Останкино (телерадиокомпания)

(перенаправлено с «Останкино (российская государственная телевизионная и радиовещательная компания)»)

Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» (РГТРК «Останкино», некоторые передачи собственного и заказного стороннего производства подписывала ГТРК «Останкино»[17]) — государственная вещательная организация России с 27 декабря 1991 года[18][19][20] до 12 октября 1995 года[21].

РГТРК «Останкино»
Изображение логотипа
Членство отсутствует
Административный центр Москва, телецентр «Останкино»[1][2][3]
Адрес Москва, телецентр «Останкино»
Тип организации статус не был установлен в учредительных документах[4] ; в некоторых документах упоминается как государственное унитарное предприятие[5][6];
также Министерство печати ошибочно утвердило устав РГТРК «Останкино», согласно которому она обладала статусом предприятия[7] (деятельность телерадиокомпании регулировалась законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, а имущество телерадиокомпании принадлежало ей как и у других государственных предприятиях на правах хозяйственного ведения), по другим данным —
государственное учреждение[8][9];
также в ряде документов как государственные предприятия упоминаются подведомственные организации РГТРК «Останкино»:
ТО «Экран»
Телевизионный технический центр[10][6][5]
некоторые другие подразделения (такие, как студия «Эксперимент»[11][12]) имели статус юридических лиц, при этом лицензию на вещание получала сама телерадиокомпания[13]
Руководители
Председатель Егор Яковлев (1991—1992)
Вячеслав Брагин (1993)
Александр Яковлев (1993—1995)
Первый заместитель председателя — Генеральный директор Эдуард Сагалаев (1991—1992)
Игорь Малашенко (1992—1993)
Валентин Лазуткин (1993)
Кирилл Игнатьев (1993—1995)
Заместитель председателя — Директор Дирекции по международным связям Валентин Лазуткин (1991—1993)
Заместитель председателя — Директор телевидения Григорий Шевелёв (1991—1993, 1993—1995)
Олег Слабынько (1993)
Заместитель председателя Александр Дмитриев
Директор Главной рекламно-коммерческой дирекции Игорь Подзигун
Директор Главной технической дирекции Владимир Маковеев
Директор Дирекции программ телевидения Виктор Осколков
Заместитель председателя — директор радиовещания Анатолий Тупикин
Заместитель председателя Андрей Цитовский
Основание
Дата основания 27 декабря 1991 года
Ликвидация
12 октября 1995 года (прекратило существование как юридическое лицо на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства 22 апреля 2004 года)[14]
Отрасль телевещание (до 6 октября 1995 года)
радиовещание (до 12 октября 1995 года)
Продукция телевещание (до 6 октября 1995 года)
радиовещание (до 12 октября 1995 года)
Число сотрудников 6000+[15]
Материнская организация Госкомимущество[16]
Дочерние организации Информационное телевизионное агентство (ИТА)
Студия международных программ и видеообмена
Студия «Публицист»
Студия «Резонанс»
Студия литературно-художественных программ
Студия кинопрограмм
Студия музыкальных и развлекательных программ
Студия «Народное творчество»
Студия детских и юношеских программ
Студия «Эксперимент»
«Новая студия»
Студия научно-популярных и просветительских программ
Студия спортивных программ
Студия «Радио-1»
ТО «Экран»
Телевизионный технический центр имени 50-летия Октября (1992—1993)
Государственный дом радиовещания и звукозаписи (1992—1993)
ТПО «Союзтелефильм» (1992—1993)
Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм (1992—1993)

УправлениеПравить

Телерадиокомпания возглавлялась председателем (Егор Яковлев (1991—1992)[22][23][24][25], Вячеслав Брагин (1993[26][27][28][29][30]), Александр Яковлев (1993—1995)), назначавшимся Президентом России, имевшим 7 заместителей[10][31]: первого заместителя — генерального директора телевидения (Эдуард Сагалаев (1991—1992)[32][33][34], Игорь Малашенко (1992—1993)[35][36], Олег Слабынько (28 апреля[37] — сентябрь 1993 года[38][39]), Валентин Лазуткин (1993[40] — 1995), заместителя председателя — генерального директора радиовещания (Анатолий Тупикин[41]). При председателе действовали Совет директоров (в составе 19 членов, включая председателя и всех его заместителей[10]) и коммерческий директор (Владимир Троепольский (1991[42] — 1992[43]), Николай Черноног[44][11], Юрий Бандура[45][46][47][48] (с 1993 года)). Административно-управленческий аппарат включал Генеральную техническую дирекцию (Директор — Владимир Маковеев (1992—1994)[49]) и Генеральную финансово-распорядительную дирекцию[50].

В октябре 1995 года, после издания указа о ликвидации телерадиокомпании, начался массовый процесс увольнения из неё всех лиц, связанных с обслуживанием телеэфира[51][52], а также представителей управленческого персонала. Всего под увольнение на тот момент должны были попасть до 1789 человек[53]. Бо́льшая часть сотрудников интегрировалась в штат ЗАО «Общественное российское телевидение» и других российских каналов[54][55].

Дирекция программ телевиденияПравить

До 1991 года — Генеральная дирекция программ, до 1988 года — Главная дирекция программ. Осуществляла подготовку и вещание по 1-му каналу Останкино программы передач, выпуск телепередач и телефильмов, подготовленных как государственными, так и частными телестудиями («Телекомпания ВИD», «Авторское телевидение», «Телекомпания REN-TV» и др.)[56], и выпуск телефильмов, произведённых Творческим объединением «Экран» и другими государственными и частными теле- и киностудиями[4][57][58].

1-й канал Останкино — общероссийский государственный информационный, общественно-политический и художественный телеканал, чья сетка вещания включала в себя новости, общественно-политические передачи, документальные фильмы и программы, научно-популярные программы, детские и молодёжные программы, спортивные передачи и телетрансляции, советские, российские и зарубежные (в основном латиноамериканские) телесериалы, теле-, мульт- и кинофильмы, мультсериалы и развлекательные программы. Имел 4 дубля для разных частей страны («Орбита-1», «Орбита-2», «Орбита-3», «Орбита-4», а также программу для иновещания под названием «Москва Глобальная»; впоследствии система распространения перешла к ОРТ[59]). После передачи эфира на 1 ТВК АОЗТ «Общественное российское телевидение» деятельность подразделения прекращена[60]. Директор — Виктор Осколков (1991—1995)[61].

Включала в себя также отдел дикторов (Наталья Григорьева, Юрий Петров, Екатерина Андреева, Евгений Кочергин, Алексей Дружинин[62], Татьяна Судец, Юрий Ковеленов, Елена Коваленко[63], Елена Нефёдова, Ирина Бескопская, Светлана Моргунова, Алла Данько, Ольга Лапшинова, Наталья Андреева, Ольга Зюзина, Влада Можаева, Лев Викторов[64]).

Юридические лица, учреждённые на базе подразделений телерадиокомпанииПравить

Каждое из юридических лиц учреждённых на базе подразделений телерадиокомпании имело право на продажу рекламного времени внутри производимых ими или по их заказу телепередач.

Информационное телевизионное агентствоПравить

До 1 ноября 1991 года[65][66][67][68] — Студия информационных программ, до начала 1991 года — Главная редакция информации ЦТ, до 1968 года — Главная редакция телевизионных новостей, в 1960-е годы выделена из Главной редакции общественно-политических программ. Осуществляло производство хроникальных телефильмов, подготовку и вещание информационной программы «Время»[69][70] (с 17 декабря 1994 по 11 марта 1996 года, с 27 августа по 31 декабря 1991 года — под заголовком «ТВ Информ», с 1992 по 1994 год в 21:00 вместо неё выходил обычный выпуск вечерних новостей[71][72][73]), программы «Новости» (с 1 января 1992 года до 11 марта 1996 года, с 28 августа по 31 декабря 1991 года — «ТСН»)[68], информационно-музыкальной программы «Утро»[74][75] (1 ноября 1991 — 31 марта 1995 года)[76][77][78], аналитических программ «Итоги»[79][80] (19 января 1992[81][82] — 19 сентября 1993[83][84]), «Воскресенье» (7 ноября 1993[85][86] — 14 апреля 1996 года) и «Новости плюс» (16 апреля[87][88] — 29 октября 1994 года[89][90]).

С 1 апреля 1995 по март 1996 года агентство совместно с Общественным российским телевидением производило все информационные и аналитические программы 1-го канала («Новости», «Время», «Телеутро», «Воскресенье»)[91][92][93]. В марте 1996 года вместо ИТА были созданы Дирекция информационных программ[94] и Дирекция утреннего телеканала ЗАО «ОРТ», к которым и перешло производство его бывших передач[95].

Директора: Борис Непомнящий (1991—1995)[96][97], Аркадий Евстафьев (1995—1996), главные редакторы: Олег Добродеев (1991—1993)[98][99], Олег Точилин (1993—1996)[100][101][102].

В структуре Информационного телевизионного агентства[103] по инициативе Егора Яковлева было сразу же создано структурное подразделение под названием «Телерадиокомпания „Центр“», редакция которого располагалась в Останкино на площади АСК-3[104]. В нём работали, в основном, молодые телеведущие, журналисты[105], режиссёры[106][107], редакторы и технические сотрудники[108]. Они отвечали за производство нескольких программ, отличавшихся от остальных информационно-политических на 1-м канале Останкино как большей неформальностью и раскрепощённостью работающих в кадре журналистов, так и в плане подачи информации[109][110]. Среди них: негосударственные новости «Центр» (1991—1994)[111][112][113], развлекательно-криминальный тележурнал «Сто градусов по Цельсию» («100 °C», 1992—1993)[114][115], «Автограф по субботам» (избранные выпуски, 1993)[116], документальный фильм «Поминальный спецрепортаж. С той памятной ночи» (1993, по следам событий октября 1993 года[117][118]), актуальная публицистика «Москва. Кремль» и «Из первых рук» (1994—1996), финальный обзор новостей за день «Nota bene» (1994—1995)[119][120][121]. Проект «Клуб усталых джентльменов» («Клуб „Пари“») (1994) не вышел в эфир[122][123][124]. Продюсером телерадиокомпании был один из её постоянных ведущих программ Дмитрий Сычёв[125], до 1993 года также им был Яков Каллер[126]. Деятельность подразделения постепенно сокращается после прихода в РГТРК «Останкино» Александра Яковлева[127] и окончательно завершается одновременно с трансформацией ИТА в Дирекцию информационных программ ОРТ в апреле 1996 года.

В период существования телерадиокомпании ряд сотрудников из творческого-производственного коллектива ИТА и его подразделения «Центр», как опытных, так и молодых и тогда ещё малоизвестных[128][129][130] [131][132][133], перешёл на работу в аналогичные отделы на других телеканалах — в Дирекцию информационных и общественно-политических программ (ДИОПП) «Вести» РТР[91], в Службу информации НТВ[134][135][136][137] и её программы «Сегодня»[138][139][140] и «Итоги»[141][142][143][144][145][146][147][148], в отдельные программы на ТВ-6[149][55][107]. Аналогичные процессы коснулись и других студий телерадиокомпании[150][151].

Студия международных программ и видеообменаПравить

До 1991 года — Главная редакция международных программ ЦТ, в 1988 году выделена из Главной редакции информации. Осуществляла производство информационных программ о международной жизни[152].

Директора студии — Александр Любимов (февраль — август 1992), Владимир Сухой (сентябрь 1992 — июль 1994).

Студия «Политика»Править

До 1991 года — Главная редакция общественно-политических программ ЦТ, до 1988 года — Главная редакция пропаганды ЦТ[153], до 1957 года — Главная редакция общественно-политических программ ЦСТ. В 1992 году разделена на студию «Публицист» и студию «Резонанс». Осуществляла производство документальных фильмов и документальных программ о политике и обществе («Портрет на фоне», «Вагон-03» и пр.).

Студия «Публицист»Править

В 1992 году выделена из Студии «Политика». Осуществляла производство документальных телефильмов и подготовку авторских тележурналов и документальных программ о политике и обществе («Взгляд с Александром Любимовым», совместно с ВИD, «Человек и закон» с Юрием Краузе[154][155][156][157][158], встречи с А. И. Солженицыным[159][160]), а также некоторых юмористических программ («Белый попугай», совместно с Т/О «ЭльдАрадо» и REN-TV[161]).

Директор: Ольвар Какучая (1992—1995)[61].

Студия «Резонанс»Править

В 1992 году выделена из Студии «Политика». Осуществляла производство документальных телефильмов и подготовку документальных программ о политике и обществе («За кремлёвской стеной», «История любви», «Лица власти» с Сергеем Носовцом).

Директор — Алексей Пиманов[61].

После прекращения вещания 1-го канала Останкино Пиманов стал продюсировать самостоятельно ряд бывших передач студии и телерадиокомпании в целом, среди которых был «Человек и закон»[162][163], в рамках телекомпании САН-ТВ[164], затем «Регион», «РТС» и «Останкино»[165][166][167][168][169].

Студия литературно-художественных программПравить

До 1991 года — Главная редакция литературно-художественных программ ЦТ, до 1988 года — Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ, до 1957 года — Редакция литературно-драматических программ ЦСТ). Осуществляла производство телеспектаклей, художественных телефильмов («Мелочи жизни» и пр.[170]), юмористических программ («Антология юмора»), документальных телефильмов, телевизионных самоучителей («Как добиться успеха?»)[171][172] и документальных программ о театральном, литературном и изобразительном искусстве («Театр+TV», «По ту сторону рампы», «Встречи для вас», «Немного о себе», «Театр, который всегда в пути», «ПЕН-клуб», встречи в концертной студии «Останкино», «Автограф по субботам» (изначально)[173][174] и др.). С января 1995 года заменена на АО «Искусство»[6][175].

Директор — Мидхат Шилов (1992—1996)[61][176][177].

В период существования телерадиокомпании ряд сотрудников из творческого-производственного коллектива студии перешёл на работу в ТПО «Лад» Российского телевидения (РТР), где стали работать над схожими передачами и документальными телефильмами на тему культуры, литературы и искусства[178][179].

Студия кинопрограммПравить

До 1991 года — Главная редакция кинопрограмм ЦТ, в 1960-е годы выделена из Главной редакции литературно-драматических программ. С января 1995 года была интегрирована вместе со студией литературно-художественных программ в АО «Искусство» (см. выше)[175]. Отвечала за производство и доведение до эфира кинофильмов советского и зарубежного производства[180], детских передач «В гостях у сказки» и «Зазеркалье»[181], озвучивание и закадровый перевод зарубежных теле- и художественных фильмов, передач и телесериалов (Творческое объединение «Дубляж»), документальных телефильмов и передач о киноискусстве, в том числе и на базе ТПО «Ракурс» («Чтобы помнили», «Парад звёзд», «Кинопанорама»[182][183][184], «Тьма в конце тоннеля», «Парад фестивалей», «Большая прогулка»).

Директор — Владимир Шмаков (1992—1995)[61][185][186], главные редакторы: Владилен Арсеньев (май 1992—1993)[187][188].

В период существования телерадиокомпании ряд сотрудников студии перешли на работу в Службу художественных программ (и кинопоказа) телекомпании НТВ[189][190], в меньшей степени — на канал ТВ-6 (Виктор Мережко[191][192][193] и Александр Олейников[194], часть коллективов их передач).

Студия «Народное творчество»Править

До 1991 года — Главная редакция народного творчества ЦТ, в 1960-е годы выделена из Главной редакции литературно-драматических программ. Осуществляла производство документальных телефильмов и программ о народном искусстве («Живое дерево ремёсел», «Шире круг» и «Играй, гармонь любимая!»[195]).

Директор — Кира Вениаминовна Анненкова[196].

Студия музыкальных и развлекательных программПравить

До 1991 года — Главная редакция музыкальных и развлекательных программ ЦТ, до 1988 года — Главная редакция музыкальных программ ЦТ, до 1957 года — Редакция музыкальных программ ЦСТ. Производила телефильмы-концерты, концертные программы, документальные программы о музыкальном искусстве (в том числе «Под знаком зодиака», «Что означают Ваши имена» и цикл «Телемемуары»)[197] и юмористические программы («Смехопанорама», «Аншлаг», до 1994[198]), а также проекты «50х50»[199] и «Утренняя почта», совместно с рядом частных телекомпаний.

Директора студии: Валерий Куржиямский (1992—1993)[200], Аркадий Буйнов (1993—1995)[201][202].

После прекращения вещания 1-го канала Останкино производство программ студии было передано сторонним производителям («Смехопанорама» отошла к редакции телепрограмм (РТП) «Лира», которую также возглавлял Аркадий Буйнов[203], «50х50» — к одноимённой компании и пр.). Весной 1996 года также было создано новое АО «Музыка» со штатом в 8 человек, в основном из числа бывших сотрудников студии, которое стало отвечать за размещение в эфире ОРТ видеоклипов российских исполнителей и коллективов (директором компании стал Сергей Лотков)[204]. Многие передачи при этом прекратили своё существование (или ещё в период существования телерадиокомпании перешли на РТР)[200]. Отдельные сотрудники и передачи также в разное время перешли на канал ТВ-6[205][206].

Студия детских и юношеских программПравить

До 1991 года — Главная редакция детских и юношеских программ ЦТ, до 1988 года — Главная редакция программ для детей ЦТ, до 1957 года — редакция детских и молодёжных программ ЦСТ. Осуществляла производство детских и юношеских художественных телефильмов (таких, как «Графиня Шереметьева»), детских и юношеских телеспектаклей, ряда детских и юношеских программ. Среди них — проекты творческого объединения «До 16 и старше...» — «Молодёжная студия»[207][208][209][210], «Тин-тоник»[211][212][213], «Джем», «Марафон-15»[214][215][216][217], «Тет-а-тет», «Зеркало», «Успех», «Computer Hall»[218][219], а также: «Всякая всячина», «440 герц», «Умники и умницы», «Пока все дома»[220][221], «Спокойной ночи, малыши!».

Директор — Борис Селеннов[222].

После создания АОЗТ «Телекомпания „Класс!“» в конце 1994 года[6] деятельность студии прекращена и фактически передана этой частной телекомпании[223][224][225].

В период существования телерадиокомпании многие бывшие авторы и ведущие программ ТО «До 16 и старше…» после ухода из проекта или во взрослом возрасте нередко становились ведущими, журналистами или закадровыми работниками на других телеканалах: РТР[226], НТВ[227][228], ТВ-6[106] и др[229].

Студия «Эксперимент»Править

До 1991 года — Главная редакция молодёжных программ ЦТ, в 1960-е годы выделена из Главной редакции программ для детей и молодёжи. Постановление Правительства РФ от 7 мая 1992 года предусматривало её ликвидацию, однако процедура не была завершена[10]. Отвечала за выпуск и доведение до эфира телевикторин («Поле чудес»[230], «L-клуб», «Звёздный час» (совместно с ВИD), «Брэйн-ринг», «Что? Где? Когда?»), ток-шоу «Тема», а также тележурналов и авторских передач «Телескоп» (совместно с ВИD), «Разговор на свежем воздухе» (совместно с REN-TV), «НЛО. Необъявленный визит», «Матадор» и пр[231].

Директора: Александр Пономарёв (1992—1993)[232][233], Андрей Разбаш (1993—1995).

«Новая студия»Править

Постановление Правительства РФ от 7 мая 1992 года предусматривало её ликвидацию, однако процедура не была завершена[10]. Обслуживала 4-й канал Останкино[234][235], была причастна к выпуску авторских разговорных программ «Мы» и «Бомонд» (совместно с АТВ), делала юмористическую программу «Монтаж», а также проекты «Стартинейджер» и «Однако».

Директора: Анатолий Малкин (1992, 1994—1996), Кира Прошутинская (1992—1994)[236].

Студия научно-популярных и просветительских программПравить

До 1988 года — Главная редакция образовательных и научно-популярных программ, создана в 1960-е годы. Выпускала научно-популярные телефильмы, научно-популярные программы («Клуб путешественников», «В мире животных»[237], «Очевидное — невероятное», «Под знаком „Пи“»), экономико-просветительскую программу «Азбука собственника», религиозную передачу «Ныне»[238][239], её ответвление «Слово пастыря»[240], цикл программ и фильмов «Я — женщина»[241][242][243] и телевикторину «Счастливый случай». После создания ЗАО «Ассоциация научно-популярного и просветительского телевидения» в начале 1995 года[244] деятельность студии прекращена и фактически передана этой организации[245].

Студия московских программПравить

До 1991 года — Главная редакция телепрограмм для Москвы, до 1988 года — Главная редакция передач для Москвы. В июле 1992 года вещание канала МТК, который обслуживала студия, было передано акционерному обществу «Российская московская телевизионная и радиовещательная компания „Москва“» (АО «РМТРК „Москва“»)[246][247], после чего деятельность студии прекращена. Кроме локальных программ для Москвы и Московской области, выпускала также программы «Шоу-бис „Все звёзды“» и «Ваш кумир».

Студия спортивных программПравить

До 1991 года — Главная редакция спортивных программ. Осуществляла производство комментариев к трансляциям[248], а также документальных телефильмов[249], тележурналов, оперативных обзорных программ о спорте[250][251], околоспортивных передач[252][253][254], спортивных телетрансляций российского производства[255], закупку и показ[256] зарубежных телетрансляций[257][258][259][260][261].

Руководитель — Сергей Кононыхин (1992—1995)[262][263]. Заместитель руководителя — Аркадий Ратнер[264].

С апреля по октябрь 1995 года спортивные трансляции и комментарии к ним производились совместно Общественным российским телевидением и студией спортивных программ РГТРК «Останкино». После полной замены «Останкино» на ОРТ подразделение предполагалось упразднить как самостоятельную редакцию, но впоследствии от этой идеи отказались ввиду её неоправданности[265]; в итоге его деятельность с осени 1995 года[51] была фактически передана Дирекции спортивного вещания ОРТ (до 2002 — «ОРТ-Спорт»)[266][267][268].

В период существования телерадиокомпании ряд сотрудников из творческого-производственного коллектива студии перешёл на работу в аналогичные отделы на других телеканалах — в ТПО «Арена» Российского телевидения (РТР)[269][270][271][272][273][274], в Службу спортивных программ телекомпании НТВ[275][276][277][278][279][280][281]. Прощальный матч Фёдора Черенкова 23 августа 1994 года Евгений Майоров при этом отработал на 1-м канале Останкино внештатно, представившись в эфире комментатором НТВ[282][283][284].

Творческое объединение «Экран»Править

В 1964 году был создан Отдел производства фильмов, в 1967 году на его базе было учреждено подведомственное предприятие Гостелерадио СССР «Творческое объединение „Экран“». В 1988 году было создано подведомственное предприятие Гостелерадио СССР ТПО «Союзтелефильм», дочерним предприятием которого стало творческое объединение «Экран», ликвидированное в 1990 году. 23 января 1992 года на базе ТПО «Союзтелефильм» и Студии кинопрограмм ЦТ было создано Творческое объединение «Экран» как подразделение РГТРК «Останкино». 13 марта 1992 подразделение обретает статус юридического лица[285][286]. При этом ТПО «Союзтелефильм» было ликвидировано, но впоследствии это решение было отменено арбитражным судом[287][288]. Осуществляло заказ и производство телефильмов для демонстрации как на каналах РГТРК «Останкино», так и другими телекомпаниями-вещателями (среди них — АК «Акцепт»[289]).

  • Студия «Телекинохроника» — осуществляла производство хроникальных телефильмов;
  • Студия документальных телефильмов — осуществляла производство документальных и научно-популярных телефильмов («Хоккей Анатолия Тарасова»);
  • Студия телефильмов об искусстве (Студия «Ковчег») — осуществляла производство документальных телефильмов об искусстве;
  • Студия художественных телефильмов (Студия «Сериал») — осуществляла производство короткометражных, полнометражных («Милостивые государи», «Наш американский Боря», «Благотворительный бал», «Воровка») и многосерийных художественных телефильмов («Азбука любви», «Петербургские тайны», «На углу, у Патриарших»), телефильмов-спектаклей; также могла производить художественные видеофильмыЗавтрак с видом на Эльбрус») для студий видеозаписи;
  • Студия детских и юношеских телефильмов (Студия «Юнтелефильм») — осуществляла производство детских художественных телефильмов («Детство Никиты», «Ангелочек» и пр.) и детских телефильмов-спектаклей;
  • Студия музыкальных программ — производила телефильмы-концерты и концертные программы на киноплёнке;
  • Студия мультипликационных телефильмов (Студия «Мульттелефильм») — осуществляла производство циклов короткометражных рисованных мультфильмов («Вертеп», «Лягушка Пипа», «Сказки Маленького Лисёнка», «Капитан Пронин», «Приключения Мюнхаузена», «АМБА», «Умная собачка Соня») и кукольных мультипликационных телефильмов («Бояка мухи не обидит» и «Семь дней с Морси»), короткометражных рисованных мультфильмов из 1 серии («Война слонов и носорогов») и кукольных мультипликационных телефильмов («Сапожникова жена», «Скажи, Юпитер», «Воздухоплаватели», «Несколько страниц из жизни призрака», «Три типа и скрипач», «Чужой праздник»);
  • Студия «ТВ Экран» — осуществляла оформление заказов производства телефильмов на студии Госкино РФ (примеры — «Раскол», производство студии «Телефильм», киноконцерн «Мосфильм», «Разборчивый жених» и «Дымъ», производство студии «Петрополь» «Ленфильма») и частные киностудии.

Директор — Борис Хессин (1970—1987)[6]

Студия «Радио-1»Править

До 1991 года — Главная дирекция программ Всесоюзного радио, с 1995 года — дирекция «Радио-1»[290]. Осуществляла подготовку и вещание программ по радиоканалам «Радио-1» (общегосударственная, информационная, общественно-политическая и художественная радиостанция), «Маяк» (общегосударственная, информационно-музыкальная радиостанция), «Юность» (молодёжная радиостанция)[291] и «Орфей» (музыкальная радиостанция)[4][57]. Директор — Александр Ахтырский (1992—1996)[292]. Также включала в себя отдел дикторов (Илья Прудовский, Татьяна Вишневская, Алексей Ковалёв, Ирина Корзинкина, Светлана Репина, Фаина Лихачёва, Ирина Ложкина, Андрей Хлебников).

Служба информацииПравить

До 1991 года — Главная редакция информации, в 1960-е годы выделена из Главной редакции общественно-политического радиовещания. Обслуживала радиостанцию «Маяк» и производила информационную программу «Радио-1» «Новая волна» (ранее — «Последние известия») и обзор прессы на Радио-1 «Из газетных и журнальных публикаций» (ранее называвшийся «По страницам центральных газет»).

ТО «Собеседник»Править

До 1992 года — Радиостудия «Публицист», до 1990 года — Главная редакция общественно-политических программ, до 1988 года — Главная редакция пропаганды, до 1960-х годов — Главная редакция общественно-политического радиовещания, до 1932 года — Отдел «Актуальная передача» АО «Радиопередача». Выпускала утреннюю программу Радио-1 «В начале дня», ежедневную информационно-аналитическую программу Радио-1 «Собеседник» (ранее — воскресное приложение «Последних известий») (ведущая — Марина Кузнецова), ежедневную утреннюю программу для сельской местности «Вместе с петухами» (ранее — «Земля и люди»), «Утро делового человека» (реклама и информация). Главный редактор — Яков Белицкий.

Студия «ЛИК»Править

До 1988 года — Главная редакция литературно-драматического радиовещания Всесоюзного радио, до 1932 года — Культотдел АО «Радиопередача») — производила литературные радиочтения, радиоспектакли, культурно-просветительские программы о литературе («Русская провинция»), драматургии и изобразительном искусстве.

Студия музыкального радиовещанияПравить

До 1988 года — Главная редакция музыкального радиовещания[293][294], производила музыкальные программы «Радио-1» («Танцы на воде», «Музыка для вас», «Содружество», «Полуночник») и вещала радиостанцию «Орфей» (утренняя программа «Пробуждение муз», вечерняя программа «На сон грядущий», программа «Из золотого фонда радио» и др.). Также включала в себя такие музыкальные коллективы, как Государственный симфонический оркестр телевидения и радиовещания, Камерно-вокальный хоровой коллектив «Синтез-капелла», Большой академический хор, Академический оркестр русский народных музыкальных инструментов, Большой детский хор.

ТО «Смена»Править

До 1991 года — Главная редакция программ для детей и юношества, до 1988 года — Главная редакция программ для детей Всесоюзного радио, производила детские программы Радио-1, которые, как правило, шли с 09.00 до 10.00, с 16.00 до 17.45, с 21.00 до 22.15, такие, как «Альбом Бим-Бом», «Занимательное литературоведение», «Улица добра», «Из золотого фонда детского радио», «Непоседы», радиоигра «Карусель», чтения сказок и других детских литературных произведений и др. Главный редактор — Надежда Бредис.

Главная редакция оперативных программ для молодёжиПравить

До 1991 года — Главная редакция программ для молодёжи, до 1988 года — Главная редакция радиовещания для молодёжи Всесоюзного радио), главный редактор — Евгений Павлов (1990—1997)[295]. Подготавливала молодёжные программы, среди которых — утренняя информационно-развлекательная программа радиостанции «Юность», «Горячая линия» — ежечасовая информационная программа, «Пока вы были на работе» — ежедневная информационно-развлекательная программа.

Радиостудия «Маяк»Править

Создана 19 марта 1992 года как «Радиостудия „Маяк“» РГТРК «Останкино»[296], 6 мая 1994 года на её базе было создано государственное предприятие «Радио „Маяк“»[296], при этом лицензию на вещание радиопрограммы получала телерадиокомпания в целом[13]. Главный редактор — Владимир Поволяев (1992—1996)[297]

Студия «Москва»Править

До 1992 года — Главная редакция радиопередач для Москвы, до 1988 года — Главная редакция радиовещания для Москвы Всесоюзного радио[298].

Студия «Радио Подмосковья»Править

До 1992 года — Главная редакция радиовещания для Московской области Всесоюзного радио[299]. Производила информационно-музыкальную программу «Калейдоскоп», радиожурналы «Край родной» и «Подмосковье на воскресной волне»[300][301]. 7 октября 1993 года Радио Подмосковья было выделено в Государственную радиокомпанию «Радио Подмосковья»[302][303].

ТПО «Международное московское радио»Править

До 1988 года — Генеральная дирекция программ радиовещания на зарубежные страны)[304]. Состояла из Главной редакции информации, Редакции всемирного радиовещания на английском языке, Редакции радиовещания на русском языке (до 1991 года), Редакции радиовещания на Европу и Латинскую Америку, Редакции радиовещания на страны Азии, Ближнего и Среднего Востока[305] и Студии «Хабаровск»[306]. Директор — Армен Оганесян (1992—1996)

Указ 22 декабря 1993 года предписывал создание на её базе Российской радиовещательной радиокомпании «Голос России»[307], однако учреждена она была только 12 января 1996 года[308].

Дирекция программ 4-го каналаПравить

Осуществляла подготовку и вещание телепередач и телефильмов по 4-му каналу Останкино[309][4][58].

4-й канал Останкино — общероссийский государственный художественный, развлекательный телеканал, чей эфир включал в себя программы производства АТВ[310], авторские и развлекательные передачи[311], художественные и документальные телефильмы, повторы документальных и научно-популярных программ 1-го канала Останкино, кинофильмы[312], спортивные передачи и телетрансляции, за выпуск которых отвечала студия Владимира Маслаченко «Спорт+Спорт»[313][314][266]. С 17 января 1994 года, после передачи вещания 4-го канала Останкино ВГТРК для её просветительского канала «Российские университеты» и ТОО «Телекомпания НТВ» — для одноимённого канала[315][316], деятельность дирекции прекращена, так как канал ушёл из эфира. Генеральный директор — Анатолий Малкин (1992—1994), главный редактор — Иван Кононов (1992—1994)[317], главный режиссёр — Дмитрий Дибров (1992—1993)[318], Лев Новожёнов (1993—1994)[319].

Рекламное агентство «Останкино»Править

Ранее — Главтелерадиореклама, в 1992 году — Коммерческий центр. Осуществляла производство рекламных телефильмов и их размещение между программами[320]. Осенью 1993 года совместно с рекламным отделом ИТА они были переданы рекламно-коммерческой дирекции[321], созданная в мае 1993 года[6]. Директора: Игорь Подзигун[321] (1993—1995). В апреле 1994 года «с целью упорядочения рекламной деятельности» было создано АОЗТ «Реклама-Холдинг»[322] с долей телерадиокомпании в его уставном фонде в размере 30 процентов, соучредителями которого стали: «Видео Интернешнл», Premier SV, «Интервид» (по 15 процентов)[323], «Максима» (12 процентов), «Логоваз-пресс» и студия «Остер» (по 6,5 % процентов)[323][6], президент — А. Дмитриев, генеральный директор — С. Кувалдин, заместитель генерального директора — Д. Казанский[324].

Служба социологического анализаПравить

Ранее — Центр научного программирования. Директор — Всеволод Вильчек (1992—1995)[325][326]

Подведомственные государственные учреждения и предприятияПравить

Переданы в ведение телерадиокомпании 7 мая 1992 года[327] (до этого были подведомственными предприятиями Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании, находившейся с момента создания РГТРК «Останкино» в стадии ликвидации), но 7 сентября 1993 года (за исключением редакции журнала «7 дней» и фирмы «Совтелевидео», ликвидированной за некоторое время до этого) были выведены из зоны ответственности РГТРК[328][329].

  • Подведомственные государственные предприятия по обслуживанию телерадиовещания — после выведения их из зоны ответственности телерадиокомпании планировалось сделать дочерними предприятиями акционерного общества «Российский государственный телерадиотехнический центр „Эфир“»[307].
    • Государственный дом радиовещания и звукозаписи — осуществлял техническую часть подготовки тематических программ студии «Радио-1», подготовки информационных программ, координации и выпуска информационных и тематических программ студии «Радио-1» и частных радиоорганизаций (радиопрограммы «Возрождение», «Европа Плюс», «М-радио», «Деловая волна»[330], «Резонанс», «Открытое радио», «Радонеж» и «Радио 101»[3]), тиражирование фонограмм на магнитной ленте для продажи населению[331]. В 1993 году выведен из зоны ответственности телерадиокомпании.
    • Телевизионный технический центр — осуществлял техническую часть подготовки программ тематическими студиями РГТРК «Останкино», государственными (РМТРК «Москва») и частными телеорганизациями (ВИD[332], «Класс!» и АСС-ТВ), производства телефильмов, координации и выпуска программ и телефильмов дирекцией программ РГТРК «Останкино» и другими телеорганизациями. Директор — Валерий Горохов (1988—2000)[333], главный инженер — Анатолий Соколов[6]. В 1993 году выведен из зоны ответственности телерадиокомпании.
    • Главный информационный вычислительный центр.
    • Внешнеторговое объединение «Совтелеэкспорт» — осуществляло продажу иностранным вещательным организациям собственных видеофонограмм, телефильмов и фонограмм, покупку зарубежных. Создано в 1989 году вместо отделов экспорта-импорта и отдела совместных съёмок Главного управления внешних сношений Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию[334]). После предоставления тематическим студиям телерадиокомпании статуса юридических лиц и права на ведение самостоятельной внешнеэкономической деятельности, стала больше работать с региональными компаниями. В 1993 году выведен из зоны ответственности телерадиокомпании. Директор — Александр Саркисов[335].
  • Редакционно-издательское объединение «ТР-пресса» — создано в середине 1992 года на базе переданных в ведение РГТРК «Останкино» редакций журналов Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании[336] («Телерадиоэфир»[337][10], «7 дней», «TV-ревю», «Кругозор», «Колобок»). 3 декабря 1992 года Госкомимущество на его базе создало государственное предприятие «РТВ-Пресс», передав ему редакции печатных изданий РГТРК «Останкино»[46][338]. 31 декабря того же года оно было преобразовано в акционерное общество[339].
  • Фирма «Совтелевидео» — осуществляла обмен видеофонограммами, телефильмами и фонограммами с иностранными вещательными организациями, создана в 1989 году на базе отдела международного обмена Главного управления внешних сношений Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию[334]
  • Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм — подведомственное телерадиокомпании государственное учреждение, осуществлявшее архивирование видеофонограмм, телефильмов (как собственного производства ТО «Экран»/ТПО «Союзтелефильм», так и произведённых теле- и киностудиями по заказу ТО «Экран»/ТПО «Союзтелефильм»[286]) и фонограмм, их поиск для повторной выдачи в эфир Дирекцией программ РГТРК «Останкино», Студией «Радио-1», другими государственными и коммерческими вещательными организациями, такими как АК «Акцепт» (осуществляла выпуск передач по телепрограмме «М-49»)[340][341][342][343][344][345], АОЗТ «МНВК» (программа «ТВ-6»)[340][346][347][348][349][350][351][352], фирмы «Телеканал „2х2“»[353][354], а также местных коммерческих телеорганизаций[355][356]. В 1993 году выведен из зоны ответственности телерадиокомпании. Директор — Юрий Корнилов (? — 1995)[357][358][6].
  • Всесоюзный институт повышения квалификации работников радио и телевидения
  • Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания, Объединение «Телерадиосервис», предприятия, осуществлявшие производство части теле- и радиоаппаратуры — Экспериментальный завод телевизионной и радиовещательной аппаратуры, Опытное производство в Москве, Опытный завод в Волгограде[307].
  • Учреждения для обслуживания сотрудников телерадиокомпании — детский сад № 1131, Детский сад № 1810, Детский сад № 1740 «Лесная поляна», Детский сад «Колобок», Пионерский лагерь «Маяк», Дом творчества «Софрино», Дирекция жилищного хозяйства, Комбинат питания «Пятницкий», Комбинат питания Телевизионного технического центра и другие[2].

ПримечанияПравить

  1. Плацебо ТВ, или Прорубите мне дверь. Пресс-служба (сентябрь 2012). Архивировано 17 мая 2021 года.
  2. 1 2 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ "ОСТАНКИНО". Дата обращения: 3 апреля 2018. Архивировано 30 июня 2018 года.
  3. 1 2 РАДИО, ГАЗЕТЫ и ЖУРНАЛЫ. Дата обращения: 3 апреля 2018. Архивировано 4 апреля 2018 года.
  4. 1 2 3 4 Положение о РГТРК «Останкино». Дата обращения: 15 июня 2010. Архивировано 4 июля 2012 года.
  5. 1 2 Отчет о результатах проверки АО «Общественное российское телевидение» в части деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации по управлению государственным пакетом акций АО «Общественное российское телевидение» (стр. 1 )
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании "Останкино", проведенной Счетной палатой Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  7. Суд отказал телекомпании в праве называться предприятием. Дата обращения: 6 апреля 2019. Архивировано 28 июня 2020 года.
  8. Организация ЭКРАН ТВОРЧ.ОБЪЕД.РОС.ГОС.ТЕЛЕРАДИОК.ОСТАНКИНО. Дата обращения: 6 мая 2020. Архивировано 28 января 2022 года.
  9. Эфирное создание по имени ОРТ. Дата обращения: 6 мая 2020. Архивировано 20 июля 2020 года.
  10. 1 2 3 4 5 6 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ "ОСТАНКИНО". Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  11. 1 2 Дело АО ОРТ. Коммерсантъ (29 апреля 1995). Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 15 февраля 2021 года.
  12. Хроника заседания Государственной Думы 10 марта 1995 года (недоступная ссылка)
  13. 1 2 ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ И МЕДИА-ХОЛДИНГИ. Дата обращения: 1 июля 2020. Архивировано 21 февраля 2015 года.
  14. Организация РГТРК "ОСТАНКИНО". Дата обращения: 6 мая 2020. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  15. Кирилл ИГНАТЬЕВ: «КАК МЫ СОЗДАВАЛИ ОРТ И СТИРАЛИ ГРЯЗНЫЕ «ДЖИНСЫ». Огонёк (13 апреля 1997). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  16. Проверка АО «Общественное российское телевидение» в части деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации по управлению государственным пакетом акций АО «Общественное российское телевидение». Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  17. Стою раздумчиво в тени густых аллей…
  18. Значение слова «Российская Государственная Телерадиокомпания „Останкино“»
  19. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 331 «О телерадиокомпании „Останкино“». Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  20. Программа передач на завтра: Гостелерадио, кажется, продадут народу. Дата обращения: 23 декабря 2019. Архивировано 23 декабря 2019 года.
  21. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.1995 N 1405-р «О ликвидации РГТРК „Останкино“». Дата обращения: 14 августа 2010. Архивировано 19 декабря 2014 года.
  22. Егор Яковлев — во главе «Останкино», Лен Карпинский — в «МН». Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 30 ноября 2021. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  23. ТВ - это вам не газета!. Культура (23 мая 1992). Дата обращения: 30 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  24. Воробьёв, Александр, Самошин, Сергей. Егор Яковлев: я ухожу с тяжёлым сердцем, Коммерсантъ, № 44 (25 ноября 1992). Архивировано 6 ноября 2014 года. Дата обращения 27 декабря 2014.
  25. Бородина, Арина, Куцылло, Вероника. Человек неотсюда, Коммерсантъ-Власть, № 3 (27 января 2003), С. 11. Архивировано 6 ноября 2014 года. Дата обращения 27 декабря 2014.
  26. Назначен руководитель «Останкино». Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  27. Игорь Малашенко: «Всякая аудитория имеет то телевидение, которого заслуживает». Расцвет российских СМИ. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 28 октября 2021 года.
  28. «Можно любить, можно ненавидеть, но смеяться над царем — неслыханно»: The Bell публикует не выходившее раньше интервью Игоря Малашенко. The Bell (27 февраля 2019). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 30 июля 2019 года.
  29. Готов работать в любом режиме. Forbes (3 марта 2012). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  30. Евгений Киселёв. Исполнилось 10 лет НТВ. Газета (10 октября 2003). Дата обращения: 11 декабря 2021. Архивировано 11 декабря 2021 года.
  31. О заместителях председателя Российской государственной телерадиокомпании «Останкино». Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  32. Л. Зелькова. Эдуард Сагалаев. Союза нет, распался "центр", но так и не решëн вопрос: кому достанется телевидение?. — Московская правда, 11 января 1992. — «Кто сейчас управляет и владеет бывшим Центральным телевидением? Чье оно теперь?
    —В соответствии с указом Б.Ельцина — это Российская государственная телерадиокомпания "Останкино". Она должна осуществлять информационные, культурные интересы стран-членов СНГ и России... <...> Из старых сотрудников останутся те, кто может что-то предложить».
  33. Turner Plans a TV Station in Moscow: Broadcasting: CNN’s parent seeks Russian approval of a joint venture with a local company. Los Angeles Times (23 июля 1992). — «Eduard Sagalaev, president of MIBC and former director of the state-owned Ostankino Television Co». Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 7 декабря 2021 года.
  34. Телевидение. Шестой канал?. Культура (1 августа 1992). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  35. Воробьёв, Александр. Председатель «Останкино»: политической суеты не замечаю, Коммерсантъ, № 38 (3 марта 1993). Архивировано 27 декабря 2014 года. Дата обращения 27 декабря 2014.
  36. Воробьёв, Александр. Гендиректор «Останкино» подал в отставку, Коммерсантъ, № 32 (23 февраля 1993). Архивировано 27 декабря 2014 года. Дата обращения 27 декабря 2014.
  37. Руководитель пресс-службы стал гендиректором телевидения
  38. Появились слухи об отставке Олега Слабынько
  39. Совет директоров обеспокоен коммерциализацией ТВ. Коммерсантъ (18 сентября 1993). Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  40. Валентин Лазуткин стал «вторым» гендиректором ТВ. Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  41. Тупикин Анатолий Петрович
  42. Самошин, Сергей. Боровой стал советником Яковлева (рус.), Газета «Коммерсантъ», № 49 (23 декабря 1991). Архивировано 24 сентября 2014 года. Дата обращения 4 декабря 2013.
  43. О Троепольском В. В.. Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  44. Черноног, Николай Андреевич. Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  45. Юрий Николаевич Бандура. Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  46. 1 2 Суд отказал телекомпании в праве называться предприятием. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 8 октября 2020 года.
  47. Расследования — Останкино. Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  48. Иск «Останкино» к правительству России. Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  49. Интервью с генеральным директором группы компаний «Студия-Сервис» Львом Кузнецовым. (Окончание)
  50. Милиционеры ГТРК «Останкино» мешают работать журналистам. Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  51. 1 2 «Сталин отдал приказ — и на «Динамо» арестовали человека, который нес взятку футболистам». Спорт-Экспресс (24 декабря 2021). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  52. Аркадий Ратнер. ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Часть пятая. Спортивное телевидение. Come back (Telegram) (30 мая 2021). — «В 1994 году "Останкино" ликвидировали и образовалась компания ОРТ. Пришёл Борис Березовский. Нас выставили на улицу. Но Березовский договор продлил». Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года.
  53. Массовые сокращения в "Останкино". Работники телерадиоэфира пополняют ряды безработных. Московский комсомолец (1 ноября 1995). — «Всего без рабочих мест останутся 1789 человек. Как сообщили "МК" в Дирекции "Останкино", около 500 выведенных за штат сотрудников телекомпании уже имеют на руках уведомление о том, что в их услугах больше не нуждаются. 320 штатных работников телекомпании "Останкино" получит уведомление об увольнении на этой неделе. По оценке руководстаа телерадиокомпании, только около сотни из профессионалов, остающихся без места, смогут найти себе работу на создающемся в эти дни московском городском канале... Под увольнение попадают также 224 работника управленческого аппарата телерадиокомпании "Останкино"». Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
  54. Лариса Вербицкая: "Я никогда не считала себя секс-символом". Русский репортёр (2003). — «На ТВ я с 1988 года. Сначала работала в телекомпании "Останкино", которая плавно перетекла в ОРТ, а потом в "Первый канал"».
  55. 1 2 Юрий Богомолов. Четвёртая годовщина ОРТ. Праздник со слезами на глазах. Известия (26 марта 1999). — «Телекомпания ОРТ, как известно, родилась на развалинах "Останкино". Причём на остатках развалин, потому что уже существовали РТР, НТВ и ТВ-6, куда и ушли самые ценные и работоспособные кадры — как технические, так и творческие. "Останкино", рассказывает известный учёный-социолог Всеволод Вильчек, стоявший у истоков создания и становления компании, представляло собой на тот исторический момент своего рода проходной двор для случайных людей, неслучайных и многочисленных посреднических рекламных агентств. Эфир был захламлен несчетным количеством (около 250) плохо сделанных передач с низким рейтингом...». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 5 ноября 2021 года.
  56. Кирилл Игнатьев. Тайна убийства Влада Листьева. LiveJournal (1 марта 2020). — «Независимые производители, такие как "ВиД", "РЕН-ТВ", "АТВ" уже несколько лет вызывали ненависть в кругах старого телевидения. Представители плеяды политобозревателей, дикторов и воспитанники школы Гостелерадио ворчали и бурчали, завидовали и распространяли слухи. Они не любили авторов лучших программ, ругали их "коммерсантами" и "продавцами эфира", не могли простить сопротивления цензуре и ГКЧП в 1991 году. Некоторые из апологетов Гостелерадио могли быть опасны: помню, как они выходили навстречу Макашову и Анпилову в 1993 году объяснять, в каком здании находится студия прямого эфира новостей (чтобы штурмовать именно его). Ряд покушений 90-х на демократических политиков показал: радикальные коммунисты могут стрелять. Создание ОРТ во главе с Владом не оставляло для школы Гостелерадио последних шансов остаться на телевидении. В общем-то так и получилось потом: сетку вещания заняли популярные у зрителей программы независимых продюсеров». Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  57. 1 2 Современный толковый словарь, статья «Российская государственная телерадиокомпания „Останкино“»
  58. 1 2 ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Дата обращения: 14 января 2020. Архивировано 28 января 2022 года.
  59. Зоны вещания канала. ОРТ (12 июня 2002). — «Программы ОРТ распространяются по наземным и спутниковым каналам. Зона А - Камчатка, Чукотка, Магадан, Сахалин, часовые пояса +8, +9, +10 ("Орбита-1"). Зона Б - Дальний Восток, Восточная Сибирь, часовые пояса +6, +7 ("Орбита-2"). Зона В - Центральная Сибирь, часовые пояса +4, +5 ("Орбита-3"). Зона Г - Западная Сибирь, часовые пояса +2, +3 ("Орбита-4"). Программа "Москва-Глобальная Западный Регион" распространяется через спутниковый канал и принимается в посольствах и представительствах МИДа в Европе, Африке, части Северной и Южной Америки».
  60. Первый канал 20 лет в эфире. Дата обращения: 2 января 2017. Архивировано 24 декабря 2016 года.
  61. 1 2 3 4 5 Персоналии
  62. В ночь на 26 марта в Москве был убит исполнительный продюсер программы «Истории в деталях» Алексей Дружинин. Новая газета (1 апреля 2007). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 26 сентября 2020 года.
  63. Анна Павлова и Елена Коваленко в программе "Телехранитель". Первый канал, Эхо Москвы (11 марта 2014). Архивировано 5 апреля 2016 года.
  64. 28 лет назад была прервана трансляция матча «Ротор» – «Спартак». Из-за вооруженного захвата телецентра «Останкино». Sports.ru (3 октября 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 7 октября 2021 года.
  65. Сергей Самошин. Новое "Время": музыка ТСН, сценарий Яковлева. Коммерсантъ (9 сентября 1991). Дата обращения: 18 декабря 2019. Архивировано 12 декабря 2019 года.
  66. "Zapf Dingbats" Телевидение. Коммерсантъ (14 октября 1991). Дата обращения: 18 декабря 2019. Архивировано 23 апреля 2021 года.
  67. Телевидение
  68. 1 2 Сергей Самошин. На ЦТ изменяются все программы новостей. Коммерсантъ (4 ноября 1991). Дата обращения: 17 декабря 2019. Архивировано 31 декабря 2021 года.
  69. Broadcasting in Russia / Gangsters Capitalize as State Central Wanes. The Perils of NTV and Other ‘Glasnost’ Offshoots. The New York Times (5 марта 1995). — «Early in the Chechnya campaign. Ostankino reverted to calling its news program “Vremya”, or time, the old Soviet title, and even read some official communiques».
  70. Телепрограмма с 26 по 31 декабря 1994 года. Московский комсомолец (23 декабря 1994). — «1 КАНАЛ "ОСТАНКИНО" 21:00 — „Время“». Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 16 марта 2022 года.
  71. "Время" собирает камни. Российская газета (16 января 1998). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 6 февраля 2022 года.
  72. 50 лет в эфире. Программе «Время» исполнилось полвека. Вечерняя Москва (21 декабря 2017).
  73. Елена Погребижская. Текст от 24 апреля 2007 года. LiveJournal (24 апреля 2007). — «На журфаке мой дипломный руководитель сказала, что опять организуется программа "Время" и надо дать свою промо-кассету туда. <...> В новостях НТВ тогда работало только три особи женского пола - Миткова и Арина Слабко. Ну и Лена Масюк. Поэтому не светило почти ничего. Большая часть времени ожидания приходилась все-таки на другое останкинское здание, где был 1 канал». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 10 ноября 2021 года.
  74. "Телеутро" начинается вечером. Российская газета (23 августа 1996). Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 8 января 2022 года.
  75. У "Времени" в плену. Российская газета (22 июля 1995). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  76. «УТРО» - ЭТО ВАМ НЕ ПРОГРАММА «ВРЕМЯ» С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ЗАСТАВКАМИ...», - говорит Павел Каспаров, директор студии «Утро». Российская газета (1 июля 1994). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  77. Жанна Булгакова. Текст от 28 сентября 2018 года. Facebook (28 сентября 2018).
  78. ХРОНИКА заседания Государственной Думы 13 мая 1994 года. Председательствует Председатель Государственной Думы И. П. Рыбкин. Государственная дума РФ (13 мая 1994). — «В эфир идут материалы самых разных жанров. В утренних выпусках "Новостей" в 9 и в 12 часов даются, как правило, устные сообщения: в 9 часов - анонс (вы это хорошо знаете) и в 12 часов - краткое сообщение о начале работы палаты. Выпуски "Новостей" в 15 часов обычно даются в виде сюжетов об утреннем заседании парламента, а в "Новостях" в 18 часов - информация о продолжении его рабочего дня. Краткая информация о работе Госдумы находит отражение в итоговом выпуске "Новостей" в 00 часов. <...> В текущем году в программе "Утро" вышло более 20 интервью корреспондентов ИТА с депутатами. Среди них - руководители палат, а также депутаты». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 10 сентября 2019 года.
  79. КАЛЕНДАРЬ. Я пью за своё. Московские новости (7 октября 2003).
  80. ТВ-неделя. Соловьёвская песнь. Культура (17 февраля 2005). — «"Ушли" "Итоги" с НТВ в 2001 году, и доживали они свой век на злосчастном канале ТВС». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  81. Программа передач на 11-12 января 1992 года. Дата обращения: 18 декабря 2019. Архивировано 18 декабря 2019 года.
  82. Программа передач на 18-19 января 1992 года. Дата обращения: 18 декабря 2019. Архивировано 18 декабря 2019 года.
  83. Телепрограмма на 19 сентября 1993 года. 7 дней. — «1 канал Останкино 21:55 Реклама 22:00 „Итоги“ 22:45 „Спортивный уик-энд“». Дата обращения: 18 декабря 2019. Архивировано 18 декабря 2019 года.
  84. Программа передач на 26 сентября 1993 года. Дата обращения: 18 декабря 2019. Архивировано 18 декабря 2019 года.
  85. Телепрограмма на 31 октября 1993 года. 7 дней. Дата обращения: 18 декабря 2019. Архивировано 18 декабря 2019 года.
  86. Телепрограмма на 7 ноября 1993 года. 7 дней. Дата обращения: 18 декабря 2019. Архивировано 18 декабря 2019 года.
  87. Телепрограмма с 9 по 10 апреля 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 5 января 2020. Архивировано 28 января 2022 года.
  88. Телепрограмма с 16 по 17 апреля 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 5 января 2020. Архивировано 28 января 2022 года.
  89. Телепрограмма с 29 по 30 октября 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 5 января 2020. Архивировано 28 января 2022 года.
  90. Телепрограмма с 5 по 6 ноября 1994 года. 7 дней. Дата обращения: 5 января 2020. Архивировано 28 января 2022 года.
  91. 1 2 СКАНДАЛ. 1 апреля: верить ли "Новостям"?. Аргументы и факты (29 марта 1995). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 14 августа 2018 года.
  92. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Программа "Время" - время перемен. Аргументы и факты (23 мая 1995). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 14 августа 2018 года.
  93. "Останкино": попечители и потребители. Российская газета (1 апреля 1995). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 17 ноября 2021 года.
  94. Их профессия - новости. Новые Известия (7 апреля 1999).
  95. Общественное российское телевидение. Координаты. ОРТ (2 апреля 2002).
  96. ОРТ начинает вещание. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Коммерсантъ (1 апреля 1995). Дата обращения: 31 марта 2019. Архивировано 31 марта 2019 года.
  97. Каналы, выходящие из «Останкино», прекращают вещание. Расцвет российских СМИ (1 октября 1993). Дата обращения: 31 марта 2019. Архивировано 5 марта 2019 года.
  98. Вера Челищева. Пороки в своём отечестве // Новая газета. — 2021. — № 51. — С. 14—27.
  99. «На государственном ТВ сегодня работать неприлично!», — утверждает, покидая «Останкино», Олег Добродеев. Независимая газета (14 августа 1993). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  100. Корпорация. Точилин Олег Константинович. ТВ-6 (6 января 2002).
  101. Евгений Киселёв. Сейчас, увы, о грустном. Facebook (28 февраля 2020).
  102. Не стало легенды отечественного телевидения Олега Точилина. Общественное телевидение России (25 февраля 2020). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  103. Телекомпания ЦЕНТР 1991 — 1992 гг, похищение журналиста Дмитрия Буевича. YouTube (17 ноября 2019). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  104. Посвящается всем, всем, всем... и Телекомпании "ЦЕНТР". YouTube (29 июня 2011). — «Телекомпания "Центр" 1994-1995 г., Останкино телецентр, г. Москва, ул. Королёва 19». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  105. Дмитрий Буевич. Деловой квартал. — «...работал корреспондентом молодёжной редакции первого общенационального канала телекомпании "Останкино"». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  106. 1 2 Лапина Елена Владимировна. Rusperson.
  107. 1 2 Наши авторы. — Искусство кино, август 2002. — «Собакарь Наталья Сергеевна — сценарист, режиссёр. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа, ВКСР... С 1992 по 2001 г. работала режиссёром на Первом и Шестом телеканалах».
  108. Телепрограмма на 20 мая 1993 года. ТВ-Ревю. — «Останкино-1 1:30 "100°C". Журналистское расследование. Сенсационная передача, подготовленная молодыми журналистами». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 25 сентября 2021 года.
  109. Андрей Мальгин. Расследования и разоблачения. Кто такая Марина Юденич. Архив интроверта (31 августа 2017). — «Новые друзья порекомендовали ее руководству телекомпании "Останкино". Там как раз новый руководитель – Егор Яковлев – создавал некую специальную структуру для молодых репортеров (назвали ее телекомпания "Центр", ничего общего с нынешним ТВЦ), и Марина с некоторыми другими радиожурналистами перешла туда. Им поручили делать две передачи – по утрам они лепили некие "негосударственные новости", а по вечерам показывали журналистские расследования в передаче "100 градусов по Цельсию". Что это были за расследования, ясно из названия – сейчас в таком же примерно ключе работает программа "Максимум" на НТВ. Проститутки, дети-калеки, талантливые карлики и все такое. Передача продержалась недолго – ее закрыл другой Яковлев, Александр, на некоторое время пришедший к руководству Центральным телевидением». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 7 октября 2021 года.
  110. Марина Юденич: "Интернет – это аптека, забитая лекарствами, но без продавца". Комсомольская правда (23 сентября 2019). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 7 октября 2021 года.
  111. Tsentr. OSA Archivum (ноябрь 1992). — «00:42-03:05 — В прошлую субботу программе "Центр" исполнился ровно год. 17 ноября 1991 года на Орбитах после выпуска "Новостей" в 21 час 40 минут под шапкой "Центра" в эфир вышло ток-шоу. К сожалению, зрители московского региона так и не смогли его увидеть. По распоряжению одного из телевизионных начальников программа была снята с эфира. Но это было более чем досадное недоразумение. В декабре вышел в эфир первый выпуск "Центра", где были представлены рубрики, составившие ядро программы. <...> С февраля "Центр" получил постоянное время в эфире: в субботу, в половине одиннадцатого утра...». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  112. Tsentr. Osa Archivum (ноябрь 1992). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  113. МНОГОРАЗОВАЯ ЖИЗНЬ. МК-Бульвар (14 июля 2003). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 7 октября 2021 года.
  114. Сергей Муратов. ТВ – эволюция нетерпимости. — 2001. — «В 1992 году руководство "Останкино" решило пойти навстречу критикам. Фильм Параджанова "Ашик-Кериб" поставили в сетку чуть ли не в восемь вечера. (Сами критики, конечно бы, возразили против подобной крайности). В тот же день, где-то около полуночи, состоялась премьера развлекательно-криминальной рубрики "100 градусов по Цельсию" – И что же? "Ашик-Кериб" набрал лишь 8% зрителей. В самое рейтинговое время на первом канале! Это был грандиозный провал. А "100 градусов" (они рекламировались до этого всю неделю) набрали четверть аудитории, несмотря на ночное время. Что же получается? Публика хочет смотреть развлекательный криминал, а замечательное произведение искусства смотреть не желает. Все стало ясно руководству о телекритиках, – страшно далеки они от народа! Как ясно и то, чего хочет публика. Массовые коммуникации должны обслуживать массовые вкусы аудитории».
  115. Телепрограмма на 14 апреля 1993 года. ТВ-Ревю. — «Останкино-1 1:00 "100°C". Журналистское расследование». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  116. Владимир Гречанинов. Автограф по субботам, 1993. YouTube (12 января 2017). — «Вот такие смешные музыкальные программы можно было делать даже на 1-ом канале в самом начале 90-х. Замечательное было время, жаль, продолжалось оно очень недолго. Памяти Яши Каллера, который был, спасибо ему, продюсером этой программы. Время было интересное - с камерами была проблема, с операторами тоже, монтажные стоили целое состояние, монтажеры беспробудно пили, а бетакамовских кассет не было вовсе». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  117. Премьера фильма "Поминальный репортаж". Телекомпания "Центр" почтила память погибших коллег. Коммерсантъ (20 ноября 1993). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 24 октября 2021 года.
  118. Телепрограмма с 4 по 5 октября 1994 года. 7 дней. — «РТР 11:30 "С той памятной ночи..." <...> 19:15 "С той памятной ночи..."». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 24 октября 2021 года.
  119. Марина Юденич. Операция «мордой в снег». Двенадцать лет спустя. LiveJournal (2 декабря 2006). — «Но острожный Непомнящий, тогдашний шеф ИТА, принял соломоново решение, сюжет оставили до 23.00, когда вместо выпуска новостей выходила программа Nota bene, которую делали мои ребята, независимая продюсерская группа "Центр". "Мои" - в том смысле, что телерадиокомпанию "Центр" (не путать с ТВЦ!) в 91-м создали молодые выпускники и студенты журфака МГУ, а Е. Яковлев выпустил в эфир с программами "Негосударственные новости" и "100° по С". Я пришла в команду в конце 92-го, вела программу "Центр", потом была ее руководителем, потом придумала и запустила информационно-аналитическую "Nota bene". Потом ушла в АП, и Nota шла уже без меня, ежедневно, как информационный итог дня. В общем, решение Бориса Вениаминовича, было верхом политкорректности, а вернее - извечного телевизионного лавирования». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
  120. Марина Юденич. Программа "Nota bene" (Первый канал) 2 декабря 1994. YouTube (31 января 2007). — «Единственное немедленное объяснение операции "мордой в снег" в федеральных СМИ». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  121. Павел Пчёлкин. Первый канал (14 мая 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  122. Телепрограмма на 16 сентября 1994 года (первая версия). ТВ ПАРК. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  123. Телепрограмма на 16 сентября 1994 года (первая версия). 7 дней. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  124. Конфликт в ГТРК "Останкино". "Усталых джентльменов" заменил советский фильм. Коммерсантъ (8 октября 1994). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
  125. 100 gradusov po Tsel'siiu. OSA Archivum (14 апреля 1993). — «Contributors: Sychev, Dmitrii (Anchor)». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  126. «Культура» до еврейского телевидения доведет. Jewish.ru (2 декабря 2005). — «После двух лет работы на телеканале “Останкино”, мне не хотелось больше заниматься политикой. Я продюсировал там программу “Центр”, негосударственные новости и скандально известную программу “Сто градусов по Цельсию”. Но мне все это изрядно надоело. Хотелось заниматься чем-то вечным и просветительским». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 26 октября 2021 года.
  127. Психологические этюды Марины Юденич. Московский комсомолец (28 декабря 2000). — «На Первом канале возникла независимая телекомпания “Центр” и вышла одноименная программа — эксперимент Егора Яковлева: несколько молодых людей пришли к нему с идеей выпуска негосударственных новостей. По сути это была первая попытка делать “новости с человеческим лицом”. Она удалась. И мы беззаботно существовали до восшествия в “Останкино” Александра Николаевича Яковлева, который снял программу с эфира. Не могу сказать, что А.Н. обошелся с нами как-то очень уж скверно: он принимал нас в своем огромном кабинете, выслушивал, случалось даже, поил чаем, но эфирного времени не давал. Программы не выходили, рекламные поступления прекратились».
  128. Марианна Максимовская: "Временно исполняю обязанности вечерней телезвезды". Комсомольская правда (21 августа 1998). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  129. Ничего личного. Заместитель гендиректора канала НТВ Александр Герасимов убежден, что «с телевизионной каторги возможен только побег или расстрел». Новые известия (11 июня 2004). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 4 марта 2016 года.
  130. Современная пропаганда более агрессивная. Рамблер (29 января 2018). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  131. СЕМЬЯ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ. Профиль (28 августа 2000).
  132. Владимир Шубин. Владимир Лусканов: "Журналисту без войны адреналина хватает". — Литературная газета, 20 октября 1999. — «Начинал в программе "Время". В его послужном списке репортажи из Приднестровья, Южной Осетии, Грузии, Абхазии, Чечни. Последние два года Лусканов работает в новом качестве - комментатором на НТВ. Редактирует военные материалы своих коллег, решает, что пускать в эфир, а что нет. <...> Иногда в Чечне работало до 6 наших съемочных групп - это 30-35 человек, но после известного похищения Елены Масюк мы сократили свое присутствие в Чечне до минимума».
  133. Лусканов Владимир. Телеобъектив.
  134. Евгений Киселёв. Новости — действительно наша профессия. Первые три года самые сложные. Панегирик. Итоги (8 октября 1996).
  135. Евгений Киселёв. Плохие новости. Газета.ру (2 мая 2006). — «Морально мы готовы были ждать очень долго — так хотелось уйти с опостылевшего государственного телевидения в настоящую независимую журналистику». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
  136. Смотрим телевизор. Десятилетие "НТВ". Радио Свобода (6 октября 2003). — «Такое телевидение надо было журналистам, которые, как вы знаете, в массовом порядке уходили с Останкино, чтобы присоединиться к малопонятной компании - это теперь может казаться, что ну, конечно, "НТВ" дело бы верное, и так далее. Ничего подобного в 1993-м году в помине не было. Это была чистая авантюра. И люди, которые уходили из Останкино к нам, безусловно, многим рисковали». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 8 декабря 2021 года.
  137. Реформа информационного вещания ОРТ. Первый канал ожидает новая революция — информационная. Коммерсантъ (20 января 1996). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 2 января 2019 года.
  138. "Ниже падать уже некуда". Коммерсантъ-Власть (13 октября 2003). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 17 февраля 2022 года.
  139. Моё НТВ. Откровения Татьяны Митковой. НТВ (10 октября 2013). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  140. Приёмные дети Беллы Курковой. К вопросу о приватизации электронных средств массовой информации. Советская Россия (28 сентября 1993). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 17 января 2020 года.
  141. Владимир КАРА-МУРЗА: потомок Чинхгисхана и свидетель века. Антенна-Телесемь (4 мая 2000).
  142. ВЕРА, СВОБОДА, TV. Огонёк (13 октября 2003).
  143. Десять лет НТВ — всё не так, ребята. Русский курьер (13 октября 2003). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 16 февраля 2022 года.
  144. МУЖ & ЖЕНА. Московский комсомолец (25 ноября 1999). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  145. ТВС продолжают хоронить. Независимая газета (19 июня 2003). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 30 июня 2015 года.
  146. Владимир КАРА-МУРЗА: ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЦЕНЗУРЫ ПОБУДИЛИ ОСНОВАТЬ НТВ. Новая газета (24 февраля 2005).
  147. ВОЗВРАТ МОНЕТЫ. МК-Бульвар (17 июня 2002). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 3 мая 2018 года.
  148. Новости — наша профессия. 20 лет НТВ. Сноб (15 июля 2013). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 21 января 2021 года.
  149. Эдуард Сагалаев. Когда журналисты были свободны. Документальный телевизионный роман. — М.. — Эксмо, 2021. — 268 с. — ISBN 978-5-04-119020-0. — «Их было очень много — крутых, молодых, совершенно не вписывавшихся в советскую сетку вещания ТВ молодых журналистов. Я приглашал их работать на ТВ-6 — фактически в никуда. Они не знали, что это за канал. Они не видели ещё ни одного его выпуска — но они шли. Однажды меня спросили: "А как Вы их убеждали? Ведь Вы же не могли пообещать огромные зарплаты?". Не мог и не обещал. Я обещал кураж... А здесь каждый из нас все вместе делали своё телевидение. Оно было наше»
  150. Праздник со слезами на глазах. Известия (11 октября 2003). — «И мы еще споем. И они действительно споют, звезды канала, специально написанную к юбилею песенку, по строчке на брата (сестру), как в начале 90-х спели звезды Гостелерадио песню про улыбку, которая, без сомнения, вдруг коснется наших глаз. Спели и вскоре разбрелись по разным каналам, возникшим на обломках советского телевизионного самовластья». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  151. Об убийстве Влада Листьева. Взгляд со стороны. Официальный сайт телевизионного режиссёра Петра Соседова. — «Однако хочу подчеркнуть, что у сотрудников центрального телеканала - а это сотни и сотни профессиональных телевизионщиков, уволенных из телекомпании Останкино в связи с созданием ОРТ, - не было иллюзий по поводу того, по чьей вине они были выброшены на улицу. Виновником массовых увольнений был, конечно же, Владислав Листьев. Половину своей телекарьеры я проработал на первой кнопке... Один из губернаторов, боясь проиграть грядущие выборы, готов был выложить солидные деньги за приглашение в ТП "Москва Кремль"».
  152. Панорама. Эфир 02.01.1994 (1994). YouTube (3 января 2020). — «Еженедельная воскресная информационная программа. С основными событиями недели телезрителей знакомит ведущий Владимир Сухой. <...> Автор сценария - Владимир Сухой. Ведущий - Владимир Сухой». Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  153. Новые черты обретала радиопублицистика.. Дата обращения: 22 мая 2017. Архивировано 9 мая 2017 года.
  154. Chelovek i zakon. OSA Catalogue (10 сентября 1993). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  155. Ну-ка, включи камеру!. Культура (18 марта 1995). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  156. В эфире - документальный детектив. Новые Известия (19 апреля 2002). — «Лет семь тому назад ведущий в то время программу 1-го канала "Человек и закон" тележурналист Юрий Краузе в поисках разнообразия форм и материалов своей передачи задумал обратиться к показу в рамках программы наиболее значимых и ярких документальных фильмов, тематика которых соответствовала, естественно, направленности его программы». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  157. ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СТРОГОГО РЕЖИМА. Российская газета (24 февраля 1995). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  158. Чтобы не попасть в ловушку. Российская газета (26 августа 1995). — «На канале ТВ-6 появилась передача "Дорожный патруль", название которой говорит само за себя. Есть передачи, которые когда-то представляли собой рубрики тележурнала "Человек и закон". Сюжеты "По сводкам МВД” мы готовили совместно со структурой, которая существовала в Министерстве внутренних дел». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  159. Ольвар КАКУЧАЯ: «МЫ ПЕРЕЛОМИЛИ С НИМ ХЛЕБ И ВЫПИЛИ ВОДКИ...». Российская газета (29 июля 1994). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 9 марта 2022 года.
  160. Александр СОЛЖЕНИЦЫН: "ТАКОЙ НАРОД ДОЛЖЕН НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ, но центральная власть обязана дать ему дорогу...". Российская газета (19 августа 1994). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  161. ИМЯ REN. The New Times (26 декабря 2011). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  162. Алексей Пиманов: В первую очередь, я – режиссер. Автомобили.ру (17 июня 2016). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  163. Ведущий программы Алексей Пиманов: «Чтобы вернуть «Человек и закон» с того света, взял кредит в 100 тысяч долларов». Известный телеведущий и продюсер — про бандитские разборки, новые фильмы и морковку перед глазами. Комсомольская правда (16 мая 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  164. Владимир Гречанинов. Загадка СБ. Спрут. YouTube (19 мая 2016). — «6:48 — САН-ТВ совместно с АСС-ТВ и Департаментом налоговой полиции РФ © 1995 по заказу ОРТ». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  165. Старые названия новых передач. Красная звезда (13 февраля 1998). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 31 июля 2019 года.
  166. Алексей ПИМАНОВ, генеральный директор телекомпании РТС, ведущий программы "Человек и закон": "Империи могут рушиться, но Хрюша должен появиться в 20.45". Новая газета (26 октября 1998). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  167. Интервью. Алексей Пиманов. Эхо Москвы (5 августа 2001). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 4 февраля 2018 года.
  168. Мы начали с покушения на Брежнева. Алексей Пиманов: "Наш жанр без «слива» невозможен". Вечерняя Москва (17 февраля 2005). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 сентября 2019 года.
  169. История имени. Останкино (14 сентября 2008).
  170. МЫЛЬНАЯ ОПЕРА ПО-РУССКИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. "МЕЛОЧИ ЖИЗНИ" СНОВА ВЫХОДЯТ НА ТЕЛЕЭКРАН. Российская газета (9 сентября 1994). Дата обращения: 30 ноября 2021. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  171. Как добиться успеха. Как стать предприимчивым и богатым (1992). YouTube (30 сентября 2019). — «Студия лит-худ программ ТРК "Останкино", 1992. <...> Ведущий — Сергей Полянский». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  172. Как добиться успеха. Как приобрести друзей (1992). YouTube (22 сентября 2019). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  173. Автограф по субботам. Кинодраматург Виктор Мережко (1993). YouTube (11 октября 2020). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  174. Автограф по субботам. Закулисье Веры Алентовой (1993). YouTube (16 февраля 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  175. 1 2 Реорганизация на 1 канале "Останкино". Коммерсантъ (24 февраля 1995). — «Невозможно было терпеть далее качество программ "Останкино". <...> После 21.40 зрительскую аудиторию 1-й канал не удерживает. Вечерний эфир "Останкино" вместо фильмов транслирует программы, растолковывающие правительственную точку зрения, — "Из первых рук", "За кремлевской стеной", "Nota Bene"». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  176. “МИСС ПРЕССА-94″: БЫЛОЕ И ДУМЫ. Новый взгляд (21 мая 1994). — «Мидхат ШИЛОВ, директор студии литературно-художественных программ РГТРК “Останкино”». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  177. День за днём. 30 декабря 1993 года. Российская газета, Ельцин Центр (30 декабря 1993). — «О планах студии литературно-художественных программ РГТРК "Останкино" рассказывает ее директор Мидхат Шилов». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  178. Телехранитель. 20-летие ВГТРК. Эхо Москвы (15 мая 2011). — «Сейчас 20 лет ВГТРК подается как юбилей "Вестей", а где то же ТПО "Арена"... и ТПО "Лад", на основе которого был создан канал "Культура"? А тогда в "Лад" пришли лучшие люди из литдрамы ЦТ, уходили в отпуска, на больничный, чтобы только делать высокохудожественные программы». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  179. Владислав Муштаев. Повесть о забывчивой памяти. — Повесть издана изд. "Новый ключ", М., 2000 г.. — «...узнав все эти ошеломляющие новости, спешил на пятый этаж, где разместилась студия “ЛАД” и где с нетерпением ждали меня мои друзья, с которыми вместе перешли с Центрального телевидения на ВГТРК.».
  180. Конкуренция и "Останкино". Красная звезда (14 мая 1994). — «Если судить по публикациям в прессе, может сложиться впечатление, что только НТВ, ТВ 6, телеканал "Россия" показывают хорошее кино. Между тем жесткая конкуренция вынудила и первый канал покупать добротные фильмы и не в меньшем количестве».
  181. ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Официальный сайт телевизионного режиссёра Петра Соседова.
  182. Караул, "Панораму" режут!. Российская газета (22 апреля 1994). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
  183. Виктор Мережко между Вологдой и Рязанью. Российская газета (15 июля 1994). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  184. "Кинопанорама" без эпатажа. Культура (9 мая 1992). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  185. «ТАЙНА БИЛЛА КОСБИ» И ДРУГИЕ СЕРИАЛЫ «КОЛАМБИИ ПИКЧЕРС». Российская газета (19 августа 1994). — «"Коламбия пикчерс" — американская кинокомпания, входящая в пятерку крупнейших, за последние без малого два года стала вполне привычным гостем нашего домашнего экрана. В будущем году многие телезрители, похоже, будут субботние и воскресные вечера коротать в обществе "Коламбии". Рассказывает директор Студии кинопрограмм Российской государственной телекомпании "Останкино" Владимир ШМАКОВ». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  186. Владимир Шмаков. Международная академия телевидения и радио (IATR) (2 марта 2009). — «Именно в эти годы зрители 1 канала познакомились с первыми "мыльными операми" "Богатые тоже плачут", "Просто Мария", "Дикая роза". Более взыскательный зритель увидел в те годы на 1 канале лучшие фильмы производства "Коламбии Пикчерз", знаменитые телесериалы "Твин Пикс", "Возвращение в Эдем" и многие другие». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  187. ПРОДЮСЕРА НИКТО НЕ ЗНАЕТ. Владилен Арсеньев: от "Бригады" я отказался. Вечерняя Москва. Дата обращения: 23 сентября 2019. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  188. Владилен Арсеньев: "Медиа-МОСТ" получил "китайское предупреждение". Теле-Спутник (1 июня 2000). Дата обращения: 8 апреля 2019. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  189. Что я думаю о современном TV. Записки телережиссёра. Официальный сайт телевизионного режиссёра Петра Соседова.
  190. Плохие новости на НТВ раньше читали только некрасивые люди. Экспресс-газета (2 декабря 2018). — «А Малашенко пригласил меня [Владилена Арсеньева], я тогда работал в "Останкино" главным редактором кинопрограмм. Ведь кроме новостей у новой команды ничего не было! Пришлось "рисовать" НТВ с нуля, придумывать все подряд...». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  191. "Моё кино": очередь на исповедь. Российская газета (12 августа 1995). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  192. Виктор Мережко: "Дочь просила меня быть не слишком откровенным". Вечерняя Москва. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 20 сентября 2019 года.
  193. ТВ-VI претендует на ТВ-6. Итоги (7 марта 2002). — «Я ведь имею самое прямое отношение к рождению этого канала. Получал на него лицензию, хотя оформлена она была на Эдуарда Сагалаева. После ухода сагалаевской команды меня хорошо приняла команда Киселёва, я вел свою программу, и мне там работалось вполне комфортно. Я допускаю, что команда Киселёва может не получить лицензию, и в таком случае я являюсь своеобразным гарантом сохранения творческой, менеджерской и технической команды ТВ-6. Там классные операторы, монтажеры, звуковики. Если их сейчас "разгребут", никто их вместе уже не соберет. Я эти команды хорошо знаю, и первую, и вторую... И бывших работников, в том числе тех, кто был вынужден уйти с канала и сейчас без работы, и ту часть киселёвской команды, которая может оказаться не у дел». Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 28 августа 2021 года.
  194. БИОГРАФИЯ. Александр Олейников: продюсер, телеведущий, режиссер, сценарист. 7 дней. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 14 июля 2019 года.
  195. «Возрождение русской культуры пытался пресечь КГБ». Её спасали Листьев и Черномырдин. Как «Играй, гармонь!» продержалась на телевидении 35 лет?. Lenta.ru (9 марта 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  196. Указ Президента РФ от 06.01.1994 N 38 "О присвоении почетных званий Российской Федерации творческим работникам" (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 апреля 2018. Архивировано 4 апреля 2018 года.
  197. Телемемуары. YouTube (18 июля 2018). — «Студия музыкальных и развлекательных программ Телерадиокомпании "Останкино" совместно со студией "Ната-фильм-видео". Режиссёр - Григорий Львов; Оператор - Вадим Ропейко». Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 17 февраля 2022 года.
  198. "Аншлаг" решил уйти. Российская газета (15 апреля 1994). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  199. ЛАПИНА Елена Владимировна. Лабиринт (28 августа 2001). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 21 сентября 2021 года.
  200. 1 2 Почему ушел из жизни Куржиямский. Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  201. "Голубой огонек" готовят предприниматели. "ЛИС`C" и "Премьер СВ" обещают ностальгическое шоу. Коммерсантъ (23 октября 1993). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  202. НОВОГОДНИЙ "ОГОНЕК". Четыре недели в бреду. Аргументы и факты (30 ноября 1993). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  203. Организация РЕДАКЦИЯ ТЕЛЕПРОГРАММЫ "ЛИРА". Организации России. — «Руководитель: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР БУЙНОВ АРКАДИЙ Николаевич». Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  204. Перераспределение эфира. Новый взгляд (23 апреля 1996). Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 8 января 2022 года.
  205. Лидия Фролова. Иван Демидов: очки должны быть чёрными, пресса — жёлтой, а музыка — красивой. — Комсомольская правда, 24 января 1997. — «— ...Надо сказать, что молодые ведущие ТВ-6 стали явлением в телевизионном мире. Ни один телеканал не может похвастаться таким количеством молодых и талантливых лиц. Как вы их выбирали?
    —...Передо мной как директором канала с самого начала встал вопрос: перекупать "звёзд" или растить своих. Я выбрал второе. Могу объяснить, почему. Перекупать — не такой большой выбор. Своих растить значительно сложнее, но благороднее... По последним социологическим данным, основной зритель канала у нас пребывает в возрасте от 20 до 35 лет...
    —...А теперь за вами на ТВ-6 перекочевал и "Музобоз"...».
  206. СЕКРЕТ и другие секреты НИКОЛАЯ ФОМЕНКО. Теленеделя (март 1995). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  207. ...До 16 и старше. МОСТ. Евгений Осин, Ефрем Амирамов (1992). YouTube (6 июля 2018). — «Студия детских и юношеских программ ТРК “Останкино”, 1992 год. Автор сюжета - Ольга Бигильдинская, Тигран Бежанов, Михаил Вайнберг, Наталья Копылова, Елена Лапина, Михаил Огородников, Наталья Собакарь, Ирина Слабко, Тамара Трапезникова». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  208. Most. OSA Archivum (1992). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  209. Режиссер Наталия Боцман рассказала Премии "На Благо Мира" историю создания "Свидетельства о любви". На благо мира (5 декабря 2018). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  210. Любимое дело, профессия. VK. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  211. Tin-tonik. OSA Archivum (1993). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  212. Tin-tonik. OSA Archivum (30 декабря 1993). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  213. Екатерина Миль. Институт современной журналистики. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 22 октября 2021 года.
  214. Марафон-15. О компании "Вимм-Билль-Данн", производстве шелка, клипы "Рок-Острова", "Кар-Мэн" (1994). YouTube (17 сентября 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  215. Марафон-15. День святого Валентина (1993). YouTube (13 февраля 2019). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 10 ноября 2021 года.
  216. «Марафон-15»: За что мы любили Сергея Супонева, Жору Галустьяна и Лесю Башеву. Вспоминаем лучшую детскую программу советского телевидения. Комсомольская правда (14 декабря 2011). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  217. Тот самый Жора Галустьян из «Марафона-15»: «Я счастливый муж и отец четверых детей». Teleprogramma.pro разыскал ведущего легендарной советской программы для подростков. Телепрограмма (18 сентября 2018). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  218. Виктор Кряковцев: «Моё любимое дело — детское телевидение». Радость моя (21 сентября 2011). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  219. Кряковцев Виктор Михайлович. Академия российского телевидения. — «На телевидении с 1992 г. Сначала в Детской редакции ЦТ, затем, в телекомпании "КЛАСС!". Как автор и ведущий принимал участие в проектах: "Х+Y=", "Успех", "Компьютер-Холл", "Кактус и К", "Классная компания" (ОРТ)». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 26 сентября 2021 года.
  220. Пока у вас все дома. Исполнилось пять лет телепередаче "Пока все дома". Новая газета (16 марта 1998). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  221. И наконец, кто это "мы"?. Класс! (1 сентября 2001). Архивировано 1 сентября 2001 года.
  222. А. Балашова — Кто есть кто на российском телевидении — 2001. Дата обращения: 14 декабря 2019. Архивировано 14 декабря 2019 года.
  223. Фокус перед камерой. Российская газета (4 июля 1997). — «Дело в том, что "Класс" вполне обеспечивает детское вещание на канале ОРТ. На всех остальных телеканалах, исключая РТР, детского вещания нет вовсе. <...> Исторически сложилось так: была детская редакция телевидения "Останкино", и почти автоматически она перебралась на ОРТ. Но у всякой телекомпании есть предел, дальше которого она не может развиваться». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 21 января 2022 года.
  224. Монитор. "Класс" покажет класс. Красная звезда (28 сентября 1996). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  225. Класс, лишенный привилегий. Российская газета (12 марта 1999). Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 5 января 2022 года.
  226. Тигран Бежанов. Showreel. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 26 февраля 2020 года.
  227. Анна Лошак: я люблю фриков. ТВ ПАРК (17 марта 2006). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  228. «До 16 и старше»: молодёжные программы 80-х и начала 90-х. DTF (2 апреля 2020). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  229. Диалог о СМИ для детей и подростков. Юношеская газета (1 марта 2003). — «Скажи, ты помнишь, как выглядят ведущие „Башни“ или „До 16 и старше“? ... Другие ребята стали журналистами на множестве каналов отечественного телевидения: РТР, Рен-ТВ…». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  230. Путину ставлю неуд. Андрей Разбаш: "На вдове Листьева я женился по расчету". Вечерняя Москва (15 апреля 2005). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  231. Умер Андрей Разбаш. Первый канал (23 июля 2006). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  232. Александр Пономарев: "Я бы ушел в любом случае". Время новостей (18 апреля 2001). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 сентября 2021 года.
  233. Александр Сергеевич Пономарёв. Генеральный директор телерадиокомпании «Культура». Культура (21 марта 2003).
  234. Руки прочь!. Культура (22 мая 1993). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  235. О компании. АТВ. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  236. Кира Прошутинская. Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 15 декабря 2019 года.
  237. В мире животных. Скульптор-анималист А.Марц и дрессировщики Л. и Б.Федотовы (1993). Гостелерадиофонд. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  238. Гостелерадиофонд. Ныне (1992). YouTube (21 января 2019). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  239. Гостелерадиофонд. Ныне. Сакральные цивилизации (1994). YouTube (8 февраля 2020). — «Студия науч-поп. и обр. программ 1994. Автор сценария - Гейдар Джемаль. Режиссер - Нелли Шевченко. Оператор - Александр Ершов. Ведущий - Андрей Писарев (ведущий цикла). Ведущий - Гейдар Джемаль». Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  240. Николай Державин: Мы — свидетели благодатных перемен. Православие и мир (15 мая 2012). Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 21 декабря 2021 года.
  241. Я - женщина. О сестрах милосердия, творчество Ирины Меркиной, интервью с Ириной Алферовой (1994). YouTube (5 апреля 2021). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  242. Я - женщина. О кинофестивале "Женский мир" в Набережных Челнах (1994). YouTube (4 апреля 2021). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  243. О женщинах, которые работают в милиции (1994). YouTube (3 апреля 2021). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  244. ЗАО «АССОЦИАЦИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ АСС-ТВ». Дата обращения: 16 декабря 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.
  245. Сергей Фомин. Лев Николаев: "Мысль вообще не сильно стареет...". — Литературная газета, 15 сентября 1999.
  246. Российская московская государственная телерадиокомпания «Москва». Дата обращения: 7 мая 2020. Архивировано 5 февраля 2022 года.
  247. РЕПОРТАЖ: 10-летие "Русского дома" отпраздновали в театре. Звучали бурные овации и молитвы об избавлении от "красной и голубой магии". Портал-Credo.ru (21 октября 2002). — «...в октябре 1992 г. "Русский дом" прочно обосновался в эфире 3-го канала (вернее, той его части, которая в промежутках вещания канала "2x2" доставалась телекомпании "Москва")». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  248. №18 / Вместе у телевизора. Еженедельный журнал (18 июня 2003).
  249. Георгий Сурков: «Оказывается, это я испортил праздник советскому народу». К спорту! (июнь 1995). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 августа 2018 года.
  250. Приз "Известий". О проведении в Москве XXVI традиционного турнира по хоккею с шайбой (1993). YouTube (25 ноября 2020). — «О проведении в Москве XXVI традиционного турнира по хоккею с шайбой на приз газеты "Известия". Ведущий - Владимир Перетурин. Студия спортивных программ, 1993». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  251. Звонок в редакцию телепрограмм. Вокруг мяча. Красная звезда (17 октября 1992). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  252. Спорт-шанс. Федерация тхэквондо ВТФ России в Сеуле и репортаж о клубе "Витязь" (1994). YouTube (16 января 2019). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  253. РЕЙТИНГ ТЕЛЕНЕДЕЛИ. При наличии отсутствия событий. Аргументы и факты (21 декабря 1993). Дата обращения: 27 января 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  254. Виктор Гусев: «Олимпиада — слишком серьезные соревнования, чтобы рисковать». Glamour (22 февраля 2014).
  255. Реклама как двигатель регресса спортивного ТВ. Радио Свобода (10 апреля 2006). — «Помню, как в 1993 году спортивную редакцию Гостелерадио СССР сурово наказали за... появление во время игры "бегущей строки", рекомендовавшей лучшие мастерские, где можно отремонтировать то ли "Жигули", то ли "Москвичи"». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 24 октября 2021 года.
  256. О церемонии открытия Игр. Радио Свобода (15 августа 2004). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  257. «Уимблдон» купили за 10к долларов, а «Ролан Гаррос» показывали после речей Собчака. Так теннис появился на ТВ. Sports.ru (24 апреля 2019). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  258. Когда-то Первый канал показывал ЛЧ. Sports.ru (29 декабря 2017). Дата обращения: 27 января 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  259. Лигу чемпионов увидят немногие, но Виталию Мутко нет до этого дела. Радио Свобода (28 августа 2006). — «...Клубы к правам на трансляции игр Лиги чемпионов никакого отношения не имеют. Их покупают телекомпании, причем делают это заблаговременно. Так всегда было с 1992 года, когда их сначала купило „Останкино”, затем ОРТ, затем НТВ, и вот теперь НТВ-ПЛЮС». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  260. Как в 90-х показывали хоккей на ТВ: финал Кубка Стэнли с Буре шел на РТР, а у Первого не было денег на матчи сборной. Sports.ru (3 июля 2020). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  261. Спортивное телевидение. Сome back. Аркадий Ратнер. Воспоминания: 90-е годы - время перемен. Брали не количеством, а разнообразием. Часть четвертая. Спорт-уик-энд (24 июня 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  262. Мастер-класс Сергея Кононыхина. Высшая школа телевидения (23 марта 2011). Дата обращения: 31 марта 2019. Архивировано 31 марта 2019 года.
  263. КАК ЦСКА "ЖЕНИЛИ" НА ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ. Спорт-Экспресс (14 сентября 2016). Дата обращения: 31 марта 2019. Архивировано 31 марта 2019 года.
  264. Лужниковый период. Итоги (7 августа 2006). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  265. "Арену" отправляют НА БИРЖУ ТРУДА?. Комсомольская правда (14 сентября 1999). Дата обращения: 1 марта 2020. Архивировано 5 февраля 2022 года.
  266. 1 2 Аркадий Ратнер. Азарт и партизанщина спортивной рекламы. Почему ее появление вызвало негодование как болельщиков, так и функционеров. Спорт-уик-энд (13 августа 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  267. Толь Толич. Вечерняя Москва (22 апреля 2004). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  268. Программная политика телеканала. ОРТ (9 апреля 2002).
  269. Любить нельзя ненавидеть. Sports.ru (11 июля 2010). — «Останкинское гнездо было весьма нетребовательным к профессиональным качествам своих птенцов, работающих ныне на всех основных телеканалах страны. Собственно журналистике там и не учили. Нужно было знать не спорт, а политику спорта, не русский язык, а правила ударения в русском языке. В Останкине готовили не журналистов, а чтецов-декламаторов для спортивных новостей программы "Время". Конечно же, лучшие и талантливейшие вырастали и там, но скорее вопреки, чем благодаря системе. Что из себя представляет средний выпускник останкинской школы можно увидеть и сейчас – на канале РТР и, частично, на ОРТ. Впрочем, школа деградирует, и даже новостной выпуск ей уже не по силам, не то что аналитическая программа. Основы новой школы заложила спортредакция НТВ, где собрались лучшие из останкинцев, Анна Дмитриева, Алексей Бурков, чуть позже Владимир Маслаченко, где и возрос феномен Василия Уткина... Тем более, что его "Футбольный клуб" быстро отобрал всего профессионального футбольного болельщика у традиционно-останкинского "Футбольного обозрения" ОРТ». Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
  270. Аркадий Ратнер. ФУТБОЛ. ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Часть первая. Спортивное телевидение. Come back (Telegram) (26 мая 2021). — «Справедливости ради скажу: на месте "Останкино" могла оказаться компания РТР, которую создали годом раньше. Возглавлял ее Олег Попцов, в те годы энергичный, деятельный, стремившийся конкурентов во всем превзойти. В спорте сделать это было проще всего. И Александр Иваницкий, под чьим началом в Гостелерадио и "Останкино" я работал 17 лет, перешел в РТР и, не скупясь, покупал для своего канала лучшие трансляции из-за рубежа». Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года.
  271. Фильм «10 лет Плюс» (НТВ-ПЛЮС). Василий Соловьёв (1 сентября 2006). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  272. У болельщика еще на уме, у Орлова уже на языке. Комсомольская правда (25 февраля 1995). Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано 15 января 2022 года.
  273. Николай Попов. Как всё начиналось (25) (23 сентября 2019). — «Среди тех, кто поддерживал Александра Владимировича [Иваницкого] были Анна Дмитриева, Борис Гультяй, Сергей Ческидов, Алексей Бурков, Олег Жолобов, Владимир Перетурин. Я тоже входил в число сторонников Иваницкого и принимал участие в акциях в его поддержку. <...> Именно в том году ещё до путча, до развала СССР, было создано Российское телевидение, на которое благополучно перешла часть сотрудников спортивной редакции во главе с Иваницким». Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  274. «Канадец уложил Харламова — лицо разбито, майка разорвана. В следующем матче наши отомстили». Главный режиссер спорта в СССР. Спорт-Экспресс (23 апреля 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
  275. Ни "Колобка" вам, ни Сукачёва.... Российская газета (15 апреля 1994). — «Мощную атаку на главных конкурентов — "Останкино" и РТ — предпринимает НТВ в лице своей студии спортивных передач. Количество и качество подготовленных на студии программ весьма впечатляет. <...> Передачи, которые будет вести Евгений Майоров, продлятся до начала мирового первенства в Америке». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  276. Майоров у микрофона не «завязывал бантики». Спортивное телевидение. Сome back. Воспоминания. Часть вторая. Спорт-уик-энд (2 июня 2021). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
  277. Начало. Sports.ru (1 ноября 2011). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  278. Евгений Майоров всё выиграл в хоккее и стал большим комментатором. Он нашёл и воспитал Розанова. Sports.ru (16 апреля 2019). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 21 апреля 2019 года.
  279. Комментаторы. Аркадий Ратнер. Спортивный обозреватель. Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 16 февраля 2017 года.
  280. Секреты и правила большого спорта. Из воспоминаний бывалого комментатора. Независимая газета (3 июля 2013). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  281. Закодированный Плюс. Российская газета (14 февраля 1997). — «Лидирует спортивный канал. Он дает массу уникальных состязаний, в том числе — в прямом эфире. Здесь работают прекрасные спортивные журналисты — Бурков, Дмитриева, Маслаченко, Майоров, Кикнадзе, Метревели...». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 26 октября 2021 года.
  282. АО "МММ" - праздник футбола для всех!. Литературная газета (7 сентября 1994). — «Возьмем, к примеру, уважаемую "Комсомолку", публикующую аж на четверть полосы интервью с Федором Черенковым. Или весьма популярный в среде болельщиков "Спорт-экспресс", также не пожалевший места для рассказа о предстоящем и состоявшемся событии. Об "МММ" ни в "Комсомолке", ни в "Спорт-экспрессе" - ни слова. Равно как и в телерепортаже г-на Майорова - бесстрашный в прошлом хоккеист так и не отважился поведать миллионам зрителей о вкладе "МММ" в проведение матча». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 14 ноября 2021 года.
  283. СОРОК ДНЕЙ БЕЗ ФЕДОРА ЧЕРЕНКОВА. Sports.ru (12 ноября 2014). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
  284. 27 лет назад состоялся прощальный матч Федора Черенкова. Любимый футболист ушел под «Виват, король!». Sports.ru (23 августа 2021). — «6:56-7:09, запись эфира в статье: Благодарю режиссёра Раису Панину, а вёл репортаж комментатор НТВ Евгений Майоров». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
  285. С. В. Львова «По заказу Гостелерадио СССР». Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  286. 1 2 Основания возникновения и перехода прав на телефильмы. Дата обращения: 6 апреля 2019. Архивировано 31 декабря 2021 года.
  287. Иск к телерадиокомпании «Останкино». Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 31 декабря 2021 года.
  288. Арбитражные суды. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 31 декабря 2021 года.
  289. Потому что без воды… Мосводоканал 1994 г.. Дата обращения: 19 мая 2020. Архивировано 2 декабря 2020 года.
  290. О присвоении почетных званий Российской Федерации творческим работникам. Дата обращения: 26 февраля 2021. Архивировано 10 августа 2019 года.
  291. «ЮНОСТЬ» (РАДИОСТАНЦИЯ «ЮНОСТЬ»). Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 3 июля 2020 года.
  292. АХТЫРСКИЙ Александр Иванович (1936—2006). Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 6 декабря 2019 года.
  293. Радио «Орфей» пока еще остается в утреннем эфире. Дата обращения: 28 марта 2018. Архивировано 29 марта 2018 года.
  294. О присвоении почетных званий Российской Федерации творческим работникам. Дата обращения: 28 марта 2018. Архивировано 29 марта 2018 года.
  295. ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ «ЮНОСТЬ»
  296. 1 2 Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 12 ноября 1999. Дата обращения: 1 июля 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
  297. Поволяев Владимир Митрофанович. Дата обращения: 30 марта 2018. Архивировано 31 марта 2018 года.
  298. Радиостанции. Дата обращения: 31 мая 2017. Архивировано 28 ноября 2009 года.
  299. РАДИОСТАНЦИИ. Дата обращения: 31 мая 2017. Архивировано 28 ноября 2009 года.
  300. Программа передач на 29-30 декабря 1991 года. Дата обращения: 4 декабря 2019. Архивировано 4 декабря 2019 года.
  301. Программа передач на 8-14 марта 1993 года. Дата обращения: 4 декабря 2019. Архивировано 4 декабря 2019 года.
  302. Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 n 1014 "Об организации Государственной радиовещательной компании «Радио Подмосковья». Дата обращения: 22 мая 2016. Архивировано 10 августа 2016 года.
  303. О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ «РАДИО ПОДМОСКОВЬЯ». Дата обращения: 22 мая 2016. Архивировано 4 августа 2016 года.
  304. РЕДАКЦИИ «ГОЛОСА РОССИИ». Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 9 октября 2021 года.
  305. ГЛАВА 8 МЕЖДУНАРОДНОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ. Дата обращения: 22 мая 2016. Архивировано 24 июня 2016 года.
  306. Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения Российская государственная радиовещательная компания «Голос России» (ФГБУ РГРК «Голос России») — «Главная редакция информации в городе Хабаровске» г. Хабаровск. Дата обращения: 9 ноября 2016. Архивировано 10 ноября 2016 года.
  307. 1 2 3 О создании холдинговой компании "Российский государственный телерадиотехнический центр «Эфир» и Российской государственный радиовещательной компании «Голос России». Дата обращения: 9 ноября 2016. Архивировано 10 ноября 2016 года.
  308. Постановление Правительства РФ "О Российской радиовещательной компании «Голос России» (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 12 декабря 2019 года.
  309. Фирма Silicon Grafics открывает на телевидении новую эру. Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 15 декабря 2019 года.
  310. 20 лет НТВ. Как это было. Эхо Москвы (16 октября 2013). Архивировано 13 июля 2020 года.
  311. 4-й канал Останкино — бессмысленный и беспощадный (недоступная ссылка). VatnikStan (15 августа 2017). Дата обращения: 21 ноября 2020. Архивировано 25 октября 2020 года.
  312. Не доходит. Культура (23 января 1993). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  313. «Бавария» – «Локо» – первый матч Уткина как комментатора: страховал Евгения Майорова, настраивался в коридоре, после ответных 0:5 шутил про пиво. Sports.ru (27 октября 2020). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2020 года.
  314. Биография Владимира Маслаченко. РИА Новости (5 марта 2016). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 17 июля 2018 года.
  315. Юрий Поляков. Отстрел белых ворон начался. "Российские университеты" пытаются вытеснить с экрана. Литературная газета (22 ноября 1995). — «Дело в том, что НТВ, к которому я в целом отношусь с полным зрительским уважением и которое вещает с нами на одном канале, собирается сделать то, что в своё время лисичка сделала с приютившим её зайцем. <...> Некоторые рекламные издания, вроде "Экстра-М", не считают даже нужным печатать нашу программу на неделю, полагая, наверное, что чем невежественнее, необразованнее будет потребитель, тем проще ему впарить лежалый товар!». Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 14 ноября 2021 года.
  316. Пугачев отказался от «Московии». Независимая газета (29 июля 2005). — «Если помните, похожая ситуация была, когда на четвертой телевизионной кнопке вечером вещал телеканал НТВ, а утром – „Российские университеты“. Впрочем, это было хоть как-то оправданно – утром вещает учебный канал, а вечером новостной».
  317. Лев Новоженов: «Новостей нет там, где нет журналистов». Школа журналистики им. Владимира Мезенцева (8 октября 2006). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  318. Дмитрий Дибров: "Никто и ничто не может заставить мужчину сделать то, чего он не хочет", Пресс Обозрение (4 января 2002). Архивировано 10 декабря 2021 года. Дата обращения 10 декабря 2021.
  319. Ведущий программы «Старый телевизор» Лев Новоженов: «Полгода я добивался расположения Аллы Пугачевой». Факты и комментарии (5 мая 2000). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 8 декабря 2017 года.
  320. «Останкино» хочет избавиться от пороков. Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  321. 1 2 Централизация может помочь в борьбе с коррупцией. Коммерсантъ (5 февраля 1994). Дата обращения: 6 апреля 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  322. На чужой каравай ОРТ не разевай!. Российская газета (17 марта 1995). Дата обращения: 29 ноября 2021. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  323. 1 2 "Свобода" 20 лет назад. Финансовая история Первого канала. Радио Свобода (12 ноября 2017). Дата обращения: 19 мая 2020. Архивировано 29 февраля 2020 года.
  324. У NFQ не было выбора. Дата обращения: 19 мая 2020. Архивировано 3 января 2022 года.
  325. Памяти Всеволода Вильчека. Независимая газета (22 февраля 2006). Дата обращения: 13 мая 2017. Архивировано 29 июля 2017 года.
  326. Всеволод Вильчек: "Я покидаю "Останкино" с тяжёлым сердцем". Известия (6 января 1995).
  327. Об обеспечении деятельно Российской государственной телерадиокомпании «Останкино». Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  328. Четвёртый канал будет акционирован. Дата обращения: 26 февраля 2021. Архивировано 18 сентября 2021 года.
  329. Указ Президента Российской Федерации от 07.09.1993 г. № 1360. Дата обращения: 26 февраля 2021. Архивировано 14 февраля 2021 года.
  330. Аркадий Ратнер. Дополнение. Спортивное телевидение. Come back (Telegram) (12 ноября 2021). — «В 1991 году Российский союз промышленников и предпринимателей создал одну из первых в стране коммерческих радиостанций. Носила она название "Деловая волна", вещала из останкинской студии, расположенной по соседству со спортивной редакцией телевидения». Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года.
  331. ДОМ РАДИОВЕЩАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ
  332. Вот компания какая. Коммерсантъ (18 февраля 1997). Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 19 июня 2020 года.
  333. Справочник развитие техники тв-вещания в россии издание 3-е. Дата обращения: 16 декабря 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.
  334. 1 2 ВОСТОК — ЗАПАД. (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 апреля 2018. Архивировано 16 апреля 2016 года.
  335. ! Открывается телерынок в Канне. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 7 июля 2020 года.
  336. Егор Яковлев предпочел заняться своим делом. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 28 июня 2020 года.
  337. <.>R=19$<.>&S21COLORTERMS=0 Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН
  338. Арбитражные суды. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 8 октября 2020 года.
  339. В «Семи днях» два главных редактора. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 25 июня 2020 года.
  340. 1 2 РЕЙТИНГ ТВ. Голубая муть экрана — году голубой Собаки. Аргументы и факты (5 января 1994). Дата обращения: 3 июня 2020. Архивировано 3 июня 2020 года.
  341. Программа передач на 14-20 января 1994 года. Дата обращения: 3 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  342. Программа передач 15-17 апреля 1994 года. Дата обращения: 3 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  343. Программа передач на 6-8 мая 1994 года. Дата обращения: 3 июня 2020. Архивировано 8 июня 2020 года.
  344. Программа передач на 2-4 сентября 1994 года. Дата обращения: 3 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  345. Программа передач на 11-13 ноября 1994 года. Дата обращения: 3 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  346. Программа передач на 19 июля 1993 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  347. Программа передач на 20 июля 1993 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  348. Программа передач на 23 июля 1993 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  349. Программа передач на 24 июля 1993 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  350. Программа передач на 25 июля 1993 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  351. Программа передач на 26 июля 1993 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  352. Программа передач на 18 июня 1993 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  353. Программа передач на 6 июля 1992 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  354. Программа передач на 10-11 июля 1992 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  355. Программа передач Первый канал Останкино + 2х2 телемаркет (декабрь 1993—1994). Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 15 июля 2020 года.
  356. Программа передач на 7 января 1995 года. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  357. Интеллектуальная собственность и закон, Теоретические вопросы. Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 30 октября 2019 года.
  358. Директор Гостелерадиофонда заподозрен во взяточничестве. Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 30 октября 2019 года.