Эта статья о современной газете. О старейшей российской газете см. Санкт-Петербургские ведомости.

«Ве́домости» — современная ежедневная деловая газета, выходит с 1999 года. В газете представлена информация об экономических, финансовых, корпоративных и политических событиях, анализ и прогнозы развития ситуации.

«Ведомости»
Vedomosti logo.svg
Оригинальное
название
Ведомости
Тип ежедневная деловая газета
Формат А3
Владелец
Издатель АО «Бизнес Ньюс Медиа»
Главный редактор Андрей Шмаров (и. о.)
Основана 1999
Язык русский
Главный офис  Россия: 127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1
Тираж 75000[1]
Веб-сайт vedomosti.ru

Газета выходит 5 раз в неделю по будням на 12-16 полосах. Последний номер недели также содержит приложение «Пятница», произвольные номера могут содержать и другие приложения — например, о недвижимости или экологических проектах.

По данным издания на ноябрь 2016 года у газеты было около 20 тыс. платных подписчиков[2].

ИсторияПравить

Первым главным редактором новых «Ведомостей» (19992002) был Леонид Бершидский, который покинул этот пост после поступления в бизнес-школу INSEAD[3]. Затем издание возглавила Татьяна Лысова. В марте 2007 года Лысову назначили редакционным директором «Ведомостей», а новым главным редактором стала Елизавета Осетинская[4]. В марте 2007 года Лысова вновь вернулась на эту должность и руководила изданием до мая 2017 года.

С 13 марта 2006 по 18 мая 2009 года выходило специальное приложение «Ведомостей» — еженедельник «SmartMoney», в котором рассказывалось о том, как устроен бизнес. Выход был прекращён после финансового кризиса[5].

До 2013 года выходила в формате Broadsheet[en] А2, после — в формате А3.

До 2015 года газета издавалась издательским домом Sanoma Independent Media совместно с английской Financial Times и американской The Wall Street Journal (News Corporation, контролируемой медиа-магнатом Рупертом Мёрдоком). Каждой компании принадлежало 33 % акций газеты.

Осенью 2014 года был приняты поправки в закон «О средствах массовой информации» авторства ряда депутатов во главе с представителем ЛДПР Вадимом Деньгиным, по которому иностранцы не могут владеть более 20 % российских медиа и вступающий в силу с 1 января 2016 года[6]. СМИ назвали эти поправки «законом имени газеты „Ведомости“ и журнала Forbes», так как из «иностранцев» именно они пишут на серьёзные общественно-политические и экономические темы[7].

По сообщениям ряда СМИ покупкой «Ведомостей», интересовались так называемые «друзья Путина» братья Ковальчуки и холдинг «Газпром-медиа»[8]. 6 февраля 2015 года Sanoma уведомила других совладельцев газеты «Ведомости» о намерении продать свою долю в издании бывшему гендиректору издательского дома Коммерсантъ Демьяну Кудрявцеву и его партнёрам[9], при этом Financial Times и News Corp свои доли продавать были не намерены[10]. Тем не менее 20 ноября 2015 года владельцы «Ведомостей» заявили о продаже 100 % долей газеты Демьяну Кудрявцеву[11].

В марте 2017 года главным редактором «Ведомостей» был назначен Илья Булавинов, до этого работавший руководителем дирекции интернет-вещания государственного Первого канала[12].

Как минимум с лета 2018 года издание стало принадлежать бизнес-партнеру Демьяна Кудрявцева Владимиру Воронову. Публично о смене владельца стало известно только в феврале 2020 года после интервью Кудрявцева телеканалу RTVI[13].

Внутриредакционный конфликт 2020 годаПравить

В «Ведомостях» никогда не существовало запрета на публикацию общественно важной информации — если журналисты издания могли её подтвердить. Это часть неписаного договора с читателями, доказательство журналистской независимости[14].

из заявления журналистов газеты, 23 апреля 2020 года

17 марта 2020 года «Ведомости» опубликовали материал о достижении предварительных договоренностей о продаже издателя газеты — АО «БНМ» (также издает российскую версию журнала Harvard Business Review) Демьяном Кудрявцевым, Владимиром Вороновым и Мартином Помпадуром Константину Зятькову (сыну основателя газеты «Аргументы и факты» Николая Зятькова) и управляющему директору Arbat Capital Алексею Голубовичу[15]. Каждый из новых владельцев был так или иначе связан с российской властью: возглавляемые Зятьковым холдинг «Версия» и еженедельная газета «Наша версия» придерживались провластных взглядов[16], Николай Зятьков в 2012 году был доверенным лицом Владимира Путина[17], Голубович выступал на втором деле ЮКОСа с выгодными для обвинения показаниями[18]. Сделка, детали которой не раскрываются, должна была быть закрыта в течение одного-двух месяцев, но уже с 18 марта начался переход активов под управление новых собственников. Сам Демьян Кудрявцев утверждал о прибыльности издания, в то же время заяляя: все люди, которые сегодня критикуют и рассказывают, как нужна газета «Ведомости», как она ценна — не были готовы в течение пяти лет ничего сделать для того, чтобы она сохранилась. Продаже издания Зятькову и Голубовичу он назвал лучшей из существовавших на этот момент[19].

23 марта 2020 года стало известно о кадровых перестановках в газете[20][21]:

  • Дейстующий главный редактор Николай Булавинов покидает издание.
  • Исполняющим обязанности главного редактора с 24 марта становится Андрей Шмаров (ученый-экономист в НИИ Госплана СССР, научный редактор ИД «Коммерсант», один из основателей журнала, аналитического центра и рейтингового агентства «Эксперт», в 2007 году стал гендиректором «Сноба», потом полгода был ведущим телеканала «Дождь», до 2014 года был главным редактором просветительского интернет-канала «Проект 42». С тех пор занимался «проектами на пересечении науки и СМИ», писал исследовательские статьи).
  • Редакционным директором становится Илья Кацман. Работал в «Коммерсанте», был издателем журнала «Секрет фирмы», возглавлял молодёжное издание F5 (было выкуплено Кацманом в 2012 и закрыто в 2015 году) и работал гендиректором в медиахолдинге Михаила Прохорова «Живи!» («ЖV!»[22]). В 2012 году участвовал в издании газеты Не дай Бог!, боровшейся с акциями протеста оппозиции 2011—2012 года (распространялась бесплатным приложением в газетах «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда»[23][24]). После 2012 года консультировал медиапроекты.

После назначения Шмарова в редакции «Ведомостей» состоялось внутреннее голосование, по итогам которого 73 из 79 сотрудников выступили за назначение на пост главреда бывшей сотрудницы газеты Анфисы Ворониной. Затем 29 марта в письме к новым владельцам её кандидатуру предложили шеф-редактор «Ведомостей» Дмитрий Симаков и четыре заместителя главного редактора (Александр Губский, Борис Сафронов, Филипп Стеркин и Кирилл Харатьян)[25]. На следующий день Константин Зятьков отказался менять и. о. главного редактора, пообещав дать им возможность выбрать нового руководителя на совете директоров, который состоится не позднее месяца после закрытия сделки по продаже издания[26].

23 апреля 2020 года на сайте газеты было опубликовано заявление сотрудников редакции, в котором они критикуют нового главного редактора Андрея Шмарова за его вмешательства в редакционную политику[14]. Авторы подчеркнули, что дорожат репутацией газеты и намерены её отстаивать. В качестве примеров вмешательства приводятся указание о замене заголовка публикации о «Роснефти» на противоположный по смыслу, удаление колонки Константина Сонина о «Роснефти» и запрет на упоминание данных «Левада-центра»[27].

Тогда же (23 апреля) Алексей Голубович в письме издателю «Ведомостей» Глебу Прозорову сообщил о возможном выходе из сделки о покупке «Ведомостей» из-за причин экономического характера и «невозможности оценить ущерб вследствие конфликта в трудовом коллективе, а также резонанс и политизированность конфликта в редакции[33]».

24 апреля СПЧ опубликовал заявление, в котором назвал запреты, введённые Шмаровым, актом цензуры, запрещённой конституцией[34]. В этот же день редакция телеканала «Дождь» в своём обращении поддержала журналистов газеты[35].

Из-за конфликта в редакции власти отказались признавать «Ведомости» системообразующей организацией (в отличие от её конкурентов «Коммерсанта» и «РБК»), обладающей приоритетным правом на получение государственной поддержки в условиях пандемии[36].

Критика и обвиненияПравить

22 ноября 2008 года сообщалось, что Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия своим письмом предупредила газету о необходимости строго соблюдать закон о противодействии экстремизму, поводом к чему стала опубликованная в номере от 6 ноября того же года статья «Новочеркасск — 2009»[37] руководителя Центра социальной политики института экономики Академии наук Евгения Гонтмахера, которая была посвящена вероятным социальным последствиям кризиса в России[38].

В сентябре 2015 года глава пиар-агентства Денис Терехов на своей странице в Facebook заявил, что он якобы заплатил «Ведомостям» $100 тысяч, чтобы издание не публиковало материалы об определённой компании и человеке[39]. В марте 2016 года газета подала иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к Денису Терехову, от которого требуют опровергнуть заявление на его странице в Facebook[40]. В октябре 2016 года газета выиграла суд и затем апелляцию, после чего 4 апреля 2017 года Денис Терехов опроверг свое заявление[41].

В июле 2016 года в «Ведомостях» была опубликована статья о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин строит дом в Барвихе на участке стоимостью $60 млн[42]. В ноябре того же года Сечин выиграл дело о неприкосновенности частной жизни у «Ведомостей». Суд обязал газету удалить материал с сайта газеты и уничтожить весь имеющийся тираж с этой статьей[43]. 22 ноября материал был удален с сайта издания[44].

В апреле 2017 года совладелец «Альфа-Групп» и LetterOne Михаил Фридман подал иск к «Ведомостям» с требованием опровергнуть информацию в статье «Как испанский проект Михаила Фридмана оказался замешан в деле о „русской мафии“». Также он написал заявление в полицию и потребовал возбудить уголовное дело о клевете в отношении автора материала Ивана Васильева[45]. По словам Михаила Фридмана, в процессе подготовки статьи с ним никто не связывался[46]. Позже газета признала свою ошибку и опубликовала опровержение[47].

18 октября 2017 года телеведущая Ксения Собчак официально объявила о своем выдвижении в кандидаты на будущих президентских выборах в марте 2018 года через публикацию в интернете ролика "Кандидат «против всех», письма и предвыборной программы на сайте «Ведомостей». При этом обращение Собчак в «Ведомостях», судя по URL-адресу статьи, было подготовлено к публикации ещё 30 сентября, то есть вся кампания продумывалась методично и заблаговременно[48][49]. Ряд СМИ сообщал об участии владельца «Ведомостей» Демьяна Кудрявцева в её предвыборной кампании в качестве консультанта. Сам он отрицал эти предположения, впервые факт помощи Собчак был им подтверждён в декабре 2019 года[50][51][52].

4 декабря 2019 года в эфире в эфире программы Hard Day’s Night на телеканале «Дождь» член совета директоров газеты «Ведомости» Демьян Кудрявцев извинился перед читателями за то, что издание не осветило резонансное расследование Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) о недвижимости, яхте и самолёте телеведущей Наили Аскер-заде. Медиаменеджер не назвал причину подобного поведения издания, но отказался считать произошедшее примером цензуры. Сам сюжет был проигнорирован тремя ведущими деловых изданиями России («Ведомости», «Коммерсант» и «РБК»), информагентства ТАСС и РИА "Новости" выпустили и удалили новостные заметки с комментарием пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова по поводу расследования, агрегатор «Яндекс.Новости» выдавал публикации об Аскер-заде только при вбивании её фамилии через кавычки. Подобная реакция СМИ вызвала критику со стороны главы ФБК Алексея Навального, сравнивший игнорирование расследование с публикацией «Ведомостями» материалов о награждении Аскер-заде премией «ТЭФИ» и публичными поздравлениями по этому случаю со стороны действующих сотрудников газеты. В ответ редактор отдела «Медиа» «Ведомостей» Ксения Болецкая обвинила политика в том, что он в соцсетях «автоматом не тиражирует» расследования «Коммерсанта», РБК и «Ведомостей», а бывший главред «Ведомостей», член набсовета издания и шеф-редактор службы политической информации агентства «Интерфакс» Татьяна Лысова со ссылкой на анонимный telegram-канал Беспощадный пиарщик ошибочно обвинила его в игнорировании расследования «Ведомостей» про дачу главы Роснефти Игоря Сечина в 2016 году[53].

РуководствоПравить

Генеральный директор — Глеб Прозоров[54], и. о. главного редактора — Андрей Шмаров.

Совет директоров (до смены владельцев в 2020 году): Андрей Шаронов (президент бизнес-школы «Сколково»), Юлия Шахновская (директор Политехнического музея), Анна Качкаева (профессор Высшей школы экономики), Владимир Воронов (The Moscow Times), Демьян Кудрявцев (Ясно Communication), Татьяна Лысова (бывший главный редактор газеты и сайта «Ведомости»), Ирвинг Мартин Помпадур (Macquarie Bank)[55].

Основные рубрикиПравить

Основные рубрики первой тетрадкиПравить

  • «Власть & деньги» (полосы 02, 03) — важнейшие новости экономики, политики и законодательства, способных повлиять на состояние рынков, частный бизнес и социальную жизнь страны;
  • «Комментарии» (полоса 04) — мнения редакции и независимых экспертов на самые актуальные темы волнующие бизнес-сообщество;
  • «Действующие лица» (полоса 05) — в этой рубрике публикуются интервью с наиболее влиятельными российскими и зарубежными бизнесменами и чиновниками;
  • «Карьера & менеджмент» (полоса 06) — репортажи об интересных идеях и эффективных решениях в управлении компанией, достижении личного успеха, реклама примечательных вакансий;
  • «Личный счёт» (полоса 05, по пятницам) — в рубрике обсуждаются вопросы наиболее выгодных частных вложений и кредитов;
  • «Своё дело» (полоса 07, по понедельникам) — по понедельникам, репортажи о предпринимательских начинаниях;
  • «Культура» (полосы 06 и 08) — освещает культурные события страны, рассказывает о театральных и кинопремьерах.

Основные рубрики второй тетрадкиПравить

  • «Первая полоса» (07) — основные новости компаний и рынков;
  • «Индустрия» (08, 09) — главные события металлургической, транспортной, машиностроительной, автомобильной и угольной отраслей;
  • «Энергоресурсы» (полосы 08, 09) — основные новости нефтегазовой и энергетической отраслей;
  • «Рынки» (полоса 10) — индикаторы рынков: товарного, валютного, финансового, котировки акций и облигации;
  • «Финансы» (полоса 09, 10) — информация о рынке финансовых услуг: корпоративные новости участников рынка, крупнейшие сделки, новые продукты рынка, законодательное регулирование;
  • «Потребительский рынок» (полоса 11) — информация о важнейших событиях в сфере потребительского рынка товаров и услуг: новости крупнейших игроков, информация об изменениях в законодательстве;
  • «Технологии & телекоммуникации» (полоса 12) — новости компаний, технологические новинки, отраслевое законодательство рынков мобильной и фиксированной связи, интернета и информационных технологий.

Региональные выпускиПравить

Города и регионы распространения:

  • «Ведомости — Московский выпуск». Москва и Московская область.
  • «Ведомости — Санкт-Петербургский выпуск». Санкт-Петербург и Ленинградская область.
  • «Ведомости — ЮГ». Ростов-на-Дону, Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Адыгея.
  • «Ведомости — Уральский выпуск». Екатеринбург, Свердловская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО, Тюменская область, Пермский край.
  • «Ведомости — Сибирский выпуск». Новосибирск и Новосибирская область, Кемеровская область, Омская область, Томская область, Алтайский край, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ, Эвенкийский округ, Республика Хакасия, Республика Тыва.
  • «Ведомости — Среднее Поволжье». Казань, Самарская область, Саратовская область, Пензенская область, Ульяновская область, Оренбургская область, Нижегородская область, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Республика Марий Эл.

СайтПравить

Сайт издания запущен в 1999 году одновременно с печатной версией газеты. На сайте содержится архив материалов, публиковавшихся в газете начиная с первого выпуска в 1999 года (более 230 тыс. публикаций по состоянию на 2010 год).

Ежемесячно сайт www.vedomosti.ru посещает более 2,5 млн уникальных посетителей[56].

Другая деятельностьПравить

Кроме выпуска газеты и приложений «Ведомости» проводят тематические конференции (заявляется о проведении более 350 мероприятий, которые посетили более 39 тыс. участников).

ПримечанияПравить

  1. Sanoma Independent Media (недоступная ссылка). Дата обращения 20 ноября 2011. Архивировано 25 сентября 2011 года.
  2. «Ведомости» ужесточат правила доступа к своему контенту (рус.), Информационное агентство Рамблер (2 ноября 2016). Дата обращения 9 июля 2017.
  3. Ведомости. У "Ведомостей" - новый редактор (16 декабря 2002). Дата обращения 12 июля 2017.
  4. В газете "Ведомости" сменился главный редактор, NEWSru.com. Дата обращения 12 июля 2017.
  5. Даниил Айзенштадт, Галина Шакирова. Smart Money кончились. Журнал Smart Money закрылся. Деньги. Газета.Ru (7 мая 2009). Дата обращения 3 сентября 2013.
  6. Bloomberg: друзья Путина готовятся купить газету «Ведомости» «Русская Планета», 16.09.2014
  7. Продажа активных: Илья Жегулев — о том, как меняется медиарынок из-за «закона об иностранцах в СМИ» — Meduza. Meduza. Дата обращения 26 декабря 2015.
  8. «Ведомости» могут выкупить близкие Путину структуры (обновлено), The Village. Дата обращения 9 июля 2017.
  9. Sanoma продает свою долю в «Ведомостях».. yle.fi. Служба новостей Yle (2015-4-30). Дата обращения 27 июля 2015.
  10. Совладельцем «Ведомостей» может стать Демьян Кудрявцев «Colta.ru», 06.02.2015
  11. Иностранные владельцы объявили о продаже своих долей в «Ведомостях». РБК. Дата обращения 26 декабря 2015.
  12. Главным редактором «Ведомостей» станет Илья Булавинов: Издание возглавит бывший топ-менеджер «Коммерсанта», РИА Новостей и Первого канала — Meduza (рус.), Meduza. Дата обращения 12 июля 2017.
  13. Демьян Кудрявцев сообщил о смене владельца газеты "Ведомости", Радио Свобода (6 февраля 2020).
  14. 1 2 «Ведомости» опубликовали заявление с критикой нового главного редактора, Медиазона (23 апреля 2020).
  15. Ксения Болецкая. У «Ведомостей» появятся новые владельцы. Это издатель Константин Зятьков и управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович. «Ведомости» (17 марта 2020). Дата обращения 17 марта 2020.
  16. Владельцы «Ведомостей» близки к продаже издания, Meduza (12 марта 2020).
  17. ЦИК России зарегистрировал список из 499 доверенных Путина, РИА Новости (6 февраля 2012).
  18. У "Ведомостей" сменился владелец, теперь газета станет ближе Кремлю, NEWSru.com (18 марта 2020).
  19. Особое мнение, Эхо Москвы (3 апреля 2020).
  20. Новые собственники "Ведомостей" поменяли главного редактора, Русская служба Би-би-си (23 марта 2020).
  21. Новым главредом "Ведомостей" станет один из основателей журнала "Эксперт", NEWSru.com (23 марта 2020).
  22. Покупатель проблем. Как Михаил Прохоров пытался стать политиком и медиамагнатом., Meduza (23 марта 2020).
  23. Русские медиа изнутри. Юрий Кацман, издатель газеты «Не дай Бог!» Архивная копия от 28 сентября 2015 на Wayback Machine «Афиша», 01.02.2012
  24. Предотвратить «русский бунт» «Lenta.ru», 16.02.2012
  25. Главред "Ведомостей" исправил заголовок о "Роснефти". Он назвал это своей обязанностью, Русская служба Би-би-си (31 марта 2020).
  26. Будущий совладелец «Ведомостей» не согласился сменить и. о. главного редактора, против которого выступила вся редакция, Meduza (1 апреля 2020).
  27. Телеканал «Дождь» выразил поддержку журналистам «Ведомостей», vedomosti.ru. Дата обращения 6 мая 2020.
  28. Новый главный редактор «Ведомостей» лично поправил заголовок статьи о «Роснефти» на противоположный, Медиазона (31 марта 2020).
  29. И. о. главреда "Ведомостей" снял с сайта критическую колонку о Сечине, Радио Свобода (13 апреля 2020).
  30. «Меня сюда уполномоченным поставили, чтобы это издание не было закрыто», Meduza (15 апреля 2020).
  31. Козлов, Петр. Журналисты "Ведомостей" пожаловались на цензуру нового главреда, BBC News Русская служба (22 апреля 2020). Дата обращения 22 апреля 2020.
  32. "Ведомости" отказались от опросов "Левады" из-за недовольства Кремля, Радио Свобода (22 апреля 2020).
  33. СМИ: один из покупателей "Ведомостей" может выйти из сделки, Радио Свобода (23 апреля 2020).
  34. СПЧ назвал актом цензуры запрет на публикацию опросов «Левада-центра» в «Ведомостях». meduza.io. Дата обращения 25 апреля 2020.
  35. Обращение редакции телеканала Дождь по поводу ситуации с газетой «Ведомости», Дождь (24 апреля 2020).
  36. Власти не стали признавать «Ведомости» системообразующей организацией из-за конфликта в редакции cообщают «Открытые медиа», Открытые медиа (28 апреля 2020).
  37. Сценарий: Новочеркасск-2009 Архивная копия от 23 августа 2010 на Wayback Machine Ведомости № 210 (2232) 6 ноября 2008
  38. Россвязькомнадзор: «Ведомости» могут быть обвинены в экстремизме за статьи о кризисе NEWSru 22 ноября 2008.
  39. «Ведомости» подали иск о защите репутации к главе агентства «Социальные сети» Денису Терехову. vc.ru. Дата обращения 19 марта 2016.
  40. "Ведомости" подали иск о защите репутации к главе агентства "Социальные сети". Интерфакс. Дата обращения 19 марта 2016.
  41. Пиарщик Терехов признал, что не платил $100 000 за «блок» в «Ведомостях». Секрет фирмы. Дата обращения 8 июля 2017.
  42. "Ведомости": Сечин строит дом в Барвихе на участке за $60 миллионов. Радио Свобода. Дата обращения 9 июля 2017.
  43. Ведомости. Сечин выиграл суд у «Ведомостей», и решение вступило в силу (18 ноября 2016). Дата обращения 9 июля 2017.
  44. Ведомости. Материал удален по решению суда (20 июля 2016). Дата обращения 9 июля 2017.
  45. Ведомости. Михаил Фридман подал в суд на «Ведомости» (13 апреля 2017). Дата обращения 9 июля 2017.
  46. Фридман: «Ни я лично, равно как и никто из моих представителей, не получали никаких вопросов на тему статьи» → Roem.ru (рус.) (13 апреля 2017). Дата обращения 9 июля 2017.
  47. Ведомости. Почему европейский проект с участием структур «Вымпелкома» оказался в центре скандала (27 февраля 2017). Дата обращения 9 июля 2017.
  48. Телеведущая Ксения Собчак объявила об участии в президентских выборах 2018 года, Медиазона (18 октября 2017).
  49. Фривольный рупор, Новая газета (20 октября 2017).
  50. Президентскую гонку начала с обмана, The New Times (18 октября 2017).
  51. Андрей Малахов и Демьян Кудрявцев не будут участвовать в предвыборной компании Ксении Собчак, Эхо Москвы (17 октября 2017).
  52. Кто виноват. Демьян Кудрявцев (тайм-код 29:23 - 29:50 )., YouTube (20 декабря 2019).
  53. Кудрявцев извинился за отсутствие публикаций об Аскер-заде в "Ведомостях", но не считает это цензурой, NEWSru.com (4 декабря 2019).
  54. АО «Бизнес Ньюс Медиа»
  55. О компании — «Ведомости»
  56. Источник Rambler TOP100, январь 2010

СсылкиПравить