Голос Америки

«Го́лос Аме́рики» (англ. Voice of America, сокр. VOA) — американская международная общественная радиокомпания и входящая в неё радиостанция. Деятельность «Голоса Америки» координируется Советом управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG)[1].

Голос Америки
Изображение логотипа
Страна  США
Зона вещания  Англия
 Аргентина
 Армения
 Боливия
 Болгария
 Бразилия
 Венгрия
 Германия
 Израиль
 Канада
 Латвия
 Молдавия
 Нидерланды
 Польша
 Россия
 Сербия
 Словения
 США
 Турция
 Украина
 Уругвай
 Финляндия
 Франция
 Хорватия
 Шотландия
 Эстония
Дата начала вещания 1942
Владелец Правительство США
Сайт voanews.com
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Штаб-квартира находится в городе Вашингтоне. «Голос Америки» на английском и 45 других языках, включая русский, а основу эфира составляют новостные, информационные и культурные программы.

В то время как некоторые иностранные слушатели считают, что «Голос Америки» оказывает положительное влияние[2][3], другие считают её формой пропаганды и рупором правительства США[4].

ИсторияПравить

Радиостанция «Голос Америки» впервые вышла в эфир 24 февраля 1942 года. «Мы будем говорить об Америке и войне, новости могут быть хорошими или плохими — мы будем сообщать вам правду», — такими словами радиостанция начала вещание. «Голос Америки» создавался в противовес геббельсовской пропагандистской машине.

В соответствии с U.S. Information and Educational Exchange Act of 1948 (так называемый закон Смита — Мундта) на территории самих Соединённых Штатов распространение материалов вещания «Голоса Америки» и других медиа, предназначенных для зарубежной аудитории, было ограничено из-за опасения, что они могут стать каналом государственной пропаганды[5][6]; ограничения были отменены в 2012 году[7].

Холодная войнаПравить

 
QSL-карточка «Го́лоса Америки» (1972 год)

Главным инициатором русскоязычной программы был Аверелл Гарриман. В начале 1946 года, отмечая ограниченную эффективность печатной пропаганды США в СССР (узость распространения, культурный «крен», условия советской цензуры), он доказывал своему правительству, что «радио — это единственное для США средство свободного и прямого обращения к советскому народу»[8]. При этом американская сторона исходила из того, что советские власти вряд ли смогут воспрепятствовать такому вещанию (тем более, что сами давно занимаются радиопропагандой на США), а если и пойдут на глушение радиопередач (или изъятие коротковолновых радиоприёмников), то это будет дискредитировать их в глазах своего народа и всего мира и усиливать интерес советских людей к этим передачам. «Победить же США в радиовойне СССР не сможет, — уверял Гарриман, — ибо советские власти хорошо знают, что их народ гораздо более уязвим для правды, чем наш — для клеветы»[8].

Русскоязычный отдел на радиостанции появился в 1947 году, с началом холодной войны в контексте того, что вещание на русском языке стало одним из приоритетов США[9]. Сотрудниками Русской службы были преимущественно эмигранты «второй волны», в их числе известный советский разведчик, «невозвращенец» Александр Бармин.

В 1949 году начались передачи на украинском языке, в 1951 году — на литовском, латышском, эстонском, грузинском, армянском, азербайджанском языках. В середине 1970-х годов «Голос Америки» был реорганизован — радиостанция более не являлась правительственной, и у радиожурналистов появилась возможность излагать личную точку зрения (или «позицию редакции») на происходящие в мире события.

В советские годы «Голос Америки», наряду с радиостанцией «Свобода», был одним из источников информации о событиях в СССР и мире. Советские власти подвергали глушению передачи на русском языке и других языках народов СССР. Тем не менее, люди наловчились слушать передачи, хотя это требовало большого напряжения и внимания — было сложно расслышать через постоянное глушение и помехи. Наиболее качественный приём (без глушения) был с 1970 по 1980 год (период детанта / «разрядки международной напряжённости» — как говорили в советских СМИ) и с 1985 по 1999 год — с приходом «перестройки».

Пик глушения пришёлся на 1983 год, но и тогда множество людей слушало «Голос Америки». Радиостанция была столь популярна в Советском Союзе, что в Москве появилась шутка: когда кто-либо пересказывал услышанные по радио последние новости, чтобы не называть радио, часто говорили: «Мне был голос, который сказал…» — слушатели прекрасно понимали, что это был за «голос»[10].

Название «Голос Америки» в СССР быстро стало нарицательным — иностранные радиостанции, критиковавшие политику СССР и стран соц. лагеря, обобщённо назывались «вражескими голосами». Глушение прекратилось лишь с приходом «перестройки».

С 1990 года по 1998 год «Голос Америки» транслировался на русском языке с 22:00 до полуночи на волнах Открытого радио. «Музыка для танцев» / «Голос Америки» — едва не единственная передача, транслировавшая на русском языке «тяжёлый рок» и другую молодёжную музыку с 1976 по 1983 год, была очень популярна среди советской молодёжи, школьников и студенчества. Вели её Марина Левицкая, Маша Суханова, Юрий Осмоловский, Билл Скандрич и другие ведущие. Нередко после выходных студенты и школьники в СССР обсуждали новинки хард-рока, прослушав в пятницу и субботу программы рок-музыки на волнах русской службы «Голоса Америки». Советские власти пытались противостоять этим программам, печатая в советской прессе статьи под характерными названиями «В плену у „Степных волков“» и т. п., но это никак не способствовало спаду популярности «Голоса Америки».

Также в СССР была популярна джазовая передача английской службы «Голоса Америки» «Час джаза» (англ. Jazz Hour), которую вёл Уиллис Коновер. Пользовались популярностью программа о здравоохранении, которую вела доктор Ирина Кельнер, книжное обозрение Людмилы Фостер, молодёжные программы Евгения Аронова и Уильяма «Билла» Скандрича, литературные чтения, в рамках которых читали романы Василия Гроссмана, Василия Аксёнова, Александра Солженицына, рассказы Эдгара А. По и многое другое.

После 1991 годаПравить

Миссией было объявлено «улучшение понимания русскими американского курса развития, политики и культуры, а также американских взглядов на Россию»[11]. Тематикой является глубокое покрытие важных для США вопросов, в которые входит распространение демократии, верховенство закона и права человека, борьба с коррупцией, терроризмом и этническими конфликтами[9].

В 2006 году объём вещания на Россию составлял 3 часа в сутки (из них 1 час — повтор от вчерашнего дня). Также выходит получасовая программа теленовостей на русском языке, которая транслируется на европейскую часть России при помощи спутника. Сокращены албанская, боснийская, македонская, сербская редакции, и прекращено радиовещание на языке хинди. Полностью прекращено вещание на хорватском, турецком, тайском, болгарском, греческом и грузинском языках[источник не указан 2015 дней].

Ожидалось, что в октябре 2007 года радиостанция прекратит вещание на русском языке. Коренным образом обновился русскоязычный веб-сайт радиостанции. Изменения в программной сетке «Голоса Америки» объясняются сменой приоритетов — на высвободившиеся средства увеличивается объём вещания на страны Ближнего Востока. Было усилено телевизионное вещание «Голоса Америки» на персидском языке, радио «Фарда» (покрывает территорию Ирана) получило дополнительное финансирование на развитие интернет-сайта. В режим круглосуточного переведён телеканал «Альхурра», расширен репертуар «Голоса Америки» в Афганистане[источник не указан 2015 дней].

27 июля 2008 года Русская служба «Голоса Америки» прекратила радиопередачи и полностью перешла на Интернет. 9 апреля СМИ сообщили о том, что директор агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв не продлил контракт вещания «Голоса Америки» в Москве на средних волнах[12]. Данные события привели к реструктуризации персонала с ориентацией на веб-ресурсы, а также его сокращению с 44 до 23 человек[9]. Переход в Интернет сопровождался трудностями российской специфики, так как граждане РФ не использовали такие интернациональные ресурсы как Google и Facebook, и усилия сотрудников «Голоса Америки» не привели к нахождению ниш, которые могли бы сделать работу эффективной[13].

Объём запрашиваемого финансирования от «Совета управляющих по вопросам вещания» в 2013 году составил 3,7 млн долларов США[14].

До 2013 года[15] законы США запрещали государственным радиостанциям осуществлять вещание непосредственно для американских граждан. Целью этого запрета было оградить граждан США от пропагандистских заявлений своего собственного Правительства («Закон Смита — Мундта»), по другой версии, данное вещание просто было нецелесообразным[16].

В апреле 2014 года глава «Совета управляющих по вопросам вещания» (США) Джефф Шелл заявил, что «Москва избрала неверный путь и решила ограничивать свободу слова». Шелл призвал Киселёва и других представителей российских властей открыть российский эфир для американских программ и программ других международных СМИ[17].

В 2017 году был запущен русскоязычный телеканал «Настоящее время», являющийся совместным медиапроектом «Радио Свобода/Свободная Европа» и «Голоса Америки».

2 марта 2022 года, после начала вторжения России на Украину, Роскомнадзор под угрозой блокировки в России потребовал удалить с сайта «Голоса Америки» новость о втором дне вторжения, рассказывающую об обстреле российскими войсками украинских городов, а также содержащую заявление России о захвате аэропорта недалеко от Киева и комментарии очевидцев и репортеров с Украины[18]. 4 марта 2022 года сайт издания был заблокирован. Издание Meduza перечисляет блокировку в качестве примера цензуры в России[19][20].

Взаимодействие с другими организациямиПравить

«Совет управляющих по вопросам вещания» использует концепт «одна организация — много брендов»[21], и в её рамках взаимодействие двух финансируемых США вещательных компаний «Голос Америки» и Радио «Свобода» является минимальным. Советом проводятся инспекции, чтобы ресурсы не имели дублирующего контента, но вместе с тем две компании могут использовать совместно новостные бюро, агрегаторы информации, распределённые сети и другие источники[13].

ЯзыкиПравить

Международная радиостанция Голос Америки на данный момент[какой?] вещает на 45 языках[22].

Число языков вещания и количество часов вещания на каждом языке варьируются в зависимости от приоритетов правительства Соединенных Штатов и ситуации в мире. В 2001 году в соответствии с информационным бюллетенем Международного бюро по телерадиовещанию (IBB) «Голос Америки» транслировался на 53 языках, в том числе 12 по телевидению. Например, в июле 2007 «Голос Америки» добавил 30 минут ежедневного вещания по сомалийскому радио[23].

Сравнение с другими станциями вещанияПравить

Сравнение часов вещания в неделю основных радиостанций[24]
Broadcaster 1950 1960 1970 1980 1990 1996[25]
  VOA, RFE/RL & Radio Marti (англ.) 497 1495 1907 1901 2611 1821
  Международное радио Китая 66 687 1267 1350 1515 1620
  BBC World Service 643 589 723 719 796 1036
  Радио Москвы / Голос России[26] 533 1015 1908 2094 1876 726
  Deutsche Welle 0 315 779 804 848 655
  Radio Cairo (англ.) / Egyptian Radio and Television Union (англ.) 0 301 540 546 605 604
  Голос Исламской Республики Иран 12 24 155 175 400 575
  All India Radio 116 157 271 389 456 500
  NHK World 0 203 259 259 343 468
  Radio France Internationale 198 326 200 125 379 459
  Radio Netherlands 127 178 335 289 323 392
  Israel Radio International 0 91 158 210 253 365
  Голос Турции 40 77 88 199 322 364
  Radio Pyongyang / Голос Кореи 0 159 330 597 534 364
  Radio Bulgaria (англ.) 30 117 164 236 320 338
  Radio Australia (англ.) 181 257 350 333 330 307
  Radio Tirana 26 63 487 560 451 303
  Radio Romania International (англ.) 30 159 185 198 199 298
  Radio Exterior de España 68 202 251 239 403 270
  Radio e Televisao de Portugal 46 133 295 214 203 226
  Radio Havana Cuba 0 0 320 424 352 203
  Radio RAI International (англ.) 170 205 165 169 181 203
  Radio Canada International 85 80 98 134 195 175
  Radio Polonia (англ.) 131 232 334 337 292 171
  Radio RSA (англ.) / Channel Africa (англ.) 0 63 150 183 156 159
  SR International - Radio Sweden (англ.) 28 114 140 155 167 149
  Венгерское радио 76 120 105 127 102 144
  Радио Прага[27] 119 196 202 255 131 131
  Voice of Nigeria (англ.) 0 0 62 170 120 127
  Radio Belgrade (англ.) 80 70 76 72 96 68

В культуреПравить

  • В издании 1953 года повести-сказки Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» мистер Гарри Вандендаллес, превращённый Хоттабычем в шавку, чтобы прокормить себя, вынужден выступать с еженедельным двадцатиминутным лаем в радиопередаче «Голос Америки»[28]. В оригинальном издании 1938 года радиопередача называется «Голос капитала» — так как «Голос Америки» вещает только с 1942 года.

ЛитератураПравить

ПримечанияПравить

  1. Our Networks (англ.). BBG. Дата обращения: 8 января 2018. Архивировано 9 июля 2016 года.
  2. Jan, F (2015). “International Broadcasting as Component of U.S. Public Diplomacy (A Case Study of Voice of America's DEEWA Radio)” (PDF). Dialogue. 10. Архивировано из оригинала (PDF) April 22, 2022. Дата обращения August 22, 2021. Используется устаревший параметр |url-status= (справка)
  3. Zhang, Lena Liqing (2002). “Are They Still Listening? Reconceptualizing the Chinese Audience of the Voice of America in the Cyber Era”. Journal of Radio Studies. 9 (2): 317—337. Архивировано из оригинала June 27, 2022. Дата обращения November 29, 2020. Используется устаревший параметр |url-status= (справка)
  4. Robinson, Dan Spare the indignation: Voice of America has never been independent. Columbia Journalism Review (30 марта 2017). Дата обращения: 25 июня 2022. Архивировано 20 мая 2022 года.
  5. FAQ — Smith Mundt CONFRONT PROPAGANDA (англ.). Дата обращения: 28 декабря 2018. Архивировано 4 сентября 2018 года.
  6. Н. Н. Бонцевич. Институционализация публичной дипломатии в США в правление администрации Г. Трумэна.
  7. «Голосу Америки» разрешено вещать в США. ГОЛОС АМЕРИКИ. Дата обращения: 28 декабря 2018. Архивировано 28 декабря 2018 года.
  8. 1 2 Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  9. 1 2 3 OIG, 2013, p. 2.
  10. Голосу Америки исполнилось 70 лет. Америка Сегодня (8 марта 2012). Дата обращения: 8 января 2018. Архивировано 8 января 2018 года.
  11. OIG, 2013, p. 2: «to enhance Russian understanding of American policies, politics, and culture, and of American views of Russia.».
  12. «Голос Америки» прекратил радиопередачи на русском языке. VOA News (25 июля 2008). Дата обращения: 8 января 2018. Архивировано 30 июля 2008 года.
  13. 1 2 OIG, 2013, p. 4.
  14. OIG, 2013, p. 2: «The FY 2013 funding request for the VOA Russian Service is $3.7 million.».
  15. Ли, Уэйн. «Голосу Америки» разрешено вещать в США (рус.), ГОЛОС АМЕРИКИ. Архивировано 28 декабря 2018 года. Дата обращения: 8 января 2018.
  16. OnlinePressKit[уточнить].
  17. Ошаров, Роман. Закрытие Америки (рус.), ГОЛОС АМЕРИКИ. Архивировано 30 мая 2017 года. Дата обращения: 8 января 2018.
  18. Иоланда Лопес: «Российский народ заслуживает беспрепятственного доступа к свободной прессе», Голос Америки (3 марта 2022). Архивировано 3 марта 2022 года. Дата обращения: 3 марта 2022.
  19. Российские власти за несколько дней разгромили весь медиа-рынок. Вот как это выглядит Печальный список (к сожалению, обновляется). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  20. Сайты «Голоса Америки», BBC, DW, Meduza и «Радио Свободы» заблокировали. РИА Новости (4 марта 2022). Дата обращения: 4 марта 2022. Архивировано 4 марта 2022 года.
  21. OIG, 2013, p. 4: «concept of “one organization, many brands”».
  22. Информация о Голосе Америки. https://www.golos-ameriki.ru. Дата обращения: 31 июля 2018. Архивировано 31 июля 2018 года.
  23. VOA Expands Broadcasts to Somalia (17 июля 2007). Дата обращения: 8 января 2018. Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года.
  24. Источник: International Broadcast Audience Research, Июнь 1996
  25. 1996 figures as at June; all other years as at December.
  26. До 1991 — вещание на территории СССР
  27. До 1996 года вещание шло для Чехословакии.
  28. отрывок Архивная копия от 20 июля 2014 на Wayback Machine из Google Books

СсылкиПравить