Открыть главное меню

Средства массовой информации России

(перенаправлено с «СМИ России»)

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) России — средства (органы) повседневной практики сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий, в Российской Федерации.

ОсобенностиПравить

Согласно статье 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается:

СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и так далее. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

ДифференциацияПравить

По данным на июль 2010 года, в России зарегистрировано более 93 тыс. СМИ, причём абсолютное большинство из них — 90 % — это «негосударственные СМИ»[2].

СМИ России имеют следующие признаки:

СМИ России делятся на:

  • публицистические;
  • литературные;
  • художественные;
  • художественно-публицистические;
  • литературно-художественные;
  • культурно-просветительные;
  • развлекательные;
  • учебные, образовательные;
  • методические;
  • учебно-методические;
  • научные;
  • научно-популярные;
  • научно-практические;
  • научно-производственные;
  • рекламные; информационные.

Также по идеологии СМИ делятся на правые, левые и центристские.

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом — интернет-блоги (кроме блогов, имеющих посещаемость больше 3000 посетителей в день), чаты, форумы, конференции и т. д.[3]

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

ПечатьПравить

Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тыс. из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано свыше 51 тысячи печатных СМИ[4].

Российские печатные СМИ отличаются тем, что они независимы не столько юридически, сколько в социальном плане (от читателей): издания практически полностью не реагируют на письма читателей, не поддерживают «обратной связи» с ними, не изучают оценку читателями своей деятельности, не стремятся удовлетворить читательские информационные потребности, предлагая лишь своё видение печатных полос и сюжетов, излагаемых в публикациях журналистов[5]. В постсоветский период произошло резкое сокращение читательской аудитории российских газет: по данным опросов в 1990 году регулярно прессу не читали 4 % опрошенных, в 2002 году — 13,5 % опрошенных, в 2006 году — 30 % опрошенных[6].

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май-октябрь 2008 года составила 6,5 млн человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 млн человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.

Общая аудитория журналов 36,2 млн человек (конец 2008). Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).[7]

В 2008 году выходили 8978 газет, что на 62 % больше показателя 1999 года[8][9]. Общий годовой тираж российских газет в 2008 году составил 8 млрд экземпляров[10].

В 2008 году было 6698 журналов и других периодических изданий, что в два раза больше показателя 1999 года[8][11]. Годовой тираж журналов и других периодических изданий в 2008 году — 1,61 млрд эксземпляров, что в 2,7 раза больше показателя 1999 года[12].

Российские газеты:

См. также: Печать в СССР

Печатные СМИ по языкам, на основе доклада по Российской Федерации Совета Европы[13]:

РадиовещаниеПравить

До 1990 года у России в рамках СССР не было собственного республиканского радиовещания, с её территории вещали Центральное внутрисоюзное радиовещание (велось с 1924 года, к 1990 году вещало 4 программы, 3 из которых общесоюзные) и Центральное радиовещание на зарубежные страны (велось с 1929 года), а также на её территории вещало местное радиовещание АССР, краёв и областей России. После ликвидации СССР в конце 1991 года Центральное внутрисоюзное радиовещание стало ещё одним российским государственным радиовещанием, прекратило существование как целое в 1996 году[14][15][16][17][18][19], в 1998 году передано под управление Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании[20], Центральное радиовещание на зарубежные страны стало российским радиовещанием на зарубежные страны.

Руководство Центральным внутрисоюзным радиовещанием и Центральным радиовещанием на зарубежные страны до 1991 года осуществлял Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию, с 8 февраля 1991 года - Всесоюзная государственная телерадиокомпания[21], с 27 декабря 1991 до 12 октября 1995 года - Российская государственная телерадиокомпания «Останкино»[22][23][24], руководство местным радиовещанием - Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию и местные комитеты по телевидению и радиовещанию, с 1992 года - местные государственные телерадиокомпании.

Подготовку программ Центрального внутрисоюзного радиовещания до 1990 года осуществляли Государственный дом радиовещания и звукозаписи (с 1958 года[25]) и тематические главные редакции Центрального внутрисоюзного радиовещания (информации, пропаганды, литературно-драматического радиовещания, музыкального радиовещания, радиовещания для детей, радиовещания для молодёжи, радиопередач для Москвы, радиопередач для Московской области, спортивных программ)[26][27][28], подготовку программ Центрального радиовещания на зарубежные страны Государственный дом радиовещания и звукозаписи и тематические главные редакции Центрального радиовещания на зарубежные страны (информации, международной пропаганды, радиовещания на социалистические страны, радиовещания на страны Европы, радиовещания на Англию и США, радиовещания на страны Латинской Америки, радиовещания на страны Африки, радиовещания на страны Ближнего и Среднего Востока, радиовещания на страны Дальнего Востока)[29], выпуск программ Центрального внутрисоюзного радиовещания - Государственный дом радиовещания и звукозаписи и Главная дирекция программ Центрального внутрисоюзного радиовещания, последняя также осуществляла и координацию[30][31], выпуск программ Центрального радиовещания на зарубежные страны - Государственный дом радиовещания и звукозаписи и Главная дирекция программ Центрального радиовещания на зарубежные страны[32], последняя осуществляла и координацию. Подготовку программ местного радиовещания осуществляли местные радиотелецентры или местные местные радиодома и тематические главные редакции местного радиовещания (общественно-политического вещания, художественного вещания, Ленинградское радиовещание - информации, пропаганды, промышленности, строительства и сельского хозяйства, литературно-драматического вещания, музыкального вещания, вещания для детей и молодёжи, рекламной информации[33]), выпуск - местные радиотелецентры или радиодома и редакция программ и выпуска (Ленинградское радиовещание - главные редакции программ и выпуска). С 1990 года Центральное внутрисоюзное радиовещание осуществляло Всесоюзное информационное творческо-производственное объединение «Маяк» (часть передач также подготавливали Радиостудия «Публицист», Студия «Москва»[34]), Центральное радиовещание на зарубежные страны - Информационное творческо-производственное объединение «Астра»[35], с 1992 года - Студия «Радио 1» РГТРК «Останкино»[36] (часть передач подготавливали Студия «Радио Подмосковья» РГТРК «Останкино»[37]) и Творческо-производственное объединение «Международное московское радио»[38] соответственно.

В России в настоящий момент внутригосударственное радиовещание имеет смешанную систему. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» ведёт радиовещание по четырём центральным радиопрограммам «Радио России», «Маяк», «Вести ФМ» и «Радио Культура». Непосредственно ведёт радиовещание с 2004 года[39], до 2004 гг. осуществляла общее руководство вещанием по первым двум из перечисленных программ и программе «Юность» федеральными государственными унитарными предприятиями «Государственная радиокомпания «Маяк» и «Государственная радиокомпания «Радио России»[40], до 1998 года - Дирекция программного вещания и Дирекция информационной службы Радио России[41]. Ряд акционерных обществ вещает ещё несколько, преимущественно музыкальных или информационно-музыкальных программ, таких как — «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Русское радио», «Ретро FM», «Love Radio»,«Авторадио». Иновещание в 1996-2013 гг. велось Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская радиокомпания «Голос России»[42], с 2013 года - Федеральным государственным унитарным предприятием «Международное информационное агентство «Россия Сегодня»[43].

ТелевидениеПравить

До 1991 года у России в рамках СССР не было собственного республиканского телевидения, с её территории вещало Центральное телевидение (вещало с 1931 года, к 1991 года вещало 4 программы, 2 из которых были общесоюзные), а также на её территории вещало местное телевидение АССР, краёв и областей России. После ликвидации СССР в конце 1991 года Центральное телевидение стало ещё одним российским государственным телевидением, прекратило вещание в 1995 году.

Руководство Центральным телевидением до февраля 1991 года осуществлял Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию, с 8 февраля 1991 года - Всесоюзная государственная телерадиокомпания[44], с 27 декабря 1991 до 12 октября 1995 года - Российская государственная телерадиокомпания «Останкино»[45][46][47], руководство местные телевидением - Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию и местные комитеты по телевидению и радиовещанию, с 1992 года - местные государственные телерадиокомпании.

Подготовку программ Центрального телевидения до 1992 года осуществляли Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября и тематические главные редакции Центрального телевидения[48] (информации, пропаганды, литературно-драматических программ, кинопрограмм, музыкальных программ, народного творчества, программ для детей, программ для молодёжи, передач для Москвы и Московской области, научно-популярных и образовательных программ, спортивных программ)[49][50][51], с 1992 года - Информационное телевизионное агентство и тематические студии РГТРК «Останкино» (международных программ и видеообмена, «Публицист», «Резонанс», литературно-художественных программ, кинопрограмм, музыкальных и развлекательных программ, «Народное творчество», программ для детей и юношества, «Эксперимент», «Новая студия», научно-популярных и просветительских программ, спортивных программ), производство телефильмов - Творческое объединение «Экран» (в 1988-1992 гг. Творческо-производственным объединением «Союзтелефильм»), совместно с Телевизионным техническим центром им. 50-летия Октября, местными телестудиями, совместно с местными радиотелецентрами, и киностудиями по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, выпуск - Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября и Главная дирекция программ Центрального телевидения, последняя также осуществляла и координацию. Вещание местного телевидения осуществляли местные студии телевидения и радиотелецентры, с 1998 года - федеральные государственные унитарные предприятия называвшиеся государственными телерадиокомпаниями.

В России в настоящий момент телевидение имеет смешанную систему. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» ведёт телевизионное вещание по трём телепрограммам по трём центральным программам «Россия 1», «Россия К», «Россия 24». Непосредственно телевизионное вещание ведёт с 2004 года[52], до 2004 гг. осуществляла общее руководство федеральным унитарными предприятиями «Государственная телекомпания «Телеканал «Россия» и «Государственная телерадиокомпания «Культура»[53] осуществлявшее телевизионное вещание по первым двум вышеперечисленным программам, до 1998 года подготовку программ Российского телевидения осуществляли Дирекция информационных программ Российского телевидения и тематические творческие объединения Российского телевидения («Республика», «Артель», «К-2», «Лад», «Рост», «Арена»), координацию и выпуск - Дирекция программ Российского телевидения.

Ряд акционерных обществ вещает ещё несколько программ, среди которых «Первый канал» (пайщики - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ИТАР-ТАСС, Телевизионный технический центр «Останкино» и частные компании, подготовку большинства программ осуществляют акционерные общества «Телекомпания ВИD», «Красный квадрат» и «Телекомпания «Останкино»), «НТВ» (вещается акционерным обществом «Телекомпания «НТВ», основной пайщик - акционерное общество «Газпром-Медиа Холдинг»), «ТВ Центр», «РЕН ТВ», «Пятый канал», «СТС», «ТНТ» и т. п..

Информационные агентстваПравить

Российские информационные агентства: ТАСС (государственное), Интерфакс, Росбалт.

ИнтернетПравить

Основная статья: Интернет в России

С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ. Летом 2015 года Роскомнадзор сообщил, что за первый год действия закона им были зарегистрированы 640 «блогеров-трехтысячников»[54]. Часть заявок на регистрацию была отклонена как «спам» (наличие ненормативной лексики, неполная или недостоверная информация)[55].

Свобода СМИ в РоссииПравить

Основная статья: Свобода слова в России

Конституция РФ устанавливает определённые ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти; насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости[источник не указан 2178 дней].

С одной стороны, в стране есть благоприятный для демократии климат, обеспеченный законом о СМИ (1991) и Конституцией (1993) (Richter, 2001). С другой стороны, в медиасфере действуют квазирыночные отношения, что делает журналистику зависимой от «разных экономических групп и коррумпированных правительственных бюрократов», которые используют её в своих интересах (Y. Zassoursky, 2001). Более того, закон о СМИ не определяет юридические нормы, регулирующие отношения редакции и собственника. При том, что в законе четко прописаны права журналистов и главного редактора, там ничего не говорится о месте собственника в структуре масс-медиа, что, в свою очередь, порождает серьезные проблемы в медиапрактике… В большей степени журналистика развивается в рамках отечественной (больше ─ советской) традиции как политический инструмент в руках властей.

Светлана Пасти (Юшкевич) Российский журналист в контексте перемен (2004)[56]

Если для конца XIX — начала XX века в России была характерна относительная свобода печати, то для периода СССР — более жёсткая политическая цензура и более высокая степень государственного контроля над печатью. Радикальные подвижки в плане обеспечения свободы печати произошли в ходе демократических реформ конца 1980-х годов. В этот период имел место существенный рост количества периодических изданий, достаточно чётко обозначилась принадлежность тех или иных газет и журналов к различным политическим и общественным течениям.

По данным отдельных источников, характерные черты отечественных СМИ — жёсткая цензура, давление властей, запугивания и насилие в отношении журналистов, тоталитаристский контроль государства над телевизионными каналами и просто дезинформация[57][58][59][60].

Восприняв свержение советской системы как предательство, В. В. Путин сразу после своего прихода к власти предпринял шаги, направленные на подрыв российской демократии и удушение свободы выражения[61] — по мнению многих либеральных изданий, контроль над СМИ стал жёстким, а преступления против журналистов остаются безнаказанными[62]. После возвращения Владимира Путина на пост президента РФ (2012), согласно отчётам организации «Репортёры без границ», ситуация со свободой слова в России ухудшилась.[63][64]. 5 мая 2014 года Президент РФ В. Путин подписал закон, согласно которому запрещается использование мата в кино, литературе и СМИ[65].

Сегодня фаворитизм и неформальные связи играют решающую роль, вместо таланта и компетенции[57]:27. При этом это встречается как в прогосударственных, так и в оппозиционных СМИ. Типичный постсоветский журналист — это журналист, удовлетворённый своим выбором профессии и совмещающий в себе две идентичности: штатного работника медиа, принявшего политический контроль государства, и рыночного фрилансера, преследующего свои экономические интересы и творческие амбиции[57]:39.

В рейтинге свободы прессы, который ежегодно составляется организацией «Репортёры без границ», Россия опустилась на 148 место в 2013 году и осталась на нём в 2014 году. В Европе более низкие показатели свободы СМИ оказались лишь в Белоруссии[66][67]. Число журналистов, воспринимающих себя независимыми репортёрами, сократилось в России в три раза — с 60 % в 1992 году до 20 % в 2008 году[57]:38. Согласно более поздним опросам (2011), только 14 % российских журналистов заявляют об отсутствии ограничений для своей профессиональной деятельности[68]. Напоминая о «чудовищной ситуации» с безопасностью журналистов в России, представительница ОБСЕ Дуня Миятович в открытом письме, опубликованном в связи с её предстоящим приездом в Москву, обратила особое внимание на корреспондентов «Дождя», «Русской планеты», «Фонтанки.ру» и «Новой газеты»[69].

в Интернете

Глава Роскомнадзора А. Жаров угрожает соцсетям блокировками (2016) и сам в них ничего не пишет, так как «должна быть чистота жанра».

См. такжеПравить

ПримечанияПравить

  1. Закон «О средствах массовой информации». Общие положения
  2. Медведев обсудил с руководством телеканалов и агентств развитие СМИ в РФ, Голос России (9 июля 2010).
  3. «Юридическое заключение о природе сайтов в сети Интернет» кафедры ЮНЕСКО
  4. В России работают меньше половины зарегистрированных СМИ (13 января 2009). Дата обращения 9 июля 2009.
  5. Аверина Ю. В. Городская печать в процессе социальных трансформаций // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 6
  6. Аверина Ю. В. Городская печать в процессе социальных трансформаций // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 5
  7. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития : Доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009. — С. 17. — 100 с. — ISBN 9стен78-5-904427-02-3.
  8. 1 2 Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992—2008 гг.. Росстат.
  9. Число выпущенных газет (изданий). Росстат. Дата обращения 9 июля 2009.
  10. Годовой тираж газет (изданий). Росстат. Дата обращения 9 июля 2009.  (недоступная ссылка с 18-12-2016 [1089 дней])
  11. Число журналов и других периодических изданий (включая сборники и бюллетени, выходящие периодически). Росстат. Дата обращения 9 июля 2009.  (недоступная ссылка с 18-12-2016 [1089 дней])
  12. Годовой тираж журналов и других периодических изданий. Росстат. Дата обращения 9 июля 2009.  (недоступная ссылка с 18-12-2016 [1089 дней])
  13. Council of Europe Intranet website — Portail Intranet du Conseil de l’Europe
  14. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 587 "Об общероссийской радиостанции "Радио-1"
  15. Постановление Правительства РФ «Об общероссийской радиостанции «Юность - Молодёжный канал»
  16. Постановление Правительства РФ «О радиостанции «Орфей»
  17. Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры государственного вещания в Российской Федерации»
  18. Распоряжение Правительства РФ «О ликвидации Общероссийской радиостанции «Радио 1»
  19. Постановление Правительства РФ «Об общероссийской государственной радиокомпании «Маяк»
  20. Постановление Правительства РФ «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»
  21. Указ Президента СССР «О создании Всесоюзной государственной телерадиокомпании»
  22. Указ Президента РФ «О телерадиокомпании «Останкино»
  23. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»
  24. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.1995 N 1405-р "О ликвидации телерадиокомпании "Останкино"
  25. Послевоенная история ГДРЗ
  26. БСЭ, ст. «Союз Советских Социалистических Республик», раздел «Радиовещание и телевидение»
  27. Справочник журналиста ст. «Радиовещание»
  28. Гостелерадио СССР
  29. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ (ГОСТЕЛЕРАДИО СССР). 1933 - 1991
  30. БСЭ, ст. «Радиовещание»
  31. БСЭ, ст. «Всесоюзное радио»
  32. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ (ГОСТЕЛЕРАДИО СССР). 1933 - 1991
  33. Справочник журналиста ст. «Радиовещание»
  34. РАДИОСТАНЦИИ
  35. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении деятельности Российской государственной телерадиокомпании «Останкино»
  36. Указ Президента РФ «О присвоении почетных званий Российской Федерации творческим работникам»
  37. [http://docs.cntd.ru/document/901111701 Об организации Государственной радиовещательной компании "Радио Подмосковья"]
  38. О создании холдинговой компании «Российский государственный телерадиотехнический центр «Эфир» и Российской государственной радиовещательной компании «Голос России»
  39. Постановление Правительства РФ «О Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании»
  40. Постановление Правительства РФ «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»
  41. «Радиожурналистика» Под редакцией А. А. Шереля
  42. Постановление Правительства РФ «О Российской государственной радиовещательной компании «Голос России»
  43. Указ Президента РФ «О мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ»
  44. Указ Президента СССР «О создании Всесоюзной государственной телерадиокомпании»
  45. Указ Президента РФ «О телерадиокомпании «Останкино»
  46. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»
  47. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.1995 N 1405-р "О ликвидации телерадиокомпании "Останкино"
  48. БСЭ, ст. «Телевидение»
  49. Справочник журналиста, ст. «Телевидение»
  50. [
  51. Гостелерадио СССР
  52. Постановление Правительства РФ «О Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании»
  53. Постановление Правительства РФ «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»
  54. За год в России было зарегистрировано 640 блогеров-трехтысячников
  55. Четверть заявок на регистрацию блогеров-трехтысячников оказались фальшивыми
  56. Светлана Пасти (Юшкевич)[cs]. Российский журналист в контексте перемен: Медиа Санкт-Петербурга = Professional Roles of Russian Journalists at the End of the 1990s: A Case Study of St. Petersburg Media / Перевод с англ. проф. Д.П. Гавры. — Tampere: Tampere University Press, Media Studies, 2004. — С. 7. — 292 с. — (Научное издание). — ISBN 951-44-5975-X.
  57. 1 2 3 4 Светлана Пасти[cs]. Современные российские журналисты: Отношение к профессии // Вестник Московского университета : Серия 10 (Журналистика). — МГУ, 2012. — № 4. — С. 22-41.
  58. Владимир Кара-Мурза. «Говорит и показывает Кремль». 10 лет без независимого телевидения (недоступная ссылка). Институт современной России (20 июня 2013). Дата обращения 13 сентября 2014. Архивировано 25 декабря 2013 года.
  59. Александр Тарасов. «Второе издание капитализма» в России // Скепсис. — 2011.
  60. Между «Сегодня» и «Завтра». Краткая история медиа | Открытый Университет. openuni.io. Дата обращения 4 февраля 2016.
  61. Ola Cichowlas. The internet was the last free zone in Russian society. Now Putin has it in his grasp (англ.), The Independent (Среда 7 мая 2014). Дата обращения 21 сентября 2014.
  62. РФ поднялась на 140-е место в рейтинге свободы СМИ, Lenta.ru (20 октября 2010). Дата обращения 21 сентября 2014.
  63. Россия опустилась в рейтинге свободы прессы из-за Путина, Lenta.ru (30 января 2013). Дата обращения 21 сентября 2014.
  64. «Репортеры без границ» перечислили репрессивные законы России, Lenta.ru (12 февраля 2014). Дата обращения 21 сентября 2014.
  65. Владимир Путин запретил мат в кино, СМИ и литературе (5 мая 2014). Дата обращения 12 мая 2014.
  66. The 2013 World Press Freedom Index. Reporters Without Borders. Архивировано 9 сентября 2013 года.
  67. World Press Freedom Map Архивная копия от 23 сентября 2014 на Wayback Machine // Репортеры без границ (Reporters Without Borders)
  68. Maria Anikina. „Journalists in Russia” // Journalism in Russia, Poland and Sweden - traditions, cultures and research. Södertörns högskola, 2011, p. 30.
  69. Анастасия Климова. ОБСЕ призывает Россию расследовать случаи нападения на журналистов — Миятович надеется, что её визит в москву поспособствует поиску решения проблемы безопасности журналистов в России. Presliz.ru (28 августа 2014). Дата обращения 22 сентября 2014. (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 18-12-2016 [1089 дней])