Володисла́врусский князь, родственник Игоря Рюриковича. Известен по упоминанию в Русско-византийском договоре 944 года.

Сведения править

Фигурирует в списке лиц «от рода русского», направивших своих послов в Царьград. Его посол, по имени Улеб, упоминается пятым, сразу после послов самого Игоря и ближайших игоревых родственников: Святослава (сын), Ольги (жена) и Игоря (племянник и тёзка). О принадлежности Володислава к княжескому роду прямо не говорится, но такой вывод вероятен, поскольку далее в списке (на одиннадцатом месте) стоит ещё один племянник Игоря — Акун. Обобщённо эта категория лиц обозначена в договоре термином «всякое княжьё». В Повести временных лет и Новгородской I летописи Володислав не упомянут. В этом нет ничего удивительного, так как все летописные известия по генеалогии первых Рюриковичей отличаются туманностью и фрагментарностью.

Мы — от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев, Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба, Прастен Туродов, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев, [...], посланные от Игоря, великого князя русского, и от всех князей, и от всех людей Русской земли.[1]

Историография править

Среди современных исследователей (Х. Ловмянский, А. В. Назаренко, А. А. Горский, Е. В. Пчелов и др.) преобладает взгляд, согласно которому Володислав был членом правящей династии, но степень его родства не может быть однозначно определена[3]. По мнению М. Д. Присёлкова, лица в данной части списка представляют семьи племянников Игоря Рюриковича, соответственно Володислав и Предслава были детьми первого «Игорева племянника» Игоря [4].

Выдвигались и другие гипотезы о родстве Володислава и Игоря. По одной версии Володислав мог быть другим сыном Игоря Рюриковича и братом Святослава. Такое мнение встречается в справочной литературе[5], а впервые его высказал ещё В. Н. Татищев. В отличие от других лиц из списка Татищев не привёл о Володиславе никаких дополнительных уникальных известий, если не считать того, что во второй редакции своего труда он внёс изменение в текст договора и изобразил Володислава послом Улеба. Недавно С. В. Белецкий попытался вернуться к этой версии, указав на то, что похожее чтение имеется в списке договора по Львовской летописи (оба имени стоят там в именительном падеже) и, следовательно, текст Татищева может являться первичным[6]. Однако писавший позднее А. П. Толочко опроверг это предположение[7]. Другую версию высказал Ю. В. Коновалов: пытаясь объяснить наблюдаемую в летописи искусственность в хронологии правлений Игоря и Святослава, он предположил, что Володислав мог быть мужем Ольги и отцом Святослава[8].

В советской историографии была популярна точка зрения, согласно которой отправители послов не относились к династии Рюриковичей, а были местными князьями или наместниками, находящимися на службе у киевского князя. Например, Б. Д. Греков считал Володислава славянским боярином[9], В. Т. Пашуто — правителем земель, пограничных с Польшей[10], Р. Г. Скрынников — князем лендзян[11]. В новейшей литературе против безоговорочного отнесения всех послов к княжескому роду возражает П. С. Стефанович. Он указывает, что греческий термин αρχοντε («архонты»), который стоял в оригинале договора, в русском тексте переводится двояко, иногда как «князья», иногда как «бояре»[12][13].

См. также править

Примечания править

  1. «Повесть временных лет» / Пер. О. В. Творогова Архивировано 16 марта 2015 года..
  2. Статья 6390 Лаврентьевской летописи. Дата обращения: 27 сентября 2014. Архивировано 16 сентября 2017 года.
  3. Ловмяньский. Х. Русь и норманны. М., 1985. — С. 221 Архивная копия от 26 апреля 2016 на Wayback Machine. Назаренко А. В. Некоторые соображения о договоре Руси с греками 944 г. в связи с политической структурой Древнерусского государства // Восточная Европа в древности и средневековье: политическая структура Древнерусского государства. М., 1996. — С. 58-63. Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. — С. 66-67. Пчелов Е. В. Рюриковичи: 1000 лет одного рода: история династии. М., 2001. — С. 54 Архивная копия от 12 марта 2016 на Wayback Machine.
  4. Соответственно, Улеб — муж Сфандры, которого к моменту договора уже не было в живых, являлся вторым племянником Игоря Рюриковича, Турд, Фаст и Сфирка, — это дети Сфандры и, наконец, Акун — это третий, самый младший, племянник Игоря. Приселков М. Д. Киевское государство второй половины X в. по византийским источникам // Ученые записки ЛГУ. Серия исторических наук. Л., 1941. № 73. Вып. 8. — С. 241.
  5. Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. — Т. 2. М., 2004. — С. 291. Кузьмин А. Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. — М., 1988. — С. 47.
  6. Белецкий С. В. Кто такой Володислав договора 944 г.? // Норна у источника. Сб. статей в честь Е. А. Мельниковой. М., 2001. — С.16—23. Дата обращения: 5 марта 2016. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
  7. Толочко А. П. История Российская Василия Татищева: источники и известия. М.-Киев, 2005. — С. 229.
  8. Коновалов Ю. В. Русский княжеский дом в середине X века // Историческая генеалогия. 1994. №4. С.86-91. Архивная копия от 4 июля 2015 на Wayback Machine
  9. Греков Б. Д. Киевская Русь. М.,1944. — С. 213.
  10. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М.,1968. — С. 64.
  11. Скрынников Р. Г. Исторический факт и летопись // ТОДРЛ. 1999. Т.50. Дата обращения: 27 сентября 2014. Архивировано 6 марта 2016 года.
  12. Стефанович П. С. Кого представляли послы «от рода рускаго» в договоре руси с греками 944 г.? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — №3(45). — С.109-110 Архивная копия от 17 марта 2014 на Wayback Machine
  13. Стефанович П. С. Правящая верхушка Руси по русско-византийским договорам X в. // Труды Института российской истории РАН. М., 2013. Вып. 11. С. 28-31. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine

Литература править