Открыть главное меню

Иностранное радиовещание на территорию СССР

(перенаправлено с «Глушение»)

Иностранное радиовещание на СССР (применялось также перешедшее из обыденной речи в советские СМИ идеологическое клише «вражеские голоса», или же западные радиоголоса) велось рядом радиостанций (в первую очередь, «Голос Америки», Радио «Свобода», «Немецкая волна», «Русская служба Би-би-си», «Радио Ватикана», «Голос Израиля», «Международное канадское радио», «Международное французское радио», «Шведское радио») на языках народов СССР в коротковолновом и средневолновом диапазоне. На социалистические страны Восточной Европы вещала радиостанция «Свободная Европа», объединившаяся в 1976 году с «Радио Свобода». Деятельность этих радиостанций стала одним из знаковых моментов времён холодной войны.

С другой стороны, радиостанции некоторых социалистических стран — КНРРадио Пекина») и АлбанииРадио Тирана») — в своих передачах на русском языке занимались пропагандой политического курса руководства этих стран и критиковали политику КПСС и СССР как «ревизионистскую» и «антимарксистскую[en]».

Иновещательная служба СССР — Московское радио — также вела вещание на иностранных языках на зарубежную аудиторию. Некоторые его трансляции также глушились за пределами СССР, например, передачи на испанском языке начала глушить военная хунта в Чили после государственного переворота в 1973 году (во главе переворота стоял генерал Аугусто Пиночет).

Содержание

ИсторияПравить

Первым начал радиовещание на страны Запада Советский Союз. Если «Московское радио» (позднее — «Голос России») начало вещание на немецком и английском языках в октябре 1929 года, то Би-би-си, к примеру, стала регулярно выпускать передачи на русском только с 26 марта 1946 года. «Голос Америки» начал вещание на русском с 1947 года[1]. Итальянское радио и «Радио Ватикана» начали передачи на русском языке в 1948 году, а «Радио Канада» — в 1951 году.

В качестве «общественной», а в действительности официальной, советской реакции на начало вещания западных радиостанций на русском 10 апреля 1947 года в газете «Культура и жизнь» появилась статья Ильи Эренбурга «Фальшивый голос». Протестуя против пропаганды жвачки, Эренбург писал:

Если вы изобрели какие-то надувные жевательные резинки, отчего же вы вместо мирного пускания резиновых пузырей у себя дома распространяете их по всему миру?

Деятельность правительственной радиостанции США — «Голос Америки» — удостоилась особой чести быть увековеченной в художественной литературе: в 1949 году драматург Б. А. Лавренёв написал пьесу «Голос Америки», в которой «дезавуировалась подрывная деятельность американского империализма против советского государства». Эта пьеса обошла все театры страны; в 1950 году писателю была присуждена Сталинская премия.

С 1 марта 1953 года, незадолго до смерти Сталина (5 марта 1953 года), начала вещание радиостанция «Освобождение от большевизма» (позднее — просто «Освобождение»), которая с мая 1959 стала называться «Радио Свобода».[1]

«Немецкая волна» существует с 3 мая 1953 года.[1]

Сеть зарубежного радиовещания в коротковолновом диапазоне, направленного на территорию СССР, постоянно расширялась, достигая в совокупности 50 часов в сутки. Вещание на СССР было организовано не только на русском языке, но и на других языках народов СССР. К примеру, «Голос Америки» передавал ежедневно 16,5 часа программ на русском, украинском, латышском, литовском, азербайджанском, армянском и грузинском языках[2]. На зарубежное теле- и радиовещание по всему миру США тратили большие деньги: в 1988 году (конец "холодной войны") американское правительство выделило на эти цели 392 млн долларов, включая 169,6 млн на «Голос Америки», 172,5 млн — на радио «Свобода» и «Свободная Европа»[3].

Приём вещанияПравить

 
Купить ВЭФ-202 не было проблемой…
 
…а его экспортный вариант VEF-206 с «западным» набором КВ диапазонов попадал к советским слушателям в основном из заграничных и валютных магазинов
 
Тем не менее, известны исключения (ВЭФ-12 выпуска 1967 года)

Для прослушивания были необходимы радиоприёмники, позволяющие слушать передачи на коротких волнах. Все советские приёмники от II класса и выше и многие III класса имели КВ диапазоны[4][5][6]. Они не были в дефиците, но, как правило, не имели более коротковолнового диапазона, чем 25-метровый (11,65…12,05 МГц). На волнах короче 25 м глушения почти не было, но и соответствующие радиоприёмники достать было труднее. В СССР с 50-х гг. радиоприёмники с диапазонами коротких волн 11, 13, 16 и 19 метров выпускались почти исключительно на экспорт (хотя и появлялись изредка в продаже[7][8]), а импортные были дороги и купить их можно было только в валютных или комиссионных магазинах. Радиоприёмники и магнитолы, завозимые в СССР официально, были выпущены специально для СССР и имели только советские КВ и УКВ диапазоны.[9] Кроме того, дальнее распространение радиоволн короче 20-25 метров нестабильно — приём заметно ухудшается ночью, особенно зимой, и намного сильнее зависит от солнечной активности, чем на более длинных волнах[10]. Впрочем, для радиомастера или опытного радиолюбителя не составляло большого труда перестроить приемник на другие диапазоны.

Согласно докладу заведующего отдела пропаганды ЦК КПСС по республикам Леонида Ильичёва, в июле 1960 года в СССР имелось порядка 20 миллионов приёмников, способных принимать зарубежное вещание.[1]

За период с 1955 по 1964 годы количество коротковолновых приёмников у населения Восточной Европы увеличилось втрое[11].

ГлушениеПравить

Основная статья: Глушение радио (англ. Radio jamming)

Передачи «Голоса Америки» с февраля 1948 года начали систематически глушить так называемыми «глушилками» (радиостанциями постановки помех) — мощными генераторами электронных шумов. На официальном языке это называлось «радиозащитой» («глушением», «радиоподавлением», «постановкой помех», «радиопротиводействием», «забивкой антисоветских радиопередач», «радиоэлектронной борьбой»). Было построено[когда?] около 1400 специализированных станций общей мощностью 14 600 киловатт, которые позволяли заглушать до 40—60 % трансляций[2]. В 1960 году ЦК КПСС и Верховный совет СССР приняли постановление «О мерах активного противодействия враждебной радиопропаганде». Заграничные пропагандистские агентства пытались прорвать радиозащиту, располагая передатчики ближе к границам СССР и увеличивая их мощность.

В периоды разрядки международной напряжённости глушение «вражеских голосов» могло ослабляться или прекращаться (это не касалось, однако, передач «Радио Свобода»). Так в сентябре 1959 года глушение «Голоса Америки» было ослаблено в ходе визита Никиты Хрущева в США, а в 1963 году — после призыва Кеннеди прекратить «холодную войну».

После ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году (см. «Пражская весна») глушение возобновилось в полной мере. Очередной перерыв в глушении «вражеских голосов» (кроме «Радио Свобода») произошёл в 1975 году, в связи с проведением Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Глушение возобновилось 21 августа 1980 года, в связи с обострением обстановки в Польше и резкой западной критикой ввода советских войск в Афганистан.

В первые годы Перестройки глушение «вражеских голосов» продолжалось. В экспертном заключении по «делу КПСС» говорится, что постановлением ЦК КПСС от 25 сентября 1986 года было принято решение прекратить глушение передач одних зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-Би-Си») и усилить глушение других («Свобода», «Немецкая волна»). 23 мая 1987 в Советском Союзе окончательно прекратили глушить радиопрограммы «Голоса Америки» и некоторых других западных радиостанций. Полностью глушение зарубежных радиостанций в СССР было прекращено в конце ноября 1988 года.[12]

Из-за особенностей распространения радиоволн глушение было эффективным только вблизи станций помех, то есть обычно на территории крупных городов и в ближайших окрестностях. В сельской местности помехи практически отсутствовали. Также, глушение обычно не проводилось на частотах, не принятых для радиовещания в СССР и отсутствовавших в советских радиоприёмниках (13,50 — 26,10 МГц, см. #Приём вещания).

После распада СССР, многие «вражеские голоса» прекратили свою деятельность, например, «Голос Америки» в 90-е годы перестал вещать на территорию СНГ.

АудиторияПравить

Передачи зарубежных радиостанций рассматривались как альтернативный источник информации, представлявшей гораздо больший интерес, чем официальная советская пропаганда[13], несмотря на низкое качество сигнала из-за глушения.

«Вражескими голосами» увлекалась не только диссидентски настроенная часть интеллигенции и часть молодёжи, интересовавшаяся западной музыкой (примерно тогда появилась речовка «Есть обычай на Руси — ночью слушать „Би-би-си“»). Из радиопередач можно было почерпнуть также информацию «нейтрального» характера о политической жизни СССР, например оперативные данные о состоянии здоровья главы советского государства — генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и других членов Политбюро, что часто являлось причиной неожиданных изменений внутриполитического календаря страны[прояснить]. «Вражеские голоса» также более оперативно, более полно и объективно информировали советских слушателей о политической жизни Запада. Познавательными были также передачи из областей науки, культуры, искусства. Кроме того они сообщали информацию о крупных чрезвычайных происшествиях в СССР, будь то железнодорожные, авиационные, морские и прочие техногенные катастрофы (в советской прессе о подобных происшествиях традиционно умалчивалось).

По исследованиям, проводившимся в США, самой значительной была еженедельная аудитория радиослушателей «Голоса Америки» в СССР (в 1980-е годы достигала 30 млн человек), на втором месте шла «Русская служба Би-би-си» с вдвое меньшей аудиторией.

Связь со спецслужбамиПравить

Основной целью радиовещания в условиях «холодной войны» была пропаганда, которой спецслужбы противоборствующих сторон уделяли значительное внимание.

В книге Н. Н. Яковлева «ЦРУ против СССР», написанной по заданию КГБ в целях идеологической пропаганды, утверждалось, что вещание «вражеских голосов» происходило под патронатом ЦРУ, приводились примеры связей «Радио Свобода» и «Свободная Европа» с ЦРУ. В СССР до начала Перестройки критиковать произведения Н. Н. Яковлева было запрещено. На Западе одна из рецензий, вышедших в 1984 году, недоумевает по поводу того, что хотя ЦРУ — несложный объект для критики, «автор с заданием справился на двойку», а почти всю книгу посвящает совсем другим темам, в особенности нападкам на диссидентов в СССР.

О связи с спецслужбами «вражеских голосов» писал и Ри́мантас Плейки́с[lt] (министр связи Литвы в 1996—1998 гг., член парламентского комитета национальной безопасности и обороны Литвы).

В 1973 году «Радио Свобода» получила прямое финансирование из бюджета США, минуя ЦРУ. Также, в 1976 году «Радио Свобода» и «Свободная Европа» были объединены. Соединительным звеном между Конгрессом, Госдепартаментом и новым объединённым радио «Радио Свобода» стал Совет Международного Радиовещания (Воard for International Broadcasting)[14].

В разоблачениях этих радиостанций сыграли свою роль агенты разведок социалистических стран, в том числе Ю. Марин, работавший с 1972 по 1974 годы под именем К. Неастрова на «Радио Свобода» и Олег Александрович Туманов, работавший в Мюнхене с 1966 года, на последней должности - старшего редактора «Радио Свобода», эксфильтрированный в СССР в 1986 году, после ухода на Запад генерала КГБ, Олега Калугина. Разоблачительные свидетельства о деятельности радио «Свободная Европа» были собраны её бывшими сотрудниками — агентами разведок Польши, Чехословакии, Болгарии.

ОграниченияПравить

При том, что деятельность вещательных агентств частично курировалась и направлялась спецслужбами, в своей работе они были существенно ими же ограничены. На примере радио «Свобода», «Голоса Америки», русской службы «Би-би-си» можно отметить целый ряд табу. В, частности, им было запрещено:[15]

  • Подстрекать или провоцировать свою аудиторию к бегству из стран проживания в западные страны;
  • Описывать бытовые факторы проживания сбежавших из соцстран на новом месте жительства и озвучивать информацию, которая может вызвать у аудитории потребительские настроения;
  • Озвучивать конкретные обстоятельства предоставления политического убежища ранее сбежавшим (поскольку убежище предоставлялось западными странами в абсолютном большинстве случаев, новости о его предоставлении в эфир не пускали, последней новостью на эту тему, озвученной в эфире могла быть информация о том, что «правительство страны рассматривает возможность предоставления убежища имярек», поэтому, кроме особых случаев, когда степень огласки нивелировала усилия мероприятий цензуры, из сообщений в прессе нельзя понять, было ли оно предоставлено тому или иному беглецу);
  • В ходе интервью со своими собеседниками из соцстран, среди которых легально получившие выездную визу составляли единичные случаи, а большинство были либо невозвращенцами, либо лицами, сбежавшими из соцстран, в эфире запрещалось оглашать конкретные пути и способы бегства, а равно сведения о побеге вообще. Допускались вопросы из разряда: «Когда Вы приехали сюда?», «Как Вам здесь живётся?», отсекались вопросы «Как Вы сюда попали?», — при этом ответы или собственные реплики собеседника, содержащие сведения об обстоятельствах побега, удалялись редакторами перед выпуском интервью в эфир.

Формальным обоснованием данного обстоятельства служило стремление поддержания существующего статус-кво в отношениях с СССР и странами советского блока. Фактически же, указанные мероприятия самоцензуры были направлены на ограничение потока беглецов из соцстран, поскольку радиостанции не отвечали за последствия своей пропаганды, а нагрузка на встречу прибывших, их содержание, питание, проживание и другие расходы, а также отвлечение людских ресурсов на работу с прибывшими, их адаптацию и обустройство на новом месте, ложились на государственный аппарат и прежде всего на те же самые спецслужбы, которым приходилось расходовать значительную часть своего бюджета на второстепенные и третьестепенные статьи расходов, которые не были предусмотрены их основным функциональным назначением, а заодно отвлекать большое число своих сотрудников для решения несвойственных им задач. Если от бегства высокопоставленных дипломатов и военных, учёных представителей закрытых отраслей науки, была большая польза и это направление работы представляло для спецслужб определённый интерес, то практическая ценность от бегства рядовых обывателей, неудовлетворённых своей жизнью, кои составляли большинство перебежчиков, была близкой к нулевой. Расчёт в вещании на иностранную аудиторию был построен на создании критической массы недовольных внутри самих соцстран и воспитании аудитории идейно настроенных на сотрудничество с западными структурами не меняя при этом места жительства, а не на приёме всех желающих оттуда сбежать. Попытки отдельных лиц инициировать снятие этого табу в законодательном порядке встречали стойкое сопротивление со стороны спецслужб и структур государственного аппарата[15][16].

«Вражеские голоса» в постсоветской РоссииПравить

Работа западных радиостанций, вещавших на СССР, продолжалось какое-то время и после распада СССР, но в связи с крахом социалистической системы и распадом СССР и, с другой стороны, в связи с установлением свободы слова в Восточной Европе, потребность в широкомасштабной пропагандистской деятельности через иностранное радиовещание резко уменьшилась, и финансирование радиостанций значительно сократилось. Кроме того, как показывают социологические исследования, население постсоветских стран проявляет гораздо меньший интерес к радио вообще и к иновещанию, в частности. На первое место в СМИ-предпочтениях аудитории вышло телевидение и Интернет, а среди радиостанций на первом месте находятся FM-радиостанции музыкального и развлекательного формата. Вместе с тем возникло международное спутниковое телевидение, а по мере перехода с аналогового спутникового телевидения на цифровое и международное спутниковое радиовещание, в начале 1990-х появились иноязычные спутниковые телеканалы (английский BBC World Service Television в 1991, немецкий DW TV в 1992 году, франко-итальянский Euronews в 1993 году), а в конце 2000-х началось на каналах youtube, в том числе и на русском языке (телевизионная версия Euronews была запущена ещё в 2001 году). Радио «Свобода» прекратило русскоязычное вещание на коротких волнах 26 июня 2016 года, русская служба «Голоса Америки» — 27 июля 2008 года, русская служба BBC — 26 марта 2011 года, русская служба «Немецкой волны» — 30 июня 2011 года, русская служба RFI — в 2015 году, RCI (CBC) — в июне 2012 года, иновещание RAI на иностранных языках было полностью прекращено ещё в 2007 году, спустя некоторое время русские службы BBC, Немецкой волны и Голоса Америки также прекратили аудиовещание через спутниковое телевидение и Интернет, оставив только версии сайта на русском языке, видеоканалы на Youtube (большая часть восточноевропейских служб международных вещателей была во второй половине 2010-х либо закрыта, либо оставлен только сайт на языке службы без аудиовещания), RFI ещё в 2000-х - начале 2010-х наоборот увеличила аудиовещание через интернет до псевдокруглостуточного (несколько оригинальных часовых радиоблоков в день и повторы их каждый час), русская служба RCI была вообще упразднена одновременно с уходом с коротких волн. Менее влиятельные вещатели Европы (Радио Прага, SRo6 Slovakia International, Радио «Болгария», Радио Швеция, Радио Финляндия) полностью ушли с коротких волн, оставив аудиовещание через интернет в виде одного радиоблока в день, Польское радио для заграницы, также покинув короткие волны, объединило все радиоблоки восточноевропейских служб в псевдокруглосуточную радиостанцию в интернете (несколько оригинальных получасовых радиоблоков в день и повторы).

Тем не менее, выражение «вражеские голоса», иногда всё ещё употребляется в прессе[17][18]. Новый руководитель Совета управляющих по телерадиовещанию США Уолтер Айзексон (бывший глава CNN и журнала Time) призывает выделить Совету ещё больше денег «Голосу Америки» и ряду других новостных организаций, чтобы противостоять усилиям публичной дипломатии «врагов» Америки, которыми, по его определению, являются Иран, Венесуэла, Россия и Китай: «Мы не можем позволить, чтобы наши враги общались с миром лучше нас, уже имеются Russia Today…»[19]

На территорию Крыма и ДНР/ЛНР вещает украинское радио и телевидение, эти передачи можно принимать в ближайшей к Украине северной части полуострова. Также, Украина ведёт радиовещание, в основном политического направления, в диапазоне средних волн. Учитывая, что в России радиовещание в этом диапазоне свёрнуто, а у населения остался огромный парк радиоприёмников без FM-диапазона, принять на них сегодня, на русском языке, можно только иновещание, к которому теперь относятся и украинские радиостанции. Украинское радиовещание на территорию РФ было свернуто 1 февраля 2018 года в связи с отключением средневолнового передатчика на частоте 1413 кГц.

Иновещание на Россию в XXI векеПравить

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 4 Елена Дунаева. Радиодиверсия провалилась. «Вражеские голоса» прекращают эфирное вещание и уходят в Сеть. Lenta.ru (21 июня 2011). Архивировано 17 февраля 2012 года.
  2. 1 2 Пыжиков, 2002.
  3. http://spbu.ru/disser2/277/disser/Disser_FedorovOD.pdf С. 108
  4. Государственный стандарт на радиовещательные приемники (ГОСТ 5651-51)
  5. Радиоприемники и радиолы на лампах Архивная копия от 25 ноября 2012 на Wayback Machine
  6. Радиоприемники и радиолы на полупроводниковых приборах Архивная копия от 10 ноября 2011 на Wayback Machine
  7. «Сокол-307» Архивная копия от 29 июня 2011 на Wayback Machine
  8. Сетевой ламповый радиоприёмник второго класса «Янтарь» Архивная копия от 17 мая 2013 на Wayback Machine
  9. У В. Высоцкого: «Вон дантист-надомник Рудик, у него приемник „Грундиг“. Он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ»
  10. Бунин С. Г., Яйленко Л. П. Справочник радиолюбителя-коротковолновика. — Киев: Техника, 1984.
  11. BBC World Service: 80 years of international broadcasting
  12. Плейкис, 2002.
  13. Елена Дунаева.Радиодиверсия провалилась — Lenta.ru
  14. Радиоцензура Архивная копия от 9 мая 2006 на Wayback Machine // agentura.ru
  15. 1 2 Voice of America and Liberty: Strange Policies.  (англ.) // Hearings on Federal Government’s Handling of Soviet and Communist Bloc Defectors before the United States Senate Permanent Subcommittee on Investigations, Washington, D.C., October 8, 1987. — P. 6 {406}.
  16. Bamford, James. Books of The Times; The Labyrinthine Morass of Spying in the Cold War.  (англ.) // New York Times. — July 4, 2003.
  17. Матвеева А. Общественная палата выступила против «вражеских голосов». Газеты и телеканалы проверят на предмет разжигания ксенофобии // RBC daily. — 17.04.2006.
  18. Кодачигов В., Москва. «Альфа» заглушила вражеские голоса // КоммерсантЪ. — 16.07.2005. — № 130. Архивировано 11 января 2012 года.
  19. Josh Rogin. New BBG chief wants more money to combat “enemies” such as China and Russia (англ.). Foreign Policy (5 October 2010). Архивировано 3 июня 2012 года. — (перевод Иносми)

ЛитератураПравить

СсылкиПравить