Русская служба Би-би-си

(перенаправлено с «BBC Russian»)

Русская служба Би-би-си́ (англ. BBC Russian Service) — британская русскоязычная общественная служба новостей. Часть Всемирной службы Би-би-си (BBC World Service). В марте 2011 года служба полностью перешла на спутниковое и интернет-вещание[1]. С 2022 года штаб-квартира находится в Риге, Латвия[2].

Русская служба Би-би-си
Изображение логотипа
Страна  Великобритания
Дата основания 1946 год
Основатели BBC
Сайт bbc.com/russian
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

История править

 
Буш-хаус — бывшая резиденция Всемирной службы «Би-би-си» в Лондоне, здесь же с 1946 по 2011 год располагалась Русская служба; теперь располагается в Broadcasting House, недалеко от Оксфорд-сёркуса

Би-би-си вещало на территорию России и бывшего СССР более шестидесяти лет. Русская служба Би-би-си — одна из старейших служб корпорации. Первая радиотрансляция Би-би-си для СССР состоялась 23 июня 1941 года. Это была переведённая на русский язык речь премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, который объявил о нападении Германии на СССР[3]. Первой серьёзной передачей корпорации на русском языке была беседа И. В. Сталина с американскими корреспондентами во время Второй мировой войны, когда «Би-би-си» стала платформой для пропаганды совместных военных усилий союзников, и в частности Великобритании и СССР. Бюллетень новостей раз в неделю вели из студий «Би-би-си» два представителя ТАСС, а тексты редактировались послом СССР в Великобритании Иваном Майским[4].

Регулярно вещать на русском языке Би-би-си начала 26 марта 1946 года[5].

По словам редактора Русской службы Би-би-си Стивена Ика (Steven Eke), идеологическое противостояние между Востоком и Западом имело непосредственное влияние на Русскую службу Би-би-си. В годы холодной войны её передачи, начиная с 24 апреля 1949 года, подвергались глушению, и тем не менее она была второй по популярности в СССР западной радиостанцией, почти вдвое уступая по аудитории «Голосу Америки». На волнах станции передавалась в том числе и музыкальная программа Севы Новгородцева, выходившая в полночь по пятницам и повторявшаяся по субботам. Эта программа длилась 30 минут и знакомила радиослушателей со свежими британскими хит-парадами, а также включала рассказы о западных группах и музыкантах[6].

Большой популярностью пользовалась информационная программа «Глядя из Лондона» и комментарии дня Анатолия Максимовича Гольдберга. Российский журналист Леонид Парфёнов заявлял: «Как у каждого человека, который начинал слушать Русскую службу в конце 1970-х, под девизом „Есть обычай на Руси — ночью слушать Би-би-си“, [эта организация ассоциируется] в первую очередь с Анатолием Максимовичем Гольдбергом и Севой Новгородцевым. Тогда главный интерес вызывала политика и музыка, которая была частью политики»[7].

В 2005 году Сева Новгородцев стал кавалером Ордена Британской империи. Награду в Букингемском дворце ему вручила лично королева Елизавета II за выдающиеся заслуги в радиожурналистике[8].

В ходе вторжения России на Украину в 2022 году Всемирная служба Би-би-си получила от британского правительства дополнительное финансирование в 4,1 млн ф. с. для поддержки украинских и российских служб[9].

Вещание править

До 2011 года Русская служба Би-би-си вещала ежедневно на Россию на коротких и средних волнах, а также в Интернете[10]. С 24 ноября 2006 года вещание в УКВ-диапазоне в Москве было прекращено из-за «технических проблем», возникших у российских партнёров Британской телерадиовещательной корпорации; по заявлению руководства Би-би-си, оно не имеет информации, позволяющей утверждать о политических мотивах приостановки вещания[11]. С 17 августа 2007 года с 17 часов по московскому времени Би-би-си окончательно потеряла доступ в российский FM-диапазон. Последняя FM-радиостанция, «Большое радио», прекратила транслировать программы Русской службы Би-би-си[12].

По финансовым причинам и в связи с сокращением штатов[13] 26 марта 2011 года Русская служба Би-би-си прекратила своё вещание на средних и коротких волнах, продолжив публикации и вещание в интернете. 31 марта 2017 года, в виде подкаста, вышла последняя радиопередача Русской службы Би-Би-Си («Пятый этаж»)[14].

С 19 марта 2012 года Русская служба Би-би-си выпускает ежедневный телевизионный выпуск новостей[15].

С 30 апреля 2012 года интернет-вещание Би-би-си на русском языке ведётся из Broadcasting House на Портленд-плейс в Лондоне. Таким образом, легендарный Буш-хаус, с пятого этажа которого велись трансляции Русской службы Би-би-си со дня её основания, ушёл в историю[16].

31 января 2019 года стало известно, что Роскомнадзор обнаружил нарушения в работе компании ООО «Бритиш телевижн», которая осуществляет вещание телеканала BBC World News в России[17].

31 декабря 2019 года Русская служба Би-би-си провела последний новостной эфир в формате прямой трансляции на собственном канале в YouTube и сайте телеканала «Дождь». Тем не менее сайт издания, социальные сети и канал в YouTube продолжают пополняться новостными заметками, журналистскими расследованиями, репортажами, подкастами и документальными фильмами.

В августе 2021 года российский МИД отказался продлить визу московскому корреспонденту BBC Саре Рейнсфорд, что лишило её возможности работать в стране[18]. Посол России в Великобритании Андрей Келин заявил, что это было сделано в ответ на непродление аккредитации в Великобритании журналисту российского издания ТАСС Игорю Броварнику, которое произошло в 2019 году[19].

В 2022 году после начала вторжения России в Украину русская служба BBC прекратила деятельность в России: 2 марта руководство BBC приняло решение о срочном вывозе сотрудников-мужчин с российскими паспортами, опасаясь мобилизации, большая часть из них в следующие два дня уехала за границу. 3 марта сайт издания был заблокирован на территории России. Штаб-квартира русской службы BBC переехала из Москвы в Ригу, Латвия[2].

Музыкальное оформление править

В качестве радиопозывных Русская служба (как и другие европейские службы Би-би-си) использовала «Марш принца Датского» (часто также именуемый «Trumpet Voluntary») английского композитора Джеремайи Кларка, в аранжировке для трубы, струнных и органа Генри Вудa[20][21]. Долгое время это произведение ошибочно приписывалось Генри Пёрселлу[22]. Именно благодаря позывным радио Би-би-си это произведение стало знакомым советской аудитории[23]. В торжественной аранжировке Вуда оно ассоциировалось, в частности, с британским «имперским» стилем и послужило образчиком такового для Владимира Дашкевича при написании музыкальной темы к циклу советских фильмов Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона[24].

Руководство службы править

  • Дженни Нортон (англ. Jenny Norton) — Главный редактор Русской службы BBC News (Head of Russian Service, BBC)[25][26]

Упоминания в массовой культуре править

  • Радиостанция упоминается в тексте одной из песен панк-рок группы «Тараканы!» — «1975».

1975 год
Эра холодной войны вышла на новый виток
В вооружённый конфликт втянут Ближний Восток
В московской моде клеша, в Нью-Йорке играют панк-рок
Голос на «КВ»:
«Это Русская Служба Би-Би-Си»
Сквозь вой глушилок КГБ
Музыку эту сюда доносил
1975 год
Эра холодной войны
В Нью-Йорке играют панк-рок

Но от зари и до зари
Одни глушилки подлые!
Молчит товарищ Гольдберг,
Не слышно Би-би-си…

Награды править

  • В 2010 году получила Премию Рунета в номинации «Культура и массовые коммуникации» за сайт www.bbcrussian.com.
  • По состоянию на август 2022 года журналисты издания 6 раз получали журналистскую премию «Редколлегия»[28].

Критика править

Русская служба BBC упрекалась советским разведчиком-перебежчиком В. Б. Резуном[29] и славистом Мартином Дьюхёрстом[29], а также журналистом М. А. Карп[30], в «чрезмерно мягкой» позиции по отношению к российскому правительству, в том числе при освещении событий, связанных со смертью А. В. Литвиненко[31][29][30]. Критике также подверглось решение о прекращении коротковолнового вещания как «уступка российским властям, пытающимся ограничить влияние британских культурных организаций[ориг 1]»[32].

В июне 2019 года бывший управляющий редактор интернет-издания Meduza Ольга Кузьменкова подробно рассказала, как после перехода её и её мужа Павла Борисова на работу в лондонскую редакцию «Би-би-си» карьера обоих членов семьи оказалась разрушена из-за одной резкой (и неудачно переведённой) реплики в корпоративном чате, приведя к серьёзным проблемам как жизненного, так и психологического характера[33].

4 марта 2022 года Роскомнадзор заблокировал доступ к сайту издания из-за внесения его в реестр интернет-ресурсов, «содержащих призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в незаконных массовых акциях». Издание сообщило, что в связи с принятием закона о военной цензуре, угрожающего сроками до 15 лет за дискредитацию действий ВС РФ, вывезет сотрудников из России и продолжит работу из-за рубежа[34].

Инциденты править

В июне 2020 года издание внесло исправления в свой апрельский материал, вышедший под заголовком «„Роснефть“ стала партнёром в крупном российском генетическом проекте» о том, как предполагаемая дочь президента Владимира Путина Мария Воронцова и компания «Роснефть» займутся созданием центра генетических исследований в России[35]:

  • убрали информацию о том, что Воронцова и глава нефтяной компании Игорь Сечин войдут в наблюдательный совет исследовательского центра.
  • пропала информация о финансировании проекта. Ранее в статье говорилось, что «Роснефть» выделит на создание центра до одного миллиарда долларов.
  • убрали имена журналистов, работавших над ним.

Согласно комментарию Би-би-си, «на основе последующих разъяснений со стороны „Роснефти“ эта информация была удалена из статьи. Включение этой информации не соответствовало стандартам, необходимым для публикации». Ранее «Роснефть» заявила о намерении подать в суд на Би-би-си из-за опубликованного материала, утверждая, что статья «содержит в себе ни на чём не основанную ложь в отношении Компании и лиц, непричастных к данному проекту». В начале марта вице-премьер Татьяна Голикова и Игорь Сечин подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому к 2027 году Россия должна стать одним из лидеров в развитии генетических технологий в мире. В мае Сечин попросил Путина освободить от налогов инвестиции нефтяной компании в генетические технологии[35].

См. также править

Примечания править

  1. WebCite query result (англ.). www.webcitation.org. Дата обращения: 27 ноября 2018. Архивировано из оригинала 26 апреля 2011 года.
  2. 1 2 Юлия Балахонова. Путеводитель по российским медиа времен тотальной цензуры. Проект (15 августа 2022).
  3. История Русской службы Би-би-си. BBC News Русская служба. Дата обращения: 27 ноября 2018. Архивировано 27 ноября 2018 года.
  4. WebCite query result (англ.). www.webcitation.org. Дата обращения: 27 ноября 2018. Архивировано из оригинала 27 января 2012 года.
  5. "«Говорит Лондон. Вы слушаете Би-би-си…»". 2002-03-07. Архивировано из оригинала 3 февраля 2012. Дата обращения: 27 ноября 2018.
  6. WebCite query result (англ.). www.webcitation.org. Дата обращения: 27 ноября 2018. Архивировано из оригинала 25 апреля 2010 года.
  7. Леонид Парфёнов. Би-би-си на русском покидает радиоволны. Мнения коллег. BBC News: Русская служба. Дата обращения: 27 ноября 2018. Архивировано 27 ноября 2018 года.
  8. "90 лет Ордена Британской империи" (англ.). 2008-02-25. Архивировано из оригинала 3 февраля 2012. Дата обращения: 27 ноября 2018.
  9. "BBC World Service to get extra £4.1m to support Ukrainian and Russian services". The Guardian. 2022-03-23.
  10. Время и частоты вещания Русской службы Би-би-си. Русская служба Би-би-си (21 апреля 2009). Дата обращения: 22 февраля 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  11. Алина Ребель. В Москве прервано вещание Би-би-си в FM-диапазоне. Радио Свобода (9 декабря 2006). Дата обращения: 7 февраля 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  12. Алина Ребель. Русскую службу послали в отставку. Газета.Ru (17 августа 2007). Дата обращения: 22 февраля 2010. Архивировано 19 января 2012 года.
  13. Русская служба «Би-би-си» останется только в интернете, потеряв половину сотрудников и 30 % бюджета. CNews Телеком (28 февраля 2011). Дата обращения: 21 февраля 2011. Архивировано из оригинала 4 февраля 2011 года.
  14. Подкаст программы «Пятый этаж». Русская служба Би-би-си (31 марта 2017). Дата обращения: 27 мая 2017. Архивировано 28 мая 2017 года.
  15. BBC Russian - Редакторский блог. www.bbc.co.uk. Дата обращения: 9 октября 2022. Архивировано 9 октября 2022 года.
  16. seva.ru - Сева Новгородцев on-line. www.seva.ru. Дата обращения: 9 октября 2022. Архивировано 9 октября 2022 года.
  17. Роскомнадзор нашёл нарушения у вещателя BBC World News в России. РБК. Дата обращения: 4 февраля 2019. Архивировано 4 февраля 2019 года.
  18. «„Нападение на свободу СМИ“. Реакция Би-би-си на выдворение московского корреспондента» Архивная копия от 14 августа 2021 на Wayback Machine, BBC, 14.08.2021
  19. Посол РФ рассказал о сложных условиях работы российских журналистов в Великобритании. ТАСС. Дата обращения: 28 октября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
  20. BBC Station Idents and Interval Signals. Дата обращения: 18 июля 2020. Архивировано 28 января 2020 года.
  21. Interval Signals Online - United Kingdom (BBC World Service). Дата обращения: 18 июля 2020. Архивировано 18 июля 2020 года.
  22. Cudworth, C. L. (Sep 1953). "Some New Facts about the Trumpet Voluntary". Musical Times (англ.). 94 (1327): 401—403. doi:10.2307/933069. JSTOR 933069.
  23. Алексей Сканави. Записки о музыке. Пара фраз от Алексея Сканави. — Москва : Litres, 2017. — ISBN 978-5-04058-136-8.
  24. Игорь Масленников. Бейкер-стрит на Петроградской. — Москва : Litres, 2020. — ISBN 978-5-04226-805-2.
  25. The Best of BBC News Russian — in English
  26. Почему Би-би-си публикует дисклеймер Роскомнадзора об иноагентах — BBC News Русская служба
  27. Александр Галич - О принципиальности. www.youtube.com. Дата обращения: 9 октября 2022. Архивировано 22 февраля 2019 года.
  28. Лауреаты. Редколлегия. Дата обращения: 28 декабря 2021. Архивировано 28 декабря 2021 года.
  29. 1 2 3 Letter to the Editorial Complaints Unit of the BBC from Martin Dewhirst, Department of Slavonic Studies, University of Glasgow and Viktor Suvorov (англ.). Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  30. 1 2 Masha Karp. BBC plays by the Kremlin's Rules (англ.). Standpoint Magazine  (англ.) (ноябрь 2010). Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  31. Steven Eke. BBC Russian radio hits the off switch after 65 years (англ.) (22 марта 2011). Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  32. (ряд авторов). World Service cuts: Reduction of the Russian service just a perverse concession to the Russian authorities. The Times (7 ноября 2011). Дата обращения: 31 марта 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  33. Никита Лихачёв. Трудности перевода: уволенные из Би-би-си бывшие журналисты «Медузы» рассказали свою версию произошедшего — Новости на TJ. TJ (21 июня 2019). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 27 декабря 2019 года.
  34. «Русская служба BBC» перевезет сотрудников за пределы России. Коммерсантъ. Дата обращения: 3 апреля 2022. Архивировано 3 апреля 2022 года.
  35. 1 2 "Би-би-си исправила статью о дочери Путина и «Роснефти»". // Радио «Свобода». 2020-06-09. Архивировано из оригинала 9 июня 2020. Дата обращения: 9 июня 2020.

Оригинальные цитаты править

  1. «a perverse concession to those authorities in Russia who have been doing their best to curtail the activities of all British cultural institutions»

Ссылки править