряде областей Европейской части СССР. Существует с 29 марта 1965 года.

Также Центральное телевидение в Москве могло нерегулярно вести передачи по «шестой программе» (пятой считалась ретранслируемая в Москве ленинградская телепрограмма).

ПодчинённостьПравить

  • 22 марта 1951 — 16 мая 1957 года — Управление радиоинформации Министерства культуры СССР;
  • 16 мая 1957 — 18 апреля 1962 года — Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР;
  • 18 апреля 1962 — 9 октября 1965 года — Государственный комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению;
  • 9 октября 1965 — 12 июля 1970 года — Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР;
  • 12 июля 1970 — 5 июля 1978 года — Союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию;
  • 5 июля 1978 — 8 февраля 1991 года — Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию;
  • 8 февраля — 27 декабря 1991 года — Всесоюзная государственная телевизионная и радиовещательная компания.

Генеральные директораПравить

Директоры ЦСТ:

Заместители Председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, курировавшие ЦТ:

Заместители Председателя Всесоюзной государственной телерадиокомпании, курировавшие ЦТ:

Генеральные директора ЦТ:

Генеральные директора Телевидения «Останкино»:

Главная дирекция программПравить

С 1988 года — Генеральная дирекция программ, с 1991 года — дирекция программ телевидения «Останкино», ликвидирована весной 1996 года.

Отделы: планирования, ретрансляций, выпуска, художественного оформления, дикторов[53]

Директоры:

Заместители директора:

Прямые трансляцииПравить

На ЦТ Гостелерадио СССР проводились прямые трансляции первых телепередач, а также прямые трансляции, посвящённые:

Дикторы и телеведущие ЦТПравить


Если в начале 1963 года на ЦТ работало всего 17 дикторов, то к концу 1987 года их число достигло уже 60 человек. Последний набор в дикторский отдел (уже 1-го канала Останкино) был в 1992 году. Новыми дикторами стали:

Дикторы выходили в эфир на 1-м канале Останкино до марта 1995 года, а на РТР — до 1996 года[55] (Владимир Березин[56][57], Анна Коваленко[58], Елена Ковригина, Аида Невская, Ольга Кулешова, Светлана Токарева, Елена Старостина, Людмила Николаева, Наталья Эфрусси, Маргарита Коданёва, Юлианна Шахова)[59] и недолго в 1998—1999 годах (Марина Могилевская, Ирина Палей и др.). Однако до начала 2000-х Игорь Кириллов и Анна Шатилова читали программу передач за кадром[60], а до середины 2000-х годов появлялись в дикторской студии 9 мая[61][62][63].

Синоптики программы «Время»Править

  • Екатерина Чистякова (1971—1982)
  • Галина Громова (до 1982)
  • Валентина Шендакова (до 1982)
  • Анатолий Яковлев (1987—1991)
  • Александр Шувалов (до 1991)

Дикторы-сурдопереводчикиПравить

Сурдоперевод программы «Время» осуществлялся с 11 января 1987 года на Второй программе ЦТ, а с середины 1990 года и по Московской программе. В 1991 году сурдоперевод появился на 1-м канале Останкино и просуществовал на ОРТ в информационных выпусках «Новостей» до 18 ноября 2001 года[64], после чего 19 ноября[65] был заменён бегущей строкой[66][67]. До 2003 года на ОРТ и «Первом канале» осуществлялся сурдоперевод в повторах программ «Жди меня», «Человек и закон» и на некоторых роликах политической рекламы.

  • Надежда Квятковская
  • Майя Гурина
  • Тамара Львова
  • Ирина Агаева
  • Юлия Дятлова (Болдинова) (родная дочь Надежды Квятковской)
  • Татьяна Котельская
  • Татьяна Оганес
  • Вера Хлевинская
  • Татьяна Бочарникова
  • Людмила Овсянникова
  • Ирина Рудомёткина
  • Варвара Ромашкина
  • Людмила Левина (последний телевизионный сурдопереводчик, который начал работу на телевидении через 8 лет после распада СССР).

Время вещанияПравить

Трансляция телепередач в рабочие дни начиналась в 6:30 с утренней информационно-музыкальной программы (в 1970-е годы — в 9:00-9:10 с выпуска «Новостей», с 1978 года и до 4 января 1987 года — в 8 часов утра с выпуска «Новостей» с повтором вчерашнего выпуска программы «Время») и продолжалась примерно до 12 часов, затем был перерыв до 14:00 (с 1978 года — до 14:30, с 1979 года — до 14:50, с 1986 года — до 16:00), в течение которого транслировался сигнал точного времени в виде стрелочных часов (по второй программе транслировалась настроечная таблица). Вечерний эфир продолжался до 0:00. Весной 1990 года утреннее вещание было сокращено, и перерыв длился до 15:00. В 1991 году вещание первой программы осуществлялось без дневного перерыва, а с мая 1990 года (каждую неделю в ночь с пятницы на субботу) даже велось экспериментальное круглосуточное вещание — эфир заканчивался около 6—7 часов утра следующего дня. Впоследствии, уже при РГТРК «Останкино», дневные перерывы в вещании были восстановлены, но не на регулярной основе.

Первая программа ЦТ работала с 6:30 до 0:00, Вторая программа ЦТ — с 8:00 до 0:00 c перерывом на местное вещание, в крупных населённых пунктах имелась Московская программа ЦТ, вещавшая с 19:00 до 0:00 (с 1989 года с 18:30, с 1989 года на этой частоте с 7:00 до 18:30 и с 23:00 до 2:00 вещал телеканал 2х2). Образовательная программа ЦТ в последние годы вещала с 11:00 до позднего вечера с дневным перерывом до 18:00—20:00 (причём до 1988 года вещание канала по воскресеньям вообще отсутствовало). Ленинградская программа работала с 16:00 (с 1 января 1991 — с 10:00) до 0:00—1:00.

Графическое оформлениеПравить

В 1960-е годы в заставке перед началом работы Первой программы ЦТ использовалась песня А. Титова и С. Васильева «Москва советская» в исполнении Александра Розума.

С 1975 по 1982 год заставкой начала и конца вещания служила анимация вращения глобуса на фоне передающего спутника на жёлтом фоне. Звучало инструментальное исполнение «Торжественной песни».

С 1982 года ЦТ перепланировало вещание, заставкой стала звезда-антенна на синем фоне с движущимися кольцами, символизирующими радиоволны и подписью внизу «I программа ЦТ»[68] или «II программа ЦТ», которая затем менялась на «ТВ СССР». Примерно в феврале 1988 года заставка была изменена: круги стали неподвижными, исчезла надпись «ТВ СССР», а фон стал светло-голубым с белым градиентом. В начале эфира звучали позывные «Нас утро встречает прохладой» из «Песни о встречном», в конце — фрагмент мелодии Исаака Дунаевского «Тихо, всё тихо» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Пеэтера Сауля[69].

С сентября 1991 года заставкой «Первой программы ЦТ» являлась собирающаяся единица с надписью ЦТ. Логотип был сделан по образцу немецкой телекомпании ARD, в некоторых вариантах заставки звучала музыка из заставок этой телекомпании, а в начале и конце эфира — композиция Жана-Мишеля Жарра «Equinoxe, Pt. 1». «Вторая программа ЦТ» последние месяцы своей работы вещала вообще без опознавательных знаков.

В праздничные дни в начале эфира на фоне звезды с красным знаменем, а также кадров кинохроники советской страны звучал Государственный гимн СССР. Часы на заставке, отображающие точное время, были на тёмно-синем фоне с жёлтыми (или белыми) цифрами и без звука. Транслировавшиеся на экране часы на самом деле являлись механическими чёрно-белыми часами, которые снимались камерой и, при помощи специализированной печатной платы, окрашивались в нужные два цвета (красный — для «Новостей», синий — для программы «Время»). Когда в программе «Время» стала использоваться заставка с песней «Родина», фон часов был тёмно-зелёный. После появления кремлёвской башни часам был возвращён тёмно-синий фон. В 1991 году под часами отображалась реклама (Crosna, Olivetti[70], МММ). Этой идеей до сих пор пользуются современные телеканалы (например, РБК). Впоследствии данные часы применялись на других телеканалах, в частности 1-м канале Останкино в 1991—1994 годах, 2х2 и МТК в 1989—1997 годах, ТВ-6 в 1993—2000 годах и «Третьем канале» в 1997—2002 годах при переходе с ТВЦ.

В качестве заставок использовали пейзажи Москвы, природы или прямые обозначения — «Художественный фильм», «Фильм-концерт» и так далее. Также использовались различные статичные заставки, в 1991 году — сокращённые версии основной заставки с различной музыкой[71][72][73][74][75][76][77].

С 1970-х годов перед окончанием эфира несколько минут (позже, с начала 1990-х — максимум 15-20 секунд) транслировалась статичная заставка с текстом «Не забудьте выключить телевизор» и громким прерывистым сигналом, которая являлась своего рода «будильником» для заснувших людей с включённым телевизором. Заставка демонстрировалась по той причине, что телевизоры того времени при долгом показе статичного изображения (в данном случае — настроечной таблицы) могли перегреваться и это могло приводить к пожарам. Заставки с таким текстом впоследствии использовались на 1-м канале Останкино вплоть до конца его существования, на ОРТ до 30 сентября 1995 года и на РТР до 15 сентября 1992 года. Также варианты заставки демонстрировались на телевидении стран бывшего СССР и стран-участников Варшавского договора (например, в Польше).

Главная редакция информацииПравить

В 1956—1960 годах — редакция «Последних известий», в 1960—1965 годах — редакция «Телевизионных новостей»[78][79]. С весны 1991 года годах — студия информационных программ телевидения, с осени 1991 года — Информационное телевизионное агентство, ликвидированное весной 1996 года.

Отделы: внутрисоюзной информации, международной информации. Группы: выпуска, режиссёров. Служба ответственного секретаря[80]

Редакторы Редакции «Последних известий»
Редактор Редакции «Телевизионных новостей»

Главные редакторы:

Заместители Главного редактора:

Директоры Студии информационных программ телевидения

Программы:

  • Информационная программа «Время» (в 1960—1968 гг. выходила под заголовком «ТН» («Телевизионные новости»), в 1956—1960 гг. «Последние известия») (I пр., 30 минут, синхронно II пр. вели два диктора, с 1990 года — диктор и комментатор) — ежедневная телевизионная хроника текущих событий, к ней выпускались различные приложения:
    • «Новости» (в 1960—1968 гг. заголовок «ТН», в 1956—1960 гг. заголовок «Последние известия») (I пр., 5-10 минут, вёл один диктор) — короткие сводки текущих событий до и после перерыва и перед окончанием передач, один из выпусков которых («Сегодня в мире») специализировалось на международной хронике (вели политические обозреватели),
    • Периодически Главная редакция информации выпускала еженедельные информационно-аналитические приложения к программе «Время» — «Эстафета новостей» (до 1970 г.) и «Семь дней» (1989—1990, ведущие — Эдуард Сагалаев и Александр Тихомиров)
    • В 1987—1989 гг. Главная редакция информации выпускала ежедневное информационно-аналитическое приложение-комментарий к программе «Время», в 1989—1991 гг. сама программа время была информационно-аналитической а информационная выходила под заголовком «ТСН» («Телевизионная служба новостей»)
    • В 1986—1991 гг. Главная редакция информации выпускала утреннее информационно-развлекательное приложение к программе «Время» «120 минут»
  • Международная панорама (I пр., по воскресеньям, 30 мин.) — международный тележурнал — вели политические обозреватели, в том числе и Александр Бовин, в начале программы дикторы ЦТ анонсировали темы передачи, предваряя анонс словами «События недели», «Хроника, факты, комментарии» после анонса диктор-женщина называла ведущего передачи, затем в течение эфира дикторы переводили на русский язык реплики зарубежных лидеров и других людей за рубежом
  • Содружество (I пр., дважды в месяц, 30 мин.) — тележурнал о странах СЭВ
  • На вопросы телезрителей отвечает политический обозреватель газеты «Правда» Ю. А. Жуков (I пр., дважды в месяц, по субботам, 45 мин.)
  • Советский Союз глазами зарубежных гостей (I пр., дважды в месяц по воскресеньям, 15 мин.)

Главная редакция пропагандыПравить

В 1951—1957 годах — общественно-политическая редакция ЦСТ[2], в 1957—1965 годах — Главная редакция общественно-политических программ[79], с 1988 года — Главная редакция общественно-политических программ[82], с 1991 года — Студия «Политика», ликвидирована весной 1996 года.

Отделы: пропаганды марксистско-ленинской теории; патриотического воспитания; общественной жизни; промышленности; сельского хозяйства[83]

Программы:

Главная редакция литературно-драматических программПравить

В 1951—1957 годах — литературно-драматическая редакция ЦСТ[2], с 1988 года — Главная редакция литературно-художественных программ, с 1991 года — Студия литературно-художественных программ, ликвидирована весной 1996 года.

Отделы: телевизионных спектаклей; классики и занимательных передач; литературы и изобразительного искусства; театральных передач[89]

Главные редакторы:

Заместители Главного редактора:

Программы:

  • телевизионные спектакли
  • театральные спектакли
  • Театр одного актёра
  • Рассказы о театре (I пр., ежемесячно, 60 мин., 21.30) — познавательная программа о драматургии
  • Театральная гостиная (позднее Театральные встречи)
  • Мастера искусств (I пр., ежемесячно, 60 мин., 21.30) — познавательная программа о драматургии
  • У театральной афиши (II пр., ежемесячно, 60 мин., 21.30) — познавательная программа о драматургии
  • Кабачок «13 стульев» (I пр., ежемесячно, 60 мин., 20.00) — серия спектаклей
  • Наши соседи (I пр., ежемесячно, 60 мин., 20.00) — серия спектаклей
  • Литературные беседы (I пр., ежемесячно, 45 мин., 15.45) — публицистическая программа о прозе
  • Книжная лавка (I пр., ежемесячно, 45 мин., 15.45) — публицистическая программа о прозе
  • Страницы творчества советских писателей (I пр., ежемесячно, 45 мин., 15.45) — познавательная программа о прозе (о писателях)
  • Литературные чтения (I пр., два раза в месяц, 30 мин., 12.45) — чтение прозы
  • Вечера поэзии в Останкине
  • альманах «Поэзия» — публицистическая программа о поэзии
  • Рассказы о художниках (I пр., два раза в месяц, 30 мин., 11.30) — познавательная программа об изобразительном искусстве
  • По музеям и выставочным залам — публицистическая программа об изобразительном искусстве

Главная редакция музыкальных программПравить

В 1951—1957 годах — музыкальная редакция ЦСТ[2], с 1988 года — Главная редакция музыкальных и развлекательных программ, с 1991 года — Студия музыкальных и развлекательных программ, ликвидирована весной 1996 года.

Главные редакторы:

  • Людмила Кренкель (1983—1988)

Отделы: телевизионных спектаклей; классики и занимательных передач; литературы и изобразительного искусства; театральных передач[91]

Программы:

Главная редакция программ для детейПравить

В 1951—1957 годах — детская редакция ЦСТ[2], с 1988 года — Главная редакция программ для детей и юношества, с 1991 года — Студия детских и юношеских программ, ликвидирована весной 1996 года.

Отделы: общественно-политических программ; художественных программ; литературных и музыкальных программ[92]

Главные редакторы:

Программы:

Главная редакция программ для молодёжиПравить

Создана в 1963 году путём разделения Главной редакции программ для детей и молодёжи на Главную редакцию программ для детей и Главную редакцию программ для молодёжи[95][96]. С 1991 года — Студия «Эксперимент», ликвидирована весной 1996 года.

Отделы: общественно-политических передач; массовых передач[97]

Главные редакторы:

Заместители Главного редактора:

Программы:

Главная редакция передач для Москвы и Московской областиПравить

Главная редакция программ телевидения для Москвы создана в 1960 году[79][98]. С 1988 года Главная редакция программ для Москвы и Московской области, с 1991 года — Студия московских программ телевидения, в 1992 году выделена в Российскую московскую государственную телерадиокомпанию «Москва», ликвидирована весной 1996 года

Отделы: оперативных передач; тематических передач; передач для Московской области; справочных передач[99]

Главные редакторы:

Программы:

  • информационная программа «Москва» — ведущие — те же дикторы, что и программы «Время»
  • Московские новости
  • Москва и москвичи (I пр., еженедельно, 30 мин.)
  • Рабочая гарантия москвичей (с подзаголовком «Московский клуб деловых встреч» — I пр., ежемесячно, 30 мин.)
  • Телевизионный клуб «Москвичка» (I пр., ежемесячно, 75 мин.)
  • В помощь слушателям школ коммунистического труда
  • Подмосковье (II пр., еженедельно, 30 мин.)
  • Трудовые коллективы Подмосковья
  • Подмосковные встречи (II пр., один раз в два месяца, 90 мин.)
  • Я люблю подмосковную землю (II пр., ежемесячно, 30 мин.)
  • Телевизионное справочное бюро
  • Отдых в выходные дни (II пр., еженедельно, 15 мин.)
  • Улица. Транспорт. Пешеход (II пр., ежемесячно, 15 мин.)
  • Панорама Подмосковья (с 1986 года)
  • Добрый вечер, Москва (с 1986 года, информационно-развлекательная программа для Москвы, впоследствии — московский информационно-развлекательный видеоканал, вели Андрей Скрябин, Нелли Петкова, Александр Колтаков, Лариса Кривцова, Борис Ноткин, Игорь Арбузов, писатель Вячеслав Шугаев, поэт Андрей Дементьев, Ольга Руднева, Владимир Поволяев, Феликс Нюссер — также передача «Горячая линия», Георгий Кузнецов — передача «Диалог», Лион Измайлов — развлекательные программы, Владимир Познер — передача «Воскресный вечер» и дикторы — новости в программе)

Главная редакция народного творчестваПравить

В 1967 году выделена из Главной редакции литературно-драматических программ[100][101]. С 1991 года — студия «Народное творчество», ликвидирована весной 1996 года.

Отделы: тематических передач; музыкальных передач[102]

Главные редакторы:

Заместители Главного редактора:

Программы:

Главная редакция кинопрограммПравить

Выделена из Главной редакции литературно-драматических программ в 1969 года[104]. С 1991 года — Студия кинопрограмм, ликвидирована в январе 1995 года, присоединена к студии «Искусство» (бывшая редакция литературно-драматических программ РГТРК «Останкино»)[105], расформированной весной 1996 года.

Отделы: публицистических передач; художественных фильмов; документальных фильмов[106]

Главные редакторы:

Заместители Главного редактора:

Программы:

Главная редакция научно-популярных и учебных программПравить

Создана в 1965 году[107]. С 1988 года — Главная редакция научно-популярных и образовательных программ, в 1991 году — студия «Шаболовка, 37», с 1992 года — Студия научно-популярных и просветительских программ, ликвидирована весной 1996 года.

Заместители главного редактора:

Главная редакция спортивных программПравить

 
Просмотр телевизора «Рекорд-Б», 1958 год

В 1970 году спортивный отдел ЦТ и Всесоюзного радио были объединены в общий спортивный отдел, в 1974 году реорганизован в Главную редакцию спортивных программ[108]. С 1991 года — Студия спортивных программ, ликвидирована весной 1996 года.

Отделы: информации; олимпийский[109]

Главные редакторы:

Программы:

Спортивные комментаторы:

Рекламно-коммерческая группаПравить

До середины 1980-х годов по ЦТ рекламу в виде вставок в передачи не показывали: она шла в виде отдельных передач, которые назывались «Больше хороших товаров» (по Первой или Второй программе ЦТ) или просто «Реклама» (по Московской программе). По московской программе передавалась информационно-рекламная передача «Телевизионное справочное бюро».

Реклама в качестве вставок в середине передач появилась во время недели Thames Television (шоколад KitKat, который в СССР тогда не продавался) и во время телемостов Познер—Донахью, когда американская сторона была вынуждена делать на неё перерывы. В 1988 году была показана реклама Pepsi с участием американского певца Майкла Джексона. Также реклама в виде вставок показывалась во время трансляций Олимпийских игр в Сеуле (1988).

Телеканалы союзных республикПравить

В столицах союзных республик СССР (Баку, Ереван, Минск, Алма-Ата, Фрунзе, Рига, Вильнюс, Кишинёв, Душанбе, Ашхабад, Киев, Таллинн) вещали собственные телеканалы республиканских филиалов Гостелерадио (по одному на каждую республику.) Исключениями были Ташкент и Тбилиси, где вещали два собственных республиканских канала (узбекские и грузинские соответственно.) Выходили следующие передачи:

  • Новости (на языках союзных республик);
  • Актуальная камера — информационная программа (Украинское телевидение, 19:00 и 23:30);
  • Мультфильмы по заявкам — передача для детей (Украинское телевидение, сб, 11:35, вс, 15:30);
  • Спокойной ночи, дети (Украинское телевидение, 20:45);
  • Калыханка (Белорусское телевидение, 20:45);
  • Globus (Латвийское телевидение, 20:25);
  • Panorama (Латвийское телевидение, 20:00);
  • Панорама (Молдавское телевидение, 19:00).

ПримечанияПравить

  1. Телевизионная журналистика. ГЛАВА 3 передачи телевидения ленинграде
  2. 1 2 3 4 5 Центральная студия телевидения СССР. Справка
  3. РТРС. Москва и Московская область — История. РТРС. — «В 1957 году… был завершён первый этап реконструкции МТЦ, предусматривавший строительство на Шаболовке второй студии 600 кв. м…».
  4. Начало регулярного цветного телевизионного вещания в CCCР // РИА Новости, 1 октября 2012
  5. «Уимблдон» купили за 10к долларов, а «Ролан Гаррос» показывали после речей Собчака. Так теннис появился на ТВ. Sports.ru (24 апреля 2019). — «Я всегда смотрю «Уимблдон» от начала до конца. Даже в 80-х на техническом канале».
  6. TELEVISION. Los Angeles Times (31 декабря 1992).
  7. Как теннис пропал из общедоступного эфира. Sports.ru (9 февраля 2013).
  8. Телевидение. Шестой канал?. Культура (1 августа 1992). — «Московская независимая вещательная компания (МНВК) и американская "Тёрнер бродкастинг систем" (Ти-би-эс) объявили о подписании меморандума о взаимопонимании с целью создания в ближайшем будущем первой независимой телевизионной станции в столице России. <...> Генеральным директором и главным редактором новой организации станет бывший генеральный директор телекомпании "Останкино" Эдуард Сагалаев».
  9. 1 2 Л. Зелькова. Эдуард Сагалаев. Союза нет, распался "центр", но так и не решён вопрос: кому достанется телевидение?. — Московская правда, 11 января 1992. — «Кто сейчас управляет и владеет бывшим Центральным телевидением? Чье оно теперь?
    —В соответствии с указом Б.Ельцина — это Российская государственная телерадиокомпания "Останкино". Она должна осуществлять информационные, культурные интересы стран-членов СНГ и России... <...> Из старых сотрудников останутся те, кто может что-то предложить».
  10. Праздник со слезами на глазах. Известия (11 октября 2003). — «И мы еще споем. И они действительно споют, звезды канала, специально написанную к юбилею песенку, по строчке на брата (сестру), как в начале 90-х спели звезды Гостелерадио песню про улыбку, которая, без сомнения, вдруг коснется наших глаз. Спели и вскоре разбрелись по разным каналам, возникшим на обломках советского телевизионного самовластья».
  11. Телехранитель. 20-летие ВГТРК. Эхо Москвы (15 мая 2011). — «Сейчас 20 лет ВГТРК подается как юбилей "Вестей", а где то же ТПО "Арена"... и ТПО "Лад", на основе которого был создан канал "Культура"? А тогда в "Лад" пришли лучшие люди из литдрамы ЦТ, уходили в отпуска, на больничный, чтобы только делать высокохудожественные программы».
  12. Николай Попов. Как всё начиналось (25) (23 сентября 2019). — «Среди тех, кто поддерживал Александра Владимировича [Иваницкого] были Анна Дмитриева, Борис Гультяй, Сергей Ческидов, Алексей Бурков, Олег Жолобов, Владимир Перетурин. Я тоже входил в число сторонников Иваницкого и принимал участие в акциях в его поддержку. <...> Именно в том году ещё до путча, до развала СССР, было создано Российское телевидение, на которое благополучно перешла часть сотрудников спортивной редакции во главе с Иваницким».
  13. Евгений Киселёв. Плохие новости. Газета.ру (2 мая 2006). — «Морально мы готовы были ждать очень долго — так хотелось уйти с опостылевшего государственного телевидения в настоящую независимую журналистику».
  14. Смотрим телевизор. Десятилетие "НТВ". Радио Свобода (6 октября 2003). — «Такое телевидение надо было журналистам, которые, как вы знаете, в массовом порядке уходили с Останкино, чтобы присоединиться к малопонятной компании - это теперь может казаться, что ну, конечно, "НТВ" дело бы верное, и так далее. Ничего подобного в 1993-м году в помине не было. Это была чистая авантюра. И люди, которые уходили из Останкино к нам, безусловно, многим рисковали».
  15. Эдуард Сагалаев. Когда журналисты были свободны. Документальный телевизионный роман. — М.. — Эксмо, 2021. — 268 с. — ISBN 978-5-04-119020-0. — «Их было очень много — крутых, молодых, совершенно не вписывавшихся в советскую сетку вещания ТВ молодых журналистов. Я приглашал их работать на ТВ-6 — фактически в никуда. Они не знали, что это за канал. Они не видели ещё ни одного его выпуска — но они шли. Однажды меня спросили: "А как Вы их убеждали? Ведь Вы же не могли пообещать огромные зарплаты?". Не мог и не обещал. Я обещал кураж... А здесь каждый из нас все вместе делали своё телевидение. Оно было наше»
  16. 1 2 Юрий Богомолов. Четвёртая годовщина ОРТ. Праздник со слезами на глазах. Известия (26 марта 1999). — «Телекомпания ОРТ, как известно, родилась на развалинах "Останкино". Причём на остатках развалин, потому что уже существовали РТР, НТВ и ТВ-6, куда и ушли самые ценные и работоспособные кадры — как технические, так и творческие. "Останкино", рассказывает известный учёный-социолог Всеволод Вильчек, стоявший у истоков создания и становления компании, представляло собой на тот исторический момент своего рода проходной двор для случайных людей, неслучайных и многочисленных посреднических рекламных агентств. Эфир был захламлен несчетным количеством (около 250) плохо сделанных передач с низким рейтингом...».
  17. Олег Станиславович Ефимов. Ведущий информационных программ. ТВЦ (5 марта 2003).
  18. Вадим Тихомиров: «Товарищ, вы будете сопровождать Горбачева». Аргументы и факты (4 февраля 2003).
  19. Алексей Викторович Шахматов. Ведущий программы "Дата". ТВЦ (5 марта 2003).
  20. Крутов, изгоняющий бесов с НТВ. Известия (7 июня 1997).
  21. Правила жизни Александра Крутова. Русский дом (1 октября 2017).
  22. О жизни, о себе. Русский дом.
  23. Андрей Полушин - Русский окоп во вражеском стане. Русский дом (1 октября 2017).
  24. «Взгляд», 30 лет: «Яркое было время, свободное». Вот только «похмелье» после него стало очень тяжёлым, считает Лариса Кривцова. Свободная пресса (30 сентября 2017).
  25. Как в кино. Профиль (12 апреля 1999).
  26. ИМЯ REN. The New Times (26 декабря 2011).
  27. Кирилл Игнатьев. Тайна убийства Влада Листьева. LiveJournal (1 марта 2020). — «Независимые производители, такие как "ВиД", "РЕН-ТВ", "АТВ" уже несколько лет вызывали ненависть в кругах старого телевидения. Представители плеяды политобозревателей, дикторов и воспитанники школы Гостелерадио ворчали и бурчали, завидовали и распространяли слухи. Они не любили авторов лучших программ, ругали их "коммерсантами" и "продавцами эфира", не могли простить сопротивления цензуре и ГКЧП в 1991 году. Некоторые из апологетов Гостелерадио могли быть опасны: помню, как они выходили навстречу Макашову и Анпилову в 1993 году объяснять, в каком здании находится студия прямого эфира новостей (чтобы штурмовать именно его). Ряд покушений 90-х на демократических политиков показал: радикальные коммунисты могут стрелять. Создание ОРТ во главе с Владом не оставляло для школы Гостелерадио последних шансов остаться на телевидении. В общем-то так и получилось потом: сетку вещания заняли популярные у зрителей программы независимых продюсеров».
  28. «Канадец уложил Харламова — лицо разбито, майка разорвана. В следующем матче наши отомстили». Главный режиссер спорта в СССР. Спорт-Экспресс (23 апреля 2021).
  29. Толь Толич. Вечерняя Москва (22 апреля 2004).
  30. Фокус перед камерой. Российская газета (4 июля 1997). — «Исторически сложилось так: была детская редакция телевидения "Останкино", и почти автоматически она перебралась на ОРТ. Но у всякой телекомпании есть предел, дальше которого она не может развиваться».
  31. Чтобы не попасть в ловушку. Российская газета (26 августа 1995). — «Программа „Человек и закон” — одна из долгожителей на 1-м канале телевидения... На канале ТВ-6 появилась передача „Дорожный патруль“, название которой говорит само за себя. Есть передачи, которые когда-то представляли собой рубрики тележурнала „Человек и закон”. Сюжеты „По сводкам МВД” мы готовили совместно со структурой, которая существовала в Министерстве внутренних дел».
  32. Вера Челищева. Пороки в своём отечестве // Новая газета. — 2021. — № 51. — С. 14—27.
  33. Доживём до «Просвещения». Телеведение. Литературная газета (28 мая 2008). — «Когда-то на 4-й кнопке успешно работал канал «Российские университеты». Было это и при советской власти, и какое-то время даже при антисоветской, но в 1996 году его окончательно поглотило НТВ, которому по указу президента Ельцина в 1993 году была передана частота образовательного канала. Этому пытались противостоять выдающиеся деятели науки и культуры».
  34. СПОКОЙНО, ВЫ "ЗАКАЗАНЫ"!. Петрозаводский государственный университет (25 января 2002). (недоступная ссылка)
  35. 1 2 Юрий Поляков. Отстрел белых ворон начался. "Российские университеты" пытаются вытеснить с экрана. Литературная газета (22 ноября 1995). — «Дело в том, что НТВ, к которому я в целом отношусь с полным зрительским уважением и которое вещает с нами на одном канале, собирается сделать то, что в своё время лисичка сделала с приютившим её зайцем».
  36. Голубая мечта. Литературная газета (29 августа 2012). — «Когда-то на 4-й кнопке успешно работал канал „Российские университеты“. Было это и при советской власти, и какое-то время даже при антисоветской, но в 1996 году его окончательно поглотило НТВ, которому по указу президента Ельцина в 1993 году была передана частота образовательного канала».
  37. На четвертом канале выходит НТВ. Поначалу компания делит эфир с каналом «Российские университеты». Расцвет российских СМИ.
  38. Пугачев отказался от «Московии». Независимая газета (29 июля 2005). — «Канал внутри канала – это вообще такая странная вещь. Если помните, похожая ситуация была, когда на четвертой кнопке вечером вещал канал НТВ, а утром – „Российские университеты“. Впрочем, это было хоть как-то оправданно – утром вещает учебный канал, а вечером новостной...».
  39. 25 лет НТВ. 1 апреля. ОРТ. 1995 год. НТВ (1 апреля 2019). — «Сегодня зрители первого канала не нашли на экранах своих телевизоров привычного эфирного знака телевидения "Останкино". Единица в квадрате сменилась единицей в круге, ознаменовав тем самым начало Общественного российского телевидения. Несмотря на все пессимистические прогнозы, ОРТ начало, как и обещало, своё вещание 1 апреля».
  40. Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. № 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации (6 октября 1995). Дата обращения: 1 января 2015.
  41. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 г. № 1405-р. Официальный интернет-портал правовой информации (12 октября 1995). Дата обращения: 1 января 2015.
  42. Об убийстве Влада Листьева. Взгляд со стороны. Официальный сайт телевизионного режиссёра Петра Соседова. — «Однако хочу подчеркнуть, что у сотрудников центрального телеканала - а это сотни и сотни профессиональных телевизионщиков, уволенных из телекомпании Останкино в связи с созданием ОРТ, - не было иллюзий по поводу того, по чьей вине они были выброшены на улицу. Виновником массовых увольнений был, конечно же, Владислав Листьев. Половину своей телекарьеры я проработал на первой кнопке».
  43. «Сталин отдал приказ — и на «Динамо» арестовали человека, который нес взятку футболистам». Спорт-Экспресс (24 декабря 2021).
  44. Массовые сокращения в "Останкино". Работники телерадиоэфира пополняют ряды безработных. Московский комсомолец (1 ноября 1995). — «Всего без рабочих мест останутся 1789 человек. Как сообщили "МК" в Дирекции "Останкино", около 500 выведенных за штат сотрудников телекомпании уже имеют на руках уведомление о том, что в их услугах больше не нуждаются. 320 штатных работников телекомпании "Останкино" получит уведомление об увольнении на этой неделе. По оценке руководстаа телерадиокомпании, только около сотни из профессионалов, остающихся без места, смогут найти себе работу на создающемся в эти дни московском городском канале... Под увольнение попадают также 224 работника управленческого аппарата телерадиокомпании "Останкино"».
  45. Лариса Вербицкая: "Я никогда не считала себя секс-символом". Русский репортёр (2003). — «На ТВ я с 1988 года. Сначала работала в телекомпании "Останкино", которая плавно перетекла в ОРТ, а потом в "Первый канал"».
  46. ОРТ начинает вещание. Руководство ОРТ. Коммерсантъ (1 апреля 1995).
  47. Аркадий Ратнер. Азарт и партизанщина спортивной рекламы. Почему ее появление вызвало негодование как болельщиков, так и функционеров. Спорт-уик-энд (13 августа 2021).
  48. «Летом 1957 года в прямом эфире шла викторина „Вечер весёлых вопросов“ — „ВВВ“. Большой любитель розыгрышей, композитор Никита Богословский дал зрителям задание: за двадцать минут приехать на студию в шубе, валенках, в шапке и с самоваром. При этом он забыл назвать ещё одно условие — решающее в данном случае. Зритель непременно должен был привезти с собой новогодний номер газеты. И сотни людей хлынули на сцену зала, трансляцию с извинениями прекратили. В результате этого ЧП были сняты с работы директор Владимир Спиридонович Осьминин и многие работники телевидения» (Н. П. Карцов).
  49. Иванов Георгий Александрович (1919‒1994). Музей радио и телевидения в Интернете — электронное периодическое издание (ЭЛ №77-4846 от 20.10.2001). Дата обращения: 15 июня 2012.
  50. Иванов Георгий Александрович (1919—1994)
  51. Мамедов Энвер Назимович
  52. Появились слухи об отставке Олега Слабынько
  53. Краткая характеристика программ
  54.   Выпуск новостей 1978 года с Игорем Кирилловым
  55. Юлианна ШАХОВА — цена Любви.... Журналист (1 марта 2004).
  56. Владимир Березин: «Горжусь тем, что я вайнах…». Молодёжная смена (17 октября 2011).
  57. Владимир Березин: Чем «Камеди Клаб» хуже, тем мы лучше. Собеседник (28 апреля 2012).
  58. Анна Павлова и Елена Коваленко в программе "Телехранитель". Первый канал, Эхо Москвы (11 марта 2014). Архивировано 5 апреля 2016 года.
  59. Шахова Юлианна. Телеобъектив.
  60. ТЕЛЕДИАЛОГ. Несколько вопросов о жизни телевидения. Комсомольская правда (28 февраля 2000).
  61. Отметили победу - закрыли тему. Известия (13 мая 2005).
  62. Немолодая женская рука тянулась к президенту. Независимая газета (13 мая 2005).
  63. КОШМАРЫ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ. Литературная газета (17 мая 2000).
  64. Телепрограмма на неделю с 12 по 18 ноября 2001 года. Сериал. — «ОРТ 10:00 Новости (с сурдопереводом) <...> 15:00 Новости (с сурдопереводом)».
  65. Телепрограмма на неделю с 19 по 25 ноября 2001 года. Сериал. — «ОРТ Профилактика до 15:00 15:00 Новости (с субтитрами)».
  66. Общество глухих потребовало от ОРТ вернуть сурдоперевод. Lenta.ru (3 декабря 2001).
  67. Услышьте глухих!. Аргументы и факты (23 октября 2002). — «Только первый канал показывает „бегущую строку“ в новостях, да и то лишь в 12 и 15 часов, когда большинство из нас учится или работает.».
  68.   Заставка начала эфира (ЦТ СССР 1982 1988 Полная версия)
  69. Дмитрий Шостакович, Борис Корнилов — «Песня о встречном» (к/ф «Встречный»). Борис Прозоровский/Исаак Дунаевский — «Бархатом синим/Тихо, всё тихо» (к/ф «Весна»)
  70. ОРТ снесло яичко (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 марта 2009. Архивировано 27 марта 2009 года.
  71. Статичные заставки ЦТ СССР
  72. Статичные заставки ЦТ СССР-2
  73. Статичные заставки ЦТ СССР-3
  74. Статичные заставки ЦТ СССР-4
  75. Статичные заставки ЦТ СССР-5
  76. Статичные заставки ЦТ СССР-6
  77. Статичные заставки ЦТ СССР-7
  78. ВЕХИ ИСТОРИИ ГЛАВНОЙ РЕДАКЦИИ ИНФОРМАЦИИ ЦТ. tvmuseum.ru.
  79. 1 2 3 4 5 Телевидение. Взгляд изнутри. 1957—1996 годы
  80. На экране — новости
  81. Юрий Валерьянович Фокин. Биографическая справка
  82. Новые черты обретала радиопублицистика.
  83. Общественно-политические передачи
  84. Ну-ка, включи камеру!. Культура (18 марта 1995).
  85. Бабаев Михаил Матвеевич (недоступная ссылка). Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. Дата обращения: 31 декабря 2019. Архивировано 14 июня 2017 года.
  86. МИХАИЛУ МАТВЕЕВИЧУ БАБАЕВУ - 80 лет (недоступная ссылка). ВНИИ МВД РФ (9 июня 2012). Дата обращения: 25 мая 2016. Архивировано 1 июля 2016 года.
  87. Легенда советского телевидения. Гудок (2 ноября 2018).
  88. Наш человек в законе. Журналист. Дата обращения: 5 ноября 2010. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  89. Литература, театр, живопись на экране
  90. Преподавательский состав. ipk.ru. — информационная справка на сайте ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии». Дата обращения: 7 ноября 2019.
  91. Музыкальные передачи
  92. Телевидение для детей
  93. Музей радио и телевидения — Тематические и исторические очерки
  94. Персоналии
  95. Советское ТВ: заметки из будущего. 60-е: время надежд и ожиданий
  96. Лысенко А. Г. ТВ живьём и в записи. — М.: ПРОЗАиК, 2011. — С. 592. — ISBN 978-5-91631-126-6.
  97. Программы для молодежи
  98. «МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ»
  99. Передачи для Москвы и Московской области
  100. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕКРАСНОМУ
  101. Николай Сергеевич Изгарышев
  102. Народное творчество
  103. Ксения Кривотулова. «Возрождение русской культуры пытался пресечь КГБ». Её спасали Листьев и Черномырдин. Как «Играй, гармонь!» продержалась на телевидении 35 лет?. Lenta.ru (9 марта 2021).
  104. Главная редакция кинопрограмм ЦТ
  105. Реорганизация на 1 канале "Останкино". Коммерсантъ (24 февраля 1995).
  106. Кинопрограммы
  107. Главная редакция учебного и научно-популярного телевидения
  108. 1 2 Спортивное телевидение — государство в государстве. Часть 2
  109. Спорт на телеэкране
  110. Тайны нашего спорта в беседе с Ильёй Рябцевым раскрывает знаменитый борец Александр Иваницкий
  111. Как ЦСКА «женили» на Лиге чемпионов. Спорт-Экспресс (14 сентября 2016).
  112. История
  113. В этом году исполняется 30 лет с первого показа в эфире советского ЦТ «Ритмической гимнастики». Первый канал (3 января 2015).
  114. Спорт для всех. Дата записи 05.11.1990. YouTube (19 июня 2020). — «Гл.ред. спортивных программ 1990. Ведущий - Сергей Покровский».
  115. Спорт для всех. Дата записи 24.10.1990. YouTube (23 июня 2020). — «Гл.ред.спортивных программ 1990. Ведущий - Светлана Лопатухина».
  116. "Свалил, не сваливая". Радио Свобода (18 мая 2019).

ЛитератураПравить

СсылкиПравить